Карма в джайнизме

редактировать

Широкая классификация карманов в соответствии с философией джайнизма

Карма является основным принципом всеобъемлющей психокосмологии в Джайнизм. Человеческие нравственные поступки составляют основу переселения души (джива ). Душа ограничена циклом перерождений, заключена в временном мире (самсара ), пока, наконец, не достигнет освобождения (мокша ). Освобождение достигается путем следования путем очищения.

Джайны верят, что карма - это физическая субстанция, которая есть повсюду во вселенной. Частицы кармы притягиваются к душе действиями этой души. Частицы кармы притягиваются, когда мы что-то делаем, думаем или говорим, когда мы что-то убиваем, когда мы лжем, когда мы воруем и так далее. Карма не только включает в себя причинность, но также рассматривается как уязвимая тонкая материя, которая проникает в душу, скрывая ее естественные, прозрачные и чистые качества. Карма считается своим видом осквернением, окрашивающим различными цветами (лешйа ). Основываясь на своей карме, душа претерпевает переселение и перевоплощается в различных состояниях существования - таких как рай или ад, или люди или животные.

Джайны названы на неравенство, страдания и боль как на доказательство существования кармы. Различные типы кармы классифицируются в зависимости от их воздействия на потенцию души. Теория джайнов пытается объяснить кармический процесс, определяя причины кармического притока (асрава ) и рабства (бандха ), уделяя одинаковое внимание самим делам и намерения за этими действиями. Джайнская кармическая теория приписывает большую ответственность индивидуальными действиями и исключает любую зависимость от предоставляемых услуг божественной милости или возмездия. Доктрина джайнов также утверждает, что мы можем как изменить нашу карму, так и получить от нее освобождение посредством аскез и чистоты поведения.

Содержание

  • 1 Философский обзор
    • 1.1 Теория материала
    • 1.2 Механизм саморегуляции
    • 1.3 Преобладание кармы
    • 1.4 Реинкарнация и переселение
    • 1.5 Четыре Гати (состояния существования)
    • 1.6 Леся - окраска души
    • 1.7 Роль поступков и намерений
  • 2 Истоки и влияние
  • 3 Факторы, влияющие на эффекты Кармы
  • 4 Процесс порабощения и освобождения
    • 4.1 Притяжение и связывание
    • 4.2 Причины влечения и связывания
    • 4.3 Плодотворение
    • 4.4 Модификации
    • 4.5 Версия
  • 5 Обоснование
  • 6 Критика
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Источники
  • 10 Внешние ссылки

Философский обзор

Согласно джайнам, все души по своей сути чисты в своем исходном идеальном состоянии, обладая качествами бесконечного знания, бесконечного восприятия, бесконечного блаженства и бесконечная энергия. Однако в современном опыте обнаруживается, что эти качества оскверняются и ограничиваются из-за этих душ с кармой. Таким образом душа была связана с кармой на протяжении вечности безначального времени. Это рабство души объясняется в джайнских текстах по аналогии с золотой рудой, - в ее местном естественном состоянии - всегда не очищена от примесей. Точно так же идеально чистое состояние души всегда было покрыто нечистотами кармы. Этот аналог с золотой рудой также продвинута на один шаг дальше: очищение души может быть достигнуто, если применяются надлежащие методы очистки. На протяжении веков джайнские монахи разработали большой и сложный корпус литературы, описывающей природу души, различные аспекты работы кармы, а также способы и средства достижения мокши. Тиртханкара-нама-карма - это особый тип кармы, зависимость которой поднимает душу до высшего тиртханкары.

Материальная теория

Джайнизм говорит о кармической «грязи» как о карме Считается, что он проявляется как очень тонкие и чувственно незаметные частицы, пронизывающие всю вселенную. Они настолько малы, что одна пространственная точка - наименьшая возможная протяженность пространства - содержит бесконечное количество кармических частиц (или количество кармической грязи). Именно эти кармические частицы прикрепляются к душе и на ее природную мощь. Эта материальная карма называется дравйа кармой; а испытывающие в результате эмоции - удовольствие, боль, любовь, ненависть и т. д., испытываемые душой, называются бхава-кармой, психической кармой. Связь между материальной и психической кармой - это причинно-следственная связь. Материальная карма порождает чувства и эмоции в мирских душах, которые, в свою очередь, порождают психическую карму, вызывая эмоциональные изменения в душе. Эти эмоции снова приводят к притоку и ограничению материальной кармы. Джайны считают, что кармическая материя на самом деле является агентом, позволяющим сознанию действовать в материальном контексте вселенной. Они являются материальным носителем желания души физически познать этот мир. Когда они привлекаются к сознанию, они накапливаются в интерактивном кармическом поле, называемом кармана шарира, которое исходит из души. Таким образом, карма - это тонкая материя, окружающая сознание души. Когда эти два компонента - сознание и созревшая карма - взаимодействуют, душа переживает жизнь, известную в нынешней материальной вселенной.

Саморегулирующийся механизм

Согласно индологу Роберт Дж. Зиденбос, вызывающий такие же, как и физические действия, карма - это система естественных законов, имеющая действие, имеющее физические свойства, вызывающие последствия. Если взять яблоко и отпустить, яблоко упадет. Здесь нет ни судьи, ни морального суждения, поскольку это механическое следствие физического действия. Точно так же последствия возникают естественным образом, когда человек лжет, что-то крадет, совершает бессмысленное насилие или ведет распутную жизнь. Вместо того, чтобы предполагать, что эти последствия - моральные награды и возмездия - это работа какого-то божественного судьи, джайны верят, что в космосе существует врожденный моральный порядок, саморегулирующийся благодаря действию закона кармы. Мораль и этика важны в джайнизме не из-за Бога, а потому что жизнь, что жизнь, действует в соответствии с моральными и этическими принципами (махаврата ), считается полезной: она ведет к снижению - и, наконец, к полной потере из - карма, которая в свою очередь ведет к вечному счастью. Джайнская концепция кармы снимает с Бога ответственность за спасение и возлагает ее на самого человека. По словам джайнского ученого, Дж. Л. Джайни:

джайнизм больше, чем любое другое вероучение, дает человеку абсолютную религиозную независимость и свободу. Ничто не может стать помехой между нашими действиями и их плодами. После этого они нашими хозяевами и приносить плоды. Моя независимость велика, поэтому и моя ответственность с ней не меньше. Я могу жить, как хочу; но мой голос укажите, и я не могу избежать его последствий. Ни Бог, ни его Пророк, ни его заместитель, ни возлюбленные не могут вмешиваться в человеческую жизнь. Душа и только она ответственна за все, что она делает.

Преобладание кармы

Согласно джайнизму, кармические последствия безошибочно верны и неизбежны. Никакая божественная благодать не может спасти человека от их переживания. Только аскезы и самоконтроль могут изменить или облегчить последствия кармы. Даже тогда, в некоторых случаях, нет другого выбора, кроме как принять карму с невозмутимостью. В джайнском тексте второго века «Бхагавати Шрадхана» (стих 1616) резюмируется преобладание кармы в джайнской доктрине:

Нет мире ничего более могущественного в, чем карма; карма попирает все силы, как слон - комок лотосов.

Это преобладание кармы - тема, часто исследуемая джайнскими аскетами в создаваемой ими литературе на протяжении всех столетий. Пол Дандас отмечает, что аскеты часто используют предостерегающие сказки, чтобы подчеркнуть все кармические последствия морально неправильного образа жизни или чрезмерно интенсивных эмоциональных отношений. Однако он отмечает, что такие рассказы часто смягчаются заключительными заявлениями о трансформирующих эффектах благочестивых действий главных героев и их достижения достижения освобождения.

Би легендарных личностей, таких как Рама и Кришна в джайнских версиях эпоса Рамаяна и Махабхарата также имеют карму как одну из основных тем. Основные события, персонажи и обстоятельства объясняются на основе их прошлые жизни, с примерами конкретных действий в одной жизни, определяющих события в следующей. В джайнских текстах рассказывается, как даже Махавира, один из самых популярных пропагандистов джайнизма и 24-й тиртханкара (создатель бродов), пришлось вынести на себе основную тяжесть своей предыдущей кармы, прежде чем достичь кевала джнана (просветление ). Он достиг этого только после двенадцати лет суровой аскезы с непривязанностью. Ачаранга-сутра говорит о том, как Махавира несёт карму с полной невозмутимостью следующим образом:

Его ударили палкой, кулаком, копьем, ударили фруктом, комом, черепком. Многие плакали, избивая его снова и снова. Когда он однажды сидел, не шевелясь, многие порезали его плоть, рвали ему волосы от боли или покрыли его пылью. Подбросив его, ониили ему упасть или нарушили его религиозные позы; отказавшись от заботы о своем теле, Достопочтенный смирил себя и терпел боль, свободный от желаний. Как герой, окружающий битву, окружен со всех сторон, так и Махавира был там. Перенеся все невзгоды, Достопочтенный, невозмутимый, продолжил путь к нирване.

— Ачаранга-сутра 8–356: 60

Реинкарнация и переселение

Карма составляет центральную и фундаментальную часть джайнов. вера, которая неразрывно связана с другими ее философскими концепциями, такими как переселение, реинкарнация, освобождение, ненасилие (ахимса ) и непривязанность, среди прочего. Видно, что действия имеют последствия: некоторые отсроченные, даже в будущих воплощениях. Итак, доктрина кармы не только в отношении одного периода жизни, но также в отношении будущих воплощений, так и прошлых жизней. Уттарадхьяна-сутра 3.3–4 гласит:

Джива, или душа, иногда рождается в мире богов, иногда в аду. Иногда он приобретает тело демона ; все это происходит из-за его кармы. Эта джива иногда рождается в виде червя, насекомого или муравья.

Далее текст гласит (32.7):

Карма - это корень рождения и смерти. Души, связанные кармой, совершают круговорот в цикле существования.

Здесь нет возмездия, осуждения или награды, но являются естественными последствиями выбора в жизни, сделанного сознательно или неосознанно. Следовательно, любое страдание или удовольствие, которые душа может испытывать в своей настоящей жизни, происходит из-за выбора, которое она сделала в прошлом. В результате этой доктрины джайнизм придает первостепенное значение чистому мышлению и моральному поведению.

Четыре Гати (состояния существования)

Душа путешествует в любых из четырех состояний существования после смерти в зависимости от его кармах

Джайнские тексты постулируют четыре гати, то есть состояния существования или категории рождения, в которых душа переселяется. Четыре гати: дэва (полубоги), манушья (люди), нараки (адские существа) и тирьянча (животные, растения и микроорганизмы). Четыре гати имеют четыре царства или уровня обитания в вертикально многоуровневой джайнской вселенной : полубоги занимают более высокие уровни, где установлены небеса; люди, растения и животные занимают средний уровень; а адские существа занимают нижние уровни, где расположены семь адов.

Односторонние души, однако, называемые нигода, а души в телах стихий пронизывают все уровни этой вселенной. Нигоды - это души на нижнем конце экзистенциальной иерархии. Они настолько крошечные и недифференцированные, что у них нет даже отдельных тел, живущих колониями. Согласно джайнским текстам, это бесконечное количество нигодеров можно найти в тканях растений, корнеплодах и телах животных. В зависимости от своей кармы душа переселяется и перевоплощается в этой космологии судеб. Четыре основных предназначения делятся на подкатегории и еще более мелкие подкатегории. В целом, джайнские тексты говорят о цикле из 8,4 миллиона судеб рождений, в которых души оказываются снова и снова, совершая цикл в пределах сансары.

. В джайнизме Бог не играет никакой роли в судьбе человека; личная судьба человека не является следствием какой-либо системы вознаграждения или наказания, скорее как результат его личной кармы. Текст из тома древнего джайнского канона, Бхагвати сутра 8.9.9, связывает состояние существования с определенными кармами. Жестокие поступки, убийство, имеющее пять органов чувств, поедание рыбы и т. Д., Приводят к перерождению в аду. Обман, обман и ложь приводят к возрождению в мире животных и растений. Доброта, сострадание и скромный характер приводят к рождению человека; аскезы, а также выполнение и соблюдение обетов приводят к возрождению на небесах.

В джайнской мысли существует пять типов тел: земные (например, большинство людей, животных и растений), метаморфические (например, боги, адские существа), тонкая материя, некоторые животные и несколько людей, которые могут трансформироваться в силу своего совершенства), тип переноса (например, хорошие и чистые вещества, реализованные аскетами), огненный (например, тепло, которое преобразует или переваривает пищу) и кармический (субстрат, на котором кармические частицы пребывают и заставляют душу постоянно меняться).

Философия джайнизма далее делит земное тело по симметрии, количеству органов чувств, жизненным силам (айус), функциональным возможностям и тому, вмещает одно тело одну душу или одно тело хостов много. У каждого живого ума есть от одного пяти чувств, три бала (сила тела, языка и ума), дыхание (вдох и выдох) и продолжительность жизни. Все живые существа во всех сферах, включая богов и существ ада, разработаны и уничтожают все типы кармы в соответствии с используемыми теориями в джайнских текстах. Подробные описания формы и физической и метафизической вселенной и ее составляющих также представляют в джайнских текстах. Все эти тщательно продуманные методы теории проиллюстрировать и использовать теорию теорию джайнской кармы в классических традициях, очень похожих на индуизм и индуизм, но со своими различиями в деталях и предположениях.

Леся - окраска души

Обычное представление о дереве манго и аналогии с лесьями для людей.

Согласно джайнской теории кармы, кармическая материя придает душе цвет (лесья) в зависимости от умственной деятельности, стоящей за действием. Расцветка души объясняется аналогией с кристаллом, который приобретает цвет не с ними. Таким же образом душа также отражает качества вкуса, запаха и прикосновения сопутствующей кармической материи, хотя при обсуждении лесий обычно упоминается именно цвет. Уттарадхьяя-сутра 34.3 говорит о шести основных категориях лесьи, представленных шестью цветами: черным, синим, серым, желтым, красным и белым. Черный, синий и серый - неблагоприятная лесья, ведущая к тому, что душа рождается в несчастьях. Желтый, красный и белый - благоприятные лесьи, которые приводят к тому, что душа рождается в удаче. Уттарад имеющий умственные настроения людей, черно-белые лесьи:

Джайнские тексты далее демонстрируют влияние лесйи на умственные предрасположенности души, используя пример реакции шести путешественников, увидевших плодоносящее дерево. Они видят дерево, нагруженное плодами, начинают думать о том, чтобы получить эти плоды: один из них предлагает выкорчевать все дерево и съесть плоды; второй предлагает срезать ствол дерева; третий предлагает просто обрезать ветки; четвертый предлагает срезать ветки и пощадить ветви и дерево; пятый предлагает собирать только плоды; шестой предлагает собирать только упавшие плоды. Каждого из шести путешественников можно разглядеть в зависимости от умственных способностей и соответствующих их шести лесий. С одной стороны, человек с черной лесьей со злым характером думает вырвать с корнем все дерево, даже если он хочет съесть только один плод. С другой стороны, человек с белой лесьей, имеющий чистый характер, думает о том, чтобы поднять упавший плод, чтобы пощадить дерево.

Роль поступков и намерений

роль намерения - один из наиболее важных и определяющих элементов теории кармы во всех ее традициях. В джайнизме намерение важно, но не является обязательной причиной нарушения или неправильного поведения. Злые намерения образуют лишь один из способов совершения греха. Любое совершенное действие, сознательно или неосознанно, имеет кармические последствия. В некоторых философиях, таких как буддизм, человек виновен в насилии только в том случае, если у него было намерение совершить насилие. С другой стороны, согласно джайнам, если действие вызывает насилие, тогда человек виновен в нем, независимо от того, имел ли он намерение совершить это.

Джон Коллер объясняет роль намерения в джайнизме с помощью пример монаха, который по незнанию предлагал отравленную пищу своим братьям. Согласно джайнскому воззрению, монах виновен в насилии, если другие монахи умирают из-за того, что съели отравленную пищу; но согласно буддийской точке зрения, он не был бы виновен. Ключевое различие между этими двумя взглядами состоит в том, что буддийское воззрение оправдывает действие, классифицируя его как непреднамеренное, поскольку он не знал, что еда была отравлена; тогда как джайнское воззрение считает, что ответственность за это несет монах из-за его невежества и небрежности. Джайны утверждают, что само невежество и невнимательность монаха представляют собой намерение совершить насилие и, следовательно, влекут за собой его вину. Таким образом, согласно джайнскому анализу, отсутствие намерения также не освобождает человека от кармических последствий вины.

Намерение - это функция от kaṣāya, который относится к отрицательным эмоциям и отрицательным качествам умственного (или осмысленного) действия. Наличие намерения действует как отягчающий фактор, увеличивая вибрации души, в результате чего душа поглощает больше кармы. Это объясняется в Таттвартхасутре 6.7: «[] намеренное действие порождает сильную кармическую зависимость, а [] непреднамеренное порождает слабую краткосрочную кармическую зависимость». Точно так же физический акт также не является необходимым условием для привязки кармы к душе: достаточно существования одного намерения. Это объясняется Кундакундой (1 век н.э.) в Самаясара 262–263: «Намерение убить, украсть, быть не целомудренным и приобрести собственность, действительно ли эти преступления являются переносится или нет, ведет к рабству злой кармы ". Таким образом, джайнизм уделяет одинаковое внимание физическому действию, а также намерению связать карму.

Происхождение и влияние

Хотя доктрина кармы занимает центральное место во всех индийских религиях, трудно сказать, когда и где в Индии возникла концепция кармы. В джайнизме предполагается, что его развитие произошло в эпоху, когда литературные документы недоступны, поскольку основы этой доктрины присутствовали и заключены даже в самых ранних документах джайнов. Сутра Акаранга и Сутракританга, содержат общий план доктрин кармы и реинкарнации. Корни этого учения в джайнизме могут быть в учении Паршвы, который, как говорят, жил примерно за двести пятьдесят лет до Махавиры. Джайнская концепци я кармы - как чего-то материального, обременяющего душу - имеет архаичную природу, которая оправдывает гипотезу о том, что она восходит к 8 или 9 веку до нашей эры.

Нынешняя форма доктрины, похоже, не изменилась на по крайней мере, со времен Бхадрабаху (ок. 300 г. до н. э.), которого уважают обесекты. Это подтверждается тем фактом, что обе секты Шветамбара и Дигамбараны согласны с основной доктриной, что указывает на то, что в ее нынешней форме она возникла до того, как произошел раскол. Бхадрабаху обычно считают последним лидером объединенного джайнского санха. Подробная кодификация типов кармы и их последствий была засвидетельствована Умасвати, которого Дигамбара и Шветара считают одним из своих.

Джайн и ученый-буддист Падманабх Джайни отмечает:

Мы еще не в состоянии окончательно объяснить более ранний и более интенсивный интерес к карме, проявленный джайнскими мыслителями (и, в меньшей степени, буддистами) по сравнению с их брахманскими коллегами. Возможно, вся концепция о том, что ситуация и жизненный опыт человека на самом деле являются результатом деяний, возможных в разных жизнях, вообще не арийского происхождения, а скорее, возможно, возникла как часть коренного гангского происхождения. традиции, из которых возникли различные движения шраманов. Не индуистские, если мы увидим, что взгляды джайнов на процесс и возможности перерождения явно не индуистские; более того, социальные разветвления этих взглядов были глубокими.

Что касается влияния теории кармы на развитие различных религиозных и социальных практик в древней Индии, доктор Падманабх Джайни заявляет:

Акцент на пожинать плоды только своими кармами не ограничивались джайнами; Как индуисты, так и доктринальные писатели создали, подчеркивающие одну и ту же точку зрения. Однако каждая из последних традиций развивала практики, которые в корне противоречили такой вере. Помимо шраддхи (индуистского ритуала подношения мертвым предкам), мы находим среди индусов широко распространенную приверженность идее божественного вмешательства в судьбу человека, в то время как буддисты (махаяны) в конечном итоге пришли к продвижению таких теорий, как дарование благ Бодхисаттвы, передача заслуг и тому подобное. Только джайны категорически не желали позволять таким идеям проникать в их сообщество, несмотря на то, что, на них оказывалось огромное социальное давление, чтобы это сделать.

Социально-религиозные практики джайнов, такие как регулярный пост, соблюдение суровых аскез. аскезы, ритуальная смерть Саллекханы и отказ от Бога как создателя и оператора вселенной - все это может быть связано с джайнской теорией кармы. Джайни отмечает, что разногласия по поводу кармической теории переселения приводит к социальному различию между джайнами и их соседями-индуистами. Таким образом, один из важнейших индуистских ритуалов, шраддха, не только отвергался, но и подвергался резкой критике со стороны джайнов как суеверие. Некоторые авторы также отмечают сильное влияние концепции кармы на джайнскую этику, особенно этику ненасилия. Вполне вероятно, что она породила гуманное чувство родства между всеми формами жизни и, таким образом, способствовала представлению о существовании ахимса (ненасилие), как только доктрина переселения душ начала перерождение на Земле в животной, а также в форме обратной, в зависимости от кармы, вполне вероятно.

Факторы, влияющие на эффекты кармы

Природа переживания последствий кармы зависит от следующих четырех факторов:

  • Пракрити (природа или тип кармы) - Согласно джайнским текстам, существует восемь основных типов кармы, которые подразделяются на «причиняющую вред» и «не причиняющую вреда»; каждый разделен на четыре типа. Вредная карма (гхатия карма) напрямую влияет на силы души, препятствуя ее восприятию, знанию и энергии, а также вызывает заблуждение. Эти вредные кармы следующие: даршанаварана (карма, скрывающая воспалительная способность), гьянаварана (карма, скрывающая знания), антарайа (карма, создающая препятствия) и мохания (обманывающая карма). Категория, не причиняющая вреда (агхатия кармы), отвечает за физическое и умственное состояние возрожденной души, ее долголетие, духовный потенциал и переживание приятных и неприятных ощущений. Эти не причиняющие вреда кармы: нама (карма, определяющая продолжительность жизни), айу (карма, определяющая продолжительность жизни), готра (карма, определяющая статус) и ведания (карма, порождающая чувства), соответственно. Таким образом, различные типы кармы на душу по-разному в зависимости от своей природы.
  • Стхити (продолжительность кармической связи ) - Кармическая связь остается скрытой и привязанной к сознанию до времени его активации. Хотя скрытая карма не влияет на душу напрямую, ее существование ограничивает духовный рост души. В джайнских текстах указывается минимальная и максимальная продолжительность, на которую такая карма использует, прежде чем она созреет.
  • Анубхава (интенсивность кармы) - Степень переживания кармы, то есть умеренная или интенсивная, зависит от качества анубхава или интенсивность рабства. Он определяет силу кармы и ее влияние на душу. Анубхава зависит от силы страстей во время связывания кармы. Чем сильнее эмоции - такие как гнев, жадность и т. Д. - во время связывания кармы, тем более интенсивным будет ее переживание во время зрелости.
  • Прадеша (Количество карманных) - Это кармической материи, которое получено и активируется во время переживания.

И эмоции, и активность играют роль в связывании кармы. Продолжительность и интенсивность кармической связи определяет эмоции или «kaṣāya », а тип и количество связанных карманов от йоги или активности.

Процесс связывания и освобождения

Кармический процесс в джайнизме основан на семи истинах или фундаментальных принципах (таттва ) джайнизма, которые объясняют затруднительное положение человека. Из семи таттв, четыре - наитие (асрава ), рабство (бандха ), остановка (самвара ) и освобождение (нирджара ) - относ к кармическому процессу.

Притяжение и связывание

Представление души, претерпевающая реинкарнацию.

Кармическое рабство возникает в результате следующих двух процессов: асравы и бандхи. Ишрава - это приток кармы. Кармический приток происходит, когда частицы притягиваются к душе из-за йоги. Йога - это вибрации души, стимулированные ума, речи и тела. Однако сама по себе йога не производит рабства. Кармы только тогда, когда они связаны с сознанием. Это связывание кармы с сознанием называется бандхой. Из многих причин рабства эмоции или страсти причиной основной рабства. Кармы буквально скованы из-за липкости души из-за наличия различных страстей или умственных наклонностей. Такие страсти, как гнев, гордость, обман и жадность, называются липкими (kaāyas ), потому что они заставляют кармические частицы прилипать к душе, что приводит к бандхе. Кармический приток из-за йоги, движимой страстями и эмоциями, вызывает долговременный приток кармы, продлевая цикл реинкарнаций. С другой стороны, кармический приток из-за действий, которые не вызваны страстями и эмоциями, имеет лишь временный, кратковременный кармический эффект. Следовательно, древние джайнские тексты говорят о подавлении этих отрицательных эмоций:

когда он желает того, что для него хорошо, он должен избавиться от четырех недостатков - гнева, гордости, обмана и жадности, - которые увеличивают зло. Гнев и гордость, когда их не подавляют, и обман и жадность, когда они создают: все эти четыре черные страсти питают корни возрождения.

— Дашавалика-сутра, 8: 36–39

Причины влечения и рабства

Джайнская теория кармы предполагает, что частицы кармы притягиваются и связываются с сознанием душ комбинацией четырех факторов, относящихся к действиям: инструментальности, процесса, модальности и мотивации.

  • инструментальность действия относится к тому, было ли инструментом действия: тело, как в физических действиях; свою речь, как в речевые действия ; или разум, как в вдумчивом обдумывании.
  • процесс действия относится к временной последовательности, в которой оно происходит: решение действовать, планы по действиям, необходимые действия для действия, и, в конечном итоге, для осуществления самого действия.
  • модальность действия относится к различным режимам, в которых можно участвовать в действии, например: быть тем кто сам совершает акт; быть тем, кто подстрекает другому совершению действия; или быть тем, кто дает разрешение, одобрение или одобрение действия.
  • мотивация действия относится к внутренним страстям или негативным эмоциям, которые вызывают действие, включая: гнев, жадность, гордость, обман и т. д.

Во всех действиях присутствуют выше четыре фактора. Когда подсчитываются различные перестановки подэлементов четырех факторов, джайнские учителя говорят о 108 способах, способствующих кармической материя может быть привлечена к душе. Даже молчаливое одобрение насилия издалека имеет кармические последствия для души. Следовательно, Священные Писания рекомендуют осторожность в действиях, осознание мира и чистоту мыслей как средство избежать бремени кармы.

Согласно главному джайнскому тексту, Таттвартха сутра :

Неправильная вера, отказ от воздержания, небрежность, страсти и действия являются причинами рабства.

— Таттвартхасутра, 8-1

Индивидуальное «я» притягивает частицы материи, которые способны превратиться в карму, поскольку «я» движется страстями. Это рабство.

— Таттвартхасутра, 8-2

Причины бандхи или кармического рабства - в том, в котором они должны устраняться душой для духовного прогресса - являются:

  • Митхьятва (иррациональность и неразумность) заблуждение мировоззрения) - Заблуждение мировозрения - это непонимание того, как этот мир действует из-за односторонних перспектив, извращенных точек зрения, бессмысленных обобщений и невежества.
  • Авирати (несдержанность или жизнь без клятв)) - Авирати - это неспособность добровольно воздерживаться от злых действий, причиняющих вред себе и другим. Состояние авирати можно преодолеть, только соблюдая второстепенные обеты мирянина.
  • Pramāda (небрежность и небрежность в поведении) - Эта третья причина рабства состоит в рассеянности, отсутствие энтузиазма в отношении приобретения заслуг и духовного роста. и неправильные действия ума, тела и речи без какого-либо отношения к себе или другим.
  • Kaṣāya (страсти или отрицательные эмоции) - четыре страсти - гнев, гордость, обман и жадность - это основная привязанность кармы к душе. Они удерживают погруженную во тьму заблуждения, ведущую к ошибочному поведению и бесконечным циклам перевоплощений.
  • Йога (деятельность ума, речи и тела)

Каждая причина предполагает возможные следующие причины, но следующая причина не обязательно предполагает наличие предыдущей. Душа может продвигаться по духовной лестнице, называемой гутастхана, только тогда, когда она способна устранить вышеуказанные причины рабства одну за другой.

Плоды

Карма как моральное действие и противодействие: посеянное добро пожинается как добро.

Последствия кармы неизбежны, хотя они могут некоторое время, чтобы вступить в силу. Чтобы объяснить это, джайнский монах Ратнапрабхачарья говорит:

Процветание порочного человека и несчастье добродетельного человека, соответственно, являются лишь следствием добрых и плохих дел, совершенных ранее. Порок и добродетель могут иметь свои последствия в их следующей жизни. Таким образом, здесь не нарушается закон причинности.

Скрытая карма становится активной и приносит плоды, когда возникают поддерживающие условия. Большая часть притянутой кармы имеет свои последствия с незначительными временными эффектами, так как обычно большая часть нашей деятельности находится под влиянием умеренных отрицательных эмоций. Однако те действия, на которые влияют сильные отрицательные эмоции, вызывают столь же сильную кармическую привязанность, которая обычно не приносит немедленных плодов. Он переходит в неактивное состояние и ждет, пока не возникнут поддерживающие условия, такие как подходящее время, место и окружающая среда, чтобы проявиться и произвести эффекты. Если поддерживающие условия не возникают, соответствующие кармы проявятся в конце максимального периода, в течение которого она может оставаться связанной с душой. Эти благоприятные условия для активации скрытой кармы определяются природой кармы, интенсивностью эмоционального взаимодействия во время связывающей кармы и нашим фактическим отношением ко времени, месту и окружению. Среди карм существуют определенные законы приоритета, в соответствии с которыми осуществление некоторых карм может быть отложено, но не полностью запрещено.

В джайнских текстах проводится различие между воздействием плода кармы на правильного верующего и неверный верующий:

Невежественный, поглощенный природой различных видов карм, наслаждается плодами кармы (в форме удовольствия и боли), а знающий знает плоды кармы, но не наслаждается ими.

Самаясара (10-9-316)

Модификации

Хотя джайны верят, что кармические последствия неизбежны, джайнские тексты также утверждают, что у души есть энергия для преобразования и изменения эффектов карма. Карма претерпевает следующие изменения:

  • Удайа (зрелость) - это плод кармы в соответствии с ее природой в должное время.
  • Удирана (преждевременное действие) - С помощью этого процесса можно убедиться кармы начинают действовать раньше установленного срока.
  • Удвартана (усиление) - В результате этого процесса происходит последующее увеличение продолжительности и интенсивности кармы из-за дополнительных отрицательных эмоций и чувств.
  • Апавартана ( уменьшение) - В этом случае происходит последующее уменьшение продолжительности и интенсивности кармы из-за положительных эмоций и чувств.
  • Санкрамана (преобразование) - Это мутация или преобразование одного подтипа кармы в другой подтип. Однако этого не происходит между разными типами. Например, папа (плохая карма) может быть преобразована в пунья (хорошая карма), поскольку оба подтипа принадлежат к одному и тому же типу кармы.
  • Упашамана (состояние угасания) - Во время в этом состоянии карма не действует. Карма начинает действовать только тогда, когда продолжительность оседания прекращается.
  • Нидхатти (предотвращение) - В этом состоянии преждевременное действие и трансформация невозможны, но возможно увеличение и уменьшение кармы.
  • Nikācanā (инвариантность) - Для некоторых подтипов никакие вариации или модификации невозможны - последствия те же, что и были установлены во время

Джайнской кармической теории, таким образом, говорит о великих силах души, чтобы управлять кармой действиями.

Выпуск

Джайнская философия утверждает, что эмансип невозможна, пока душа не освобождена от рабства кармы. Это возможно с помощью самвары (прекращения притока новых карманов) и нирджары (отбрасывания использования карманных сознательными усилиями). Самвара достигается посредством практики:

  • трех гупти или трех средств контроля ума, речи и тела,
  • самит или соблюдения осторожности в движении, разговоре, пятиде, размещении предметов и утилизации мусора.
  • Десять дхарм или наблюдение таких добрых поступков, как - прощение, смирение, прямолинейность, удовлетворенность, правдивость, самоконтроль, покаяние, отречение, непривязанность и воздержание.
  • Анупрекша или медитация на истинах этой вселенной.
  • Паринахаджая, то есть человек, идущий по моральному пути, должен развить в себе совершенно терпеливое и невозмутимое отношение посреди тяжелых и трудных обстоятельств.
  • Чаритра, то есть стремиться устойчиво в устойчивом состоянии. духовные практики.

Нирджара возможен посредством тапаса, аскез и аскез. Тапас может быть как внешний, так и внутренним. Шесть форм внешнего тапаса - это пост, контроль аппетита, отказ от еды при определенных условиях, отказ от еды, сидение и сон в уединенном месте и отказ от комфорта. Шесть форм внутреннего тапаса - это искупление, благоговение, служение достойным, духовное обучение, избегание эгоистических чувств и медитация.

Обоснование

Судья Тукол отмечает высшую важность учения Кармы заключается в использовании рационального и удовлетворительного объяснения очевидным необъяснимым явлениям рождения и смерти, счастья и несчастья, неравенства и существования различных видов живых существ. Сутракританга, один из древнейших канонов джайнизма, утверждает:

Здесь, на востоке, западе, севере и юге, многие люди родились в соответствии со своими заслугами, как жители этого нашего мира - некоторые как Арьи, некоторые как неарии, некоторые из знатных семей, некоторые из низших семей, некоторые как большие люди, некоторые как маленькие люди, некоторые с хорошей кожей, некоторые с плохой кожей, некоторые как красивые мужчины, некоторые как уродливые. И среди этих людей один - царь.

— Сутракританга, 2.1.13

Таким образом, джайны имеют неравенство, страдания и боль как существуют доказательства кармы. Теория кармы способна объяснить наблюдаемые явления, такие как неравенство между богатыми и бедными, удача, неравенство в продолжительности жизни и способность радоваться жизни, несмотря на аморальность. Согласно джайнам, такое неравенство и странности, которые существуют даже с момента рождения, можно отнести к деяниям прошлых жизней и таким образом, свидетельствовать о существовании кармы:

Один толстый, а другой тощий; один - хозяин, а другой - раб, и точно так же мы на высоких и низких, искалеченных и хромых, слепых и глухих и множество подобных странностей. Троны могущественных монархов ушли. Гордые и надменные были мгновенно унижены и обращены в пепел. Даже среди близнецов, рожденных от одного матери, мы находим одного тупого, другого умного, одного богатого, другого бедного, одного черного, а другого белого. С чем все это связано? Они не могли совершить никаких поступков, пока были в утробе матери. Тогда почему тогда должны существовать такие странности? Следовательно, мы должны сделать вывод, что эти различия должны быть результатом их поступков в их прошлых рождениях, хотя они родились вместе в одно время. В этом мире много странностей, и следует признать что за всем этим стоит-то мощная сила, благодаря миру, который кажется полным странностей. Эта сила называется кармой. Мы не можем воспринимать ее карму невооруженным глазом.

Критика

Джайнская теория кармы с давних времен подвергалась сомнению в Веданте и санкхья ветви индуистской философии. В частности, веданта-индуисты считали настройку джайнов о верховенстве и могуществе кармы, особенно ее настойчивое требование невмешательства какого-либо существа в судьбу душ, настойкой или атеистической. Например, в комментарии к сутрам Брахмы (III, 2, 38 и 41), Ади Шанкара, утверждает, что изначальные кармические действия сами по себе не могут принести должных результатов при какое-то будущее время; и сверхчувственные, неразумные качества, такие как adrsta - невидимая сила, являющаяся метафизической связью между работой и ее результатом, - сами по себе не могут быть посредниками уместного, справедливо заслуженного удовольствия и боли. Таким образом, по его мнению, плоды должны быть получены посредством действия сознательного агента, а именно, верховного существа (Ишвара ).

Сильный акцент джайнизма на доктрине кармы и интенсивный аскетизм также подвергался критике со стороны буддистов..Таким образом, Саньютта Никая повествует историю Асибандхакапутты, старосты, который изначально был учеником Махавиры. Он спорит с Буддой, говоря ему, что, согласно Махавире (Нигатха Натапутта), судьба или карма человека определяется тем, что он делает обычно. Будда отвечает, считая это мнение неадекватным, заявляя, что даже обычный грешник тратит больше времени, «не совершая греха», и лишь некоторое время фактически «совершает грех».. "

В другом буддийском тексте Маджхима Никая Будда критикует джайнский акцент на разрушении ненаблюдаемых и непроверяемых типов кармы как средстве прекращения страдания, а не на устранении дурных состояний ума. такие как жадность, ненависть и заблуждение, которые наблюдаемые и проверяемые. В диалоге Упалисутта этого текста Маджхима Никаи Будда спорит с джайнским монахом, который утверждает, что телесные действия являются наиболее преступными по сравнению с действиями речи и ума. Будда критикует эту точку зрения, говоря, что действия ума наиболее преступны, а не действия речи или тела. Будда также критикует джайнскую аскетическую практику различных аскез, утверждая, что он, Будда, более счастлив, когда не практикует аскезы.

Признавая сложность и изощренность джайнской доктрины, Падманабх Джайни сравнивает ее с индуистской учение о возрождении и указывает, что джайнские провидцы умалчивают о точном моменте и способе перерождения, то есть о возвращении души в утробу после смерти. Концепция нитья-нигода, которая утверждает, что существуют определенные категории душ, которые всегда были нигодами, также подвергается критике. Согласно джайнизму, нигоды - низшая форма чрезвычайно микроскопических существ, имеющих кратковременную продолжительность жизни, живущих колониями и пронизывающих всю вселенную. По словам джайни, вся концепция нитья-нигода подрывает концепцию кармы, поскольку у этих существ явно не было бы предварительной возможности совершить какие-либо кармически значимые действия.

Карму также критикуют на том основании, что она ведет к ослаблению духа людьми, страдающими от жизненных невзгод, потому что ход их жизни определяется кармой. Часто утверждают, что впечатление о карме как о скоплении горы плохих дел, нависающих над нашими головами без всякого выхода, ведет к фатализму. Однако, как выразился Пол Дандас, джайнская теория кармы не подразумевает отсутствие свободной воли или действия тотального детерминированного контроля над судьбами. Кроме того, доктрина кармы не поощряет фатализм среди своих верующих из-за веры в личную ответственность за действия и в то, что аскезы могут распространить злую карму, и можно было достичь спасения, подражая жизни джинов.

См. Также

Примечания

  1. ^Джайнская философия разделяет души джив на две категории: мирские души, которые не освобождены; и освобожденные души, свободные от всей кармы.
  2. ^«Первая джайнская версия Рамаяны была написана Вималой Сури примерно в четвертом веке нашей эры на пракрите». см. Дандас, Пол (2002): стр. 238–39.
  3. ^«Джайны, кажется, время от времени использовали этот эпос для противостояния индуистам. В шестнадцатом веке джайнские писатели в западной Индии создали версии Махабхараты, клевещущие на Вишу, который, согласно другому влиятельному индуистскому тексту, Шива Пурана создал подобную бродяге фигуру, которая обратила демонов в нищенские джайны, что позволило богам победить их. Другой целью этих джайнских Махабхарат был Кришна, который перестает быть благочестивым джайном из ранних традиций Шветамбары и вместо этого изображается как коварный и аморальный интриган ". см. Дандас, Пол (2002): стр. 237.
  4. ^Слово тиртханкара переводится как создатель бродов, но также свободно переводится как пророк или учитель. Брод означает переход реки или переход вброд. Следовательно, их называют бродопроизводителями, потому что они служат перевозчиками через реку переселения народов. см. Grimes, John (1996) p. 320
  5. ^Джайнская иерархия жизни классифицирует живые существа на основе органов чувств: существа с пятью чувствами, такие как люди и животные, находятся наверху, а существа с единым чувством, такие как микробы и растения, внизу.
  6. ^Джайнское опровержение теории Бога как оператора и распределителя кармы см. Джайнизм и некреационизм.
  7. ^В 8-м веке джайнский текст Aṣṭakaprakaraṇam (11.1–8), Харибхадра опровергает буддийскую точку зрения, согласно которой аскезы и аскезы приводят к страданию и боли. По его словам, страдание происходит из-за прошлой кармы, а не из-за аскез. Даже если аскезы приводят к некоторым страданиям и усилиям, их следует предпринимать, поскольку это единственное средство избавления от кармы. Он сравнивает это с усилиями и стараниями бизнесмена для получения прибыли, что делает его счастливым. Таким же образом аскезы и аскезы блаженны для аскета, желающего освобождения. См. Haribhadrasūri, Sinha, Ashok Kumar, Jain, Sagarmal (2000) p. 47

Ссылки

Источники

  • Бхаттачарья, доктор Х.С. (1966), Реальные явления в джайнской метафизике, Бомбей: Благотворительный фонд Сета Санти Дас Кетси
  • Бхаттачарья, доктор Х.С. (1976), Моральная доктрина джайна, Мумбаи: Джайн Сахитья Викас Мандал
  • Бронкхорст, Йоханнес (1993), Две традиции медитации в Древней Индии, Дели: Motilal Banarsidass Publ, ISBN 81- 208-1114-3
  • Чаппл, Кристофер (1990), С. Николсон (редактор), Карма: ритмическое возвращение к гармонии, Иллинойс: Quest Books, ISBN 0-8356-0663-5
  • Дандас, Пол (2002), Хиннелс, Джон (изд.), Джайны, Лондон: Рутледж, ISBN 0 -415-26606-8
  • EB (2001), «Джайнские спекуляции как происходящие в Акаранге I», у Сингха, Нагендра Кр. (ред.), Энциклопедия джайнизма, Нью-Дели: Anmol Publications, ISBN 81-261-0691-3
  • Фрейдхельм, Харди (1990), Мировые религии: религии Азии, Лондон: Routledge, ISBN 0-415-05815-5
  • Гомбрих, Ричард Фрэнсис (2006), Как возник буддизм: обусловленное происхождение ранних учений, Routledge, ISBN 978-0-415-37123-0
  • Якоби, Герман (1895), Ф. Макс Мюллер (ред.), Уттарадхьяяна сутра, Священные книги Востока, том 45, часть 2, Оксфорд: The Clarendon Press, ISBN 0-7007-1538-X Примечание: ISBN и номера страниц. относится к Великобритании: перепечатка Routledge (2001). URL - это отсканированная версия оригинального репринта 1895 года.
  • Джайн, Чампат Рай (1929), Практическая Дхарма, The Indian Press Ltd., Эта статья включает текст из этого источник, который находится в общественном достоянии.
  • Jain, Vijay K. (2012), Purushartha Siddhyupaya Ачарьи Амритчандры: Осознание чистого Я, с хинди и английским переводом, ISBN 978-81-903639-4-5, Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном достоянии.
  • Джайни, Падманабх С. (1998) [ 1979], Джайнский путь очищения, Дели : Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1578-5
  • Джайни, Падманабх (2000), Сборник статей по джайнским исследованиям, Дели: Motilal Banarsidass Publ, ISBN 81-208-1691-9
  • Джавери, Б.Дж. (2001), "Обсуждение о себе », у Сингха, Нагендра Кр. (ред.), Энциклопедия джайнизма, Нью-Дели: Anmol Publications, ISBN 81-261-0691-3
  • Джонсон, WJ (1995), Безвредные души: кармическое рабство и религиозные изменения в раннем джайнизме с особым упором на Умасвати и Кундакунду, Дели: Motilal Banarsidass Publishers, ISBN 81-208-1309-X
  • Калгхатги, доктор Т.Г. (1988), Исследование джайнизма, Джайпур: Академия Пракрита Бхарти
  • Киртивиджай, М. (1957), Джайнизм в двух словах, Бомбей: Печатный станок Навпрабхат
  • Коллер, Джон М. (2007), Азиатские философии, Пирсон Прентис Холл, ISBN 978-0-13-195183-9
  • Кришан, Юврадж (1997), Доктрина кармы: ее происхождение и развитие в брахманских, буддийских и джайнских традициях, Дели: Motilal Banarsidass Publishers, ISBN 81-208-1233-6
  • Лонг, Джеффри Д. (2013), Джайнизм: Введение, IB Таурис, ISBN 978-0-85771-392-6
  • Малаласекера, GP (2003), Словарь палийских имен собственных, Лондон: азиатские образовательные услуги, ISBN 81-206-1823-8
  • Панде, GC (1978), Sramana Tradition: Its History and Contribution to Indian Culture, Ahmedabad: LD Институт индологии
  • Патил, Бал (2006), Джая Гомматеса, Мумбаи: хинди Грант Карьялай, ISBN 81-88769-10-X
  • Пратт, Джеймс Биссетт (2007), Индия и ее веры, Великобритания: Прочтите книги, ISBN 1-4067-1173-X
  • Рэнкин, Адиан (2006), Путь джайна: древняя мудрость для Запада, Винчестер, Великобритания: O Books, ISBN 1-905047-21-5
  • Sanghvi, Sukhlal (1974), Комментарий к Таттвартхасутре Вачака Умасвати, пер. К.К. Диксит, Ахмедабад: Институт индологии LD
  • Шах, Натубхай (1998), Джайнизм: Мир Завоевателей, Том I и II, Сассекс: Sussex Academy Press, ISBN 1- 898723-30-3
  • Татия, Натхмал (1994), Таттвартха Сутра: То, что исходит от Вачаки Умасвати (на санскрите и английском), Ланхам, Мэриленд: Роуман Альтамира, ISBN 0- 7619-8993-5
  • Татиа, Натмал (2006), Исследования по джайнской философии, Фремонт, Калифорния: Jain Publishing Co., ISBN 0-89581-996-1
  • Томас, Эдвард Дж. (1975), «Жизнь Будды как легенда и история», Nature, London: Routledge, 120 (3013): 152, Bibcode : 1927Natur.120R.152., doi : 10.1038 / 120152b0, hdl : 2027 / mdp.39015034711559, ISBN 0-7100-8162-6
  • Tukol, TA (1980), Compendium of Jainism, Dharwad: Karnataka University
  • Varni, Jinendra (1993), Sagarmal Jain (ed.), Samaṇ Сутта в переводе Правосудие Т.К. Тукол и доктор К.К. Диксит, Нью-Дели: Мемориал Бхагавана Махавира Самити
  • фон Глазенапп, Гельмут (1925), Джайнизм: индийская религия спасения [Der Jainismus: Eine Indische Erlosungsreligion], (пер.), Дели: Motilal Banarsidass (Перепечатка: 1999), ISBN 978-81-208-1376-2
  • von Glasenapp, Helmuth (2003) [1942], HR Кападиа (ред.), Доктрина Кармана в джайнской философии, перевод Дж. Барри Гиффорда, Фремонт, Калифорния: Asian Humanities Press, ISBN 0-89581-971-6
  • фон Glasenapp, Helmuth (1999), Джайнизм: индийская религия спасения [Der Jainismus: Eine Indische Erlosungsreligion], Шридхар Б. Шротри (перевод), Дели : Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1376-6
  • Зиденбос, Роберт Дж. (2006), Джайнизм сегодня и его будущее, München: Manya Verlag

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 12:49:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте