Джайнская философия - древнейшая индийская философия, которая отделяет тело (материю) от души (сознания). Джайнская философия имеет дело с реальностью, космологией, эпистемологией (изучение знаний) и витализмом. Он пытается объяснить логику бытия и существования, природу и ее составляющих, природу связи души с телом и средствами достижения освобождения.
джайнские тексты разъясняют, что в каждом полупериоде времени двадцать четыре тиртханкары благоволят к этой части Вселенной, чтобы учить вводной доктрине правильное веры, правильное знание и правильного поведения. Джайнская философия означает учение тиртханкары, записанное в священных джайнских текстах. Отличительными чертами джайнской философии являются:
Джайнизм решительно Поддерживает индивидуальную природу души и личную ответственность за свои решения; и что только самодостаточность и индивидуальные усилия несут ответственность за освобождение.
Согласно Джайнские тексты, жизненные силы или жизненные принципы - десять, а именно пять чувств, энергия, дыхание, продолжительность жизни, орган речи и ум. В таблице ниже приведены жизненные силы, обладающие живыми существами в соответствии с их чувствами.
Чувства | Количество жизненных сил | Жизненные силы |
---|---|---|
Один. | Четыре | Чувственный орган осязания, сила тела или энергия, дыхание и продолжительность жизни |
Два. | Шесть | Чувство вкуса и орган речи в дополнение к четырем |
Три. | Семь | Обоняние в дополнение к предыдущим шести |
Четыре. | Восемь | Чувство зрения в дополнение к предыдущим семи |
. чувствующие существа | Девять | Чувство слуха в дополнение к прежним восьми |
Десять | Разум в дополнение к вышеупомянутым девяти жизненным силам |
В животном мире пятичувственные существа без разума обладают девять жизненными принципами с добавлением слуха. Одаренные умом имеют десять с добавлением ума. Согласно Таттвартхасутре, главному джайнскому тексту, «разрушение жизненных сил из-за страсти - вред». Согласно Пурушартха Сиддхьюпая, «непроявление страстей, таких как привязанность, не является причинением вреда (ахимса), а проявление таких страстей - вредом (хишса)». Это называется сутью джайнских писаний. Вегетарианство и другие ненасильственные практики и ритуалы джайнов вытекают из принципа ахимсы.
Философия дигамбара джайнов постулирует, что семь «таттв» (истин или фундаментальных принципов) составляют реальность. Это: -
Философия шветамбара-джайна супер еще два приведенного выше списку, а именно:
Согласно джайнской философии, мир (Сансара ) полон хишсы (насилия). Поэтому следует направить все свои усилия на достижение мокши. Согласно джайнскому тексту, Таттвартха сутра :
Правильная вера, правильное знание и правильное поведение (вместе) составляют путь к освобождению.
— Таттвартхасутра (1–1)В джайнских текстах появляются следующие стадии духовного развития:
Гунастхана | Значение | |
---|---|---|
Вера . (Рациональность. в восприятии) | 1. Митхьятва | Уровень неверного верующего (Грубое невежество) |
2. Шасадана | Падение правильной веры | |
3. Мисрадришти | Смешанные верные и ложные убеждения | |
4. Авирата самьягдрсти | Правильная вера без обетов | |
Незначительные обеты . (Начало. правильного поведения) | 5. Дешавирата | Стадия частичного самоконтроля |
Правильное поведение: . Махаврата (Основные обеты) | 6. Праматтасамьята | Немного несовершенные обеты |
7. Апраматта самьята | Совершенные обеты | |
8. Апурвакарана | Новая мыслительная деятельность | |
9. Аниваттибадара-сампарайа | Продвинутая мыслительная деятельность (Страсти все еще возникают) | |
10. Сукшма сампарайа | Малейшее заблуждение | |
11. Упашанта-касая | Исчезнувшее заблуждение | |
12.Ксина касая | Разрушенная иллюзия | |
13.Сайога кевали | Всеведение с помощью вибрации / Всеведение с помощью йоги [ум, речь или телесная активность] | |
14.Айога кевали | Стадия всеведения без какой-либо активности / Всеведение без йоги [ум, речь или телесная активность] |
Тех, кто проходит последнюю стадию, называют сиддхами, и они полностью утвердились в правильном вере, правильном знании и правильном поведении.
Согласно джайнам, мир состоит из двух разных видов субстанций: дживы (сознательной) и адживы (бессознательной). Это несотворенные составляющие Вселенной, которые придают Вселенную необходимую динамику, взаимодействуя друг с другом. Эти составляющие в соответствии с естественными законами и природой вмешательства внешних сущностей. Дхарма или истинная религия согласно джайнизму - это Ваттху сахав дхамм, что переводится как «внутренняя природа субстанции - это ее истинная дхарма."
Пять бессознательных (аджива) субстанций:
Согласно философии джайнов, существует бесконечное количество независимых душ. Их можно разделить на две категории: освобожденные и неосвобожденные. Бесконечное знание, восприятие и блаженство - внутренние качества души. Освобожденные души полностью пользуются этими качествами, но скрываются кармой в случае неосвобожденных душ, приводя к кармическому рабству. Это рабство приводит к непрерывному сожительству души с телом. Таким образом, воплощенная неосвобожденная душа находится в четырех сферах существования - небесах, аду, людях и животном мире - в бесконечном цикле рождений и смертей, также известном как сансара. Душа в рабстве с безначальных времен; однако можно достичь достижения рационального использования рационального восприятия, рационального и рационального поведения. Гарри Олдмидоу отмечает, что онтология джайнов является одновременно реалистической и дуалистической метафизикой.
В джайнизме карма является основным основным принципом всеобъемлющей психокосмологии. Он не только включает в себя причины переселения, но также как устаревшая тонкая материя, которая проникает в душу, скрывая ее естественные, прозрачные и чистые качества. Карма считается своим видом осквернением, окрашивающим душу в различные цвета (лешйа). Основываясь на своей карме, душа претерпевает переселение и перевоплощается в различных состояниях существования - таких как люди или животные.
Джайны показаны на неравенство, страдания и боль как на доказательствах кармы. В джайнских текстах различные кармы классифицируются в зависимости от их воздействия на воздействие души. Теория джайнов пытается объяснить причины кармического притока (асрава) и рабства (бандха), уделяет одинаковое внимание самим действиям и намерениям, стоящим за ними. Джайнская кармическая теория приписывает большую ответственность индивидуальным действием и исключает возможность полагаться на предполагаемое божественной милости или возмездия. Доктрина джайнов также утверждает, что мы можем как изменить нашу карму, так и получить от нее освобождение посредством аскез и чистоты поведения.
Джайнская космология отрицает существование верховного существа, ответственного за создание и функционирование вселенной. Согласно джайнизму, эта лока или Вселенная является несотворенной сущностью, существующей с бесконечности, неизменной по своей природе, безначальной и бесконечной. В джайнских текстах описывается форма Вселенной, похожая на человека, стоящего с расставленными ногами и рукой, опирающейся на талию. Вселенная согласно джайнизму узкая вверху и широкая посередине и снова становится узкой внизу. Махапурана Ачарьи Джинасена известен своей цитатой:
Некоторые глупцы заявляют, что создатель создал мир. Доктрина о том, что мир был создан, является опрометчивой и должна быть отвергнута. Если бог создал мир, где он был до творения? Если вы говорите, что тогда он был трансцендентным и не нуждался в поддержке, где он сейчас? Как мог Бог создать этот мир без какого-либо сырья? Если вы скажете, что сначала он создал это, а мир, вы столкнетесь с бесконечным регрессом.
Согласно джайнизму, время безначально и вечно. Калачакра, космическое колесо времени, непрерывно вращается. Колесо времени разделено на два полуоборота, Utsarpiī или восходящий временной цикл и Avasarpiī, нисходящий временной цикл, который продолжается непрерывно друг за другом. Утсарпини - это период прогрессирующего процветания и счастья, а Авсарпини - период растущего горя и безнравственности. Каждый из этого полупериода, состоит из бесчисленных периодов времени (измеряемых в период Сагаропамы и Палёпамы), далее подразделяется на шесть ар или эпох неравных периодов. В настоящее время временной цикл находится в авасарпини, или нисходящей фазе, со временами. Ары, в джайнских текстах, следующие:
В утсарпини порядок аров обратный. Следующий с Дунама-дунамы, он заканчивается Сухама-судамой, таким образом, этот бесконечный цикл продолжается. Каждый из этих арас плавно переходит в следующую фазу без апокалиптических последствий. Увеличение или уменьшение счастья, продолжительности жизни и продолжительности жизни людей, а также общего нравственного поведения общества со временем меняется поэтапно и поэтапно. Никакие божественные или сверхъестественные существа не приписываются и не ответственны за эти спонтанные временные изменения, будь то творческая или контролирующая роль, скорее, люди и существа рождаются под своей собственной кармы.
Ранние джайны размышляли о природе и вселенной и разработали подробные гипотезу по различным аспектам астрономии и космологии. Согласно джайнским текстам, вселенная делится на 3 части:
Во время каждого движения полупериода колеса времени появляются 63 alākāpurua или 63 выдающихся человека, состоящих из 24 Tīrthakaras и их современников. Универсальная или легендарная история джайнов - это в основном компиляция деяний этих выдающихся людей. Это 24 Тиртханкара, 12 Чакраварти, 9 Баладэвов, 9 Васудев и 9 Пративасудев. Кроме них есть 9 Нарадов, 11 Рудр, 24 Камдева, 24 Отца Тиртханкаров, 24 Матери Тиртханкаров и 14 патриархов (Кулакара), которые также являются важными фигурами в универсальной истории джайнов.
Джайнизм внес свой собственный уникальный вклад в это основное направление развития философии, занимаясь основными эпистемологическими вопросами, а именно вопросами, касающимися природы знания, того, как знание получается и каким образом это знание можно назвать надежным. Знание для джайнов происходит в душе, которая, не считая ограничивающего фактора кармы, всеведуща. Люди обладают частичным знанием - объект знания известен частично, и средства познания не работают в полную силу. Согласно Таттвартхасутре, знание основных истин джайнов может быть получено с помощью:
Прамана бывает пяти видов:
Первые два описываются как косвенные средства познания (парокша), а остальные доставляют прямое знание (пратьякша), что означает, что объект познается душой непосредственно. Джайны выступили со своими доктринами относительности, используемыми для логики и рассуждений:
Эти философские концепции внесли важнейший вклад в древнюю индийскую философию, особенно в областях скептицизма и относительности.
Одна из наиболее важных и фундаментальных доктрин джайнизма - Анекантавада. Это относится к принципам плюрализма и множественности точек зрения, к идее о том, что истина и реальность воспринимаются по-разному с разных точек зрения и что ни одна точка зрения не является полной истиной.
Джайны противопоставляют все попытки провозгласить абсолютную истину с андхагаджаньяйей, что можно проиллюстрировать притчей о «слепых и слоне ». В этой истории каждый слепой чувствовал разные части слона (хобот, ногу, ухо и т. Д.). Все мужчины утверждали, что понимают и объясняют истинный внешний вид слона, но смогли добиться успеха лишь частично из-за их ограниченных перспектив. Этот принцип более формально формулируется путем наблюдения того, что объекты бесконечны по своим качествам и способам существования, поэтому они не могут быть полностью схвачены во всех аспектах и проявлениях конечным человеческим восприятием. Согласно джайнам, только кевали - всеведущие существа - могут постигать объекты во всех аспектах и проявлениях; другие способны лишь к частичному знанию. Согласно этой доктрине, ни один конкретный человеческий взгляд не может претендовать на представление абсолютной истины.
.Анекантавада побуждает своих представителей взгляды и убеждения своих соперников и противоборствующих сторон. Сторонники анекантавады применяют этот принцип к религии и философии, напоминая себе, что любая религия или философия - даже джайнизм - которые слишком догматически действуют за свои собственные принципы, совершают ошибку, основанную на своей ограниченной точке зрения. Принцип анекантавады также повлиял на Мохандас Карамчанд Ганди принять принципы религиозной терпимости, ахимса и сатьяграха.
Сядвада - теории обусловленного предикат, который содержит выражение для anekānta, рекомендуя смайлы эпитет Syād к каждой фразе или выражению. Syādvāda - это не только расширение онтологии anekānta , но и отдельная система логики, способная существовать сама по себе. Санскритский этимологический корень слова syād - «возможно» или «может быть», но в контексте syādvāda это означает «некоторым образом» или «с точки зрения перспективы». Ни одно предложение не может полностью выразить природу реальности. Таким образом, термин «syāt» следует ставить перед каждым предложением, придавая ему условную точку зрения и тем самым устраняя любой догматизм в заявлении. Она гарантирует, что утверждение утвержденных семи различных условных и относительных точек зрения или утверждений, сядвада известна как саптибхангинайа, теория семи обусловленных утверждений. Эти семь положений, также известных как саптибханги, следующие:
Каждое из этих семи утверждений исследует сложную и многогранную природу с относительной точки зрения времени, пространства, субстанции и режима. Игнорировать сложность реальности - значит совершать ошибку догматизма.
Наявада - это теория частичных точек зрения или точек зрения. Наявада - это соединение двух санскритских слов - найя («частичная точка зрения») и вада («школа мысли или дискуссия»). Он используется для получения определенного вывода с точки зрения. У объекта непрерывного действия, но мы описываем объект на практике, используя методы интегрируемости нерелевантных материалов. Это не отрицает другие атрибуты, качества, способы и другие аспекты; они просто неактуальны с области зрения. Как разновидность критической философии, наявада считает, что все философские споры возникают из-за смешения точек зрения, и точки зрения, которые мы принимаем, хотя мы и не осознаем этого, «результатом целей, которые мы можем преследовать ».. Действуя в рамках языка и видя сложную природу реальности, Махавира использует язык наяс. Ная, будучи частичным выражением истины, позволяет нам постигать реальность отчасти.
Джайнская мораль и этика уходят корнями в ее метафизику и ее полезность для сотериологической цели освобождения.. Джайнская этика возникла из правил для аскетов, которые заключены в махавратах или великих обетах.
Глава | Обет | Значение |
---|---|---|
Пять клятвы . | 1. Ахимса | Не причинять вреда живым существам действиями, речами и мыслями |
2. Сатья | Не лгать и не говорить то, что не заслуживает похвалы. | |
3. Астея | Ничего не брать, если не дано. | |
4. Брахмачарья | целомудрие / целомудрие в действии, словах и мыслях | |
5. Апариграха (Отсутствие владения ) | Отстраненность от материальной собственности. | |
Guņa vratas . | 6. digvrata | Ограничение передвижения относительно места. |
7. бхогопабхогапаримана | Обет ограничения расходных и непотребляемых вещей | |
8. анартха-дандавирамана | Воздержание от вредных и занятий (бесцельные грехи). | |
ikşā vratas . | 9. самайика | Обет периодически медитировать и концентрироваться. |
10.десаврата | Ограничение движения определенными местами на фиксированный период времени. | |
11.упвас / Паушад | Пост с регулярными интервалами / Проживание | |
12.атихти самвибхаг | Обет предложения пищи аскетам и нуждающимся |
Этика регулируется не только посредством физических действий, но также посредством словесных действий и мыслей., ахимса должна соблюдаться посредством разума, речи и тела. скетов и миряне проистекают из этих пяти обетов.
Джайнизм не вызывает страха или соответствие Богу или божественному характеру как причину нравственного поведения, и соблюдение морального кодекса не обязательно просто потому, что это воля. Его соблюдение не обязательно просто потому, что оно альтруистично или гуманистично, способствует общему благополучию государства или общества. Скорее это эгоистический императив, направленный на самоосвобождение. Согласно предписаниям Арихантами, достижимые совершенства своим высшим моральным принципом, их приверженность заключается не в том, чтобы угодить Богу., что такие заповеди способствовали собственному благополучию Арихантов, помогая им достичь духовной победы. Подобно тому, как ариханты достигли мокши или освобождения, соблюдая моральный кодекс, может любой, кто следует по этому пути.
Наиболее разработанная и хорошо сохранившаяся индийская теория атомизма исходит из философии джайнской школы, восходящей по крайней мере к VI веку до нашей эры. Некоторые из джайнских текстов, относящиеся к материи и атомам: Панчастикайасара, Калпасутра, Таттвартхасутра и Паннавана суттам. Джайны представляли мир полностью состоящим из атомов, за исключением душ. Paramāus или атомы были введены строительными блоками материи. Их концепция элементов была очень похожа на классический атомизм, отличаясь прежде всего конкретными свойствами элементами. Согласно философии джайнов, каждый атом имеет один вид вкуса, один запах, один цвет и два вида прикосновений, хотя неясно, имеет в виду под «видом прикосновения». Атомы могут существовать в одном из двух состояний: когда они имеют протяженность в бесконечно малых пространствах, когда они имеют протяженность и занимают конечное пространство. Некоторые характеристики Параману соответствуют характеристикам субатомных частиц. Например, Параману характеризуется непрерывным движением либо по прямой линии, либо в случае притяжения со стороны других Параману, он по кривой. Это соответствует описанию орбиты электронов через Ядро. Абсолютные частицы также описываются как частицы с положительным (Snigdha, т.е. гладкий заряд) и отрицательным (Rūksa, грубый) зарядами, которые обеспечивают им связывающую силу. Хотя атомы состоят из одной и той же основной концепции, они могут быть объединены, с образованием из «шести агрегатов», которые, кажется, соответствуют греческой концепции «элементов»: земля, вода, тень, объекты чувств, кармические явления. материя и непригодная материя. Для джайнов карма была реальной, но была естественным, механистическим явлением, вызванным накоплением тонкой кармической материи в душе. У них также были подробные теории того, как атомы могут объединяться, реагировать, вибрировать, двигаться и выполнять другие действия, которые были полностью детерминированными.
Джайнизм оказал большое влияние на систему развития философии и этики, оказавшее большое влияние на Мохандаса Карамчанда Ганди. Научные исследования и доказательства того, что типично индийские философские концепции - Карма, Ахимса, Мокса, реинкарнация и т.п. - либо берут свое начало в традиции шрамана были распространены и развиты учителями-джайнами. Шраманический идеал нищеты и отречения, согласно которому мирная жизнь полна страданий и что эмансипация требует отказа от желаемого и созерцательную жизнь, резко контрастирует с брахманским идеалом активной и прерывистой жизни, основанной на ритуалах. жертвоприношения, домашние обязанности и песнопения божествам. Шраманы развили и сделали упор на ахимсе, карме, мокше и отречении.
Философия джайнов возникла из традиций шраманов. За 2500 лет своей истории после Махавиры, он оставался в основном таким, как проповедовал Махавира, проповедовавший по существу ту же религию, что и предыдущий тиртханкара. Гарри Олдмедоу отмечает, что джайнская философия оставалась достаточно стандартной на протяжении всей истории, и более поздние разработки развивались на дальнейшее разъяснение существовавшей ранее доктрины и ошибали изменения онтологического статуса компонентов. Расколы на шветамбара и дигамбара традиции возникли в основном из-за различных вопросов практики обнаженного тела среди монахов и освобождения женщин. Помимо этих незначительных различий в практиках, нет никаких серьезных философских различий между разными сектами джайнизма. Таттвартхасутра, заключающий в себе основные философские доктрины, принятые всеми традициями джайнизма. Эта согласованность в философской доктрине и последовательности различных школ таких ученых, как джайни, к замечанию, что в истории джайнизма никакие еретические движения, такие как махаяна, тантрика или движение бхакти, не развивались вне основного направления джайнизма. Таким образом, в джайнизме есть традиции, но в основном та же философия, которая лежит в основе джайнизма.
Согласно традициям, Джайн Сангх был разделен на две основные секты:
Ныне несуществующая секта Япания следовала практике дигамбара наготы и еды из рук стоя вместе с верованиями и текстами Шветамбара. В частности, они также разрешали своим аскетам быть «полуодетыми» (ардхамбара) только в общественных местах. Секта Япания была поглощена сообществом дигамбаров в период средневековья.
Период с 16 по 18 века был периодом реформ в джайнизме. В этот период возникли следующие школы:
Недавние события привели к неудовлетворенности монашеской традицией, и связанный с ней упор на аскезы привел к возникновению двух новых сект. в джайнизме в 20 веке. По сути, ими руководили миряне, а не аскеты, и вскоре они стали главной силой, с которой приходилось считаться. Несектантский культ Шримад Раджчандра, который оказал одно из главных влияний на Махатму Ганди, сейчас является одним из самых популярных движений. Другой культ, основанный Канджисвами, делающий упор на теологический детерминизм и «самопознание», также приобрел большое количество последователей.
Джайны считают доктрину джайнов вечной и основанной на универсальных принципах. В текущем временном цикле они прослеживают истоки его философии до Ришабханатхи, первого тиртханкара. Однако традиция считает, что древние джайнские тексты и Пурвас, которые документировали джайнское учение, были утеряны, и, следовательно, исторически философия джайнов может быть прослежена от Махавиры учение. После Махавиры многие интеллектуальные гиганты среди джайнских аскетов внесли свой вклад и дали конкретную форму джайнской философии в рамках параметров, установленных Махавирой. Ниже приводится частичный список джайнских философов и их вкладов: