Капила

редактировать

Капила
Капила Акварельная живопись на бумаге Капилы, мудреца
Личного
РелигияИндуизм
РодителиДевахути (мать), Махариши Кардама (отец)
ФилософияСанкхья

Капила (санскрит : कपिल) - это имя различных личностей в древних и средневековых индийских текстах, из которых наиболее известен основоположник санкхья школы индуистской философии. Капила, прославившийся в санкхья, считается ведическим мудрецом, который, по оценкам, жил в VI веке до нашей эры или в VII веке до нашей эры.

Риши Капила считается автором влиятельной санкхья-сутры, в которой афористические сутры представляют дуалистическую философию санкхьи. Влияние Капилы на Будду и буддизм давно стало предметом научных исследований.

Многие исторические личности в индуизме и джайнизме, мифические персонажи, места паломничества в индийской религии, а также древняя разновидность коров получили название Капила.

Статуя Капилы Махарши, Нашик
Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Индуизм
      • 1.1.1 В ведических текстах
      • 1.1.2 В Пуранах
      • 1.1.3 В Дхармасутрах и других текстах
      • 1.1.4 Образы в Агамах
      • 1.1.5 Другие описания
    • 1.2 Джайнизм
    • 1.3 Буддизм
  • 2 Работы
  • 3 Учения
  • 4 Признание
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки
Биография

Имя Капила встречается во многих текстах, и вполне вероятно, что эти имена относятся к разным людям. Наиболее известное упоминание о мудреце Капиле и его ученике Асури, которые в индийской традиции считаются первыми мастерами санкхья школы индуистской философии. Хотя он предшествовал Будде, неясно, в каком веке он жил, некоторые предполагают, что это VI век до нашей эры. Другие относят его к 7 веку до нашей эры. Это помещает его в поздний ведический период (с 1500 г. до н.э. до 500 г. до н.э.), и его называли ведическим мудрецом.

Капиле приписывают автор влиятельной сутры, называемая санкхья-сутра (также называемая Капила-сутра), которая афористически представляет дуалистическую философию санкхьи. Эти сутры были объяснены в другом хорошо изученном индуистском тексте, который называется Самкхьякарика. Помимо теорий санкхьи, он появляется во многих диалогах индуистских текстов, например, в объяснении и защите принципа ахимсы (ненасилия) в Махабхарате.

индуизме

Имя Капила используется для многих людей в индуизме, некоторые из которых могут относиться к одному и тому же человеку.

В ведических текстах

Ригведа X.27.16 упоминает Капилу (daśānām ekam kapilam), о которой, по мнению ведического комментатора XIV века Саяна, говорит шалфей; мнение, которое Чакраварти в 1951 г. и Ларсон в 1987 г. считают ненадежным, при этом Чакраварти предполагает, что это слово относится к одному из марутов, в то время как Ларсон и Бхаттачарья заявляют, что капилам в этом стихе означает «рыжевато-коричневый» или «красновато-коричневый». "; как было также переведено Гриффитом.

Серии шата-пинака на схахах Яджурведы - по оценкам, были составлены между 1200 и 1000 гг. до н. э. - упоминание о Капила-схахе, находящейся в Арьяварта, что подразумевает школу Яджурведы, был назван в честь Капилы. Термин Капилея, означающий «кланы Капилы», встречается в Айтарейя Брахмана VII.17, но не дает никакой информации о первоначальном Капиле. Pariśi (a (приложение) к Atharvaveda (XI.III.3.4) упоминает Капилу, Асури и Панчашикху в связи с ритуалом возлияния, которому предлагается тарпана. В стихе 5.2 из Шветашватара Упанишад, говорится Ларсон, присутствуют оба термина Самкхья и Капила, причем Капила означает цвет, а также «провидец» (Риши ) с фразой «ṛṣiṃ prasūtaṃ капилам... там согласен.. "; которые, по сравнению с другими стихами Шветашватара Упанишад, Капила, вероятно, истолковывает как Рудру и Хираньягарбху. Тем не менее, Макс Мюллер считает, что Хираньягарбха, а именно Капила в этом контексте, варьируется в зависимости от содержания Упанишад, отличается и позже использовалась, чтобы связать Капилу и приписать авторство системы санкья Хираньягарбхе в почтении к философской системе. 169>

В Пуранах

Капила, утверждает Джордж Уильямс, жил задолго до составления эпосов и пуран, и его имя было использовано в различных более поздних составленных мифологиях.

  • Как аскет и как спящий Вишну : В Брахма Пуране, когда злой царь Вена отказался от Вед, заявил, что он единственный создатель дхармы, и нарушил все пределы праведности и был убит, Капила советует отшельникам взбить бедро Вены, из которого возник Нишадас, и его правую руку, из которой произошел Притху, которая снова сделала землю плодородной. Затем Капила и отшельники отправились в Капиласангаму, святое место, где встречаются реки. Брахма-пурана также упоминает Капилу в контексте Сагары, 60 000 сыновей, которые в поисках своего коня Ашвамедхи потревожили Вишну, который спал в форме Капилы. Он проснулся, блеск в его глазах сожгли всех, кроме четырех, сыновей Сагары дотла, оставив немногих выживших, продолжающих семейную линию.
  • Как воплощение Вишну : Нарада Пурана перечисляет двух Капил., один как воплощение Брахмы, а другой как воплощение Вишну. Пураны Бхагавата, Брахманда, Вишну, Падма, Сканда, Нарада Пурана ; и Валмики Рамаяна упоминает, что Капила является воплощением Вишну. Падма-пурана и Сканда-пурана окончательно называют его самим Вишну, который спустился на землю, чтобы распространять истинное знание. Бхагавата Пурана называет его Ведагарбха Вишну. Вишнусахасранама упоминает Капилу как имя Вишну. В своем комментарии к «Самкхьясутре» Виджнанабхикшу упоминает, что Капила, основатель системы санкхья, является Вишну. Якобсен предполагает, что Капила из Вед, шрамана традиции и Махабхарата - это то же лицо, что и Капила, основатель санкхьи; и этот человек считается воплощением Вишну в индуистских текстах.
  • Как сын Кардама муни : В книге 3 Бхагавата-пураны говорится, что Капила был сыном Кардама Праджапати и его жена Девахути. Кардама родился от Чайи, отражения Брахмы. Брахма просит Кардаму произвести потомство, на котором Кардама идет к берегу реки Сарасвати, совершает покаяние, визуализирует Вишну и Вишну говорит, что Ману, сын Брахма прибудет туда со своей женой Шатарупой в поисках жениха для своей дочери Девахути. Вишну советует Кардаме жениться на Девахути и благословляет Кардаму, чтобы он сам родился его сыном. Помимо Капилы, их единственного сына, у Кардамы и Девахути было девять дочерей, а именно Кала, Анусуя, Шраддха, Хавирбху, Гита, Крия, Кхьяти, Арундати и Шанти, которые были женаты на Маричи, Атри, Ангирасе, Пуластье, Пулахе, Крату, Бхригу, Вашиштха и Атхарван соответственно. Его Святейшество Уилсон отмечает, что Бхагавата добавляет третью дочь Девахути, чтобы представить длинную легенду о Кардаме и их сыне Капиле, рассказа которого больше нигде не встречается. Капила описывается редактором Пураны, утверждает Даниэль Шеридан, как воплощение верховного существа Вишну, чтобы укрепить учение Пураны, связав его с традиционным уважением к санкхье Капилы в индуизме. В Бхагавата Пуране Капила представляет своей матери Девахути философию йоги и теистический дуализм. Санкхья Капилы также описывается через Кришну в Уддхаве в книге 11 Бхагавата-пураны, отрывке, также известном как «Уддхава-гита ".
  • Как сын Кашьяпы : Матсья Пурана упоминает Капилу как сына Кашьяпы от его жены Дану, дочери Дакша Праджапати. Капила был одним из 100 сыновей Дану, а другие ее сыновья (братья Капилы) Упомянутые в Вишну-пуране включают Двимурддху, Шанкару, Айомукху, Шанхуширас, Самвару, Экачакру, Тараку, Вришапарван, Сварбхану, Пуломан, Випрачитти и другие Данавы.
  • или 1971 год, сын Витатхи>: В Брахма Пуране и в Харивамсе Капила был сыном Витатхи. Даниэлу переводит Витатху как неточность; и Уилсон отмечает, что Бхарадваджа также был назван Витатхой (невыгодно); в то время он был дано при усыновлении Бхарате. Вишну Пурана отмечает, что Бхаванманью был сыном Витатхи, но Брахма Пурана и Харивамса опускают это и делают Сухотру, Анухо тра, Гая, Гарга и Капила, сыновья Витатхи. Брахма-пурана отличается от других пуран тем, что говорит, что Витатха был сыном Бхарадваджи ; и после смерти Бхараты Бхарадваджа поставил Витатху царем перед тем, как уйти в лес.

В Дхармасутрах и других текстах

Ненасилие

Бесстрашие ко всем живым существам с моей стороны,. Сваха!

- Капила, Баудхаяна Грихья Сутра, 4.16.4. Переводчики: Ян Э.М. Хубен, Карел Риджк ван Коой

  • Как сын Прахлада : Баудхаяна Дхармасутра упоминает Асуру Капилу был сыном Прахлады в главе, устанавливающей правила для вайкханасов. В разделе IV.16 Баудхаяны Грихьясутры Капила упоминается как тот, кто установил правила для аскетической жизни. В «Баудхаяна Дхармасутре» Капиле приписывается создание четырех Ашрам : брахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньясса, и он предполагает, что отреченный никогда не должен причинять вред ни одному живому существу словами, мыслями или действиями. Говорят, что он установил правила отказа от жертвоприношений и ритуалов в Ведах и вместо этого установил привязанность аскета к Брахману. В других индуистских текстах, таких как Махабхарата, Капила снова является мудрецом, который выступает против жертвоприношений, за ненасилие и прекращение жестокости по отношению к животным, аргументируя это тем, что если жертвоприношения приносят пользу животному, то, по логике, приносящая жертву семья приносит пользу. подобной смертью. Согласно Чатурведи, при изучении надписей храмов Кхаджурахо, ранние философы санкхьи, возможно, были учениками учителей-женщин.

Образцы в Агаме

Образ Капилы изображен с бородой, сидящим в Падмасана с закрытыми глазами, указывающими на дхьяну, с джана-маналой вокруг головы, с высокими плечами, указывающими на то, что он очень искусен в контроле дыхания, облаченный в оленьую шкуру, носящий ягнопавиту, с каматалу рядом с ним, с одной рукой, расположенной перед ним. скрещенные ноги и ступни, отмеченные линиями, напоминающими очертания лотоса. Этот Капила отождествляется с Капилой, основателем системы санкхьи; в то время как Вайкханасасагама дает несколько иное описание. Вайкханасасагама помещает Капилу как āvaraņadēvāta и выделяет юго-восточный угол первой āvaraa. Как воплощение Вед, его образ сидит лицом к востоку с восемью руками; из которых четыре справа должны быть в абхайя мудре, остальные три должны нести чакру, кхангу, халу; одна левая рука должна опираться на бедро в позе каньяварламбита, а три других должны нести шанкху, пашу и дану.

Другие описания

  • Имя Капила иногда используется как эпитет для Васудевы с Васудевой, воплотившейся в месте по имени Капила.
  • Прадьюмна принял форму Капилы, когда он освободился от желаний мирских влияний.
  • Капила является одним из семи Дикпала, а остальные 6 - Дхарма, Кала, Васу, Васуки, Ананта.
  • Джаякхья Самхита V века нашей эры ссылается на Чатурмукха Вишну из Кашмира и упоминает Вишну с Варахой, Нрисимхой. и Капила победили асуров, которые предстали перед ними в зооморфных формах с Нрисимхой и Варахой, считавшимися воплощениями Вишну и Капилы соответственно.
  • В Вамана-пуране якши были рождены Капилой и его супругой Кешини кто был из класса Хаса; хотя эпосы приписывают происхождение якш космическому яйцу или мудрецу Пуластье; в то время как другие пураны постулируют Кашьяпу как прародителя Якшаса с его супругой Вишвой или Хашей.
  • В некоторых пуранах Капила также упоминается как женщина, дочь Хаши и Ракшаси, в честь которой произошло имя Капилея гана. В Махабхарате Капила была дочерью Дакши и, женившись на Кашьяпе, родила брахманов, кин, гандхарвов и апсар.
  • Капила, будучи великим учителем, также имел садоводство в качестве хобби, сосредоточив свое время на бабуле ( Акация) везде, где он жил. https://theharekrishnamovement.org/category/teachings-of-lord-kapila/

Джайнизм

Капила упоминается в главе VIII Уттарадхьяна-сутры, заявляет Ларсон и Бхаттачарья, где дискурс поэтических стихов называется Кавилиям, или «стихами Капилы».

Имя Капила появляется в джайнских текстах. Например, в эпической поэме Хемачандры XII века о джайнских старейшинах Капила появляется как брамин, который обратился в джайнизм в эпоху Империи Нанда.

Согласно для Джнатадхармакатхи Капила был современником Кришны и Васудевы Дхатакикханды. Далее в тексте упоминается, что они оба соединили свои шанкха (коуч) вместе.

Буддизм

Литература буддистов, такая как сказки Джатака, заявляют, что Будда был Капилой в одной из своих предыдущих жизней.

Ученые давно сравнивают и связывают учения Капилы и Будды. Например, Макс Мюллер писал (сокращенно):

Несомненно, существуют определенные представления, которые Будда разделяет не только с Капилой, но и с каждым индуистским философом. (...) Было сказано, что Будда и Капила были атеистами, и что Будда заимствовал свой атеизм у Капилы. Но атеизм - термин неопределенный и может означать очень разные вещи. В каком-то смысле каждый индийский философ был атеистом, так как все они понимали, что боги населения не могут претендовать на атрибуты, принадлежащие Высшему Существу (Абсолюту, источнику всего, что существует или кажется существующим, Брахман ). (...) Капила, когда его обвиняют в атеизме, не обвиняют в отрицании существования Абсолютного Существа. Его обвиняют в отрицании существования Ишвары.

— Макс Мюллер и др., Исследования в буддизме

Макс Мюллер утверждает, что связь между более древними учениями Капилы о Будде может быть преувеличена. Это заблуждение легко, утверждает Мюллер, потому что первая сутра Капилы в его классической санкхья-сутре, «полное прекращение боли, которое бывает трех видов, является высшей целью человека», звучит как естественное вдохновение для Будды. Однако, добавляет Мюллер, учения Капилы и Будды о том, как этого достичь, очень разные.

Поскольку буддийское искусство часто изображает ведические божества, можно найти искусство Нараяны и Капилы как царей внутри Буддийский храм вместе со статуями буддийских фигур, таких как Амитабха, Майтрейя и Вайрочана.

В китайском буддизме Будда направил Якша Капилу и пятнадцать дочерей Дэвов стать покровителями Китая.

Работы

Следующие работы были автором Капилы, некоторые из которых утеряны и известны, потому что они упоминаются в других произведениях; в то время как несколько других являются неопубликованными рукописями, доступными в библиотеках, заявлено:

  • Манвади Шраддха - упомянутый Рудрадевой в Пакаяджна Пракаша.
  • Дхантара Йога - также названная Сиддхантасара, доступная в Библиотеке восточных рукописей Мадраса.
  • Хас Капиланьяяб. - упоминается Альберуни в его работах.
  • Капила Пурана - упоминается Сутасамхитой и Кавиндрачарьей. Доступно в Библиотеке Сарасвати Бхавана, Варанаси.
  • Капила Самхита - есть 2 произведения с одинаковым названием. Один из них - это самхита, цитируемая в «Бхагавататпарьянирной» и Вирамитродая в «Самскарах». Другая - Самхита, подробно описывающая центры паломничества в Ориссе.
  • Капиласутра - Две книги, а именно Санкья Правачана Сутра и Таттвасамасасутра, вместе известны как Капиласутра. Бхаскарарая ссылается на них в своей работе «Саубхагья-бхаскара».
  • Капила Стотра - главы с 25 по 33 третьей кханды Бхагаваты Махапураны называются Капила Стотра.
  • Капила Смрити - Доступно в работе Смрити-Сандарбха, сборник смрити, из Gurumandal Publications.
  • Капилопанишад - Упоминается в списке Анандашрамы в 4067 (Анандашрама 4067).
  • Капила Гита - также известна как Дантасара или Сиддхантасара <. 56>
  • Капила Панчаратра - также известный как Маха Капила Панчаратра. Цитируется Рагхунанданой в Санскара Маюкха.

Аюрведические книги, в которых упоминаются работы Капилы:

  1. Вагбхатта упоминает взгляды Капилы в главе 20 Сутрастханы.
  2. Нишалакара упоминает взгляды Капилы в своем комментарии к «Чикитса-санграхе».
  3. Взгляды Капилы цитируются в Аюрведадипике.
  4. В списке Кавиндрачарьи за 987 год упоминается книга под названием Капила Сиддханта Расаяна.
  5. Хемадри цитирует взгляды Капилы в Аштангахрадае (16-й стих) комментария Аюрведа Расаяна.
  6. Сарвадаршанасамграха (Сарва-даршана-санграха) упоминает взгляды Капилы на Расешвара философскую школу.
Учения

Санкхья Капилы преподается в различных индуистских языках. тексты:

  • «Капила утверждает в Махабхарате:« Действия только очищают тело. Однако знание - это высшая цель (к которой стремятся). Когда все пороки сердца излечиваются (действиями) и когда счастье Брахмы утверждается в знании, доброжелательности, прощении, спокойствии, сострадании, правдивости и искренности, воздержании от обид, отсутствии гордости, скромности, отречении и воздержание от работы. Они составляют путь, ведущий к Брахману. С их помощью достигается высшее ".
  • " Бхишма сказал (Юдхиштхире ): 'Слушай, о убийца врагов! Санкхьи, или последователи Капилы, знающие все пути и наделенные мудростью, говорят, что в человеческом теле есть пять недостатков, о могущественный. Это Желание, Гнев, Страх, Сон и Дыхание. Эти недостатки видны в телах всех воплощенных существ. Наделенные мудростью срезают корень гнева с помощью Прощения. Желание отсекается отказом от всех целей. С помощью совершенствования качества добра (саттвы) можно побеждать сон, а страх побеждать путем развития внимательности. Воздержание от диеты побеждает дыхание.
Признание

Капила, основатель санкхьи, был очень почитаемым мудрецом в различных школах индуистской философии. Гаудапада (~ 500 г. н.э.), знаток Адвайта Веданты, в своей Бхашье назвал Капилу одним из семи великих мудрецов наряду с Санакой, Санандой, Санатаной, Асури, Водху и Панчасикха. Вьяса, знаток йоги, в своей Йогасутре -бхасья писал, что Капила был «изначальным мудрецом или знающим». 169>

См. Также
Примечания
Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 11:49:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте