Ишвара

редактировать

Ишвара (санскрит : ईश्वर, IAST : Īśvara) - это концепция в индуизме, с широким диапазоном значений, зависящих от эпохи и школы индуизма. В древних текстах индийской философии, в зависимости от контекста, Ишвара может означать высшую душу, правителя, господина, короля, королеву или мужа. В индуистских текстах средневековой эпохи, в зависимости от школы индуизма, Ишвара означает Бог, Высшее Существо, личный бог или особое Я.

В Вайшнавистах и для многих индуистов Ишвара является синонимом Вишну, иногда как Парабрахман или Парамешвара, что означает «Верховный господин», или как Ишта-дева (личный бог). Точно так же для шиваизма и многих индусов он является синонимом Шивы или Махешвары. В традиционных движениях бхакти Ишвара - это одно или несколько божеств по предпочтениям человека из политеистического канона божеств индуизма. В современных сектантских движениях, таких как Арья Самадж и Брахмоизм, Ишвара принимает форму монотеистического Бога. В школе индуизма йоги это любое «личное божество» или «духовное вдохновение».

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Школы мысли
    • 2.1 В санкхье
    • 2.2 В йоге
    • 2.3 В школе индуизма Вайшешика
    • 2.4 В Ньяе
    • 2.5 В Мимамсе
    • 2.6 В Веданте
      • 2.6.1 Адвайта Веданта
      • 2.6.2 Вишиштадвайта Веданта
      • 2.6.3 Двайта Веданта
      • 2.6.4 Ачинтья-Бхеда-Абхеда
    • 2.7 В чарваке
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки

Этимология

Корень слова Ишвара идет от īś- (ईश, Ish), что означает «способный» и «владелец, правитель, начальник». Вторая часть слова Ишвара - вара, что в зависимости от контекста означает «лучший, превосходный, красивый», «выбор, желание, благословение, дар, подарок» и «жених, любовник, тот, кто выманивает девушку замуж». Сложное слово Ишвара буквально означает «обладатель лучшего, прекрасного», «правитель выбора, благословений, даров» или «начальник поклонника, любовник».

Как концепция, Ишвара в древних и средневековых санскритских текстах по-разному означает Бога, Высшее Существо, Высшую Душу, господина, царя или правителя, богатого или богатого человека, бога любви, божества Вишну.

Слово Ишвара никогда не встречается в Ригведе. Однако глагол īś- действительно появляется в Ригведе, где контекст подсказывает, что его значение означает «способный, способный». Он отсутствует в Самаведе, редко встречается в Атхарваведе, встречается в Самхитасе в Яджурведе. Однако контекстное значение, как объясняет древнеиндийский грамматист Панини, не является ни богом, ни верховным существом.

Слово ишвара встречается во многих древних Дхармасутрах. Однако Патрик Оливель утверждает, что Ишвара не означает Бога, но означает Веды. Дешпанде заявляет, что Ишвара в Дхармасутрах может альтернативно означать царь, причем в контексте буквально утверждается, что «Дхармасутры так же важны, как Ишвара (царь) в вопросах общественного значения».

В шиваитах В традициях индуизма этот термин используется как часть соединения «Махешвара » («великий господин») в качестве имени для Шивы. В буддизме Махаяны он используется как часть соединения «Авалокитешвара » («Господь, который слышит крики мира»), имени бодхисаттвы почитают за его сострадание. Когда говорится о божественном как о женском, особенно в шактизме, иногда используется женский род Ишвари.

В школе Адвайта-веданты Ишвара - это монистический Универсальный Абсолют, который соединяет и есть Единство во всех и во всем.

Школы мысли

Среди шести систем индуистской философии, санкхьи и мимамсы не считайте концепцию Ишвары, то есть верховного существа, актуальной. Йога, Вайшешика, Веданта и Ньяя школы индуизма обсуждают Ишвару, но придают разные значения.

Десмаре утверждает, что Ишвара - это метафизическое понятие в йогасутрах. В нем нигде не упоминается божество, не упоминаются какие-либо религиозные практики (Бхакти ), а также не даются характеристики Ишвары, обычно связанные с божеством. В школе йоги индуизма, утверждает Уичер, Ишвара не является ни богом-творцом, ни универсальным Абсолютом школы индуизма Адвайта-веданты. Уичер также отмечает, что некоторые теистические подшколы индуистской философии веданты, вдохновленные школой йоги, объясняют термин Ишвара как «Высшее Существо, которое правит космосом и индивидуализированными существами». Малинар заявляет, что в индуистских школах санкхья-йоги Ишвара не является ни богом-творцом, ни богом-спасителем.

Циммер в своей книге по индийской философии 1951 года отметил, что подшколы бхакти относятся к Ишваре как к богу-спасителю. Божественный Господь или божество определенной под-школы Бхакти. Современные сектантские движения подчеркивают Ишвару как Верховного Господа; Например, движение Харе Кришна рассматривает Кришну как Господа, брахмоизм движение, находящееся под влиянием христианских и исламских движений в Индии, вероятно, концептуализирует Ишвару как монотеистического всемогущего Господа. В традиционных теистических подшколах индуизма, таких как Вишиштадвайта Веданта Рамануджи и Двайта Веданта Мадхвы, Ишвара идентифицируется как Господь Вишну / Нараяна, что отличается от пракрити (материальный мир) и пуруша (душа, дух).

Радхакришнан и Мур заявляют, что эти вариации в концепции Ишвары согласуются с понятием индуизма «личный Бог», где «ценятся идеалы или проявление высших ценностей личности». Рипе и другие утверждают, что школы индуизма предоставляют человеку свободу и выбор концептуализации Ишвары любым значимым образом, который он или она пожелает, либо в форме «божества по своему выбору», либо в форме «бесформенного Брахмана (Абсолютная реальность, универсальный принцип, истинное особое Я) ".

В санкхье

санкхья некоторыми учеными названа одной из главных атеистических школ индуистской философии. Другие, такие как Якобсен, считают, что санкхья более точно описывается как нетеистическая. Третьи утверждают, что санкхья была теистической с самого начала до средневековья. Ишвара считается нерелевантным понятием, которое не определяется и не отрицается в школе санкхья индуистской философии.

Йога

Йогасутры Патанджали, основополагающий текст школы йоги индуизма, использует термин Ишвара в 11 стихах: I.23 - I.29, II.1, II.2, II.32 и II.45. С момента выхода Сутры индуистские ученые обсуждали и комментировали, кто или что такое Ишвара? Эти комментарии варьируются от определения Ишвары от «личного бога» до «особого я» и «всего, что имеет духовное значение для человека». Уичер объясняет, что, хотя краткие стихи Патанджали можно интерпретировать как теистические или нетеистические, концепция Ишвары Патанджали в философии йоги функционирует как «преобразующий катализатор или руководство для помощи йогину на пути к духовному освобождению».

Патанджали определяет Ишвару (санскрит: ईश्वर) в стихе 24 книги 1 как «особое Я (पुरुषविशेष, puruṣa-viśea)»,

санскрит: क्लेश कर्म विपाकाशयैःपरामृष्टः पुरुषविशेष ईश्वरः ॥२४॥. - Йога-сутры I.24

Эта сутра философии йоги индуизма добавляет характеристики Ишвары как того особого Я, на которое не влияют (अपरामृष्ट, aparamrsta) препятствия / трудности (क्लेश, клеша), обстоятельства, созданные прошлые или текущие действия (कर्म, карма), плоды жизни (विपाक, випака) и психологические предрасположенности / намерения (आशय, ашайа).

Концепция Ишвары Патанджали не является ни Богом-творцом, ни универсальным Абсолют Адвайта Веданты школы индуизма.

Вай Школа индуизма сесика

Вайшешика школа индуизма, основанная Канадой в 1-м тысячелетии до нашей эры, не требовала и не полагалась на Ишвару в своей атомистической философии натурализма. Для него субстанции и параману (атомы) были вечными, они двигались и взаимодействовали на основе безличных, вечных адришта (अदृष्ट, невидимых) законов природы. Концепция Ишвары, среди прочего, вошла в школу Вайшешика много веков спустя, в 1-м тысячелетии нашей эры. Эта эволюция идей была направлена ​​на объяснение того, как и почему его так называемые «атомы» имеют особый порядок и пропорции. Эти более поздние древние учёные-вайшешики сохранили свою веру в то, что субстанции вечны, и добавили Ишвару как ещё одного вечного, который также всеведущ и вездесущ (не всемогущ). Согласно этой школе индуистских ученых, Ишвара не создавал мир, а только создал невидимые законы, которые управляют миром, а затем он становится пассивным и позволяет этим скрытым универсальным законам делать свое дело. Таким образом, Ишвара Вайшешики отражает Deus otiosus из Деизма. Ишвара школы Вайшешика, утверждает Клаус Клостермайер, можно понимать как вечного Бога, сосуществующего во вселенной с вечными субстанциями и атомами, но Он «заводит часы и позволяет им идти своим чередом».

В Ньяе

Ранняя школа Ньяя учёные рассматривали гипотезу об Ишваре как о Боге-творце, обладающем силой даровать благословения, дары и плоды. Однако ранние ученые ньяи отвергли эту гипотезу, хотя и не существование самого Бога, и были нетеистами. Со временем школа Ньяя стала одним из важнейших защитников теизма в индуистской философии.

В книге 4 Ньяясутры в главе 1 исследуются причины возникновения и разрушения сущностей (жизни, материи) во вселенной. Рассматривается множество гипотез, в том числе Ишвара. Стихи 19–21, постулаты, Ишвара существует и является причиной, констатирует следствие постулата, затем представляет противоположные доказательства и на основании противоречия делает вывод, что постулат должен быть недействительным.

सिद्धान्तसूत्र: ईश्वरः कारणम्, पुरुषकर्माफल्यदर्शनात्. पूर्वपक्षसूत्र: न, पुरुषकर्माभावे फ्लानिष्पत्तेः. सिद्धान्तसूत्र: तत्कारितत्वादहेतुः.

Сутра утверждения: Ишвара является причиной, поскольку мы иногда видим, что человеческая деятельность не приносит плодов (результатов).. Основное возражение сутра: Это не так, поскольку, на самом деле, ни один плод не может быть достигнут без действий человека.. Сутра заключения: Нет, так как он находится под его влиянием.

— Ньяя Сутра, IV.1.19 - IV.1.21

Спустя столетия ученый школы Ньяя 5-го века н.э. Прастапада пересмотрел предпосылку Ишвары. За ним последовал Удаяна, который в своем тексте Ньяйакусуманджали истолковал «это» в стихе 4.1.21 Ньяя сутры выше как «человеческое действие», а «он» как «Ишвара». ", затем он выдвинул контраргументы, чтобы доказать существование Ишвары. Развивая свои аргументы, он по своей сути определил Ишвару как действенную причину, всемогущую, всеведущую, непогрешимую, дарителя даров, способностей и смысла для человечества, божественного творца мира, а также моральных принципов и невидимую силу, которая делает карма доктринальная работа.

В Mimamsa

Mīmāṃsā исследователи индуизма задаются вопросом, что такое Ишвара (Бог)? Они использовали свои инструменты прамана для перекрестной проверки ответов, предлагаемых другими школами индуизма. Например, когда ученые Ньяи заявили, что Бог всемогущ, всеведущ и непогрешим, что мир является результатом Божьего творения, что подтверждается присутствием созданий, точно так же, как человеческая работа доказывает человеческое существование, ученые Мимамы спросили, почему этот Бог создает мир, по какой причине? Кроме того, добавили они, это не может быть из-за любви Ишвары к людям, потому что этот мир - если Ишвара его создал - несовершенный, и человеческие души страдают в нем. Исследователи индуизма миманса выдвинули многочисленные возражения против любого определения Ишвары вместе с его предпосылками, предложенными деконструируемыми обоснованиями и считали концепцию Ишвары ненужной для последовательной философии и мокши (сотериологии).

В Веданте

Адвайта Веданта

Адвайта Веданта школа индуизма провозглашает, что на эмпирическом уровне Ишвара является причиной вселенной и тем, кто награждает плодами каждого действия. Он определяется как человек, у которого нет симпатий и антипатий, а также воплощение сострадания (вайшамья наиргхрунья доша вихинаХ). Ишвара - это то, что «свободно от авидьи (невежества), свободно от ахамкрити (чувства эго), свободно от бандханы (рабства)», то есть «Я», которое является «чистым, просветленным, освобожденным». Приняв и утвердив Ишвару, Адвайта Веданта провозглашает, что истинная природа Ишвары (существование, сознание и блаженство) неотлична от истинной природы человека. Это дает возможность в Адвайта Веданте показать природу Ишвары как материальную и инструментальную причину этой вселенной, так и человека, который ограничен в своих собственных способностях как нереальных, и заявляет, что существует единство между ними, отрицая качества. Это устанавливает Ишвару как «сагуну» или с атрибутами из эмпирического существования и «ниргуна» из абсолютного смысла. Это единство принимается только на уровне «мукти» или окончательной реализации, но не на «вьявахара» или эмпирическом уровне. На абсолютном уровне нет ни отличия, ни различия между Дживой (живым существом) и Ишварой, и любые попытки различить их - ложная идея, основанная на неправильном знании, согласно Адвайта Веданте.

ईश्वरः अहम्. Ишвара, я.

Ади Шанкара, Упадешасахасри 2.3.1, 2.10.8

Другие индуистские тексты Адвайтина перекликаются с монистическими взглядами Ади Шанкары. Например, Иса Упанишад в гимне 1.5-7 утверждает, что Ишвара «выше всего, вне всего, за пределами всего, но также и внутри всего»; тот, кто знает себя как все существа и все существа как себя - он никогда не тревожится ни перед кем. Он освобождается от страхов, от заблуждений, от первопричины зла. Он становится чистым, неуязвимым, единым, свободным от зла, верным истине, освобожденным, как Ишвара.

Вишиштадвайта Веданта

Ишвара, Вишиштадвайта под-школа индуизма Веданта, является составной концепцией дуализма и недуализма, или «недуализма с дифференциацией». Ишвара, исследователи Вишиштадвайтин, такие как состояние Рамануджи 11 века , является верховным творцом и синонимом Брахмана. Приравненный к Вишну в Вишиштадвайте или одному из его аватаров, он является одновременно материальной и действенной причиной, трансцендентной и имманентной. Ишвара проявляется в пяти формах, считают Вишиштадвайтины: пара (трансцендентное), вьюха (эманации), вибхава (воплощения), антарьямин (пребывает внутри) и арча (иконы). Согласно этой под-школе, утверждает Джон Граймс, Ишвара обладает шестью божественными качествами: джняна (знание), бала (сила), аишварья (господство), шакти (сила), вирья (сила) и теджас (великолепие).

Концепция Вишиштадвайты Рамануджи послужила основой для нескольких движений бхакти в индуизме, таких как движения Шри Ауробиндо, и было высказано предположение, что они повлияли на лингаятизм.

Двайта-веданты

<85 Басавы.>Подшкола Двайта (дуализм ) в индуизме Веданты, основанная Мадхвой 13 века, определяет Ишвару как Бога-творца, отличного от Дживы (индивидуальных душ в живых существах). Нараяна (Вишну) считается Ишварой, и движение вайшнавизма возникло на основе, разработанной подшколой Двайта-веданты.

Ишвара (Бог) - совершенная, совершенная и высшая реальность для двайтинов, и одновременно мир для них является отдельной реальностью, в отличие от конкурирующих мыслей в других подшколах Веданты. В субшколе Двайта Джива (индивидуальная душа) отличается, но все же зависит от Ишвары (Бога). Оба обладают атрибутами сознания, блаженства и существования, но индивидуальная душа считается атомарной, в то время как Бог всеобъемлющ. Атрибуты Дживы изо всех сил пытаются проявить, тогда как Бог проявляется полностью.

Мадхва утверждает, что существует пять вариантов различий между Дживой (индивидуальными душами) и Ишварой (Богом): между Богом и душами, между Богом и материя, между душами и материей, между одной душой и другой душой, и между одной материальной вещью и другой материальной вещью. Различия бывают как качественные, так и количественные. В отличие от адвайта-ведантистов, которые придерживаются того мнения, что знание может привести к Единству со всеми и всем, а также к слиянию со Вселенским вневременным Абсолютом, к состоянию мокши в этой жизни, Двайта-ведантисты считают, что мокша возможна только после -жизнь, если так пожелает Бог (если нет, то душа возрождается). Далее Мадхва подчеркивает, что Бог создает индивидуальные души, но индивидуальная душа никогда не была и никогда не станет одной с Богом; Лучшее, что он может сделать, - это испытать блаженство, бесконечно приближаясь к Богу.

Мир, называемый Майей, считается божественной волей Ишвары. Джива страдает, испытывает страдания и рабство, заявляют Двайтины, из-за «невежества и неправильного знания» (аджнана). Освобождение происходит с правильным знанием и достижением Господа Нараяны. Именно Его милость дает спасение в соответствии с подшколой Двайта, которая достижима при преобладании саттвы гуны (нравственной, созидательной, простой, наполненной добротой жизни), и поэтому Двайтины должны жить дхармическая жизнь, постоянно помнящая, глубоко любящая Ишвару.

Ачинтья-Бхеда-Абхеда

Ачинтья-бхедабхеда - это под-школа Веданты, представляющая философию непостижимого единство и различие по отношению к творению, Пракрити, и творцу, Ишваре (Кришна ).

На санскрите ачинтья означает «непостижимое», бхеда переводится как «различие», а абхеда переводится как «единство». Духовные души (их английская фраза для санскритского слова: jiva) считаются частями Бога и, следовательно, едины с Ним по качеству, но в то же время отличаются от Него по количеству. Это называется ачинтья-бхеда-абхеда-таттва, непостижимое, одновременное единство и различие.

Философия Чайтаньи ачинтья-бхедабхеда-таттва ком совершил переход к религиозному теизму. Рамануджа согласился с Шанкарой, что Абсолют - это только один, но он не согласился, утверждая индивидуальное разнообразие в этом единстве. Мадхва подчеркнул вечную двойственность Всевышнего и Дживы : он утверждал, что эта двойственность сохраняется даже после освобождения. Чайтанья, в свою очередь, указал, что Всевышний и дживы «непостижимо, одновременно - одно и разные» (ачинтья-бхеда-абхеда).

В Чарвака

Чарвака, еще одной атеистической традиции в индуизме., был материалистом и принадлежал к школе философского скептицизма. Они отвергли все концепции Ишвары, а также все формы сверхъестественного.

См. Также

  • Портал индуизма

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 07:37:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте