Хариванша (санскрит : हरिवन्श Harivanśha, буквально «линия передачи Хари ") - важное произведение санскритской литературы, содержащее 16 374 шлок, в основном в ануштубх метр. Текст также известен как Хариванша Пурана. Этот текст считается кхила (приложение или дополнение) к Махабхарате и традиционно приписывается Вьясе. Самый знаменитый комментарий Махабхараты Нилакантхи Чатурдхара, Бхарата Бхава Дипа также охватывает Хариваншу. Согласно традиционной версии Махабхараты, Хариванша делится на две парвы (книги) и 12 000 стихов. Они включены в восемнадцать парвов Махабхараты. В Critical Edition есть три парвы и 5965 стихов.
Ади Парва описывает создание космоса и легендарную историю царей солнечной и лунной династий, приведшую к рождению Кришны. Вишну Парва рассказывает историю Кришны до событий, предшествовавших Махабхарате. Бхавишья Парва, третья книга, включает две альтернативные теории творения, гимны Шиве и Вишну, и дает описание Кали-юги. Хотя Хариванша считается важным источником информации о происхождении Кришны, воплощения Вишну, высказывались предположения относительно того, был ли этот текст заимствован из более раннего текста и какова его связь с ним. Брахма Пурана, еще один текст, посвященный происхождению Кришны.
традиция панчалакшаны, то есть пять знаков пурана корпуса, одним из которых является вамша генеалогия и рассказы о жизни Кришны как пастуха.
Текст сложный, содержит слои, восходящие к I или II векам до нашей эры. Происхождение этого приложения точно не известно, но очевидно, что оно было частью Махабхараты к I веку н. Э., Потому что «поэт Ашвагхоша цитирует пару стихов, приписывая их Махабхарате, который сейчас можно найти только в Харивамсе »(Датта 1858).
Эдвард Вашберн Хопкинс считает Хариваншу последней парвой Махабхараты. На основании описания раса-лилы в ней Хазра датирует Пурану 4 веком н.э. По его словам, Вишну-пурана и Бхагавата-пурана относятся к V веку нашей эры и VI веку нашей эры соответственно. Согласно Дикшиту, Матсья Пурана датируется 3 веком нашей эры. Когда мы сравниваем биографию Кришны, рассказ о Раджи и некоторые другие эпизоды, изображенные в Хариваншхе, это кажется предшествующим первому. Следовательно, Вишу-парва и Бхавишья-парва могут быть датированы как минимум III веком нашей эры.
По своему стилю и содержанию Harivanśha parva, кажется, предшествует Viu parva и Bhaviya parva. Стихи, процитированные Асвагхошой, принадлежат этой парве. Исходя из этого, мы можем с уверенностью предположить, что Harivanśha parva (за исключением более поздних вставок), по крайней мере, так же стара, как I век н.э.
Hariva śa доступен в двух редакциях. Вульгатный текст Хариваши состоит из 271 адхьяи (главы), разделенных на три парвы: Харивамша-парва (55 глав), Вишу-парва (81 глава) и Бхавишья-парва (135 глав). Критическое издание или СЕ (1969–71, Эд. П.Л. Вайдья) составляет примерно треть (118 глав в 6073 шлоках) этого пошлого издания. Как и вульгата, главы в CE делятся на три парвы: Харивамиша парва (главы 1-45), Вишу парва (главы 46-113) и Бхавишья парва (главы 114-118). Вайдья предполагает, что даже CE представляет собой расширенный текст, и предполагает, что самая старая форма Хариваши, вероятно, началась с главы 20 (где Агни Пурана 12 помещает свое начало) и, должно быть, закончилась главой 98 его текст.
Последняя глава текста дает краткое описание предметов, рассказанных в ней следующим образом:
Глава | Содержание |
---|---|
1-3 | Джанамеджая просит Вайшампаяна рассказать генеалогию расы Вришни с самого начала. Вайшампаяна начинается с описания происхождения творения. |
4-6 | История Притху, сына Вены |
7-8 | Описание правления Мануса |
9-10 | Происхождение династии Вайвасвата |
11 | История Дхундумара |
12 | История Галавы |
13-15 | История семьи Икшваку и Сагара |
16-24 | Питркалпа (украшение манес); включает историю Брахмадатты и его семи сыновей |
25-27 | История Сомы, Будхи и Пуруравы |
27-28 | Династия Амавасу и Раджи |
29 | Раса Кшатравриддха и легенда о Диводасе |
30 | Легенда о Яяти |
31-32 | Семья Пуру |
33 -39 | История Ядавов; включает рассказ о камне Шьямантака (главы 38-39) |
40-41 | История воплощений Вишну |
42-48 | Битва Таракамая между богами и титаны |
49-52 | Мольба Брахмы и Богини Земли |
53-55 | Частичное воплощение богов |
Глава | Содержание |
---|---|
1 | Предупреждение Нарады Камсе |
2-3 | Камса приказывает охранять Деваки и убивать всех рожденных у нее детей |
4-5 | рождение Кришны и его обмен на дочь Нанды и Яшоды; описание лагеря пастухов |
6-7 | переворачивание телеги; убийство Путаны; выкорчевывание двух деревьев Арджуны |
8-10 | Миграция во Вриндаван |
11-12 | Победа над Калией |
13-14 | убийство осла Дхенуки и Праламба |
15-19 | Подъем горы Говардхана вопреки Индре |
20 | Танец раса |
21 | Убийство быка Аришты |
22-23 | Совет Камсы |
24 | Убийство коня Кеши |
25-28 | Путешествие Кришны и Самкаршаны ко двору Камсы в сопровождении Акруры |
29-30 | Смерть слона Кувалаяпиды; убийство Чанура и Андхры; смерть Камсы |
31-32 | Плач жен Камсы; похороны Камсы и освящение Уграсены на троне Матхуры |
33 | Воспитание Кришны и Баларамы под руководством Сандипани и спасение его детей |
34-36 | Нападение на Матхуру Джарасандхи из Магадхи и его поражение |
37-38 | Беседа Викадру |
39-42 | Встреча Кришны и Баларамы с Парашурамой; восхождение на гору Гоманта; сожжение Гоманты |
43-44 | Конец Шригалы |
45 | Возвращение в Матхуру |
46 | Самкаршана тянет реку Ямуна с его лемех |
47-54 | Сваямвара Рукмини и заговор Джарасандхи и его союзников |
55-56 | Миграция из Матхуры в Двараку |
57 | Нападение Калаяваны на Кришну и его смерть |
58 | Основа Дварки |
59-61 | Похищение Кришной и брак с Рукмини и их потомством |
62 | Подвиги Баларамы |
63-64 | Убийство Нараки |
65-76 | Похищение дерева париджата с небес Индры |
77-81 | О соблюдении Пуньякавидхи, т.е. церемониях, праздниках и обетах, с помощью которых жена может сделать свое тело приятным своему мужу и обеспечить его расположение к себе |
82-85 | Убийство демонов Шатпура |
86-87 | Убийство Андхаки Махадевой |
88-89 | Спор Ядавы в океане |
90 | Похищение Бханумати |
91-97 | Брак Прадьюмны и Прабхавати. |
98-100 | Восстановление Дварки; вход в Двараку; вход в зал |
101-102 | Беседа Нарады |
101-102 | Традиция династии Вришнисов |
104-109 | Легенда о Прадьюмне и убийстве Самбары |
110 | Повесть о Самбе |
111-115 | Кришна восстанавливает четырех мертвых сыновей брахмана |
111 -115 | Борьба Кришны с Баной и брак дочери Баны, Усы, с Анируддхой, внуком Кришны |
† Эти отрывки определенно кажутся вставками в текст.
Глава | Содержание |
---|---|
1-2 | Генеалогия Джанамеджая и его исполнение ашвамедхи |
3-4 | Характеристики Калиюги |
5 | примирение между Джанамеджайей и его царицей после вмешательства Индры в ашвамедху |
6 | Формальное благословение |
7-28 | Происхождение творения из лотоса |
29-72 | Повествование о кабане, человеке-льве и карликовых воплощениях Вишну |
73-90 | Кришны путешествие на Кайлас |
91-102 | Убийство Паундраки |
103-129 | Рассказ о Хамсе и Димбхаке |
130-131 | Кришна встречает пастухов Вриндавана на горе Говардхана и возвращается в Двараку |
132 | Религиозная заслуга чтения Махабхараты и Харивамши |
133 | Легенда об уничтожении трех небесные крепости демонов Шивой |
134 | Краткое изложение содержания Харивамши |
135 | Перечисление религиозных заслуг, которые человек приобретает, слушая эту Пурану |
† Это говорит о том, что в какой-то момент эта глава использовалась для закрытия текста (что и делает СЕ, т.е. повествование заканчивается на этой главе).
Харивамса была переведена на многие индейские народные языки; Английский (Манматха Нат Датт, 1897); французский (М. А. Ланглуа, 1834–35); и другие языки.
На Викискладе есть материалы по теме к Харивамса. |