Айтарейя Брахмана

редактировать

Айтарейя Брахман (Санскрит : ऐतरेय ब्राह्मण) - это Брахман из Шакала Шаха из Ригведы, древнеиндийского сборника священных гимнов. Это произведение, согласно традиции, приписывается Махидасе Айтарейе.

Содержание

  • 1 Авторство
    • 1.1 Отождествление с Ашвалайаной Брахманом
  • 2 Дата создания
  • 3 Содержание
  • 4 Космография
  • 5 В лингвистике
  • 6 Примечания

Авторство

Саяна из Виджаянагара, комментатор XIV века, приписывает весь Айтарейя Брахман одному человеку: Махидасе Айтарейе. В предисловии к тексту Саяна предполагает, что «Айтарейя» - это матронимическое имя. Матерью Махидаса была Итара (), имя которой происходит от санскритского слова «итара» (इतर, буквально «другой» или «отвергнутый»). Она была одной из жен великого риши (мудреца). Риши предпочитал сыновей от других своих жен Махидасу. Однажды он поместил всех своих сыновей к себе на колени, но проигнорировал Махидасу. Увидев слезы на глазах своего сына, Итара помолилась богине земли Бхуми, ее куладеви (божеству-покровителю). Затем появился Бхуми и передал Махидасе знания, содержащиеся в «Айтарейя брахманах».

Ученые, такие как Артур Берридейл Кейт и Макс Мюллер, считают эту историю ложной. Махидаса упоминается в других произведениях до Саяны, таких как Чандогья-упанишад (3.16.7) и Айтарейя Араньяка (2.1.7, 3.8). Но ни одна из этих работ не упоминает легенду о Саяне. «Айтарейя араньяка», несомненно, является составным произведением, и возможно, что у «айтарейи брахмана» также было несколько авторов. По словам А.Б. Кейта, настоящая редакция работы может быть приписана Махидасе, но даже это нельзя сказать окончательно.

Отождествление с Ашвалайаной Брахманом

Ашвалаяна Шраутасутра и Ашвалаяна Грихьясутра, приписываемые мудрецу Ашвалаяне, - это шраутасутра и грихьясутра, связанные с Айтарейя Брахманом. В некоторых санскритских текстах также упоминается текст под названием «Ашвалаяна брахмана». Например, Рагхунандана (ок. 16 века н.э.) в своей Маламасататтве цитирует стих из того, что он называет Ашвалайана Брахманом. Этот стих представляет собой небольшую вариацию стиха Айтарейя-брахмана.

Распространенное мнение состоит в том, что Ашвалаяна-брахман - это просто другое имя для Айтарейя-брахмана. Однако, согласно другой теории, это мог быть уже утерянный, похожий, но отчетливый текст брахмана.

Дата составления

Брахман Айтарейя с некоторой достоверностью датируется 1-м тысячелетием до нашей эры, вероятно к своей первой половине. Опубликованные оценки включают следующее:

Содержание

Сорок адхьяй (глав) этой работы сгруппированы под восемью панчиками (группой из пяти). Ниже приводится обзор его содержания:

  • Панчика I
    • Адхьяя I: Обряды посвящения
    • Адхьяя II: вступительное жертвоприношение
    • Адхьяя III: Покупка и принесение Сомы
    • Адхьяя IV: Праваргья
    • Адхьяя V: Несение огня, Сомы и подношений к Высокому алтарю
  • Панчика II
    • Адхьяя I: Жертвоприношение животных
    • Адхьяя II: Жертвоприношение животных и утренняя литания
    • Адхьяя III: Апонаптрия и другие церемонии
    • Адхьяя IV: Чаши Индра и Ваю, Митра и Варуна и Ашвины
    • Адхьяя V: Аджья Шастра
  • Панчика III
    • Адхьяя I: Прауга Шастра, Вашат зов и Нивиды
    • Адхьяя II: Марутватия и Нишкеваля Шастра
    • Адхьяя III: Вайшвадева и Агнимарута
    • Адхьяя IV: Общие соображения относительно Агништомы
    • Адхьяя V: Некоторые подробности о жертвоприношении
  • Панчика IV
    • Адхьяя I: Жертвоприношения Шодашин и Атиратра
    • Адхьяя II: Ашвина Шастра и Гавам Аяна
    • Адхьяя III: Шадахи и Вишувант
    • Адхьяя IV: Обряд Двадашаха
    • Адхьяя V: Первые два дня Двадашаха
  • Панчика V
    • Адхьяя I: Третий и четвертый дни Двадашаха
    • Адхьяя II: Пятый и шестой дни Двадашаха
    • Адхьяя III: седьмой и восьмой дни Двадашаха
    • Адхьяя IV: Девятый и десятый дни Двадашаха
    • Адхьяя V: Агнихотра и Брахмана священник
  • Панчика VI
    • Адхьяя I: Должность Гравастута и Субрахманья
    • Адхьяя II: Шастры Хотраков в Сатрах и Ахинас
    • Адхьяя III: Разное указывает на Хотраки
    • Адхьяя IV: Гимны Сампаты, Валахилья и Дурохана
    • Адхьяя V: Шилпа Шастры третьего нажатия
  • Панчика VII
    • Адхьяя I: распределение частей жертвы жертвоприношения
    • Адхи ая II: Искупление ошибок в жертвоприношении
    • Адхьяя III: Повествование Шунахшепы
    • Адхьяя IV: Приготовления к царскому посвящению
    • Адхьяя V: Жертвенный напиток царя
  • Панчика VIII
    • Адхьяя I: Стотры и Шастры дня Сомы
    • Адхьяя II: Помазание царя
    • Адхьяя III: Великий помазание Индры
    • Адхьяя IV: Великое помазание царя
    • Адхьяя V: Должность Пурохиты

Космография

Раздел 2.7

Астрономия сыграла важную роль роль в ведических ритуалах, которые проводились в разные периоды года. В «Айтарейя-брахмане» (4.18) говорится, что солнце остается неподвижным в течение 21 дня и достигает своей наивысшей точки в вишуванте, в середине дня этого периода. Боги боялись, что в этот момент солнце потеряет равновесие, поэтому они связали его пятью веревками (пять «веревок» - это пять молитвенных стихов). Вишувант упоминается как важный день для ритуалов. В тексте также упоминается, что солнце горит с наибольшей силой после прохождения меридиана .

. В Айтарейя-брахмане (2.7) говорится:

[Солнце] на самом деле никогда не заходит и не восходит. В том, что они думают о нем: «Он сидит», достигнув конца дня, он переворачивает себя; таким образом он создает вечер внизу, день вверху. Опять же в том, что они думают о нем: «Он встает утром», достигнув конца ночи, он переворачивается; так он делает день внизу, ночь наверху. Он никогда не садится; действительно, он никогда не заходит ».

Согласно Субхашу Каку, это означает, что, по словам автора стиха, солнце не движется, а движется Земля, что предполагает гелиоцентризм и вращение сферической Земли. Согласно Джйоти Бхусану Дас Гупте, этот стих подразумевает, что автор «ясно понимал, что дни и ночи были локальными, а не глобальным явлением». Дас Гупта добавляет, что интерес текста к положению солнца представляется "чисто ритуальным", и этот стих нельзя окончательно рассматривать как свидетельство признания автором земли как сферы. Согласно К.Ч. Чаттопадхьяе, этот стих просто подразумевает, что у солнца две стороны: одна яркая, а другая темная.

Раздел 3.44

В разделе 3.44, среди прочего, Айтарейя Брахман утверждает (перевод Хауг):

Солнце никогда не восходит и не заходит. Когда люди думают, что солнце садится (это не так). Потому что, придя в конце дня, оно успокаивается. f производят два противоположных эффекта, превращая ночь в то, что внизу, и день, в то, что находится на другой стороне.. Когда они верят, что оно поднимается утром (таким образом, этот предполагаемый подъем следует объяснить). Достигнув конца ночи, он заставляет себя производить два противоположных эффекта, превращая ночь в то, что находится внизу, и день на то, что находится на другой стороне ».

Айтарейя Брахмана, являющийся сводом ведических текстов и священных писаний в индуизме, и Из-за отсутствия каких-либо теорий о горе Меру в этом тексте комментаторы средневековой эпохи, такие как Саяна, столкнулись с серьезными трудностями при согласовании космографических теорий ведической эпохи и средневековой эпохи. Индийские ученые средневековой эпохи сохранили космографию сферической формы и формы диска в Пураны, в то время как тексты по астрономии (сиддханта) для хронометража принимали сферические допущения.

В лингвистике

Царь и бог - текст, основанный на эпизоде ​​"царь Харишчандра" (7.14 … 33.2), который использовался для сравнения различных реконструкций протоиндоевропейского языка.

Примечания

Последняя правка сделана 2021-06-09 22:05:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте