Айтарейя Брахман (Санскрит : ऐतरेय ब्राह्मण) - это Брахман из Шакала Шаха из Ригведы, древнеиндийского сборника священных гимнов. Это произведение, согласно традиции, приписывается Махидасе Айтарейе.
Саяна из Виджаянагара, комментатор XIV века, приписывает весь Айтарейя Брахман одному человеку: Махидасе Айтарейе. В предисловии к тексту Саяна предполагает, что «Айтарейя» - это матронимическое имя. Матерью Махидаса была Итара (), имя которой происходит от санскритского слова «итара» (इतर, буквально «другой» или «отвергнутый»). Она была одной из жен великого риши (мудреца). Риши предпочитал сыновей от других своих жен Махидасу. Однажды он поместил всех своих сыновей к себе на колени, но проигнорировал Махидасу. Увидев слезы на глазах своего сына, Итара помолилась богине земли Бхуми, ее куладеви (божеству-покровителю). Затем появился Бхуми и передал Махидасе знания, содержащиеся в «Айтарейя брахманах».
Ученые, такие как Артур Берридейл Кейт и Макс Мюллер, считают эту историю ложной. Махидаса упоминается в других произведениях до Саяны, таких как Чандогья-упанишад (3.16.7) и Айтарейя Араньяка (2.1.7, 3.8). Но ни одна из этих работ не упоминает легенду о Саяне. «Айтарейя араньяка», несомненно, является составным произведением, и возможно, что у «айтарейи брахмана» также было несколько авторов. По словам А.Б. Кейта, настоящая редакция работы может быть приписана Махидасе, но даже это нельзя сказать окончательно.
Ашвалаяна Шраутасутра и Ашвалаяна Грихьясутра, приписываемые мудрецу Ашвалаяне, - это шраутасутра и грихьясутра, связанные с Айтарейя Брахманом. В некоторых санскритских текстах также упоминается текст под названием «Ашвалаяна брахмана». Например, Рагхунандана (ок. 16 века н.э.) в своей Маламасататтве цитирует стих из того, что он называет Ашвалайана Брахманом. Этот стих представляет собой небольшую вариацию стиха Айтарейя-брахмана.
Распространенное мнение состоит в том, что Ашвалаяна-брахман - это просто другое имя для Айтарейя-брахмана. Однако, согласно другой теории, это мог быть уже утерянный, похожий, но отчетливый текст брахмана.
Брахман Айтарейя с некоторой достоверностью датируется 1-м тысячелетием до нашей эры, вероятно к своей первой половине. Опубликованные оценки включают следующее:
Сорок адхьяй (глав) этой работы сгруппированы под восемью панчиками (группой из пяти). Ниже приводится обзор его содержания:
Астрономия сыграла важную роль роль в ведических ритуалах, которые проводились в разные периоды года. В «Айтарейя-брахмане» (4.18) говорится, что солнце остается неподвижным в течение 21 дня и достигает своей наивысшей точки в вишуванте, в середине дня этого периода. Боги боялись, что в этот момент солнце потеряет равновесие, поэтому они связали его пятью веревками (пять «веревок» - это пять молитвенных стихов). Вишувант упоминается как важный день для ритуалов. В тексте также упоминается, что солнце горит с наибольшей силой после прохождения меридиана .
. В Айтарейя-брахмане (2.7) говорится:
[Солнце] на самом деле никогда не заходит и не восходит. В том, что они думают о нем: «Он сидит», достигнув конца дня, он переворачивает себя; таким образом он создает вечер внизу, день вверху. Опять же в том, что они думают о нем: «Он встает утром», достигнув конца ночи, он переворачивается; так он делает день внизу, ночь наверху. Он никогда не садится; действительно, он никогда не заходит ».
Согласно Субхашу Каку, это означает, что, по словам автора стиха, солнце не движется, а движется Земля, что предполагает гелиоцентризм и вращение сферической Земли. Согласно Джйоти Бхусану Дас Гупте, этот стих подразумевает, что автор «ясно понимал, что дни и ночи были локальными, а не глобальным явлением». Дас Гупта добавляет, что интерес текста к положению солнца представляется "чисто ритуальным", и этот стих нельзя окончательно рассматривать как свидетельство признания автором земли как сферы. Согласно К.Ч. Чаттопадхьяе, этот стих просто подразумевает, что у солнца две стороны: одна яркая, а другая темная.
В разделе 3.44, среди прочего, Айтарейя Брахман утверждает (перевод Хауг):
Солнце никогда не восходит и не заходит. Когда люди думают, что солнце садится (это не так). Потому что, придя в конце дня, оно успокаивается. f производят два противоположных эффекта, превращая ночь в то, что внизу, и день, в то, что находится на другой стороне.. Когда они верят, что оно поднимается утром (таким образом, этот предполагаемый подъем следует объяснить). Достигнув конца ночи, он заставляет себя производить два противоположных эффекта, превращая ночь в то, что находится внизу, и день на то, что находится на другой стороне ».
Айтарейя Брахмана, являющийся сводом ведических текстов и священных писаний в индуизме, и Из-за отсутствия каких-либо теорий о горе Меру в этом тексте комментаторы средневековой эпохи, такие как Саяна, столкнулись с серьезными трудностями при согласовании космографических теорий ведической эпохи и средневековой эпохи. Индийские ученые средневековой эпохи сохранили космографию сферической формы и формы диска в Пураны, в то время как тексты по астрономии (сиддханта) для хронометража принимали сферические допущения.
Царь и бог - текст, основанный на эпизоде "царь Харишчандра" (7.14 … 33.2), который использовался для сравнения различных реконструкций протоиндоевропейского языка.