Шиваизм

редактировать
Одна из основных традиций в индуизме, которая почитает Шиву как Высшее Существо

Шиваизм
Церемония хавана на берегу Ганга, Муни ки Рети, Ришикеш.jpg 20.03a linagm Mahalingeswara.png Shiva Parvati Ganesha.jpg 828 CE Paramesvaratantra Sanskrit palm leaf manuscipt, Lat e Gupta script, Nepal.jpg A collage of Shaivism Shiva Siwa Hindu icons and temples in Southeast Asia.jpg

Шиваизм () - одна из основных традиций в индуизме, которая почитает Шиву как Высшее Существо. Последователей шиваизма называют «шиваитами» или «шиваитами». Это одна из крупнейших сект, которые верят, что Шива, которому поклоняются как создателю и разрушителю миров, является верховным богом всего. Шайва имеет множество суб-традиций, начиная от религиозного дуалистического теизма, такого как Шайва Сиддханта до ориентированного на йогу монистического нетеизма, такого как Кашмирский шиваизм. Он рассматривает тексты Вед и Агамы как важные источники богословия. Происхождение шиваизма можно проследить до концепции Рудры в Ригведе.

. Шиваизм имеет древние корни, прослеживаемые в ведической литературе 2-го тысячелетия до н. Э., Но это происходит в форме Ведическое божество Рудра. В древнем тексте Шветашватара Упанишад, датируемом концом 1-го тысячелетия до нашей эры, упоминаются такие термины, как Рудра, Шива и Махешварам, но его интерпретация как теистический или монистический текст шиваизма оспаривается. В первые века нашей эры это первое явное свидетельство пашупатского шиваизма. И религиозный, и монистический шиваизм стал популярным в 1-м тысячелетии нашей эры, быстро став доминирующей религиозной традицией многих индуистских королевств. Вскоре после этого он прибыл в Юго-Восточную Азию, что привело к строительству тысяч шайвских храмов на островах Индонезии, а также в Камбодже и Вьетнаме, параллельно развиваясь с буддизмом в этих регионах. В современную эпоху шиваизм является одним из основных аспектов индуизма.

Шиваистское богословие варьируется от Шивы как создателя, хранителя и разрушителя до того же самого, что и Атман (я, душа) внутри себя и каждого живого существа. Это тесно связано с шактизмом и некоторым поклонением Шива в храмах Шивы и Шакти. Это индуистская традиция, которая больше всего принимает аскетический образ жизни и делает упор на йогу, и, как и другие индуистские традиции, побуждает человека открывать для себя Шиву и быть единым с ней внутри. Шиваизм - одна из крупнейших традиций индуизма.

Содержание
  • 1 Этимология и номенклатура
  • 2 Обзор
  • 3 Истоки и история
    • 3.1 Ведические свидетельства
    • 3.2 Возникновение шиваизма
    • 3.3 Пуранический шиваизм
    • 3.4 Постгуптское развитие
    • 3.5 Южная Индия
    • 3.6 Юго-Восточная Азия
      • 3.6.1 Индонезия
  • 4 Верования и практики
    • 4.1 Ведический, пуранический и эзотерический шиваизм
    • 4.2 Шиваизм и другие индуистские традиции
  • 5 Тексты
    • 5.1 Веды и основные упанишады
    • 5.2 Шайва малые упанишады
    • 5.3 Шайва-агамы
  • 6 Традиции
    • 6.1 Санньяси Шайва: Атимарга
      • 6.1. 1 Пашупата Атимарги
      • 6.1.2 Лакула Атимарги
    • 6.2 Грихастха и Санньяси Шайва: Мантрамарга
      • 6.2.1 Шайва Сиддханта
      • 6.2.2 Наянары
      • 6.2.3 Традиции тантра-дикши
      • 6.2. 4 Кашмирский шиваизм
    • 6.3 Нат
    • 6.4 Лингаятизм
  • 7 Демография
  • 8 Влияние
    • 8.1 Шактизм
    • 8.2 Традиция Смарта
    • 8.3 Вайшнавизм
    • 8.4 Саураизм (божество Солнца)
    • 8,5 движения йоги
    • 8,6 хин исполнительское искусство
    • 8.7 Буддизм
    • 8.8 Джайнизм
  • 9 Храмы и паломничество
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
    • 12.1 Цитаты
    • 12.2 Библиография
  • 13 Внешние ссылки
Этимология и номенклатура

Шива (IAST : śiva, санскрит : शिव) буквально означает добрый, дружелюбный, милосердный или благоприятный. Как собственное имя, оно означает «Благоприятный».

Слово Шива используется как прилагательное в Ригведе, как эпитет для нескольких ригведических божеств, в том числе Рудра. Термин Шива также означает «освобождение, окончательное освобождение» и «благоприятное», это прилагательное значение употребления обращено ко многим божествам в ведических слоях литературы. Этот термин эволюционировал от ведического Рудра-Шива к существительному Шива в эпосах и пуранах, как благоприятному божеству, которое является «творцом, воспроизводителем и растворителем».

Санскритское слово шайва или шайва означает «относиться» богу Шиве ", в то время как соответствующие верования, обычаи, история, литература и суб-традиции составляют шиваизм.

Обзор

Почитание Шивы - одна из широко распространенных пан-индуистских традиций по Индии, Шри-Ланке и Непалу. Хотя Шива широко почитается, сам индуизм представляет собой сложную религию и образ жизни с разнообразием идей духовности и традиций. В нем нет церковного строя, неоспоримых религиозных авторитетов, руководящего органа, пророка (ов) или какой-либо обязательной священной книги; Индусы могут выбрать политеистическую, пантеистическую, монотеистическую, монистическую, агностическую, атеистическую или гуманистическую направленность.

Шиваизм - основная традиция в индуизме с теологией, которая преимущественно связана с индуистским богом Шивой. Шиваизм имеет множество различных суб-традиций с региональными вариациями и различиями в философии. Шиваизм имеет обширную литературу с различными философскими школами, начиная от недуализма, дуализма и смешанных школ.

Истоки и история
Развитие различных школ шиваизма от раннее поклонение Рудре. Печать «Пашупати» из цивилизации долины Инда.

Истоки шиваизма неясны и являются предметом споров среди ученых. Некоторые ведут свое происхождение от цивилизации долины Инда, которая достигла своего пика примерно в 2500–2000 годах до нашей эры. Археологические открытия показывают печати, которые указывают на божество, несколько напоминающее Шиву. Из них печать Пашупати, которую ранние ученые интерпретировали как человека, сидящего в позе медитирующей йоги в окружении животных и с рогами. Эта печать «Пашупати» (Повелитель животных, санскрит пашупати) была интерпретирована этими учеными как прототип Шивы. Гэвин Флад характеризует эти взгляды как «умозрительные», говоря, что по печати не ясно, имеет ли фигура три лица, или сидит ли она в позе йоги, или даже что эта форма предназначена для представления человеческая фигура.

Другие ученые утверждают, что письменность долины Инда остается нерасшифрованной, а интерпретация печати Пашупати сомнительна. Согласно Шринивасану, предположение, что это прото-Шива, может быть случаем проецирования «более поздних практик в археологические находки». Точно так же Аско Парпола заявляет, что другие археологические находки, такие как ранние эламские печати, датированные 3000–2750 гг. До н.э., показывают аналогичные фигуры, и они были интерпретированы как «сидящий бык», а не как йог, и интерпретация быка, вероятно, более точна.

Ведические свидетельства

Ригведа (~ 1500–1200 гг. До н.э.) имеет самое раннее четкое упоминание Рудры в своих гимнах, таких как 2.33, 1.43 и 1.114. Текст также включает в себя Сатарудрию, влиятельный гимн со встроенными сотнями эпитетов для Рудры, который цитируется во многих средневековых текстах Шива, а также читается в основных храмах Шивы индуистов в наше время. Тем не менее, ведическая литература представляет только библейское богословие, но не свидетельствует о существовании шиваизма.

Шветашватара-упанишад, вероятно, составленный до Бхагавад-гиты около 4-го века. век до н.э. содержит теистические основы шиваизма, заключенные в монистическую структуру. Он содержит ключевые термины и идеи шиваизма, такие как Шива, Рудра, Махешвара, Гуру, Бхакти, Йога, Атман, Брахман и самопознание.

Возникновение шиваизма

Кушан монета Вима Кадфис (2 век н.э.), возможно, с Шивой, держащим трезубец, в итифаллическом состоянии и рядом с быком, его лошадь, как в шиваизме. Более поздние кушаны описали это божество в своих монетах как «Оешо », возможное зороастрийское божество.

Согласно Гэвину Фладу, «формирование традиций шайва, как мы понимаем они начинают происходить в период с 200 г. до н.э. по 100 г. н.э. " Согласно Чакраварти, Шива стал известен, поскольку был идентифицирован как то же самое, что Пуруша, Рудра, Агни, Индра, Праджапати, Вайу и др.

Патанджали в Махабхашья, датируемый II веком до н.э., упоминает термин Шива-бхагавата в разделе 5.2.76. Патанджали, объясняя правила грамматики Панини, заявляет, что этот термин относится к преданному, одетому в шкуры животных и несущему аят сулика (железное копье, трезубец) как икону, представляющую своего бога.

Шива в 3 веке нашей эры. Искусство Матхуры или Ахиччхатра.

Махабхарата - еще один древний санскритский текст, в котором упоминаются аскеты-шайвы, например, в главах 4.13 и 13.140. Другие свидетельства, которые, возможно, связаны с важностью шиваизма в древние времена, находятся в эпиграфике и нумизматике, например, в форме выдающихся шивоподобных рельефов на золотых монетах эпохи Кушанской империи. Однако, это спорно, как альтернативная гипотеза для этих рельефов основывается на зороастрийский Oesho. Согласно Потопу, монеты, относящиеся к древнегреческим, сакским и парфянским царям, правившим частями Индийского субконтинента после прихода Александра Великого, также показывают иконографию Шивы, но это свидетельство слабое и основанное на конкурирующих выводах.

Надписи, найденные в Гималайском регионе, например, в долине Катманду в Непале, предполагают, что шиваизм (особенно монизм пашупата) был установлен в этом регионе во время правления Маурьев и Гуптов. Индийского субконтинента, к 5 веку. Эти надписи датируются современными методами между 466 и 645 годами н.э.

пуранический шиваизм

В период династии Гуптов (ок. 320–500 гг. Н. Э.) Жанр Пурана литература развивалась в Индии, и многие из этих Пураны содержат обширные главы о шиваизме - наряду с вайшнавизмом, шактизмом, традициями смарта браминов и другими темами, что предполагает важность шиваизма к тому времени. Наиболее важные шива-пураны этого периода включают Шива-пурану и Линга-пурану.

постгуптовское развитие

Шиву с Трисулой, которому поклонялись в Средняя Азия. Пенджикент, Узбекистан, VII – VIII века н.э. Эрмитаж.

Большинство царей Гуптов, начиная с Чандрагупты II (Викрамадитья) (375-413 гг. Н.э.), были известны как Парама Бхагаваты или Бхагаваты Вайшнавы и были горячими пропагандистами вайшнавизма. Но после вторжений хуна, особенно хуннов алчон около 500 г. н.э., империя Гупта пришла в упадок и раздробилась, в конечном итоге полностью разрушившись с эффектом дискредитации Вайшнавизм, религия, которую он так горячо продвигал. Новые региональные державы в центральной и северной Индии, такие как Ауликары, Маухари, Майтраки, Калачури или Вардхан предпочел вместо этого принять шиваизм, дав мощный импульс развитию поклонения Шиве и его идеологии силы. Вайшнавизм оставался сильным в основном на территориях, которые не были затронуты этими событиями: Южная Индия и Кашмир.

В начале VII века китайский буддийский паломник Сюаньцзан (Huen Цанг) посетил Индию и написал мемуары на китайском языке, в которых упоминается распространенность храмов Шивы на всем севере индийского субконтинента, в том числе в регионе Гиндукуша, таком как Нуристан. Между V и XI веками нашей эры основные храмы Шайвы были построены в центральных, южных и восточных регионах субконтинента, в том числе в пещерных храмах Бадами, Aihole, Elephanta Пещеры, Пещеры Эллоры (Кайлаша, пещера 16), Кхаджурахо, Бхуванешвара, Чидамбарам, Мадурай и Кондживарам.

Крупные исследователи конкурирующих индуистских традиций из во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры, такие как Ади Шанкара из Адвайта Веданты и Рамануджа вайшнавизма, упоминают несколько сект Шайвы, в частности четыре группы: Пашупата, Лакулиша, тантрический Шайва и Капалика. Описание противоречиво: некоторые тексты заявляют, что тантрические, пуранические и ведические традиции шиваизма враждебны друг другу, в то время как другие предлагают, чтобы они были дружественными суб-традициями. В некоторых текстах говорится, что Капалики отвергают Веды и участвуют в экстремальных экспериментах, в то время как другие утверждают, что суб-традиции Шайвы почитают Веды, но не относятся к Пуранам.

Южная Индия

Шива, стоящий на Апасмаре, вырезанный на нем. лингам, Гудималлам. Датируется по-разному со 2-го века до н. Э. До 7-го века нашей эры.

Шиваизм, вероятно, был преобладающей традицией в Южной Индии, сосуществуя с буддизмом и джайнизмом, до того, как вайшнавы альвары запустили бхакти. движение в 7 веке, и влиятельные ученые Веданты, такие как Рамануджа, разработали философскую и организационную основу, которая помогла вайшнавам расширяться. Хотя обе традиции индуизма имеют древние корни, учитывая их упоминание в эпосах, таких как Махабхарата, шиваизм процветал в Южной Индии намного раньше.

Мантрамарга шиваизма, по словам Алексиса Сандерсона, послужила образцом для более позднего несмотря на независимые и очень влиятельные трактаты Панчаратрика Вайшнавов. Об этом свидетельствуют индуистские тексты, такие как Ишварасамхита, Падмасамхита и Парамешварасамхита.

Береговый храм с 7 по 8 века в Махабалипураме является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нем представлены тысячи скульптур, связанных с шиваизмом.

Наряду с Гималайским регионом, простирающимся от Кашмира через Непал, традиция шиваизма в Южной Индии была одним из крупнейших источников сохранившихся рукописей, связанных с шиваизмом, из древней и средневековой Индии. Этот регион также был источником индуистского искусства, храмовой архитектуры и торговцев, которые помогли распространить шиваизм в Юго-Восточной Азии в начале 1-го тысячелетия нашей эры.

Есть десятки тысяч индуистских храмов, где Шива является либо главным божеством, либо благоговейно включен в антропоморфную или аниконическую форму (лингам, или сваямбху ). Многочисленные исторические храмы Шайвы сохранились в Тамил Наду, Керале, некоторых частях Андхра-Прадеша и Карнатаки. В некоторых регионах более высокая плотность храмов Шивы, например, в Танджавур регионе Тамил Наду, где многочисленные храмы Шива были построены во время эпохи империи Чола, между 800 и 1200 годами нашей эры. Гудималлам - старейший известный лингам, датируемый 3–1 веками до нашей эры. Это резной каменный лингам высотой пять футов с антропоморфным изображением Шивы на одной стороне. Этот древний лингам находится в Читтур районе Андхра-Прадеша.

Юго-Восточная Азия

Коллаж изображений икон и храмов шиваизма 1-го тысячелетия н.э. из Юго-Восточной Азии (вверху слева): Шива в йоге поза, Нанди, храм Прамбанан, Йони-Линга и индуистский храм планировка.

Шиваизм в основном пришел в Юго-Восточную Азию из южной Индии и в гораздо меньшей степени в Китай и Тибет из Гималаев. Во многих случаях он развивался в этом регионе совместно с буддизмом. Например, в Пещерах Тысячи Будд несколько пещер воплощают идеи шиваизма. Эпиграфические свидетельства и свидетельства пещерного искусства предполагают, что буддизм Шайвы Махешвары и Махаяны пришел в Индокитай в период Фунан, то есть в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры. В Индонезии храмы на археологических раскопках и многочисленные свидетельства надписей, датируемые ранним периодом (400–700 гг. Н. Э.), Предполагают, что Шива был высшим богом. Это сосуществование шиваизма и буддизма на Яве продолжалось примерно до 1500 г., когда и индуизм, и буддизм были заменены исламом, и сохраняется сегодня в провинции Бали.

Шиваизм и буддизм в значительной степени совпали в Юго-Восточной Азии., особенно в Индонезии, Камбодже и Вьетнаме между 5 и 15 веками. Шиваизм и Шива занимали первостепенное положение на древней Яве, Суматре, Бали и соседних островах, хотя развивающаяся суб-традиция творчески объединила более древние верования, которые существовали до этого. В последующие века купцы и монахи, прибывшие в Юго-Восточную Азию, принесли шиваизм, вайшнавизм и буддизм, и они превратились в синкретическую, взаимно поддерживающую форму традиций.

Индонезия

В Балийский индуизм, голландские этнографы разделили Сива (шиваитов) Сампрадайа »на пять - Кеменух, Кенитен, Мас, Мануба и Петапан. наблюдается брак между мужчинами-брахманами из высшей касты и женщинами из низшей касты.

Верования и обычаи

Шиваизм сосредоточен вокруг Шивы, но имеет множество суб-традиций, богословские верования и практики которых значительно различаются. дуалистический теизм преданности к монистическому медитативному открытию Шивы внутри себя. В каждой из этих теологий есть две подгруппы. Одна подгруппа называется ведико-пуранической, и в ней используются такие термины, как «Шива, Махадева, Махешвара и другие». синонимы, и они используют иконографию такие как Линга, Нанди, Тришула (трезубец), а также антропоморфные статуи Шивы в храмах, чтобы помочь сосредоточить их практики. Другая подгруппа называется эзотерической, которая объединяет ее с абстрактной Шиватой (женской энергией) или Шиватвой (средней абстракцией), при этом теология объединяет богиню (Шакти) и бога (Шиву) с практиками тантры и учениями Агамы. Эти шайвы и шакта-индуисты в значительной степени пересекаются.

Ведический, пуранический и эзотерический шиваизм

Такие ученые, как Алексис Сандерсон, обсуждают шиваизм в трех категориях: ведический, пуранический и непуранический. (эзотерический, тантрический). Они помещают ведический и пураник вместе, учитывая значительное совпадение, при этом выделяя непуранические эзотерические суб-традиции в отдельную категорию.

Две женщины-шайвы-аскеты (живопись 18 века)
  • Ведические-пураники. Большинство в шиваизме следует традициям ведических пураник. Они почитают Веды, Пураны и имеют верования, которые охватывают дуалистический теизм, стиль Шива Бхакти (преданность), до монистического нетеизма, посвященного йоге и медитативному образу жизни, иногда с отказом от семейной жизни ради монашеских поисков духовности. Практика йоги особенно ярко выражена в недвойственном шиваизме, при этом практика усовершенствована до такой методологии, как четырехступенчатая упая: быть беспутным (анупая, иччха-без, без желаний), быть божественным (самбхавопая, гьяна, полное знание), быть энергией (сактопая, крийя, полнота действия) и быть индивидуальным (анавопая).
  • Не-пураник. Это эзотерические суб-традиции меньшинства, в которых преданные посвящаются (дикша) в определенный культ, который они предпочитают. Их цели различаются: от освобождения в текущей жизни (мукти) до поиска удовольствий в высших мирах (бхукти). Их средства также различаются: от медитативной атимарги или «внешнего высшего пути» до тех, чьи средства основаны на чтении мантр. Суб-традиции атимарги включают пашупаты и лакула. Согласно Сандерсону, пашупаты имеют самое старое наследие, вероятно, со 2-го века нашей эры, о чем свидетельствуют древние индуистские тексты, такие как Шанти Парва книга эпоса Махабхарата. Тантрическая суб-традиция в этой категории прослеживается с пост-8-го до пост-11-го века, в зависимости от региона Индийского субконтинента, параллельно с развитием буддийской и джайнской тантрических традиций в этот период. Среди них - дуалистические шайва-сиддханта и бхайрава-шайвы (не-саиддхантика), в зависимости от того, признают ли они какую-либо ценность в ведической ортопрактике. Эти суб-традиции лелеют тайну, особые символические формулы, инициацию учителем и стремление к сиддхи (особым силам). Некоторые из этих традиций также включают теистические идеи, сложные геометрические янтры со встроенным духовным смыслом, мантрами и ритуалами.

Шиваизм против других индуистских традиций

Суб-традиции шиваизма придерживаются различных философий, схожи в некоторых аспектах и отличаются от других. Эти традиции можно сравнить с вайшнавизмом, шактизмом и смартизмом следующим образом:

Сравнение шиваизма с другими традициями
Шиваитские традицииВайшнавские традицииШактистские традициитрадиции смарта.Ссылки
Священные ПисанияВеды, Упанишады и АгамыВеды, Упанишады и АгамыВеды и УпанишадыВеды и Упанишады
Верховное божествобог Шивабог Вишнубогиня ДевиНет (считает Парабрахман таковым)
СоздательШиваВишнуДевиПринцип Брахмана
Аватар НезначительныйКлючевое понятиеSignificantMinor
Monastic lifeРекомендуетПринимаетПринимаетРекомендует
Ритуалы, Бхакти УтвержденияУтвержденияАфирмыНеобязательно
Ахимса и вегетарианствоРекомендации, НеобязательноПодтверждаетНеобязательноРекомендует, Необязательно
Свобода воли, Майя, Карма УтвержденияУтвержденияУтвержденияПодтверждает
МетафизикаБрахман (Шива), Атман (Душа, Я)Брахман (Вишну), АтманБрахман (Деви), АтманБрахман, Атман
Эпистемология. (Прамана )1. Восприятие. 2. Вывод. 3. Достоверные показания. 4. Само собой разумеющийся1. Восприятие. 2. Вывод. 3. Достоверные показания1. Восприятие. 2. Вывод. 3. Достоверные показания1. Восприятие. 2. Вывод. 3. Сравнение и аналогия. 4. Постулирование, вывод. 5. Отрицательное / когнитивное доказательство. 6. Надежное свидетельство
ФилософияДвайта, квалифицированный адвайта, адвайтаВишиштадвайта, Двайта, квалифицированный адвайта, адвайтаШакти-адвайтаАдвайта, квалифицированный адвайта
Спасение. (Сотериология )Дживанмукта,. Чарья - Крия - Йога - Джнана Видехамукти, Йога,. поборники семейной жизниБхакти, Тантра, ЙогаДживанмукта, Адвайта, Йога,. поборники монашеской жизни
ы
рукописи Шайвы сохранившиеся . (после 8 века)

Непал и Гималаи = 140 000. Южная Индия = 8600. Другие (Деванагири) = 2 000. Бали и Юго-восточная Азия = Многие

- Алексис Сандерсон, Шиваитская литература

На протяжении своей истории шиваизм подпитывался многочисленными текстами, от священных писаний до богословских трактатов, включая Веды и Упанишады, Агамы и Бхашья. Согласно Гэвину Флуду - профессии Оксфордского университета, специализирующимся на шиваизме и в области феноменологии ученые-шиваиты разработали сложную теологию в ее разнообразных традициях. Среди известных и влиятельных комментариев двайта (дуалистического) теистического шиваизма были: Садьяджоти 8-го века, Рамакантха 10-го века, Бходжадева 11-го века. Дускому богословию бросили вызов исследователям адвайта (недуалистического, монистического) шиваизма, таких как Васугупта 8-го / 9-го веков, Абхинавагупта 10-го века и Кшемараджа 11-го века, особенно научных школ теологов Пратьябхиджна, Спанда и Кашмирский шиваизм..

Веды и основные Упанишады

Веды и Упанишады являются общими писаниями индуизма, а Агамы - священными текстами определенных под-традиций. Сохранившаяся ведическая литература относится к 1 тысячелетию до н. Э. И ранее, а сохранившиеся агамы - к 1 тысячелетию нашей эры. Ведическая литература в шиваизме является первичной и общей, а агамы - это особые трактаты. С точки зрения философии и духовных предписаний, ни одна агама, противоречащая ведической литературе, утверждает Мариасусай Дхавамони, не будет приемлема для шайвов. Согласно «ключевой чертой тамильской шайва-сиддханты», можно сказать, определяющей ее чертой, утверждение, что ее источник лежит в Ведах, а также в Агамах, которые она называет Ведагамами ». Взгляды этой школы можно резюмировать так:

Веда - это корова, настоящая Агама - это молоко.

— Умапати, Перевод Дэвида Смита

Шветашватара Упанишад (400 - 200 г. до н.э.) - это самое раннее текстовое изложение систематической философии шиваизма.

Шиваитские малые Упанишады

Ученые, вдохновленные шиваизмом, создали 14 упанишад, сфокусированных на Шиве, которые называются Шайва-упанишадами. Они считают частью 95 малых Упанишад в Муктика корпусе Упанишад индуистской литературы. Самые ранние из них, вероятно, были составлены в I тысячелетии до н. Э., А последние - в эпоху позднего средневековья.

Шайва-упанишады предлагает различные идеи, от бхакти тем теистического дуализма до тем синтез идей Шайвы с темами Адвайты (недвойственности), Йоги, Вайшнавы и Шакти.

Шиваизм Упанишады
Шайва УпанишадДата составленияТемыСсылки
Кайвалья Упанишад 1-е тысячелетие до нашей эрыШива, Атман, Брахман, Санньяса, Самопознание
Атхарваширас Упанишад 1-е тысячелетие до нашей эрыРудра, Атман, Брахман, Ом, монизм
Атхарвашиха Упанишад 1-е тысячелетие до нашей эрыШива, Ом, Брахман, воспевание, медитация
Брихаджабала Упанишад Позднее средневековье, пост-12-е векШива, священный ясень, четки, Трипундра тилака
Калгни Рудра Упанишад НеизвестноЗначение Трипундры (трехстрочная тилака), ритуальный шиваизм
Дакша инамурти Упанишад НеизвестноДакшинамурти как аспект Шивы, Атмана, монизма
Шарабха Упанишад НеизвестноШива как Шарабха
Акшамалика Упанишад Позднее средневековье, после XII века н.э..Розарий, джапа, мантры, Ом, Шива, символика в иконографии шиваизма
Рудрахридайя Упанишад НеизвестноРудра-Ума, мужчина и женщина неразделимы, недвойственность
Бхасмаджабала Упанишад Позднее средневековье, после XII векаШива, священный пепел, боди-арт, иконография, почему важны ритуалы и Варанаси
Рудракшаджабала Упанишад После X векаШива, Бхайрава, четки Рудракши и чтение мантр
Ганапати Упанишад 16 или 17 векГанеша, Шива, Брахман, Атман, Ом, Сатчитананда
Панчабрахма Упанишад Около VII века н.э.Шива, Садашива, недвойственность, Со'хам, Атман, Брахман, самопознание
Джабали Упанишад неизвестноШива, Пашупат богословие, значение ясеня и боди-арта

Шайва-агамы

Тексты агамы шиваизма - еще одна важная основа теологии шиваизма. Эти тексты включают шайва космологию, эпистемологию, философские доктрины, предписания медитации и практики, практики вида йоги, мантры, значения и руководства для шайвских храмов и другие элементы практики. Эти канонические тексты существуют на санскрите и на языках южной Индии, таких как тамильский.

. Агамы представьте широкий спектр философий, от теистического дуализма до абсолютного монизм. В шиваизме существует десять дуалистических (двайта ) текстов агамы, восемнадцать квалифицированных монизм-дуализм (бхедабхеда ) текстов агамы и шестьдесят четыре монизма (адвайта ) Тексты Агамы. Бхайрава-шастры монистичны, в то время как Шива-шастры дуалистичны.

Тексты агамы школ шайвы и вайшнавов основаны на существовании Атмана (души, я) и существовании Высшей Реальности (Брахман, который считается идентичным Шиве в шиваизме. Единство между ними Кашмир Шайва Агамы постулируют абсолютное единство, то есть Бог (Шива) находится внутри человека, Бог (Шива) находится внутри каждого существа, Бог присутствует внутри каждого существа. Хотя агамы вносят разнообразную теологию с точки зрения философии и духовных заповедей, ни одна агама, которая противоречит ведической литературе, утверждает Дхавамони, не была духовной теологией между жизнью, материей, человеком. приемлема для шайвов.

Традиции
Индуистский монастырь Кауаи на острове Кауаи и на Гавайях - единственный индуистский монастыр ь (шиваит) на североамериканском континенте.

Шиваизм - это древний, со временем он развил множество суб-традиций. Они широко существуют и изучаются в трех группах: теистический дуализм, нистический монизм и те, которые сочетаются в себе черты или практики этих двух. Сандерсон представляет историческую классификацию, найденную в индийских текстах, именно Атимарга монахов-шайва и Мантрамарга, последовавшие за этим отшельники (санньяси ), так и домовладельцы (грихастха ) в шиваизме. Суб-традиции Шайвы не были определены исключительно на Шиве, но другие, такие как Деви (богиня) Шактизм.

Санньяси Шайва: Атимарга

Атимарга-ветвь шиваизма подчеркивает освобождение ( спасение) - или конец всего Дуккха - как основная цель духовных поисков. Это был путь для Шайвы аскетов, в отличие от домохозяев-шайвов, чей путь описывался как Мантрамарга, и которые искали как спасения, так и сил йоги-сиддхи и удовольствия в жизни. Атимарга почитал ведические источники шиваизма и иногда регистрируется в древнеиндийских текстах как Раудра (из ведических Рудра ).

Пашупата Атимарги

Ласлишакуа в храме Сангамешвара в Махакуте, Карнатака (Чалукья, 7 век н.э.) Его ифаллические статуи V - X веков также найдены в сидячем положении йога в Раджастане, Уттар-Прадеше и в других местах <. 719>Пашупата : (IAST: Pāśupatas) - это шиваитская суб-традиция с древнейшим наследием, о чем свидетельствуют индийские тексты, датируемые первым началом нашей эры, которая считает, что Шива находится внутри каждого существе и во всем наблюдаемом периоде. Теология пашупаты, согласно Шива-сутрам, нацелена на духовное состояние сознания, в котором пашупата йог «пребывает в своей собственной собственной природе», - это один из аскет, который традиционно ограничивается мужчинами-брами., где внешние ритуалы кажутся нен ужными ссари, где мгновение и каждое действие становится внутренним обетом, духовным ритуалом для самого себя.

Пашупаты получили свое санскритское название от двух слов: Пашу (зверь) и Пати (господин), где хаотичный и невежественный состояние, заключенный в рабство и предположения, концептуализируется как зверь, а Атман (я, душа, Шива), который присутствует вечно везде как Пати. Традиция направлена ​​на осознание состояния единства с Шивой внутри и везде. В нем есть обширная литература и пятеричный путь духовной практики, который начинается с внешних практик, переходит во внутренние практики и, в конечном итоге, на медитативную йогу с целью преодоления всех страданий (Дуккха) и достижения состояния блаженства (Ананда).

Традиция приписывается мудрецу из Гуджарата по имени Лакулиша (~ II век н.э.). Он - предполагаемый автор сутр Пашупаты, основополагающего текста этой традиции. Другие тексты включают бхашйа (комментарий) к сутрам Пашупаты Каудиньи, Ганакарики, Панчартха-бхашйадипики и Рашикара-бхашьи. Монашеский путь Пашупаты был доступен любому человеку любого возраста, но он требовал отречения от четырех ашрамов (стадия) на пятую стадию Сиддха-Ашрама. Путь начался как жизнь возле храма Шивы и безмолвная медитация, затем этап, когда аскет покинул храм и обменялся кармой (быть проклятым другими, но никогда не проклинать в ответ). Затем он перешел на третью стадию жизни, где он жил как одиночка в пещере, заброшенных местах или в Гималайских горах, и к концу своей жизни он перебрался на место кремации, выживая немного и мирно ожидая своей смерти.

Пашупаты были особенно заметны в Гуджарате, Раджастане, Кашмире и Непале. Сообщество находится во многих частях Индийского субконтинента. В эпоху позднего средневековья аскеты пашупаты-шайвы вымерли.

Лакула Атимарги

Это второе подразделение Атимарги развилось от пашупат. Их основным текстом тоже были сутры Пашупата. Они отличались от Пашупата Атимарги тем, что радикально отошли от ведических учений, не уважали ни ведических, ни социальных обычаев. Например, он ходил почти голым, пил спиртные напитки на публике и использовал человеческий череп в качестве миски для подаяний для еды. Аскет Лакула Шайва не считал запрещенными ни одно действие, ни слова, он свободно делал все, что хотел, во многом как классическое изображение своего божества Рудры в древних индуистских текстах. Однако, по словам Алексиса Сандерсона, аскет Лакула был строго целомудренным и не занимался сексом.

Вторичная литература, например, написанная Кашмири Ксемараджа, предполагает, что у Лакулы были свои каноны по теологии, ритуалам и литературе. по праманам (эпистемология). Однако их первичные тексты считаются утерянными и не сохранились до наших дней.

Грихастха и Санньяси Шайва: Мантрамарга

Горизонтальные три линии ясеня (Трипундра ) с красный знак на лбу - почитаемый знак в традициях шайвы, символизирующий Om.

«Мантрамарга» (санскрит : मन्त्रमार्ग, «путь мантр») была традицией шайвы как для домовладельцев, так и для монахов. Он вырос из традиции Атимарга. Эта традиция стремилась не только к освобождению от дуккхи (страдания, неудовлетворенности), но и к особым силам (сиддхи) и удовольствиям (бхога) как в этой жизни, так и в следующей. Сиддхи были, в частности, преследованием монахов Мантрамарги, и именно эта суб-традиция экспериментировала с большим разнообразием обрядов, божеств, ритуалов, йогических техник и мантр. По словам Сандерсона, и Мантрамарга, и Атимарга являются древними традициями, более древними, чем дата их текстов, которые сохранились до наших дней. Мантрамарга стала доминирующей формой шиваизма в этот период. Он также распространился за пределы Индии в Юго-Восточную Азию Кхмерскую Империю, Яву, Бали и Чам.

Mant Традиция рамарга создала тексты Шайва-агамы и Шайва-тантры (техники). В этой литературе представлены новые формы ритуалов, йоги и мантр. Эта литература оказала большое влияние не только на шиваизм, но и на все традиции индуизма, а также буддизм и джайнизм. У Мантрамарги были как теистические, так и монистические темы, которые развивались совместно и влияли друг на друга. Тексты тантры отражают это, где собрание содержит как дуалистические, так и недвойственные богословия. Теизм в тантрических текстах аналогичен теизму вайшнавизма и шактизма. Шайва-сиддханта - это основная субтрадиция дуализма на большей части своей истории.

Шиваизм имеет сильные недвойственные (адвайта) суб-традиции. Его центральной целью было то, что Атман (душа, я) каждого существа идентичен Шиве, его различные практики и действия на понимание и единение с Шивой внутри. Этот монизм близок, но несколько отличается от монизма, обнаруженного в Адвайта Веданте Ади Шанкары. В отличие от Адвайты Шанкары, монистические школы шиваизма рассматривают Майю как Шакти, или первичную творческую силу, которая объясняет и продвигает экзистенциальное разнообразие.

Шрикантха, находящаяся под данной областью Рамануджи, сформулировал Шайва Вишиштадвайта. В этой теологии Атман (душа) не тождественен Брахману, но разделяет с Всевышним все его качества. Аппайя Дикшита (1520–1592), ученый Адвайта, используя чистый монизм, и его идеи повлияли на Шайву в Карнатаке области. Его учение Шайва Адвайты начертано на стенах храма Калакантесвара в Адайяппсидаламе (Тируваннамалайский район ).

Шайва Сиддханта

Тирумулар, великий тамильский поэт Шайвасиддханта и мистический святой>(«сидидное147). учение Шивы ») - самая ранняя сампрадайя (традиция, линия передачи) тантрического шиваизма, 5-ю веком. Традиция подчеркивает любовную датировку Шиве, использует 5-ю формулу. к тамильским гимнам 9-го века под названием Тирумурай. Ключевой философский текст этой суб-традиции был составлен Мейкандаром 13-го века. Это богословие представляет три универсальной реальности: пашу (индивидуальная душа), пати (Господь, Шива) и паша (рабство) души) из-за невежества, карма и майя. Традиция учитывает этическому образу жизни, служению обществу и через свою работу, любящее поклонение, практика йоги и дисциплина, непрерывное обучение и самопознание как средства для освобождения

Эта традиция, возможно, зародилась в Кашмире, где развивалась сложная теология, которую пропагандировали теологи Садйоджоти, Бхатта Нараянакантха и его сын Бхатта Рамакантха (ок. 950–1000). Однако после прихода исламских правителей на север Индии он процветал на юге. Философия Шайва Сиддханты особенно популярна в южной Индии, Шри-Ланке, Малайзии и Сингапуре.

. Историческая литература Шайва-сиддханты - это огромное количество текстов. Традиция включает в себя как Шиву, так и Шакти (богиню), но с растущим акцентом на метафизической абстракции. В отличие от экспериментаторов традиций Атимарга и других традиций Мантрамарги, утверждает Сандерсон, в традиции Шайва-сиддханты, не было ритуального подношения или употребления «алкогольных напитков, крови или мяса». Их практики были сосредоточены на абстрактных идеях духовности, поклонения и любовной преданности Шиве как Сада-Шиве и учили авторитету Вед и Шайва-агам. Эта традиция со временем разнообразила свои идеи, и некоторые из ее ученых интегрировали свои идеи.

Наянарс

Наянарс Поэт-святой Наянарс-шайва приписывается движению бхакти в шиваизме. В него входили три святые женщины, такие как Караиккал Аммайяр.

6-го века. К 7-му веку Наянары, традиция поэтов-святых в традициях бхакти, развитая в древности Тамил Наду с акцентом на Шиву, сравнимый с акцентом вайшнавов Альваров. Благочестивые тамильские стихотворения наянаров разделены на одиннадцать сборников, вместе известных как «Тирумураи», вместе с тамильской пураной, называемой «Перия пуранам». Первые семь сборников известны как Теварам и исследуются тамилами как эквиваленты Вед. Они были составлены в VII веке Самбандаром, Аппаром и Сундараром.

Тирумуларом (пишется Тирумулар или Тирумулар), автором Тирумантирам (также пишется как Тирумандирам), по мнению Таттвананды, был самым ранним представителем шиваизма в тамильских регионах. Тирумулар датируется Морисом Винтерницем 7 или 8 веком. Тирумантирам - первоисточник системы Шайва-сиддханты, десятая книга ее канона. Тирувачакам автора Маниккавачагар - это важный сборник гимнов.

Традиции тантра-дикши

Главный элемент всей Шайва-тантры - это практика дикша, церемониальное посвящение, в котором божественно открытые мантры даются посвященному Гуру.

. Примечательной чертой некоторых аскетов "левые тантры" было их стремление к сиддхи (сверхъестественные способности) и бала (силы), такие как предотвращение опасности (сантих) и способность причинять вред врагам (абхичара). Ганачакры, ритуальные праздники, иногда проводились на кладбищах места кремации и владения могущественных женских божеств Йогини. Культ Йогини был нацелен на обретение особых сил посредством эзотерического поклонения Шакти или женским аспектам божественного. В группы входили сестричества, которые участвовали в обрядах.

Некоторые традиции по-разному определяли особые силы. Например, кашмирские тантрики объясняют силы как анима (осознание того, что один присутствует во всем), лагхима (легкость, быть свободным от предполагаемого разнообразия или различий), махима (тяжесть, осознание того, что предел выходит за пределы собственного сознания), прапти ( достичь, быть спокойным и в мире со своей собственной природой), пракамья (терпение, понимание и принятие космического разнообразия), васита (контроль, осознание того, что у человека всегда есть сила делать все, что он), ишитва (господство над собой), йог всегда свободно). В более широком смысле, тантрические суб-традиции стремились к недвойственному знанию и просветляющему путем отказа от всех ритуалов и с помощью рассуждений (юктих), писаний (шастр) и инициирующего Гуру.

Кашмирский шиваизм

А Статуя Нанди 3-го века из Кашмира.

Кашмирский шиваизм - влиятельная традиция в шиваизме, которая зародилась в Кашмире в 1-м тысячелетии н.э. и процветала в первые века 2-го тысячелетия до того, как регион был захвачен исламскими вторжениями из Гиндукуш регион. Традиции кашмирского шиваизма почти исчезли из-за ислама, за исключением их сохранения кашмирскими пандитами.

Кашмирский шиваизм был недвойственной школой, отличной от дуалистической традиции шайва-сиддханты, которая также существовала в средневековом Кашмире. Известной философией монистического кашмирского шиваизма были идеи Пратьябхиджна, особенно идеи ученого 10 века Утпаладева и 11 века Абхинавагупта и Кшемараджа. Их обширные тексты устанавливают теологию и философию Шайвы в рамках адвайты (монизма ). Шива-сутры 9 века Васугупта и его идеи о Спанде также оказали влияние на эту и другие суб-традиции Шайвы, но вероятно, что когда-то существовали гораздо более старые тексты Шайвы.

A примечательной особенностью кашмирского шиваизма была его открытость и интеграция идей из шактизма, вайшнавизма и ваджраяны буддизма. Например, одна суб-традиция кашмирского шиваизма принимает поклонение богине (шактизм), заявляя, что подход к богу Шиве осуществляется через богиню Шакти. Эта традиция сочетала монистические идеи с тантрическими практиками. Другой идеей этой школы была Трика, или модальные триады Шакти и космологии, разработанные Соманандой в начале 10 века.

Нат

Горакнатх основал монашеское движение Натх Шайва.

Натх. : субтрадиция Шайвы, возникшая из гораздо более древней традиции Сиддхов, основанной на Йоге. Натхи считают Шиву «Адинатхой» или первым гуру, и это было небольшое, но заметное и влиятельное движение в Индии, преданных которого называли «Йоги или Джоги», учитывая их нетрадиционные монашеские пути и упор на Йога.

Теология натхов объединила философию из традиций Адвайта-веданты и буддизма. Их нетрадиционные подходы бросили вызов всем ортодоксальным предпосылкам, исследуя темные и избегаемые практики общества как средство понимания теологии и обретения внутренних сил. Традиция восходит к 9 или 10 веку Матсиендранатху и к идеям и организации, развитым Горакшанатхом. Они объединили в себе теистические практики, такие как поклонение богиням и их историческим гуру в храмах, а также монистические цели достижения освобождения или дживан-мукти при жизни путем достижения совершенного (сиддха) состояния. осознания единства себя и всего с Шивой.

Они сформировали монашеские организации, и некоторые из них превратились в воинов-аскетов, чтобы противостоять преследованиям во время исламского правления на Индийском субконтиненте.

Лингаятизм

Ожерелье с кулоном, содержащим лингая-символ Шивы, носят лингаяты.

Лингаятизм, также известный как вира-шиваизм: это особая шиваитская религиозная традиция в Индии. Он был основан философом и государственным деятелем XII века Басавой и распространен его последователями, названными Шарана.

Лингаятизм подчеркивает квалифицированный монизм и бхакти (любовная преданность) Шиве, с философскими основами, подобными основам южноиндийского философа 11–12 веков Рамануджи. Его поклонение отличается иконографической формой Ишталинги, которую носят его приверженцы. Большие общины лингаятов находятся в южноиндийском штате Карнатака и близлежащих регионах. Лингаятизм имеет свою собственную теологическую литературу со сложными теоретическими суб-традициями.

Они были влиятельными в индуистской империи Виджаянагара, которая полностью изменила территориальные завоевания мусульманских правителей, сначала после вторжений в регион Декан. Делийский султанат, а затем и другие султанаты. Лингая считают свое священное писание Басава Пурана, которое было завершено в 1369 году во время правления правителя Виджаянагара Букка Райя I. Мыслители лингаятов (Вирашаива) отвергли опеку браминов над Ведами и шастрами, но они не отвергли ведическое знание полностью. Поэт Вирашаива 13 века на телугу Палкурики Соманатха, автор писания лингаятизма, например, утверждал: «Вирашаива полностью соответствует Ведам и шастрам»

<. 593>Демография

Нет доступных данных переписи населения по демографической истории или тенденциям шиваизма или других традиций в индуизме. Оценки различаются по относительному количеству приверженцев шиваизма по сравнению с другими традициями индуизма. По оценке Джонсон и Грим за 2010 год, традиция шиваизма является второй по величине группой с 252 миллионами или 26,6% индуистов. Напротив, согласно Джонсу и Райану, шиваизм - самая крупная традиция индуизма.

Шиваизм и буддизм совместно развились во многих регионах. Над синкретическим изображением Йони-Линга с четырьмя рельефами Будды в храме Ваджраяны.

Согласно Галвину Фладу, эти традиции шиваизма и шактизма трудно разделить, поскольку многие шайва-индуисты почитают богиню Шакти регулярно. Джулиус Липнер утверждает, что индуистские деноминации нечеткие с людьми, поклоняющиеся богам и богиням полицентрические, причем многие приверженцы Шайвы и Вайшнавов признают Шри (Лакшми), что встречаются в основных мировых религиях., Парвати, Сарасвати и другие аспекты богини Деви. Точно так же шакта-индуисты почитают Шиву и таких богинь, как Парвати (таких как Дурга, Радха, Сита и другие) и Сарасвати, важные в шайвских и вайшнавских традициях.

Влияние

Шива - пан-индус. идеи бога и шиваизма в отношении йоги и бога исполнительских искусств (Натараджа ) оказали влияние на все традиции индуизма.

Шиваизм был очень влиятельным в Юго-Восточной Азии с конца VI века и особенно в королевствах кхмеров и чамов Индокитая, а также на основных островах Индонезии, таких как Суматра, Ява и Бали. Это влияние на классическую Камбоджу, Вьетнам и Таиланд продолжилось, когда буддизм Махаяны пришел с теми же индейцами.

В шиваизме Индонезии популярным именем Шивы было Бхаттара Гуру, что происходит от санскритского Бхаттарака, что означает «благородный господин». Он концептуализирован как добрый духовный учитель, в первую очередь Гуру в индонезийских индуистских текстах, отражающий аспект Дакшинамурти. Шивы на Индийском субконтиненте. Однако у Бхаттара Гуру больше, чем у индийского Шивы, поскольку индонезийские индуисты сочетают с ним свой дух и героев. Жена Бхаттара Гуру в Юго-Восточной Азии - это то же индуистское божество Дурга, которое пользуется популярностью с тех пор. в древние времена, и она тоже имеет сложный характер с доброжелательными и жестокими проявлениями, каждое из которых визуализируется под разными именами, такими как Ума, Шри, Кали и др. Шиву звали Садашива, Парамасива, Махадева в доброжелательных формах, а Кала, Бхайрава, Махакала в его жестоком форме. В индонезийских индуистских текстах представлено то же философское разнообразие традиций шиваизма, что и на субконтиненте. Среди текстов, сохранившихся до наших дней, наиболее распространены тексты Шайва-сиддханты (в местных масштабах также называемой Сива-сиддханта, Шриданта).

идеи движения бхакти распространились в Южной Индии, шиваитская преданность стала мощным движением в Карнатаке и Тамил Наду. Хотя другие индуистские традиции, буддизм и джайнизм продолжались параллельно), включая Чола и раджпутов, был принятыми правящими индуистскими династиями в качестве государственных религий. Подобная тенденция наблюдалась в раннесредневековой Индонезии с империей Маджапахит и доисламской Малайей. В Гималайском индуистском королевстве Непал шиваизм оставил популярной индуизм и эволюционировал вместе с буддизмом махаяны и ваджраяны.

Сидящая Ардханаришвара, символически представляющая женскую Шакти как неотъемлемую часть мужского Шивы.

Шактизм

Традиция богини индуизма, называемая шактизмом, объединяет с шиваизмом. Во многих регионах Индии идеи шиваизма не только повлияли на эволюцию шактизма, но и сам шиваизм находился под этим и постепенно подавлял почитание божественного начала (Деви) как равного и существенного партнера божественного мужского начала (Шивы). Богиня Шакти в восточных штатах Индии считается неразлучной партнершей бога Шивы. Согласно Галвину Фладу, близость между традициями шиваизма и шактизма такова, что эти традиции индуизма порой трудно разделить. Некоторое поклонение Шива в храмах Шивы и Шакти.

Традиция Смарта

Шива является частью Традиции Смарта, иногда называемой Смартизмом, еще одной традицией индуизма. Индусы Смарта связаны с теологией Адвайта Веданты, и их практики включают промежуточный этап, который включает одновременное почитание пятиств, включая Шиву, а также Вишну, Сурью, Деви и Ганешу. Это называется Панчаятана пуджа. Таким образом, смарты принимают главное божество шиваизма как средство для достижения своих духовных целей.

С философской точки зрения традиция смарта определяет, что все идолы (мурти ) являются символами сагуны Брахмана, средством постижения абстрактной Высшей Реальности, называемой ниргуна Брахман. Пять или шесть икон Смартасом как множественные представления одного Сагуна Брахмана (т.е. личного с образцом), а не как отдельные существа. Конечная цель этой практики - отказаться от использования икон, а затем следовать философскому и медитативному пути к пониманию единства Атмана (души, «я») и Брахмана (метафизической реальности) - как «То, что есть Ты».

Панчаятана пуджа, включающая Шиву, стала популярной в средневековой Индии и приписывается 8 веку Ади Шанкаре, но археологические данные свидетельствуют о том, что эта практика задолго до рождения Ади Шанкары. Было установлено множество мандал и храмов Панчаятана, относящихся к периоду Империи Гуптов, а Панчаятана, установленная в деревне Нанд (примерно в 24 км от Аджмера ), была датирована принадлежащая эпоха Кушанского царства (до 300 г. н.э.). По словам Джеймса Харла, основные индуистские храмы 1-го тысячелетия нашей эры обычно включали энергию панчайатана, от Одиши до Карнатаки до Кашмира. Большие храмы часто включают несколько божеств в одном и том же комплексном комплексе, в то время как некоторые явно включают божеств слияния, как Харихара (половина Шива, половина Вишну).

Вайшнавизм

Иконография шиваизма в Камбоджа, на участке реки Кбал Спин. Как и в Индии, на сайте также представлена ​​иконография, связанная с вайшнавизмом.

В вайшнавских текстах почтительно регистрируется Шива. Например, Вишну Пурана в основном фокусируется на богословии индуистского бога Вишну и его аватаров, таких как Кришна, но восхваляет Брахма и Шива и утверждает, что они одно с Вишну. Вишну Сахасранама в Махабхарате перечисляет тысячи атрибутов и эпитетов Вишну. Список отождествляет Шиву с Вишну.

Благоговейное включение шайвских идей и иконографии очень часто в крупных распространенных храмах, например, символизм Дакшинамурти шайвской мысли часто хранится на южной стене главного храма вайшнавских храмов в полуостровной Индии. Харихара храмы на индийском субконтиненте и за его пределами исторически объединяли Шиву и Вишну, например в храме Лингараджа Махапрабху в Бхубанешваре, Одиша. Согласно Юлиусу Липнеру, традиции вайшнавизма, такие как шри-вайшнавизм, охватывают Шиву, Ганешу и других не как отдельные божества политеизма, как полиморфное проявление того же высшего божественного принципа, предоставляя преданное полицентричный доступ к

Точно так же традиции шайвы почтительно приняли других богов и богинь как проявление того же божественного. Сканда-пурана, например, в разделе 6.254.100, гласит: «Тот, кто есть Шива, есть Вишну, тот, кто есть Вишну, есть Садашива».

Саураизм (божество Солнца)

Бог солнца по имени Сурья - древнее божество индуизма, и несколько древних индуистских королевств, особенно в северо-западных и восточных регионах Индийского субконтинента, почитали Сурью. У этих преданных, которых называли Саурас, когда-то был большой корпус богословских текстов, и литература шиваизма почтительно признает их. Например, в шайвском тексте «Шайвских манускриптах» включается 85 текстов саура, почти все из, как полагают, были утеряны во время исламского вторжения периода правления, за исключением больших отрывков, найденных в шайвских манускриптах, обнаруженных в Гималаях. Шиваизм вобрал в себя идеи Сауры, а сохранившиеся рукописи Сауры, такие как Саурасамхита, признают влияние шиваизма, согласно Алексису Сандерсону, относя себя «к канону шиваитского текста Ватула-Калоттара. храмы представляют Шиву в позе йоги.

Йога и медитация были неотъемлемой частью шиваизма, и она была главным новатором в таких техниках, как хатха-йога. Многие крупные храмы Шивы и центры шива-тритхи (паломничества) изображают антропоморфные изображения. иконография Шивы в виде гигантской статуи, где Шива - йог-одиночка, медитирующий, как и тексты Шайвы.

В некоторых традициях Шива, таких как Кашмирский Шиваизм, любого, кто стремится к личному пониманию и духовному росту, называют Йог. Шива Сутры (афоризмы) шиваизма учат йоге во многих формах. Согласно Марку Дычковски, йога - что означает «союз» - для этой традиции «осуществляется наша правда в природе, которая по своей природе больше, чем наши мысли могут когда-либо постичь», и что цель йоги - быть «свободным, вечным», блаженным, совершенным, бесконечным, духовно сознательным ».

Многие подчеркивают Йогу Традиции шайвы зародились в средневековой Индии, например, усовершенствованными методами йоги, например, путем введения техник хатха-йоги. Одним из таких движений были натхи йоги, суб-традиция шиваизма, объединившая философию из адвайта-веданты и буддизма традиций. Он был основан Матсиендранатхом и развит Горакшанатхом. Тексты этой йоги подчеркивают индуистские традиции, представляют их идеи в контексте Шайвы.

Танцующий Шива Натараджа в пещерных храмах Бадами 6-го века.

Индуистское исполнительское искусство

Шива - властитель танцев и драматических искусств в индуизме. Это празднуется в храмах Шайвы как Натараджа, что обычно показывает Шиву, танцующую в одной из поз в древнем индуистском тексте о исполнительских искусствах, называемом Натья Шастра.

Танцующий Шива как метафора празднования. жизнь и искусство очень распространены в древних и средневековых индуистских храмах. Например, он встречается в пещерных храмах Бадами, Пещерах Эллора, Кхаджурахо, Чидамбараме и других. Связь Шайвы с исполнительским искусством прославляется в индийских классических танцах, таких как Бхаратанатьям и Чхау.

Буддизм

Буддизм и Шиваизм оказали друг другу влияние с древних времен, как в Южной Азии, так и в Юго-Восточной Азии. Их сиддхи и эзотерические традиции, в частности, частично совпадают, когда буддисты и индуисты поклоняются в одном и том же храме, например, в Сето Мачиндранатх. В Юго-Восточной Азии представлены эти две традиции как два альтернативных пути, ведущих к одному и тем же целям освобождения, при этом богословы не представлены, какой из них быстрее и проще. Ученые расходятся во мнениях относительно того, возникла ли синкретическая традиция из буддизма и шиваизма, или это была коалиция со свободным заимствованием идей, но они согласны с тем, что эти две традиции мирно сосуществовали.

Самое раннее свидетельство тесной связи между шиваизмом. а буддизм происходит из археологических памятников и поврежденных скульптур северо-западного индийского субконтинента, таких как Гандхара. Они датируются 1 веком нашей эры, а Шива изображен вийских буддийских искусствах. Буддийский Авалокитешва связан с Шивой во многих из этих искусств, но в других Шива связан с Бодхисаттвой Майтрейей, который изображен несущим свой собственный горшок с водой, как ведические священники. Согласно Ричарду Блертону, древние работы показывают, что Бодхисаттва Сострадания в буддизме имеет много общего с Шивой в шиваизме. Шайва-индуистский и буддийский синкретизм продолжается и в современную эпоху на острове Бали в Индонезии. В среднеазиатском буддизме и его историческом искусстве синкретизм и общее выражение тем шиваизма, буддизма и тантры были обычным явлением.

Синкретизм между буддизмом и шиваизмом был особенно заметен в Юго-Восточной Азии, но это не было уникальным скорее, это было обычным явлением, также наблюдаемым в восточных регионах Индийского субконтинента, на юге и в Гималаях. Эта традиция продолжается в преимущественно индуистской Бали Индонезии в современную эпоху, где Будда считается младшим братом Шивы. На доисламской Яве шиваизм и буддизм считались очень близкими и родственными религиями, хотя и не идентичными. Эта идея также встречается в скульптурах и храмах в восточных штатах Индии и в Гималаях. Например, индуистские храмы в этих регионах показывают Харихара (наполовину Шива, наполовину Вишну) в окружении стоящего Будды справа и стоящего Сурья (индуистское солнце бог) слева.

На основных праздниках балийских индусов, таких как Ньепи - «праздник тишины», наблюдения проводят как буддийские, так и шайвские священники.

Джайнизм

Джайнизм сосуществовал с шайвской культурой с древних времен, особенно в западной и южной Индии, где он получил королевскую поддержку индуистских королей династий Чаулукья, Ганга и Раштракута. В конце 1-го тысячелетия нашей эры джайнизм также развил шайваподобную тантрическую культуру ритуалов с участием богинь мантры. Эти джайнские ритуалы были нацелены на мирные блага с использованием джап (повторение мантр) и подношения Хома огню.

Согласно Алексис Сандерсон, связь и развитие богинь Шайвы в богиню Джайна больше прозрачнее, чем аналогичная связь между шиваизмом и буддизмом. В джайнском тексте 11 века «Бхайравападмаватикалпа», например, Падмавати из джайнизма приравнивается к Трипура-бхайрави из шиваизма и шактизма. Среди главных богинь джайнизма, которые уходят корнями в индуистский пантеон, в частности Шайва, входят Лакшми и Вагишвари (Сарасвати) из высшего мира в джайнской космологии, Видьядеви из среднего мира и якши, такие как Амбика, Чакрешвари, Падмавати и Вагишвари из нижнего мира джайнизму.

Иконография Шайва-Шакти среди крупных джайнских храмах. Например, в осианском храме джайнизма недалеко от Джодхпура есть Чамунда, Дурга, Ситала и обнаженный Бхайрава. В то время как практики шайвы и джайнов в степени пересекались, взаимодействие между общинами джайнов и общинами шайвов различается по поводу принятия ритуальных жертвоприношений животных перед богинями. Джайн оставался строго вегетарианцем и избегал жертвоприношений животных, в то время как Шайва принял эту практику.

Храмы и паломничество
Шиваизм находится в Индии Сомнатх Сомнатх Шрисаилам Шришайлам Удджайн Удджайн Омкарешвар Омкарешвар Парли Парли DeogharДеогхар Бхима Бхима Рамешварам Рамешварам Дварака Дварака Джагешвар Джагешвар Катманду Катманду Аунда Аунда TriambakТриамбак KedarnathКедарнатх Эллора Эллора Шиваизм Сивасагар Сивасагар Шиваизм Шиваизм Варанаси Варанаси BadrinathБадринатх PuriКхаджурахо Кхаджурахо Шиваизм Шиваизм Шиваизм Чидамбарам Чидамбарам Шиваизм Шиваизм Шиваизм Шиваизм Бхайраванатх Бхайраванатх Амарнатх Амарнатх ChandranathЧандранатх Кайлас Кайлаш Katas RajКатас Радж Конесварам Конесварам Муннесварам Муннесварам Основные индуистские храмы Шайвы Оранжевые маркеры являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шайва-пураны, агамы и другая региональная литература посредством различных терминов, таких как Мандир, Шиваятана, Шивалайя, Шамбунатха, Джйотирлингам, Шристала, Чатрака, Бхаваггана, Бхуванешвара, Гопатука, Харайя и Махадевагала. В Юго-Восточной Азии храмы Шайвы называются Канди (Ява), Пура (Бали) и Ват (Камбоджа и близлежащие регионы).

Многие места паломничества, связанные с Шивой, такие как Варанаси, Амарнатх, Кедарнатх, Сомнатх и другие, широко считаются священными в индуизме. Их называют кшетра (санскрит: क्षेत्र). Кшетра имеет много храмов, в том числе один или несколько крупных крупных. Эти храмы и их расположение привлекают паломников, называемых тиртха (или тиртхаятра).

Многие из исторических пуранов литературы включают туристические справочники по центрам и храмам паломничества, Китай с шиваизмом. Например, Сканда Пурана в первую очередь посвящена тиртха махатмьям (путеводителям паломничества) по многочисленным географическим точкам, но также включает главу, в которой говорится, что храм и тиртха - это, в конечном счете, состояние ума и добродетельная повседневная жизнь. 127>

Крупные реки Индийского субконтинента и их слияние (сангам), природные источники, истоки реки Ганг (и панча-ганга), а также высокие горы, такие как Кайлаша с озером Мансовар, являются особо почитаемыми местами в шиваизме. Двенадцать джйотирлинга по всей Индии были особенно важными местами паломничества в шиваизме, олицетворяющими сияющий свет (джьоти) бесконечности, согласно Шива Махапурана. Это Сомнатха, Малликарджуна, Махакалешвар, Омкарешвар, Кедарнатха, Бхимашанкар, Вишешвара, Траямбакешвара, Вайдьянатха, Нагешвара, Рамешвара и Гришнешвар. В других текстах упоминаются пять кедр (Кедарнатха, Тунганатха, Рудранатха, Мадхьямешвара и Калпешвара), пять Бадри (Бадринатха, Пандукешвара, Суджнаниен, Анни матха и Ургхава), снежный лингам Амарнатхи, пламя реки Джваламукхи и другие Нармады. Каши (Варанаси ) объявлен особенно особенным в многочисленных шиваитских текстах и ​​Упанишадах, а также в пан-индуистских Санньяса-упанишадах, таких как Джабала-упанишада.

ранние движение бхакти поэты шиваизма сочиняли стихи о паломничестве и храмах, используя эти места в качестве метафор для внутреннего духовного путешествия.

См. также
Примечания
Ссылки

Цитаты

Библиография

Б. С. Л. Хануманта Рао, Религия в Андхре: обзор религиозного развития в Андхре с ранних времен до 1325 г. н.э.. Департамент археологии и музеев, Правительство AP, 1993

Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с шиваизмом.
Последняя правка сделана 2021-06-08 03:01:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте