Искусство Матхуры

редактировать

Искусство Матхуры
«Стела Катра». Сидящий Бодхисаттва Шакьямуни в Абхая мудра, с надписью «Амоха-аси (...) воздвиг этого Бодхисаттвы». Северные сатрапы, конец 1 века н.э. Это лучшая и лучше всего сохранившаяся из так называемых статуй Капардин.
Матхура находится в Южной Азии Матхура Матхура Местоположение города Матхура в Индии, центре развития искусства Матхуры..

Искусство Матхуры относится к особой школе индийского искусства, почти полностью сохранившейся в форме скульптуры, начиная со 2 века до н. Э., центром которого был город Матхура, в центральной части северной Индии, в период, когда буддизм, джайнизм вместе с Индуизм процветал в Индии. Матхура «был первым художественным центром, создавшим религиозные иконы для всех трех конфессий» и выдающимся центром религиозного художественного выражения в Индии по крайней мере до периода Гупта, и была влиятельна на всем субконтиненте.

Хронологически скульптура Матура стала известной после искусства Маурьев, искусства Империи Маурьев (322 и 185 г. до н.э.). Считается, что он представляет собой «резкий разрыв» с предыдущим стилем Маурьев, будь то масштаб, материал или стиль. Матхура стала самым важным центром художественного производства Индии со второго века до нашей эры, с ее очень узнаваемыми статуями из красного песчаника, которыми восхищаются и экспортируются по всей Индии. В частности, именно в Матхуре отличительная индийская традиция давать священным фигурам несколько частей тела, особенно головы и рук, впервые стала распространенной в искусстве примерно в 4 веке н.э., первоначально исключительно в индуистских фигурах, поскольку она произошла из ведических писаний. texts.

Искусство Матхуры часто противопоставляется греко-буддийскому искусству Гандхары, которое развивалось с I века нашей эры. В частности, ведутся споры о происхождении изображения Будды и роли, которую играет каждая школа искусства. До создания изображения Будды, вероятно, примерно в I веке нашей эры, индийское буддийское искусство, как видно из Бхархута или Санчи, было по существу аниконическим, избегая изображения Будды, а полагаясь скорее на его символы, такие как Колесо Закона или дерево Бодхи.

Матхура продолжала оставаться важным центром скульптуры до Искусство Гупта 4-6 вв., Если не позднее. После этого времени большая часть скульптуры состояла из индуистских фигур.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история
    • 1.2 Период Маурьев
      • 1.2.1 Терракотовые фигурки (4–2 века до н.э.)
      • 1.2.2 Ранние изображения индийских божеств (190- 180 г. до н.э.)
    • 1.3 Ранняя каменная скульптура в Матхуре (180-70 г. до н.э.)
      • 1.3.1 Колоссальные антропоморфные статуи (2 век до н.э.)
      • 1.3.2 Простые рельефы (около 150-100 г. до н.э.)
      • 1.3.3 Сложные повествовательные рельефы (около 100 г. до н.э.)
  • 2 Индо-скифский период (около 60 г. до н.э. - 90 г. н.э.)
    • 2.1 Конец I века до н.э.
    • 2.2 Стили скульптуры Матхура в I веке н.э.
      • 2.2.1 Круглая скульптура
      • 2.2.2 Джайнские рельефы
      • 2.2.3 Виноградные лозы и гирлянды (около 15 г. н.э.)
      • 2.2.4 Каллиграфия (конец I века до н.э. - 1 век н.э.)
      • 2.2.5 Первые изображения Будды (примерно с 15 г. н.э.)
        • 2.2.5.1 Другие рельефы
        • 2.2.5.2 Ведические божества
        • 2.2.5.3 Ранняя скульптура «Капардин» (конец I века н.э.)
  • 3 Кушанский период (ок. 90-300 гг. Н. Э.)
    • 3.1 Династическое искусство кушанов в Матхуре
    • 3.2 Бод «Капардин» скульптура хисаттвы (2 век н.э.)
    • 3.3 Чеканка Будды (около 130 г. н.э.)
    • 3.4 Статуи Будды в монашеской одежде «Самгати» (середина II века и далее)
    • 3.5 Первые известные надписи и скульптуры Махаяны (153 г. н.э.))
    • 3.6 Богато украшенные бодхисаттвы (II-IV века н.э.)
    • 3.7 Другие скульптурные работы
    • 3.8 Индусское искусство в Матхуре при Кушанах
      • 3.8.1 Культовые изображения Васудевы
      • 3.8.2 Отсутствие Сцены из жизни Гопалы и Кришны
    • 3.9 Джайнское искусство в Матхуре при Кушанах
  • 4 Период империи Гуптов (4-6 века)
    • 4.1 Индуистское искусство в Матхуре при Гуптах
      • 4.1.1 Развитие иконографии Вишну
      • 4.1.2 Инкорпорация Лакшми
    • 4.2 Джайнское искусство при Гуптах
  • 5 Упадок с вторжением гуннов Алчона (VI век н.э.)
  • 6 Средневековый период (VII-XVI века)
    • 6.1 Индуистское искусство в средневековый период
    • 6.2 Джайнское искусство в средневековый период
    • 6.3 Мешок Матхуры Махмудом Газни (1018 г. н.э.)
  • 7 Период от раннего модерна до современного (16-21 века)
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
История

Ранняя история

Антропоморфологический артефакт Матхуры. Культура медных кладов (2-е тысячелетие нашей эры). Музей Матхуры.

Некоторые очень ранние изображения божеств, кажется, появляются в искусстве цивилизации долины Инда, но в следующем тысячелетии, совпадающем с миграцией индоарийцев в Ведический период лишен таких останков. Было высказано предположение, что ранняя ведическая религия была сосредоточена исключительно на поклонении чисто «элементарным силам природы посредством сложных жертвоприношений», которые не легко поддавались антропоморфологическим представлениям. Различные артефакты могут принадлежать культуре медных кладов (2-е тысячелетие н. Э.), Некоторые из них предполагают антропоморфологические характеристики. Интерпретации различаются относительно точного значения этих артефактов или даже культуры и периодизации, к которой они принадлежали. Некоторые примеры художественного выражения также появляются в абстрактных керамических изделиях во время культуры черной и красной посуды (1450-1200 гг. До н.э.) или культуры окрашенной серой посуды (1200-600 гг. До н.э.), с находки на обширных территориях, в том числе в районе Матхуры.

Большинство ранних находок в Матхуре соответствуют так называемому «второму периоду урбанизации» в середине 1-го тысячелетия до нашей эры, после перерыва в примерно через тысячу лет после краха цивилизации долины Инда. Антропоморфное изображение различных божеств, по-видимому, началось в середине 1-го тысячелетия до нашей эры, возможно, как следствие притока иностранных стимулов, начатых с завоевания долины Инда Ахеменидами, и возникновения альтернативных местных верований. сложные ведизм, такие как буддизм, джайнизм и местные популярные культы.

период Маурьев

Матхура, похоже, была сравнительно неважный город в центральной части северной Индии в период империи Маурья (ок. 320-180 гг. до н.э.), столица которого находилась в восточной Индии в Паталипутре, но Мегасфен называл его "великим городом". Искусство Маурьев и архитектура процветали в этот период в других городах, таких как Паталипутра, Каусамби, Видиша или Амаравати, но нет никаких известных примеров каменной скульптуры или архитектуры в Матхуре, которые можно было бы надежно датировать периодом Маурья. od. Раскопки показали, что первое сооружение представляло собой глиняную стену, датируемую концом периода Маурьев, не ранее III века до нашей эры. Похоже, Матхура приобрела известность как культурный и городской центр только примерно в 150–100 гг. До н.э.

Терракотовые статуэтки (4–2 века до н.э.)

A терракотовая вотивная фигурка из Матхуры. Широкие бедра и фантастический головной убор с цветочным орнаментом говорят о преданности плодородию и изобилию. У нее в голове стебли лотоса, и дети цепляются за нее. Высота: 25,7 см (10,1 ″). Матхура, III-II века до н.э.

Хотя в Матхуре не известны каменные скульптуры или архитектура периода Маурьев, некоторые относительно высококачественные терракотовые статуэтки были обнаружены в пластах Маурьев при раскопках. Это предполагает, что в период Империи Маурьев в Матхуре существовал определенный уровень художественного творчества. Считается, что создание терракотовых статуэток было намного проще, чем лепка из камня, и поэтому они стали основной формой художественного самовыражения. В Матхуре первые статуэтки были найдены в пластах, датируемых концом IV - II веками до н.э., и их изготовление вместе с соответствующими терракотовыми миниатюрами резервуаров и святынь, по-видимому, продолжалось почти тысячу лет.

Терракоты обычно изображали то, что кажется женскими божествами или богинями-матерями, а со времен 2-го века - женщин в сложных головных уборах. Древний ведический текст Шатапатха Брахмана описывает такие фигурки как «широкобедрые, с гладкой грудью и тонкой талией» и предполагает, что они олицетворяют землю, особенно богини земли Притхиви и Адити, как «вместилище и хранительница всего мира» и «вместилище всех богов». Их головной убор часто украшают стебли лотоса, дополненные коническими пестиками лотоса с их семенами, которые символизируют плодородие и красоту. В более поздние периоды лотос останется атрибутом женских божеств. Некоторые терракотовые статуэтки также изображают ребенка или детей, цепляющихся за богиню, тем самым подчеркивая ее роль как символа плодородия. Культ этих женских богинь, для которых характерны маленькие и легко изготовляемые фигурки, по-видимому, был в основном домашним.

Несколько фигур иностранцев также появляются на терракотах IV и III веков до нашей эры, которые либо просто описаны. как «иностранцы», персы или иранцы из-за их внешних особенностей. Эти фигурки могли отражать возросшие контакты индейцев с иранским народом в этот период. Некоторые из них, кажется, представляют иностранных солдат, которые посетили Индию в период Маурьев и повлияли на модельеров в Матхуре своими специфическими этническими особенностями и униформой. На одной из терракотовых статуэток, человека по прозвищу «персидский дворянин», датируемой 2 веком до н.э., можно увидеть пальто, шарф, брюки и тюрбан.

Производство терракотовых статуэток развилось с появлением искусства. формы в III-II веках до нашей эры.

Ранние изображения индийских божеств (190-180 гг. До н.э.)

Ранние изображения индийских божеств Самкаршана, Васудева и богиня-женщина Эканамша изображено на наскальном изображении в Тикле, III-II вв. До н.э.
Индийские божества на чеканке индо-греческого царя Агафокла : Самкаршана и Васудева, около 190-180 гг. До н. Э. Они считаются «самыми ранними однозначными» изображениями этих божеств.

Антропоморфные изображения различных божеств, по-видимому, начали появляться в середине I тысячелетия до нашей эры. Панини и Патанджали, кажется, упоминают изображения Шивы, Сканда, Висака, Васудева и Арджуна. В частности, поклонение Балараме - Самкаршане и Васудеве-Кришне, похоже, берет свое начало в Матхуре, где их почитали как членов пятерки и распространялись оттуда.

До появления каменной скульптуры, возможно, существовала более старая традиция использовать глину или дерево для изображения индийских божеств, которые из-за присущей им хрупкости имели не выжил. Не считая местных терракотовых фигурок, обычно изображающих женские божества плодородия, ранних остатков таких изображений индийских божеств нет. Вероятно, самое раннее известное индийское изображение этих матурских божеств - это наскальная живопись, найденная в Тикла, примерно в 170 км к югу от Матхуры, по дороге из Матхуры в Тумейн и Удджайн. Эта наскальная живопись датируется III-II веками до нашей эры на основании палеографии надписи брахми, сопровождающей ее. Здесь божества изображены в дхоти с особым головным убором и показаны со своими атрибутами: плугом и своего рода булавой для Баларамы, а также булавой и колесом для Васудева. Добавлен третий меньший персонаж, образующий то, что можно назвать трио Вришни, в лице женщины, считающейся Богиней Эканамша, которая, кажется, имеет Чатра королевский зонтик.

«Самые ранние недвусмысленные» изображения этих божеств - косвенное свидетельство, появляющееся в чеканке индо-греческого царя Агафокла, выпустивший монеты с изображением индийских божеств в индийском стиле, вместе с легендами на греческом языке и письменами брахми, около 180-190 гг. до н.э. Монеты, вероятно, были выпущены в районе недалеко от Матхуры, если не в самой Матхуре, поскольку они изображают Васудеву, чей культ был известен в Матхуре, и используют шрифт Брахми, который использовался в этом регионе, а не на северо-западе. Харошти сценарий. индо-греки могли сыграть важную роль в нарушении ведической традиции изображения божеств только с помощью символов, а не в человеческом обличье, поскольку греческое искусство имело не имеют таких ограничений.

Изображения индийских божеств, по свидетельствам индо-греков, перенесенные на их монеты, обычно относятся к Балараме - Самкаршане и Васудева-Кришна вместе с их довольно однозначными атрибутами, особенно Гада булавой и плугом для первого, и Вишну атрибуты Шанкха (грушевидный футляр или раковина) и Сударшана Чакра колесо для последнего. Известно, что поклонение этим божествам зародилось в Матхуре, а затем распространилось на другие области Индии, особенно с тех пор, как Кришна и его брат Баларама родились в Матхуре у царя Вришни Васудевы Анакадундубхи. Считается, что местные индийские изображения, предшествовавшие монетам, но теперь утерянные, могли служить моделями для граверов. Согласно Осмунду Бопеараччи, похожий на зонтик головной убор этих божеств на самом деле представляет собой искажение древка с зонтиком в виде полумесяца наверху (чаттра ), как это видно на более поздних статуях Бодхисаттвы в Матхуре. Хотя стиль в целом индийский, сапоги или ножны могли быть добавлены индо-греками. Головы божеств также украшены развевающимися лентами.

Танцующая богиня в индийской одежде также появляется на монетах Агафокла и Панталеона,и она часто интерпретируется как Лакшми. Согласно Гарри Фальку, такие акты преданности иноземным богам, что также можно увидеть в посвящении столба Гелиодора, была логической практикой для греков, чтобы присвоить силу местных божеств: это «не следует рассматривать как« обращение »в индуизм, а скорее как результат поиска наиболее полезных местных сил, отстаивающих собственные традиции в чужой одежде».

Ранняя каменная скульптура в Матхуре (180-70 гг. До н.э.)

Искусство Матхуры находится в Южной Азии Бхархут Бхархут Санчи Санчи САТАВАХАНАС Матхура Матхура Таксила Таксила ИНДО-. ГРЕКИ СУНГАС
Основные государства и Буддисты сосредоточены вокруг Матхуры в 180-70 гг. До н.э.

Период после 180 г. до н.э. обычно называют «периодом Сунга», от названия индуистской Империи Сунга (ок. 180-80 г. до н.э.) который заменил Империю Маурьев в восточной Индии. Сейчас это считается неадекватным, так как Сунги, вероятно, никогда не правили в Матхуре: нет литературных, нумизматических или эпиграфических свидетельств присутствия Сунги в Матхуре.

После упадки Маурьев и ее замены на Империя Сунга в восточной Индии, нумизматические, литературные и эпиграфические данные предполагают, что индо-греки, когда они вторглись в Индию, оккупировали территорию Матхуры примерно на столетие примерно с 160 г. до н.э. и время Менандра I примерно до 60 г. до н.э., когда Сунги оставались к востоку от Матхуры. Надпись в Матхуре, обнаруженная в 1988 году, «Надпись Яванараджи », регистрирует «Последний день 116 года господства Яваны (Яванараджья)», что предполагает присутствие индо-греков во II-I веках. До н.э. в Матхуре вплоть до 57 г. до н.э. Напротив, Сунги, как полагаются, отсутствовали в Матхуре, как не было найдено никаких эпиграфических останков или монет региона. Монеты местных индийских правителей из династии Митра, которые заканчиваются на «-митра», но не используют царский титул, такой как «Король», также известны из того же периода и в общей области (150-50 г до н.э., в основном в районе Сонкх ), и, возможно, были связаны с индо-греками.

Каменное искусство и архитектура начали создаваться в Матхуре во времена «Индо-греческая гегемония» над регионом. Некоторые авторы считают, что элементы индо-греческой культуры не особенно заметны в этих произведениях, а влияние эллинизма не более важно, чем в других частях Индии. Другое мнение, что эллинистическое влияние проявляется в живости и реалистичности фигур (эволюция по с жесткостью искусства Маурьев ), перспективы использования 150 г. до н.э., иконографических деталей, таких как узел и дубинка Геракла, волнистые складки платьев или изображение вакханалий сцен:

скульптура ранней Матхуры. 150-100 г. до н.э. "Паркхам Якша "Манибхадра, 150 г. до н.э. "Мудгарпани " Якша ("Держатель булавы"), 100 г. до н.э. "Агнипани «Якша (« Держатель огня »), 100 г. до н.э. Нага, Бог-Змея. 150 г. до н.э.
Эти колоссальные статуи имеют высоту около 2 метров. Многие из них известны атрибуты: Мудгарпани имеет мудгар булаву в правой руке и маленького стоящего ребенка в левой руке, Бог Огня Агни имеет ореол с резным пламенем и сосудом с водой на левой руке, Nāga имеет форму крышки змеями. Музей Матхуры

«Скульптура Матхуры отличается качественными чертами искусства, культуры и истории религии. Географическое положение города на шоссе, ведущий из Мадхьядеши в Мадра-Гандхару, в степени способствовало эклектичности его культуры. Матхура стала местом встречи традиций раннего индийского искусства Бхархута и Санчи вместе с сильным положением иранского и индо-бактрийского. или искусство Гандхары с Северо-Запада. Капители Persepolitan с изображениями животных с человеческими головами и завитками, а также наличие мотива зубчатой ​​стены в качестве декоративного элемента указывает на иранское родство. Эти влияния частично возникли в результате общего насыщения индийской скульптуры, обнаруженных в ступах из Бхархут и Санчи. "

— Васудева Шрарана Агравала, Шедевры скульптуры Матхуры

Искусство Матхуры стало сильным в остальной Индии было самым выдающимся центром художественного производства второго века до нашей эры". г. до н.э.: ранний стиль Матхуры очень похожи на современные образцы, найденные в Бхархут, Ступа Санчи № 2, Видиша, Бхаджа, Пауни, Амаравати, Джаггайапета, Бхубанешвар, Преемник Удаягири Удрагупта.

Развитие иконографии Вишну

До IV века н.э. поклонение Васудеве-Кришне, кажется, было гораздо более важным, чем поклонение Вишну. В период Гупта статуи сосредоточились на Поклонение Вишну начинает появляться в форме эволюции, основанной на более ранних статуях Васудевы-Кришны. Многие из статуй Вишну app возникшие с 4 века н.э., такие как Вишну Чатуранана («Четырехрукий»), используют атрибуты и иконографию Васудевы-Кришны, но добавляют ореол, начинающийся с плеч.

В других статуях Вишну он изображен как трехголовый (возможно, с предполагаемой четвертой головой на спине), тип Вайкунтха Чатурмурти, где Вишну или его человеческая эманация Васудева-Кришна изображен с человеческой головой, между мордой кабана (его аватар Вараха ) и головой льва (его аватар Нарасимха ), двумя из его самых важных и древних аватары, выложенные на его ореол. Четвертый аватар иногда показан сзади скульптур Кашмира, показывая аватар Тривикрама, но никогда в скульптуре Матхуры. Недавние исследования считают, что эти статуи "Вишну" все еще показывают эманацию Васудевы Кришны как центрального божества в форме человека, а не самого Верховного Бога Вишну.

Еще одна разновидность - Вишну как трехголовый космический создатель, Вишну Вишварупа, изображающий Вишну с человеческой головой, опять же в окружении морды кабана, с головой льва, но с множеством существ на его ореоле, символом многочисленных творений и эманаций, возникших в результате его творческая сила. Эти скульптуры могут быть датированы V веком нашей эры.

Регистрация Лакшми

В III-IV веках н.э. Лакшми, которая была независимой Богиней процветания и удача, была включена в пантеон вайшнавов как супруга Вишну. Таким образом, она стала индуистской богиней богатства, удачи, процветания и красоты.

Джайнское искусство при Гуптах

Упадок с вторжением гуннов Алчон (6 век н.э.)
Хуна Михиракула по существу уничтожили школу искусств Матхура.

Упадок Империи Гуптов сопровождался вторжениями и широкомасштабными разрушениями хуннов. Алчонские гунны около 460-530 гг. До н. Э. И последовавшая дезорганизация общества. Эти события знаменуют конец классической индийской цивилизации. Искусство Матхуры сильно пострадало от разрушений, нанесенных хуннами, равно как и искусство Гандхары на северо-западе, и обе художественные школы были почти полностью уничтожены во время правления хуна Михиракула.

Средневековый период (VII век). -16 век)
A Якшини, 10 век, Матхура, Индия. Музей Гиме.

За ним Средневековый период, в течение которого индуистское искусство стало широко распространенным в искусстве Матхуры и Индии в целом. Это сопровождалось упадком буддизма на Индийском субконтиненте.

Во многих отношениях искусство Гупта представляло собой зенит искусства Матхуры с его прекрасными и элегантными творениями. В средневековый период предпринимались попытки подражать искусству Гупты, но технический уровень скульптуры значительно снизился. Многие из качеств, присущих искусству Гупта, начинают исчезать в этот период, например, прямолинейность скульптур, их элегантная стройность и гибкость. С распадом страны распалось и искусство, художественное оформление стало грубым, формальным и стереотипным. Некоторые декадентские эффекты достигаются увеличением орнамента, увеличением корон, умножением рук и обилием сопутствующих божеств. Изображение человеческой фигуры становится довольно искусственным и сильно стилизованным, в значительной степени опираясь на сдержанную Трибханга позу.

индуистское искусство в средневековый период

Джайнское искусство в Средневековый период

Статуя джайна с надписью Самват 1134 г. (1077 г. н.э.), примерно через 60 лет после разграбления Матхуры Махмудом Газни. Канкали Тила, Матхура.

Джайнское искусство продолжало быть довольно активным в этот период, с несколькими известными и датированными произведениями искусства.

Мешок Матхуры Махмудом из Газни (1018 г. н.э.)

В 1018 г. Махмуд из Газни опустошили город Матхура, который был «безжалостно разграблен, разорен, осквернен и разрушен». В частности, Аль-Утби упомянул в работе Тарик-э-Ямини, что Махмуд Газнави разрушил «великий и великолепный храм» в Матхуре. Согласно Мухаммаду Касиму Хинду Шах, написавшему «Историю Индостана» в 16-17 веках, город Матхура был самым богатым в Индии и был посвящен Васудеве-Кришне. Когда на него напал Махмуд из Газни, «все идолы» были сожжены и уничтожены в течение двадцати дней, золото и серебро переплавлены для добычи, и город был сожжен.

Несмотря на разрушения, некоторый уровень художественного производства продолжался и после этого, например, некоторые статуи джайнов датируются несколькими десятилетиями после разграбления города в 1018 году.

Ранний современный период до современного периода (16-21 века)
Сидящий Шива, Современный период

Искусство Матхуры в Ранний современный период переживало более низкий период активности, и оставалось сравнительно меньше произведений искусства.

Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-06-11 20:43:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте