Вайкунтха Чатурмурти

редактировать
Четырехголовый аспект индуистского бога Вишну

Вайкунтха Чатурмурти
Индуистский бог Вишну LACMA M.80.6.2 (2 из 2).jpg Вайкунтха Чатурмукха, 9 век, Кашмир в Музей искусств округа Лос-Анджелес
ПринадлежностьФорма Вишну
Гора Гаруда

Вайкунтха Чатурмурти или Вайкунтха Вишну - это четверка -головый аспект индуистского бога Вишну, в основном встречается в Кашмире (северная часть Индийского субконтинента). Значок представляет Вишну как Высшее Существо. У него голова человека, голова льва, голова кабана и голова демона. Иногда считается, что даже трехголовые аспекты Вишну, где опущена демоническая задняя голова, представляют Вайкунтху Чатурмурти. Хотя иконографические трактаты описывают его как восьмирукого, он часто изображается с четырьмя руками. Обычно Вайкунтха Чатурмурти изображается стоящим, но иногда он изображается сидящим на своей вахане (коне) Гаруда.

Концепция четырехголового Вишну впервые появляется в индуистском эпосе Махабхарата, но полная иконография впервые была обнаружена в тексте 5-го века Панчаратры. Икона отражает влияние периода Гупта и архитектурной традиции Гандхара. Хотя согласно одной интерпретации, головы животных представляют аватар Вишну Нарасимха (человек с головой льва) и Вараха (кабан), другая теория, основанная на текстах Панчаратры, связывает четыре головы с Чатурвьюха : Васудева (Кришна), Санкаршана (Баларама), Прадьюмна и Анируддха - четыре вьюхи (проявления) Вишну. Культ, основанный на Вайкунтхе Чатурмурти, развился в Кашмире в 8–12 веках, когда божество также пользовалось королевским покровительством в этом регионе. Храм Лакшмана из Кхаджурахо предполагает его поклонение в царстве Чандела (Центральная Индия) в 10 веке.

Содержание
  • 1 Имена
  • 2 Иконография
  • 3 Развитие и символика
  • 4 Поклонение
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
Имена

Значок известен под разными именами: Вайкунтха, Вайкунтханатха («Господь Вайкунтхи»), Чатурмурти («четырехгранное представление»), Чатуранана («четырехликий»), Пара Васудева Нараяна, Вишну Чатурмурти, Вишну Чатуранана и Вайкунтха Чатурмукхи («четырехликий») столкнулся с Вайкунтхой "). Вишнудхармоттара Пурана называет его Вишну-Вайкунтха. Икона может называться Чатурвьюха («имеющая четыре вьюхи»), если отождествляется с четырьмя проявлениями или вьюхами Вишну.

Вайкунтха обычно относится к обители Вишну, но в Махабхарате и Пураны, этот термин также используется как эпитет Вишну. Хотя четкой этимологии слова Вайкунтха не существует, считается, что этот термин произошел от слова Ви-кунтха, что буквально означает «не тупой». В самых ранних писаниях, таких как Веды, Упанишады и Брахманы, эпитет связывается с Индрой, царем богов и верховным богом эра. Ко времени Махабхараты Вишну получил роль Индры, и ему был передан эпитет Вайкунтха. Использование слова Вайкунтха в названии также предполагает, что эта форма представляет форму Вишну Пара (Высшая Реальность).

Имя Чатурмурти также появляется в Сахасранаме Вишну (тысяча имен Вишну).

Иконография
(слева) Три лицевых стороны: (слева) лев, человек и кабан и (справа) демоническое лицо

Панчаратра текст Джаякхья-Самхита упоминает, что Вайкунтха Чатурмурти имеет четыре лица: Вайкунтху, Нарасимху, Вараху и Капилу, и четыре руки, удерживающие обычные атрибуты Вишну: шанкха (раковина), чакра, гада (булава ) и падма (лотос). В Вишнудхармоттара Пуране Вайкунтха Чатурмурти описывается как имеющий восемь рук и четыре лица, человек (нара - человек или саумья - мягкий или пуруша - человек), обращенный на Восток (спереди), лев (Нарасимха - лев -головый аватар Вишну) на юге (его правая голова, левая), кабан (Вараха - кабан-аватар Вишну) на севере (его левая голова, правая) и демонический (капила или раудра - свирепый / гневный или ракшаса - демон) лицом к западу (сзади).

На одном из самых ранних изображений Вайкунтха Чатурмурти, датируемых эпохой Гупты - ок. VI век (ныне расположенный в Музее Матхуры), положение головы кабана и льва поменялось местами, хотя это редкое отклонение. Центральная лицевая сторона может улыбаться. Иногда может отсутствовать задняя грань. Четвертая голова может быть заменена лошадью (Хаягрива, другой аватар Вишну) или Чакрапурушей (персонифицированная Сударшана Чакра - дисковое оружие Вишну). На голове капила могут быть усы, выпуклые большие глаза, третий глаз, оскаленные зубы, клыки, короткий подбородок, широкие брови и свирепое, мрачное или грустное выражение. Его волосы обычно связаны в большой узел - джата (спутанные волосы), как у шалфея; редко он может носить корону.

Четырехрукий, четырехголовый Вишну Вайкунтха Чатурмурти, Кашмир, 9 век н.э.

Имя четвертой головы, как Капила, интерпретируется двояко. Буквальное значение слова «капила» как «красный» означает «свирепый» или «гневный». Эпитет капила связан с богом огня Агни и солнечным божеством Сурья в ранних канонических текстах. Другая теория связана с аватаром мудреца Вишну и основателем санкхьи философии, Капилой, который описывается как имеющий гневный характер и проклинающий сыновей Сагары, чтобы они превратились пепел за оскорбление его. Головной убор джатаджута типичен для браминов мудрецов, таких как Капила. Агни Пурана также описывает икону с четырьмя головами, но не описывает природу каждой. В иконографических трактатах Aparajitapriccha и Rupamandana упоминается, что четвертая голова - это Шри (Лакшми - жена Вишну) и Стри (женщина) соответственно, однако нет скульптур с четвертой женской головой. был обнаружен. Задняя сторона может быть вырезана на нимбе за тремя центральными головами в низком рельефе или в пространстве между нимбом.

В иконографии Кашмира VIII и IX веков боги индуизма Тримурти - Брахма, Вишну и Шива - каждый изображен с тремя головами. На скульптуре, представленной в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, четырехголовый Брахма, а также Шива изображены с тремя видимыми головами. Вишну изображен как Вайкунтха Чатурмурти в этой конфигурации с тремя видимыми головами.

Лакшми-Вайкунтха едет на своей повозке (вахана ) Гаруда, Кашмир 11 века

Вайкунтха Чатурмурти - это обычно изображается стоящим. Он носит богатую одежду (обычно в скульптуре, только дхоти ), а также различные украшения, такие как корона, нарукавные повязки, ожерелья и т. Д., Символизирующие королевскую власть и ягнопавита (священный шнур). В своих восьми руках он предписывает в текстах носить гада (булаву), меч, стрелу и Сударшана чакру в левой руке и шанкха (раковину), щит, лук. и лотос в его правой руке. Однако в скульптуре он часто четырехрукий, и в двух руках он держит лотос и раковину, в то время как другие его руки опираются на головы своего персонифицированного оружия (аюдхапуруша ) - Гададеви или Гаданари (гада как женщина) справа от него и Чакрапуруша слева от него, которые стоят как маленькие фигурки рядом с его ногами. Они оба смотрят на него вверх и держат в руках венчики. Крошечная фигурка богини земли Притхви (которая ассоциировалась с Варахой и Вишну как его супругой) поднимается с пьедестала между его ногами, как бы поддерживая божество. Короткий кинжал или меч может быть заправлен в пояс бога около правого бедра, что является своеобразной особенностью кашмирских икон. Сопровождающие или преданные также могут быть показаны рядом с Вишну или под ним. Иногда Брахма и Шива и десять аватаров Вишну могут быть изображены на заднем плане.

Как предписано в «Джаякхья-самхите», Вайкунтха Чатурмурти может быть изображен едущим на своей колеснице (вахана ) Гаруда тоже, хотя эти изображения встречаются реже. В этой конфигурации бог держит меч, лотос, булаву или раковину и чакру. Обычно на четырех перьях Гаруды сидят четыре женские фигуры, по две по обе стороны от Вайкунтхи Чатурмурти. Подлинность женских фигур неизвестна. Они интерпретируются как две богини (возможно, супруги Вишну - Лакшми и Бхуми) и две женщины-служительницы. Джаякхья-самхита упоминает, что четыре богини Лакшми, Кирти, Джая и Майя являются женскими двойниками Вайкунтхи Чатурмурти. Изредка Вайкунтху Чатурмурти сопровождает его супруга Лакшми, которая сидит на его левом бедре. Эта форма называется Лакшми Вайкунтха в Джаякхья-Самхите.

В редких случаях, в соответствии с текстовыми описаниями, Вайкунтха Чатурмурти изображается как восьмирукий. Примеры этого существуют в храме Кандария Махадева, Кхаджурахо; Храм Сиддханатха Махадева, Сандера, Гуджарат и Музей Джалавара. Десятирукий Вайкунтха Чатурмурти найден в храме Сасбаху, Нагда. Двенадцатирукий образ Вайкунтхи в иконографических трактатах классифицируется как другая форма, называемая Ананта; иллюстрация того же находится в храме Лакшана Деви, Брахмаур, Чамба. Эта форма также отождествляется с формой Вишварупы Вишну. Другой вариант изображения Вайкунтхи - шестнадцатирукий и называется Трайлокьямохана.

Есть некоторые скульптуры, которые синтезируют форму Вайкунтхи с другими формами Вишну. Скульптура 1170 г. н.э. в Чамбе изображает Сешасайи Вишну (Вишну, возлежащего на змее Шеша ) с тремя головами формы Вайкунтхи. Другая скульптура в, Удайпур объединяет Тривикраму (другой аватар Вишну) с тремя головами Вайкунтхи.

Развитие и символизм
Вайкунтха Чатурмурти в Матхуре. 5-й век н.э. Полная фигура четырехрукого, трехликого Вишну. 5 век н.э. Бруклинский музей. Фрагмент статуи Вишну с тремя лицами, середина V века. Бостонский музей.
Бог Вишну в трех воплощениях (Чатурвьюха): Вишну сам или Васудева-Кришна в человеческом облике, Вараха в виде кабана., Нарасимха как лев. Искусство Матхуры, Период Гупта.

Вайкунтха Чатурмурти впервые появляется в Махабхарате, где он известен как Муртичатуштая. Однако, кроме четырех лиц, никаких подробностей его иконографии не обнаружено. Джаякхья-самхита, обычно относящаяся к периоду Гупта (ок. V века н.э.), является первым иконографическим отсылкой к Вайкунтха Чатурмурти.

Хотя трехликие изображения Вишну из школы Матхура существуют с периода Гуптов, ни одного четырехликого Вайкунтха Чатурмурти этой эпохи не было найдено до наших дней. Ученые предполагают, что трехликие изображения Вишну также следует рассматривать как Вайкунтху Чатурмурти, где четвертая голова была опущена скульпторами просто для удобства. Альтернативная теория датирует Джаякхья-самхиту ок. 600–850 гг. Н.э. и предполагает, что трехликие изображения Вишну эпохи Гупты, а также иконы Гупты Вишварупы (другая форма Вишну) вдохновили иконографию Вайкунтха Чатурмурти, которая возникла в Кашмире. в VIII веке и прикрепил четвертую голову на спине более старой иконы трехликого Вишну. Несмотря на свою популярность в Кашмире, четырехголовый значок редко встречается за его пределами.

На иконографию Вайкунтхи Чатурмурти повлияла архитектурная традиция Гандхара, которая повлияла на иконографические изображения скульптур Северо-Запада. Индия, особенно те, что сделаны в Кашмире. В соответствии со стилем Гандхары тело и ноги изображаются сильными и крепкими. Считается, что мускулистое тело наполнено праной (дыханием жизни), согласно индийской концепции. Изогнутые брови и глаза в форме лотоса также характерны для индийской школы скульптуры. Присутствие богини земли у ног также отражает влияние Центральной Азии. Аюдхапуруши в иконе могут быть вдохновлены иконографией Вишну искусства Гупты. Они и богиня земли также являются частью традиционной иконографии Вишну, даже когда он изображен как одноголовый.

Центральная голова Вишну и боковые головы Варахи и Нарасимхи могут находиться под влиянием других конфигураций в архитектуре. Например, Вишну, Вараха и Нарасимха могут быть изображены на задней (западной) и боковой (северной / южной) стенах храмов. Вараха (спасает землю от космических вод в начале эона ), Вишну (как человек) и Нарасимха (уничтожает демона) могут представлять творение, сохранение и разрушение - три функции в индуистском Вселенная. Вайкунтха Чатурмурти представляет Вишну как Высшее Существо, Создателя Вселенной. Кроме того, Вараха и Нарасимха являются самыми старыми в древности (аватары Матсья и Курма, которые, как описано в священных текстах, появились до того, как Вараха и Нарасимха были связаны с Вишну в более поздние времена). Их присутствие в иконографии Вайкунтхи Чатурмурти предполагает, что эта форма возникла в эпоху Гуптов, когда их культы были на пике своего развития.

Многие писатели связывают головы кабана и льва с аватарами Варахой и Нарасимхой, другие связывают с ними Чатурвьюхас, однако последнее сильно оспаривается. Вишнудхармоттара Пурана описывает Чатурвьюх - Васудева (Кришна), Самкаршана (Баларама), Прадьюмна, Анируддха - четыре проявления Вишну. Хотя в тексте эти две формы прямо не отождествляются. Многие современные индологи, а также последователи Панчаратры связывают их обоих, основываясь на ассоциации чатурвьюх с гунами (качествами) в Вишнудхармоттара Пуране и текстах Панчаратры. Гуны, в свою очередь, связаны с Вайкунтха Чатурмурти. Человеческое лицо - Васудева, который символизирует силу / мощь (бала); лев - Самкаршана, олицетворение знания / мудрости (гьяна); демоническая форма - это Прадьюмна, который является процветанием / властью (айшварья ), а кабан - это Анируддха, владыка энергии (шакти).

Поклонение
Вайкунтха Чатурмурти в качестве центральной иконы в Храм Лакшмана, Кхаджурахо

Присутствие Вайкунтхи Чатурмурти, найденного в Кашмире и на северо-западе Индии до 10 века, предполагает поклонение Вишну в этой форме в ту эпоху. Культ этой формы развился между 8 и 10 веками нашей эры. Хроника XII века Раджатарангини также упоминает об установке этой формы Вишну. Икона получила царское покровительство короля Авантивармана, основателя династии Утпала (годы правления: 855–883 гг.); храмы, построенные во время его правления, часто изображают Вайкунтху Чатурмурти. Вайкунтха Чатурмурти стал божеством-покровителем династий Каркотас и Утпала в Кашмире. Он был также популярен в регионах, прилегающих к Кашмиру.

Храм Лакшмана из Кхаджурахо посвящен Вайкунтха Чатурмурти. Хотя храм был трехликим, надпись в храме предполагает, что его следует считать четырехликим. В нем также записана легенда, в которой Капила и другие демоны объединились в единую форму и были благословлены Брахмой, что только кто-то в такой же форме мог убить их, поэтому Вишну принял форму Вайкунтхи Чатурмурти. Наличие храма Лакшамана в Кхаджурахо предполагает поклонение в царстве Чандела в 10 веке.

Трайлокьямохана форме Вишну поклонялись в Гуджарате между 12 и 15 веками нашей эры.

Примечания
Ссылки
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Вайкунтха чатурмукха.
  • Калпана Десаи (31 декабря 2013 г.). Иконография Вишну. Abhinav Publications. С. 37–. GGKEY: GSELHU3JH6D.
  • Адальберт Дж. Гейл (1983). «О символизме трех- и четырехликих изображений Вишу: пересмотр свидетельств». Artibus Asiae. 44 (4). JSTOR 3249614.
Последняя правка сделана 2021-06-18 08:17:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте