Прана

редактировать

В индуистской философии включая йогу, индийскую медицину и индийские боевые искусства, прана (प्राण, praa; санскритское слово для дыхания, «жизненная сила » или «жизненный принцип») проникает в реальность на всех уровнях, включая неодушевленные предметы. В индуистской литературе прана иногда описывается как происходящая от Солнца и соединяющая элементы.

Пять типов праны, вместе известных как пять vāyus («ветры»), описаны в индуистских текстах. Аюрведа, тантра и тибетская медицина - все они описывают прана-вайю как основное вайю, из которого возникают другие вайю.

Пранаяма, одна из восьми составляющих йоги, предназначена для увеличения праны.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Ранние упоминания
    • 2.1 Подобные концепции
  • 3 Ваю
  • 4 Нади
  • 5 Пранаяма
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

В. С. Апте дает четырнадцать различных значений для санскритского слова прана (प्राण), включая дыхание или дыхание ; дыхание жизни, жизненный воздух, принцип жизни (обычно в этом смысле множественное число, обычно предполагается пять таких жизненных потоков, но также упоминаются три, шесть, семь, девять и даже десять); энергия или бодрость; дух или душа.

Из этих значений понятие «жизненный воздух» используется Бхаттачарьей для описания этого понятия в санскритских текстах, касающихся пранаямы, манипулирования дыханием. Томас Макэвилли переводит прана как «энергия духа». дыхание считается его наиболее тонкой материальной формой, но также считается, что он присутствует в крови и больше всего концентрируется в сперме мужчин и вагинальная жидкость.

Ранние ссылки

Древнее понятие праны описано во многих индуистских текстах, включая Упанишады и Веды. Одно из самых ранних упоминаний праны содержится в 3000-летнем Чандогья-упанишаде, но многие другие Упанишады используют эту концепцию, в том числе Катха, Мундака и Прашна Упанишады. Эта концепция подробно описана в литературе хатха-йоги, тантры и аюрведы.

. Бхагавадгита 4.27 описывает йога самоконтроля как принесение в жертву действий чувств и праны в огне, зажженном знанием. В более общем смысле, покорение чувств, ума и праны рассматривается как важный шаг на пути йогина к самадхи или даже как цель йоги. Так, например, Малинивиджайоттаратантра 12.5–7 направляет искателя, «победившего осанку, ум, прану, чувства, сон, гнев, страх и тревогу», практиковать йогу в красивой нетронутой пещере.

Прана. обычно делится на составные части, особенно когда речь идет о человеческом теле. Хотя не все ранние источники согласны в названиях или количестве этих разделов, наиболее распространенный список из источников Махабхараты, Упанишад, аюрведических и йогических источников включает пять классификаций, часто подразделяемых на подразделения. В этот список входят прана (энергия, движущаяся внутрь), апана (энергия, движущаяся наружу), вьяна (циркуляция энергии), удана (энергия головы и горла) и самана (пищеварение). и ассимиляция).

Ранние упоминания о конкретных пранах часто подчеркивали прану, апану и вьяну как «три дыхания». Это можно увидеть, среди прочего, в прото-йогических традициях Вратьев. В таких текстах, как Вайканасасмарта, пять пран использовались как интернализация пяти жертвенных огней панчагни хома церемонии.

Атхарва-веда описывает прану: «Когда они имели орошенные праной, растения согласованно говорили: «Ты, конечно, продлил нашу жизнь, Ты сделал нас всех благоухающими». (11.4–6) «Священные (атхарвана) растения, магические (ангираса) растения, божественные растения и растения, созданные людьми, прорастают, когда Ты, о Прана, оживляешь их (11.4–16). «Когда Прана орошает великую землю дождем, тогда появляются растения, а также всевозможные травы». (11.4–17) «О Прана, не отворачивайся от меня, ты будешь не кем иным, как мной! Как зародыш воды (огня), ты, о Прана, привяжи меня, чтобы я мог жить ». (11.4)

Подобные концепции

Подобные концепции существуют в различных культурах, включая латинскую аниму («дыхание», «жизненную силу», «оживляющий принцип»), исламскую и суфическую рух, греческий пневма, китайский ци, полинезийский мана, индейский оренда, немецкий od и на иврите ruah. Прана также описывается как тонкая энергия или жизненная сила.

Вайус

Один из способов категоризации праны - это вайю. Вайу означает «ветер» или «воздух» на санскрите, и этот термин используется в различных контекстах в индуистской философии. Прана считается основной вайю, из которой возникают другие вайю, а также одной из пяти основных вайю. Таким образом, прана - это общее название всех дыханий, включая пять основных вайю: прана, апана, удана, самана и вьяна. Нисвасаттвасамхита Наясутра описывает пять второстепенных ветров, называя три из них наги, дханамджая и курма; два других названы в Скандапурана (181.46) и Шивапурана Ваявиясамхита (37.36) как девадатта и критака.

Вайус, согласно Нисвасаттвасамхита Наясутра (6-10 век)
ВайуМестоположениеОтветственность
ПранаСердцеГоворить, смеяться, петь, танцевать, драться, искусство, ремесла, задачи
Апана (нисходящее дыхание)АнусПозволяет еде и питью проникать в тело, а отходы перемещаться вниз и из тела.
Удана (дыхание вверх)ГорлоЧихание, икота, рвота, кашель.
СаманаПупСмешивает то, что есть и пить.
ВьянаВсе суставыУжасание, потливость, боли в животе, сгибание конечностей, осязание.

Нади

Упрощенный вид тонкого тела индийской философии, показывающий три основных нади или каналов: Ида (Б), Сушумна (В) и Пингала (D), которая проходит в теле вертикально.

Индийская философия описывает поток праны в нади (каналы), хотя детали меняются. Брихадараньяка-упанишада (2.I.19) упоминает 72000 нади в человеческом теле, исходящих из сердца, тогда как Катха-упанишада (6.16) говорит, что 101 канал излучается из сердце. Винашихатантра (140-146) объясняет наиболее распространенную модель, а именно, что три наиболее важных нади - это Ида слева, Пингала справа и Сушумна в центре, соединяющая базовая чакра к коронной чакре, позволяя пране течь через тонкое тело.

Когда ум взволнован из-за нашего взаимодействия с миром в целом, физическое тело также следует по его следам. Эти волнения вызывают резкие колебания потока праны в нади.

Пранаяма

Пранаяма - это общий термин для различных техник накопления, расширения и работы с праной. Пранаяма - одна из восьми составляющих йоги и представляет собой практику особых и часто сложных техник контроля дыхания. Динамика и законы праны были поняты посредством систематической практики пранаямы, чтобы овладеть ею.

Многие техники пранаямы разработаны для очищения нади, что позволяет пране больше двигаться. Другие техники могут использоваться для остановки дыхания для самадхи или для привлечения внимания к конкретным областям тонкого или физического тела практикующего. В тибетском буддизме он используется для генерирования внутреннего тепла в практике туммо.

. В аюрведе и терапевтической йоге пранаяма используется для многих задач, в том числе для воздействия настроение и помощь в пищеварении. А. Г. Мохан заявил, что физическими целями пранаямы могут быть излечение от болезни или поддержание здоровья, в то время как ее умственные цели: «устранить психические расстройства и сосредоточить ум для медитации»

Согласно ученому-практику йоги Теосу Бернарду, конечной целью пранаямы является приостановка дыхания, «заставляющая ум падать в обморок». Свами Йогананда пишет: «Настоящее значение пранаямы, согласно Патанджали, основателю философии йоги, - это постепенное прекращение дыхания, прерывание вдоха и выдоха».

См. также

Ссылки

Источники

Внешние ссылки

Найдите prana в Викисловаре, бесплатном словаре.
В Викицитаторе есть цитаты, относящиеся к: Прана
Последняя правка сделана 2021-06-02 13:35:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте