Сурья

редактировать
Для использования в других целях, см Сурья (значения). «Адитья» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Адитья (значения).

Сурья
Бог Солнца, Света и Дня
Член Наваграхи
Базарное искусство Шри Сурьи Бхагвана, c.1940-е. Jpg Плакат Сурьи начала 20 века
Другие имена Адитья, Бхаскара, Дивакара, Сурьянараяна, Рави, Бхану, Прабхакара, Вивасван
Принадлежность Дева, Адитьи, Наваграха, Индра, Вишну, Шива
Обитель Suryaloka
Планета солнце
Мантра «Джапа Кусума Санкашам Кашьяпейах Махадьютих, Таморим Сарва Папагнам Пранато'сми Дивакарах» и «О Сурья Девай Намах»
Оружие Палочка
День Воскресенье
Число 1
устанавливать Колесница, запряженная семью лошадьми Возничий: Аруда
Персональные данные
Родители
Дети
Эквиваленты
Греческий эквивалент Гелиос
Римский эквивалент Sol
Скандинавский эквивалент Соль

Сурья ( / ев ¯u г J ə / ; Санскритская : सूर्य, IAST : Суурьи) солнце и солнечное божество в индуизме, особенно в Саура традиции найден в индийских штатах, таких как Раджастан, Гуджарат, Мадхья - Прадеш, Бихар, Махараштра, Уттар-Прадеш, Джаркханд и Одиша. Сурья - одно из пяти основных божеств в индуизме, рассматриваемое как эквивалентные аспекты и средства реализации Брахмана в традиции смарта.

Синонимы Сурьи в древнеиндийской литературе включают Адитья, Арка, Бхану, Савитр, Суна, Зуна, Ксунас, Пушан, Рави, Мартанда, Митра, Бхаскара, Прабхакара и Вивасван.

Иконография Сурьи часто изображается верхом на колеснице, запряженной лошадьми, часто в количестве семи, которые представляют семь цветов видимого света, и семь дней в неделе. В средневековом индуизме Сурья также является эпитетом главных индуистских богов Шивы, Брахмы и Вишну. В некоторых древних текстах и ​​искусствах Сурья представлена ​​синкретически с Индрой, Ганешей или другими. Сурья как божество также встречается в искусстве и литературе буддизма и джайнизма.

Сурья изображается с чакрой, также интерпретируемой как Дхармачакра. Сурья - владыка Симхи (Льва), одного из двенадцати созвездий в зодиакальной системе индуистской астрологии. Сурья или Рави является основой Равивары, или воскресенья, в индуистском календаре. Основные фестивали и паломничества в честь Сурьи включают Макар Санкранти, Понгал, Самба Дашами, Ратха Саптхами, Чат пуджа и Кумбха Мела.

Просуществовав как основное божество в индуизме, возможно, лучше и дольше, чем любое другое из исходных ведических божеств, поклонение Сурье значительно уменьшилось примерно в 13 веке, возможно, в результате мусульманского завоевания северной Индии. Новые храмы Сурьи практически перестали строиться, а некоторые позже были преобразованы в другое посвящение. Ряд важных храмов Сурьи сохранился, но во многих уже нет поклонения. В определенных аспектах Сурья имел тенденцию сливаться с Вишну или Шивой или рассматриваться как их дочерняя структура.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Тексты и история
    • 1.1 Ведический
      • 1.1.1 Слияние с другими солнечными божествами
    • 1.2 Эпос
  • 2 Иконография
  • 3 Астрономия
  • 4 Зодиак и астрология
  • 5 Храмы и поклонение
    • 5.1 Посвященные храмы
    • 5.2 Храмы Сурьи за пределами Индии
  • 6 В культурах, искусствах и других религиях
    • 6.1 Фестивали
    • 6.2 Танцы
    • 6.3 Йога
    • 6.4 буддизм
  • 7 За пределами Индийского субконтинента
    • 7.1 Индонезия
      • 7.1.1 Поклонение Шиве Радитье на Бали
  • 8 Галерея
  • 9 См. Также
  • 10 заметок
  • 11 Источники
  • 12 Дальнейшее чтение
  • 13 Внешние ссылки

Тексты и история

Ведический

Солнце и Земля

Солнце вызывает день и ночь на Земле, из-за вращения, когда здесь ночь, на другой стороне день, солнце на самом деле не встает и не опускается.

- Айтарейя Брахмана III.44 (Ригведа)

Самые старые из сохранившихся ведических гимнов, такие как гимн 1.115 Ригведы, упоминают Сурью с особым почтением к «восходящему солнцу» и его символике как рассеивателю тьмы, тому, кто дает знание, добро и всю жизнь. Однако использование зависит от контекста. В некоторых гимнах слово Сурья просто означает солнце как неодушевленный предмет, камень или драгоценный камень в небе (ригведические гимны 5.47, 6.51 и 7.63); в то время как в других это относится к персонифицированному божеству. Сурья явно ассоциируется с богиней рассвета Ушас, а иногда он упоминается как ее сын или ее муж.

Сурьи происхождения отличается большой степени в Ригведе, с ним быть указано, что родился, воскрес, или установлено несколько божеств, в том числе адитьями, Адити, Dyaush, Митра - Варуна, Агни, Индра, Сома, Индра-Сома, Индра Варуна, Индра- Вишну, Пуруша, Дхатри, Ангирасы и боги в целом. Атхарваведа также упоминает, что Сурья произошла от Вритры.

Веды утверждают, что Солнце (Сурья) является создателем материальной вселенной ( Пракрити ). На слоях ведических текстов Сурья является одной из нескольких троиц наряду с Агни и Вайю или Индрой, которые представлены как эквивалентный символ и аспект индуистской метафизической концепции, называемой Брахманом.

В брахманском слое ведической литературы Сурья появляется вместе с Агни (богом огня) в одних и тех же гимнах. Сурья почитается днем, а Агни - за его роль в ночное время. Идея развивается, утверждает Капила Ватсьаян, где Сурья назван Агни как первым принципом и семенем вселенной. Именно на уровне брахманов Вед и Упанишад Сурья явно связана с силой зрения, зрительным восприятием и знанием. Затем он интериоризуется, чтобы быть глазом, поскольку древние индуистские мудрецы предлагали отказаться от внешних ритуалов богам в пользу внутренних размышлений и медитации богов внутри в своем путешествии по осознанию Атмана (души, себя) внутри, в таких текстах, как Брихадараньяка. Упанишады, Чандогья Упанишады, Каушитаки Упанишады и другие.

Слияние с другими солнечными божествами

Сурья в индийской литературе упоминается под разными именами, которые обычно представляют различные аспекты или феноменологические характеристики Солнца. Фигура Сурьи в том виде, в каком мы его знаем сегодня, представляет собой смесь различных ригведических божеств. Таким образом, Савитр относится к тому, кто восходит и заходит, Адитья означает «сияющий», Митра называет Солнце «великим светлым другом всего человечества», а Пушан относится к Солнцу как к просветителю, который помог Дэвам победить асуров, использующих тьму. Арка, Митра, Вивасват, Адитья, Тапан, Рави и Сурья имеют разные характеристики в ранних мифологиях, но ко времени эпоса они являются синонимами.

Термин «Арка» чаще встречается в названиях храмов северной и восточной Индии. Храм Конарк 11 века в Одише назван в честь составного слова «Кона и Арка», или «Арка в углу». Другие храмы Сурьи, названные в честь Арки, включают Деварка (Дева тиртха) и Уларка (Улаар) в Бихаре, Уттарарка и Лоларка в Уттар-Прадеше и Баларка в Раджастане. Еще одни руины храма солнца 10-го века находятся в Бахрейче, штат Уттар-Прадеш, под названием Баларка Сурья Мандир, который был разрушен в 14 веке во время турецких вторжений.

Вивасват, также известный как Вивасвант, также является одним из таких божеств. Его жена Саранью, дочь Тваштара. Его сыновьями являются Ашвины, Яма и Ману. Через Ману Вивасват считается предком человечества. Вивасват связан с Агни и Матаришваном, причем считается, что Агни впервые был открыт этим двоим. Вивасват также по-разному связан с Индрой, Сомой и Варуной. Вивасвант также используется как прилагательное к Агни и Ушас, что означает «блестящий». Уже ко времени его самого раннего появления (Ригведы) значение Вивасвата уменьшилось. Скорее всего, он был солнечным божеством, но ученые обсуждают его особую роль как одного из них. В Ригведе Индра пьет сому вместе с Ману Вивасватом и Тритой. В постведической литературе значение Вивасват становится все менее важным, и это просто еще одно название солнца. Он родственник авестийского Виванхванта, который является отцом Йимы (родственника Ямы) и Ману.

Эпос

Согласно Рамаяна «s йуддха Канда, Господь Рама был научен Ādityahṛdayam Стотра перед войной против Раваны, царя ракшасов. Стотра была составлена ​​в Ануштуп Чанда в честь Господа Сурьи, который описывается как воплощение всех богов и источник всего во вселенной.

Эпос Махабхараты открывает свою главу о Сурье, в которой он благоговейно называет его «оком вселенной, душой всего сущего, источником всей жизни, целью самкхй и йогов и символом свободы и духовного освобождения.

В Махабхарате, Карна, сын Сурьи и незамужние принцессы Кунти. Эпос описывает травму Кунти как незамужнюю мать, а затем отказ от Карны, за которым последовало ее горе на всю жизнь. Малыша Карна находит и усыновляет возничий, но он вырастает и становится великим воином и одним из главных героев великой битвы на Курукшетре, где он сражается со своими единокровными братьями во время войны.

Иконография

Сурья (в центре) обычно изображается держащим цветы лотоса и едущим в запряженной лошадью колеснице. Его сопровождают его жены (нижние женские фигуры) и дети (другие мужские фигуры). Богини зари (верхние женские фигуры) изображены стреляющими стрелами.

Самые ранние изображения Сурьи на колеснице встречаются на буддийских перилах храма Махабодхи в Бодхгае (2 век до н.э.), в пещерах Бхаджа (1 век до н.э.) и Ананта Гумпха в пещерах Кхандагири (1 век н.э.). Иконография Сурьи в индуизме варьируется в зависимости от ее текстов. Обычно он изображается в виде великолепного стоящего человека, держащего цветок подсолнечника в обеих руках, едущего на колеснице, запряженной одной или несколькими лошадьми, как правило, семью. Семь лошадей названы в честь семи метров санскритской просодии : Гаятри, Брихати, Ушних, Джагати, Триштубха, Ануштубха и Панкти.

Колесница и лошади. Квадрига освобождение от Бодхгая.

Brihat Samhita из Варахи Михиров ( с. 505-587), текст индуса, который описывает архитектуру, иконографические и дизайн руководящих принципы, гласит, что Сурья должны быть показаны с двумя руками и носить корону. В нем конкретно указано, что его одежда была северной (то есть среднеазиатской, с сапогами). Напротив, Вишнудхармоттара, другой индуистский текст по архитектуре, утверждает, что иконография Сурьи должна показывать его с четырьмя руками, с цветами в двух руках, с посохом в третьей, а в четвертой он должен быть показан держащим письменные принадлежности (пальмовый лист Кунди и перо, символизирующее знания). В обеих книгах говорится, что его возница колесницы - сидящий Аруна. По бокам от него обычно стоят две женщины, которые представляют богинь рассвета по имени Уша и Пратюша. Показано, что богини стреляют стрелами, символизируя их инициативу в борьбе с тьмой. В других представлениях эти богини - две жены Сурьи, Самджна и Чхая.

Иконография Сурьи также менялась со временем. В некоторых древних искусствах, особенно в первые века нашей эры, его иконография похожа на те, что были найдены в Персии и Греции, что предполагает вероятное принятие греческих, иранских и скифских влияний. После того, как в древнюю Индию проникли греческие и кушанские влияния, на некоторых иконах Сурьи того периода он изображен в плаще и высоких сапогах. В некоторых буддийских произведениях искусства его колесница запряжена четырьмя лошадьми. Двери буддийских монастырей Непала изображают его вместе с Чандрой (богом луны) символически с Сурьей, изображенным в виде красного круга с лучами.

Аниконические символы Сурьи включают свастику и камень-кольцо.

Астрономия

Сурья означает Солнце в индийской литературе. Вверху: восход солнца в Уттаракханде, Индия.

Сурья в качестве важного небеснога появляется тела в различных индийских астрономических текстах на санскрите, например, 5 - го века Aryabhatiya по Aryabhata, 6 - го века Ромака по Latadeva и Панч Siddhantika по Варахамихиру, 7 - го века Khandakhadyaka по Брахмагуптам и 8 - го века Sisyadhivrddida по Лаллу. Эти тексты представляют Сурью и различные планеты и оценивают характеристики движения соответствующих планет. Другие тексты, такие как Сурья Сиддханта, датированные периодом между V и X веками, представляют свои главы на различных планетах с мифологией о божествах.

Рукописи этих текстов существуют в немного разных версиях, в которых представлены вычисления на основе Сурьи и планет, а также их относительное движение относительно Земли. Они различаются по своим данным, что позволяет предположить, что текст был открытым и исправлялся в течение их жизни. Например, индуистские ученые X века  до н.э. оценили звездную продолжительность года следующим образом на основе своих астрономических исследований с несколько другими результатами:

Санскритские тексты: сколько дней в году?
Индуистский текст Предполагаемая продолжительность сидерического года
Сурья Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 36,56 секунды
Паулика Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 36 секунд
Парачара Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 31,50 секунды
Арья Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 30,84 секунды
Лагху Арья Сиддханта 365 дней, 6 часов, 12 минут, 30 секунд
Сиддханта Широмани 365 дней, 6 часов, 12 минут, 9 секунд

Самой старой из них, вероятно, является Сурья Сиддханта, а наиболее точной - Сиддханта Широмани.

Зодиак и астрология

Синоним Сурьи Рави является корнем слова «Равивара» или воскресенье в индуистском календаре. И в индийской, и в греко-римской номенклатуре дней недели воскресенье посвящено Солнцу.

Сурья является частью Наваграхи в индуистской зодиакальной системе. Роль и важность Наваграхи развивались с течением времени под различными влияниями. Обожествление солнца и его астрологического значения произошло еще в ведический период и было записано в Ведах. Самый ранний труд по астрологии, записанный в Индии, - это « Веданга Джйотиша», которую начали составлять в 14 веке до нашей  эры. Возможно, он был основан на произведениях цивилизации долины Инда, а также на различных иностранных влияниях. Вавилонская астрология, которая первой разработала астрологию и календарь, была принята многими цивилизациями, включая Индию.

Наваграха развивалась на основе ранних работ астрологии с течением времени. Солнце и различные классические планеты упоминаются в Атхарваведе около 1000 г.  до н. Э. Наваграха была поддержана дополнительным вкладом из Западной Азии, включая зороастрийское и эллинистическое влияние. Yavanajataka, или «наука о яванах », был написана Индо-греческим именем « Яванесвар » ( «Господь греков») под властью Западной Kshatrapa король Rudrakarman I. Яванаджатака, написанная в 120 г.  до н.э., часто приписывается стандартизации индийской астрологии. Наваграха получит дальнейшее развитие и достигнет высшей точки в эпоху Шака у саков, или скифов.

Вдобавок вклады народа сака станут основой индийского национального календаря, который также называют календарем саков.

Индуистский календарь является лунно - солнечный календарь, который записывает как лунные и солнечные циклы. Как и Наваграха, он был разработан с последовательным внесением различных работ.

Храмы и поклонение

Храм Солнца, Модера

Храмы Сурьи находятся во многих частях Индии. Более распространены, чем храмы Сурьи, произведения искусства, связанные с Сурьей, которые можно найти во всех типах храмов различных традиций в индуизме, таких как индуистские храмы, связанные с Шивой, Вишну, Ганешей и Шакти. Рельефы на стенах храмов, фортов и произведения искусства над дверными проемами многих индуистских монастырей изображают Сурью.

Многие храмы с иконами и произведениями искусства Сурьи датируются второй половиной I тысячелетия до н.  Э. И началом II тысячелетия. Храм вайшнавов 11-го века в Кадвахе в Мадхья-Прадеше, например, украшен произведениями искусства Сурьи вместе со многими другими богами и богинями у входа. Храмы богини (шактизм) 8-го и 9-го веков в центральной Индии аналогичным образом выгравировали Сурью вместе с другими индуистскими богами в храме. Храм Шивы шестого века в Гангадхаре в Раджастане включает Сурью. Подобные упоминания можно найти в каменных надписях, найденных возле индуистских храмов, таких как надпись Мандасор 5-го века. Эти храмы, утверждает Майкл Мейстер, не прославляют одного бога или богиню над другим, но представляют их независимо и с равным акцентом в сложной иконографии.

Пещерные храмы Индии также посвящены разным богам и богиням с изображением Сурьи. Например, резьба 6-го века в пещерах Эллора в Махараштре, а также произведения искусства 8-го и 9-го веков, такие как пещера 25, храм Кайлаша (пещера 16) и другие, содержат полную иконографию Сурьи.

Главный вход в индуистские храмы преимущественно обращен на восток, а их квадратная архитектура благоговейно выровнена в направлении восходящей Сурьи. Это выравнивание к восходу солнца также встречается в большинстве буддийских и джайнских храмов в Индии и за ее пределами.

Посвященные храмы

Известный храм, посвященный Сурье, можно найти в Арасавалли, который находится в районе Шрикакулам штата Андхра-Прадеш, Индия. Храм прибрежного района отличается своей широтой, соответствующей незначительной остановке Луны. Также в местной культуре прослеживается переход от лунного календаря северной Индии к солнечному календарю южной Индии. Это, вероятно, самый восточный прибрежный храм солнца на полуострове Индии, где до сих пор возносятся молитвы. Место, Chicacole, имеет значение в Kalinga (историческая область) королевства с их портом в Kalingapatnam, что делает его Мегасфен молочные ( Calingae ). Диаспора распространена в современной Юго-Восточной Азии в исторической Калинге (провинции), Королевстве Калингга и т. Д.

Део Сурья Мандир

Другой наиболее почитаемый храм Сурьи - Део Сурья Мандир. Храм Солнца в Део - один из самых замечательных, популярных и известных храмов и религиозных мест в Део Бихар, Индия, для проведения чхат-пуджи. Храм Солнца Део Построен в 8 веке.

В Тамил Наду, Наваграха храмы известны во всем мире. Сурьянар ковил, расположенный в районе Танджор штата Тамил Наду, является одним из храмов Наваграхи и посвящен Сурье. Здесь господина Сурья называют Шивасурья Перумалом. Это первый храм Наваграхи в Тамил Наду.

Самый известный храм Сурьи - Храм Солнца Конарк, объект Всемирного наследия в Ориссе. Построенный в 13 веке династией Восточная Ганга на ранее существовавшем месте паломничества бога Сурьи, храмовая архитектура имитирует большую колесницу с двенадцатью колесами, запряженную семью лошадьми. Храм представляет собой Сурью в трех изображениях, при этом главная большая Сурья разрушена, а храм поврежден в ходе неоднократных мусульманских вторжений. Помимо Конарка, в Ориссе есть еще два храма солнца под названием Храм Солнца Биранчи Нараян.

Храмы солнца есть во многих частях Индии, таких как Модера, Гуджарат. Его спонсировал король Бхимдев из династии Чаулукья. Другие крупные храмы Сурьи находятся в храме Канакадитья в Кашели (Дист ратнагири) - Махараштра, недалеко от знаменитого храма Галтаджи в Джайпуре, Раджастане и Ассаме.

Храм Солнца Адитьяпурам - индуистский храм, расположенный в Иравимангаламе недалеко от Кадутурути в районе Коттаям в индийском штате Керала, посвященный Сурье. Он отмечен как единственный храм Сурьи в штате Керала.

Храм Солнца в Мартанд в Джамму и Кашмире был разрушен исламскими войсками. Сохранившийся храм Сурьи в северной Индии - это Каттармал Сурья мандир в районе Алмора, Уттаракханд, созданный королем Каттармалом в 12 веке.

В Gurjars были в основном солнцепоклонниками и некоторые из солнечных храмов были возведены ими в период средневековья. Храм солнца, известный как Джаядитья, был построен Гурджаром, царем Нандипури, Джаябхаттой II. Этот храм расположен в Котипуре недалеко от Капики в районе Бхарукачха. Храм Сурьи в Бхинмале, известный как храм Джагасвами Сурья, также был построен в этот период.

Панорамный вид на храм Солнца Конарк

Храмы Сурьи за пределами Индии

Храм Солнца в Мултане (на территории современного Пакистана ) содержал почитаемую статую Сурьи. Это был один из очагов индуистско-мусульманских религиозных конфликтов. После 871 г.  до н.э. Мултан (Пенджаб) находился под властью арабских князей, которые держали храм Сурьи в заложниках и оскверняли его, чтобы угрожать его разрушением, если на них нападут индуистские гурджары. Ранние мусульманские правители взимали налог с индуистских паломников за право посещения храма Сурьи, и это обеспечивало этим правителям важный источник дохода. Храм Сурья был разрушен правителями исмаилитов- шиитов в конце 10-го века, которые построили мечеть на этом месте, оставив суннитскую конгрегационную мечеть в Мултане. Эта исмаилитская шиитская мечеть на руинах Храма Солнца была затем разрушена суннитским правителем Махмудом из Газни, храм Сурьи не был восстановлен, и на его месте осталось пустое место, действия, которые помогли восстановить важность суннитской мечети в Мултане.

В то время как Шива и Вишну чаще встречаются в произведениях искусства Юго-Восточной Азии 1-го тысячелетия, таких как те, что были найдены в Камбодже и Таиланде, археологические данные свидетельствуют о том, что бог Сурья был среди пантеона идей, принятых на раннем этапе в этих регионах и сохраненных после того, как буддизм стал доминирующей традицией.

В Кабул-Хир-Хане большой индуистский храмовый комплекс двух различных периодов. Первый период представлял собой храм из сырцового кирпича с возможными человеческими жертвами и остатками его освящения. Затем на смену ему пришли три отдельных святилища, построенные из сланцевых плит, окруженные вспомогательными постройками из подгузников и алтарем под открытым небом в полукруглом ограждении. Самыми важными находками были две мраморные статуи Сурьи, первый экземпляр был найден во время первоначальных раскопок (1934, Delegation Archaeologique Française Афганистан), второй экземпляр был случайно найден в 1980 году.

В Забулистане стоял известный индуистский храм Сурьи, который служил местом паломничества.

В Непале многие храмы и произведения искусства Сурьи восходят к средневековью, например, Тапахити и Саугал-тол 11-го века, а также каменные скульптуры Наксал 12-го века.

Артефакты, обнаруженные в культуре Sanxingdui, основанной ок. 1600  г. до н.э., примерно в 40 км от нынешнего дня Чэнду, столице провинции Сычуань провинции Китая показывают древнее поклонение солнцу божества, подобно Сурья. Артефакты включают золотой лист с изображением четырех птиц, летающих вокруг солнечного божества, и бронзовую скульптуру сурья-чакры.

В культурах, искусствах и других религиях

Базальтовая статуя Сурьи X века из Бихара, Индийский музей Скульптура, изображающая 12 асан Сурья Намаскара А в Терминале Т3 аэропорта IGIA, Нью-Дели, Индия, созданная Нихилом Бхандари.

Фестивали

Божество Сурья отмечается различными фестивалями, и в Индии они различаются по регионам. Понгал или Макара Шанкаранти - самый широко известный индуистский фестиваль, посвященный Богу Солнца. Они отмечают хороший урожай. Другие фестивали, посвященные Сурье, включают Чхат в Бихаре, восточном Уттар-Прадеше и соседних регионах, Самба Дашами и Ратха Саптами также являются крупными фестивалями, отмечаемыми в честь Сурьи; Чхат отмечается сразу после Дивали с трехдневным постом, за которым следует омовение в реке или резервуаре с поминанием Солнца. Точно так же Айтар Пуджа празднуется в Гоа. Последний известен как Адитья Ранубай в Махараштре.

Второй день праздника урожая Понгал посвящен Сурье в штате Тамил Наду и называется «Сурья Понгал».

Другой фестиваль под названием Картик Пуджа отмечает Сурью, наряду с Шивой, Вишну, Лакшми, Радхой, Кришной и Тулси. Это наблюдается у индуистских женщин, обычно с посещением рек, таких как Ганг, социализацией и групповым пением.

Танцы

Репертуар классических индийских танцев, таких как Бхаратанатьям, включает позы, которые означают лучи света, излучающие всю вселенную, как форму дань уважения Сурье.

Йога

Сурья намаскара буквально означает «приветствие солнцу». Это разминка в йоге, основанная на последовательности изящно связанных асан. Номенклатура относится к символике Солнца как души и источника всей жизни. Это относительно современная практика, сложившаяся в 20 веке. Йог может разработать индивидуальный распорядок разминки йоги как сурья-намаскар, чтобы предшествовать его или ее практике асан.

Гаятри мантра связана с Сурье (савитар). Мантра впервые появляется в гимне 3.62.10 Ригведы.

Можем ли мы сделать свое собственное желаемое сияние
бога Савитара, который пробудит наши озарения.
Гаятри-мантра (перевод С. Джемисона)

буддизм

Сурья отмечается как божество в буддийских произведениях искусства, таких как древние произведения, приписываемые Ашоке. Он появляется на рельефе в храме Махабодхи в Бодхгайе, едет в колеснице, запряженной четырьмя лошадьми, с Ушей и Праттюшей по бокам. Такие произведения искусства предполагают, что Сурья как символ победы добра над злом - это концепция, принятая в буддизме из более ранней индийской традиции.

В китайском буддизме Сурья (日 天, Rìtiān) считается одним из двадцати четырех дэвов (二十 四 諸天, Èrshísì zhūtiān), которые являются божествами-защитниками буддизма. Его статуя обычно хранится в зале Махавира китайских буддийских храмов вместе с другими дэвами.

В японском буддизме Сурья - один из двенадцати Дэвов, как божеств-хранителей, которые встречаются в буддийских святынях или вокруг них (十二 天, Jūni-ten ). В Японии его называли «Нит-тен».

В буддийской космологической системе горы Меру Сурья считается женским божеством, в отличие от лунного бога мужского пола.

За пределами индийского субконтинента

Индонезия

Фигуры Batara Surya Wayang (кукольные)

В Индонезии. Сурья ( индонезийский : Batara Surya) был адаптирован в индонезийской культуре как бог, управляющий солнцем, и получил титул «Батара». Батара Сурья известен тем, что дарит свои семейные реликвии или подарки людям, которых он выбирает. Этот бог известен тем, что у него было много детей от разных женщин, в том числе от Деви Кунти из Махабхараты, которая родила Адипати Карну.

Батара Сурья был ранен, когда Аноман обвинил Батару Сурью в том, что случилось с его матерью, Деви Анджани и ее бабушкой, которую проклял ее муж. Аноман считает, что Батара Сурья должен нести ответственность, поэтому Аноман с помощью своей магии собирает облака со всего мира, чтобы покрыть мир природы, чтобы лучи солнца не могли достичь земли. К счастью, этот инцидент можно разрешить полюбовно, так что Аноман снова добровольно убирает облака, чтобы мир природы снова подвергался воздействию солнца. У Сурьи есть три царицы: Саранью (также называемая Сарания, Саранья, Санджна или Сангья), Рагьи и Прабха. Сараню - мать Вайвасвата Ману (седьмой Ману, нынешний день) и близнецов Ямы (бога смерти) и его сестры Ями. Она также родила ему близнецов, известных как Асвин, и богов. Сараню, неспособная засвидетельствовать яркий свет Сурьи, создала клона себя по имени Чайя и приказывает ей действовать как жена Сурьи во время ее отсутствия. У Чайи было два сына от Сурья-Саварни Ману (восьмой Ману, следующий) и Сани (бог планеты Сатурн ), а также две дочери - Тапти и Вишти. У Батары Сурьи также был сын Реванта или Райвата от Рагьи. Интересно, что два сына Сурьи - Сани и Яма - несут ответственность за оценку жизней людей после смерти. Сани дает результаты своих действий через его жизнь через соответствующие наказания и награды, а Яма дает результаты своих действий после смерти.

В Рамаяне Сурья упоминается как отец царя Сугривы, который помог Раме и Лакшмане победить царя Равану. Он также обучает Ханомана как своего учителя. В Махабхарате Кунти получает мантру от мудреца Дурвасы; если это будет сказано, он сможет призвать каждого бога и родить от него детей. Веря в силу этого заклинания, Кунти невольно вызвала Сурью, но когда появляется Сурья, она пугается и требует, чтобы он вернулся. Однако Сурья обязан выполнить заклинание перед возвращением. Сурья чудесным образом заставила Деви Кунти родить ребенка, сохранив при этом свою девственность, чтобы ей, как незамужней принцессе, не пришлось столкнуться с позором или стать объектом вопросов со стороны общества. Кунти чувствует себя обязанной оставить позади своего сына Карну, который вырастает и становится одним из центральных персонажей великой войны на Курукшетре.

Статуя Батара Сурья, конец 8 века, Центральная Ява, Индонезия

Поклонение Шиве Радитье на Бали

В Пуранах в Бали, Batara Сурья является самым умным учеником Господа Шивы, так что Господь Сурия получил титул Сурья Raditya и используется в качестве примера, чтобы выяснить, интеллект или сверхъестественной силы Господа Шивы, а также спасибо от Бхатара Сурья, Господь Шива был удостоен почетного титула по имени Бхатара Гуру, потому что он учитель богов. Однако есть и другие, которые утверждают, что в преобразовании Пуран, которое является интерпретацией махарси в ведической шахматной книге, именно Дэва Сурья позже превратился в Лудру, которого в конце концов назвали Шивой, так что в поклонении ему воспевают. часто называют термином Шива Адитья.

В концепции Гама Бали есть Пелингги, называемый Пелингги Сурья или Падмасана, который является местом поклонения Господу Шиве, который проявляется как Шива Радитья или бог солнца. В Яюрведе есть несколько особых ритуалов для Шулинггих, которые поклоняются Богу утром в его проявлении как Сурья Батара, а именно те, которые происходят из Сурья Севана или Сурья Намаскар, что означает поклонение Сурья Батара. В мантре Панча Сембах также есть особая мантра, направленная на Шиву Радитью. Согласно общему мнению, Батаре Сурье поклоняются, потому что он - свидетель жизни и лучший ученик Господа Шивы, поэтому ему дали титул Хьянг Сива Радитья («Ученик Сурьи Господа Шивы»). Важность Дэва Сурья на Бали можно увидеть из существования Сангга Сурья, который всегда должен присутствовать на каждой церемонии Яднья на Бали. и это отражено в нескольких балийских литературных рукописях, одна из которых - Бхама Кертих Лонтар.

Галерея

Смотрите также

Примечания

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Пингри, Дэвид (1981). Джйотихшастра: Астральная и математическая литература. Отто Харрасовиц. ISBN   978-3447021654.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-20 05:16:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте