Баларама | |
---|---|
Бог земледелия и силы | |
Баларама, брат Господа Кришны | |
Принадлежность | Аватар Шеша или Вишну |
Оружие | Плуг, Гада |
Личная информация | |
Родился | Гокул |
Родители | |
Братья и сестры | Кришна и Субхадра |
Консорт | Ревати |
Дети | Нисатха (сын) Улмука (сын) Шаширеха / Ватсала (дочь) |
Баларама (санскрит : बलराम, IAST : Balarāma) - индуистский бог и старший брат Кришны. Он особенно важен в традиции Джаганнатха как одно из божеств триады. Он также известен как Баладева, Балабхадра, Халадхара, Халаюдха и Санкаршана . Первые два эпитета относятся к его силе, последние два связывают его с Хала (Лангала, «плуг») из-за его сильных ассоциаций с земледелием и фермерами, как божество, которое при необходимости использовало сельскохозяйственное оборудование в качестве оружия.
Баларама иногда описывается как аватар из Шеши, змея, связанного с богом Вишну ; Кришна считается аватаром Вишну. Некоторые традиции считают его одним из 10 главных аватаров самого Вишну.
Значение Баларамы в индийской культуре имеет древние корни. Его изображение в произведениях искусства датируется началом нашей эры, а на монетах - II веком до нашей эры. В джайнизме он известен как Баладева и был исторически значимым божеством, связанным с фермерами.
Баларама - древнее божество, известное в эпоху эпоса индийской истории, о чем свидетельствуют археологические и нумизматические свидетельства. Его иконография изображена с Нага (многоголовый змей), плугом и другими сельскохозяйственными артефактами, такими как лейка, что, возможно, указывает на его происхождение в сельском хозяйстве. Легенда Баларамы появляется во многих Парвах (книгах) Махабхараты. В третьей книге (Вана Парва ) говорится о Кришне и о нем, что Баларама - аватар Вишну, а Кришна - источник всех аватаров и существования. В некоторых произведениях искусства Империи Виджаянагара, храмов Гуджарата и других мест, например, Баладева является восьмым аватаром Вишну до Будды (буддизм) или Ариханта. (Джайнизм).
Повествования о Балараме можно найти в Махабхарате, Харивамше, Бхагавата Пуране и другие Пураны. Он классифицирован в Вьюха аватар Санкаршана, где в Шеша и Лакшмана являются частью. Легенда о нем как аватаре Шеши, змея, на котором покоился Вишну, отражает его роль и взаимосвязь с Вишну. Однако мифология Баларамы и его связь с десятью аватарами Вишну относительно моложе, то есть постведическая, хотя и древняя, потому что она не встречается в ведических текстах.
Баларама упоминается в книге Каутильи Арташастра (4–2 века до н.э.), где, согласно Хадсону, его последователи описаны как «аскетические поклонники» с бритыми головами или заплетенными в косы волосами.
Баларама, как Баладева, является важным персонажем в яванский текст XI века Какавин Бхаратаюдха, поэма Какавин, основанная на Махабхарате.
Баларама издревле был могущественным местным божеством по имени Самкаршана, связанным с местным культом героев Вришни в Матхуре примерно с 4 века до нашей эры. Представление об аватарах Вишну сформировалось в кушанский период с III по II век н.э.
Монеты, датируемые примерно 185-170 гг. До н.э., принадлежащие индо-греческому королю Агафокл показывает иконографию Баларамы и греческие надписи. Баларама-Самкаршана обычно изображается стоящим с гадой в правой руке и держащим плуг в левой. На другой стороне этих монет Васудева-Кришна, держащий раковину и чакру.
(Бала) Рама и Кришна с их атрибутами в Чилас. Надпись Харошти рядом гласит Рама [кри] Ша. I век н. Э. Баларама на индо-греческих монетах. (190-180 г. до н.э.)В Археологические раскопки Чиласа II, датируемые первой половиной 1-го - века н.э. на северо-западе Пакистана, недалеко от границы с Афганистаном, выгравированы два мужчины и множество буддийских изображений поблизости. Более крупный из двух мужчин держит в руках плуг и дубину. На произведении искусства также есть надпись, сделанная шрифтом Хароштхи, которая была расшифрована учеными как Рама-Кришна и интерпретирована как древнее изображение двух братьев Баларамы и Кришны. Ранние изображения Баларамы, найденные в Джансути (Матхура, Уттар-Прадеш) и два в Тумейне (Ашокнагар, Мадхья-Прадеш), датируются II / I веками до н.э., и на них изображено Баларама, держащий хала (плуг) и мусала (пестик) в своем две руки.
Во всех этих ранних изображениях Баларама-Самкаршана, кажется, занимает более высокое положение по сравнению с Васудевой-Кришной. На монетах Агафокла Бактрийского Баларама изображен на лицевой стороне монеты (сторона с легендой на греческом языке), а Васудева-Кришна - на оборотной стороне (сторона Брахми ). В Чиласе Баларама показан выше и больше Васудевы-Кришны. Такая же взаимосвязь прослеживается и в иерархии героев Вришни.
В некоторых древних индийских искусствах и текстах Баларама (Санкаршана) и Кришна (Васудева) - два из пяти героев (Панчавирас Вришни) ). Остальные три отличаются по тексту. В одних это «Прадьюмна, Самба и Анируддха», в других - «Анадхришти, Шарана и Видуратха». В надписи I века колодца Мора около Матхуры, датируемой между 10 и 25 годами нашей эры, упоминается установка пяти героев Вришни в каменном храме.
Баларама 6-го века из Пном Да, Ангкор Борей, Такео, Камбоджа. Сейчас экспонируется в Национальном музее Камбоджи.Самое раннее из сохранившихся произведений искусства Юго-Восточной Азии, связанных с Баларамой, находится в коллекции Пном Да, недалеко от Ангкор Борей в нижней части Камбоджи дельте Меконга регион.
Баларама был сыном Васудевы. Злой король Канса, зять Васудевы, намеревался убить детей своей сестры Деваки из-за предсказания, что он умрет от рук ее восьмого ребенка. Злой демон Канса уже убил первых шестерых детей Деваки, разбив новорожденных о камень. Вмешался Вишну, и когда Баларама был зачат, согласно индуистским легендам, его эмбрион был перенесен из чрева Деваки в лоно Рохини, первой жены Васудевы. В некоторых текстах это движение дает Балараме эпитет Санкаршана (тот, кого утащили). Баларама рос со своим младшим братом Кришной и приемными родителями, в доме главы пастухов Нанды и его жены Яшоды. Глава 10 Бхагавата-пураны описывает это следующим образом:
Бхагаван как Я всего говорит творческой силе Его объединенного сознания (йогамайи) о Его плане для Его собственного рождения как Баларамы и Кришны. Он начинает с Баларамы. Вся Шеша, которая является моей обителью, станет эмбрионом в утробе Деваки, который ты пересадишь в утробу Рохини.
— Бхагавата Пурана 10.2.8, Тр: D Деннис ХадсонЕго звали Рама, но из-за его огромной силы его звали Баларама, Баладева или Балабхадра, что означает Сильный Рама. Он родился Шравана Пурнима или Ракша Бандхан.
Однажды Нанда попросил присутствия мудреца Гаргамуни, своего жреца, чтобы назвать новорожденного Кришна и Баларама. Когда прибыл Гарга, Нанда хорошо принял его и потребовал церемонии наименования. Затем Гаргамуни напомнил Нанде, что Канса ищет сына Деваки, и если он проведет церемонию в роскоши, это привлечет его внимание. Поэтому Нанда попросил Гаргу провести церемонию тайно, и Гарга сделал это:
Поскольку Баларама, сын Рохини, увеличивает трансцендентное блаженство других, его зовут Рама, и из-за его необычайной силы, его зовут Баладева. Он привлекает Яду следовать его наставлениям, и поэтому его зовут Санкаршана.
— Бхагавата Пурана, 10.8.12Когда его старший брат, утомленный игрой, ложился, положив голову на колени мальчику-пастушку, Господь Кришна помогал Ему расслабиться, лично массируя Его стопы и предлагая другие услуги
— Шримад Бхагаватам, Песнь 10, Глава 15, стих 14Баларама провел детство пастухом коров со своим братом Кришной. Он убил Дхенука, асура, посланного Камсой, а также борцов Праламба и муштика, посланных царем. После смерти злого царя Баларама и Кришна отправились в ашрам мудреца Сандипани в Удджайн для изучения. Он женился на Ревати, дочери царя Какудми.
. У него было трое детей - Нисатха, Улука и Шаширекха. Шаширеха вышла замуж за принца Каши.
Баларама - знаменитый земледелец, один из столпов сельского хозяйства наряду со скотом, с которым связан Кришна. Плуг - это оружие Баларамы. В Бхагавата-пуране он использует его для борьбы с демонами, прокладывает путь к реке Ямуна, чтобы приблизиться к Вриндавану, и втягивает всю столицу Хастинапура в Река Ганг.
Баларама учил Дурьодхану Кауравов и Бхиму Пандавов - искусство боя с булавой. Когда началась война между Кауравами и Пандавами, Баларама заботился об обеих сторонах и поэтому оставался нейтральным. Он отправился в паломничество со своим племянником Прадьюмной и другими Ядавами во время войны и вернулся в последний день, чтобы посмотреть битву между своими учениками. Когда Бхима победил Дурьодхану, ударив его булавой в бедро, Баларама пригрозил убить Бхиму. Это было предотвращено, когда Кришна напомнил Балараме об обете Бхимы - убить Дурьодхану, раздавив бедро, которое он выставил жене Бхимы Драупади.
В Бхагавата Пуране, описано, что после того, как Баларама принял участие в битве, вызвавшей разрушение остатков династии Яду и став свидетелем исчезновения Кришны, он сел в медитативном
Некоторые писания описывают большую белую змею, покинувшую пасть Баларамы, имея в виду его личность как Ананта- Шеша, форма Шри Хари Вишну. Место, где он ушел, находится около Храма Сомнатх в Гуджарате.
. Местные жители Веравала верят о пещере около места храма, что пришедшая белая змея изо рта Баларамы попал в эту пещеру и вернулся в Патал Лок.
В индуистских традициях Баларама был божеством-покровителем фермера, обозначая его как «предвестник знания», сельскохозяйственных инструментов и процветания. Его почти всегда изображают и описывают с Кришной, например, он крадет масло, разыгрывает детские шалости, жаловался Яшоде, что его младший брат Кришна ел грязь, играл в загонах для коров, вместе учился в школе гуру Сандипани и борющиеся со злыми борцами, посланные Камсой, чтобы убить двух братьев. Он был постоянным спутником Кришны, всегда бдительным, что привело к прозвищу «Лук Лук Дауджи» (или Лук Лук Даубаба) в традиции Пустимарга вайшнавизма. Он - творческое хранилище знаний для земледельцев: знание, которое вырыло водный канал, чтобы принести воду Ямуны во Вриндаван; восстановили рощи, фермы и леса; который производил товары и напитки.
В индуистских текстах Баларама почти всегда поддерживает Кришну в форме и духе. Однако бывают случаи, когда диалоги между Баларамой и Кришной представляют разные точки зрения, и мудрость Кришны делает его высшим божеством. Постоянная символическая связь Баларамы с Кришной делает его защитником и сторонником дхармы.
Баларама изображен как свет с кожей, в отличие от его брата Кришны, который темнокожий; Кришна на санскрите означает темный. Его аюда или оружие - плуг хала и булава гада. Плуг обычно называют Балачитой. Он часто носит синие одежды и гирлянду из лесных цветов. Его волосы собраны в пучок, и у него есть серьги, браслеты и нарукавники; он известен своей силой, причиной его имени.
В традиции Джаганнатха, особенно популярной в восточных и центральных регионах Индии, его чаще называют Балабхадрой. Баларама - один из членов триады, в которой Баларама показан вместе со своим братом Джаганнатхом (Кришной) и сестрой Шубхадрой (Субхадрой ). Джаганнатха можно узнать по его круглым глазам по сравнению с овалом Шубхадры и миндалевидным глазам абстрактной иконы Баларамы. Кроме того, лицо Баларамы белое, значок Джаганнатха - темный, а значок Субхадры - желтый. Третье отличие - плоская голова иконы Джаганнатха по сравнению с резной полукруглой головой абстрактного Баларамы. Форма головы Балабхадры, которую в этих регионах также называют Баларамой или Баладевой, в некоторых храмах варьируется от плоской до полукруглой.
Чатур-вьюха : Баларама, со змеиным капюшоном и чашка для питья, справа от Васудева-Кришна. 2 век н. Э., Искусство Матхуры.
Баларама, период Гупта, Матхура
Баларама, Средневековый период, Матхура
Баларама, 18 век, Матхура
Джайн Пураны, в частности, Тришанишалакапуруначарита Хемачандры, повествуют агиографии Рассказы о девяти Баладевах или Балабхадрах, которые считаются шалакапурунами (буквально факелоносцами, великими личностями). Баларама был девятым. Баларама вместе с Кришной считаются кузенами почитаемого джайнами Тиртханкара Неминатха (Аристанеми).
Традиция джайнизма перечисляет 63 Шалакапуруна или примечательные фигуры, которые, среди прочего, включают двадцать четыре тиртханкары и девять наборов триад. Одна из этих триад - это Кришна как Васудева, Баларама как Баладева и Джарасандха как Прати-Васудева. В каждую эпоху джайнского циклического времени рождается Васудева со старшим братом, называемым Баладева. Между триадами Баладева поддерживает принцип ненасилия, центральную идею джайнизма. Злодей - Прати-васудева, пытающийся разрушить мир. Чтобы спасти мир, Васудева-Кришна должен отказаться от принципа ненасилия и убить Прати-Васудеву. Истории этих триад можно найти в Харивамса-пуране (8 век н.э.) Джинасена (не путать с его тезкой, добавлением к Махабхарате) и Тришашти-шалакапуруша. чарита Хемачандры.
Баларама с плугом в левой руке, в Кхаджурахо Парсвнатха Джайнский храм.История жизни Кришны в пуранах джайнизма следует той же общей схеме, что и те, что содержатся в индуистских текстах, но в деталях они сильно различаются: они включают джайнов тиртханкаров в качестве персонажей истории и обычно полемически критикуют Кришну, в отличие от версий, содержащихся в Махабхарате, Бхагавата-пуране и Вишну-пуране. Например, в джайнских версиях Кришна проигрывает битвы, а его гопи и его клан Ядавов умирают в огне, созданном аскетом по имени Двайпаяна. Точно так же, после смерти от стрелы охотника Джары, в джайнских текстах говорится, что Кришна отправляется в третий ад в джайнской космологии, а Баларама, как говорят, отправляется на шестое небо.
В других джайнских текстах Кришна и Баладева названы двоюродными братьями двадцать второго Тиртханкары, Неминатхи. В джайнских текстах говорится, что Наминатха учил Кришну всей мудрости, которую он позже передал Арджуне в Бхагавад-гите. Согласно Джеффри Д. Лонгу, профессору религии, известному своими публикациями о джайнизме, эта связь между Кришной и Неминатхой была исторической причиной для джайнов принять, прочитать и цитировать Бхагавад-гиту как духовную важны тексты, отмечают праздники, связанные с Кришной, и смешиваются с индуистами как духовные родственники.
Свидетельства, относящиеся к раннему джайнизму, утверждает Патрик Оливель и другие ученые, предполагают, что Баларама был значительным фермерским божеством в джайнской традиции в некоторых частях Индийского субконтинента, например, в районе Матхура. Джайнские тексты, такие как Кальпасутра, описывают ту же идею переноса эмбриона, что и в индуистских текстах для Баларамы, для 24-го тиртханкара Махавира ; в последнем случае эмбрион женщины-брамина перемещается в утробу женщины-кшатрия. Баларама, утверждает Пратападитья Пал, был одним из исторических божеств, почитаемых в джайнизме наряду с Амбикой, Лакшми и другими. Как и в случае с индуистскими фермерами, заявляют Пол Дандас и другие ученые, вполне вероятно, что Баларама был божеством-покровителем джайнских фермеров в первые века нашей эры, поскольку было найдено большое количество изображений Баларамы. в раннем джайнском искусстве.
Изображения Баларамы были обнаружены в буддийских памятниках Центральной Индии, таких как ступы Санчи в Андхере, Мехгаоне и Чандне. Они датируются началом нашей эры. Гхата Джатака, одна из Сказок Джатаки, составляющих часть буддийских писаний, изображает Балараму как предыдущее рождение Господа Гаутамы Будды, а Кришну - как предыдущее рождение ученика Будды Сарипутты.
Викискладе есть материалы, связанные с Баларамой. |