Баларама

редактировать
Индуистский бог и брат Кришны

Баларама
Бог земледелия и силы
Balarama Mural.jpg Баларама, брат Господа Кришны
ПринадлежностьАватар Шеша или Вишну
ОружиеПлуг, Гада
Личная информация
РодилсяГокул
Родители
Братья и сестрыКришна и Субхадра
КонсортРевати
ДетиНисатха (сын)

Улмука (сын)

Шаширеха / Ватсала (дочь)

Баларама (санскрит : बलराम, IAST : Balarāma) - индуистский бог и старший брат Кришны. Он особенно важен в традиции Джаганнатха как одно из божеств триады. Он также известен как Баладева, Балабхадра, Халадхара, Халаюдха и Санкаршана . Первые два эпитета относятся к его силе, последние два связывают его с Хала (Лангала, «плуг») из-за его сильных ассоциаций с земледелием и фермерами, как божество, которое при необходимости использовало сельскохозяйственное оборудование в качестве оружия.

Баларама иногда описывается как аватар из Шеши, змея, связанного с богом Вишну ; Кришна считается аватаром Вишну. Некоторые традиции считают его одним из 10 главных аватаров самого Вишну.

Значение Баларамы в индийской культуре имеет древние корни. Его изображение в произведениях искусства датируется началом нашей эры, а на монетах - II веком до нашей эры. В джайнизме он известен как Баладева и был исторически значимым божеством, связанным с фермерами.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Тексты
    • 1.2 Монеты, искусство и эпиграфика
  • 2 Легенды
    • 2.1 Детство и брак
    • 2.2 Курукшетра Война Махабхараты
    • 2.3 Исчезновение
    • 2.4 Значение
  • 3 Иконография
    • 3.1 Скульптура
    • 3.2 Храмы
  • 4 За пределами индуизма
    • 4.1 Джайнизм
    • 4.2 Буддизм
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
История
Баларама из Матхуры, раннесредневековый период (8–13 века

Баларама - древнее божество, известное в эпоху эпоса индийской истории, о чем свидетельствуют археологические и нумизматические свидетельства. Его иконография изображена с Нага (многоголовый змей), плугом и другими сельскохозяйственными артефактами, такими как лейка, что, возможно, указывает на его происхождение в сельском хозяйстве. Легенда Баларамы появляется во многих Парвах (книгах) Махабхараты. В третьей книге (Вана Парва ) говорится о Кришне и о нем, что Баларама - аватар Вишну, а Кришна - источник всех аватаров и существования. В некоторых произведениях искусства Империи Виджаянагара, храмов Гуджарата и других мест, например, Баладева является восьмым аватаром Вишну до Будды (буддизм) или Ариханта. (Джайнизм).

Тексты

Повествования о Балараме можно найти в Махабхарате, Харивамше, Бхагавата Пуране и другие Пураны. Он классифицирован в Вьюха аватар Санкаршана, где в Шеша и Лакшмана являются частью. Легенда о нем как аватаре Шеши, змея, на котором покоился Вишну, отражает его роль и взаимосвязь с Вишну. Однако мифология Баларамы и его связь с десятью аватарами Вишну относительно моложе, то есть постведическая, хотя и древняя, потому что она не встречается в ведических текстах.

Баларама упоминается в книге Каутильи Арташастра (4–2 века до н.э.), где, согласно Хадсону, его последователи описаны как «аскетические поклонники» с бритыми головами или заплетенными в косы волосами.

Баларама, как Баладева, является важным персонажем в яванский текст XI века Какавин Бхаратаюдха, поэма Какавин, основанная на Махабхарате.

Монеты, искусство и эпиграфика

Баларама на монетах с перфорацией. ( 2 век до н.э.)
Возможное изображение Баларамы на поздних, пост- Маурьяских, монетах с штамповкой. Он показан вооруженным булавой и плугом.

Баларама издревле был могущественным местным божеством по имени Самкаршана, связанным с местным культом героев Вришни в Матхуре примерно с 4 века до нашей эры. Представление об аватарах Вишну сформировалось в кушанский период с III по II век н.э.

Монеты, датируемые примерно 185-170 гг. До н.э., принадлежащие индо-греческому королю Агафокл показывает иконографию Баларамы и греческие надписи. Баларама-Самкаршана обычно изображается стоящим с гадой в правой руке и держащим плуг в левой. На другой стороне этих монет Васудева-Кришна, держащий раковину и чакру.

(Бала) Рама и Кришна с их атрибутами в Чилас. Надпись Харошти рядом гласит Рама [кри] Ша. I век н. Э. Баларама на индо-греческих монетах. (190-180 г. до н.э.)
Монета Агафокла Бактрийского с изображением Баларамы, 190-180 гг. До н.э. Это «самое раннее недвусмысленное изображение» двух божеств.. Аверс Баларама- Самкаршана с греческой легендой: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΥΣ «Царь Агафокл».. Rev Васудева-Кришна с легендой Брахми Раджан Агафуклейаса «Царь Агафокл».

В Археологические раскопки Чиласа II, датируемые первой половиной 1-го - века н.э. на северо-западе Пакистана, недалеко от границы с Афганистаном, выгравированы два мужчины и множество буддийских изображений поблизости. Более крупный из двух мужчин держит в руках плуг и дубину. На произведении искусства также есть надпись, сделанная шрифтом Хароштхи, которая была расшифрована учеными как Рама-Кришна и интерпретирована как древнее изображение двух братьев Баларамы и Кришны. Ранние изображения Баларамы, найденные в Джансути (Матхура, Уттар-Прадеш) и два в Тумейне (Ашокнагар, Мадхья-Прадеш), датируются II / I веками до н.э., и на них изображено Баларама, держащий хала (плуг) и мусала (пестик) в своем две руки.

Во всех этих ранних изображениях Баларама-Самкаршана, кажется, занимает более высокое положение по сравнению с Васудевой-Кришной. На монетах Агафокла Бактрийского Баларама изображен на лицевой стороне монеты (сторона с легендой на греческом языке), а Васудева-Кришна - на оборотной стороне (сторона Брахми ). В Чиласе Баларама показан выше и больше Васудевы-Кришны. Такая же взаимосвязь прослеживается и в иерархии героев Вришни.

В некоторых древних индийских искусствах и текстах Баларама (Санкаршана) и Кришна (Васудева) - два из пяти героев (Панчавирас Вришни) ). Остальные три отличаются по тексту. В одних это «Прадьюмна, Самба и Анируддха», в других - «Анадхришти, Шарана и Видуратха». В надписи I века колодца Мора около Матхуры, датируемой между 10 и 25 годами нашей эры, упоминается установка пяти героев Вришни в каменном храме.

Баларама 6-го века из Пном Да, Ангкор Борей, Такео, Камбоджа. Сейчас экспонируется в Национальном музее Камбоджи.

Самое раннее из сохранившихся произведений искусства Юго-Восточной Азии, связанных с Баларамой, находится в коллекции Пном Да, недалеко от Ангкор Борей в нижней части Камбоджи дельте Меконга регион.

Легенды
Кришна и Баларама встречаются со своими родителями. Картина 19 века Раджа Рави Варма

Баларама был сыном Васудевы. Злой король Канса, зять Васудевы, намеревался убить детей своей сестры Деваки из-за предсказания, что он умрет от рук ее восьмого ребенка. Злой демон Канса уже убил первых шестерых детей Деваки, разбив новорожденных о камень. Вмешался Вишну, и когда Баларама был зачат, согласно индуистским легендам, его эмбрион был перенесен из чрева Деваки в лоно Рохини, первой жены Васудевы. В некоторых текстах это движение дает Балараме эпитет Санкаршана (тот, кого утащили). Баларама рос со своим младшим братом Кришной и приемными родителями, в доме главы пастухов Нанды и его жены Яшоды. Глава 10 Бхагавата-пураны описывает это следующим образом:

Бхагаван как Я всего говорит творческой силе Его объединенного сознания (йогамайи) о Его плане для Его собственного рождения как Баларамы и Кришны. Он начинает с Баларамы. Вся Шеша, которая является моей обителью, станет эмбрионом в утробе Деваки, который ты пересадишь в утробу Рохини.

Бхагавата Пурана 10.2.8, Тр: D Деннис Хадсон

Его звали Рама, но из-за его огромной силы его звали Баларама, Баладева или Балабхадра, что означает Сильный Рама. Он родился Шравана Пурнима или Ракша Бандхан.

Детство и брак

Баларама со своей супругой Ревати (справа), Натхдвара Живопись.

Однажды Нанда попросил присутствия мудреца Гаргамуни, своего жреца, чтобы назвать новорожденного Кришна и Баларама. Когда прибыл Гарга, Нанда хорошо принял его и потребовал церемонии наименования. Затем Гаргамуни напомнил Нанде, что Канса ищет сына Деваки, и если он проведет церемонию в роскоши, это привлечет его внимание. Поэтому Нанда попросил Гаргу провести церемонию тайно, и Гарга сделал это:

Поскольку Баларама, сын Рохини, увеличивает трансцендентное блаженство других, его зовут Рама, и из-за его необычайной силы, его зовут Баладева. Он привлекает Яду следовать его наставлениям, и поэтому его зовут Санкаршана.

— Бхагавата Пурана, 10.8.12

Когда его старший брат, утомленный игрой, ложился, положив голову на колени мальчику-пастушку, Господь Кришна помогал Ему расслабиться, лично массируя Его стопы и предлагая другие услуги

— Шримад Бхагаватам, Песнь 10, Глава 15, стих 14

Баларама провел детство пастухом коров со своим братом Кришной. Он убил Дхенука, асура, посланного Камсой, а также борцов Праламба и муштика, посланных царем. После смерти злого царя Баларама и Кришна отправились в ашрам мудреца Сандипани в Удджайн для изучения. Он женился на Ревати, дочери царя Какудми.

. У него было трое детей - Нисатха, Улука и Шаширекха. Шаширеха вышла замуж за принца Каши.

Баларама - знаменитый земледелец, один из столпов сельского хозяйства наряду со скотом, с которым связан Кришна. Плуг - это оружие Баларамы. В Бхагавата-пуране он использует его для борьбы с демонами, прокладывает путь к реке Ямуна, чтобы приблизиться к Вриндавану, и втягивает всю столицу Хастинапура в Река Ганг.

Курукшетра Война Махабхараты

Баларама обнял Юдхиштхиру с Акрурой и Прадхьюмной и отправился в паломничество.

Баларама учил Дурьодхану Кауравов и Бхиму Пандавов - искусство боя с булавой. Когда началась война между Кауравами и Пандавами, Баларама заботился об обеих сторонах и поэтому оставался нейтральным. Он отправился в паломничество со своим племянником Прадьюмной и другими Ядавами во время войны и вернулся в последний день, чтобы посмотреть битву между своими учениками. Когда Бхима победил Дурьодхану, ударив его булавой в бедро, Баларама пригрозил убить Бхиму. Это было предотвращено, когда Кришна напомнил Балараме об обете Бхимы - убить Дурьодхану, раздавив бедро, которое он выставил жене Бхимы Драупади.

Исчезновение

Смерть Баларамы

В Бхагавата Пуране, описано, что после того, как Баларама принял участие в битве, вызвавшей разрушение остатков династии Яду и став свидетелем исчезновения Кришны, он сел в медитативном

Некоторые писания описывают большую белую змею, покинувшую пасть Баларамы, имея в виду его личность как Ананта- Шеша, форма Шри Хари Вишну. Место, где он ушел, находится около Храма Сомнатх в Гуджарате.

. Местные жители Веравала верят о пещере около места храма, что пришедшая белая змея изо рта Баларамы попал в эту пещеру и вернулся в Патал Лок.

Значение

В индуистских традициях Баларама был божеством-покровителем фермера, обозначая его как «предвестник знания», сельскохозяйственных инструментов и процветания. Его почти всегда изображают и описывают с Кришной, например, он крадет масло, разыгрывает детские шалости, жаловался Яшоде, что его младший брат Кришна ел грязь, играл в загонах для коров, вместе учился в школе гуру Сандипани и борющиеся со злыми борцами, посланные Камсой, чтобы убить двух братьев. Он был постоянным спутником Кришны, всегда бдительным, что привело к прозвищу «Лук Лук Дауджи» (или Лук Лук Даубаба) в традиции Пустимарга вайшнавизма. Он - творческое хранилище знаний для земледельцев: знание, которое вырыло водный канал, чтобы принести воду Ямуны во Вриндаван; восстановили рощи, фермы и леса; который производил товары и напитки.

В индуистских текстах Баларама почти всегда поддерживает Кришну в форме и духе. Однако бывают случаи, когда диалоги между Баларамой и Кришной представляют разные точки зрения, и мудрость Кришны делает его высшим божеством. Постоянная символическая связь Баларамы с Кришной делает его защитником и сторонником дхармы.

Иконография
Вверху: искусство 11 века, изображающее Балараму с Лакшми (Шубхадрой) и Васудевой (Кришной). Ниже: абстрактные изображения трех в традиции Джаганнатха. Кришна-Баларама божества в храме Кришна-Баларама Храм в Вриндаване

Баларама изображен как свет с кожей, в отличие от его брата Кришны, который темнокожий; Кришна на санскрите означает темный. Его аюда или оружие - плуг хала и булава гада. Плуг обычно называют Балачитой. Он часто носит синие одежды и гирлянду из лесных цветов. Его волосы собраны в пучок, и у него есть серьги, браслеты и нарукавники; он известен своей силой, причиной его имени.

В традиции Джаганнатха, особенно популярной в восточных и центральных регионах Индии, его чаще называют Балабхадрой. Баларама - один из членов триады, в которой Баларама показан вместе со своим братом Джаганнатхом (Кришной) и сестрой Шубхадрой (Субхадрой ). Джаганнатха можно узнать по его круглым глазам по сравнению с овалом Шубхадры и миндалевидным глазам абстрактной иконы Баларамы. Кроме того, лицо Баларамы белое, значок Джаганнатха - темный, а значок Субхадры - желтый. Третье отличие - плоская голова иконы Джаганнатха по сравнению с резной полукруглой головой абстрактного Баларамы. Форма головы Балабхадры, которую в этих регионах также называют Баларамой или Баладевой, в некоторых храмах варьируется от плоской до полукруглой.

Скульптура

Храмы

  • Храм Нэнмини Баларама Керала
  • Храм Алува Срикришна Баларама Керала
  • Храм Мажур Баларама, Талипарамба, район Каннур, Керала
  • Шесть основных храмов Баларамы, упомянутые в Пураны: Унчагаон, Арин, Рам Гхат, Балдео, Нари и Талван.
  • Храмы Джаганнатха в Одише и Джаркханде, в частности Пури
  • Кендрапара, Храм Баладевджеу
  • Ананта Храм Васудевы
  • РевтиБаладевджи Мандир, Джеталпур, Гуджарат
  • Шри Даау Джи Мандир, Вилл-Банчари, Харьяна
  • Храмы Катманду, Непал
  • Шри Дауджи Мандир, Майнпури, ( UP)
  • Храм Шри Шри Баладев Джиу Гопал Джиу, Белиагхата, Калькутта (ВБ)
Вне индуизма

Джайнизм

Джайн Пураны, в частности, Тришанишалакапуруначарита Хемачандры, повествуют агиографии Рассказы о девяти Баладевах или Балабхадрах, которые считаются шалакапурунами (буквально факелоносцами, великими личностями). Баларама был девятым. Баларама вместе с Кришной считаются кузенами почитаемого джайнами Тиртханкара Неминатха (Аристанеми).

Традиция джайнизма перечисляет 63 Шалакапуруна или примечательные фигуры, которые, среди прочего, включают двадцать четыре тиртханкары и девять наборов триад. Одна из этих триад - это Кришна как Васудева, Баларама как Баладева и Джарасандха как Прати-Васудева. В каждую эпоху джайнского циклического времени рождается Васудева со старшим братом, называемым Баладева. Между триадами Баладева поддерживает принцип ненасилия, центральную идею джайнизма. Злодей - Прати-васудева, пытающийся разрушить мир. Чтобы спасти мир, Васудева-Кришна должен отказаться от принципа ненасилия и убить Прати-Васудеву. Истории этих триад можно найти в Харивамса-пуране (8 век н.э.) Джинасена (не путать с его тезкой, добавлением к Махабхарате) и Тришашти-шалакапуруша. чарита Хемачандры.

Баларама с плугом в левой руке, в Кхаджурахо Парсвнатха Джайнский храм.

История жизни Кришны в пуранах джайнизма следует той же общей схеме, что и те, что содержатся в индуистских текстах, но в деталях они сильно различаются: они включают джайнов тиртханкаров в качестве персонажей истории и обычно полемически критикуют Кришну, в отличие от версий, содержащихся в Махабхарате, Бхагавата-пуране и Вишну-пуране. Например, в джайнских версиях Кришна проигрывает битвы, а его гопи и его клан Ядавов умирают в огне, созданном аскетом по имени Двайпаяна. Точно так же, после смерти от стрелы охотника Джары, в джайнских текстах говорится, что Кришна отправляется в третий ад в джайнской космологии, а Баларама, как говорят, отправляется на шестое небо.

В других джайнских текстах Кришна и Баладева названы двоюродными братьями двадцать второго Тиртханкары, Неминатхи. В джайнских текстах говорится, что Наминатха учил Кришну всей мудрости, которую он позже передал Арджуне в Бхагавад-гите. Согласно Джеффри Д. Лонгу, профессору религии, известному своими публикациями о джайнизме, эта связь между Кришной и Неминатхой была исторической причиной для джайнов принять, прочитать и цитировать Бхагавад-гиту как духовную важны тексты, отмечают праздники, связанные с Кришной, и смешиваются с индуистами как духовные родственники.

Свидетельства, относящиеся к раннему джайнизму, утверждает Патрик Оливель и другие ученые, предполагают, что Баларама был значительным фермерским божеством в джайнской традиции в некоторых частях Индийского субконтинента, например, в районе Матхура. Джайнские тексты, такие как Кальпасутра, описывают ту же идею переноса эмбриона, что и в индуистских текстах для Баларамы, для 24-го тиртханкара Махавира ; в последнем случае эмбрион женщины-брамина перемещается в утробу женщины-кшатрия. Баларама, утверждает Пратападитья Пал, был одним из исторических божеств, почитаемых в джайнизме наряду с Амбикой, Лакшми и другими. Как и в случае с индуистскими фермерами, заявляют Пол Дандас и другие ученые, вполне вероятно, что Баларама был божеством-покровителем джайнских фермеров в первые века нашей эры, поскольку было найдено большое количество изображений Баларамы. в раннем джайнском искусстве.

Буддизм

Изображения Баларамы были обнаружены в буддийских памятниках Центральной Индии, таких как ступы Санчи в Андхере, Мехгаоне и Чандне. Они датируются началом нашей эры. Гхата Джатака, одна из Сказок Джатаки, составляющих часть буддийских писаний, изображает Балараму как предыдущее рождение Господа Гаутамы Будды, а Кришну - как предыдущее рождение ученика Будды Сарипутты.

См. Также
Викискладе есть материалы, связанные с Баларамой.
Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-11 07:53:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте