Махапрасад ( Одиа : ମହାପ୍ରସାଦ) - термин, применяемый к 56 продуктам питания, предложенным Господу Джаганнатхе в святом храме Пури, расположенном в Одише, Индия. Бхог / Найведья, предложенный ему, а затем Маа Бимале в Великом Храме (Шри Мандир), и остатки этой Ниведаны (после принятия Богом) известны как «Махапрасад». Махапрасад также широко известен как знаменитый Чаппан Бхог.
Земляные горшки с Махапрасадом, которые несут во время Ратха-ятрыМахапрасад бывает двух типов. Один - Санкуди махапрасад, а другой - Сукхила махапрасад. Оба типа доступны для продажи на Ананда Базаре Великого Храма.
Помимо Санкуди и Сухила махапрасада, еще одним типом сухого махапрасада является Нирмалья. Это также известно как Кайбалья. В духовном признании Нирмалья так же важен, как и Махапрасад. Среди индусов существует убеждение, что если Нирмалья дается человеку на смертном одре, он обязательно найдет себе место на небесах после своей смерти после искупления всех своих грехов. Нирмалья обычно понимается как сухой рис, то есть рис, высушенный на жарком солнце в Кайбалье Байкунтха. Как указано в Сканда-пуране, такие вещи, как цветы, сандаловая паста, гирлянды и т. Д., К которым относятся с благоговением перед Господом, включая других божественных божеств, восседающих на Ратнасинмхасане (троне) в храме, также известны как Нирмалья после того, как они были вынесены. от божеств. Таким образом, установлено, что любой из божественных компонентов или компонентов, взятых у Господа и его божественных спутников, известен как Нирмалья.
Считается, что четыре священных святилища, расположенные в кардинальных точках индийского субконтинента, то есть Пури, Рамешвар, Дварика и Бадринатх, глубоко понравились лорду Вишну. Говорят и верят, что Он принимает омовение в Рамешвараме, медитирует в Бадринатхе, обедает в Пури и уходит в отставку в Дварике. Следовательно, храмовая пища «Махапрасад» (а не просто прасад) в Пури считается чрезвычайно важной.
Согласно «Сканда-пуране», Господь Джаганнатх искупает преданных, разрешая им принять Его Махапрасад, получить Его даршан и поклоняться Ему, соблюдая ритуалы и предлагая дары. Махапрасад здесь рассматривается как «Анна Брахма». Храмовая кухня имеет возможность готовить для сотни тысяч преданных в день. Махапрасад готовят только в глиняных горшках и используют дрова в качестве топлива. Пища, приготовленная на пару, предлагается сначала Господу Джаганнатхе, а затем Бимала Деби, после чего она становится Махапрасадом. Этот Махапрасад свободно принимают люди всех каст и вероисповеданий без какой-либо дискриминации. Предлагаемые продукты включают вареный рис, дал, овощное карри, сладкие блюда, пирожные и т. Д. Сухие кондитерские изделия готовятся из сахара, гура, пшеничной муки, топленого масла, молока и сыра (Ченна) и т. Д.
Легенда гласит, что когда приготовленную на пару пищу приносят Господу в пращах из глиняных горшков, от пищи не может почувствовать запах сущности, но когда ее относят обратно в точку продажи (Ананд Базар) после того, как она была предложена Господу, восхитительный запах разносится на ветру, к приятному удивлению преданных. Теперь еда благословлена.
Махапрасад укрепляет человеческие узы, освящает, совершает таинства и ухаживает за уходящей душой в ее путешествии вверх.
Махапрасад продаются в Ананд Базаре или в Марте счастья храма, который расположен в северо-восточном углу внешнего ограждения храма. Это самый большой в мире отель под открытым небом, где каждый день тысячи преданных делают покупки и вместе едят.
Большинство жителей Пури и его окрестностей полагаются на этого Махапрасада, чтобы развлекать своих гостей во время общественных мероприятий, таких как церемония шнуровки и свадьбы. Во всех благоприятных случаях в Одиа индуистских семьях, Mahaprasad является вкусил первый.
Туристы предпочитают нести особый тип сухого Махапрасада, известный как «Хаджа» (сделанный из майды, сахара и топленого масла), который остается свежим в течение нескольких дней.
Махапрасад перестают предлагаться с первого дня Ратха-ятры до того дня, когда божества вернутся на свой украшенный драгоценностями трон.
Сушеный рис Махапрасад, известный как «Нирмалья», также используется преданными и туристами в различных священных случаях.
Есть шесть определенных раз в день, начиная с раннего утра, когда Джаганнатху и его родным божествам предлагаются различные виды питхи, овощей, риса и дал. Локально приношения называются Dhupa, когда предлагаются через шодаш (16) Upchars и Бхог когда предлагаются через панч upacharas.
Самым популярным является полуденная наиведхья, в которую входит максимальное количество продуктов. Предметы не готовятся людьми, а их ингредиенты складываются в глиняные сосуды и хранятся на деревянном огне. По прошествии времени предметы снимаются с огня и отправляются супакарами в Sanctum sanctorum или Garbhagriha для подношения. После этого наиведхья предлагается младшим божествам, которая снова предлагается Бимале, форме Шакти. Затем прасад становится махапрасадом, и люди принимают махапрасад.
Когда Солнце остается в зодиаке Дхану, в это время перед восходом солнца дается дополнительная наиведхья, которая называется Пахили Бхога.
Ежедневные приношения Господу включают:
За исключением Гопала Баллава Бхога и Бхог Мандапа, все остальные 4 бхога предлагаются рядом с Ратнабеди внутри рамки Фокарии, которую рисуют панды пуджи с помощью Муруджа. Основу подношений Махапрасаду Господа Джаганнатхи составляют следующие предметы:
Приношение является первым из ежедневного прасада Господу Джаганнатхе. Бхоги предлагаются в Anabsar Pindi. Завтрак представляет собой угощение из семи предметов: Хуа (сгущенное молоко), Лахуни ( масло ), Надия Кора (тертый сладкий кокос), кокосовая вода, Кхай (рисовые слойки, подслащенные сахаром) и Дахи ( творог ), и Пачила Кадали (спелые бананы)..
Члены севайятов проводят эту пуджу в 5 упчаров. Севайаты, которые проводят этот ритуал: Пуджа Панда, Судха Суар, Баллабх Джогания, Суар Баду, Гара Баду, Палия Маха Суар. В месяц Дхану Санкранти Баллабх Бхог предлагается вместе с Пахали Бхог. Точно так же в дни Дола Пурнима и Снана Пурнима одновременно совершаются Баллав Бхог и Сакал Дхуп. Во время Анабасара Бхоги предлагаются возле двери Джей-Виджая как Сарпаманохи, но не на баллав пинди.
Это первая приготовленная еда, бхог. Эту бхогу также называют «котха бхога» или «раджа бхога». Севаки предлагают эту бхогу с 16 упчарами, сидя на Ратнаведи. Для этой цели предлагаются следующие предметы в виде бхог.
По требованию преданных Бхоги продаются за определенную плату.
Как и Сакал Дхуп, это также исполняется в 16 Упчарах. Севаяты, проводимые для Сакала Дхупы, разрешены только для Мадхьяна Дхупы и Сандхья Дхупы. Обычно во время этой пуджи предлагают разные виды сладких пирожных. Бхоги, используемые для этой цели, следующие:
После вечернего арати предлагается Сандхья Дхуп Бхог. Этот Арати также называется Джая Мангал Арати. Предметы также готовятся по просьбе преданных. Для этого Бхога представлены следующие предметы.
Это последний бхог из божеств. Согласно записи обрядов Шримандира, время назначено на 23.15. Перед Дхупом Палиа Пушпалаки одевают божеств в шелковые платья (Пата), цветочные гирлянды и поют Гиту Говинду. Бхог выполняется с 5 упчарами тремя членами Пуджа Панд, сидя рядом с Ратнабеди. Предлагаются следующие предметы.