Люди Одиа

редактировать
Этническая группа, связанная с индийским штатом Одиша

Одиас
ଓଡ଼ିଆ ଲୋକ
Общая численность населения
c. 40 млн
Регионы со значительной численностью населения
Индия 33,026,680 (2011)
США 36,400
ОАЭ 32,000
Катар 25,590
Кувейт 19,394
Канада 17,350
Малайзия 15,000
Оман 13,400
Сингапур 10,800
Австралия 8,430
Языки
Odia
Религия
Преимущественно :. Om.svg Индуизм. Меньшинства :.

Одиа (ଓଡ଼ିଆ), также пишется Odiya, являются индоарийской этнической группой, уроженцами индийского штата Odisha и имеют Odia язык как их родной язык. Они составляют большинство в восточном прибрежном штате Одиша, со значительными меньшинствами в Андхра-Прадеш, Чхаттисгарх, Джаркханд и Западная Бенгалия.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 Географическое распространение
  • 4 Язык и литература
  • 5 Положение женщин в обществе Одиа
  • 6 Культура
    • 6.1 Искусство
    • 6.2 Архитектура
    • 6.3 Кухня
    • 6.4 Фестивали
    • 6.5 Религия
    • 6.6 Музыка и танцы
    • 6.7 Развлечения
  • 7 Сообщества
  • 8 Известные люди
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

Самые ранние Одиас назывались Одра или Калинга, которые позже стали Уткал. Слово Одиа упоминается в эпосах, например в Махабхарате. Одрасы упоминаются как один из народов, сражавшихся в Махабхарате. в палийской литературе их называют оддаками. Птолемей и Плиний Старший также относятся к оретам, населяющим восточное побережье Индии. Современный термин Одиа восходит к 15 веку, когда он использовался средневековыми мусульманскими летописцами и принят царями Одиши Гаджапати.

История

Одиас отличаются своими этнокультурными обычаями, а также использованием языка одия. Относительная изоляция Одиши и отсутствие какого-либо заметного внешнего влияния способствовали сохранению социальной и религиозной структуры, которая исчезла на большей части Северной Индии.

Жители Одиши были известны как Одрас, Уткал и Калинга в Махабхарате. В 3 веке до н.э. прибрежная Одиша была известна как Калинга. Согласно Махабхарате, Калинга простиралась от устья Ганги на севере до устья Годавари на юге.

В 4 веке Махападма Нанда завоевал Калингу. Во время правления Ашоки, Калинга была присоединена к Империи Маурьев. Во II веке до н. Э. Харавела стал могущественным правителем. Он победил нескольких царей Северной и Южной Индии.

Хатигумфская надпись царя Кхаравелы на холмах Удаягири

Во время правления Империи Гупта, Самудра Гупта завоевал Одишу. Харшавардхана из Каннауджа завоевал Одишу в 7 веке. Династия Бхаума-Кара правила Одишей с 8 по 10 век, а затем династия Кешари с 9 по 12 век. Затем династия Восточной Ганги правила Одишей с 11 по 15 века нашей эры.

Нарасимхадева I, как известно, построил храм Конарк.

Одиша оставалась независимой региональной державой до начала 16 века нашей эры. Он был завоеван Моголами при Акбаре в 1568 г. и впоследствии подчинялся правлению Великих Моголов и маратхов, прежде чем окончательно перейти к британскому в 1803 году.

Британцы жестко обложили налогами, административные злоупотребления со стороны про-британских бенгальских землевладельцев или должностных лиц и лишение прав местного населения наряду с подавлением местных землевладельцев в Одише привели к первому реорганизованному восстанию Индии против британцев в 1817 году, широко известному как Пайка Бидро или восстание. Достойные битвы вожди, такие как Джайи Раджагуру (1806) и Букси Джагабандху (1773) вместе с призывниками из племен Пайка и Конд храбро сражались против британцев и на короткое время победили, провозгласив независимость от Британский авторитет. Серия восстаний и восстаний, возглавляемых многочисленными храбрыми Одиасами, такими как восстание Тапанга (1827 г.), восстание Банапура (1835 г.), восстание Самбалпура (1827–62 гг.), Восстание Гумсур-Конд (1835 г.), Восстание Конда (1846–55), восстание Бхуана ( 1864 г.), восстание Ранапур-Праджа (1937–38) и т. Д. Последовало за Одишей, что затруднило британцам сохранение абсолютной власти над Одишей.

В период правления маратхов основные регионы Одиа были переданы правителям Бенгалии, что привело к последовательному исчезновению языка с течением времени в обширных регионах, которые простирались до сегодняшнего Бурдаванского района Западной Бенгалии. Британцы применили свою политику «разделяй и властвуй» и впоследствии передали области Одиа соседним административным единицам, не относящимся к Одиа, что способствовало исчезновению культуры и языка Одиа в бывших основных регионах Одиша или Калинга. Вслед за народными движениями и повышением осознания идентичности Одиа большая часть нового государства Одиша была впервые выделена из Бенгалии в 1912 году. Наконец, Одиша стал отдельной провинцией и первым официально признанным государством на основе языков. Индии в 1936 году после объединения областей Одиа из провинции Бихар Орисса, президентства Мадраса и дивизии Чхаттисгарх. 26 Одиа княжеские государства, включая Сарайкела-Харсван в сегодняшнем Джаркханде, также подписали соглашение о слиянии с недавно образованным государством Одиша, в то время как многие основные регионы, говорящие на Одиа, были исключены из-за политической некомпетентности.

Географическое распределение

Хотя общая численность населения Одиа неясна, Перепись Индии 2001 года оценивает население Одиши примерно в 36 миллионов. Есть меньшие общины Одиа в соседних штатах Западная Бенгалия, Джаркханд и Чхаттисгарх. Большинство Одиа в Западной Бенгалии живут в округах Миднапур и Банкура. В Сурат в Гуджарате также проживает большое количество Одиа, в основном алмазные рабочие в южном районе Ганджам. Бангалор и Хайдарабад имеют значительное население Одиа из-за бума информационных технологий в конце 2000-х годов. Некоторые Одиа мигрировали в Бангладеш, где они известны как сообщество Bonaz.

В то время как в южной части штата наблюдается миграция внутри страны, в северной части штата наблюдается миграция в сторону Ближнего Востока и западного мира. Баласор и каттэк известны как иммиграционные центры Одиши. Большая часть населения Одиа за границей происходит преимущественно из северного округа Баласор, за которым следуют Каттэк и Бхадрак. Мигранты, работающие внутри страны, в основном происходят из районов Гянджам и Пури.

В то время как большинство американских Odias до 1980 года происходило из Balasore, Sambalpur и Cuttack, возросший спрос на инженеров-программистов и распространение вынудили Odias из другие области.

Миграция в Соединенное Королевство была зарегистрирована с 1935 года, когда в основном люди из Баласора в неразделенной Бенгалии провинции работали в Соединенное Королевство и после этого продолжающаяся цепная миграция преобладала тогда и продолжается по сей день. Большинство британских Одиа получили британское гражданство.

В конце 2000-х годов многие Одиас, преимущественно из Баласора и Каттака, отправились на восточное побережье США учиться и работать. Это привело к цепной миграции, преимущественно из Баласора и Каттака.

Во время строительного бума в Саудовской Аравии, ОАЭ и Катаре в 2009 году Одиас преимущественно из Баласора, Бхадрак и Каттэк мигрировали в этот район, чтобы получать высокие зарплаты в ИТ и строительстве.

Язык и литература

Около 35-40 миллионов человек в Одише и прилегающих районах говорят и используют язык одия, который также является одним из шести классических языков Индии и единственный региональный язык в индоарийской семье, чтобы получить статус классического языка. Слова Одиа встречаются в надписях императора Ашока 2 в. До н.э. Джаугада и в надписях императора Каравелы 1 в. До н.э. Хандагири. В древние времена этот язык был известен как Одра Бибхаса или Одра Магадхи Апабрамса, и в течение последних двух тысячелетий этот язык использовался на древних пали, пракрите, санскрите и Odia скрипты. Буддийские чарьяпады, составленные в VII-IX веках буддистами, такими как Рахула, Сараха, Луипа и др. Литературные традиции языка Одиа достигли известности в период правления Сомавамши и Восточной династии. В XIV веке во время правления императора Капилендры Дэвы Рутрея поэт Сарала Даса написал Махабхарату, Чанди Пурану и Виланку Рамаяну, восхваляя богиню Дургу. Рама-бибаха, написанная Арджуной Дасом, была первой длинной поэмой, написанной в Одиа. Главный вклад в язык Одиа в средние века внесли Панчасакха, Джаганнатха дас, Баларама дас, Ачьютананда и Ананта.

Мугалбанди или Катаки Одиа, на которых говорят в районах Каттак Хорда и Пури, обычно считается стандартным диалектом и является языком обучения и средств массовой информации. Есть восемь основных форм Одиа, на которых говорят в Одише и прилегающих районах, в то время как еще тринадцать второстепенных форм говорят племенные и другие группы людей. Новые литературные традиции появляются в западной форме языка одия, которая называется самбалпури, и появляются выдающиеся поэты и писатели, такие как Халдар Наг.

Положение женщин в обществе одия

Положение женщины в обществе Одиа всегда высоко ценилось. Помимо исторического изображения королев в храмовых искусствах в окружении женщин-телохранителей, женщины Одиа привыкли следовать традиционным путям, принимая современную культуру. Культура Одиа отмечает женские концентрические праздники, такие как Раджа, Худрукуни Оса, Судаса Брата, Кумар Пурнима и т. Д., Которые уникальны по своей природе по сравнению с другими культурами Индии. Замечательные женщины из Одиа, такие как Сарала Деви, Рама Деви, Кунтала Кумари Сабат и т. Д., Сыграли ключевую роль в национальном движении за свободу Индии. Нандини Сатапати стала первой женщиной-главой штата Одиша в 1973 году. Новое поколение молодых женщин в Одише получают высшее образование и по своей природе ориентированы на карьеру.

Культура

Искусство

Одисси - один из старейших классических танцев Индии. Примечательны работы Applique сари Pipili и Sambalpuri. Серебряные филигранные работы из Каттака и Паттачитры из Рагураджпура - действительно подлинное представление древнеиндийского искусства и культуры.

Одиас был мастером владения мечом и имел свой собственный вид боевых искусств, позже известный как «Пайка акхада ».

Архитектура

Архитектура Одиа имеет региональную архитектурную традицию, которая восходит, по крайней мере, к VI веку со времен династии Шайлодбхав. Со времен Сомавамши и династии Восточной Ганги архитектура Калинга приобрела известность благодаря своему особому стилю храмового дизайна, который состоит из четырех основных частей религиозной структуры, а именно Мукха Деула, Ната Мандапа, Бхога Мандапа и Гарба Гриха (или святая святых). Примеры этих изумительных сооружений распространены в нескольких сотнях храмов, построенных по всему штату Одиша, в основном в Бхубанешваре, который известен как храмовый город. храм Пури Джаганнатха, руины храма Конарк Сан, храм Лингарадж и т. Д. - живые образцы древней архитектуры Калинги.

Кухня

Морепродукты и сладости преобладают в кухне Одиа. Рис - это основная крупа, которую едят в течение дня. Популярные блюда Одиа: Расаголла, Расабали, Чхена Пода, Чхена кхири, Чена джалеби, Ченна Джилли, Ченагаджа, Хира сагара, Далма и Пахала. Мачха Бесара (Рыба в горчичном соусе), Манша Таркари (Карри из баранины), морепродукты, такие как Чингуди Таракари (Карри с креветками) и Канкада Таракари (Карри из крабов). Стандартная еда Одиа включает Пахала (политый рис), Бадхи Чура, Сага Бхаджа (жареный шпинат), Мача Бхаджа, Чуин Бхаджа и т. Д.

Фестивали

Повсюду отмечается большое количество разнообразных фестивалей. год; В Одиа есть поговорка «Баара маасе, тера пуджа», что в 12 месяцев в году проводится 13 фестивалей. Хорошо известными фестивалями, популярными среди народа Одиа, являются Ратха-ятра, Дурга Пуджа, Кали Пуджа, Нуакхай, Пушпуни, Пуа Джиунита, Раджа, Дола Пурнима, Пана Санкранти (как Вайсакхи называется в Одише), Картик Пурнима / Бойта Бандана, Худрукуни пуджа / Тапой Оса, Кумар Пурнима, Чайтра Пурнима и т. Д.

Религия

Одиша - одно из самых религиозно однородных государств в Индия. Более 94% людей являются последователями индуизма. Индуизм в Одише более значим из-за специфической культуры Джаганнатха, за которой следуют индусы Одиа. Практики секты Джаганнатха популярны в штате, а ежегодный Ратха Ятра в Пури привлекает паломников со всей Индии. В соответствии с индуистской религией люди Одиа верят в широкий спектр сект, уходящих корнями в исторические времена.

До появления вайшнавских сект культ Пуррушотама Джаганнатха в Одише, буддизм и джайнизм были двумя очень известными религиями. Согласно Джайнкхетре Самасе, джайнский тиртханкар Прасвантх прибыл в Копатак, который сейчас является Купари района Балешвар, и был гостем человека по имени Дханья. В «Кшетра-самасе» говорится, что Парсвнатх проповедовал в Тамралипти (ныне Тамлук в Бенгалии) в Калинге. Национальной религией древнего Одиши стал джайнизм во времена императора Караканду в 7 веке до нашей эры. Была установлена ​​асана Калинга Джина, и идол Тиртханкары Ришабханатхи, тогда также известный как «Калинга Джина», был национальным символом королевства. Император Махмегвахана Кхаравела также был набожным джайном и религиозно терпимым правителем, вернувшим и восстановившим Калинга-Джину, которая была отнята в знак победы магаданским царем, Махападмой Нандой.

буддизмом также была распространенной религией в регионе Одиша до правления последней династии Бхаумакар. Замечательные археологические находки, такие как Дхаули, Ратнагири, Лалитгири, Хандагири и Пушпагири по всему штату, раскрыли скрытую правду о буддийском прошлом Одиши в большом масштабе. Даже сегодня мы можем наблюдать влияние буддизма на социокультурные традиции народа одия. Хотя большинство буддийских святынь осталось неоткрытым и захороненным, прошлое народа Одиа богато описаниями о них в буддийской литературе. реликвия зуба Будды впервые была размещена у древнего Одиши, когда король Брахмадутта построил красивую святыню в своей столице Дантапура (предположительно Пури) в Калинге. Последовательные династии в регионе Калинга древнего Одиши или Три Калинга были терпимыми и светскими в своем правлении над всеми существующими религиями с ведическими корнями. Это обеспечило мирную и безопасную среду для процветания всех религиозных идеологий в регионе на протяжении трех тысяч лет. Основатель буддизма Ваджраяны, царь Индрабхути родился в Одише вместе с другими выдающимися монахами, такими как Сараха, Луипа, Лакшминара и персонажами буддийской мифологии, такими как Тапассу и Бахалика. родились в Одише.

Индуистские секты, такие как Шиваизм и Шактизм, также являются древнейшими способами индуистских систем верований в Одише, когда многие королевские династии посвящали замечательные храмы и делали их государственной религией в свое время правила в истории. Лингараджа, Раджарани, Храм Мауси Маа и другие храмы в Бхубанешваре в основном принадлежат к шайваитской секте, в то время как знаменитые храмы богинь, таких как Самлесвари, Тара-Тарини, Мангала, Будхи Тхакурани, Тарини, Кичекесвари и Маникешвари, посвящены Одише. в Шакти и тантрический культ.

Культура Одиа в настоящее время в основном отражается в распространении вайшнавской Джаганнатхи культуры по всему миру, а сам божество Джаганнатха глубоко укоренилось в традициях, культуре и религиозных верованиях всех домашних хозяйств одия сегодня. Существуют исторические упоминания о деревянных идолах индуистских божеств, которым поклонялись как об особой тенденции региона Калинга, задолго до строительства храма Пури Джаганнатха царем Чода Ганга Дева в 12 веке.

Недавно обращенные христиане обычно встречаются среди племен, особенно во внутренних районах Гаджапати и Кандхамал. Около 2% населения - мусульмане Одиа, большинство из них - коренные жители, хотя небольшая часть населения - мигранты из Северной Индии и других мест. Большая часть мусульманского меньшинства сконцентрирована в районах Бхадрак, Кендрапада и Каттак.

Музыка и танец

Музыка Одисси восходит к истории классического танца Одисси. В настоящее время музыка Odissi лоббируется интеллектуальным сообществом штата, чтобы министерство культуры Индии признало ее классической формой музыки. Помимо классического танца одисси, существуют некоторые другие известные культурные и народные формы танца народа одия, которые на протяжении веков эволюционировали в различных частях.

  • Одисси : основной древний классический танец.
  • Махари : предшественник танца Одисси, который в основном исполнялся храмовой общиной девадаши или исполнителями при королевском дворе.
  • Лауди Кхела : Это традиционный танец Одиши. Это исполняется во время Дола Пурнима общиной гопалов (Ядав) в Одише.
  • Дхемса : очень популярный танцевальный формат в племенной области Неделимые районы Корапут в Одише. Обычно это исполняется общиной Бхартас / Гауда / Парджа Корапута и Набарангапура во время празднования.
  • Готипуа

Формы народного танца развивались на протяжении веков, оказывая на них прямое влияние племен. Они перечислены ниже.

  • Чхау : Танец Одиа Чхау является прямым результатом его древних боевых традиций, которые отражаются в танцевальных представлениях. Хотя Чхау в основном является формой искусства Одиа, ее также исполняют в Западной Бенгалии. Сараикелла Чхау и Маюрбхандж Чхау - единственные два варианта Одиа, которые сохранились с течением времени благодаря своей оригинальности.
  • Танец Гумура : является прямым результатом древних боевых традиций Одиас, когда Одиа Пайкас, вышедший на поле битвы, или основан на ритмах и мелодиях музыки Гумуры.
  • Далхай Танец: Хотя эта танцевальная форма произошла от племенных танцевальных форм, она показывает сложное сочетание тем, взятых из различных религиозных текстов индуизма. Это очень популярная форма народного танца западной Одиши.
  • Джоди Санкха: Он также происходит из боевых традиций древней Одиши, и исполнители используют только музыку, созданную из двух раковин, которые держат каждый из них.
  • Бааг Нах

Современные Одиас также переняли западный танец и формы. Примечательно, что танцевальная группа Prince была объявлена ​​победителем телевизионного реалити-шоу "India's Got Talent" в 2009 году, а Ананья Шритам Нанда был объявлен победителем юношеского Indian Idol в 2015 год.

Развлечения

Древние следы развлечений можно проследить до рок-указов Императора Харавелы, в которых говорится о праздничных собраниях, проведенных им на третьем году своего правления, которые включали представления пения, танцев и инструментальной музыки. Древнее храмовое искусство Одиаса является убедительным и безмолвным свидетельством эволюции классической формы танца Одисси на протяжении веков. Дхануджатра в районе Баргарх, который также считается крупнейшим в мире театральным представлением под открытым небом, Пала и Даскатия, Ятра или Одиа Опера и т. Д. Являются одними из традиционных способов развлечения для масс, которые сохранились до наших дней. Современные телешоу и фильмы Odia широко ценятся значительной частью среднего класса в Odias, и они продолжают быстро развиваться с инновационными способами представления.

Сообщества

Люди Одиаса подразделяются на несколько сообществ, таких как Брамин, Джйотиш, Каран, Раджпут, Пайка, Кхандаят, Часа, Гопал, Баниа, Кансари, Гудиа, Патара, Танти, Тели, Бадхей, Камар, Барика, Мали, Кумбхар, Чамар, Кеута, Дхоба, Баури, Кандара, Домба, Пано, Хади и т. Д.

Известные люди

Последняя правка сделана 2021-06-01 08:11:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте