Кришна

редактировать

Главное божество индуизма

Кришна
Бог Защиты, Сострадания, Нежности и Любви; Йогешвара - Владыка йоги или йогов ; Парабрахман, Сваям Бхагаван (кришнаизм - вайшнавизм )
Храм Шри Мариамман Сингапур 2 amk.jpg Статуя Шри Кришны в храме Шри Мариамман, Сингапур.
Деванагари कृष्ण
Санскрит транслитерацияКша
Тамил транслитерацияКируна
письмо каннада ಕೃಷ್ಣ
каннада транслитерацияКришна
тамильскийகிருஷ்ணா
ПринадлежностьСваям Бхагаван, Параматман, Нараяна, Вишну, Дашаватара, Радха Кришна
ОбительГолока, Вайкунтха, Вриндаван, Гокула, Дварака
ОружиеСударшана Чакра. Каумодаки
БитвыВойна на Курукшетре
Тексты Бхагавата Пурана, Харивамса, Вишну Пурана, Махабхарата (Бхагавад Гита ), Гита Говинда, Рукминиша Виджая
ФестивалиКришна Джанмаштами, Холи, Гопастами, Говардхана Пуджа, Картик Пурнима
Личная информация
РодилсяМатхура, Сурасена (настоящее время -день Уттар-Прадеш, Индия )
РодителиДеваки ( мать). Васудева (отец). Яшода (приемная мать). Нанда (приемный отец)
Братья и сестрыБаларама (брат). Субхадра (сестра). Йогмая (сестра)
КонсортсРадха, Рукмини, Сатьябхама, Джамбавати, Калинди, Митравинда, Лакшмана, Бхадра, Нагнаджити и 16 000–16 100 других младших королев
ДетиПрадьюмна, Самба, Бхану и 77 других детей
ДинастияЯдуванши - Чандраванши

Кришна (, санскрит pro название: ; Санскрит : कृष्ण, IAST : Kṛṣṇa) - главное божество в индуизме. Ему поклоняются как восьмому аватару бога Вишну, а также как верховному богу в собственном праве. Он бог сострадания, нежности, любви и является одним из самых популярных и широко почитаемых индийских божеств. День рождения Кришны ежегодно празднуется индуистами в Кришна Джанмаштами в соответствии с лунно-солнечным индуистским календарем, который приходится на конец августа или начало сентября григорианского календаря. календарь. Кришну обычно изображают с флейтой в руке.

Анекдоты и рассказы о жизни Кришны обычно называются Кришна Лила. Он является центральным персонажем в Махабхарате, Бхагавата Пуране и Бхагавад-гите, и упоминается во многих индуистских философских, теологические и мифологические тексты. Они изображают его в разных ракурсах: крестником, шутником, образцовой любовницей, божественным героем и вселенским верховным существом. Его иконография отражает эти легенды и показывает его на разных этапах жизни, например, младенец ест масло, мальчик играет на флейте, мальчик со своим возлюбленным Радха или в окружении преданных женщин, или дружелюбный возничий, дающий советы Арджуне.

. Синонимы Кришны восходят к литературе 1-го тысячелетия до н.э.. В некоторых суб-традициях Кришне поклоняются как Сваям Бхагавану, и это иногда называют кришнаизмом. Эти суб-традиции возникли в контексте средневековой эпохи движение бхакти. Литература, связанная с Кришной, вдохновила множество исполнителей, таких как Бхаратанатьям, Катхакали, Кучипуди, Одисси и танец манипури. Он является паниндусским богом, но особенно почитается в некоторых местах, таких как Вриндаван в Уттар-Прадеш, Дварка и Джунагад в Гуджарат ; аспект Джаганнатхи в Odisha, Mayapur в Западной Бенгалии ; в форме Витхоба в Пандхарпуре, Махараштре, Натхдваре в Раджастане,; Удупи Кришна в Карнатака, Партхасаратхи в Тамил Наду и Гурувайооппан в Гурувайур в Керала. С 1960-х годов поклонение Кришне распространилось также на Западный мир и Африку, во многом благодаря работе Международного общества сознания Кришны ( ИСККОН).

Содержание

  • 1 Имена и эпитеты
    • 1.1 Имена в разных государствах
  • 2 Исторические и литературные источники
    • 2.1 Ранние эпиграфические источники
      • 2.1.1 Изображение в монетах (2 век до н.э.)
      • 2.1.2 Надписи
    • 2.2 Литературные источники
      • 2.2.1 Махабхарата
      • 2.2.2 Другие источники
      • 2.2.3 Пураны
  • 3 Иконография
  • 4 Жизнь и легенды
    • 4.1 Рождение
    • 4.2 Детство и юность
    • 4.3 Взрослая жизнь
    • 4.4 Война Курукшетра и Бхагавад Гита
    • 4.5 Смерть и вознесение
    • 4.6 Версии и интерпретации
  • 5 Предлагаемые датировки
  • 6 Философия и теология
  • 7 Влияние
    • 7.1 Вайшнавизм
    • 7.2 Ранние традиции
    • 7.3 Традиция бхакти
      • 7.3.1 Индийский субконтинент
      • 7.3.2 За пределами Азии
    • 7.4 Юго-Восточная Азия
  • 8 Производительность Искусство
  • 9 В СМИ
    • 9.1 Телевидение
    • 9.2 Фильмы
  • 10 Кришна вне индуизма
    • 10.1 Джайнизм
    • 10.2 Буддизм
    • 10.3 Другое
  • 11 Примечания
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
    • 13.1 Цитаты
    • 13.2 Источники
  • 14 Внешние ссылки

Имена и эпитеты

Имя «Кришна» происходит от санскритского слова Kṛṣṇa, которое в первую очередь является прилагательным, означающим «черный», «темный», «темно-синий» или «все привлекательный». Убывающая луна называется Кришна Пакша, что связано с прилагательным, означающим «затемнение». Имя также иногда интерпретируется как «всепривлекающее».

Как имя Вишну, Кришна указан как 57-е имя в Вишну Сахасранама. Судя по его имени, Кришна часто изображается на идолах как черно- или синекожий. Кришна также известен под различными другими именами, эпитетами и титулами, которые отражают его многочисленные ассоциации и качества. Среди наиболее распространенных имен Мохан «чародей»; Говинда «главный пастух», Кеев «шутник» и Гопала «Защитник« го »», что означает «душа» или «коровы». Некоторые имена Кришны имеют региональное значение; Джаганнатха, найденный в Пури индуистский храм, является популярным воплощением в штате Одиша и близлежащих регионах восточной Индии.

также может упоминаться Кришна как Васудева-Кришна, Мурлидхар и Чакрадхар. Почетный титул «Шри» (также пишется «Шри») часто используется перед именем Кришны. Слово «Шри / Шри» также означает Радху, которую называют вечной супругой и постоянным спутником Кришны. Бхагвата-пурана в песне номер 10 не упоминает Радху непосредственно по ее имени, но обращается к ней с использованием других вторичных имен. Это потому, что Шукадева Госвами, который передал Шримад Бхагватам царю Парикшиту в течение 7 дней, был великим преданным богини Радхи, и он бы надолго впал в транс продолжительность, если бы он сам произнес имя «Радха ». Город под названием «Барсана » в Уттар-Прадеше, Индия, считается местом рождения Радхарани.

Имена в разных государствах

  • Кришне поклоняются как:
  1. Кришна Канхайя : Матхура
  2. Джаганнатх : Одиша
  3. Витхоба : Махараштра
  4. Шринатх : Раджастхан
  5. Дваракадиш : Гуджарат
  6. Ранчход : Гуджарат
  7. Кришна : Удипи, Карнатака

Исторические и литературные источники

Традиция Кришны, по-видимому, представляет собой объединение нескольких независимых божеств древней Индии, самым ранним из которых было засвидетельствовано, что это Васудева. Васудева был богом-героем из племени Вришни, принадлежащего к героям Вришни, поклонение которым засвидетельствовано с 5-6 веков до н.э. в писаниях Панини., а со II века до н.э. в эпиграфике с столпом Heliodorus. В какой-то момент считается, что племя Вришни слилось с племенем Ядавов, чьего собственного бога-героя звали Кришна. Васудева и Кришна слились в единое божество, которое появляется в Махабхарате, и они начинают отождествляться с Вишну в Махабхарате и Бхагавад-гите. Примерно в 4 веке нашей эры в традицию Кришны вошла еще одна традиция, культ Гопала-Кришны, защитника скота.

Ранние эпиграфические источники

Изображение в чеканке (II век до н. Э.)

Васудева-Кришна, на монете Агафокла Бактрийского, ок. 180 г. до н. Э. Это «самое раннее недвусмысленное изображение» божества.

Около 180 г. до н.э. индо-греческий царь Агафокл выпустил несколько монет с изображениями божеств, которые теперь интерпретируются как связанные к вайшнава образы в Индии. На монетах изображены божества Санкаршана - Баларама с атрибутами, состоящими из булавы Гада и плуга, а также Васудева- Кришна с атрибутами Шанкха (раковина) и Сударшана Чакра колеса. Согласно Бопеараччи, головной убор на вершине божества на самом деле представляет собой искаженное изображение древка с зонтиком в виде полумесяца наверху (чаттра ).

Надписи

Столп Гелиодора в Индийский штат Мадхья-Прадеш, построен около 120 г. до н. э. В надписи говорится, что Гелиодор является Бхагватеной, а двустишие в надписи близко перефразирует санскритский стих из Махабхараты.

Гелиодор Столб, каменный столб с надписью шрифтом брахми, был обнаружен археологами колониальной эпохи в Беснагаре (Видиша, центральный индийский штат Мадхья-Прадеш ). надпись, она датируется периодом между 125 и 100 гг. до н. э. и теперь известна после Гелиодора - индо-греческого, который служил послом греческого царя Антиалкида региональному королю Индии Касипутре Бхагабхадре. Надпись на колонне Гелиодора является частным религиозным посвящением Гелиода. orus "Vāsudeva ", раннему божеству и другому имени Кришны в индийской традиции. В нем говорится, что колонна была построена «Бхагаватой Гелиодором» и что это «колонна Гаруда» (оба слова относятся к Вишну-Кришне). Кроме того, надпись включает связанный с Кришной стих из главы 11.7 Махабхараты, в котором говорится, что путь к бессмертию и небесам - это правильно жить жизнью, состоящей из трех добродетелей: само- воздержание (дамах), щедрость (чагах или тьяга), и бдительность (апрамада). Место столпа Гелиодора было полностью раскопано археологами в 1960-х годах. В результате обнаружен кирпичный фундамент гораздо более крупного древнего эллиптического храмового комплекса со святилищем, мандапами и семью дополнительными колоннами. Надписи на колоннах Гелиодора и храм являются одними из самых ранних известных свидетельств преданности Кришне-Васудеве и вайшнавизма в древней Индии.

Баларама и Кришна с их атрибутами в Чилас. Надпись Харошти рядом гласит Рама [кри] Ша. 1 век н. Э. Васудева Анакадундубхи несёт младенца Кришну в корзине через Ямуну. Около 1 века н.э., Храм Гаташрам Нараян. Музей Матхуры.

Надпись Гелиодора не является единичным свидетельством. Надписи Хатибады Госунди, все они расположены в штате Раджастхан и датированы по современной методологии I веком до н.э., упоминают Санкаршану и Васудеву, а также упоминают, что структура была построена для их поклонения в ассоциации с верховным божеством Нараяной. Эти четыре надписи примечательны тем, что являются одними из старейших известных надписей на санскрите.

A Каменная плита Мора найдена на археологическом участке Матхура-Вриндаван в Уттар-Прадеше, находящемся в настоящее время в В музее Матхуры есть надпись брахми. Он датируется I веком нашей эры и упоминает пять героев Вришни, иначе известных как Санкаршана, Васудева, Прадьюмна, Анируддха и Самба.

Летопись Васудевы начинается во II веке до н.э. с чеканки Агафокла и колонны Гелиодора, но имя Кришны появляется в эпиграфике несколько позже. В Чиласе II археологические раскопки, датируемые первой половиной I века н.э. на северо-западе Пакистана, недалеко от границы с Афганистаном, выгравированы два мужчины и множество буддийских изображений поблизости. Более крупный из двух мужчин держит в руках плуг и дубину. На произведении искусства также есть надпись, сделанная шрифтом Хароштхи, которая была расшифрована учеными как Рама-Кришна и интерпретирована как древнее изображение двух братьев Баларамы и Кришны.

Первое известное изображение жизни. о самом Кришне появляется относительно поздно с рельефом, найденным в Матхуре и датированным 1–2 веками нашей эры. Этот фрагмент, кажется, показывает Васудеву, отца Кришны, несущего младенца Кришну в корзине через Ямуну. На одном конце рельефа изображен семикордый нага, пересекающий реку, где мечется крокодил макара, а на другом конце - человек, по-видимому, держащий корзину над головой.

Литературные источники

Махабхарата

Самым ранним текстом, содержащим подробное описание Кришны как личности, является эпос Махабхарата, в котором Кришна изображен как воплощение Вишну. Кришна занимает центральное место во многих основных сюжетах эпоса. Восемнадцать глав шестой книги (Бхишма Парва) эпоса, составляющие Бхагавад Гита, содержат совет Кришны Арджуне на поле битвы. Харивамса, более позднее приложение к Махабхарате, содержит подробную версию детства и юности Кришны.

Кришна прославляется в вайшнавской традиции на разных этапах своей жизни, например, Махан чор (похититель масла)

Чандогья-упанишада, составленная, по оценкам, где-то между VIII и VI веками до нашей эры, была еще одним источником предположений о Кришне в древней Индии. Стих (III.xvii.6) упоминает Кришну в «Кришная Девакипутрая» как ученика мудреца Гхора из семьи Ангираса. Некоторые ученые отождествляют Гхора с Неминатхой, двадцать вторым тиртханкарой в джайнизме. Эта фраза, означающая «Кришне, сыну Деваки », была упомянута такими учеными, как Макс Мюллер как потенциальный источник басен и ведических знаний о Кришне в Махабхарате и другая древняя литература - только потенциальная, потому что этот стих мог быть вставлен в текст, иначе Кришна Девакипутра может отличаться от божества Кришны. Эти сомнения подкрепляются тем фактом, что в трактате о Кришне «Сандилья Бхакти-сутры» более позднего возраста цитируются компиляции более позднего возраста, такие как Нараяна Упанишада, но никогда не цитируется этот стих Чандогья Упанишад. Другие ученые не согласны с тем, что Кришна, упомянутый вместе с Деваки в древних Упанишадах, не имеет отношения к более позднему индуистскому богу, прославившемуся в Бхагавад-Гите. Например, Арчер утверждает, что совпадение двух имен, встречающихся вместе в одном стихе Упанишад, не может быть легко отклонено.

Яска Нирукта, этимологический словарь, опубликованный примерно в 6 веке до нашей эры., содержит ссылку на драгоценный камень Шьямантака, принадлежащий Акруре, мотив из известного пуранического рассказа о Кришне. Шатапатха Брахман и Айтарейя-Араньяка связывают Кришну с его вришнийскими корнями.

В Ашшадхьяи, автором древнего грамматиста Панини (вероятно, принадлежавшего к V или VI веку до н. Э.), Васудева и Арджуна, как получатели поклонения, являются упомянутые вместе в одной сутре.

Другие источники

Бала Кришна танцы, 14 век н.э. Чола скульптура, Тамил Наду, в Академия искусств Гонолулу.

Мегасфен, греческий этнограф и посол Селевка I при дворе Чандрагупты Маурьи в направлении в конце 4-го века до нашей эры, упоминается Геракл в его знаменитом труде Indica. Этот текст теперь утерян для истории, но во вторичной литературе его цитировали более поздние греки, такие как Арриан, Диодор и Страбон. Согласно этим текстам, Мегасфен упомянул, что у индейского племени сурасеноев, поклонявшегося Гераклу, было два крупных города, названные Митора и Клейсобора, и судоходная река, названная Джобарес. По словам Эдвина Брайанта, профессора индийских религий, известного своими публикациями о Кришне, «мало сомнений в том, что сурасеной относится к Шурасенам, ветви династии Яду, к которой Кришна принадлежал ". Слово Геракл, утверждает Брайант, вероятно, является греческим фонетическим эквивалентом Хари-Кришна, как и Метора из Матхуры, Клейсобора из Кришнапура и Джобары из Джамуны. Позже, когда Александр Великий начал свою кампанию на северо-западе Индийского субконтинента, его соратники вспомнили, что солдаты Поруса несли изображение Геракла.

Буддийский палийский канон и Гхата-Джатака (№ 454) полемически упоминают преданных Васудевы и Баладевы. Эти тексты имеют много особенностей и могут быть искаженной и запутанной версией легенд о Кришне. Тексты джайнизма также упоминают эти сказки, также с множеством особенностей и различных версий, в своих легендах о тиртханкарах. Включение связанных с Кришной легенд в древнюю буддийскую и джайнскую литературу предполагает, что богословие Кришны существовало и играло важную роль в религиозном ландшафте, наблюдаемом в неиндусских традициях древней Индии.

Древняя грамматика санскрита Патанджали в своем Махабхашья делает несколько ссылок на Кришну и его сподвижников, найденных в более поздних индийских текстах. В своем комментарии к стиху Панини 3.1.26 он также использует слово Камсавадха или «убийство Камсы», которое является важной частью легенд, окружающих Кришну.

Пураны

Многие Пураны, в основном составленные в период периода Гуптов (4-5 века н.э.), рассказывают историю жизни Кришны или некоторые моменты из нее. Две пураны, Бхагавата-пурана и Вишну-пурана, содержат наиболее подробное изложение истории Кришны, но истории жизни Кришны в этих и других текстах различаются и содержат значительные несоответствия. Бхагавата-пурана состоит из двенадцати книг, разделенных на 332 главы, с общим количеством от 16 000 до 18 000 стихов в зависимости от версии. Десятая книга текста, которая содержит около 4000 стихов (~ 25%) и посвящена легендам о Кришне, была самой популярной и широко изучаемой частью этого текста.

Иконография

Кришна с коровы, пастухи и гопи.

Кришна представлен в индийских традициях разными способами, но с некоторыми общими чертами. Его иконография обычно изображает его с черной, темной или синей кожей, как Вишну. Однако древние и средневековые рельефы и каменные искусства изображают его в естественном цвете материала, из которого он создан, как в Индии, так и в юго-восточной Азии. В некоторых текстах его кожа поэтически описывается как цвет Джамбула (Джамун, фрукт пурпурного цвета).

Кришна часто изображаетсяодетым в павлина. перо венок или корона и игра на бансури (индийская флейта). В этой форме он обычно изображается стоящим, согнув одну ногу перед другим в позе Трибханга. Иногда его сопровождают коровы или теленок, символизируют божественного пастуха Говинду. С другой стороны, он показал как романтичный мальчик с гопи (доярками), часто занимающийся музыкой или шалости.

Кришна поднимает Говардхан в Бхарат Кала Бхаван, выздоровевший от Мусульманское кладбище в Варанаси. Он датируется эпохой империи Гупта (4/6 век н.э.).

На других иконах он является частью сцены битвы эпоса Махабхарата. Он показан как возничий, когда он обращается к принцу Пандавов Арджуне персонажу, что символически отражает события, которые приводят к Бхагавад Гите - священному писанию индуизма. В этих популярных изображениях Кришна появляется впереди как колесничий, либо как советник, слушающий Арджуну, либо как возница колесницы, в то время как Арджуна направляет свои стрелы на поле битвы Курукшетра.

Альтернативные изображения Кришны показывают он был младенцем (Бала Кришна, ребенок Кришна), малышом, ползающим на четвереньках, танцующим ребенком или невинно выглядящим ребенком, игриво крадущим или потребляющим маслом (Маккан Чор), держа в руках Ладду в руке (Ладду Гопал) или как космический младенец, сосущий палец на ноге, плавая на баньяновом листе во время Пралайи (космического растворения), наблюдаемого мудрецом Маркандейей. Региональные вариации в иконографии, Кришны видны в его различных формах, таких как Джаганатха в Odisha, Vithoba в Махараштре, Shrinathji в Раджастане и Guruvayoorappan в Керале.

Рекомендации по изготовлению икон Кришны в средневековых санскритских текстах об индуистских храмовых искусствах, таких как Вайкханаса агама, Вишну дхармоттара, Брихат самхита и Агни Пина. Точно так же раннесредневековые тамильские тексты также содержат указания по скульптуре Кришны и Рукмини. Несколько статуй, изготовленных в соответствии с установленными правилами, находятся в коллекциях Правительственного музея, Ченнаи.

Жизнь и легенды

Это краткое изложение представляет собой мифологический отчет, основанный на литературных деталях из Махабхараты, Харивамса, Бхагавата-пурана и Вишну-пурана. Сцены из повествования произошли в древней Индии, в основном в нынешних штатах Уттар-Прадеш, Бихар, Раджастхан, Харьяна, Дели и Гуджарат. Легенды о жизни Кришны называются Кришна-чаритами (IAST : Kṛṣṇacaritas).

Рождение

Нанда и Яшода толкают младенца Кришну на качелях

В Кришна-чаритах Кришна - это родился и ее мужем, Васудевой из клана Ядава в Матхуре. Брат Деваки - тиран по имени Камса. На свадьбе Деваки, пуранским легендам, предсказатели предсказаний предсказывают Камсе, что ребенок Деваки убьет его. Иногда это изображается как акашвани, объявленный о смерти Камсаса. Камса убивает всех детей Деваки. Когда Кришна рождается, Васудева тайно переносит младенца через Ямуну и обменивает его. Когда Камса пытается начать новорожденного, обмениваемый ребенок появляется как индуистская богиня Йогмая, предупреждает его, что его смерть прибыла в его царство, а исчезает, согласно легендам в Пуранах. Кришна растет с Нандой и его женой Яшодой недалеко от современной Матхуры. Двое братьев и сестер Кришны также выжили, а именно Баларама и Субхадра, согласно этим легендам. День рождения Кришны отмечается как Кришна Джанмаштами.

Детство и юность

Кришна играет на флейте (произведение искусства XV века).

Легенды детства и юности Кришны описывают его как пастуха, озорным мальчиком, за шалости которого он получил прозвище Махан Чор (похититель масла) и защитник, крадущий сердца людей как в Гокуле, так и во Вриндаване. Тексты утверждают, например, что Кришна поднимает холм Говардхана, для защиты жителей Вриндавана от разрушительных дождей и наводит.

Другие легенды описывают его как чародея и игривого любителя гопи (доярки) Вриндавана, особенно Радха. Эти наполненные метафорами любовные истории как известны Раса-лила и были романтизированы в поэзии Джаядевы, автора Гиты Говинды. Они также играют центральную роль в развитии традиций Кришны бхакти поклонения Радхе Кришне.

Детство Кришны показывает индуистскую концепцию лилы, игры для развлечения и удовольствия, а не для развлечения или выгоды. Его взаимодействие с гопи во время танца раса или Раса-лила является примером. Кришна играет на флейте, и гопи сразу же после того, как они делали, приходят на берег реки Ямуны и присоединяются к нему в пении и танцах. Даже те, кто физически не может быть там, присоединяется к нему через медитацию. Дух - духовная сущность и вечная любовь в существовании, гопи метафорически Он пракрити материю и непостоянное тело.

Эта лила постоянная темой в легендах детства Кришны и молодежь. Даже когда он играет в игру со змеем, чтобы защитить других, в индуистских текстах он описывается так, как если бы он играл в игру. Это качество игривости в Кришне прославляется во время фестивалей, таких как Раса-лила и Джанмаштами, где индусы в некоторых регионах, таких как Махараштра, игриво имитируют его легенды, например, создавая человеческие гимнастические пирамиды для разбейте ханди (глиняные горшки), подвешенные высоко в воздухе, чтобы «украсть» масло или пахту, проливая их на всю группу.

Взрослая жизнь

Кришна со своими супругами Рукмини и Сатьябхама и его животное Гаруда, Тамил Наду, Индия, конец XII - XIII веков

Легенды Кришны затем описывают его возвращение в Матхуру. Он свергает и убивает царя-тирана, его дядю Камсу / Кансу, после подавления нескольких покушений Камсы. Он восстанавливает отца Камсы, Уграсену, в качестве царя Ядавов и становится ведущим принцем при дворе. В одной из версий истории Кришны, рассказанной Шантой Рао, Кришна после смерти Камсы ведет Ядавов в недавно построенный город Дварака. После этого поднимаются Пандавы. Кришна оказывает поддержку Арджуне и другим Пандавам князьям Куру царства. Кришна играет ключевую роль в Махабхарате.

Бхагавата-пурана восемь жен Кришны, которые появляются как следующие (Рукмини, Сатьябхама, Джамбавати, Калинди, Митравинда, Нагнаджити (также называемый Сатья), Бхадра и Лакшмана (также называемый Мадра). Согласно Джорджу Уильямсу, в вайшнавских текстах все гопи упоминаются как жены Кришны, но это духовно символизм преданных отношений и любовной преданности Кришны каждому преданному.

В индуистских традициях, связанных с Кришной, его чаще всего видят с Радхой. Все его жены и его любовница Радха считается в индуистской традиции аватарами богини Лакшми, Гопи проявлениями Лакшми или Радхи.

Война на Курукшетре и Бхагавад-гита

На переднем плане иконографический символ Кришны ны с Арджуной во время войны на Курукшетре - контекст Бхагавад-Гиты. На заднем плане изображен Вишварупа (космическая форма) Кришны, описанный в Бхагавад-гите.

Согласно эпической поэме Махабхарата, Кришна становится колесничим Арджуны в войне Курукшетра, но при условии что он лично не поднимет никакого оружия. По прибытии на поле битвы и увидев, что враги - это его семья, его дед, его кузены и близкие, Арджуна тронут и говорит, что его сердце не позволит ему сражаться и убивать других. Он предпочел бы свой отказаться от царства и положить Гандив (лук Арджуны). Затем Кришна советует ему о природе жизни, этике и морали, когда человек сталкивается с войной между добром и злом, непостоянством материи, постоянством души и добром, обязанностями и обязанностями природой истинного мира и блаженства. и различные виды йоги для достижения этого состояния блаженства и внутреннего освобождения. Этот разговор между Кришной и Арджуной представлен как беседа под названием Бхагавад Гита.

Смерть и вознесение

В индийских текстах говорится, что легендарная война Курукшетра приводит к гибели всех сотен людей. сыновья Гандхари. После смерти Дурьодханы Кришна посещает Гандхари, чтобы выразить свои соболезнования, когда Гандхари и Дхритараштра использовали Курукштру, как сказано в Стри Парва. Чувствуя, что Кришна умышленно не прекращал войну, в припадке гнева и печали Гандхари сказал: «Ты был безразличен к Куру и Пандавам, когда они убивали друг друга, поэтому о Говинда, ты будешь убийцей всех. твои родственники! Согласно Махабхарате, на фестивале между Ядавами вспыхивает драка, которые в итоге убивают друг друга. Принимая спящего Кришну за оленя, охотник по имени Джара выпускает стрелу, которая смертельно ранит его. Кришна прощает Джару и умирает. Место паломничества (тиртха ) в Бхалка в Гуджарате отмечает место, где, как полагают, умер Кришна. Он также известен как Дехотсарга, утверждает Диана Л. Эк, термин, который означает новое место, где Кришна «оставил свое тело». В «Бхагавата-пуране» в книге 11, говорится, что после своей смерти Кришна вернулся в свою трансцендентную обитель непосредственно из-за своего сосредоточения на йоге. Ожидающие боги, такие как Брахма и Индра, не смогли проследить путь, по которому Кришна покинул свое человеческое воплощение и вернулся в свой обитель.

Версии и интерпретации

Иконография Кришны появляется во многих версиях по всей Индии. Например (слева направо): Шринатх, Джаганнатх, Витхоба.

Существует множество версий истории жизни Кришны, три из которых наиболее изучены: Харивамса, Бхагавата-пурана и Вишну-пурана. У них есть общая сюжетная линия, но они значительно различаются по своей специфике, деталям и стилям. Самая оригинальная композиция, Харивамса, рассказана в реалистичном стиле, который описывает жизнь Кришны как бедного пастуха, но вплетен в поэтическую и намекающую фантазию. Он заканчивается на триумфальной ноте, а не на смерти Кришны. Пятая книга Вишну-пураны, отличающаяся некоторыми деталями, отошла от реализма Харивамши и заключает в себе Кришну мистическими терминами и восхвалениями. Рукописи Вишну-пураны существуют во многих версиях.

Десятая и одиннадцатая книги Бхагавата-пураны широко считаются поэтическим шедевром, полным воображения и метафор, не имеющим никакого отношения к реализму пастырской жизни в Харивамса. Жизнь Кришны представлена ​​как космическая игра (лила), в которой его юность представлена ​​как царственная жизнь с его приемным отцом Нандой, изображенным как король. Жизнь Кришны ближе к жизни человека в Харивамсе, но это символическая вселенная в Бхагавата Пуране, где Кришна находится внутри вселенной и за ее пределами, а также сама вселенная всегда. Рукописи Бхагавата-пураны также существуют во многих версиях на множестве индийских языков.

Предлагаемые датировки

фреска Кришны 14-го века в Удайпуре, Раджастхан

День рождения Кришны празднуется каждый год как Джанмаштами.

Согласно Гаю Беку, «большинство исследователей индуизма и истории Индии признают историчность Кришны - что он был настоящим мужчиной, будь то человек или божество, живший на индийской земле по крайней мере 1000 г. до н.э. и взаимодействовал со многими другими историческими личностями в циклах эпических и пуранических историй ». Тем не менее, Бек также отмечает, что существует «огромное количество противоречий и несоответствий, окружающих хронологию жизни Кришны, описанную в санскритском каноне».

Ланванья Вемсани утверждает, что можно сделать вывод, что Кришна жил между 3227 г. до н.э. - 3102 г. до н. Э. Из Пуран. Ряд ученых, таких как А. К. Бансал, Б. В. Раман, относят год рождения Кришны к 3228 г. до н. Э. В докладе, представленном на конференции в 2004 году группой археологов, религиоведов и астрономов из Сомнатх Траст в Гуджарате, которая была организована в Прабхас-Патане, предполагаемом месте, где Кришна провел свои последние минуты, говорится о смерти Шри Кришны на 18 февраля 3102 г. до н.э. в возрасте 125 лет и 7 месяцев.

Напротив, согласно мифам джайнской традиции, Кришна был двоюродным братом Неминатхи. Согласно джайнской традиции, Неминатха родилась за 84 000 лет до 9-го века до н. Э. Паршванатха, двадцать третий тиртханкара.

Философия и теология

Широкий спектр ряд теологических и философских идей представлен через Кришну в индуистских текстах. Рамануджа, индуистский богослов, работы которого оказали влияние на движение Бхакти, представил его в терминах квалифицированного монизма (Вишиштадвайта). Мадхвачарья, индуистский философ, чьи работы привели к основанию секты Харидаса вайшнавизма, представил Кришну в рамках дуализма (Двайта). Джива Госвами, святой из Школа Гаудия Вайшнавов описывала богословие Кришны в терминах Бхакти-йоги и Ачинтья Бхеда Абхеда. Теология Кришны представлена ​​в рамках чистого монизма (адвайта, называемого шуддхадвайта) Валлабхой Ачарьей, который был основателем секты пушти вайшнавизма. Мадхусудана Сарасвати, индийский философ, представил богословие Кришны в рамках недвойственности - монизма (Адвайта Веданта ), а Ади Шанкара, которому приписывают объединение и установление основные течения мысли в индуизме, упоминает Кришну в своих обсуждениях в начале восьмого века по панчаятана пудже.

Бхагавата-пурана, популярный текст о Кришне, который считается похожим на писание в Ассам, синтезирует Адвайту, Сам кхья, и основа йоги для Кришны, но та, которая исходит из любовной преданности Кришне. Брайант синтез идей в Бхагавата Пуране так:

Философия Бхагаваты представляет собой смесь терминологии Веданты, метафизики самкхья и практики йоги, основанной на преданности. (...) Десятая книга продвигает Кришну как высший абсолютный личностный аспект божества - личность, стоящую за термином Ишвара и высший аспект Брахмана.

— Эдвин Брайант, Кришна: то Справочник

В время Справочник как Шеридан и Пинчман оба подтвердили точку зрения Брайанта, последний отмет, что ведантическая точка зрения, подчеркнутая в Бхагавате, недуалистична с разницей. В традиционной недвойственной Веданте вся реальность взаимосвязана и едина, Бхагавата утверждает, что реальность взаимосвязана и множественна.

В различных теологиях и философиях общая тема представляет Кришну как сущность и символ божественной любви, с обратной жизнью и любовью как отражение божеством. Страстные и наполненные любовью легенды о Кришне и гопи, его игривые шалости в детстве, а также его более поздние диалоги с другими персонажами с философской точки зрения, как метафоры человеческого стремления к божественному и смыслу, а также игры между универсалии и человеческая душа. Кришна-лила - это теология любовных игр. По словам Джона Коллера, «любовь не просто как средство к спасению, это высшая жизнь». Человеческая любовь - это любовь Бога.

Другие тексты, которые включают Кришну, такие как Бхагавад Гита, привлекают множество бхашья (комментарии) в индуистских традициях. Хотя это всего лишь часть индуистского эпоса «Махабхарата», он функционирует как независимый духовный наставник. Он аллегорически поднимает через Кришну и Арджуну этические и моральные дилеммы назад жизни, а предлагает спектр ответов, взвешивающие идеологические вопросы о человеческих свободах, выборе и ответственности по отношению к себе и другим. Этот диалог с Кришной получил множество толкований: от метафоры внутренней борьбы, учит ненасилию, до метафоры внешней борьбы, которая учит отказ от квиетизма к преследованию.

Влияние

Вайшнавизм

Поклонение Кришне является частью вайшнавизма, основной традиции индуизма. Кришна считается полным аватаром Вишну или самим Вишну. Однако точные отношения между Кришной и Вишну сложны и разнообразны, а Кришну иногда считают независимым божеством и верховным божеством. Вайшнавы принимают множество воплощений Вишну, но Кришна особенно важен. Их теологии обычно сосредоточены либо на Вишну, либо на аватаре, таком как Кришна, как на высшем. Термины кришнаизм и вишнуизм иногда использовались для различения этих двух, причем первый подразумевает, что Кришна является трансцендентным Верховным Существом.

Все вайшнавские традиции признают Кришну восьмым аватаром Вишну; другие отождествляют Кришну с Вишну, в то время как такие традиции, как Гаудия-вайшнавизм, Валлабха Сампрадая и Нимбарка Сампрадайа, считают Кришну Сваям Бхагаваном, изначальная форма Господа или то же самое, что и концепция Брахмана в индуизме. Гитаговинда из Джаядева считает Кришну верховным владыкой, а десять воплощений - его формы. Сваминараян, основатель Сваминараян Сампрадай, также поклонялся Кришне как самому Богу. «Великий кришнаизм» соответствует и доминирующей фазе вайшнавизма, вращающейся вокруг культов Васудевы, Кришны и Гопалы ведического периода. Сегодня у этой веры много последователей и за пределами Индии.

Ранние традиции

Божество Кришна-Васудева (kṛṣṇa vāsudeva "Кришна, сын ) Васудева Анакадундубхи ") исторически является одной из самых ранних форм поклонения в кришнаизме и вайшнавизме. Считается, что это важная традиция ранней истории религии Кришны в древности. После этого произошло слияние различных подобных традиций. К ним относится древний бхагаватизм, культ Гопалы, «Кришна Говинда» (Кришна, ищущий коров), Балакришна (младенец Кришна) и «Кришна» Гопиваллабха »( Кришна-любовник). По словам Андре Кутюра, Харивамса способствовал синтезу различных персонажей как Кришны.

Традиция бхакти

Кришна был основной частью движения бхакти.

Использование термина бхакти, означающего преданность, не ограничивается каким-либо одним божеством. Однако Кришна является важной и популярной традицией преданности в индуизме, особенно среди сект вайшнавов. Преданные Кришны придерживаются концепции лилы, что означает «божественная игра», как центрального принципа вселенной. Это форма бхакти-йоги, одного из трех типов йоги, обсуждаемых Кришной в Бхагавад-гите.

Индийский субконтинент

Движение бхакти, посвященное Кришне, стало заметным в южной Индии в 7-м веке. до 9 века нашей эры. Самые ранние работы включали работы Алвара святых Тамилнада. Основное собрание их работ - Дивья Прабандхам. Популярный сборник песен Алвара Андал Тируппавай, в котором она представляет себя гопи, является самым известным из старейших произведений в этом жанре.

Движение зародилось в Южной Индии в 7-м веке нашей эры, распространившись на север от Тамил Наду через Карнатаку и Махараштру; к 15 веку он был основан в Бенгалии и северной Индии. Среди первых пионеров бхакти - Нимбарка (12 или 13 век н.э.), но большинство появилось позже, в том числе Валлабхачарья (15 век н.э.) и Господь Шри Чайтанья Махапрабху. Они основали свои собственные школы, а именно Нимбарка Сампрадая, Валлабха Сампрадайа и Гаудия-вайшнавизм с Кришной как верховным богом.

Декан, особенно в Махараштре, святые поэты секты Варкари, такие как Днянешвар, Намдев, Джанабай, Экнат и Тукарам продвигали поклонение Витхобе, местной форме Кришны, с начала 13 века до конца XVIII век. До традиции Варкари преданность Кришне прочно утвердилась в Махараштре благодаря возвышению Маханубхава Сампрадаи, основанной Сарваджной Чакрадхарой ​​. В южной Индии Пурандара Даса и Канакадаса из Карнатака составлены песни, посвященные образу Кришны Удупи. Рупа Госвами Гаудия-вайшнавизма составил исчерпывающий обзор бхакти, названный Бхакти-расамрита-синдху.

В Южной Индии ачарьи Шри Сампрадаи почтительно писали о Кришне в большинстве своих труды, в том числе Тируппаваи Андал и Гопала Вимшати Веданта Десика.

Тамил Наду, Карнатака, Андхра-Прадеш и Керала имеют много крупных храмов Кришны и Джанмаштами - один из широко известных фестивалей в Южной Индии.

За пределами Азии

Кришна (слева) с Радхой в Бхактиведанта-Мэнор, Уотфорд, Англия

К 1965 году движение Кришна-бхакти распространилось за пределы Индии после того, как Бхактиведанта Свами Прабхупада (как наставил его гуру, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ) отправился со своей родины на Запад. Бенгалия в Нью-Йорк. Год спустя, в 1966 году, набрав множество последователей, он смог сформировать Международное общество сознания Кришны (ИСККОН), широко известное как движение Харе Кришна. Целью этого движения было написать о Кришне на английском языке и поделиться философией Гаудия-вайшнава с людьми в западном мире, распространяя учение святого Чайтаньи Махапрабху. В биографиях Чайтаньи Махапрабху мантра, которую он получил, когда ему дали дикша или посвящение в Гая, была стихом из шести слов в Кали-Шантарана Упанишада, а именно «Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе; Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе». В традиции Гаудия это маха-мантра, или великая мантра о Кришне бхакти. Ее пение было известно как хари-нама санкиртана.

Маха-мантра привлекла внимание Джорджа Харрисона и Джона Леннона из The Beatles известность, и Харрисон произвел запись мантры 1969 года преданными из Лондона Храма Радхи Кришны. Песня под названием «Hare Krishna Mantra » вошла в первую двадцатку музыкальных чартов Великобритании, а также имела успех в Западной Германии и Чехословакии. Таким образом, мантра Упанишад помогла Бхактиведанте и ИСККОН представить идеи Кришны на Западе. ИСККОН построил множество храмов Кришны на Западе, а также в других местах, таких как Южная Африка.

Юго-Восточная Азия

Кришна поднимает гору «Говардхан», произведение искусства 7-го века с Дананга, Вьетнам, археологические раскопки

Кришна встречается в истории и искусстве Юго-Восточной Азии, но в гораздо меньшей степени, чем Шива, Дурга, Нанди, Агастья и Будда. В храмах (канди) археологических раскопок в холмистой вулканической Яве, Индонезия, храмовые рельефы не изображают его пастырскую жизнь или его роль эротического любовника, как и исторические яванские индуистские тексты. Скорее его детство или жизнь в качестве царя и компаньона Арджуны были более предпочтительными. Самые сложные храмовые искусства Кришны можно найти в серии рельефов Кришнаяны в индуистском храмовом комплексе Прамбанан около Джокьякарты. Они датируются 9 веком нашей эры. Кришна оставался частью яванской культурной и теологической ткани на протяжении XIV века, о чем свидетельствуют барельефы Penataran XIV века вместе с рельефами индуистского бога Рамы на востоке Явы, до того как ислам заменил буддизм и индуизм на

Средневековое искусство Вьетнама и Камбоджи изображает Кришну. Самые ранние из сохранившихся скульптур и рельефов относятся к VI и VII векам, включая иконографию вайшнавов. По словам Джона Гая, куратора и директора отдела искусств Юго-Восточной Азии в Метрополитен-музее, искусства Кришны Говардхана из Вьетнама VI / VII веков в Дананге и Камбоджи VII века в Пном. Пещеры Да в Ангкор Борей, являются одними из самых сложных пещер этой эпохи.

Иконография Кришны также была найдена в Таиланде вместе с иконами Сурья и Вишну. Например, большое количество скульптур и икон было найдено на стоянках Ситхеп и Клангнай в регионе Пхетчабун на севере Таиланда. Они датируются примерно 7-м и 8-м веками и относятся к археологическим памятникам периодов Фунан и Женла.

Исполнительское искусство

Легенды о Кришне в Бхагавата-пуране вдохновили репертуар многих исполнительских искусств, таких как Катхак, Кучипуди (слева) и Одисси. Раса Лила, где Кришна играет с гопи в стиле танца манипури (справа).

Индийский театр танца и музыки прослеживает свое происхождение и приемы до древней Сама Веды и тексты Натьяшастры. Разыгрываемые истории и многочисленные хореографические темы вдохновлены мифами и легендами в индуистских текстах, в том числе связанной с Кришной литературой, такой как Харивамса и Бхагавата Пурана.

Истории о Кришне сыграли ключевую роль в истории индийского театра, музыки и танца, особенно в традициях Расалилы. Это драматические события детства, юности и зрелости Кришны. Одна из распространенных сцен включает в себя Кришну, играющего на флейте в раса лиле, только для того, чтобы его слышали определенные гопи (девушки-пастушки), что, как предполагается, с теологической точки зрения представляет собой божественный зов, слышимый только определенными просветленными существами. Некоторые легенды текста вдохновили вторичную театральную литературу, такую ​​как эротизм в Гите Говинде.

литература, связанная с Кришной, такая как Бхагавата-пурана, придает метафизическое значение представлениям и рассматривает их как религиозный ритуал, наполняя повседневную жизнь с духовный смысл, таким образом представляя хорошую, честную, счастливую жизнь. Точно так же выступления, вдохновленные Кришной, стремятся очистить сердца верных актеров и слушателей. Пение, танцы и исполнение любой части Кришна Лилы - это акт вспоминания дхармы в тексте как формы парабхакти (высшей преданности). В тексте говорится, что помнить о Кришне в любое время и в любом искусстве - значит поклоняться добру и божественному.

Классические танцевальные стили, такие как Катхак, Одисси, Манипури, Кучипуди и Бхаратанатьям, в частности, известны своими выступлениями, связанными с Кришной. Кришнаттам (Кришнаттам) ведет свое происхождение от Кришны легенд и связан с другой основной формой классического индийского танца под названием Катхакали. Брайант резюмирует влияние историй о Кришне в Бхагавата-пуране следующим образом: «[он] вдохновил более производную литературу, поэзию, драму, танцы, театр и искусство, чем любой другой текст в истории санскритской литературы, за возможным исключением Рамаяна.

В Медиа

Кришна многогранен в своей личности, и многие телешоу и фильмы на протяжении многих лет пытались передать его сущность. Ряд актеров также исповедовали роль Господь Кришна.

Телевидение

ТелесериалВоспроизводятКаналСтрана
Махабхарат (сериал 1988 года) Нитиш Бхарадвадж DD National Индия
Кевал Шах
Бхарат Эк Ходж Салим Гхаус
Шри Кришна (сериал 1993 года) Сарвадаман Д. Банерджи
Свапнил Джоши
Ашок Кумар Балакришнан
Джай Хануман (сериал 1997 года) Рави Кишан DD Metro
Махабхарат Катха Ришаб Шукла DD National
Эк Аур Махабхарат Сурадж ЧаддаЗи ТВ
Драупади (200 1 сериал) Рахул Бхат Сахара Один
Махарати Карна (2002)Сирадж Мустафа Хан DD National
Джай Шри Кришна (сериал 2008 года) Меган Джадхав Colours TV
Дхрити Бхатия
Двааркадиш Бхагваан Шри Кришн Вишал Карвал NDTV Imagine
Махабхаратам Амит Бхаргав Sun TV
Махабхарат (сериал 2013 г.) Саураб Радж Джайн Стар Плюс
Девон Ке Дев... Махадев Жизнь ОК
Дхармакшетра Гаурав ГхатнекарЭпос
Сурьяпутра Карн Саураб Пандей Sony TV
Санкат Мочан Махабали Хануман Гаган Малик
Кришна КанхайяСиддхарт Арора Sony SAB
Бхактер Бхогобан Шри Кришна Манодж ОджхаСтар Джалша Парамаватар Шри Кришна Судип Сахир и ТВ
Нирнай Самадхия
Радха Кришн Сумед Мудгалкар Стар Бхарат
Химаншу сони
Карн Сангини Анант ДжошиStar Plus
Шримад Бхагват Махапуран Раджниш Дуггал Цветное телевидение

Фильмы

ФильмыСыграли
Шри Кришна Джанма Нилкант Мандакини
Драупади (фильм 1931 года) Халил
Маябазар Н. Т. Рама Рао
Бхишма (фильм 1962 года) Харинатх
Шри Кришнарджуна Юддхаму Н. Т. Рама Рао
Карнан
Бабрувахана (фильм 1964 года) Канта Рао
Пандава Ванавасам
Вирабхиманью Н. Т. Рама Рао
Махабхарат (фильм 1965 года) Абхи Бхаттачарья
Шри Кришна Пандавеям Н. Т. Рама Рао
Шри Кришнаватарам
Шри Кришна Виджаяму
Шри Кришнанджанея Юддхам
Каннан Карунаи
Даана Вира Сура Карна
Бабрувахана (фильм 1977 года) Рамакришна Рамакришна 1977 фильм) Собхан Бабу
Махабхарата (фильм 1989 года) Брюс Майерс
Рааджнити Нана Патекар (на основе персонажа Кришны)
OMG - О, Боже! Акшай Кумар
Махабхарат Аур Барбарак Нитиш Бхарадвадж
Махабхарат (фильм 2013 года) Шатругхан Синха (голос)
Курукшетра (фильм 2019 года) В. Равичандран

Кришна вне индуизма

Радха-Кришна

джайнизм

Традиция джайнизма перечисляет 63 Шалакапуруна или известные личности, которые, среди прочего, включает двадцать четыре тиртханкары (духовных учителей) и девять наборов триад. Одной из этих триад является Кришна как Васудева, Баларама как Баладева и Джарасандха как Прати-Васудева. В каждую эпоху джайнского циклического времени рождается Васудева со старшим братом, называемым Баладева. Между триадами Баладева поддерживает принцип ненасилия, центральную идею джайнизма. Злодей - Прати-васудева, пытающийся разрушить мир. Чтобы спасти мир, Васудева-Кришна должен отказаться от принципа ненасилия и убить Прати-Васудеву. Истории этих триад можно найти в Харивамса-пуране (8 век н.э.) Джинасена (не путать с его тезкой, добавлением к Махабхарате) и Тришашти-шалакапуруша. чарита Хемачандры.

История жизни Кришны в пуранах джайнизма следует той же общей схеме, что и в индуистских текстах, но в деталях они очень разные: они включают джайнов Тиртханкаров в качестве персонажей истории и обычно полемически критикуют Кришну, в отличие от версий, содержащихся в Махабхарате, Бхагавата Пуране и Вишну Пуране. Например, в джайнских версиях Кришна проигрывает битвы, а его гопи и его клан Ядавов умирают в огне, созданном аскетом по имени Двайпаяна. Точно так же после смерти от стрелы охотника Джары, в джайнских текстах говорится, что Кришна отправляется в третий ад в джайнской космологии, в то время как его брат, как говорят, отправляется на шестое небо..

Вималасури считается автором джайнской версии Харивамса-пураны, но никаких рукописей, подтверждающих это, не найдено. Вполне вероятно, что более поздние джайнские ученые, вероятно, Дзинасена 8-го века, написали полную версию легенд о Кришне в джайнской традиции и приписали ее древнему Вималасури. Частичные и более старые версии истории Кришны доступны в джайнской литературе, например, в Антагата Дасао Шветамбара традиции Агамы.

В других джайнских текстах Кришна назван двоюродным братом двадцать второго тиртханкары, Неминатха. В джайнских текстах говорится, что Неминатха учил Кришну всей мудрости, которую он позже передал Арджуне в Бхагавад-гите. Согласно Джеффри Д. Лонгу, профессору религии, известному своими публикациями о джайнизме, эта связь между Кришной и Неминатхой была исторической причиной для джайнов принять, прочитать и цитировать Бхагавад-гиту как духовно важный текст, отмечают праздники, связанные с Кришной, и смешиваются с индуистами как духовные братья.

Буддизм

Изображение Кришны, играющего на флейте в храме, построенном в 752 г. н.э. по приказу императора Сёму, Храм Тодай-дзи, Большой зал Будды в Нара, Япония

История Кришны встречается в Джатаке сказках в буддизме. Видхурапандита Джатака упоминает Мадхура (санскрит: Матхура), Гхата Джатака упоминает Камсу, Девагаббху (Санскр.: Деваки), Упасагара или Васудева, Говаддхана (Санскр: Говардхана), Баладева (Баларама) и Канха или Кешва (Скана: Скава:

Подобно джайнским версиям легенд о Кришне, буддийские версии, например, в Гхата-джатаке, следуют общему плану истории, но также отличаются от индуистских версий. Например, буддийская легенда описывает, что Девагаббха (Деваки) была изолирована во дворце, построенном на столбе, после того, как она родилась, поэтому ни один будущий муж не мог ее достать. Отец Кришны также описывается как могущественный царь, но все равно встречается с Девагаббхой и которому Камса выдает свою сестру Девагаббху замуж. Камса не убивает братьев и сестер Кришны, хотя он и пытается. В буддийской версии легенды все братья и сестры Кришны достигают зрелости.

Столицей Кришны и его братьев и сестер становится Дваравати. В версии Джатаки отсутствует взаимодействие Арджуны и Кришны. Включена новая легенда, в которой Кришна оплакивает неконтролируемую скорбь, когда его сын умирает, а Гатапандит симулирует безумие, чтобы преподать Кришне урок. Сказка о Джатаке также включает в себя междоусобное разрушение среди его братьев и сестер после того, как все они напиваются. Кришна также умирает в буддийской легенде от руки охотника по имени Джара, но когда он путешествует в приграничный город. Ошибочно приняв Кришну за свинью, Джара метает копье, которое смертельно пронзает его ноги, причиняя Кришне сильную боль, а затем и его смерть.

В конце этой беседы о Гхата-Джатаке буддийский текст провозглашает, что Сарипутта, один из почитаемых учеников Будды в буддийской традиции, воплотился как Кришна в своей предыдущей жизни, чтобы извлечь уроки о горе от Будды в его предыдущем перерождении:

Затем он [Учитель] провозгласил Истины, и идентифицировал Рождение: «В то время Ананда был Рохинейей, Сарипутта был Васудевой [Кришной], последователи Будды были другими людьми, а я сам был Гатапандитом».

— История Джатака № 454, Переводчик: WHD Роуз

В то время как буддийские тексты Джатаки заимствуют Кришну-Васудеву и делают его учеником Будды в его предыдущей жизни, индуистские тексты объединяют Будду и делают его аватаром из Вишну. «Божественный мальчик» Кришна как воплощение мудрости и очаровательный шутник является частью пантеон богов в японском буддизме.

Другое

Младенец Кришна с матерью Яшода

Кришна упоминается как Кришна Автар в Чаубис Автаре, традиционно сочинении в Дасам Грант и исторически приписывается Гуру Гобинд Сингху.

. Бахаи верят, что Кришна был «Явителем Бога », или одним из пророков, которые постепенно открывали Слово Божье для постепенного созревания человечество. Таким образом, Кришна разделяет возвышенное положение с Авраамом, Моисеем, Зороастром, Буддой, Мухаммадом, Иисус, Баб и основатель Веры Бахаи, Бахаулла.

Ахмадийя, 20-го века. века исламского движения, считают Кришну одним из своих древних пророков. Гулам Ахмад заявил, что он сам был пророком в подобии таких пророков, как Кришна, Иисус и Мухаммед, которые пришли на землю в качестве возродителя религии и нравственности в наши дни.

Поклонение или почитание Кришны было принято несколькими новыми религиозными движениями с 19 века, и он иногда является членом эклектического пантеона в оккультных текстах, а также с греческими, буддийскими, библейскими и даже историческими фигурами. Например, Эдуард Шуре, влиятельная фигура в вечной философии и оккультных движениях, считал Кришну Великим Посвященным, в то время как Теософы рассматривают Кришну как воплощение Майтрейя (один из Мастеров Древней Мудрости ), самый важный духовный учитель человечества наряду с Буддой.

Алистер Кроули канонизировал Кришну и признан святым Ecclesia Gnostica Catholica в гностической мессе из Ordo Templi Orientis.

Notes

См. также

  • Jai Шри Кришна - выражение на хинди, прославляющее Кришну, а также используемое для приветствия друг друга
  • Шри Кришна Арти

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-26 14:21:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте