Алистер Кроули

редактировать
Английский оккультист (1875–1947)

Алистер Кроули
Фотография Алистера Кроули 1912 года Алистер Кроули, ок. 1912
РодилсяЭдвард Александр Кроули. (1875-10-12) 12 октября 1875. Ройал Лимингтон Спа, Уорикшир, Англия
Умер1 декабря 1947 г. (1947-12-01) (72 года). Гастингс, Восточный Суссекс, Англия
Образование
Alma materТринити-колледж, Кембридж
Род занятийОккультист, поэт, романист, альпинист
Супруг (ы)Роза Эдит Келли ​​(m.1903; раздел 1909) ​. Мария Тереза ​​Санчес. ​​(m.1929) ​
Дети5
Подпись
Aleister Crowley's signature

Алистер Кроули (; рожд. Эдвард Александр Кроули ; 12 октября 1875 - 1 декабря 1947) был английским оккультистом, церемониальным магом, поэтом, художником, романистом и альпинистом. Он основал религию Телемы, считая себя пророком, которому было поручено вести человечество в Эон Гора в начале 20 века. Плодотворный писатель, он много публиковал на протяжении своей жизни.

Кроули родился в богатой семье в Ройал Лимингтон-Спа, Уорикшир. Кроули отверг фундаменталиста христиан Плимутских братьев вера преследовать интерес к западной эзотерике. Он получил образование в Тринити-колледже при Кембриджском университете, где сосредоточил свое внимание на альпинизме и поэзии, в результате чего было опубликовано несколько публикаций. Некоторые биографы утверждают, что здесь он был завербован в британское разведывательное агентство, что также предполагает, что он оставался шпионом на протяжении всей своей жизни. В 1898 году он присоединился к эзотерическому Герметическому Ордену Золотой Зари, где его обучили церемониальной магии Сэмюэл Лидделл МакГрегор Мазерс и Аллан Беннет. Переехав в Boleskine House на Лох-Несс в Шотландии, он отправился в альпинизм в Мексику с Оскаром Экенштейном, прежде чем изучать индуистского и Буддийские практики в Индии. Он женился на Роуз Эдит Келли, и в 1904 году они провели медовый месяц в Каире, Египет, где Кроули утверждал, что с ним связалась сверхъестественная сущность по имени Айвасс, которая предоставила ему с Книгой Закона, священным текстом, который послужил основой для Телемы. Объявляя о начале Эона Гора, Книга объявила, что ее последователи должны «Делать то, что ты хочешь» и стремиться присоединиться к своей Истинной Воле посредством практики магии.

После и Посетив Индию и Китай, Кроули вернулся в Великобританию, где он привлек внимание как плодовитый автор стихов, романов и оккультной литературы. В 1907 году он и Джордж Сесил Джонс соучредили эзотерический орден A∴A∴, через который они распространяли телему. Проведя время в Алжире, в 1912 году он был посвящен в другой эзотерический орден, основанный в Германии Ordo Templi Orientis (OTO), став лидером его британской ветви, которую он переформулировал в соответствии со своим Телемитские верования. Через O.T.O. группы телемитов были созданы в Великобритании, Австралии и Северной Америке. Кроули провел Первую мировую войну в Соединенных Штатах, где он занялся живописью и агитировал за военные усилия Германии против Великобритании, позже обнаружив, что он проник в прогерманское движение, чтобы помочь британским спецслужбам. В 1920 году он основал аббатство Телемы, религиозную общину в Чефалу, Сицилия, где он жил с различными последователями. Его распутный образ жизни привел к разоблачениям в британской прессе, и итальянское правительство изгнало его в 1923 году. Следующие два десятилетия он разделил между Францией, Германией и Англией и продолжал продвигать телему до самой смерти.

Кроули получил широкую известность еще при жизни, будучи экспериментатором с наркотиками, бисексуалом и индивидуалистом социальным критиком. Кроули оставался очень влиятельной фигурой в западной эзотерике и контркультуре, и по-прежнему считается пророком в Телеме. Он является предметом различных биографий и научных исследований.

Содержание

  • 1 Ранние годы
    • 1.1 Молодежь: 1875–1894 гг.
    • 1.2 Кембриджский университет: 1895–1898
    • 1.3 Золотая заря: 1898–99
    • 1.4 Мексика, Индия, Париж, и брак: 1900–1903
  • 2 Развитие Телемы
    • 2.1 Египет и Книга Закона: 1904
    • 2.2 Канченджанга и Китай: 1905–06
    • 2.3 A∴A∴ и Священные книги Телема: 1907–1909
    • 2.4 Алжир и Элевсинские обряды: 1909–1911
    • 2.5 Ordo Templi Orientis and the Paris Работа: 1912–1914
    • 2,6 США: 1914–1919
    • 2.7 Аббатство Телема: 1920–1923
  • 3 Более поздняя жизнь
    • 3.1 Тунис, Париж и Лондон: 1923–1929
    • 3.2 Берлин и Лондон: 1930–1938
    • 3.3 Вторая мировая война и смерть: 1939–1947
  • 4 Убеждения и мысли
    • 4.1 Магия и теология
  • 5 Личная жизнь
    • 5.1 Политические взгляды
    • 5.2 Взгляды на расу и пол
    • 5.3 Заявления секретного агента
  • 6 Наследие и влияние
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Сноски
    • 8.2 Источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы

Молодежь: 1875–1894 гг.

2017 photograph of Crowley's birthplace Алистер Кроули родился как Эдвард Александр Кроули на Кларендон-сквер, 30 в Ройал-Лимингтон-Спа, Уорикшир, 12 октября 1875 года.

Кроули родился как Эдвард Александр Кроули в 30 Кларендон. Сквер в Ройал Лимингтон-Спа, Уорикшир, 12 октября 1875 года. Его отец, Эдвард Кроули (1829–1887), получил образование инженера, но его доля в прибыльном семейном пивоваренном бизнесе, Crowley's Alton Ales, позволил ему уйти на пенсию до рождения сына. Его мать, Эмили Берта Бишоп (1848–1917), происходила из семьи Девоншир-Сомерсет и у нее были натянутые отношения с сыном; она описала его как «Зверь», имя, которым он упивался. Пара поженилась в лондонском ЗАГСе Кенсингтона в ноябре 1874 года и были евангельскими христианами. Отец Кроули родился квакером, но превратился в исключительных братьев, фракцию христианских фундаменталистов группы, известной как плимутские братья, и Эмили присоединилась к нему после свадьбы. Отец Кроули был особенно набожным, проводил время в качестве странствующего проповедника секты и каждый день после завтрака читал главу из Библии своей жене и сыну. После смерти их маленькой дочери в 1880 году, в 1881 году Кроули переехали в Редхилл, Суррей. В возрасте 8 лет Кроули был отправлен в H.T. Евангелическая христианская школа-интернат Хабершона в Гастингсе, а затем в подготовительную школу Эбор в Кембридже, которой руководит преподобный Генри д'Арси Шампни, которого Кроули считал садистом

<275.>В марте 1887 года, когда Кроули было 11 лет, его отец умер от рака языка. Кроули описал это как поворотный момент в своей жизни, и он всегда восхищался своим отцом, описывая его как «моего героя и моего друга». Унаследовав треть отцовского состояния, он начал плохо себя вести в школе и был жестоко наказан Чампни; Семья Кроули исключила его из школы, когда у него развилась альбуминурия. Затем он посещал Малверн-Колледж и Тонбриджскую школу, которые он презирал и оставил после нескольких семестров. Он стал все более скептически относиться к христианству, указывая на несоответствия в Библии своим религиозным учителям, и пошел против христианской морали своего воспитания, куря, мастурбируя и занимаясь сексом с проститутками, от которых он заразился гонорея. Отправленный жить с наставником Братьев в Истборн, он прошел курсы химии в Истборнском колледже. Кроули интересовался шахматами, поэзией и альпинизмом, и в 1894 году он поднялся на Бичи-Хед перед тем, как посетить Альпы и присоединиться к Шотландский альпинистский клуб. В следующем году он вернулся в Бернские Альпы, поднявшись на Эйгер, Трифт, Юнгфрау, Мёнх, и Веттерхорн.

Кембриджский университет: 1895–1898 гг.

Приняв имя Алистер вместо Эдварда, в октябре 1895 года Кроули начал трехлетний курс обучения в Тринити-колледже, Кембридж, куда он поступил на Моральные науки Трипос по изучению философии. С одобрения своего личного наставника он перешел на английскую литературу, которая в то время не входила в предлагаемую учебную программу. Кроули проводил большую часть времени в университете, занимаясь своими развлечениями, став президентом шахматного клуба и практиковался в игре по два часа в день; он кратко рассмотрел профессиональную карьеру шахматиста. Кроули также принял свою любовь к литературе и поэзии, особенно к произведениям Ричарда Фрэнсиса Бертона и Перси Биши Шелли. Многие из его стихов появились в студенческих изданиях, таких как The Granta, Cambridge Magazine и Cantab. Он продолжал заниматься альпинизмом, уезжая в отпуск в Альпы, чтобы заниматься альпинизмом каждый год с 1894 по 1898 год, часто со своим другом Оскаром Экенштейном, а в 1897 году он совершил первое восхождение на Mönch без гида. Эти подвиги привели к его признанию в сообществе альпийских альпинистов.

На протяжении многих лет я ненавидел, когда меня называли Аликом, отчасти из-за неприятного звука и вида этого слова, отчасти потому, что это было имя, которым меня называла моя мать. Эдвард, похоже, мне не подходил, а уменьшительные Тед или Нед были еще менее подходящими. Александр был слишком длинным, и Сэнди посоветовала ему прядить волосы и веснушки. В той или иной книге я читал, что наиболее подходящим для прославления именем является имя, состоящее из дактиля, за которым следует spondee, как в конце гекзаметра : как Джереми Тейлор. Алистер Кроули выполнил эти условия, и Алистер является гэльским формой Александра. Принятие его удовлетворило бы мои романтические идеалы.

Алистер Кроули при смене имени.

Кроули получил свой первый значительный мистический опыт во время отпуска в Стокгольме в декабре 1896 года. Несколько биографов, включая Лоуренс Сутин, Ричард Качиньски и Тобиас Чертон считали, что это было результатом первого однополого сексуального опыта Кроули, который позволил ему распознать его бисексуальность. В Кембридже Кроули вел активную половую жизнь с женщинами - в основном с женщинами-проститутками, от одной из которых он заразился сифилисом - но в конце концов он принял участие в однополых связях, несмотря на их незаконность. В октябре 1897 года Кроули встретил Герберта Чарльза Поллитта, президента Драматического клуба «Футлайтс» Кембриджского университета, и эти двое вступили в отношения. Они распались, потому что Поллитт не разделял растущего интереса Кроули к западному эзотеризму, о разрыве, о котором Кроули сожалел бы много лет.

В 1897 году Кроули поехал в Санкт-Петербург в России, позже заявив, что он пытался выучить русский язык, поскольку он подумывал о будущей дипломатической карьере там.

В октябре 1897 года непродолжительная болезнь вызвала соображения о смертности и «тщетности всех человеческих усилий», и Кроули отказался от всего мысли о дипломатической карьере в пользу занятия оккультизмом. В марте 1898 года он получил A.E. Уэйта «Книга черной магии и пактов», а затем Карла фон Эккартхаузена «Облако над святилищем», продвигая его оккультные интересы. В 1898 году Кроули в частном порядке опубликовал 100 экземпляров своей поэмы «Асельдама: место, где хоронят незнакомцев», но особого успеха это не имело. В том же году он опубликовал ряд других стихотворений, в том числе White Stains, декадентский сборник эротических стихов, который был напечатан за границей, чтобы британские власти не запретили его публикацию. В июле 1898 года он покинул Кембридж, не получив никакой степени, несмотря на "первый класс", показанный на его экзаменах 1897 года, и постоянные "второстепенные отличия" до этого.

Золотая заря: 1898–99

Кроули в церемониальной одежде Герметического Ордена Золотой Зари Кроули в одежде Золотой Зари

В августе 1898 года Кроули был в Церматте, Швейцария, где он встретил химика Джулиана Л. Бейкера, и двое начали обсуждать их общий интерес к алхимии. Вернувшись в Лондон, Бейкер представил Кроули Джорджу Сесилу Джонсу, зятю Бейкера и товарищу по оккультному обществу, известному как Герметический Орден Золотой Зари, который имел была основана в 1888 году. Кроули был посвящен во Внешний Орден Золотой Зари 18 ноября 1898 года лидером группы Сэмюэлем Лидделлом МакГрегором Мазерсом. Церемония проходила в Храме Исиды-Урании Золотой Зари в лондонском зале Марка Мэйсонса, где Кроули взял магический девиз и имя «Брат Пердурабо», которое он интерпретировал как «Я претерпею до конца».

Кроули переехал в свою собственную роскошную квартиру на 67–69 Ченсери-Лейн и вскоре пригласил старшего члена «Золотой Зари», Аллана Беннета, жить с ним в качестве его личного магического наставника. Беннетт научил Кроули больше церемониальной магии и ритуального использования наркотиков, и вместе они выполняли ритуалы Гоэтии, пока Беннетт не уехал в Южную Азию, чтобы изучать буддизм. В ноябре 1899 года Кроули приобрел Болескин Хаус в Фойерс на берегу Лох-Несс в Шотландии. Он полюбил шотландскую культуру, назвав себя «Лэрдом Болескина», и стал носить традиционную горную одежду даже во время визитов в Лондон. Он продолжал писать стихи, публиковать «Иезавель» и другие трагические стихи, «Рассказы об архаизме», «Песни духа», «Призыв к американской республике» и «Иеффай» в 1898–1999 годах; большинство из них получило неоднозначные отзывы литературных критиков, хотя критики считали Иеффая особенно успешным.

Кроули вскоре перешел на более низкие ступени Золотой Зари и был готов войти во внутренний Второй Орден группы. Он был непопулярен в группе; его бисексуальность и распутник образ жизни снискали ему плохую репутацию, и у него возникли вражды с некоторыми участниками, включая W. Б. Йейтс. Когда лондонская ложа Золотой Зари отказалась инициировать Кроули во Второй Орден, он посетил Мазерса в Париже, который лично принял его в младшую степень Адептус. Между Мазерсом и лондонскими членами Золотой Зари, недовольными его автократическим правлением, возник раскол. Действуя по приказу Мазерса, Кроули - с помощью своей возлюбленной и соратника-посвященного - попытался захватить Хранилище Адептов, храмовое пространство на Блайт-роуд, 36 в Западном Кенсингтоне, у членов лондонской ложи. Когда дело было передано в суд, судья вынес решение в пользу лондонской ложи, поскольку они заплатили за аренду помещения, в результате чего Кроули и Мазерс оказались изолированными от группы.

Мексика, Индия, Париж и брак: 1900–1903

В 1900 году Кроули отправился в Мексику через Соединенные Штаты, поселился в Мехико и завязал отношения с местной женщиной. Развивая любовь к стране, он продолжал экспериментировать с церемониальной магией, работая с енохианскими заклинаниями Джона Ди. Позже он утверждал, что был посвящен в масонство, находясь там, и написал пьесу по мотивам пьесы Рихарда Вагнера Тангейзер, а также серию стихов, опубликовано как Oracles (1905). Экенштейн присоединился к нему позже в том же году, и вместе они поднялись на несколько гор, в том числе Истачихуатль, Попокатепетль и Колима, от последнего из которых им пришлось отказаться из-за извержение вулкана. Покинув Мексику, Кроули направился в Сан-Франциско, а затем отплыл на Гавайи на борту «Ниппон Мару». На корабле у него был короткий роман с замужней женщиной по имени Мэри Элис Роджерс; сказав, что влюбился в нее, он написал серию стихов о романе, опубликованных как «Алиса: прелюбодеяние» (1903 г.).

Кроули купается в источнике во время Экспедиция К2 Кроули во время экспедиции K2

Кратковременно остановившись в Японии и Гонконге, Кроули достиг Цейлон, где он встретился с Алланом Беннеттом, который изучал шиваизм. Пара провела некоторое время в Канди, прежде чем Беннет решил стать буддийским монахом в традиции Тхеравады, поехав в Бирму, чтобы сделать это. Кроули решил совершить поездку по Индии, посвятив себя индуистской практике раджа-йоги, благодаря которой он утверждал, что достиг духовного состояния дхьяны. Большую часть этого времени он провел в храме Минакши в Мадуре. В это время он также сочинял, а также писал стихи, которые были опубликованы как «Меч песни» (1904). Он заразился малярией, и ему пришлось лечиться от болезни в Калькутте и Рангуне. В 1902 году к нему присоединились в Индии Экенштейн и несколько других альпинистов: Гай Ноулз, Х. Пфанн, В. Уэссли и Жюль Жако-Гиллармод. Вместе экспедиция Экенштейна-Кроули совершила попытку восхождения на К2, который никогда не поднимался. Во время путешествия Кроули заболел гриппом, малярией и снежной слепотой, а другие участники экспедиции также заболели. Они достигли высоты 20 000 футов (6 100 м), прежде чем повернуть назад.

Прибыв в Париж в ноябре 1902 года, он пообщался с другом и будущим зятем, художником Джеральдом Келли, и благодаря ему стал неотъемлемой частью парижской художественной сцены. Там Кроули написал серию стихов о работе своего знакомого, скульптора Огюста Родена. Эти стихи позже были опубликованы под названием «Роден в инейе» (1907). Одним из завсегдатаев этой среды был У. Сомерсет Моэм, который после краткой встречи с Кроули позже использовал его в качестве модели для персонажа Оливера Хаддо в своем романе Волшебник (1908). Вернувшись в Болескин в апреле 1903 года, в августе Кроули женился на сестре Джеральда Роуз Эдит Келли в «браке по расчету», чтобы не допустить ее заключения брака по договоренности ; брак потряс семью Келли и разрушил его дружбу с Джеральдом. Отправляясь в медовый месяц в Париж, Каир, а затем на Цейлон, Кроули влюбился в Роуз и работал, чтобы доказать свою привязанность. Во время своего медового месяца он написал ей серию любовных стихов, опубликованных под названием «Роза Мунди и другие любовные песни» (1906), а также написал религиозную сатиру «Почему Иисус плакал» (1904).

Развитие телемы

Египет и Книга Закона: 1904

Было! Проявление Нюит.. Открытие компании небес.. Каждый мужчина и каждая женщина - звезда.. Каждое число бесконечно; нет никакой разницы.. Помогите мне, о воин, владыка Фив, в моем открытии перед Детями человеческими!

Первые строки Книги Закона

В феврале 1904 года Кроули и Роуз прибыли в Каир. Заявив себя принцем и принцессой, они сняли квартиру, в которой Кроули устроил храмовую комнату и начал призывать древнеегипетских божеств, изучая ислам мистицизм и арабский <521.>. Согласно более позднему рассказу Кроули, Роуз регулярно приходила в бред и сообщала ему, что «они ждут тебя». 18 марта она объяснила, что «они» были богом Гором, а 20 марта провозгласила, что «наступило равноденствие богов». Она привела его в ближайший музей, где показала ему погребальную стелу седьмого века до н.э., известную как стела Анк-эф-эн-Хонсу ; Кроули считал важным то, что номер экспоната был 666, Число Зверя в христианской вере, и в последующие годы назвал артефакт «Стелой откровения».

Согласно более позднему Кроули, По заявлениям, 8 апреля он услышал бестелесный голос, который утверждал, что это голос Айвасса, посланника Хоруса, или Хор-Паар-Краат. Кроули сказал, что записал все, что голос сказал ему в течение следующих трех дней, и назвал это Liber AL vel Legis или Книга Закона. Книга провозгласила, что человечество вступает в новый Эон, и что Кроули будет его пророком. В нем говорилось, что в этом Эоне должен был быть введен высший моральный закон: «Делай, что ты хочешь, - это весь Закон», и что люди должны научиться жить в согласии со своей Волей. Эта книга и философия, которую она поддерживает, стали краеугольным камнем религии Кроули, Телемы. Кроули сказал, что в то время он не был уверен, что делать с Книгой Закона. Часто возмущаясь этим, он говорил, что игнорировал инструкции, которые велел ему выполнять текст, в том числе взять Стелу откровения из музея, укрепить свой собственный остров и перевести книгу на все языки мира. Согласно его рассказу, он вместо этого отправил машинописные тексты работы нескольким знакомым оккультистам, отложив рукопись и проигнорировав ее.

Канченджанга и Китай: 1905–06

Возвращение в Болескин, Кроули пришел к выводу, что Мазерс начал использовать против него магию, и отношения между ними рухнули. С 28 июля 1905 года Роза родила первый ребенок Кроули, дочь по имени Лилит, с Кроулями писать порнографические Подснежники из сада викария, чтобы развлечь свою жену выздоравливает. Он также основал издательскую компанию, через которую публиковал свои стихи, назвав ее «Общество распространения религиозной истины» в пародии на Общество распространения христианских знаний. Среди его первых публикаций было «Собрание сочинений Кроули» под редакцией Айвора Бэка, старого друга Кроули, который был одновременно практикующим хирургом и любителем литературы. Его стихи часто получали сильные отзывы (положительные или отрицательные), но никогда не продавались хорошо. Пытаясь привлечь больше внимания, он выдал награду в 100 фунтов стерлингов за лучшее эссе о своей работе. Победителем стал Дж. Ф. К. Фуллер, офицер британской армии и военный историк, чье эссе «Звезда на Западе» (1907) объявило стихи Кроули одними из величайших из когда-либо написанных.

Фотография Канченджанги Канченджанга, как видно из Дарджилинг

Кроули решил подняться на Канченджангу в Гималаях Непала, широко известную как самую опасную гору в мире. Создание команды, состоящей из Жако-Гиллармода, Чарльза Адольфа Реймонда, Алексиса Паче и Алчести К. Риго де Риги, было омрачено многочисленными спорами между Кроули и другими, которые считали его безрассудным. В конце концов они взбунтовались против контроля Кроули, а другие альпинисты направились обратно с горы с приближением темноты, несмотря на предупреждения Кроули о том, что это слишком опасно. Впоследствии Паш и несколько носильщиков погибли в результате несчастного случая, в чем Кроули широко обвиняли альпинистское сообщество.

Провел время в Мохарбхандже, где он принял участие в большом -игровая охота и написав гомоэротический труд «Ароматный сад», Кроули встретился с Роуз и Лилит в Калькутте, прежде чем был вынужден покинуть Индию после несмертельного застрела двух мужчин, которые пытались его ограбить. Кратко посетив Беннета в Бирме, Кроули и его семья решили совершить поездку по Южному Китаю, наняв для этого носильщиков и няню. Кроули курил опиум на протяжении всего путешествия, которое привело его семью из Тенгью в Юнчан, Тали, Юньнаньфу, а затем Ханой. По дороге он тратил много времени на духовную и магическую работу, читая «Ритуал Нерожденного», призыв к своему Святому Ангелу-Хранителю, на ежедневной основе.

Пока Роза и Лилит возвращались в Европу Кроули направился в Шанхай, чтобы встретить старую подругу Элейн Симпсон, которая была очарована Книгой Закона; вместе они совершили ритуалы, пытаясь связаться с Айвассом. Затем Кроули отплыл в Японию и Канаду, а затем продолжил путь в Нью-Йорк, где он безуспешно просил поддержки для второй экспедиции на Канченджангу. По прибытии в Великобританию Кроули узнал, что его дочь Лилит умерла от брюшного тифа в Рангуне, что он позже обвинил в увеличении алкоголизма Роуз. Из-за эмоционального стресса его здоровье начало ухудшаться, и он перенес ряд хирургических операций. У него начались недолговечные романы с актрисой Верой «Лола» Невилл (урожденная Снепп) и автором Адой Леверсон, в то время как Роуз родила вторую дочь Кроули, Лолу Заза, в феврале 1907 года.

A∴A∴ и Священные книги Телемы: 1907–1909

Вместе со своим старым наставником Джорджем Сесилом Джонсом Кроули продолжал выполнять ритуалы Абрамелина в отеле Ashdown Park Hotel в Колсдон, Суррей. Кроули утверждал, что, поступая так, он достиг самадхи, или единения с Богом, тем самым отметив поворотный момент в его жизни. Активно употребляя гашиш во время этих ритуалов, он написал эссе «Психология гашиша» (1909), в котором он отстаивал этот наркотик как средство помощи мистицизму. Он также утверждал, что с ним снова связался Айвасс в конце октября и ноябре 1907 года, добавив, что Айвасс продиктовал ему еще два текста: «Liber VII» и «Liber Cordis Cincti Serpente», оба из которых позже были включены в корпус Священные книги Телемы. Кроули написал больше телемитских священных книг в течение последних двух месяцев года, в том числе «Liber LXVI», «Liber Arcanorum», «Liber Porta Lucis, Sub Figura X», «Liber Tau», «Liber Trigrammaton» и «Liber DCCCXIII». vel Ararita ", которую он снова утверждал, что получил из сверхъестественного источника. Кроули заявил, что в июне 1909 года, когда рукопись Книги Закона была заново открыта в Болескине, он пришел к выводу, что Телема представляет объективную истину.

Наследие Кроули истощается. Пытаясь заработать денег, его нанял Джордж Монтегю Беннетт, граф Танкервиль, чтобы защитить его от колдовства ; Признавая, что паранойя Беннета основана на его кокаиновой зависимости, Кроули взял его на отдых во Францию ​​и Марокко, чтобы выздороветь. В 1907 году он также начал набирать платных студентов, которых обучал оккультной и магической практике. Виктор Нойбург, с которым Кроули познакомился в феврале 1907 года, стал его сексуальным партнером и ближайшим учеником; В 1908 году пара совершила поездку по северной Испании, прежде чем направиться в Танжер, Марокко. В следующем году Нойбург остался в Болескине, где он и Кроули занимались садомазохизмом. Кроули продолжал плодотворно писать, создав такие поэтические произведения, как «Серая амбра», «Облака без воды» и «Konx Om Pax», а также свою первую попытку создания автобиографии «Мировая трагедия». Признавая популярность коротких рассказов ужасов, Кроули написал свои собственные, некоторые из которых были опубликованы, а также опубликовал несколько статей в Vanity Fair, журнале, редактором которого был его друг Фрэнк Харрис. Он также написал Liber 777, книгу магических и каббалистических соответствий, заимствованных у Мазерса и Беннета.

В мое одиночество приходит.... Звук флейты в тусклых рощах, окружающих бескрайние холмы.. Даже от храброй реки они достигают края пустыни.. И я вижу Пана.

Первые строки Liber VII (1907), первая из Священных Книг Телемы, которая была открыта Кроули после Книги Закона.

В ноябре 1907 года Кроули и Джонс решили основать оккультный орден, чтобы действовать в качестве преемника Герметического Ордена Золотой Зари., которому в этом помогал Фуллер. Результатом стал A∴A∴. Штаб-квартира и храм группы располагались на улице Виктория, 124 в центре Лондона, и их обряды во многом заимствовали обряды Золотой Зари, но с добавлением телемитской основы. Среди первых ее членов были адвокат Ричард Ноэль Уоррен, художник Остин Осман Спейр, Гораций Шеридан-Бикерс, писатель Джордж Раффалович, Фрэнсис Генри Эверард Джозеф Филдинг, инженер Герберт Эдвард Инман, Кеннет Уорд и Чарльз Стэнсфельд Джонс. В марте 1909 года Кроули начал выпуск периодического издания, выходящего раз в два года, под названием The Equinox. Он объявил это периодическое издание, которое должно было стать «официальным органом» A∴A∴, как «Обзор научного иллюминизма».

Кроули все больше разочаровывался в алкоголизме Роуза, и в ноябре 1909 года он развелся с ней на основании своей супружеской неверности. Лолу доверили заботе Роуз; пара осталась друзьями, и Роза продолжала жить в Болескине. Ее алкоголизм усилился, и в результате она была помещена в лечебницу в сентябре 1911 года.

Алжир и Элевсинские обряды: 1909–1911

В ноябре 1909 года Кроули и Нойбург отправились в Алжир, совершив поездку по пустыня от Эль-Арба до Аумале, Бу Саада, а затем Да'ле Аддин, где Кроули ежедневно читает Коран. Во время путешествия он призвал тридцать этиров енохианской магии, а Нойбург записал результаты, позже опубликованные в «Равноденствии» как «Видение и голос». После ритуала сексуальной магии на вершине горы ; Кроули также выполнил воскрешение демону Хоронзон, включая кровавую жертву, и счел его результаты переломным моментом в своей магической карьере. Вернувшись в Лондон в январе 1910 года, Кроули обнаружил, что Мазерс подал на него в суд за публикацию секретов Золотой Зари в «Равноденствии»; суд вынес решение в пользу Кроули. Этот случай широко освещался в прессе, и Кроули приобрел более широкую известность. Кроули наслаждался этим, и он подыгрывал сенсационному стереотипу о том, что он сатанист и защитник человеческих жертвоприношений, несмотря на то, что он не был ни тем, ни другим., Герберт Клоуз и Джеймс Виндрам. Австралийская скрипачка Лейла Уодделл вскоре стала любовницей Кроули. Решив распространить свое учение на более широкую аудиторию, Кроули разработал Обряды Артемиды, публичное представление магии и символизма с участием членов A∴A∴, олицетворяющих различные божества. Впервые он был проведен в штаб-квартире A∴A∴, и участникам был предложен фруктовый пунш, содержащий пейот, чтобы улучшить их впечатления. Присутствовали представители прессы, которые в основном положительно отзывались об этом. В октябре и ноябре 1910 года Кроули решил устроить нечто подобное, Элевсинские ритуалы, в Кэкстон Холл, Вестминстер ; на этот раз отзывы прессы были неоднозначными. Кроули подвергся особой критике со стороны Вест де Венд Фентон, редактора газеты «Зеркало», который назвал его «одним из самых кощунственных и хладнокровных злодеев современности». Статьи Фентона предполагали, что Кроули и Джонс были вовлечены в гомосексуальную активность; Кроули не возражал, но Джонс безуспешно подал в суд за клевету. Фуллер разорвал дружбу и отношения с Кроули из-за скандала, и Кроули и Нойбург вернулись в Алжир для дальнейшей магической работы.

«Эквинокс» продолжал издаваться, и под его печатью были изданы различные книги литературы и стихов. как «Серая амбра» Кроули, «Крылатый жук» и «Ароматный сад», а также «Триумф Пана» Нойбурга и «Водоворот» Этель Арчер. В 1911 году Кроули и Уодделл отдыхали в Монтиньи-сюр-Луан, где он много писал, создавая стихи, рассказы, пьесы и 19 произведений о магии и мистицизме, включая две последние Священные книги Телемы. В Париже он встретил Мэри Дести, которая стала его следующей «Алой женщиной», с двумя предпринимавшимися магическими работами в Св. Мориц ; Кроули считал, что через нее говорил один из Тайных вождей, Аб-уль-Диз. Основываясь на утверждениях Дести, когда он находился в трансе, Кроули написал двухтомную Книгу 4 (1912–13) и в то время разработал орфографическую «магию» в отношении паранормального явления как средство отличить его от сценической магии иллюзионистов.

Ordo Templi Orientis and the Paris Working: 1912–1914

Кроули в церемониальной одежде Кроули в парадной одежде, 1912 год

В начале 1912 года Кроули опубликовал Книгу лжи, мистический труд, который биограф Лоуренс Сутин назвал «его величайшим успехом в объединении его талантов как поэта, ученого и мага». Немецкий оккультист Теодор Ройсс позже обвинил его в публикации некоторых секретов своего собственного оккультного ордена, Ordo Templi Orientis (O.T.O.), в Книге. Кроули убедил Ройсса, что сходство было случайным, и они стали друзьями. Ройсс назначил Кроули главой британского отделения OTO, Mysteria Mystica Maxima (MMM), и на церемонии в Берлине Кроули принял магическое имя Бафомет и был провозглашен " X ° Верховный Рекс и Суверенный Великий Магистр Генерал Ирландии, Ионы и всех бриттов ". С разрешения Ройсса Кроули приступил к рекламе MMM и переписыванию многих O.T.O. ритуалы, которые тогда основывались в основном на масонстве ; его включение телемитских элементов оказалось спорным в группе. Очарованный акцентом O.T.O на сексуальной магии, Кроули разработал магическую работу, основанную на анальном сексе, и включил ее в учебную программу для этих O.T.O. участники, которые были инициированы в одиннадцатую степень.

В марте 1913 года Кроули выступал в качестве продюсера The Ragged Ragtime Girls, группы женщин-скрипачей под руководством Уодделла, выступавших в лондонском Old Tivoli театр. Впоследствии они шесть недель выступали в Москве, где у Кроули были садомазохистские отношения с венгеркой Анни Ринглер. В Москве Кроули продолжал писать пьесы и стихи, в том числе «Гимн Пану » и Гностическая месса, телемитский ритуал, который стал ключевой частью O.T.O. литургия. Чертон предположил, что Кроули приехал в Москву по приказу британской разведки, чтобы шпионить за революционными элементами в городе. В январе 1914 года Кроули и Нойбург поселились в квартире в Париже, где первый был вовлечен в полемику вокруг Джейкоба Эпштейна нового памятника Оскару Уайльду. Вместе Кроули и Нойбург выполнили шестинедельный «Парижский труд», период интенсивного ритуала, включающего сильное употребление наркотиков, в котором они призвали богов Меркурий и Юпитер. В рамках ритуала пара совершала акты сексуальной магии вместе, иногда к ним присоединялся журналист Уолтер Дюранти. Вдохновленный результатами Работы, Кроули написал Liber Agapé, трактат о сексуальной магии. После Парижской Работы Нойбург начал дистанцироваться от Кроули, в результате чего аргумент, в котором Кроули проклял его.

Соединенные Штаты: 1914–1919

К 1914 году Кроули жил из рук в руки, полагаясь в основном на пожертвования от А. Членов ∴A∴ и выплаты взносов в OTO В мае он передал собственность «Болескин Хаус» МММ по финансовым причинам, а в июле занялся альпинизмом в Швейцарских Альпах. В это время разразилась Первая мировая война. Вылечившись от приступа флебита, Кроули в октябре 1914 года отправился в Соединенные Штаты на борту RMS Lusitania. Прибыв в Нью-Йорк, он переехал в отель и начал зарабатывать деньги. писал для американского издания Vanity Fair и выполнял внештатную работу для знаменитого астролога Эванджелин Адамс. В городе он продолжал экспериментировать с сексуальной магией, используя мастурбацию, женщин-проституток и мужчин-клиентов турецкой бани; все эти встречи были задокументированы в его дневниках.

Crowley's painting May Morn Мэй Морн, одна из картин Кроули, когда он жил в США. Он объяснил это так: «Картина представляет собой рассвет следующего дня после празднования ведьм, описанного в Фаусте. Ведьму повешены, как она того заслуживает, а сатир смотрит из-за дерева».

Считая себя ирландцем по происхождению и сторонником независимости Ирландии от Великобритании, Кроули начал поддерживать Германию в их войне против Британии. Он стал участником прогерманского движения Нью-Йорка, и в январе 1915 года немецкий шпион Джордж Сильвестр Вирек нанял его в качестве писателя для своей пропагандистской газеты Отечество, посвященной сохранению США нейтральны в конфликте. В последующие годы недоброжелатели осудили Кроули как предателя Британии за это действие. На самом деле Кроули был двойным агентом, работавшим на британские спецслужбы с целью проникновения и подрыва операций Германии в Нью-Йорке. Многие из его статей в «Отечестве» были гиперболическими, например, о сравнении Вильгельма II с Иисусом Христом; в июле 1915 года он организовал рекламный трюк, о котором сообщает The New York Times, в котором он провозгласил независимость Ирландии перед Статуей Свободы ; реальное намерение состояло в том, чтобы сделать немецкое лобби смешным в глазах американской публики. Утверждалось, что он поощрял германский флот к уничтожению «Лузитании», сообщая им, что это гарантирует, что США не будут участвовать в войне, в то время как на самом деле он надеялся, что это вовлечет США в войну на стороне Великобритании.

Кроули вступил в отношения с Жанной Роберт Фостер, с которой он совершил поездку по Западному побережью. В Ванкувере, штаб-квартире Североамериканского O.T.O., он встретился с Чарльзом Стэнсфельдом Джонсом и Уилфредом Талботом Смитом, чтобы обсудить распространение телемы на континенте. В Детройте он экспериментировал с Peyote в Parke-Davis, затем посетил Сиэтл, Сан-Франциско, Санта-Крус, Лос-Анджелес, Сан-Диего, Тихуана и Гранд-Каньон перед возвращением в Нью-Йорк. Там он подружился с Анандой Кумарасвами и его женой Алисой Ричардсон; Кроули и Ричардсон применили сексуальную магию в апреле 1916 года, после чего она забеременела, а затем у нее случился выкидыш. Позже в том же году он отправился на «магическую пенсию» в хижину на озере Паскуани, принадлежащую Эванджелине Адамс. Там он сильно употребил наркотики и провел ритуал, после которого провозгласил себя «Мастером Терионом». Он также написал несколько рассказов по мотивам Дж. «Золотая ветвь» Фрейзера и литературная критика «Евангелие от Бернарда Шоу».

Рисунок Кроули из Лама

В декабре он переехал в Нью Орлеан, его любимый город в США, до того, как провести февраль 1917 года с родственниками-евангелистами-христианами в Титусвилле, Флорида. Вернувшись в Нью-Йорк, он переехал к художнику и члену A∴A∴ Леону Энгерсу Кеннеди в мае, узнав о смерти своей матери. После краха «Отечества» Кроули продолжил сотрудничество с Виреком, который назначил его редактором журнала искусств The International. Кроули использовал его для продвижения Thelema, но вскоре публикация прекратилась. Затем он переехал в однокомнатную квартиру Родди Минора, который стал его партнершей и Алой женщиной. Он считал, что через их ритуалы, которые Кроули назвал «Работы Амалантры», с ними связалась сверхъестественная сущность по имени Лам. Вскоре отношения закончились.

В 1918 году Кроули отправился на магическое отступление в пустыне острова Эсопус на реке Гудзон. Здесь он начал перевод Дао Дэ Цзин, нарисовал телемитские лозунги на прибрежных утесах и, как он позже утверждал, испытал воспоминания о прошлых жизнях бытия Ге Сюань, Папа Александр VI, Алессандро Калиостро и Элифас Леви. Вернувшись в Нью-Йорк, он переехал в Гринвич-Виллидж, где взял Лию Хирсиг в качестве своей возлюбленной и следующей женщины из Алой ордены. Он занялся живописью как хобби, выставляя свои работы в Либеральном клубе Гринвич-Виллидж и привлекая внимание New York Evening World. При финансовой поддержке сочувствующих масонов Кроули возродил «Равноденствие» первым выпуском тома III, известным как «Голубое равноденствие». Середину 1919 года он провел в отпуске скалолазания в Монтоке, прежде чем вернуться в Лондон в декабре.

Аббатство Телемы: 1920–1923 гг.

Теперь нищий и вернулся в Лондон, Кроули подвергся нападкам со стороны таблоида Джона Булла, который заклеймил его предательским «подонком» за его работу с немецкими военными силами; несколько друзей, осведомленных о его разведывательной работе, убеждали его подать в суд, но он решил не делать этого. Когда он страдал астмой, врач прописал ему героин, от которого он вскоре пристрастился. В январе 1920 года он переехал в Париж, снимая дом в Фонтенбло с Лией Хирсиг ; Вскоре к ним присоединились в троице Нинетт Шамуэй, а также (в проживании) новорожденная дочь Лии Анн «Пупе» Лия. Кроули имел идеи сформировать сообщество телемитов, которое он назвал аббатством Телемы после аббатства Телем в сатире Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль. Посоветовавшись с И Цзин, он выбрал Чефалу (на Сицилии, Италия) в качестве места расположения и, прибыв туда, 2 апреля начал арендовать старую виллу Санта-Барбара в качестве своего аббатства.

2017 фотография руин аббатства Телемы Ветхое аббатство Телемы в Чефалу, Сицилия в 2017 году

Переезд в коммуну с Хирсигом, Шамуэем и их детьми Ханси, Ховардом, и Пупе, Кроули описал сценарий как «совершенно счастливое... мое представление о рае». Они носили мантии и проводили ритуалы богу солнца Ра в определенное время в течение дня, а также иногда проводили гностическую мессу; остальную часть дня им предоставили следовать своим интересам. Получив широкую переписку, Кроули продолжил рисовать, написал комментарий к Книге Закона и пересмотрел третью часть Книги 4. Он предложил детям развратное образование, позволяя им играть весь день и становиться свидетелями актов сексуальной магии. Время от времени он ездил в Палермо, чтобы навестить арендовать мальчиков и купить припасы, включая лекарства; его героиновая зависимость стала доминировать в его жизни, и кокаин начал разъедать его носовую полость. Не было расписания уборки, и дикие собаки и кошки бродили по зданию, что вскоре стало антисанитарным. Пупе умер в октябре 1920 года, и вскоре после этого Нинетт родила дочь, Астарту Лулу Пантеа.

Новые последователи продолжали прибывать в аббатство, чтобы обучаться у Кроули. Среди них была кинозвезда Джейн Вулф, прибывшая в июле 1920 года, где она была посвящена в A∴A∴ и стала секретарем Кроули. Другим был Сесил Фредерик Рассел, который часто спорил с Кроули, не любя однополую сексуальную магию, которую он должен был выполнять, и ушел через год. Более благоприятным был австралийский телемит Фрэнк Беннетт, который также провел несколько месяцев в аббатстве. В феврале 1922 года Кроули вернулся в Париж, где предпринял неудачную попытку избавиться от героиновой зависимости. Затем он отправился в Лондон в поисках денег, где опубликовал в The English Review статьи с критикой Закона об опасных наркотиках 1920 и написал роман Diary of a Drug Fiend, завершено в июле. После публикации он получил смешанные отзывы; он подвергся критике со стороны Sunday Express, который призвал его сжечь и использовал свое влияние, чтобы предотвратить дальнейшие перепечатки.

Впоследствии молодой телемит по имени Рауль Ловдей переехал в аббатство со своей женой Бетти Май; в то время как Loveday был посвящен Кроули, Мэй ненавидел его и жизнь в коммуне. Позже она сказала, что Лавдей заставляли пить кровь принесенной в жертву кошки и что они должны были резать себя бритвами каждый раз, когда они использовали местоимение «я». Ловдей пил из местного загрязненного ручья, вскоре у него развилась инфекция печени, в результате чего в феврале 1923 года он умер. Вернувшись в Лондон, Мэй рассказала свою историю прессе. Джон Булл объявил Кроули «самым злым человеком в мире» и «человеком, которого мы хотели бы повесить», и хотя Кроули счел многие из их обвинений против него клеветой, он не смог оплатить судебные издержки, чтобы подать на них в суд. В результате Джон Булл продолжил свою атаку, и ее истории повторялись в газетах по всей Европе и в Северной Америке. Фашистское правительство Бенито Муссолини узнало о деятельности Кроули, и в апреле 1923 года ему было выдано уведомление о депортации, вынудившей его покинуть Италию; без него аббатство закрылось.

Дальнейшая жизнь

Тунис, Париж и Лондон: 1923–1929

Кроули и Хирсиг отправились в Тунис, где, преследуемый продолжающимся слабым здоровьем, он безуспешно попытался снова отказаться от героина и начал писать то, что он назвал своей "автохагиографией ", Признаниями Алистера Кроули. В Тунисе к ним присоединился телемит Норман Мадд, который стал консультантом Кроули по связям с общественностью. Наняв местного мальчика Мохаммада бен Брахима своим слугой, Кроули отправился с ним на ретрит в Нефту, где они вместе занимались сексуальной магией. В январе 1924 года Кроули отправился в Ниццу, Франция, где встретился с Фрэнком Харрисом, перенес серию носовых операций и посетил Институт гармоничного развития человека. и имел положительное мнение о его основателе, Георгии Гурджиеве. Обездоленный, он взял на себя состоятельного студента Александра Зу Золара, а затем взял на себя еще одну американскую последовательницу, Дороти Олсен. Кроули отвез Олсена обратно в Тунис для магического ретрита в Нефте, где он также написал «Человеку» (1924), декларацию о своем статусе пророка, которому поручено нести Телему человечеству. Проведя зиму в Париже, в начале 1925 года Кроули и Олсен вернулись в Тунис, где он написал «Сердце мастера» (1938) как отчет о видении, которое он испытал в трансе. В марте Олсен забеременела, и Хирсиг призвали позаботиться о ней; у нее случился выкидыш, после чего Кроули забрал Олсена обратно во Францию. Позже Хирсиг дистанцировалась от Кроули, который затем осудил ее.

По словам Кроули, Ройсс назначил его главой O.T.O. после его смерти, но это было оспорено лидером немецкого O.T.O., Генрихом Транкером. Трэнкер созвал конференцию Гогенлеубена в Тюрингии, Германия, на которой присутствовал Кроули. Там известные члены, такие как Карл Гермер и Марта Кюнцель, отстаивали лидерство Кроули, но другие ключевые фигуры, такие как Альбин Грау, Оскар Хопфер и Генри Бирвен, поддержали Трэнкера, выступив против него, что привело к расколу. в OTO Переехав в Париж, где он порвал с Олсеном в 1926 году, Кроули в последующие годы сменил множество любовников, с которыми он экспериментировал в сексуальной магии. Всюду его преследовало слабое здоровье, в основном из-за его героиновой и кокаиновой зависимости. В 1928 году Кроули был представлен молодому англичанину Израэлю Регарди, который обнял Телему и стал секретарем Кроули на следующие три года. В том же году Кроули также встретил Джеральда Йорка, который начал организовывать финансы Кроули, но так и не стал телемитом. Он также подружился с гомосексуальным журналистом Томом Дрибергом ; Дриберг тоже не принял Телему. Именно здесь Кроули опубликовал одну из своих самых значительных работ, Магия в теории и практике, которой в то время уделялось мало внимания.

В декабре 1928 года Кроули познакомился с никарагуанкой Марией Терезой Санчес.. Кроули был депортирован из Франции властями, которым не нравилась его репутация и которые боялись, что он немецкий агент. Чтобы она смогла присоединиться к нему в Великобритании, Кроули женился на Санчесе в августе 1929 года. Теперь находящаяся в Лондоне, Mandrake Press согласилась опубликовать его автобиографию ограниченным тиражом из шести томов, а также опубликовать его роман Moonchild и книгу рассказов Стратагема. «Мандрагора» была ликвидирована в ноябре 1930 г., прежде чем «Признания Кроули» были опубликованы полностью. Владелец мандрагоры П.Р. Стивенсон тем временем написал «Легенду об Алистере Кроули», анализ освещения в СМИ вокруг него.

Берлин и Лондон: 1930–1938

В апреле 1930 года Кроули переехал в Берлин, где он взял Ханни Джегара в качестве своего магического партнера; отношения были неспокойными. В сентябре он отправился в Лиссабон в Португалии, чтобы встретиться с поэтом Фернандо Песоа. Там он решил инсценировать свою смерть, сделав это с помощью Пессоа на скальном образовании Бока-ду-Инферно. Затем он вернулся в Берлин, где снова появился через три недели на открытии своей художественной выставки в галерее Neumann-Nierendorf. Картины Кроули соответствовали моде на немецкий экспрессионизм ; немногие из них были проданы, но сообщения прессы были в основном благоприятными. В августе 1931 года он взял Берту Буш в качестве своей новой возлюбленной; у них были жестокие отношения, и они часто нападали друг на друга. В городе он продолжал иметь дела как с мужчинами, так и с женщинами, и встречался с такими известными людьми, как Олдос Хаксли и Альфред Адлер. Подружившись с ним, в январе 1932 года он взял в качестве квартиранта коммуниста Джеральда Гамильтона, через которого он познакомился со многими фигурами в крайне левом Берлине; возможно, что в то время он действовал как шпион британской разведки, следя за коммунистическим движением.

Я более сорока лет занимался отправлением закона в том или ином качестве. Я думал, что знаю все мыслимые формы зла. Я думал, что все, что было порочным и плохим, когда-то создавалось до меня. В этом случае я понял, что мы всегда можем узнать что-то большее, если проживем достаточно долго. Я никогда не слышал таких ужасных, ужасных, кощунственных и отвратительных вещей, как то, что было создано человеком (Кроули), который описывает себя как величайший из ныне живущих поэтов.

Судья Свифт, в деле Кроули о клевете.

Кроули покинул Буш и вернулся в Лондон, где взял Перл Бруксмит в качестве своей новой Алой Женщины. Перенеся дальнейшую операцию на носу, именно здесь в 1932 году он был приглашен в качестве почетного гостя на литературном завтраке Фойлс, а также был приглашен Гарри Прайсом выступить на Национальная лаборатория психических исследований. Нуждаясь в деньгах, он возбудил серию судебных дел против людей, которые, по его мнению, клеветали на него, некоторые из которых оказались успешными. Он получил широкую огласку своим иском против Констебля и Ко за публикацию Нины Хамнетт «Смеющийся торс» (1932) - книги, в которой он утверждал, что его оккультные практики называются черной магией. - но проиграл дело. Судебный процесс усугубил финансовые проблемы Кроули, и в феврале 1935 года он был объявлен банкротом. Во время слушания выяснилось, что Кроули тратил в три раза свой доход в течение нескольких лет.

Кроули подружился с Дейдре Патрисией Доэрти ; она предложила родить ему ребенка, который родился в мае 1937 года. Звали его Рэндалл Гейр, Кроули прозвал его Алистер Ататюрк. Он погиб в автокатастрофе в 2002 году в возрасте 65 лет. Кроули продолжал общаться с друзьями, устраивая карри-вечеринки, на которых он готовил для них особенно острую пищу. В 1936 году он опубликовал свою первую за шесть лет книгу «Равноденствие богов», которая содержала факсимиле «Книги Закона» и считалась томом III, номер 3, периодического издания «Равноденствие». Работа хорошо продавалась, в результате был выпущен второй тираж. В 1937 году он прочитал серию публичных лекций по йоге в Сохо. Кроули теперь жил в основном за счет пожертвований, предоставляемых O.T.O. Agape Lodge в Калифорнии, которым руководил ученый-ракетчик Джон Уайтсайд «Джек» Парсонс. Кроули был заинтригован ростом нацизма в Германии, и под влиянием его подруги Марты Кюнцель считал, что Адольф Гитлер может обратиться в Телему; когда нацисты упразднили немецкий O.T.O. и заключенный в тюрьму Гермер, который бежал в США, Кроули затем раскритиковал Гитлера как черного мага.

Вторая мировая война и смерть: 1939–1947

Фотография Грэди Луи МакМёртри, 1941 г. Кроули уточнил, что Грэди Макмертри сменит своего избранного преемника на посту главы OTO Карл Гермер.

Когда разразилась Вторая мировая война, Кроули написал в Подразделение военно-морской разведки, предлагая свои услуги, но они отказались. В то время он общался с множеством фигур в британском разведывательном сообществе, включая Денниса Уитли, Роальда Даля, Иана Флеминга и Максвелла Найта и утверждал, что находился за знаком «V для победы », впервые использованным BBC ; это никогда не было доказано. В 1940 году его астма обострилась, и из-за отсутствия лекарств немецкого производства он вернулся к героину и снова стал зависимым. Когда блиц поразил Лондон, Кроули переехал в Торки, где на короткое время был госпитализирован с астмой, и развлекался посещениями местного шахматного клуба. Устав от Торки, он вернулся в Лондон, где его посетил американский телемит Грэди Макмертри, которому Кроули присвоил титул «Гименей Альфа». Он оговорил, что, хотя Гермер станет его непосредственным преемником, Макмерти должен сменить Гермера на посту главы O.T.O. после смерти последнего. С O.T.O. инициировать леди Фрида Харрис, Кроули разработал план производства набора карт Таро, разработанного им и нарисованного Харрисом. К этому прилагалась книга, опубликованная ограниченным тиражом под названием Книга Тота издательством Chiswick Press в 1944 году. Чтобы помочь военным усилиям, он написал прокламацию о правах человечества, Liber Oz и стихотворение об освобождении Франции Le Gauloise. Последней публикацией Кроули при его жизни была книга стихов «Олла: антология шестидесяти лет песни». Другой его проект, «Алистер объясняет все», был посмертно опубликован как Магия без слез.

. В апреле 1944 года Кроули ненадолго переехал в Астон Клинтон в Бакингемшире, где его посетил поэт Нэнси Кунард, до переезда в Гастингс в Сассексе, где он поселился в пансионе Незервуд. Он взял юношу по имени Кеннет Грант в качестве своего секретаря, платя ему магическим обучением, а не зарплатой. Его также познакомили с Джоном Саймондсом, которого он назначил своим литературным душеприказчиком; Саймондс мало думал о Кроули, позже опубликовав его негативные биографии. Переписываясь с иллюзионистом Арнольдом Кроутером, именно через него Кроули был представлен Джеральду Гарднеру, будущему основателю Гарднерианской Викки. Они подружились, и Кроули разрешил Гарднеру возродить больного британского О.Т.О. Другим посетителем была Элиза Мэриан Батлер, которая брала интервью у Кроули для своей книги «Миф о маге». Другие друзья и родственники также проводили с ним время, в том числе Доэрти и сын Кроули Алистер Ататюрк. 1 декабря 1947 года Кроули умер в Незервуде от хронического бронхита, усугубленного плевритом и дегенерацией миокарда, в возрасте 72 лет. Его похороны прошли в крематории Брайтона 5 января. Декабрь; присутствовало около дюжины человек, и Луи Уилкинсон читал отрывки из гностической мессы, Книги Закона и «Гимна Пану». Похороны вызвали споры в прессе и были названы таблоидами черной мессой. Прах Кроули был отправлен Карлу Гермеру в США, который похоронил его в своем саду в Хэмптоне, Нью-Джерси.

Убеждения и размышления

Символ Телемы Исполнение Алистера Кроули уникурсальной гексаграммы, символ системы верований Телемы

Кроули, Телема, был описан учеными как религия, а точнее как новое религиозное движение, и как «магическое движение». -религиозное учение ». Он также был охарактеризован как форма эзотеризма и современного язычества. Несмотря на то, что в качестве центрального текста Телема использовала Книгу Закона, составленную в 1904 году, в годы после 1904 года Телема сформировалась как целостная система.

В своей автобиографии Кроули утверждал, что цель его жизни была был призван «принести в Европу восточную мудрость и восстановить язычество в более чистой форме», хотя, что он имел в виду под «язычеством », было неясно. Мысли Кроули не всегда были связными и находились под влиянием множества источников, начиная от восточных религиозных движений и практик, таких как индуистская йога и буддизм, научного натурализма и различных течений в западном эзотеризме, включая церемониальную магию, алхимия, астрология, розенкрейцерство, каббала и Таро. Он был пропитан эзотерическими учениями, которые он получил от Герметического Ордена Золотой Зари, хотя и продвинулся дальше в своих интерпретациях и стратегиях, чем Золотая Заря. Кроули включил концепции и терминологию из южноазиатских религиозных традиций, таких как йога и тантра, в свою телемитскую систему, полагая, что существует фундаментальное основное сходство между западной и восточной духовными системами. Историк Алекс Оуэн отметил, что Кроули придерживался "modus operandi" декадентского движения на протяжении всей своей жизни.

Кроули считал, что двадцатый век ознаменовал вступление человечества в Эон Гора, новая эра, в которой люди будут все больше контролировать свою судьбу. Он считал, что этот Эон следует из Эона Осириса, в котором в мире доминировали патерналистские религии, такие как христианство, ислам и буддизм, и что это, в свою очередь, последовало за Эоном Исиды, который был материнским и преобладал поклонением богине. Он верил, что Телема была истинной религией Эона Гора, а также считал себя пророком этого нового Эона. Телема вращается вокруг идеи, что у каждого человека есть своя Истинная Воля, которую они должны открывать и следовать, и что она существует в гармонии с Космической Волей, которая пронизывает вселенную. Кроули назвал этот процесс поиска и открытия своей Истинной Воли «Великой Работой» или достижением «знания и разговора со Святым Ангелом-Хранителем». Его излюбленным методом было выполнение операции Абрамелина, церемониального магического ритуала, взятого из гримуара 17-го века. Моральный кодекс «Делай, что хочешь» телемиты считают этическим законом религии, хотя историк религии Марко Паси отметил, что он не был анархическим или либертарианским по структуре., поскольку Кроули рассматривал людей как часть более широкого общественного организма.

Магия и теология

Кроули верил в объективное существование магии, которую он выбрал для написания «Магия» ", более старое архаичное написание этого слова. За свою карьеру он давал различные определения этого термина. В своей книге «Магия в теории и практике» Кроули определил магию как «науку и искусство вызывать изменения в соответствии с Волей». Он также сказал своему ученику Карлу Гермеру, что «Магия входит в общение с людьми, которые существуют на более высоком плане, чем наш. Мистицизм - это вознесение себя до их уровня». Кроули рассматривал магию как третий путь между религией и наукой, дав «Равноденствие» подзаголовок «Метод науки»; Цель религии. В этом журнале он выразил положительное отношение к науке и научному методу и призвал магов вести подробные записи своих магических экспериментов: «Чем научнее будет запись, тем лучше». На его понимание магии также повлияли работы антрополога Джеймса Фрейзера, в частности, мнение о том, что магия была предшественником науки в рамках культурной эволюции. Однако, в отличие от Фрейзера, Кроули не считал магию пережитком прошлого, которое требовало искоренения, а скорее считал, что магию нужно адаптировать к новому веку науки. В альтернативной схеме Кроули старые системы магии должны были прийти в упадок (согласно концепции Фрейзера), чтобы наука и магия могли синтезироваться в магию, которая одновременно признала бы существование сверхъестественного и экспериментального метода. Кроули сознательно принял исключительно широкое определение магии, которое включало почти все формы технологии как магию, приняв инструменталистскую интерпретацию магии, науки и технологий.

«Для [Кроули] величайшая цель искусства маг должен был слиться с высшей силой, связанной с источниками вселенной, но он не слишком утруждал себя, чтобы последовательно определять эту силу; иногда это был Бог, иногда Единый, иногда богиня, а иногда и собственный Святой Ангел-Хранитель или высшее «я». В конечном итоге он был доволен тем, что природа божественности оставалась загадкой. В результате он писал временами как атеист, временами как монотеист, а иногда как политеист ».

историк Рональд Хаттон

Сексуальность сыграла важную роль в представлениях Кроули о магии и его практике, и была описана как центральная для Телемы. Он выделил три формы сексуальной магии - аутоэротическую, гомосексуальную и гетеросексуальную - и утверждал, что такие действия могут быть использованы для сосредоточения воли мага на конкретной цели, такой как финансовая выгода или личный творческий успех. Для Кроули секс рассматривался как таинство, а потребление сексуальных жидкостей интерпретировалось как Евхаристия. Это часто проявлялось в виде Cakes of Light, бисквита, содержащего либо менструальную кровь, либо смесь спермы и вагинальных жидкостей. Гностическая месса - центральная религиозная церемония в Телеме.

Теологические верования Кроули не были ясны. Историк Рональд Хаттон отметил, что некоторые из работ Кроули можно использовать для доказательства того, что он был атеистом, в то время как некоторые поддерживают идею о том, что он был политеистом, и другие поддерживали идею, что он был мистиком монотеистом. На основе учений из Книги Закона Кроули описал пантеон трех божеств, взятых из древнеегипетского пантеона: Нюит, Хадит и Ра-Хор-Хуит. В 1928 году он заявил, что все «истинные» божества «произошли» от этой троицы. Джейсон Джозефсон-Сторм утверждал, что Кроули опирался на попытки 19 века связать раннее христианство с дохристианскими религиями, такими как Золотая ветвь Фрейзера, чтобы синтезировать христианское богословие и неоязычество, оставаясь при этом критичным по отношению к институциональному и традиционному христианству.

Как при жизни, так и после нее, Кроули широко описывался как сатанист, обычно недоброжелателями. Кроули заявил, что он не считал себя сатанистом и не поклонялся сатане, поскольку он не принимал христианское мировоззрение, в котором считалось, что сатана существует. Тем не менее он использовал сатанинские образы, например, описывая себя как «Зверь 666» и ссылаясь на Вавилонскую блудницу в своей работе, а в более поздней жизни он отправил «карты антихриста » своим друзьям. В своих трудах Кроули иногда называл Айвасса сатаной и однажды назвал его «нашим Господом Богом Дьяволом». Религиовед Гордан Джурджевич заявил, что Кроули «категорически не был« сатанистом », хотя бы по той простой причине, что он не считал себя таковым». Кроули, тем не менее, выразил сильные антихристианские настроения, заявив, что он ненавидит христианство «так же, как социалисты ненавидят мыло», и эта враждебность, вероятно, проистекает из его опыта общения с Плимутскими братьями. Тем не менее, на него повлияла Библия короля Иакова, особенно Книга Откровения, влияние которой можно увидеть в его трудах. Его также обвинили в защите человеческих жертв, в основном из-за отрывка из Книги 4, в котором он заявил, что «ребенок мужского пола совершенной невинности и высокого интеллекта является наиболее удовлетворительной жертвой» и добавил, что он принес жертву около 150 каждый год. Это была насмешливая ссылка на эякуляцию, чего не осознавали его критики, что отражает их собственное «невежество и предубеждение» по отношению к Кроули.

Личная жизнь

Кроули считал себя одной из выдающихся фигур своего времени. Историк Рональд Хаттон заявил, что в молодости Кроули был «снисходительным и ярким молодым человеком», который «совершил умышленное пренебрежение и провокацию социальных и религиозных норм», будучи защищенным от « возмущенное общественное мнение «наследственным богатством». Хаттон также описал Кроули как «неутолимое желание» взять под контроль любую организацию, к которой он принадлежал, и как «склонность к жестоким ссорам» с теми, кто бросил ему вызов. Биограф Кроули Мартин Бут утверждал, что Кроули был «самоуверенным, дерзким, эксцентричным, эгоистичным, очень умным, высокомерным, остроумным, богатым и, когда ему было удобно, жестоким». Точно так же Ричард Б. Спенс отметил, что Кроули был «способен на огромную физическую и эмоциональную жестокость». Биограф Лоуренс Сутин отметил, что Кроули проявлял «храбрость, умение, бесстрашную энергию и замечательную сосредоточенность воли», в то же время демонстрируя «слепое высокомерие, мелкие припадки желчи и [и] презрение к своим способностям. своих собратьев ". Телемит Лон Майло ДюКетт отметил, что Кроули «ни в коем случае не был идеальным» и «часто отчуждал тех, кто любил его больше всего».

Политические взгляды

Кроули любил быть возмутительным. и пренебрегая общепринятой моралью, причем Джон Саймондс отмечал, что он «восстал против моральных и религиозных ценностей своего времени». Политическую мысль Кроули изучал академик Марко Паси, который отметил, что для Кроули социально-политические проблемы были подчинены метафизическим и духовным. Он не принадлежал ни к политическому левому, ни к правому, но, пожалуй, лучше всего его можно отнести к категории «консервативного революционера», несмотря на то, что он не был связан с базирующимся в Германии консервативным революционным движением. Паси описал близость Кроули к крайним идеологиям нацизма и марксизма-ленинизма, которые были нацелены на насильственный переворот общества: «Что Кроули нравилось в нацизме и коммунизме, или, по крайней мере, что вызвало у него любопытство вокруг них была антихристианская позиция и революционные и социально подрывные последствия этих двух движений. В их подрывной силе он видел возможность уничтожения старых религиозных традиций и создания пустоты, которую Телема впоследствии создала быть в состоянии заполнить ". Кроули охарактеризовал демократию как «слабоумный и тошнотворный культ слабости» и заметил, что Книга Закона провозглашает, что «есть господин, а есть раб; дворянин и крепостной;« одинокий волк »и стадо». В этом отношении на него повлияли работы Фридриха Ницше и социал-дарвинизм. Хотя он презирал большую часть британской аристократии, он считал себя аристократом и называл себя Лэрдом Болескином, однажды описав свою идеологию как «аристократический коммунизм».

Взгляды на расу и пол

Кроули был бисексуалом и проявлял сексуальное предпочтение к женщинам, его отношения с мужчинами были реже и сгруппировались в начале его жизни. В частности, он испытывал влечение к «экзотическим женщинам» и неоднократно заявлял, что влюблялся; Качиньский заявил, что «когда он любил, он делал это всем своим существом, но страсть обычно была недолгой». Даже в более позднем возрасте Кроули смог привлечь молодых богемных женщин в любовники, во многом благодаря своей харизме. Он применял термин «Алая женщина» к различным любовницам, которые, по его мнению, играли важную роль в его магической работе. Во время гомосексуального анального полового акта он обычно играл пассивную роль, которая, как считал Бут, «обращалась к его мазохистской стороне». Основная тема многих его работ заключается в том, что духовное просветление возникает через нарушение социально-сексуальных норм.

Кроули отстаивал полную сексуальную свободу как для мужчин, так и для женщин. Он утверждал, что гомосексуалисты и бисексуалы не должны подавлять свою сексуальную ориентацию, комментируя, что человек «не должен стыдиться или бояться быть гомосексуалистом, если он так в глубине души; он не должен пытаться нарушить свою истинную природу из-за публичных мнение, или средневековая мораль, или религиозные предрассудки, которые хотели бы, чтобы он был иначе ". По другим вопросам он занял более консервативную позицию; он выступал против аборта по моральным соображениям, полагая, что ни одна женщина, следуя своей Истинной Воле, никогда не пожелает его.

Биограф Лоуренс Сутин заявил, что «вопиющий фанатизм - постоянный второстепенный элемент в трудах Кроули». Сутин считал Кроули «избалованным отпрыском богатой викторианской семьи, воплотившим многие из худших Джона Булла расовых и социальных предрассудков его современников из высшего сословия», отмечая, что он «воплощал противоречие, которое корчилось во многих западных странах. интеллектуалы того времени: глубоко укоренившиеся расистские взгляды вежливости общества в сочетании с увлечением цветными людьми ". Говорят, что Кроули оскорбил своего близкого друга-еврея Виктора Бенджамина Нойбурга, используя антисемитские оскорбления, и у него были смешанные мнения о евреях как группе. Хотя он похвалил их «возвышенную» поэзию и заявил, что они проявляют «воображение, романтику, верность, честность и человечность», он также думал, что столетия преследований привели некоторых евреев к проявлению «алчности, скупости». раболепие, лживость, хитрость и прочее ». Он также был известен тем, что хвалил различные этнические и культурные группы, например, он думал, что китайский народ демонстрирует« духовное превосходство »над англичанами, и хвалил мусульман за проявление« мужественности, прямоты тонкость и самоуважение ».

И критики Кроули, и сторонники Телемы обвиняли Кроули в сексизме. Бут описал Кроули как проявление« общего женоненавистничества », что, по мнению биографа, возникло от плохих отношений Кроули с его матерью. Сутин отметил, что Кроули «в основном принимал понятие, имплицитно воплощенное в викторианской сексологии, о женщинах как о второстепенных социальных существах с точки зрения интеллекта и чувствительности». Исследователь религии Манон Хеденборг Уайт отметила, что некоторые из идей Кроули заявления являются «несомненно женоненавистническими по современным стандартам», но характеризуют отношение Кроули к женщинам как сложное и многогранное. Комментарии Кроули о роли женщин были весьма драматичными. Только в его письменных работах, даже написанных в аналогичные периоды. Кроули описал женщин как «морально неполноценных», к которым нужно относиться «твердо, доброжелательно и справедливо», а также утверждал, что Телема необходима для эмансипации женщин.

Заявления секретного агента

Биографы Ричард Б. Спенс и Тобиас Чертон предположили, что Кроули был шпионом британских секретных служб и что, среди прочего, он присоединился к Золотой Зари под их командованием, чтобы следить за деятельностью Мазерса, который, как известно, был Карлист. Спенс предположил, что конфликт между Мазерсом и лондонской ложей для храма был частью разведывательной операции, направленной на подрыв авторитета Мазерса. Спенс предположил, что целью поездки Кроули в Мексику могло быть исследование перспектив мексиканской нефти для британской разведки. Спенс предположил, что эта поездка в Китай была организована как часть схемы британской разведки по наблюдению за торговлей опиумом в регионе. Чертон предположил, что Кроули приехал в Москву по приказу британской разведки, чтобы шпионить за революционными элементами в городе.

Наследие и влияние

«[H] e сегодня рассматривается как источник вдохновения для многие люди ищут духовного просветления и / или наставлений в магической практике. Таким образом, хотя при его жизни его книги почти не продавались, а его учеников никогда не было очень много, в настоящее время все его важные работы постоянно печатаются, и люди, определяющие себя как " телемитов »(то есть последователей новой религии Кроули) насчитывается несколько тысяч во всем мире. Более того, влияние Кроули на магически ориентированные новые религиозные движения в некоторых случаях было очень глубоким и всепроникающим. Было бы трудно понять, например, некоторые аспекты англосаксонского неоязычества и современного сатанизма без твердого знания доктрин и идей Кроули. В других областях, таких как поэзия, альпинизм и живопись, он, возможно, был ни цифра, но справедливо признать, что в ограниченном контексте оккультизма он играл и продолжает играть главную роль ».

Марко Паси, 2003.

Кроули оставался влиятельной фигурой, как среди оккультисты и популярная культура, особенно в Британии, но также и в других частях света. В 2002 году опрос BBC поместил Кроули на семьдесят третье место в списке 100 величайших британцев. Ричард Кавендиш писал о нем, что «Алистер, обладая природным талантом, проницательным умом и решительностью, Кроули был лучшим волшебником из всех, кто появился с семнадцатого века ». Ученый эзотерики Эгиль Аспрем описал его как «одну из самых известных фигур современного оккультизма». Ученый эзотерики Воутер Ханеграаф утверждал, что Кроули был крайним представителем «темной стороны оккультизма», добавляя, что он был «самым известным оккультистским магом двадцатого века». Философ Джон Мур высказал мнение, что Кроули выделялся как «современный мастер» по сравнению с другими выдающимися оккультными фигурами, такими как Джордж Гурджиев, П. Д. Успенский, Рудольф Штайнер или Елена Блаватская, также описывая его как «живое воплощение» Освальда Шпенглера Фаустовский человек ". Биограф Тобиас Чертон считал Кроули «пионером исследования сознания». Хаттон отметил, что Кроули занимает «важное место в истории современной западной реакции на восточные духовные традиции», в то время как Сутин считал, что он внес «отчетливо оригинальный вклад» в изучение йоги на Западе.

Телема продолжал развиваться и распространяться после смерти Кроули. В 1969 году O.T.O. была возобновлена ​​в Калифорнии под руководством Грэди Луи Макмертри; в 1985 году его право на титул было безуспешно оспорено в суде конкурирующей группой, Обществом Ордо Темпли Ориентис, возглавляемым бразильским телемитом Марсело Рамосом Мотта. Другой американский телемит - кинорежиссер Кеннет Энгер, на которого с юных лет повлияли произведения Кроули. В Соединенном Королевстве Кеннет Грант распространял традицию, известную как Тифонианская Телема, через свою организацию, Тифонианское О.Т.О., позднее переименованное в Тифонийский Орден. Также в Великобритании оккультист, известный как Амадо Кроули, утверждал, что он сын Кроули; это было опровергнуто академическими исследованиями. Амадо утверждал, что Телема была ложной религией, созданной Кроули, чтобы скрыть свои истинные эзотерические учения, которые, как утверждал Амадо, распространял.

Некоторые западные эзотерические традиции, кроме Телемы, также находились под влиянием Кроули, причем Джурджевич отмечал, что «Кроули» влияние на эзотерику двадцатого века и на современную эзотерику было огромно ". Джеральд Гарднер, основатель гарднерианской Викки, использовал большую часть опубликованных Кроули материалов при составлении гарднерианской ритуальной литургии, а австралийская ведьма Розалин Нортон также находилась под сильным влиянием идей Кроули. В более широком смысле Кроули стал «доминирующей фигурой» в современном языческом сообществе. Л. Рон Хаббард, американский основатель Саентологии, был вовлечен в Телему в начале 1940-х (вместе с Джеком Парсонсом ), и утверждалось, что идеи Кроули повлияли на некоторые работы Хаббарда. Религиоведы Асбьёрн Дирендель, Джеймс Р. Льюис и Джеспер Петерсен отметили, что, несмотря на то, что Кроули не был сатанистом, он «во многих отношениях воплощает досатанистский эзотерический дискурс о сатане и сатанизме через свой образ жизни и свою философию»., с его «имиджем и должностью», оказавшим «важное влияние» на последующее развитие религиозного сатанизма. Например, две выдающиеся фигуры религиозного сатанизма, Антон ЛаВей и Майкл Акино, находились под влиянием работы Кроули

Кроули также имел более широкое влияние в Британская массовая культура. После его пребывания в Чефалу, которое привлекло к нему внимание британской общественности, появились различные «литературные Кроули»; персонажи художественной литературы, основанной на нем. Одним из первых был персонаж поэтессы Шелли Арабин в романе Джона Бьюкена 1926 года Танцующий пол. В своем романе Дьявол едет писатель Деннис Уитли использовал Кроули как частичную основу для персонажа Дэмиена Моркаты, дородного лысого священника без сана, который занимается черной магией. Оккультист Дион Форчун использовала Кроули в качестве основы для персонажей своих книг «Секреты доктора Тавернера» (1926) и «Крылатый бык» (1935). Он был включен как один из персонажей на обложке альбома The Beatles Sgt. Группа «Клуб одиноких сердец» Пеппера (1967) и его девиз «Делай, что хочешь» были выгравированы на виниле альбома Led Zeppelin Led Zeppelin III (1970). Соучредитель Led Zeppelin Джимми Пейдж купил Boleskine в 1971 году, и часть фильма группы The Song Remains the Same снималась прямо на территории. Он продал его в 1992 году. Хотя Дэвид Боуи делает лишь мимолетную ссылку на Кроули в текстах своей песни «Quicksand » (1971), было высказано предположение, что тексты Боуи Хит №1 Let's Dance (1983) может существенно перефразировать стихотворение Кроули 1923 года «Лирика любви к Лии». Оззи Осборн и его автор текстов Боб Дэйсли написали песня под названием «Мистер Кроули » (1980). Кроули начал привлекать к себе внимание ученых в конце 1990-х.

Библиография

Ссылки

Сноски

Источники

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 19:51:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте