Оккультизм

редактировать
«знание скрытого» или «знание паранормального»

В самом широком смысле, оккультизм - категория сверхъестественных верований и практик, которые не подпадают ни под религию, ни науку, охватывая такие явления, как те, которые связаны с мистицизмом, духовность и магия с точки зрения любой потусторонней силы. Он также может относиться к другим нерелигиозным сверхъестественным идеям, таким как экстрасенсорное восприятие и парапсихология. Использование термина в качестве именного прилагательного особенно развилось с конца двадцатого века. В тот же период оккультизм и культура были объединены, чтобы сформировать неологизм оккультура Бытие П-Орридж.

Термин «оккультные науки» использовался в 16 веке для обозначения к астрологии, алхимии и естественной магии, которые сегодня считаются псевдонауками. Термин оккультизм появился во Франции 19 века, где он стал ассоциироваться с различными французскими эзотерическими группами, связанными с Элифасом Леви и Папюсом, а в 1875 г. был введен в английский язык эзотериком Еленой Блаватской. На протяжении 20-го века этот термин идиосинкратически использовался рядом разных авторов, но к 21-му веку он стал широко использоваться - в том числе академическими учеными-эзотериками - для обозначения ряда эзотерических течений, развившихся в середина 19 века и их потомки. Таким образом, оккультизм часто используется для классификации таких эзотерических традиций как спиритуализм, теософия, антропософия, герметический орден Золотой Зари и Нью Эйдж.

Содержание

  • 1 Оккультные науки
    • 1.1 Оккультные качества
  • 2 Оккультизм
  • 3 Этимология
    • 3.1 Этическое использование термина
    • 3.2 Оккультизм
    • 3.3 Оккультура
    • 3.4 Оккультизм и технология
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Примечания
    • 5.2 Сноски
    • 5.3 Библиография
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Оккультизм науки

Идея «оккультных наук» возникла в шестнадцатом веке. Этот термин обычно охватывает три практики: астрологию, алхимию и природную магию, хотя иногда также включались различные формы гадания, а не подпадают под природную магию. Они были сгруппированы вместе, потому что, по словам голландского исследователя герметизма Воутера Ханеграафа, «каждый из них занимался систематическим исследованием природы и природных процессов в контексте теоретических основ. который во многом полагался на веру в оккультные качества, добродетели или силы ". Хотя между этими различными оккультными науками есть области пересечения, они разделены, и в некоторых случаях практикующие одну отвергают другие как незаконные.

В эпоху Просвещения оккультизм все чаще стало рассматриваться как внутренне несовместимое с концепцией науки. С этого момента использование «оккультной науки (ов)» означало сознательную полемику против господствующей науки. Тем не менее, философ и историк карточных игр Майкл Даммит, чей анализ исторических свидетельств показал, что гадание и оккультные интерпретации с использованием карт были неизвестны до 18 века, сказал, что этот термин оккультная наука не была ошибочной, потому что «люди, которые верят в возможность открытия будущего или в проявление сверхъестественных способностей, делают это потому, что эффективность применяемых ими методов согласуется с некоторой систематической концепцией, которой они придерживаются относительно функционирования Вселенной... однако ее эмпирическая основа неубедительна ».

В своей книге« Первобытная культура »1871 года антрополог Эдвард Тайлор использовал термин« оккультная наука »как синоним магии.

Оккультные качества

Оккультные качества - это свойства, которым нет рационального объяснения; в Средневековье, например, магнетизм считался оккультным качеством. Эфир - еще один такой элемент. Современники Ньютона строго подверг критике его теорию о том, что гравитация осуществляется посредством «действия на расстоянии», как оккультизм.

Оккультизм

Французский эзотерик Элифас Леви популяризировал термин «оккультизм» в 1850-х годах. Его переосмысление традиционных эзотерических идей привело к тому, что его назвали источником «так называемого оккультистского течения».

В англоязычном мире видными фигурами в развитии оккультизма были Елена Блаватская и другие фигуры, связанные с ее Теософическим обществом, старшие фигуры в Герметическом Ордене Золотой Зари, такие как Уильям Винн Уэсткотт и Сэмюэл Лидделл МакГрегор Мазерс, а также других лиц, таких как Паскаль Беверли Рэндольф, Эмма Хардиндж Бриттен, Артур Эдвард Уэйт и - в начале двадцатого века - Алистер Кроули, Дион Форчун и Исраэль Регарди. К концу девятнадцатого века оккультистские идеи распространились также в других частях Европы, таких как Германская империя, Австро-Венгрия и Королевство Италии.

В отличие от более старых форм эзотеризма, оккультизм не отвергает «научный прогресс или современность». Леви подчеркивал необходимость разрешения конфликта между наукой и религией, чего, по его мнению, можно было достичь, обратившись к тому, что он считал древней мудростью, обнаруженной в магии. Французский исследователь западного эзотеризма Антуан Фэвр отметил, что вместо того, чтобы прямо признать «торжество сциентизма», оккультисты искали «альтернативное решение», пытаясь объединить «научный прогресс или современность» с «глобальным видением, которое послужит тому, чтобы сделать пустоту материализма более очевидной ». Голландский исследователь герметизма Воутер Ханеграаф заметил, что оккультизм был «по сути попыткой приспособить эзотеризм» к «разочарованному миру », обществу постпросвещения, в котором растущие научные открытия искоренили ранее присутствовавшее «измерение неразрешимой тайны». Тем самым, заметил он, оккультизм дистанцировался от «традиционного эзотеризма», который принял предпосылку «зачарованного» мира. Согласно британскому историку западной эзотерики Николасу Гудрику-Кларку, оккультистские группы обычно ищут «доказательства и доказательства, прибегая к научным тестам или терминологии».

В его работе о Леви, немце. историк религии Джулиан Штрубе утверждал, что стремление оккультистов к «синтезу» религии, науки и философии напрямую проистекало из контекста современного социализма и прогрессивного католицизма. Подобно спиритизму, но открыто противодействуя ему, появление оккультизма следует рассматривать в контексте радикальной социальной реформы, которая часто была связана с установлением новых форм «научной религии» и в то же время пропагандировала возрождение духовной религии. древняя традиция «истинной религии». В самом деле, появление и современного эзотеризма, и социализма в июльской монархии Франции было по своей сути переплетено.

Другая особенность оккультистов состоит в том, что - в отличие от более ранних эзотериков - они часто открыто дистанцировались от Христианство, в некоторых случаях (например, у Кроули) даже явно антихристианская позиция. Это отражало, насколько повсеместно влияние секуляризации было во всех сферах европейского общества. Отвергая христианство, эти оккультисты иногда обращались к дохристианским системам верований и принимали формы современного язычества, в то время как другие вместо этого принимали влияние религий Азии, таких как индуизм и Буддизм. В разных случаях некоторые оккультисты делали и то, и другое. Другой характерной чертой этих оккультистов был акцент, сделанный ими на «духовной реализации личности», идея, которая сильно повлияла на Нью Эйдж и движение за человеческий потенциал двадцатого века. Это духовное осознание поощрялось как традиционными западными «оккультными науками», такими как алхимия и церемониальная магия, но к началу двадцатого века также начали включать практики, заимствованные из незападных стран. контексты, такие как йога.

Хотя оккультизм отличается от более ранних форм эзотерики, многие оккультисты также были вовлечены в более старые эзотерические течения. Например, такие оккультисты, как Рудольф Штайнер, также были теософами, придерживаясь идей раннего христианского мыслителя Якоба Бёме и стремившихся интегрировать идеи Боми. теософия и оккультизм. Однако было отмечено, что это дистанцирование от Теософского Общества следует понимать в свете полемических формирований идентичности среди эзотеристов к концу девятнадцатого века.

Этимология

Самое раннее известное использование термина «оккультизм» на французском языке, как l'occultisme. В таком виде он появляется в статье А. де Лестранжа, опубликованной в «Dictionnaire des mots nouveaux» («Словарь новых слов») в 1842 году. Однако на тот момент он не имел отношения к понятию «Ésotérisme chrétien»., как утверждал Ханеграаф, но для описания политической «системы оккультизма», направленной против священников и аристократов. Французский эзотерик Элифас Леви затем использовал этот термин в своей влиятельной книге по ритуальной магии, Dogme et rituel de la haute magie, впервые опубликованной в 1856 году. В 1853 году Масонский автор уже использовал оккультизм в своей популярной работе Maçonnerie occulte, связывая его с более ранними практиками, которые, начиная с эпохи Возрождения, назывались «оккультными науками» или «оккультной философией», а также с недавними социалистическими учениями Шарль Фурье. Леви был знаком с этой работой и мог позаимствовать этот термин оттуда. В любом случае Леви также утверждал, что является представителем более древней традиции оккультной науки или оккультной философии. Именно из-за того, что он использовал термин «оккультизм», он получил более широкое распространение; по словам Фэвра, Леви был «главным представителем эзотеризма в Европе и Соединенных Штатах» в то время.

Самое раннее использование термина «оккультизм» на английском языке, по-видимому, относится к «Несколько вопросов к« Хираф »», статья 1875 года, опубликованная в журнале «Американский спиритуалист». Статья написана Еленой Блаватской, русской эмигранткой, живущей в Соединенных Штатах, которая основала религию теософии.

Различные авторы двадцатого века по-разному использовали термин оккультизм. Некоторые писатели, такие как немецкий философ Теодор В. Адорно в своих «Тезисах против оккультизма», использовали этот термин как широкий синоним иррациональности. В своей книге 1950 года L'occultisme использовал этот термин как синоним эзотеризма, подход, который, как предложил более поздний исследователь эзотерики Марко Паси, оставил термин излишним. В отличие от Амаду, другие писатели рассматривали оккультизм и эзотеризм как разные, хотя и связанные, явления. В 1970-х годах социолог провел различие между оккультизмом, который он использовал в отношении практик, техник и процедур, и эзотеризмом, который он определил как религиозные или философские системы убеждений, на которых основаны такие практики. Это разделение было первоначально принято ранним академическим исследователем эзотерики Антуаном Фэвром, хотя позже он отказался от него; оно было отвергнуто большинством ученых, изучающих эзотеризм.

Другое подразделение использовало Традиционалист автор Рене Генон, который использовал эзотеризм для описания того, что, по его мнению, было традиционалистское, внутреннее учение, лежащее в основе большинства религий, в то время как оккультизм использовался уничижительно для описания новых религий и движений, которые он не одобрял, таких как спиритуализм, теософия и различные тайные общества. Генон использовал эту терминологию более поздних авторов, таких как Серж Ютин и Люк Бенуа. Как отмечает Ханеграаф, использование этих терминов уходит корнями в его традиционалистские убеждения и «не может быть принято как научное обоснование».

Термин «оккультизм» происходит от более старого термина «оккультизм», так же как термин «эзотеризм» происходит от термина «оккультизм». старый термин эзотерический. Однако историк эзотерики Воутер Ханеграаф заявил, что важно различать значения терминов оккультизм и оккультизм. Оккультизм не является однородным движением и широко разнообразен.

На протяжении своей истории термин «оккультизм» использовался по-разному. Однако в современном смысле оккультизм обычно относится к формам эзотеризма, которые развились в девятнадцатом веке, и их производным от двадцатого века. В описательном смысле он использовался для описания форм эзотеризма, которые развились во Франции девятнадцатого века, особенно в среде неомартинистов. Согласно историку эзотеризма Антуану Фэвру, именно с эзотериком Элифасом Леви впервые появляется «собственно так называемое оккультистское течение». Среди других выдающихся французских эзотеристов, участвовавших в развитии оккультизма, были Папюс, Станислас де Гуайта, Жозефин Пеладан, Жорж-Альберт Пуйу де Пувурвиль и Жан Брико.

Этическое использование термина

В 1990-х годах голландский ученый Воутер Ханеграаф выдвинул новое определение оккультизма для научных целей.

В середине 1990-х годов появилось новое определение « оккультизм »был выдвинут Воутером Ханеграафом. По словам Ханеграафа, термин оккультизм может использоваться не только для групп девятнадцатого века, которые открыто самоописывались, используя этот термин, но также может использоваться в отношении «того типа эзотеризма, который они представляют».

Стремясь дать определение оккультизма так, чтобы этот термин подходил «как этическая категория» для ученых, Ханеграаф разработал следующее определение: «категория в изучении религий, которая включает в себя» все попытки эзотериков чтобы понять разочарованный мир или, альтернативно, людьми в целом, чтобы понять эзотеризм с точки зрения разочарованного секулярного мира ". Ханеграаф отметил, что это этическое употребление термина не зависит от emic употреблений термина, используемого оккультистами и другими эзотериками.

В этом определении оккультизм охватывает многие эзотерические течения, которые развивались с середины девятнадцатого века и далее, включая спиритуализм, теософию, герметический орден Гол den Dawn и New Age. Используя это этическое понимание «оккультизма», Ханеграаф утверждал, что его развитие можно увидеть в работах шведского эзотерика Эмануэля Сведенборга и в месмеристском движении восемнадцатого века, хотя добавил, что оккультизм возник только в «полностью развитой форме» как спиритуализм, движение, которое развилось в Соединенных Штатах в середине девятнадцатого века.

Марко Паси предположил, что использование определения Ханеграафа может вызвать путаницу со стороны представляя группу эзотеристов девятнадцатого века, которые называли себя «оккультистами», как часть более широкой категории эзотеристов, которых ученые назвали бы «оккультистами».

После этих дискуссий Джулиан Струбе утверждал, что Леви и другие современники Авторы, которых теперь считали бы эзотериками, развивали свои идеи в первую очередь не на фоне эзотерической традиции. Скорее, представление Леви об оккультизме возникло в контексте весьма влиятельных радикальных социалистических движений и широко распространенных прогрессивных, так называемых неокатолических идей. Это еще больше усложняет характеристики оккультизма Ханеграафа, поскольку на протяжении девятнадцатого века они относились к этим реформистским движениям, а не к предполагаемой группе эзотеристов.

Оккультизм

Термин «оккультизм» также использовался. используется как субстантивированное прилагательное «оккультизм», термин, который особенно широко использовался журналистами и социологами. Этот термин был популяризирован публикацией книги Колина Уилсона 1971 года Оккультизм. Этот термин использовался как «интеллектуальная корзина для мусора», в которую было помещено множество верований и обычаев, поскольку они не сразу попадают в категории религии или науки. По словам Ханеграафа, «оккультизм» - это категория, в которую помещается ряд верований от «духов или фей до парапсихологических экспериментов, от похищений НЛО до восточного мистицизма, от легенд о вампирах до ченнелинга и т. Д.»

Оккультура

Неологизм оккультизма использовался в индустриальной музыке в конце двадцатого века и, вероятно, был придуман одной из центральных фигур, музыкантом и оккультистом Генезис П-Орридж. Именно в этой сцене религиозный деятель Кристофер Партридж столкнулся с этим термином. Партридж использовал этот термин в академическом смысле. Они заявили, что оккультура была «новой духовной средой на Западе; резервуаром, питающим новые духовные источники; почвой, на которой растут новые духовности».

Оккультизм и технологии

Недавно ученые предложили взгляды на оккультизм как на переплетение со СМИ и технологиями. Примеры включают работы теоретика кино и средств массовой информации Джеффри Сконсе и ученого-религиоведа Джона Дарема Питерса, оба из которых предполагают, что оккультные движения исторически использовали средства массовой информации и аппараты в качестве инструментов для раскрытия скрытых аспектов жизни. реальность или законы природы. Эрик Дэвис в своей книге Techgnosis дает обзор оккультизма, как древнего, так и современного, с точки зрения кибернетики и информационных технологий. Философ Юджин Такер обсуждает «оккультную философию» Агриппы в своей книге «В пыли этой планеты», где он показывает, как жанр ужасов использует оккультные темы, чтобы раскрыть скрытые реальности.

См. Также

  • значок Религиозный портал

Ссылки

Примечания

Сноски

Библиография

Дополнительная литература

  • Даммит, Майкл (1980). Игра Таро. Дакворт, Лондон. ISBN 0 7156 1014 7
  • Форшоу, Питер, «Оккультное средневековье», Кристофер Партридж (ред.), Оккультный мир, Лондон: Рутледж, 2014 [1]
  • Конту, Татьяна - Уилберн, Сара (ред.) (2012). Спиритуализм и оккультизм девятнадцатого века. Ашгейт, Фарнем. ISBN 978-0-7546-6912-8
  • Партридж, Кристофер (ред.), Оккультный мир, Лондон: Рутледж, 2014. ISBN 0415695961

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Оккультизмом
Викискладе есть СМИ, связанные с Оккультизмом.
Последняя правка сделана 2021-06-01 07:36:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте