Шарль Фурье | |
---|---|
![]() | |
Родился | Франсуа Мари Шарль Фурье. (1772-04-07) 7 апреля 1772 г.. Безансон, Франция |
Умер | 10 октября 1837 г. (1837-10-10) (65 лет). Париж, Франция |
Эпоха | Философия XIX века |
Регион | Западная философия |
Школа | Утопический социализм. Фурьеризм |
Основные интересы | Политическая философия. Экономика. Философия желания |
Известные идеи | Phalanstère. «Привлекательная работа» |
Влияния | |
Влияния | |
Франсуа Мари Шарль Фурье (; французский: ; 7 апреля 1772 г. - 10 октября 1837 г.) был французским философом, влиятельным ранним социалистическим мыслителем и одним из основоположников утопического социализма. Некоторые социальные и моральные взгляды Фурье, которые при его жизни считались радикальными, стали мейнстримом в современном обществе. Например, Фурье считается создателем слова феминизм в 1837 году.
Социальные взгляды и предложения Фурье вдохновили целое движение преднамеренных сообществ. Среди них в Соединенных Штатах были сообщества Утопия, Огайо ; Ла Реюньон рядом с сегодняшним днем Даллас, Техас ; Цюрихское озеро, Иллинойс ; Североамериканская фаланга в Ред-Бэнк, Нью-Джерси ; Брук Фарм в Уэст-Роксбери, Массачусетс ; Community Place и Sodus Bay Phalanx в штате Нью-Йорк; Силквилл, Канзас и некоторые другие. Позже Фурье вдохновил множество революционных мыслителей и писателей.
Фурье родился в Безансоне, Франция, 7 апреля 1772 года. Сын мелкого предпринимателя, Фурье больше интересовался архитектурой, чем торговлей отца. Он хотел стать инженером, но местное военно-инженерное училище принимало только сыновей дворян. Позже Фурье сказал, что был благодарен за то, что не стал заниматься инженерией, потому что это отняло бы слишком много его времени и лишило бы его истинного желания помочь человечеству.
Когда его отец умер в 1781 году, Фурье получил два -пятая часть имущества его отца на сумму более 200 000 франков. Это наследство позволило Фурье на досуге путешествовать по Европе. В 1791 году он переехал из Безансона в Лион, где работал у купца М. Буске. Путешествие Фурье также привело его в Париж, где он несколько месяцев работал главой Статистического управления. С 1791 по 1816 год Фурье работал в Париже, Руане, Лионе, Марселе и Бордо. Как коммивояжер и корреспондент, его исследования и размышления были ограничены во времени: он жаловался на «служение мошенничеству торговцев» и отупение «лживыми и унизительными обязанностями». Он начал писать, и его первая книга была опубликована в 1808 году, но было продано лишь несколько экземпляров. Удивительно, но через шесть лет книга попала в руки мсье Жюста Мюрона, который со временем стал покровителем Фурье. Фурье написал большую часть своих сочинений между 1816 и 1821 годами. В 1822 году он снова попытался продать свои книги, но безуспешно.
Фурье умер в Париже в 1837 году.
Фурье заявил, что забота и сотрудничество были секретами социального успеха. Он считал, что в обществе, которое сотрудничает, значительно повысится уровень производительности труда. Рабочие будут получать вознаграждение за свой труд в соответствии с их вкладом. Фурье видел, что такое сотрудничество происходит в сообществах, которые он назвал «фалангами», основанными на структурах, называемых Phalanstères или «грандиозные отели». Эти здания представляли собой четырехуровневые жилые комплексы, где у самых богатых были самые верхние квартиры, а у самых бедных - жилища на первом этаже. Богатство определялось работой; рабочие места распределялись исходя из интересов и желаний человека. Были стимулы: работа, которую людям не нравилось выполнять, получала более высокую оплату. Фурье считал торговлю, которую он связывал с евреями, «источником всего зла» и выступал за то, чтобы евреев заставляли выполнять сельскохозяйственные работы в фаланстерах. К концу своей жизни Фурье выступал за возвращение евреев в Палестину с помощью Ротшильдов. Джон К. Рот и Ричард Л. Рубинштейн имели считал, что Фурье мотивирован экономическим и религиозным антисемитизмом, а не расовым антисемитизмом, который возникнет позже в этом веке.
Фурье характеризует бедность (а не неравенство)) как основную причину беспорядков в обществе, и он предлагал искоренить это с помощью достаточно высокой заработной платы и «достойного минимума» для тех, кто не может работать. Фурье использовал слово «цивилизация» в отрицательном смысле, и как таковое «Презрение Фурье к уважаемым мыслителям и идеологиям его времени было настолько сильным, что он всегда использовал термины философ и цивилизация в уничижительном смысле. В его лексиконе цивилизация была развращенным порядком. синоним вероломства и принуждения... Атака Фурье на цивилизацию обладала качествами, которых нельзя было найти в трудах любого другого социального критика его времени ».
Для Герберт Маркузе «Идея либидозных трудовых отношений в развитом индустриальном обществе не находит поддержки в традициях мысли, и там, где такая поддержка ожидается, она кажется опасной по своему характеру. Превращение труда в удовольствие является центральным идея гигантской социалистической утопии Фурье ».
Фурье настаивает на том, что эта трансформация требует полного изменения социальных институтов: распределения общественного продукта в соответствии с потребностями, распределения функций в соответствии с к индивидуальным способностям и склонностям, постоянной смене функций, коротким периодам работы и так далее. Но возможность «привлекательного труда» (travail attryant) проистекает прежде всего из высвобождения либидозных сил. Фурье предполагает наличие влечения к индустрии, которая способствует приятному сотрудничеству. Он основан на влечении пассионария в природе человека, которое сохраняется, несмотря на противоположность разума, долга и предрассудков. Это страстное влечение направлено на достижение трех основных целей: создание «роскоши или удовольствия пяти чувств»; формирование либидинозных групп (дружбы и любви); и установление гармоничного порядка, организация этих групп для работы в соответствии с развитием индивидуальных "страстей" (внутренней и внешней "игры" способностей).Он полагал, что существует двенадцать общих страстей, которые привели к 810 типы характера, поэтому в идеальной фаланге было бы ровно 1620 человек. Однажды их будет шесть миллионов, свободно управляемых миром "", или (позже) a. Он беспокоился о сексуально отвергнутых; брошенных женихов уводит отряд фей, которые вскоре излечивают их от любовной тоски, а посетители могут обращаться к картотеке типов личности для поиска подходящих партнеров для случайного секса. Он также защищал гомосексуализм как личное предпочтение некоторых людей. Анархист Хаким-бей описывает идеи Фурье следующим образом:
В системе гармонии Фурье вся творческая деятельность, включая промышленность, ремесло, сельское хозяйство и т. Д., Будет происходить из освобожденной страсти - это знаменитая теория «привлекательного труда».. " Фурье сексуализирует саму работу - жизнь Фаланстера - это непрерывная оргия сильных чувств, разума и активности, общество любовников и диких энтузиастов.
Фурье был также был сторонником прав женщин в период, когда преобладали такие влияния, как Жан-Жак Руссо. Фурье считал, что все важные рабочие места должны быть открыты для женщин на основе навыков и способностей, а не закрыты по признаку пола. Он говорил о женщинах как о личности, а не как о половине человеческой пары. Фурье видел, что «традиционный» брак потенциально может ущемить права женщины как человека и, следовательно, никогда не вступать в брак. До появления термина «гомосексуализм» Фурье утверждал, что как мужчины, так и женщины имеют широкий спектр сексуальных потребностей и предпочтений, которые могут меняться на протяжении всей их жизни, включая однополую сексуальность и андрогенность. Он утверждал, что любое сексуальное самовыражение должно приносить удовольствие, пока люди не подвергаются жестокому обращению, и что «подтверждение своего отличия» может фактически улучшить социальную интеграцию.
Фурье заботился о том, чтобы освободить каждого человека, мужчину, женщину и ребенок в двух смыслах: образование и освобождение человеческих страстей.
Что касается образования, Фурье считал, что «цивилизованные» родители и учителя рассматривают детей как маленькие бездельники. Фурье считал такое мышление неправильным. Он считал, что дети в возрасте двух и трех лет очень трудолюбивы. Он перечислил доминирующие вкусы у всех детей, включая, но не ограничиваясь ими:
Фурье был глубоко обеспокоен беспорядком своего времени и хотел стабилизировать ход событий, которые его окружали. Фурье видел своих собратьев, живущих в мире, полном раздоров, хаоса и беспорядка.
Фурье больше всего запомнился своими трудами о новом мировом порядке, основанном на единстве действий и гармонии. сотрудничество. Он также известен некоторыми утопическими заявлениями, например, что моря потеряют свою соленость и превратятся в лимонад, а также случайным взглядом на изменение климата, что Северный полюс будет мягче, чем Средиземное море, в будущей фазе Совершенной Гармонии.
Влияние идей Фурье на французскую политику было перенесены в Революцию 1848 года и Парижскую Коммуну такими последователями, как Виктор Консидеран.
«Когда, как следствие человеческого совершенствования, - сказал я, - земной шар достигнет своего окончательного совершенства, великий океан будет преобразован в особый вид. лимонада, который был в моде в Париже во времена Фурье. Он называет это лимонадой cedre. Это факт! Только представьте, что городские доки каждый день наполняются приливом этого восхитительного напитка! "
![]() | Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Шарлем Фурье |
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Чарльзом Фурье |
![]() | Викискладе есть СМИ, относящиеся к Шарлю Фурье. |