Движение за человеческий потенциал ( HPM) возникло из контркультурного движения 1960-х годов и сформировалось вокруг концепции культивирования экстраординарного потенциала, который, по мнению его сторонников, в значительной степени не задействован во всех людях. Движение взяло за основу веру в то, что благодаря развитию «человеческого потенциала» люди могут испытать исключительное качество жизни, наполненное счастьем, творчеством и удовлетворением. Как следствие, те, кто начинает раскрывать этот предполагаемый потенциал, часто обнаруживают, что направляют свои действия в обществе на то, чтобы помочь другим раскрыть свой потенциал. Приверженцы верят, что чистый эффект от индивидуального развития своего потенциала приведет к положительным социальным изменениям в целом.
Возникновение HPM связано с гуманистической психологией. Теория Авраама Маслоу о самоактуализации как высшем выражении человеческой жизни сильно повлияла на движение. Институты по развитию человеческого потенциала, основанные в 1955 году Гленном Доманом и Карлом Делакато, представляют собой раннего предшественника Движения за человеческий потенциал и оказали на него влияние, при этом Доман заявил: «Каждый рожденный ребенок в момент рождения: потенциальный интеллект больше, чем когда-либо использовал Леонардо да Винчи ".
В середине 1960-х Джордж Леонард проводил в Соединенных Штатах исследование человеческого потенциала для журнала Look. В своем исследовании он опросил 37 психиатров, исследователей мозга и философов на тему человеческого потенциала. Он обнаружил, что «ни один из них не сказал, что мы использовали более 10% своей мощности».
В ходе своего исследования Леонард познакомился с Майклом Мерфи, соучредителем зарождающегося Института Эсален (основанного в 1962 году), который в то время проводил образовательные программы для взрослых на тему «человеческий потенциал». Леонард и Мерфи стали близкими друзьями и вместе «выдвинули идею о том, что должно быть движение за человеческий потенциал».
Некоторые считали, что HPM имеет отношение к психоделической культуре, такой как хиппи и « Лето любви». По словам автора Эндрю Гранта Джексона, принятие Джорджем Харрисоном индуистской философии и индийских инструментов в его песнях с Beatles в середине 1960-х годов вместе с широко разрекламированным исследованием трансцендентальной медитации группой «по-настоящему положило начало» движению за человеческий потенциал..
Как пишет Элизабет Паттик в Энциклопедии новых религий:
Движение за человеческий потенциал (HPM) зародилось в 1960-х годах как контркультурное восстание против господствующей психологии и организованной религии. Это не сама по себе религия, новая или какая-то другая, а психологическая философия и рамки, включающие набор ценностей, которые сделали ее одной из самых значительных и влиятельных сил в современном западном обществе.
Абрахам Маслоу опубликовал свою концепцию иерархии потребностей в статье в 1943 году. Он утверждал, что по мере удовлетворения основных потребностей людей в выживании их желание расти в ментальном и эмоциональном измерениях возрастает. Он также ввел термин «метамотивация» для описания мотивации людей, которые выходят за рамки основных потребностей и стремятся к постоянному улучшению.
Майкл Мерфи и Дик Прайс основали Институт Эсален в 1962 году, прежде всего как центр изучения и развития человеческого потенциала, и некоторые люди по-прежнему считают Эсален географическим центром движения сегодня.
Олдос Хаксли читал лекции о «Человеческом потенциале» в Эсалене в начале 1960-х годов. Его сочинения и лекции о мистических измерениях психоделиков и о том, что он называл « вечной философией », были основополагающими. Более того, его призыв к учреждению, которое могло бы обучать «невербальным гуманитарным наукам» и развитию «человеческих возможностей», служил рабочим заявлением о миссии раннего Эсалена.
Кристофер Лаш отмечает влияние движения за человеческий потенциал через терапевтический сектор : «Новые методы лечения, порожденные движением за человеческий потенциал, по словам Питера Марина, учат, что« индивидуальная воля всемогуща и полностью определяет судьбу »; таким образом, они усиливаются. «изоляция себя».
Джордж Леонард, писатель и редактор журнала, проводивший исследование для статьи о человеческом потенциале, рано оказал большое влияние на Эсален. Леонард утверждает, что он придумал фразу «движение человеческого потенциала» во время мозгового штурма с Майклом Мерфи и популяризировал ее в своей книге 1972 года «Трансформация: руководство к неизбежным изменениям в человечестве». Впоследствии Леонард тесно сотрудничал с Институтом Эсален, а в 2005 году стал его президентом.
Интерес к концепциям человеческого потенциала растет в Европе благодаря учебным курсам, предназначенным для менеджеров, аспирантов и безработных, которые в основном финансировались Европейским союзом в рамках курсов общественного развития в 1980-х и 1990-х годах. В эти курсы такие модули, как коммуникативные навыки, маркетинг, лидерство и другие в области «мягких навыков», были встроены в программы и позволили ознакомиться с большинством концепций человеческого потенциала. Ключевую роль сыграла «Стратегическая цель 3, 4 и 5 ЕС», которая явно включала сквозные ключевые компетенции, такие как обучение, чтобы учиться, чувство инициативы, предпринимательство и культурная осведомленность ».
Эти учебные программы продолжительностью от 900 до 1200 часов направлены на развитие творческих способностей и инноваций, включая предпринимательство, и охватывают все уровни образования и подготовки концепций человеческого потенциала. Одна из основных концепций, иерархия потребностей Маслоу, теория психологического здоровья, основанная на удовлетворении врожденных человеческих потребностей, стала популярной в Европе в 80-х годах в основном в качестве поддержки для понимания потребностей потребителей и только после ее использования в качестве ключевой концепции маркетинга. Книга Филипа Котлера «Маркетинговый менеджмент» была особенно влиятельной в 80-х годах в популяризации нескольких концепций человеческого потенциала, которые были «встроены» в книгу и вошли в рабочее и управленческое сообщество.
В Европе появились специализированные книги о человеческом потенциале, которые можно найти в работах конкретных авторов. Что касается «англоязычной» культурной области, работа Джона Уитмора содержит резкую критику основных подходов к человеческому потенциалу как быстрого лекарства для самосовершенствования: «Вопреки привлекательным утверждениям « Одноминутного менеджера », в бизнесе нет быстрых решений. ".
Что касается «латинской» культурной области, ранний подход к человеческому потенциалу можно найти в работах Марии Монтессори. На теорию и философию образования Монтессори повлияли работы Жана Марка Гаспара Итара, Эдуарда Сегена, Фридриха Фребеля, Иоганна Генриха Песталоцци. В ее модели особое внимание уделялось автономному обучению, сенсорному исследованию и обучению детей физической активности, расширению возможностей их чувств и мыслей путем воздействия на вид, запахов и тактильных ощущений, а затем и решения проблем.
|
|