Движение преданности Харидаса зародилось в Карнатаке, Индия, после Мадхвачарьи и распространился на восточные штаты, такие как Бенгалия и Ассам в средневековой Индии. На протяжении почти шести веков несколько святых и мистиков помогали формировать культуру, философию и искусство Южной Индии в целом и Карнатаки в частности, оказывая значительное духовное влияние на массы и королевства, правившие Южной Индией.
Это движение было начато Харидасом (букв. «Слуги Господа Хари ») и сформировалось в период XIII - XIV веков н.э., до и во время раннего правления Империя Виджаянагара. Основная цель этого движения состояла в том, чтобы распространить Двайта философию Мадхвачарьи (Мадхва Сиддханта) в массы через литературную среду, известную как Даса Сахитья (освещенная «литература слуг народа»). Господь ").
Выдающиеся индуистские философы, поэты и ученые, такие как Шрипадарая, Вьясатиртха, Вадираджатиртха, Пурандара дас и Канака дас сыграли важную роль в это время. Хотя движение зародилось в стране каннада и позже распространилось на другие части Южной Индии, оно было чистым результатом более ранних религиозных движений, таких как движение Вирашаива (Вачанская литература на каннаде) северной Карнатаки во главе с Басаванной (12 век) и алваром святыми Тамил Наду (10 век). Позже Валлабхачарья в Гуджарате и Гуру Чайтанья испытали влияние учения Мадхвачарьи. Преданные Чайтаньи Махапрабху основали Международное общество сознания Кришны (ИСККОН ), известное в просторечии как Движение Харе Кришна.
Харидасы были святыми, некоторые из них были странствующими бардами и считали себя рабами своего верховного господина - Хари. В то время как движение было в основном провозглашено браминами, оно было религиозным, идеалы и мысли которого пронизывали все слои общества и получали заслуживающий внимания вклад. Движение Харидаса можно рассматривать как часть более крупного движения бхакти, чье преданное вдохновение для масс длилось более тысячелетия. Движение Харидаса внесло значительный вклад в религиозную литературу каннада.
Происхождение движения Харидаса - Неизвестно, но некоторые легенды указывают на то, что были святые люди и цари, которые исповедовали эту форму поклонения еще в 9 веке. Однако хорошо известно, что великая вайшнавская религиозная преданность, называемая Даса Кута, нашла свою организационную основу и начала производить большие собрания преданных в Карнатаке регионе, в основном из-за Веданта (философия), предложенная в 13 веке Мадхвачарьей из Удупи (1238–1317 гг. Н. Э.)
Харидасами, которые пропагандировали философию Мадхвачарьи принадлежал к двум группам; Дасакута, те, кто передавал философию Мадхвачарьи простой и ясной каннада массам, и Вьясакута, те, кто должен был владеть Ведами, Упанишадами и другие даршаны (писания). В этот период это движение стало сильной духовной силой, которая способствовала возрождению сильных индуистских настроений в Южной Индии, когда Северная Индия уже находилась под властью мусульман.. Харидасы нашли государственное покровительство в Империи Виджаянагара, которая на пике своего развития правила всей Южной Индией. Вьясатиртха был тесно связан с империей и считался семейным гуру царем Кришнадеварая.
Харидасом, принадлежавшим к вайшнавской школе индуизма и поклонявшимся Виттхале, проявление индуистского бога Вишну и всех форм Кришны (аватара Вишну). Храм Витталанатха в Пандхарапуре на берегу реки Бхима в современном Махараштре, храмы Виттала Свами в Хампи в Карнатака и храм Шриниваса на холмах Тирумала в Андхра-Прадеше считаются самыми святыми местами в контексте Харидаса.
Харидасы обычно были выходцами из мест современного Карнатаки, но были некоторые исключения, такие как Джаятиртха, который был уроженцем Мангалведе около Пандхарапура в современном Махараштре и Нарахаритиртха, который был уроженцем Андхра-Прадеша или Ориссы. Нарахаритиртха (1281 г.), министр при дворе Калинги, был принят в орден Мадхвачарьи. Он написал много ранних религиозных гимнов в честь Вишну на языке каннада, некоторые из которых доступны сегодня. В то время как надпись «Шрикурмам» указывает на то, что Нарахаритиртха, возможно, был создателем этого религиозного движения, в песнях Харидаса говорится, что Шрипадарая является настоящим основателем движения в 15 веке.
Известными харидами из ордена Мадхвачарьев империи Виджаянагар периода были:
Шрипадарая, Вьясатиртха и Вадираджатиртха называются «три великих святых» (яти раджа трайару, как они пользовались царским покровительством) в движении Харидаса Тогда как эпитет «великая троица композиторов-вайшнавов» из Карнатаки относится к Шрипадарае, Пурандарадасе и Канакадасе, хотя трудно отделить литературу, музыку, преданность от их составных сочинений. Центром их деятельности в 15–16 веках был Хампи, королевский центр Виджаянагара, царственной столицы империи Виджаянагара.
Движение Харидаса получило дальнейший импульс в 17 и 18 веках в районе Райчур и его окрестностях. Некоторыми из известных святых этой эпохи были Гуру Рагхавендра, Виджая Дас, Гопала Дас, Джаганнатха Дас, Прасанна Венката Дас, Пранеша Даса, Венугопала Даса, Махипати Даса, Мохана Даса, Хелеванакатте Гириаммы и Харапанхалли Бхимаввы. История движения Харидаса с 13 века до наших дней - это история распространения Хари-бхакти (преданность Хари или Вишну) обычным людям, и с этой целью он внес огромный вклад в литературу каннада. и развитию языка каннада. И движения Харидаса, и Вирашаива пронизывают всю территорию Карнатаки и оказывают облагораживающее влияние на соседние провинции Андхра-Прадеш, Тамил Наду и Махараштра.
Движение Харидаса внесло значительный вклад в литературу каннада, породив целый корпус религиозной литературы в форме стихов, гимнов и музыкальных композиций, популяризируя Двайта философия, сформулированная Святым Мадхвачарьей. Литература, возникшая в результате этого религиозного движения, называется даса сахитья (или дасара падагалу - литература даша). Эти различные композиции обычно называются Деваранамами (буквально означающими имена Господа) и поются во славу бога Вишну. В основе этих композиций лежит концепция Хари Бхакти (преданность Богу), и они обычно вращаются вокруг ссылок на индуистскую мифологию и философию Двайта. Некоторые Харидасы, такие как Пурандара Дас и Канака Дас, также сочинили несколько Деваранам, используя в качестве центральной темы повседневные эпизоды, мораль и добродетели. Эти композиции были написаны на простом языке каннада, поскольку основная цель этого движения заключалась в том, чтобы донести религиозное движение до простого человека. Поступая так, простые люди также узнали о важности сознания (гьяна), преданности (бхакти), этики и индуистской религии. Их гимны (пада) на разные музыкальные тона (раги) вызывали пыл в массах. Как сторонники религиозной реформы, Харидасы пропагандировали достоинства непривязанности (вайрагьи). Сравнения и метафоры, найденные в их песнях и гимнах, были использованы для достижения этой цели. Помимо религиозных песен, Канака Даса написал пять литературных классических произведений в стиле кавья. Джаганнатхадаса, Виджая Даса, Гопаладаса и т. Д. Более известны среди плеяды композиторов, внесших богатый вклад в литературу каннада.
Композиции можно в целом разделить на одну из следующих трех типы:
У каждого Харидаса был свой уникальный анкита нама, или псевдоним, которым они «подписывали» все свои сочинения. именные перья некоторых из наиболее известных Харидас перечислены ниже:
Харидас | Период | Анкита нама (Знак отличия) | Примечания |
---|---|---|---|
Нарахаритиртха | 1243-1333 | Нарахари Рагхупати | |
Шрипадарая | 1404-1502 | Ранга Виттхала | |
Вьясатиртха | 1460-1539 | Шри Кришна | |
Вадираджатиртха | 1480-1600 | Хаявадана | |
Рагхавендратиртха | 1595-1671 | Дхира Венугопала | |
Пурандара Дас | 1484-1564 | Пурандара Виттала | |
Канака Дас | 1508-1606 | Кагинеле Адикешава | |
Виджая Дас | 1682-1755 | Виджая Виттала | |
Гопала Даса | 1722-1762 | Гопала Виттала | |
Хелеванакатте Гириямма | 18 век | Хелеванакатте Ранга | |
Джаганнатха Даса | 1727-1809 | Джаганнатха Виттала | |
Махипатхидаса | 1611-1681 | Махипати | |
Прасанна Венкатадаса | 1680-1752 | Прасанна Венката | |
Венугопаладаса | 18 век | Венугопаладаса ала | |
Моханадаса | 1728-1751 | Мохана Виттала | |
Неккара Кришнадаса | 18 век | Вараха Тиммаппа | |
Джайеша Виттала Даса | 1850-1932 | Джайеша Виттала |
Движение Харидаса развило карнатскую музыку традицию как отдельную форму искусства от Хиндустани возвещает о возрождении в мире индийской классической музыки. Пурандара Даса, один из выдающихся представителей Харидаса, известен как «Отец карнатической музыки» (Карнатака Сангита Питамаха) за его неоценимый вклад в эту форму искусства. Он был плодовитым композитором. Историки предполагают, что количество его сочинений на языке каннада составляло от 75 000 до 475 000, хотя сегодня доступны лишь несколько сотен. Он написал несколько киртанов, которые позже послужили основой для крити формы, разработанной и усовершенствованной Троицей карнатической музыки. Он систематизировал и консолидировал обучение карнатической музыке, развивая несколько ступеней, таких как сарали, джантай, тоту варисай, аланкара и гитам, и заложил основу для формального обучения этой форме искусства. Структура и уроки, которые он сформулировал четыре столетия назад, остаются основой для всех, кто изучает музыку Карнатика. Помимо Пурандары даса, несколько более поздних сочинений Харидаса придерживаются тех же музыкальных и философских традиций. Их сочинения обычно попадали в одну из следующих категорий: Падагалу (или Деваранама - религиозные гимны), Крити, Угабхога, Сулади, Вруттанама, Дандака, Трипади (трехстрочная поэзия), Паттади, Сангатхья и Рагале (лирическая). стихи пустым стихом). Эти композиции все еще распространены в Южной Индии и особенно в Карнатаке.
. Хотя эти композиции обычно придерживаются карнатического стиля музыки, некоторые из этих композиций также исполнялись в Хиндустани стиль таких музыкантов, как Бхимсен Джоши и Гангубай Хангал.