Каумодаки

редактировать
индусская булава бог Вишну

Вишну, держащий Каумодаки в нижней левой руке, когда его конец касается пола

Каумодаки (IAST : Kaumodakī) - это gadā (булава) индуистского бога Вишну. Вишну часто изображают держащим Каумодаки в одной из своих четырех рук; другие атрибуты - это чакра, раковина и лотос. Гада также встречается в иконографии некоторых аватаров Вишну .

Имя «Каумодаки» впервые появляется в индуистском эпосе Махабхарата, где оно связано с Вишну. аватар Кришна. Гада изображается на изображениях Вишну с ок. 200 г. до н. Э. Хотя изначально без украшений, размер и форма Каумодаки различаются по изображениям. Более сложные конструктивные особенности, такие как флейты и сегменты, были добавлены в изображения гады Вишну.

Хотя оружие может быть изображено в виде неодушевленной гады, Каумодаки иногда появляется в скульптурах Вишну в виде женщины, известной как Гададеви или Гаданари . В изображениях, использующих эту версию, Вишну кладет одну руку на ее голову, в то время как она сама держит гаду, видно, как она выходит из нее, или имеет гаду, вырезанную на ее голове / короне.

Гада, считающаяся одним из древнейших и сильнейших видов оружия, является символом силы Вишну. В различных текстах обсуждается символика Каумодаки в иконографии Вишну.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Иконография
  • 3 Развитие и символика
  • 4 Легенды
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Этимология

Этимология слова " Каумодаки "неясно. Согласно популярной этимологии, Каумодаки получил свое название от санскритского слова kumuda, синяя водяная лилия или синий лотос (Nymphaea nouchali ). Другая теория предполагает, что булава может получить свое название от эпитета Вишну, Кумодака или наоборот. Буквальный синоним Каумодаки, Каумуди интерпретируется как «радость на земле». На основании Вишну-пураны, Ален Даниелу переводит Каумодаки как «ошеломляющий ум».

Иконография

Каумодаки в правом верхнем углу сидящего Вишну, средневековая скульптура, находящаяся в настоящее время музей Матхуры.

Вишну обычно изображается четырехруким с четырьмя атрибутами в руках: шанкха (раковина), Сударшана чакра, падма (лотос ) и гада Каумодаки. Популярный эпитет Вишну - Шанкха-чакра-гада-пани, «тот, кто держит в руках шанкху, чакру и гаду». Обычно гада находится в нижней (естественной) левой руке Вишну в современных изображениях. Гада иногда также появляется в изображениях аватаров Вишну Матсья, Курма, Вараха и Нарасимха.

Гада появляется как атрибут в старейшая известная скульптура Вишну (от Малхара, _Чхаттисгарх ), датируемая ок. 200 г. до н. Э. Одно из самых ранних изображений Вишну, относящееся к кушанскому периоду (30–375 гг. Н. Э.), Найденное около Матхуры, гада не появляется в стилизованном дизайне, как на более поздних изображениях, но Булава представляет собой простую «круглую удочку с тяжелым верхом», которую он держит в верхней (задней) правой руке и поднимает выше плеч. В другой кушанской скульптуре гада изображена в виде длинного жезла, почти высотой с Вишну и держащегося в его верхней правой руке. Изображается похожим на длинный пест (мусала). Похожее изображение, найденное в Джхуси, а также на ранних изображениях из Западной Индии, изображают Вишну, опирающегося своей правой рукой на булаву или держащего булаву в этой руке. Изображения гупты продолжают тенденцию, когда верхняя (задняя) правая рука опирается на гаду или держит ее. Гаду стали изображать и в другом гербе. Отмечены двадцать четыре конфигурации изображений Вишну, в которых изменен порядок четырех атрибутов.

Хотя рука, держащая гаду, изменилась, конструкция оружия также изменилась. В искусстве позднего средневековья, особенно Пала (VIII – XII века н.э.), размер ручки гады уменьшен до флейты, а вершина имеет богато украшенную круглую форму. В Уттар-Прадеш ручка сужается и расширяется вверху; сфера сверху также изображена с каннелюрами. Гада Чалукяна толстая и имеет форму «бочки», а гада Паллава изображена толстой повсюду. Чолас вырезал Каумодаки более тонким, но ребристым и сегментированным.

Каумодаки в образе Гададеви, олицетворяемого как женщина.

Вишнудхармоттара Пурана описывает иконографию Вишну. В то время как лотос и шанкха находятся в верхних руках, нижние руки опираются на две фигуры гномов: персонифицированные гаду и чакру. Гада, олицетворяющая женщину с тонкой талией, держит в руках чамара (чаури) и украшена украшениями, правая рука Вишну лежит на ее голове; Чакра стоит как мужчина слева от Вишну. Персонифицированное оружие, известное как Аюдхапуруша, появляется в скульптурах эпохи Гупта (320–550 гг. Н. Э.). Олицетворенная Каумодаки также известна как Гада-Деви (суффикс деви означает богиня) или Гада-нари («гада-женщина»). Поскольку санскритское слово гада женского рода, гада считается женщиной. Гупта Вишну в Пещерах Удаягири изображает Вишну в сопровождении Гададеви и персонифицированной чакры. Гададеви часто появляется на изображениях Вишну из Кашмира, включая четырехголовую форму Вишну Вайкунтха Чатурмурти. Она держит чамару и с обожанием смотрит на своего хозяина, рука которого лежит на ее голове. Она носит корону или у нее сложная прическа. Помимо нижнего белья, она может носить блузку или иметь голый торс. Она изображена выходящей из гады.

Гададеви может быть изображена как карлик или как нормальный человек, как на панели Шешашайи Вишну храма Гупта Деогарх. Она изображена держащей гаду. Мотив Каумодаки, держащего гаду, в основном встречается в Уттар-Прадеше и Бенгалии искусства. В другом варианте Каумодаки стоит рядом с Вишну со скрещенными руками (в позе анджали мудра ) с изображением гады на голове как части короны или знака оружия на ее лбу, как в бронзе эпохи Чола. гада.

Развитие и символизм

Вишну держит Каумодаки в нижней правой руке; V век.

Булава или дубина - один из древнейших видов оружия. Популярность этого оружия среди поклонников Вишну, возможно, привела к его изображению с божеством. гада - символ силы - был обычным оружием для рукопашного боя и считался самым сильным оружием. Атрибуты Вишну происходят от его аватаров, Рамы и Кришны, героев древних индуистских эпосов Рамаяны и Махабхарата (существовала в 5–4 веках до н. Э.) Соответственно. Оба эпоса повествуют о различных персонажах - богах, людях и демонах - с помощью гады.

В философском смысле, изложенном поклоняющейся Вишну сектой вайшнавов, Каумодаки символизирует "интеллект, сила знания и сила времени ». Объясняя символику четырех атрибутов в руках Вишну, Гопала Тапани Упанишад говорит, что гада, представляющая изначальное знание, находится в нижней левой руке, что означает «индивидуальное существование». Вишну-пурана называет гаду силой знания. Сказано, что Каумодаки «опьяняет» разум.

Согласно Вишнудхармоттара Пуране, Каумодаки представляет жену Вишну Лакшми, богиню богатства и красоты. Кришна-упанишада приравнивает гаду к богине Кали, «силе времени». Далее в тексте говорится, что, как и непобедимое Время, булава уничтожает всех противников.

Другая интерпретация предполагает, что Каумодаки символизирует жизненную силу (прана ), из которой все "физические и умственные силы "возникают. Гада Вишну также символизирует дисциплину, дополненную его лотосом, символизирующим хвалу. В то время как лотос и шанкха в его руках - водные символы, представляющие жизнь и любовь, гада и чакра - символы огня, обозначающие боль и разрушение и призывающие к соблюдению правил общества и природы. Вараха-пурана говорит, что гада должна преподать урок нерелигиозным правителям. Говорят, что Вишну очищает иллюзию своей гадой.

Легенды

Каумодаки, олицетворяемый как женщина, стоит с гадой (слева, стоя) с мужчиной-чакрой (справа), в то время как богиня Лакшми, жена Вишну, сидящая прижимает его стопы.

В «Махабхарате» Каумодаки описывается как звук молнии и способный убить множество дайтьев (демонов). Он дарован Вишну-Кришне Варуной, богом морей. Пандавским князьям дали Кхандавский лес для построения своего королевства. Бог огня Агни хотел «съесть» лес, чтобы вылечить расстройство желудка. Он попросил Пандава Арджуну и его друга Кришну помочь ему, поскольку он боялся, что царь богов и защитник леса, Индра, вмешаются. Арджуна и Кришна согласились и получили от Варуны небесное оружие. Кришне были даны Сударшана чакра и Каумодаки гада, а Арджуне достались лук Гандива и различные божественные стрелы. Дуэт, победивший Индру и Агни, сжигает лес, шагая к основанию столицы Пандавов Индрапрастха.

Махабхарата описывает Вишну, держащего гаду и чакру, что, возможно, указывает на двурукые изображения Вишну. В «Махабхарате» также говорится о том, что во время войны чакра-мусала, Каумодаки Кришны вместе с другим оружием появляются в человеческой форме с небес, чтобы наблюдать за битвой. Харивамса, приложение к Махабхарате, описывает четыре оружия Вишну, упавших с небес, чтобы помочь Кришне и его брату Балараме в его битве против Джарасандхи. Баларама использует плуг и дубину под названием Саунанда; в то время как Кришна сражается с Каумодаки и луком Шаранга.

Дута-Вакья («послание посланника») санскритского драматурга Бхаса (ок. 2 века до н. э. - 2 век н. э.) описывает эпизод из Махабхараты, когда Кришна изображает своего Вишварупу (всю вселенскую «Вселенскую форму») во дворе Хастинапура и вызывает свое оружие, которые появляются как люди, включая Каумодаки. Рагхувамса из Калидаса упоминает карликовых аюдхапуруш, включая булаву Вишну.

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-25 14:02:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте