Гуру

редактировать
Санскритский термин для «учителя, наставника, эксперта или мастера» определенного знания или области

Гуру (, Великобритания также ; санскрит : गुरु, IAST : guru) - это санскрит термин для «учителя, наставника, эксперта или мастера» определенного знания или области. В пан индийских традициях гуру - это больше, чем учитель. На санскрите гуру означает того, кто рассеивает тьму и ведет ученика к свету, традиционно почтительно относясь к ученику, с гуру, выступающим в роли «советника, который помогает формировать ценности, делится эмпирическим знанием так же, как и буквальным знанием. Образец жизни, источник вдохновения и помогающий в духовном развитии ученика ». На каком бы языке он ни был написан, Джудит Симмер-Браун объясняет, что тантрический духовный текст часто кодируется на неясном сумеречном языке, так что его не могут понять любой без словесного объяснения квалифицированного учителя, гуру. Гуру также является духовным наставником, который помогает раскрыть те возможности, которые он уже реализовал. На тагальском, индонезийском и малайском языке это слово означает просто учитель.

Самые старые упоминания о концепции гуру встречаются в самых ранних ведических текстах индуизма. Гуру и гурукул - школа, которой руководят гуру, были устоявшейся традицией в Индии к 1-му тысячелетию до н. Э., И они помогли составить и передать различные Веды, Упанишады, тексты. различных школ индуистской философии и постведических шастр, начиная от духовных знаний и заканчивая различными искусствами. Примерно к середине 1-го тысячелетия н. Э. Археологические и эпиграфические данные предполагают, что в Индии существовало множество более крупных институтов гуру, некоторые из которых находились рядом с индуистскими храмами, где традиция гуру-шишья помогала сохранять, создавать и передавать различные области знания. Эти гуру вели широкий спектр исследований, включая индуистские писания, буддийские тексты, грамматику, философию, боевые искусства, музыку и живопись.

Традиции гуру также встречаются в джайнизме, имея в виду духовный наставник, роль, которую обычно выполняет джайн аскет. В сикхизме традиция гуру играла ключевую роль с момента своего основания в 15 веке, ее основатель упоминается как Гуру Нанак, а его священные писания - как Гуру Грантх Сахиб. Концепция гуру процветала в буддизме Ваджраяны, где тантрический гуру считается фигурой, которой нужно поклоняться и чьи инструкции никогда не должны нарушаться.

В западном мире, этот термин иногда используется в уничижительном смысле для обозначения лиц, предположительно эксплуатирующих наивность своих последователей, особенно в некоторых культах или группах в областях хиппи, новых религиозные движения, самопомощь и тантра.

Содержание

  • 1 Определение и этимология
    • 1.1 Тьма и свет
  • 2 В джайнизме
  • 3 В индуизме
  • 4 В буддизме
  • 5 В сикхизме
  • 6 В западной культуре
    • 6.1 Точки зрения
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Определение и этимология

Слово гуру (санскрит: गुरु), существительное, означает «учитель» в санскрите, но в древних индийских традициях оно имеет контекстные значения со значением помимо того, что означает учитель на английском языке. Гуру - это больше, чем тот, кто учит конкретному типу знания, и включает в себя кого-то, кто также является «консультантом, своего рода родителем ума и души, который помогает формировать ценности и опытные знания, а также конкретные знания, образец в жизни, источник вдохновения и раскрывающий смысл жизни ». Это слово имеет то же значение в других языках, которое происходит от санскрита или заимствовано из него, например хинди, маратхи, пенджаби, тамильский, телугу, каннада, малаялам, одия, бенгальский, гуджарати и Непальский. Термин малаялам ачарья или асан происходит от санскритского слова ачарья.

. Как существительное, это слово означает передающий знания (джнана ; также пали : ñāna). В качестве прилагательного оно означает «тяжелый» или «тяжелый» в смысле «тяжелый со знанием», тяжелый с духовной мудростью, «тяжелый с духовным весом», «тяжелый с хорошими качествами священных писаний и осознанием» или "тяжелые знания". Слово имеет свои корни в санскритском gri (призывать или хвалить) и может иметь связь со словом gur, означающим «поднимать, поднимать или прилагать усилия».

Санскрит guru родственно латинскому gravis 'тяжелый; «тяжелый, тяжелый, серьезный» и греч. βαρύς barus «тяжелый». Все три происходят от протоиндоевропейского корня * gʷerə-, в частности от нулевой формы * gʷr̥ə-.

Женский эквивалент гуру называется гурвис. Жена гуру - гуру патни или гуру ма. Сын гуру - гуру путра, а дочь гуру - гуру путри.

Тьма и свет

गुशब्दस्त्वन्धकारः स्यात्‌ रु शब्दस्तन्निरोधकः।. अन्धकारनिरोधित्वात्‌ गुरु रित्यभिधीयते॥ १६॥.. Слог гу означает тьма, слог ру - тот, кто их рассеивает,. Так назван гуру из-за способности рассеивать тьму.

Адваятарака Упанишад, стих 16

Популярная этимологическая теория считает, что термин «гуру» основан на слогах гу (गु) и ру (रु), которые, по ее утверждению, обозначают тьму и «свет, который развеивает его "соответственно. Гуру рассматривается как тот, кто «рассеивает тьму невежества».

Рендер Краненборг не соглашается, заявляя, что тьма и свет не имеют ничего общего со словом гуру. Он описывает это как народную этимологию.

. Джоэл Млеко утверждает: «Гу означает невежество, а Ру означает рассеивающий», а гуру означает того, кто «рассеивает невежество, все виды невежества», от духовных до таких навыков как танцы, музыка, спорт и другие. Карен Печелис утверждает, что, говоря популярным языком, определение гуру как «рассеиватель тьмы, указывающий путь» является обычным в индийской традиции.

В западном эзотеризме и науке о религии Пьер Риффар дает различие между «оккультными» и «научными» этимологиями, приводя в качестве примера этимологию «гуру», в которой производное слово представлено как гу («тьма») и ру («отталкивать»); последнее он иллюстрирует словом «гуру» со значением «тяжелый».

В джайнизме

Гуру является духовным наставником в джайнизме, и обычно эту роль выполняют джайнские аскеты. Гуру - это одна из трех основных таттв (категорий), две другие - дхарма (учения) и дэва (божественность ). Гуру-таттва - это то, что ведет мирянина к двум другим таттвам. В некоторых общинах секты Шветамбара джайнизма существует традиционная система линии передачи гуру-ученик.

Гуру почитается в джайнизме ритуально вместе с Гуру-ванданом или Гуру-упашти, когда гуру совершаются почтение и подношения, и гуру сбрызгивает небольшое количество васкепа (ароматная смесь порошка сандалового дерева, шафрана и камфары) на голову преданного с мантрой или благословениями.

В индуизме

Гуру - древняя и центральная фигура в традициях индуизма. Окончательное освобождение, удовлетворение, свобода в форме мокши и внутреннего совершенства считается достижимым в индуистской вере двумя способами: с помощью гуру и с помощью эволюции через процесс кармы включая возрождение в некоторых школах индуистской философии. На индивидуальном уровне в индуизме Гуру - это много вещей, включая то, что он учитель навыков, советник, тот, кто помогает в рождении ума и реализации своей души, кто внушает ценности и опытные знания, образец, вдохновение и который помогает направлять духовное развитие ученика (śiya ). На социальном и религиозном уровне Гуру помогает продолжать религию и индуистский образ жизни. Таким образом, Гуру играет историческую, почтительную и важную роль в индуистской культуре.

В буддизме

В некоторых формах буддизма, утверждает Рита Гросс, концепция Гуру является

В Ваджраяне буддизме тантрических учениях, ритуалы требуют руководства гуру. Гуру считается важным, и для буддийского преданного гуру является «просвещенным учителем и мастером ритуалов», - утверждает Стивен Берквиц. Гуру известен как ваджра гуру (буквально «алмазный гуру»). Посвящения или ритуалы посвящения необходимы, прежде чем ученику будет разрешено практиковать конкретную тантру в буддийских сектах Ваджраяны, существующих в Тибете и Южной Азии. Тантры заявляют, что гуру эквивалентен Будде, утверждает Берквиц, и является фигурой, которой нужно поклоняться, и чьи инструкции никогда не должны нарушаться.

Гуру - это Будда, гуру - это Дхамма, а гуру - Сангха. Гуру - это славный Ваджрадхара, в этой жизни только гуру является средством [к пробуждению]. Поэтому желающий достичь состояния будды должен доставить удовольствие гуру.

— Гухьясаная Садханамала 28, 12 век

Есть четыре вида ламы (гуру) или духовного учителя (тиб. Лама нампа шьи) в тибетском буддизме :

  1. гангзак гюпе лама - индивидуальный учитель, который является держателем линии
  2. гьялва ка йи лама - учителем, который является словом будд
  3. нангва да йи лама - символическим учителем всех проявлений
  4. ригпа дон гьи лама - абсолютный учитель, который есть ригпа, истинная природа ума

В различных буддийских традициях есть эквивалентные слова для гуру, в том числе Шастри (учитель), Кальяна Митра (дружелюбный проводник, пали: Кальяна-миттата ), Ачарья (учитель) и Ваджра-Ачарья (иерофант). Гуру буквально понимается как «весомый», утверждает Алекс Уэйман, и это относится к буддийской тенденции увеличивать вес канонов и священных писаний с их духовным изучением. В буддизме Махаяны для Будды используется термин гуру Бхайсаджья, что означает «гуру медицины» или «врач, который лечит страдания лекарством своего учения».

В сикхизме

В сикхизме Гуру - это источник всего знания, которое является Всемогущим. В Чопай Сахиб Гуру Гобинд Сингх заявляет о том, кто такой Гуру:

ਜਵਨ ਕਾਲ ਜੋਗੀ ਸ਼ਿਵ ਕੀਯੋ॥ ਬੇਦ ਰਾਜ ਬ੍ਰਹਮਾ ਜੂ ਥੀਯੋ॥. ਜਵਨ ਕਾਲ ਸਭ ਲੋਕ ਸਵਾਰਾ॥ ਨਮਸ਼ਕਾਰ ਹੈ ਤਾਹਿ ਹਮਾਰਾ ॥੩੮੪॥. ਜਵਨ ਕਾਲ ਸਭ ਜਗਤ ਬਨਾਯੋ॥ ਦੇਵ ਦੈਤ ਜੱਛਨ ਉਪਜਾਯੋ॥. ਆਦਿ ਅੰਤਿ ਏਕੈ ਅਵਤਾਰਾ॥ ਸੋਈ ਗੁਰੂ ਸਮਝਿਯਹੁ ਹਮਾਰਾ ॥੩੮੫॥

Властитель времени, создавший Шиву, Йога; кто создал Брахму, Владыку Вед;. Повелитель времени, создавший весь мир; Приветствую того же Господа.. Владыка времени, сотворившего весь мир; который создал богов, демонов и якшей;. Он единственный, кто образовал от начала до конца; Я считаю Его только своим Гуру .

Дасам Грант, 384-385

Сикхские гуру были фундаментальными для сикхской религии, однако концепция в сикхизме отличается от других обычаев. Сикхизм происходит от санскритского слова шишья, или ученик, и все это касается взаимоотношений между учителем и учеником. Концепция Гуру в сикхизме стоит на двух столпах, то есть Мири-Пири. «Пири» означает духовный авторитет, а «Мири» означает светский авторитет. Традиционно концепция Гуру считается центральной в сикхизме, и ее основное священное писание имеет префикс Гуру, называемый Гуру Грант Сахиб, слова в нем называются Гурбани.

В западной культуре

В качестве альтернативы устоявшимся религиям некоторые люди в Европе и США обращались к духовным наставникам и гуру из Индии и других стран. Гуру из многих деноминаций ездили в Западную Европу и США и установили последователей.

В частности, в 1960-х и 1970-х годах многие гуру приобрели группы молодых последователей в Западной Европе и США. По мнению американского социолога Дэвида Дж. Бромли, это было частично связано с отменой Закона об исключении китайцев в 1965 году, который разрешал азиатским гуру въезд в США. По словам голландского индолога Альбертины Нугтерен, отмена была лишь одним из нескольких факторов и второстепенным по сравнению с двумя наиболее важными причинами всплеска всего «восточного»: послевоенной межкультурной мобильностью и общим недовольством установил западные ценности.

По словам профессора социологии Стивена А. Кента из Университета Альберты и Краненборга (1974), один Одна из причин, по которой в 1970-е годы молодые люди, включая хиппи, обратились к гуру, заключалась в том, что они обнаружили, что наркотики открыли для них существование трансцендентального, или потому, что они хотели получить кайф без наркотиков. По словам Кента, еще одна причина, почему это так часто происходило в США тогда, заключалась в том, что некоторые протестующие против войны во Вьетнаме протестующие и политические активисты устали или разочаровались в возможностях изменить общество. политическими средствами, а в качестве альтернативы обратились к религиозным средствам. Одним из примеров такой группы было движение Харе Кришна (ИСККОН), основанное А.К. Бхактиведанта Свами Прабхупада в 1966 году, многие из последователей которого добровольно приняли требовательный образ жизни бхакти-йоги на постоянной основе, в отличие от большей части популярной культуры того времени.

Некоторые гуру и группы, которые они возглавляют, вызвали сопротивление со стороны Антикультного движения.

Согласно Краненборгу (1984), Иисус Христос соответствует индусскому определению и характеристикам гуру.

Точки зрения

Гуру и традиция Гуру-шишья подвергались критике и оценке со стороны светских ученых, теологов, антикультистов, скептики и религиозные философы.

  • Джидду Кришнамурти, которого руководство Теософического общества в начале 20 века подготовило к тому, чтобы стать мировым духовным учителем, публично отказался от этой роли в 1929 году, а также осудил концепцию гуру, духовные лидеры и учителя, выступающие за непосредственное и непосредственное исследование реальности.
  • У. Г. Кришнамурти, [не имеющий отношения к Джидду], иногда характеризуемый как «духовный анархист », отрицал как ценность гуру, так и существование какого-либо связанного с ним стоящего «учения».
  • Доктор. Дэвид С. Лейн предлагает контрольный список, состоящий из семи пунктов для оценки гуру в своей книге «Разоблачение культов: когда скептический разум противостоит мистическому». Одна из его точек зрения заключается в том, что духовные учителя должны иметь высокие стандарты нравственного поведения и что последователи гуру должны интерпретировать поведение духовного учителя, следуя бритве Оккама и используя здравый смысл, и не следует наивно использовать мистические объяснения без необходимости для объяснения аморального поведения. Еще Лейн отмечает, что чем больше заявляет гуру, например, он утверждает, что он Бог, тем больше вероятность того, что гуру ненадежен. Пятый пункт доктора Лейна заключается в том, что самопровозглашенные гуру, вероятно, будут более ненадежными, чем гуру с законным происхождением.
  • Выделение того, что он считает трудным в понимании гуру из восточной традиции в западном обществе, доктор Георг Фейерштейн, известный немецко-американский индолог, пишет в статье Понимание гуру из своей книги The Deeper Dimension of Йога: теория и практика: «Традиционная роль гуру, или духовного учителя, широко не понимается на Западе даже теми, кто исповедует йогу или какую-либо другую восточную традицию, предполагающую ученичество. [...] Духовные учителя, по по самой своей природе плывут против потока традиционных ценностей и стремлений. Они не заинтересованы в приобретении и накоплении материальных благ, в конкуренции на рынке или в угождении эго. Они даже не о морали. Обычно их послание носит радикальный характер, просящий, чтобы мы жили осознанно, я Увидьте наши мотивы, превзойдите наши эгоистические страсти, преодолейте нашу интеллектуальную слепоту, живите в мире с другими людьми и, наконец, осознайте глубочайшую суть человеческой природы - Дух. Для тех, кто желает посвятить свое время и энергию стремлению к обычной жизни, этот вид сообщений является революционным, подрывным и глубоко тревожным ». В своем Энциклопедическом словаре йоги (1990) доктор Фейерштейн пишет, что распространение йоги Запад поднял вопросы относительно уместности духовного ученичества и легитимности духовного авторитета.
  • Британский профессор психиатрии Энтони Сторр утверждает в своей книге «Ступни из глины»: Исследование гуру, что он ограничивает слово гуру (переведенное им как «уважаемый учитель») для людей, обладающих «особыми знаниями», которые рассказывают, ссылаясь на свои особые знания, как другие люди должны вести свою жизнь. Он утверждает, что гуру имеют общие черты характера (например, одиночество) и что некоторые из них страдают легкой формой шизофрении. Он утверждает, что авторитарные, параноидальные, красноречивые гуру, или кто вмешивается в частную жизнь своих последователей, те, которые с большей вероятностью будут ненадежными и опасными. Сторр также обращается к контрольному списку Эйлин Баркер, чтобы распознать ложных гуру. Он утверждает, что некоторые так называемые гуру заявляют об особом духовном понимании, основанном на личном откровении, предлагая новые пути духовного развития и пути к спасению. Критика Storr гуру включает возможный риск того, что гуру может эксплуатировать своих последователей из-за власти, которую он или она может иметь над ними, хотя Storr действительно признает существование морально более высоких учителей, которые воздерживаются от этого. Он придерживается точки зрения, что идиосинкразические системы убеждений, которые продвигают некоторые гуру, были разработаны в период психоза для осмысления собственного разума и восприятия, и что эти системы верований сохраняются после того, как психоз ушел. Сторр отмечает, что гуру распространяют свой опыт на всех людей. Некоторые из них верят, что все человечество должно принять их видение, в то время как другие учат, что когда наступит конец света, только их последователи будут спасены, а остальные люди останутся неискупленными. По его словам, это «явно высокомерное предположение» тесно связано и с другими характеристиками различных гуру. Сторр применяет термин «гуру» к таким разнообразным фигурам, как Иисус, Мухаммад, Будда, Гурджиев, Рудольф Штайнер, Карл Юнг, Зигмунд Фрейд, Джим Джонс и Дэвид Кореш. Бельгийский индолог Коэнрад Элст раскритиковал книгу Сторра за то, что в ней для некоторых людей не используется термин пророк, а не гуру. Элст утверждает, что это, возможно, происходит из-за прозападных, прохристианских культурных предубеждений Сторра.
  • , психотерапевт и практикующий буддист, пишет в «Благородном несовершенстве», что в то время как учитель / ученик отношения могут быть бесценным и плодотворным опытом, процесс общения с духовными учителями также имеет свои опасности. Он пишет, что эти потенциальные опасности являются результатом наивности западных людей в отношении характера отношений гуру / преданный, а также следствием непонимания восточными учителями природы западной психологии. Прис вводит понятие переноса, чтобы объяснить, как развиваются отношения гуру / ученик с более западной психологической точки зрения. Он пишет: «В простейшем смысле перенос происходит, когда человек бессознательно наделяет другого атрибутом, который на самом деле проецируется изнутри него самого». Развивая эту концепцию, Прис пишет, что, когда мы переносим внутреннее качество на другого человека, мы можем дать этому человеку власть над нами как следствие проекции, неся потенциал для великого понимания и вдохновения, но также и потенциал для большая опасность: "Передавая эту власть кому-то другому, они имеют определенную власть и влияние на нас, и трудно сопротивляться, в то время как мы очаровываемся или очаровываемся силой архетипа ".
  • По словам профессора религиоведение в колледже Доусон в Квебеке, Сьюзен Дж. Палмер, слово гуру приобрело во Франции очень негативную коннотацию.
  • Психиатр Александр Дойч провел долгосрочное наблюдение небольшого культа под названием Семья (не путать с Family International ), основанный американским гуру по имени Баба или Джефф в Нью-Йорке в 1972 году, который проявлял все более шизофреническое поведение. Deutsch obse Было обнаружено, что в основном евреи последователи этого человека интерпретировали патологические перепады настроения гуру как проявление различных индуистских божеств и интерпретировали его поведение как святое безумие, а его жестокие поступки - как заслуженные ими наказания. После того как гуру распустил культ в 1976 году, его психическое состояние было подтверждено ретроспективными отчетами Джеффа автору.
  • Ян ван дер Ланс (1933–2002), профессор психологии религии в католическом университете Неймегена написал в книге, заказанной голландским католическим исследовательским центром психического здоровья, о последователях гуру и потенциальных опасностях, которые существуют, когда контакт между гуру и учеником отсутствует, например, повышенная вероятность идеализации гуру учеником (создание мифов и обожествление) и увеличение вероятности ложного мистицизма. Далее он утверждает, что обожествление гуру является традиционным элементом восточной духовности, но, когда он отделен от элемента восточной культуры и копируется западными людьми, различие между человеком, который является гуру, и тем, что он символизирует, часто теряется, в результате чего отношения между гуру и учеником превращаются в безграничный, некритичный культ личности.
  • В своей книге 1993 года Документы гуру авторы Диана Альстад и Джоэл Крамер отвергают гуру-ученика традиции из-за того, что они считают ее структурными дефектами. Эти недостатки включают авторитарный контроль гуру над учеником, который, по их мнению, усиливается при поощрении гуру подчинения ему. Альстад и Крамер утверждают, что гуру, вероятно, будут лицемерами, потому что для привлечения и поддержания последователей гуру должны представлять себя чище и выше обычных людей и других гуру.
  • Согласно Журналисту Саше Кестер в статье в голландской газете De Volkskrant в 2003 году найти гуру - дело шаткое; он указывает на многих святых людей в Индии и случай Сатья Саи Бабы кого Кестер считает мошенником. В этой статье он также цитирует книгу «Карма-кола», в которой говорится, что в этой книге немецкий экономист говорит автору Гите Мехта : «Я считаю, что для гуру необходимо ввести контроль качества. Многие из моих друзей стали сумасшедший в Индии ». Она описывает комментарий Сураньи Чакраверти, который сказал, что некоторые жители Запада не верят в духовность и высмеивают истинного гуру. Другие жители Запада, сказал Чакраверти, с другой стороны, верят в духовность, но склонны полагаться на гуру, который является мошенником.
  • Учение Шри Сатгуру Девендра Гхи (Кака) содержится в его гимнах и широте его слов. мысли в разнообразии. «Религия - это не что иное, как путь к Богу. Различные религии развивались в разное время и в разных местах в зависимости от потребностей той эпохи. Однако основная концепция каждой религии остается неизменной. Каждая религия говорит об универсальном Боге, Который вечно и бесконечно ".

См. Также

  • icon портал религии
  • Портал индуизма

Примечания

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Искать गुरु в Wiktionary, бесплатном словаре.
Найдите guru в Wiktionary, бесплатном словаре.
В Wikiquote есть цитаты, относящиеся к: Гуру
Последняя правка сделана 2021-05-22 13:51:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте