Гуру (, Великобритания также ; санскрит : गुरु, IAST : guru) - это санскрит термин для «учителя, наставника, эксперта или мастера» определенного знания или области. В пан индийских традициях гуру - это больше, чем учитель. На санскрите гуру означает того, кто рассеивает тьму и ведет ученика к свету, традиционно почтительно относясь к ученику, с гуру, выступающим в роли «советника, который помогает формировать ценности, делится эмпирическим знанием так же, как и буквальным знанием. Образец жизни, источник вдохновения и помогающий в духовном развитии ученика ». На каком бы языке он ни был написан, Джудит Симмер-Браун объясняет, что тантрический духовный текст часто кодируется на неясном сумеречном языке, так что его не могут понять любой без словесного объяснения квалифицированного учителя, гуру. Гуру также является духовным наставником, который помогает раскрыть те возможности, которые он уже реализовал. На тагальском, индонезийском и малайском языке это слово означает просто учитель.
Самые старые упоминания о концепции гуру встречаются в самых ранних ведических текстах индуизма. Гуру и гурукул - школа, которой руководят гуру, были устоявшейся традицией в Индии к 1-му тысячелетию до н. Э., И они помогли составить и передать различные Веды, Упанишады, тексты. различных школ индуистской философии и постведических шастр, начиная от духовных знаний и заканчивая различными искусствами. Примерно к середине 1-го тысячелетия н. Э. Археологические и эпиграфические данные предполагают, что в Индии существовало множество более крупных институтов гуру, некоторые из которых находились рядом с индуистскими храмами, где традиция гуру-шишья помогала сохранять, создавать и передавать различные области знания. Эти гуру вели широкий спектр исследований, включая индуистские писания, буддийские тексты, грамматику, философию, боевые искусства, музыку и живопись.
Традиции гуру также встречаются в джайнизме, имея в виду духовный наставник, роль, которую обычно выполняет джайн аскет. В сикхизме традиция гуру играла ключевую роль с момента своего основания в 15 веке, ее основатель упоминается как Гуру Нанак, а его священные писания - как Гуру Грантх Сахиб. Концепция гуру процветала в буддизме Ваджраяны, где тантрический гуру считается фигурой, которой нужно поклоняться и чьи инструкции никогда не должны нарушаться.
В западном мире, этот термин иногда используется в уничижительном смысле для обозначения лиц, предположительно эксплуатирующих наивность своих последователей, особенно в некоторых культах или группах в областях хиппи, новых религиозные движения, самопомощь и тантра.
Слово гуру (санскрит: गुरु), существительное, означает «учитель» в санскрите, но в древних индийских традициях оно имеет контекстные значения со значением помимо того, что означает учитель на английском языке. Гуру - это больше, чем тот, кто учит конкретному типу знания, и включает в себя кого-то, кто также является «консультантом, своего рода родителем ума и души, который помогает формировать ценности и опытные знания, а также конкретные знания, образец в жизни, источник вдохновения и раскрывающий смысл жизни ». Это слово имеет то же значение в других языках, которое происходит от санскрита или заимствовано из него, например хинди, маратхи, пенджаби, тамильский, телугу, каннада, малаялам, одия, бенгальский, гуджарати и Непальский. Термин малаялам ачарья или асан происходит от санскритского слова ачарья.
. Как существительное, это слово означает передающий знания (джнана ; также пали : ñāna). В качестве прилагательного оно означает «тяжелый» или «тяжелый» в смысле «тяжелый со знанием», тяжелый с духовной мудростью, «тяжелый с духовным весом», «тяжелый с хорошими качествами священных писаний и осознанием» или "тяжелые знания". Слово имеет свои корни в санскритском gri (призывать или хвалить) и может иметь связь со словом gur, означающим «поднимать, поднимать или прилагать усилия».
Санскрит guru родственно латинскому gravis 'тяжелый; «тяжелый, тяжелый, серьезный» и греч. βαρύς barus «тяжелый». Все три происходят от протоиндоевропейского корня * gʷerə-, в частности от нулевой формы * gʷr̥ə-.
Женский эквивалент гуру называется гурвис. Жена гуру - гуру патни или гуру ма. Сын гуру - гуру путра, а дочь гуру - гуру путри.
गुशब्दस्त्वन्धकारः स्यात् रु शब्दस्तन्निरोधकः।. अन्धकारनिरोधित्वात् गुरु रित्यभिधीयते॥ १६॥.. Слог гу означает тьма, слог ру - тот, кто их рассеивает,. Так назван гуру из-за способности рассеивать тьму.
— Адваятарака Упанишад, стих 16Популярная этимологическая теория считает, что термин «гуру» основан на слогах гу (गु) и ру (रु), которые, по ее утверждению, обозначают тьму и «свет, который развеивает его "соответственно. Гуру рассматривается как тот, кто «рассеивает тьму невежества».
Рендер Краненборг не соглашается, заявляя, что тьма и свет не имеют ничего общего со словом гуру. Он описывает это как народную этимологию.
. Джоэл Млеко утверждает: «Гу означает невежество, а Ру означает рассеивающий», а гуру означает того, кто «рассеивает невежество, все виды невежества», от духовных до таких навыков как танцы, музыка, спорт и другие. Карен Печелис утверждает, что, говоря популярным языком, определение гуру как «рассеиватель тьмы, указывающий путь» является обычным в индийской традиции.
В западном эзотеризме и науке о религии Пьер Риффар дает различие между «оккультными» и «научными» этимологиями, приводя в качестве примера этимологию «гуру», в которой производное слово представлено как гу («тьма») и ру («отталкивать»); последнее он иллюстрирует словом «гуру» со значением «тяжелый».
Гуру является духовным наставником в джайнизме, и обычно эту роль выполняют джайнские аскеты. Гуру - это одна из трех основных таттв (категорий), две другие - дхарма (учения) и дэва (божественность ). Гуру-таттва - это то, что ведет мирянина к двум другим таттвам. В некоторых общинах секты Шветамбара джайнизма существует традиционная система линии передачи гуру-ученик.
Гуру почитается в джайнизме ритуально вместе с Гуру-ванданом или Гуру-упашти, когда гуру совершаются почтение и подношения, и гуру сбрызгивает небольшое количество васкепа (ароматная смесь порошка сандалового дерева, шафрана и камфары) на голову преданного с мантрой или благословениями.
Гуру - древняя и центральная фигура в традициях индуизма. Окончательное освобождение, удовлетворение, свобода в форме мокши и внутреннего совершенства считается достижимым в индуистской вере двумя способами: с помощью гуру и с помощью эволюции через процесс кармы включая возрождение в некоторых школах индуистской философии. На индивидуальном уровне в индуизме Гуру - это много вещей, включая то, что он учитель навыков, советник, тот, кто помогает в рождении ума и реализации своей души, кто внушает ценности и опытные знания, образец, вдохновение и который помогает направлять духовное развитие ученика (śiya ). На социальном и религиозном уровне Гуру помогает продолжать религию и индуистский образ жизни. Таким образом, Гуру играет историческую, почтительную и важную роль в индуистской культуре.
В некоторых формах буддизма, утверждает Рита Гросс, концепция Гуру является
В Ваджраяне буддизме тантрических учениях, ритуалы требуют руководства гуру. Гуру считается важным, и для буддийского преданного гуру является «просвещенным учителем и мастером ритуалов», - утверждает Стивен Берквиц. Гуру известен как ваджра гуру (буквально «алмазный гуру»). Посвящения или ритуалы посвящения необходимы, прежде чем ученику будет разрешено практиковать конкретную тантру в буддийских сектах Ваджраяны, существующих в Тибете и Южной Азии. Тантры заявляют, что гуру эквивалентен Будде, утверждает Берквиц, и является фигурой, которой нужно поклоняться, и чьи инструкции никогда не должны нарушаться.
Гуру - это Будда, гуру - это Дхамма, а гуру - Сангха. Гуру - это славный Ваджрадхара, в этой жизни только гуру является средством [к пробуждению]. Поэтому желающий достичь состояния будды должен доставить удовольствие гуру.
— Гухьясаная Садханамала 28, 12 векЕсть четыре вида ламы (гуру) или духовного учителя (тиб. Лама нампа шьи) в тибетском буддизме :
В различных буддийских традициях есть эквивалентные слова для гуру, в том числе Шастри (учитель), Кальяна Митра (дружелюбный проводник, пали: Кальяна-миттата ), Ачарья (учитель) и Ваджра-Ачарья (иерофант). Гуру буквально понимается как «весомый», утверждает Алекс Уэйман, и это относится к буддийской тенденции увеличивать вес канонов и священных писаний с их духовным изучением. В буддизме Махаяны для Будды используется термин гуру Бхайсаджья, что означает «гуру медицины» или «врач, который лечит страдания лекарством своего учения».
В сикхизме Гуру - это источник всего знания, которое является Всемогущим. В Чопай Сахиб Гуру Гобинд Сингх заявляет о том, кто такой Гуру:
ਜਵਨ ਕਾਲ ਜੋਗੀ ਸ਼ਿਵ ਕੀਯੋ॥ ਬੇਦ ਰਾਜ ਬ੍ਰਹਮਾ ਜੂ ਥੀਯੋ॥. ਜਵਨ ਕਾਲ ਸਭ ਲੋਕ ਸਵਾਰਾ॥ ਨਮਸ਼ਕਾਰ ਹੈ ਤਾਹਿ ਹਮਾਰਾ ॥੩੮੪॥. ਜਵਨ ਕਾਲ ਸਭ ਜਗਤ ਬਨਾਯੋ॥ ਦੇਵ ਦੈਤ ਜੱਛਨ ਉਪਜਾਯੋ॥. ਆਦਿ ਅੰਤਿ ਏਕੈ ਅਵਤਾਰਾ॥ ਸੋਈ ਗੁਰੂ ਸਮਝਿਯਹੁ ਹਮਾਰਾ ॥੩੮੫॥ | Властитель времени, создавший Шиву, Йога; кто создал Брахму, Владыку Вед;. Повелитель времени, создавший весь мир; Приветствую того же Господа.. Владыка времени, сотворившего весь мир; который создал богов, демонов и якшей;. Он единственный, кто образовал от начала до конца; Я считаю Его только своим Гуру . |
—Дасам Грант, 384-385 |
Сикхские гуру были фундаментальными для сикхской религии, однако концепция в сикхизме отличается от других обычаев. Сикхизм происходит от санскритского слова шишья, или ученик, и все это касается взаимоотношений между учителем и учеником. Концепция Гуру в сикхизме стоит на двух столпах, то есть Мири-Пири. «Пири» означает духовный авторитет, а «Мири» означает светский авторитет. Традиционно концепция Гуру считается центральной в сикхизме, и ее основное священное писание имеет префикс Гуру, называемый Гуру Грант Сахиб, слова в нем называются Гурбани.
В качестве альтернативы устоявшимся религиям некоторые люди в Европе и США обращались к духовным наставникам и гуру из Индии и других стран. Гуру из многих деноминаций ездили в Западную Европу и США и установили последователей.
В частности, в 1960-х и 1970-х годах многие гуру приобрели группы молодых последователей в Западной Европе и США. По мнению американского социолога Дэвида Дж. Бромли, это было частично связано с отменой Закона об исключении китайцев в 1965 году, который разрешал азиатским гуру въезд в США. По словам голландского индолога Альбертины Нугтерен, отмена была лишь одним из нескольких факторов и второстепенным по сравнению с двумя наиболее важными причинами всплеска всего «восточного»: послевоенной межкультурной мобильностью и общим недовольством установил западные ценности.
По словам профессора социологии Стивена А. Кента из Университета Альберты и Краненборга (1974), один Одна из причин, по которой в 1970-е годы молодые люди, включая хиппи, обратились к гуру, заключалась в том, что они обнаружили, что наркотики открыли для них существование трансцендентального, или потому, что они хотели получить кайф без наркотиков. По словам Кента, еще одна причина, почему это так часто происходило в США тогда, заключалась в том, что некоторые протестующие против войны во Вьетнаме протестующие и политические активисты устали или разочаровались в возможностях изменить общество. политическими средствами, а в качестве альтернативы обратились к религиозным средствам. Одним из примеров такой группы было движение Харе Кришна (ИСККОН), основанное А.К. Бхактиведанта Свами Прабхупада в 1966 году, многие из последователей которого добровольно приняли требовательный образ жизни бхакти-йоги на постоянной основе, в отличие от большей части популярной культуры того времени.
Некоторые гуру и группы, которые они возглавляют, вызвали сопротивление со стороны Антикультного движения.
Согласно Краненборгу (1984), Иисус Христос соответствует индусскому определению и характеристикам гуру.
Гуру и традиция Гуру-шишья подвергались критике и оценке со стороны светских ученых, теологов, антикультистов, скептики и религиозные философы.
Искать गुरु в Wiktionary, бесплатном словаре. |
Найдите guru в Wiktionary, бесплатном словаре. |
В Wikiquote есть цитаты, относящиеся к: Гуру |