Скандха

редактировать
Пять совокупностей цепляния
Переводы. скандха
английскийсовокупность, масса, куча
санскрит स्कन्ध (skandha)
пали खन्ध (khandha)
бенгальский স্কন্ধ (skandha)
бирманский ခန် ဓာ (ငါးပါး)။. (IPA: )
Китайский (T) / (S). (Пиньинь : yùn)
Японский . (rōmaji : un)
Кхмерский បញ្ចក្ខន្ធ
Корейский . (RR : on)
Монгольский ᠴᠣᠭᠴᠠᠰ. (tsogtsas)
Шан ၶၼ်ႇ ထႃႇ. ([khan2 thaa2])
сингальский ස්කන්ධ (skandha)
тибетский ཕུང་ པོ་. (phung po)
тайский ขันธ์
Вьетнамский Ngũ uẩn
Глоссарий буддизма

Skandhas (санскрит ) или khandhas (Pāḷi ) означает «кучи, агрегаты, коллекции, группировки». В буддизме это относится к пяти совокупностям цепляния (Pañcupādānakkhandhā), пяти материальным и ментальным факторам, которые участвуют в возникновении влечения и привязанности. Они также объясняются как пять факторов, которые составляют и объясняют личность и личность живого существа, но это более поздняя интерпретация в ответ на сарвастивадин эссенциализм.

Пять совокупностей или куч: форма (или материальный образ, впечатление) (рупа), ощущения (или чувства, полученные из формы) (ведана), восприятия (самджна), умственная деятельность или образования (санкхара), и сознание (виджняна ).

В традиции Тхеравады, страдание возникает, когда человек отождествляет себя или цепляется с совокупностями. Это страдание погашен отказом от привязанностей к совокупностям. Традиция Махаяны утверждает, что природа всех совокупностей по своей сути пуста от независимого существования.

Примерная концепция в Западная философия - это Дэвида Хьюма Теория связки, но она также значительно отличается от нее в деталях и намерениях.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Описание
  • 3 Интерпретация
    • 3.1 Совокупность личностей
    • 3.2 Совокупность опыта и понимания
  • 4 В Тхераваде Абхидхамме
    • 4.1 Шесть основ чувств
    • 4.2 Восемнадцать Дхату и Четыре Пара маттас
    • 4.3 Двенадцать нидан
    • 4.4 Сатипаттхана
  • 5 В традиции Махаяны
    • 5.1 Индия
    • 5.2 Китай
    • 5.3 Тибет
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
    • 9.1 Первичная литература
    • 9.2 Вторичная литература
    • 9.3 Интернет-источники
  • 10 Внешние ссылки
    • 10.1 Тхеравада
    • 10.2 Махаяна
    • 10.3 Ваджраяна

Этимология

Скандха (स्कन्ध) - это санскритское слово, которое означает «множество, количество, совокупность», как правило, в контексте тела, ствола, ствола, эмпирически наблюдаемого грубого объекта или чего-либо большого объема, проверяемого чувствами. Этот термин встречается в ведической литературе.

Палийское эквивалентное слово Khandha (иногда пишется Kkhanda) широко используется в палийском каноне, где, заявив Рис Дэвидс и Уильям Стид, это означает «большая часть тела, совокупность, куча, материал. собраны в массу «в одном контексте», все, что входит в состав группировок »в некоторых контекстах, и в частности как« элементы или субстраты сенсорного существования, сенсорные агрегаты, которые определяют появление жизни в любой форме ». Пол Уильямс и др. переведите скандху как «куча, совокупность», заявив, что это относится к объяснению психофизической структуры любого существа.

Иоганнес Бронкхорст передает скандху как «совокупность». Дэмиен Киоун и Чарльз Пребиш заявляют, что скандха на тибетском языке означает phung po, и эти термины означают «собрания, совокупности или связки».

Описание

Будда учит в Палийском каноне пять следующих совокупностей:

  1. "form" или «материя» (санскр., Pāliरूपrūpa; тиб. Gzugs): материя, тело или «материальная форма» существа или любой другой существование. В буддийских текстах говорится, что рупа любого человека, живого существа и объекта состоит из четырех основных элементов или сил: земли (твердость), воды (сплоченность), огня (тепла) и ветра (движения).
  2. «ощущение» или «чувство» (санскр., Пали वेदना vedanā; тиб. Tshor-ba): чувственное восприятие объекта. Оно бывает либо приятным, либо неприятным, либо нейтральным.
  3. «восприятие» (санскр. संज्ञा saṃjñā, пали सञ्ञा saññā, тиб. 'Du-shes): сенсорный и умственный процесс, который регистрирует, распознает и маркирует ( например, форма дерева, зеленый цвет, эмоция страха).
  4. «умственные образования» (санскр. संस्कार saṃskāra, пали सङ्खार saṅkhāra, тиб. 'du-byed): «построение деятельность »,« обусловленные вещи »,« воля »,« кармическая деятельность »; все типы ментальных отпечатков и обусловленности, вызываемые объектом. Включает любой процесс, который заставляет человека инициировать действие или действие.
  5. «сознание» (санскр. विज्ञान vijñāna, Pāliā viññāṇa, тиб. Rnam-par-shes-pa): «различение» или проницательность ". «Осведомленность об объекте и различение его компонентов и аспектов бывает шести типов», - утверждает Питер Харви. В буддийской литературе эта скандха обсуждается как:
    1. В Никаях / Агамах : познание, то, что различает.
    2. В Абхидхамме: серия быстро меняющихся взаимосвязанных дискретных актов познания.
    3. В некоторых источниках Махаяны: основа, поддерживающая весь опыт.

Интерпретация

Совокупность личности

Пять совокупностей - это в более поздних традициях часто интерпретируется как объяснение составляющих личности и личности, и «список совокупностей стал чрезвычайно важным для дальнейшего развития учения». Согласно этой интерпретации, в каждой скандхе - теле, ощущениях, восприятиях, ментальных образованиях и сознании - есть пустота и нет субстанции.

Согласно Дэмиену Киоуну и Чарльзу Пребишу, скандха в контексте канонического буддизма утверждает, что «представление о себе излишне накладывается на пять скандх» явления или живого существа. Доктрина скандхи, утверждает Мэтью Маккензи, является формой антиреализма в отношении повседневной реальности, включая людей, и представляет собой альтернативу «субстанциалистским взглядам на себя». Это буддийский редукционизм всего воспринимаемого, каждого человека и личности как "совокупности, кучи" составных сущностей без сущности.

Согласно Харви, пять скандх порождают чувство личности, но являются дуккхой., непостоянный, без постоянного «я» или сущности. Каждая совокупность является объектом цепляния (цепляния) в основе самоидентификации как «я, я, я». По словам Харви, осознание истинной природы скандх, как с точки зрения непостоянства, так и с точки зрения не-я, необходимо для нирваны. Эту «пустоту от личности» можно найти в описаниях просветленного, совершенного состояния Архата и Татхагаты, где больше нет никакой идентификации с пятью скандхами.

Эта точка зрения «без сущности» была источником постоянных вопросов, серьезных разногласий и комментариев с древних времен в небуддийских индийских религиях, а также в рамках буддийских традиций. Использование концепции скандх для объяснения себя является уникальным для буддизма среди основных индийских религий и должно рассматриваться в контексте полемики по поводу учения сарвастивады о том, что «феномены» или его составляющие реальны. Это контрастирует с предпосылкой индуизма и джайнизма о том, что живое существо имеет вечную душу или метафизическое «я».

Дэвид Калупахана далее объясняет, что личность считается нереальной, но скандхи считаются реальными в некоторых ранних буддийских текстах, но скандхи также считаются нереальными и несущественными во многих других буддийских текстах Никаи и Агамы.

Совокупность опыта и цепляния

Согласно Таниссаро, Будда никогда не пытался определить, что такое «человек», хотя ученые склонны подходить к скандхам как к описанию составляющих личности. Он добавляет, что почти любой буддийский учитель медитации объясняет это так, как это делали даже буддийские комментарии, начиная примерно с I века н.э. По мнению Таниссаро, это неверно, и он предлагает рассматривать скандху как деятельность, которая причиняет страдания, но чья нездоровая работа может быть прервана.

Руперт Гетин также отмечает, что пять скандх - это не просто " Буддийский анализ человека, «но» пять аспектов опыта индивидуального существа в мире [...], охватывающих как схватывание, так и все, что постигается ».

Буасверт утверждает, что« многие ученые ссылаются на пять совокупности в своих трудах по буддизму, [но] ни один из них не объяснил полностью их соответствующие функции ». Согласно Бойсверту, пять совокупностей и зависимое происхождение тесно связаны, что объясняет процесс, который связывает нас с сансарой. Бойсверт отмечает, что панча-упаданаккханда не включает в себя весь человеческий опыт. Ведана может трансформироваться либо в нирамишу, либо в неккхамма-сита ведану, ведану, которая не является вредной, либо в амиша или гехасита ведана, «тип ощущения, [который] может действовать как агент, вызывающий в будущем возникновение влечения и отвращения». Это определяется санной. Согласно Бойсверту, «не вся санна принадлежит к санна-скандхе». Благотворная санна признает три признака существования (дуккха, анатта, аничча) и не принадлежит к санна-скандхе. Неблагоприятная санна не «способствует прозрению», и без надлежащей санны «человек, скорее всего, будет порождать влечение, привязанность и становление». Как и в случае с санной, «не вся санкхара принадлежит санкхараскандхе», поскольку не вся санкхара производит будущие эффекты.

Согласно Йоханнесу Бронкхорсту, представление о том, что пять совокупностей не являются самими собой, следует рассматривать в свете дебатов. об «освобождающем знании», знании Атмана, которое в ведических традициях считалось освобождающим. Бронкхорст отмечает, что «знание себя не играет никакой полезной роли на пути Будды к освобождению». Что важно, так это не цепляться за формы, звуки, запахи, вкусы, предметы и психические свойства, которые воспринимаются шестью органами чувств (в том числе разумом как шестым органом чувств). Понимание того, что совокупности не являются самопомощью в освобождении от этой хватки.

Мири Альбахари также возражает против обычного понимания скандх как обозначения отсутствия какого-либо «я». Альбахари утверждал, что кхандхи не обязательно составляют целостность человеческого опыта, и что индуистская концепция Атмана (вечная душа) явно не отвергается палийским каноном. Согласно Албани, «анатту лучше всего понимать как практическую стратегию, а не как метафизическую доктрину». Для Альбахари Ниббана является вездесущей частью человеческой природы, которая постепенно «раскрывается» прекращением невежества.

В Тхераваде Абхидхамме

Пять совокупностей (панча кхандха). согласно палийскому канону.
форме ( рупа)
4 элемента. (mahābhūta)
контакт. (phassa)
. сознание . (viññāna).
.... →. ←.... ←
умственные факторы (четасика)
. чувство . (vedanā).
. восприятие . (sañña).
. формирование . (saṅkhāra).
Источник: MN 109 (Thanissaro, 2001) | детали схемы

Ранние буддийские школы разработали подробный анализ и обзоры учений, содержащихся в сутрах, которые называются Абхидхарма. Каждая школа разработала свою собственную Абхидхарму. Самым известным в настоящее время является Тхеравада Абхидхамма, но Сарвастивада Абхидхарма исторически был очень влиятельным и частично сохранился в китайской Агаме.

Шесть чувственных баз

Внутренние и внешние чувственные базы вместе образуют «шесть чувственных баз». В этом описании, содержащемся в таких текстах, как Салаятана самьютта, соединение объекта и органа чувств приводит к возникновению соответствующего сознания.

Согласно Бхиккху Бодхи, традиция Тхеравады учит, что шесть чувственных основ вмещают «все факторы существования», это «все» и «кроме которых вообще ничего нет». существует, «и» пусты от «я» и от того, что принадлежит «я».

Сами сутты не описывают это как альтернативу скандхам; именно в Абхидхамме, стремящейся к «единой всеобъемлющей системе», пять совокупностей и шесть чувственных основ явно связаны:

  • Первые пять внешних чувственных основ (видимая форма, звук, запах, вкус и осязание), а первые пять внутренних чувственных баз (глаз, ухо, нос, язык и тело) являются частью совокупности форм;
  • ментальный чувственный объект (т.е. ментальные объекты) перекрывает первые четыре совокупности (форма, чувство, восприятие и формирование);
  • Ментальный орган чувств (разум) сравним с совокупностью сознания.

Бодхи утверждает, что шесть чувственных основ - это "вертикальный" взгляд на человеческий опыт, в то время как совокупности «горизонтальный» (временной) вид. Практика буддийской медитации Тхеравады на чувственных основах направлена ​​как на устранение искаженных познаний, таких как те, которые находятся под влиянием страстных желаний, тщеславий и мнений, так и на «искоренение всех представлений во всех их проявлениях».

Восемнадцать Дхат и Четыре Параматтхи

Восемнадцать дхату - шесть внешних основ, шесть внутренних основ и шесть сознаний - действуют через пять совокупностей. Эти дхату можно разделить на шесть триад, каждая из которых состоит из чувственного объекта, органа чувств и чувственного сознания.

Абхидхамма и постканонические палийские тексты создают мета-схему для сутты. Представления Питаки об агрегатах, смысловых основах и дхатту (элементах). Эта мета-схема известна как четыре параматтхи или высшие реальности, три обусловленные, одна необусловленная:

  • Материальные феномены (рупа, форма)
  • Разум или сознание (Читта)
  • Ментальные факторы (Четасики: ощущение, восприятие и формирование факторов нама)
  • Ниббана

Двенадцать Нидан

Двенадцать Нидан - это линейный список из двенадцати элементов из буддийской учения, которые возникают в зависимости от предыдущей ссылки. Хотя этот список можно интерпретировать как описание процессов, вызывающих перерождение, по сути он описывает возникновение дуккхи как психологический процесс без участия атмана. Ученые считают, что это более поздний синтез нескольких старых списков. Первые четыре звена могут быть насмешкой над космогонией Вед ​​и Брахманизма, как описано в Гимне Творения Веды X, 129 и Брихадараньяка Упанишад. Они были объединены с разветвленным списком, описывающим обусловливание умственных процессов, сродни пяти скандхам. В конце концов, этот разветвленный список превратился в стандартную двенадцатикратную цепочку в виде линейного списка.

Согласно Бойсверту, «функция каждого из агрегатов в их соответствующем порядке может быть напрямую коррелирована с теорией зависимого происхождения. - особенно с восемью средними звеньями ". Четыре из пяти совокупностей явно упомянуты в следующей последовательности, но в другом порядке, чем список совокупностей, который заканчивается винняна • виджняна:

  • ментальные образования (санкхара • санскара) обусловливают сознание (винняна • виджняна)
  • который обусловливает имя-форму (nāma-rūpa)
  • , который обусловливает предшественников (saḷāyatana, phassa • sparśa) ощущений (vedanā)
  • , которые, в свою очередь, обусловливают влечение ( taṇhā • tṛṣṇā) и цепляния (upādāna)
  • , которые в конечном итоге приводят к «всей массе страдания» (kevalassa dukkhakkhandha).

Взаимодействие между пятикомпонентной моделью непосредственной причинности и двенадцати ниданой модель необходимой обусловленности очевидна, например, подчеркивается исходная роль, которую психические образования играют как в возникновении, так и в прекращении страдания.

Сатипаттхана

Считается, что внимательность применима к четырем упассана (области или основы), «постоянно наблюдая за сенсорным опытом в или дер, чтобы предотвратить возникновение страстных желаний, которые приведут будущий опыт к перерождению, «которые также пересекаются со скандхами. Это четыре области:

  • внимательность к телу (кайя);
  • внимательность к чувствам или ощущениям (ведана );
  • внимательность к разуму или сознанию (читта ); и
  • памятование дхамм.

Согласно Гжегожу Полаку, четыре упассаны были неправильно поняты развивающейся буддийской традицией, включая Тхераваду, как относящиеся к четырем различным основам. Согласно Полаку, четыре упассаны не относятся к четырем различным основам, о которых следует знать, но представляют собой альтернативное описание джханы, описывающих, как самсхары усыпляются:

В традиции Махаяны

Махаяна развивалась из традиционных школ, вводя новые тексты и делая другие акценты в учениях, особенно шуньята и Бодхисаттва- идеал.

Индия

Праджняпарамита - учение развивалось с первого века до нашей эры. Он подчеркивает «пустоту» всего сущего. Это означает, что не существует вечно существующих «сущностей», поскольку все возникло зависимо. Скандхи тоже возникают зависимо и не имеют никакого существенного существования. Согласно Ред Пайн, тексты Праджняпарамиты являются исторической реакцией на некоторые ранние буддийские Абхидхаммы. В частности, это ответ на то, что «феномен» или его составляющие реальны. Понятие «пустота» праджняпарамиты также согласуется с Тхеравада Абхидхаммой.

Это сформулировано в Сутре сердца. Санскритская версия «Праджняпарамита Хридая Сутра» («Сутра сердца»), которая, возможно, была составлена ​​в Китае из санскритских текстов, а затем переведена обратно на санскрит, утверждает, что пять скандх лишены самосуществования, и, как известно, утверждает, что «форма - это пустота, пустота - это форма. То же самое верно и для чувств, восприятий, умственных образований и сознания».

Школа Мадхьямака развивает это понятие из средний путь. Его основной текст - Муламадхьямакакарика, написанный Нагарджуной, который опровергал Сарвастивада концепцию реальности, которая воплощает дхаммы. Одновременное не-овеществление себя и овеществление скандх рассматривается некоторыми буддийскими мыслителями как весьма проблематичное.

Школа Йогачара далее проанализировала работу ума, подробно остановившись на концепция нама-рупы и пяти скандх, а также развитая концепция восьми сознаний.

Китай

Суньята в китайских текстах - это «ву», небытие. В этих текстах отношение между абсолютным и относительным было центральной темой в понимании буддийских учений. Агрегаты передают относительный (или условный) опыт мира отдельным лицом, хотя Абсолютная истина реализуется через них. Комментируя «Сутру сердца», Д.Т. Судзуки отмечает:

Когда сутра говорит, что пять скандх имеют характер пустоты [...], смысл такой: Абсолюту не следует приписывать никаких ограничивающих качеств; хотя он имманентен всем конкретным и частным объектам, сам по себе он не поддается определению.

Татхагатагарбха-сутры, трактующие идею природы будды, развитую в Индии, но играл видную роль в Китае. Татхагатагарбха-сутры иногда говорят о невыразимых скандхах Будды (за пределами природы мирских скандх и за пределами мирского понимания). В «Сутре Махаяны Махапаринирвана» Будда говорит о том, что скандхи Будды на самом деле вечны и неизменны. Считается, что скандхи Будды непостижимы для непробужденного видения.

Тибет

Традиция Ваджраяны далее развивает совокупности в терминах махамудры эпистемологии и тантрических реификаций.

Ссылаясь на учения махамудры, Чогьям Трунгпа определяет совокупность форм как «затвердевание» невежества (пали, авиджа; санскр., Авидья), позволяющее человеку имеют иллюзию «обладания» вечно динамичной и обширной мудростью (пали, виджа; санскр. видья) и, таким образом, являются основой для создания дуалистических отношений между «я» и «прочее».

Согласно Трунгпа Ринпоче, пять скандх представляют собой «набор буддийских концепций, которые описывают переживание как пятиступенчатый процесс» и что «полное развитие всего пять скандх... это попытка с нашей стороны оградить себя от истины о нашей несущественности », в то время как« практика медитации заключается в том, чтобы увидеть прозрачность этого щита ».

Трунгпа Ринпоче пишет (2001, стр. 38):

Некоторые детали тантрической иконографии развиваются из абхидхармы [то есть, в данном контексте, подробного анализа совокупностей]. Различные цвета и чувства этого особого сознания, этой конкретной эмоции проявляются в определенном божестве, одетом в такой-то костюм определенных цветов, держащем в руке определенные особые скипетры. Эти детали очень тесно связаны с индивидуальностями конкретных психологических процессов.

См. Также

Примечания

Ссылки

Источники

Веб-источники

Внешние ссылки

Тхеравада

Махаяна

  • Пять скандх, таблица показывает пять скандх, подготовленных Аланом Фоксом (факультет философии, Делавэр).

Ваджраяна

Последняя правка сделана 2021-06-08 04:40:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте