Буддизм в Непале начал распространяться со времен правления Ашоки Через индийских и тибетских миссионеров. Кираты были первыми людьми в Непале, принявшими учение Гаутамы Будды, за которым последовали Личчави и Ньюары. Будда родился в Лумбини в Королевстве Шакья. Считается, что Лумбини находится в современном районе Рупандехи, Лумбини зоне Непала. Буддизм - вторая по величине религия в Непале. Согласно переписи 2001 года, 10,74% населения Непала исповедовали буддизм, состоящее в основном из тибето-бирманоязычных этнических групп, неваров. Однако по переписи 2011 года буддисты составляли всего 9% населения страны. Невозможно с уверенностью определить год, в который родился принц Сиддхартха, настоящее имя Будды, обычно это около 563 г. до н.э. В холмистых и горных регионах Непала индуизм вобрал буддийские догматы до такой степени, что во многих случаях у них есть общие божества, а также храмы. Например, Храм Муктинатх является священным и обычным местом поклонения как для индуистов, так и для буддистов.
В Непале большинство людей идентифицируют себя как индуисты. Однако буддийские влияния пронизывают большинство аспектов непальской культуры до такой степени, что буддийские и индуистские храмы являются общими местами отправления культа для людей обеих религий, так что, в отличие от других стран, различие между индуизмом и буддизмом в Непале не всегда ясно. Во время правления короля Амшувармана непальская принцесса Бхрикути сыграла значительную роль в распространении и развитии буддизма в Тибете. Тибетская буддийская архитектура издавна находилась под влиянием непальских художников и скульпторов, таких как Аранико. Священные буддийские тексты в буддизме Махаяны в основном написаны на алфавите Ранджана, письме Ньюарс или на таких сценариях, как Ланца, заимствованных из Ранджаны.
В традиционном непальском буддизме существует девять специальных текстов, которые называются «Девятью драгоценностями Дхармы» (Навагрантха), и они считаются девятью книгами буддизма по преимуществу:
, Тибетский буддизм - наиболее широко распространенная форма. Неварский буддизм - это форма Ваджраяны, на которую повлиял буддизм Тхеравады. Многие буддийские группы также находятся под влиянием индуизма. Буддизм - доминирующая религия в малонаселенных северных областях, населенных тибетскими народами, а именно шерпами, лопами, мананги, Тхакали, Лхоми, долпа и Нимба. Они составляют незначительное меньшинство населения страны.
Этнические группы, проживающие в центральном Непале, такие как гурунги, лепча, таманг, магар, неварцы, Яккха, Тхами, Чхантял и Чепанг также являются буддистами. Эти этнические группы имеют более многочисленное население по сравнению с их северными соседями. Они попали под влияние индуизма из-за своих тесных контактов с индуистскими кастами. В свою очередь, многие из них в конечном итоге приняли индуизм и в значительной степени интегрировались в кастовую систему.
народ кирати, особенно лимбу и народ рай, также переняли тибетские буддийские практики от своих буддийских соседей.
Будда родился как принц Сиддхартха в Непале. Он достиг просветления под деревом Бодхи в Бодх-Гайе, в современном Бихаре, Индия. Там он проповедовал свое учение, и таким образом возник буддизм.
Император Ашока из Империи Маурья установил столб в Лумбини, месте рождения Будда во втором веке до нашей эры. После Третьего буддийского совета, Ашока отправляется в Непал. Также считается, что Ашока отправился в Патан и построил там четыре ступы. Считается, что его дочь Чарумати основала деревню Чабахил, которая находится между Катманду и Боудой.
В период Личчави в Непале процветали как индуизм, так и буддизм. Прекрасными примерами буддийского искусства того периода являются полузатонувший Будда в Пашупатинатхе, спящий Вишну в Будханилканте, а также статуя Будды и различные изображения Вишну в Чангу Нараяне.
Другой буддийский текст, Манджушримула Кальпа, упоминает Манадеву как царя Непальской мандалы. Исследователи полагают, что Муласарвастивадавиная была написана во II веке нашей эры, а Манджушриулакальпа - во время правления Манадевы. В Сваямбху Пуране, древнем буддийском тексте Пураны и надписи Личчави упоминается Непальская Мандала.
Буддийские надписи, хроники и тибетские источники также упоминают несколько тантрических буддийских божеств, а именно Акшобхья, Амитабха, Ваджрайогини, Ваджрабхайрава, Уснисавиджая и Самантабхадра. Сильное влияние анимизма привело к вере в буддийских божеств, таких как Панчаракши.
В период Личчави подчеркивалась религиозная терпимость и синкретизм. Царь Манадева воздал дань уважения как индуистским, так и буддистским местам. Впоследствии его семья нашла выражение своих убеждений в различных религиях.
Поклонение Чайтье и фестиваль повозок Рат Джатра Авалокитешвары были введены примерно в этот период. Многие древние памятники в долине Катманду были отождествлены с основными буддийскими каитьями, такими как Сваямбху, Будханатх, Катманду и четыре ступы «Ашока» Патана, и еще двести каменных [Читийа | Чайтьев], датируемых периодом Личчхави, свидетельствовали о широко распространенной древности поклонения [Чития | Чайтья].
Возможно, что эта практика в самом раннем воплощении была связана с поклонением камням, которое, возможно, возникло у первых, конкурирующих Кирата жителей Долины, до Личавис. Согласно одной из самых ранних надписей Личчави, поклонение Каитье обычно состояло из ритуального обхода чайтья и подношения стандартных предметов, таких как благовония, цветной порошок, масляные лампы и омовения. Иногда надписи указывают на то, что это могло даже включать обновление существующей Caitya и покрытие новой поверхности множеством сложных картин.
Поклонение кайтье было важным фактором в привлечении большего числа протоневарских племенных жителей в буддийскую лоно, поскольку это была религиозная практика, предназначенная для широкой публики. Таким образом, массы, вероятно, начали практиковать праздник повозки Авалокитешвара / Матсиендранатх (Джана Баха Дьях Джатра и Бунга Дья Джатра) во второй половине седьмого века. ОБЪЯВЛЕНИЕ.
Этот праздник отмечали сотни или даже тысячи людей, которые помогли построить и перевезти огромную колесную повозку с изображением Авалокитешвары в течение нескольких дней или недель по определенному маршруту.. Введение этого фестиваля должно было иметь мгновенный успех у большинства населения долины Катманду. Это укрепило позиции буддизма по отношению к другим индуистским и анимистским религиям Долины того времени.
В 40 каменных надписях упоминается буддизм в период Личчави. Большинство ссылок связано с монашеством. Однако почти ничего не известно о повседневной жизни монастырей Вихара или о том, как они функционировали в административном порядке.
Названия пятнадцати буддийских монастырей известны, и из контекста, в котором названы некоторые из них, ясно, что они являются одними из самых важных религиозных мест того времени. Доподлинно неизвестно, какие школы буддизма были наиболее выдающимися в то время. Но самые сильные ранние влияния (помимо еще более раннего возможного субстрата палийского буддизма), вероятно, исходили от школ Махасангхика, Саммития и Сарвастивада. Школы Махьямака и Йогачара считались более влиятельными в более поздний период с появлением и ростом школы Ваджраяны.
Надписи также доказывают, что существовала серия традиционных методов изготовления религиозных подарков. Эти подношения использовались для получения благословений и заслуг, и буддийские женщины, кажется, взяли на себя ведущую роль в подношении этих даров. Поразительно, что параллельные точки в буддийской пещере содержат надписи Махараштры, предшествовавшей Личчви Непалу. Ссылки в надписях Личчави на Махаяну и Ваджраяну будут упомянуты ниже в связи с буддийским искусством и известными буддийскими деятелями периода Личчави.
царь-личчави, Амшуверма, женил свою дочь Бхрикути на правителе Тибета, короле Сонгцен Гампо. Согласно легенде, она получила чашу для подаяний Будды как часть своего свадебного приданого. Считается, что она принесла буддизм в Тибет. ее также считают реинкарнацией Зеленой Тары тибетского буддизма, которая встречается во многих буддийских тханках. Период Личхави известен как золотое время буддизма.
Династия Малла знаменовала собой золотой период синкретизма индуистских и буддийских форм искусства от Newar. Паубха, неварский аналог тибетского буддийского танка, процветал в этот период.
Во время правления Джаястхити Маллы, после выполнения Манудхармасастры, монахам, соблюдающим целибат, запретили практиковать в Непале. Это уступило место децелибату неварскому буддизму. Из-за этого буддизм Тхеравады был утерян в Непале только для того, чтобы возродиться в начале 20-го века.
Династия Шаха пережила упадок буддизма в Непале, где он в конечном итоге слился с индуизмом, поскольку индуизм гуркха приобрел известность. На севере Мустанг царство, управляемое буддистом Лопой, и Тхакали способствовало процветанию Ваджраяны (тибетский буддизм ) на севере.
Существует неверное предположение, что из-за предполагаемого сходства с тантрическим индуизмом современный неварский буддизм в Непале в значительной степени был поглощен в мейнстрим индуизм. Однако неварский буддизм сохранил свою самобытность, и почти все практики, формы искусства и касты остались. На севере люди тибетского происхождения продолжали придерживаться практически неизменной практики тибетского буддизма, особенно в случае Нимбы на северо-западе Непала. С другой стороны, Тхакали, который традиционно играл важную роль в непальском обществе, но все же сохранил тибетский буддизм, в последние годы также начали принимать индуизм.
Важно отметить, что во время автократического режима Рана несколько буддистов Тхеравады были изгнаны из Непала за проповедь буддизма. Изгнание буддийских монахов из Непала в 1926 и 1944 годах было вызвано попыткой подавить возрождение буддизма Тхеравады, начавшееся в 1920-х годах. Кроме того, в эту эпоху произошло повторное открытие Лумбини, места рождения Будды, благодаря участию, в частности, генерала Хадги Сумшера Раны.
После свержения династии Рана в 1951 году в стране постепенно развивался буддизм. Буддисты тхеравады сыграли очень важную роль в кампании буддийского возрождения в современном Непале с 1920-х годов. Это движение возрождения превратило буддизм из религии некоторых этнических групп и каст в религию, выходящую за рамки кастовой и этнической религии в Непале. В настоящее время существует три основных буддийских школы; Тибетский буддизм, Неварский буддизм и Буддизм Тхеравады.
Туризм является важным фактором распространения непальского буддизма в мире. Ежегодно Катманду может принимать более 10 000 путешественников со всего мира только для того, чтобы посетить ступу Боудха Боудханатх и ступы Сваямбху Маха Чайтья Сваямбунатх. Это замечательные и значимые архитектурные объекты, которые можно найти только в Непале. Помимо этих двух основных буддийских памятников, в Катманду и других крупных городах Непала есть сотни буддийских памятников.
Международный Буддийский Центр действует в Катманду.
Непал официально стал светским государством в 2006 году. Все религии в Непал теперь имеет равные возможности для распространения в соответствии со своими убеждениями.
Согласно переписи 2011 года, приверженцами буддизма являются следующие: NEG обозначает вновь включенную в список этническую группу, по которой данные переписи 2001 года отсутствуют.
Этническая группа | Процент буддистов 2001 (%) | Всего населения 2011 | Всего буддистов 2011 | Процент буддистов 2011 (%) |
---|---|---|---|---|
Tamang | 90.26% | 1,539,830 | 1,344,139 | 87,29% |
Magar | 24,47% | 1,887,733 | 340,608 | 18,04% |
Гурунг | 69.03% | 522641 | 327,813 | 62,72% |
Ньюар | 15,35% | 1,321,933 | 141,982 | 10,74% |
Шерпа | 92.83% | 112,946 | 111,068 | 98,34% |
Bhote | 59.40% | 13,397 | 13,173 | 98,33% |
Ghale | NEG | 22,881 | 11,451 | 50,05% |
Хиолмо | 98,45% | 10,752 | 9,819 | 91,32% |
Тхакали | 65,01% | 13,215 | 8995 | 68,07% |
Чхантьял | 64.2% | 11,810 | 0 | 0,00% |
Джирел | 87% | 5,774 | 0 | 0,00% |
Лепча | 88,8% | 3,445 | 0 | 0,00% |
Другие этнические группы | 0,81% | 21,028,147 | 87051 | 0,41% |
Всего | 10,74% | 26,494,504 | 2,396,099 | 9,04% |
Между переписью 2001–2011 годов процент буддистов снизился на 1,7%, с 10,74% до 9,04%. Все основные этнические группы (кроме шерпа, бхоте и тхакали) продемонстрировали снижение доли буддистов. Интересно отметить, что в переписи 2011 года ни один чхантьял, джирел и лепча не указали себя буддистами. По данным переписи 2011 года, в общей сложности 11 233 чхантяля (95,1%) указали, что они индуисты. Аналогичным образом, 4604 джирела (79,7%) и 2907 лепча (84,4%) заявили о себе как о последователях религии бон. Из группы Ghale, которая была добавлена в переписи 2011 года, более 50% заявили о себе как о последователях буддизма..