Ваджра

редактировать
Оружие и / или символ чистой, непреодолимой духовной силы в дхармических религиях Индус бог Индра верхом на Айравате с ваджрой. Это оружие сделано из костей Махарши Дадхичи согласно индуистской мифологии.

A ваджра (или дордже по-тибетски) - ритуальное оружие, символизирующее свойства алмаза (неразрушимость) и молния (непреодолимая сила) и это санскритское слово, имеющее оба значения.

Ваджра - это тип дубинки с ребристой сферической головкой. Ребра могут встречаться в форме шара, или они могут быть отдельными и заканчиваться острыми концами, которыми можно нанести удар. Ваджра является оружием индийского ведического божества дождя и грома Индры и символически используется в традициях дхармы буддизма, джайнизма и индуизм, часто для обозначения стойкости духа и духовной силы.

Согласно индийской мифологии, ваджра считается одним из самых мощных видов оружия во вселенной. Использование ваджры как символического и ритуального инструмента распространилось из индуистской религии на другие религии в Индии и других частях Азии.

Тибетский ваджра Махакала держит ваджрное оружие Вишваваджра или «двойная ваджра» появляется на эмблеме Бутана.
Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Ранние описания
    • 2.1 Ригведа
    • 2.2 Пураны
  • 3 Буддизм Ваджраяны
  • 4 Сопровождающий колокол
    • 4.1 Использование колокола
  • 5 Символизм
    • 5.1 Ваджра
    • 5.2 Колокол
  • 6 Популярный культура
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Библиография
  • 10 Внешние ссылки
Этимология

Согласно Аско Парпола, Санскритский ваджра- и авестийский вазра- оба относятся к оружию Божества и, возможно, происходят от протоиндоевропейского корня * weg'-, что означает «быть (приходить) могущественным». Это связано с пра- финно - уральским * vaśara, «молот, топор», но и санскритские, и финно-угорские производные, вероятно, являются протоарийскими или прото-индоарийскими. но не протоиранское государство Парпола и Карпелан, из-за его палатализированного шипения.

Ранние описания

Ригведа

Самое раннее упоминание о ваджре - в Ригведе, части четырех Вед. Он описывается как оружие Индры, главного из богов. Индра описывается как использующий ваджру для убийства грешников и невежественных людей. Ригведа утверждает, что это оружие было создано для Индры Твастаром, создателем божественных инструментов. Связанная с этим история описывает, как Индра использовал ваджру, которую держал в руке, чтобы убить асура Вритру, принявшего форму змея.

Из-за своего умения владеть Ваджра, некоторые эпитеты, использованные для Индры в Ригведе, были Ваджрабхрит (несущий ваджру), Ваджриват или Ваджрин (вооруженный ваджрой), Ваджрадакшина (держа ваджру в правой руке) и Ваджрабаху или Ваджрахаста (держа ваджру).). Связь Ваджры с Индрой продолжилась с некоторыми изменениями в более поздней пуранической литературе и в буддийских сочинениях. Буддхагхоша, крупная фигура буддизма Тхеравады в V веке, отождествлял Бодхисаттву Ваджрапани с Индрой.

Пураны

Ваджра Индры печать царя Ваджиравудха из Таиланда

Многие более поздние пураны описывают ваджру, с историей, измененной с оригинала Ригведы. Одно из важных дополнений связано с ролью Мудреца Дадхичи. Согласно одному сообщению, Индра, царь дэва однажды был изгнан из девалоки асуром по имени Вритра. Асура был получателем дара, согласно которому его нельзя было убить никаким оружием, которое было известно до даты его получения, и, кроме того, никакое оружие из дерева или металла не могло причинить ему вреда. Сообщается, что Индра, потерявший всякую надежду на восстановление своего царства, обратился к Шиве, который не мог ему помочь. Индра вместе с Шивой и Брахмой отправился искать помощи Вишну. Вишну открыл Индре, что только оружие, сделанное из костей Дадхичи, сможет победить Вритру. Поэтому Индра и другой дэва подошли к мудрецу, которого Индра однажды обезглавил, и попросили его помочь в победе над Вритрой. Дадхичи удовлетворил просьбу дэва, но сказал, что хотел бы, чтобы у него было время совершить паломничество ко всем святым рекам, прежде чем он отдал свою жизнь за них. Затем Индра собрал все воды священных рек в Лес Наимиша, тем самым позволив мудрецу исполнить свое желание без дальнейшей потери времени. Затем говорят, что Дадхичи отказался от своей жизни благодаря искусству йоги, после чего боги вылепили ваджрайудху из его позвоночника. Затем это оружие было использовано, чтобы победить асура, что позволило Индре вернуть себе место царя девалоки.

Существует еще одна версия истории, в которой Дадхичи попросили защитить оружие богов, поскольку оно не могло сравниться с тайными искусствами, используемыми асурами для его получения. Говорят, что Дадхичи занимался этим очень долгое время и, наконец, утомившись от работы, он, как говорят, растворил оружие в священной воде, которую пил. Дэва вернулись спустя много времени и попросили его вернуть их оружие, чтобы они могли победить асура во главе с Вритрой раз и навсегда. Однако Дадхичи рассказал им о том, что он сделал, и сообщил, что их оружие теперь является частью его костей. Однако Дадхичи, понимая, что его кости были единственным способом, которым дэва мог победить асура, добровольно отдал свою жизнь в яму мистического пламени, которую он призвал силой своей аскезы. Говорят, что Брахма изготовил большое количество оружия из костей Дадхичи, включая ваджрайудху, которая была сделана из его позвоночника. Затем говорится, что дэва победил асура, используя созданное таким образом оружие.

Также были случаи, когда бог войны Сканда (Картикея ) описывался как держащий ваджру. Сканда - также имя бодхисаттвы в буддизме Махаяны, который владеет ваджрой.

Буддизм Ваджраяны

В буддизме ваджра является символом Ваджраяны, одной из трех основных ветвей буддизма. Ваджраяна переводится как «Путь грома» или «Алмазный Путь » и может подразумевать переживание удара молнии буддийского просветления или бодхи. Это также подразумевает неразрушимость, так же как алмазы тверже других драгоценных камней.

В тантрическом буддизме (Ваджраяна ) ваджра и трибу (колокол) используются во многих обрядах. лама или любой практикующий садхану Ваджраяны. Ваджра - это мужской многозначный символ, олицетворяющий многое для тантрики. Ваджра представляет собой упая (искусные средства), тогда как его сопутствующий инструмент, колокольчик, который является женским символом, обозначает праджня (мудрость). Некоторые божества держат ваджру и колокольчик в разных руках, символизируя союз сил сострадания и мудрости соответственно.

Ваджрасаттва держит ваджру в правой руке и колокольчик в левой руке.

В тантрических традициях буддизма ваджра является символом природы реальности, или шуньята, что указывает на бесконечное творчество, потенцию и умелую деятельность. Этот термин широко используется в тантрической литературе: термин для обозначения духовного учителя - ваджрачарья; один из пяти дхьяни-будд - ваджрасаттва и так далее. Практика добавления ваджры к терминам, именам, местам и так далее представляет собой сознательную попытку распознать трансцендентный аспект всех явлений; это стало частью процесса «сакраментализации» деятельности духовного практикующего и побудило его задействовать всю свою психофизическую энергию в духовной жизни.

Инструмент, символизирующий ваджру, также широко используется в ритуалах тантры. Он состоит из сферической центральной секции с двумя симметричными наборами из пяти зубцов, которые выходят из лотоса по обе стороны от сферы и подходят к точке в двух точках, равноудаленных от центра, таким образом появление «алмазного скипетра», как иногда переводят этот термин.

Различные фигуры в тантрической иконографии представлены держащими или владеющими ваджрой. Три самых известных из них: Ваджрасаттва, Ваджрапани и Падмасамбхава. Ваджрасаттва (буквально «существо ваджра») держит ваджру правой рукой у своего сердца. Фигура разгневанного Ваджрапани (буквально «ваджра в руке») размахивает ваджрой в правой руке над головой. Падмасамбхава держит ваджру над правым коленом в правой руке.

Сопровождающий колокольчик
Пять ритуальных предметов, используемых в Ваджраяне с японского острова Ицукусима : короткая дубинка с пятью зубцами (ваджра) (五 鈷 杵 gokosho), пестик с одним острым концом лезвие на каждом конце (独 鈷 杵 tokkosho), подставка для ваджрного пестика и колокольчика (金剛 盤 kongōban), трехзубый пест (三 鈷 杵 sankosho) и пятиконечный колокольчик (五 鈷 鈴 gokorei)

Ваджра почти всегда сочетается с ритуальным колоколом. Тибетский термин для ритуального колокола, используемый в буддийских религиозных практиках, - трибу. Священники и преданные звонят в колокола во время ритуалов. Вместе эти ритуальные орудия олицетворяют нераздельность мудрости и сострадания в просветленном потоке разума.

Использование колокола

Колокол - наиболее часто используемый из всех музыкальных инструментов в тантрических буддийских ритуалах. Звук колоколов считается очень благоприятным, и считается, что он изгоняет злых духов оттуда, где проводится ритуал. Когда колокол используется с дордже, его использование варьируется в зависимости от ритуала или читаемых мантр. Во время медитации звонок в колокольчик представляет звук Будды, обучающего дхарме, и символизирует достижение мудрости и понимание пустоты. Во время пения мантр Колокол и Дордже используются вместе в различных ритуальных формах, чтобы представить союз мужского и женского начал.

Символизм

Ваджра

Ваджра состоит из нескольких частей. В центре находится сфера, которая представляет Шуньята, изначальную природу вселенной, лежащее в основе единство всех вещей. Из сферы выходят два восьмилепестковых цветка лотоса. Один представляет феноменальный мир (или в буддийских терминах Самсара ), другой представляет нуменальный мир (Нирвана ). Это одна из основных дихотомий, воспринимаемых непросветленными. Физическим проявлением ваджры, также называемого в этом контексте дорже, является мужской орган.

Вокруг пасти лотоса в равной степени расположены два, четыре или восемь существ, называемых макара. Это мифологические существа-полурыбы-полукрокодилы, состоящие из двух или более животных, часто представляющие союз противоположностей (или гармонизацию качеств, выходящих за рамки нашего обычного опыта). Из уст макары выходят языки, которые соединяются в одну точку.

Пятиконечная ваджра (с четырьмя макарами плюс центральный зубец) - наиболее часто встречающаяся ваджра. Существует сложная система соответствий между пятью элементами нуменальной стороны ваджры и феноменальной стороны. Одно важное соответствие - между пятью «ядами» и пятью мудростями. Пять ядов - это ментальные состояния, которые затемняют изначальную чистоту ума существа, а пять мудростей - это пять наиболее важных аспектов просветленного ума. Каждая из пяти мудрости также связана с фигурой Будды. (см. также Пять Будд Мудрости )

Колокол

Полость в колоколе представляет собой пустоту, из которой возникают все явления, включая звук колокола, а колокольчик представляет форму. Вместе они символизируют мудрость (пустота) и сострадание (форма или внешний вид). Звук, как и все явления, возникает, излучается, а затем растворяется обратно в пустоту.

В популярной культуре

Парам Вир Чакра, высшее в Индии Военное украшение военного времени имеет мотив Ваджры, оружия Индры, созданного из костей, подаренных мудрецом Дадхичи как дань уважения его жертвоприношению.

См. также
Примечания
Ссылки

Библиография

Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Ваджра.
Последняя правка сделана 2021-06-18 08:20:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте