Гунастхана (санскрит : «уровни добродетели») представляют собой четырнадцать стадий духовного развития и роста, через которые душа постепенно проходит, прежде чем достичь мокши (освобождения). Согласно джайнизму, это состояние души от полной зависимости от кармы до состояния полного отстранения от нее. Здесь слово добродетель не означает обычное моральное качество, но обозначает природу души - знание, веру и поведение.
Четырнадцать Гунахтхана представляют собой постепенное проявление душой врожденных качеств знания, веры и поведения во все более и более совершенной форме. Ниже приведены этапы духовного развития:
Голова | Гунастхана | Значение |
---|---|---|
Вера. (Рациональность. в восприятии) | 1. Митхьятва | Уровень неверного верующего (грубое невежество) |
2. Сасадана | Падение правильной веры | |
3. Мисрадришти | Смешанные верные и ложные убеждения | |
4. Avirata samyagdrsti | Правильная вера без обетов | |
Незначительные обеты . (Начало. правильного поведения) | 5. Дешавирата | Стадия частичного самоконтроля |
Правильное поведение: . Махаврата (Главные обеты) | 6. Праматтасамьята | Немного несовершенные обеты |
7. Апраматта самьята | Совершенные обеты | |
8. Апурвакарана | Новая мыслительная деятельность | |
9. Аниваттибадара-сампарайа | Продвинутая мыслительная деятельность (Страсти все еще возникают) | |
10. Сукшма сампарайа | Малейшее заблуждение | |
11. Упашанта-касая | Исчезнувшее заблуждение | |
12.Ксина касая | Разрушенное заблуждение | |
13.Сайога кевали | Всеведение с вибрацией | |
14.Айога кевали | Этап всеведения без какого-либо деятельность |
Первая стадия означает грубое невежество. Если на этой стадии человек медитирует на свое существование, происходит временное прекращение следующих действий:
Эта гунастхана представляет ментальное состояние души в процессе или акте отпадения от правильной веры. Здесь sā означает «с», а sādana означает «истощенный», следовательно, то, что характеризуется истощенной верой.
Мишра буквально означает смешанный. На этой стадии человек колеблется между уверенностью и сомнением в правильной вере.
Когда сомнения человека устранены, он / она достигает этой стадии и становится самьягдришти (истинно верующим). Сомнения могли быть устранены медитацией или наставлением духовного учителя.
Деша означает частичное, а вирата означает обет, т.е. соблюдение частичных обетов в стремлении к Правильному поведению.
Первый шаг в жизни джайнского муни (монаха). Стадия полной самодисциплины, хотя иногда и по неосторожности колеблется.
Уровень человека, в котором страсти все еще проявляются в грубой форме.
Стадия того, кто практикует процесс, называемый аннивритти карана, и в котором, однако, все еще возникают страсти.
Уровень того, в ком страсти проявляются в тонкой форме.
Уровень того, кто подавил все страсти, но все же не обладает всеведением.
Уровень того, кто уничтожил все страсти, но еще не обладает всеведением. Согласно джайнскому тексту, Гомматсара Дживаканда:
Этот святой без собственности (Ниргрантха), все чьи заблуждения, страсти (Моха Кашая) уничтожены, и чьи мысли ясны, как вода, сохраненная в чистом виде. сосуд с кристальным самоцветом, как говорят непривязанные (Завоеватели) (находящиеся на 12-й стадии) разрушенного заблуждения или лишенного иллюзий (Кшина Кашая).
— Гомматсара (62)Са означает «с», а йога относится к трем каналам деятельности, то есть к разуму, речи и телу. Кевали - это термин, используемый для обозначения всеведущих существ (арихантас ). Эта стадия характеризуется разрушением всей враждебной (гхати) кармы и достижением всеведения.
Это последняя стадия на Пути, за которой следует разрушение души агхатиа кармой. Тех, кто проходит эту стадию, называют сиддхами, и они полностью утвердились в правильной вере, правильном знании и правильном поведении.
Вся схема гунастханы в джайнах Философия разработана в логическом порядке согласно принципу уменьшения греховности и увеличения чистоты. На первом этапе все пять причин рабства - иррациональные убеждения (митхьятва ), несдержанность (авирати), беспечность (прамада), страсти (кашайя ) и деятельность ума., речь и тело (йога ) - работают в полную силу. Иррациональные убеждения (митхьятва) частично подавляются на второй и третьей стадиях и полностью устраняются на четвертой стадии. На пятой и шестой стадиях несдержанность (авирати) постепенно устраняется. Начиная с седьмой ступени, беспечность устраняется, и только страсти и деятельность оказывают свое влияние. С одиннадцатого по тринадцатое все страсти устраняются, и остается только активность. На последней стадии нет активности, следовательно, нет привязки кармы.
Из четырех гхатия карм даршана мохиния карма (восприятие обманывающая карма) сначала разрушается на четвертой стадии гунастханы. Чаритра-мохиния карма (карма, вводящая в заблуждение) разрушается следующей в двенадцатой гунастхане. Оставшиеся три гхатия кармы (знание, препятствующее карме, восприятие, препятствующее карме, и энергия, препятствующая карме) уничтожаются на 13-й стадии, а остальные четыре агхатия кармы (определение продолжительности жизни, определение тела, определение статуса и порождение чувств. кармы) уничтожаются на 14-м или последнем этапе гунастханы.