Карма в буддизме

редактировать
Действие, вызванное намерением, которое приводит к будущим последствиям
Переводы. карма
Английскийкарма
санскрит कर्मन्. (IAST : karman)
бенгальский কর্ম. (kôrmô)
бирманский ကံ. (IPA: )
китайский 業 или 业. (пиньинь : yè)
японский 業 или ご う. (rōmaji : gou)
кхмерский កម្ម. (UNGEGN : Kam)
корейский 업 или 業. (RR : uhb)
сингальский කර්ම. (карма)
тибетский ལས །. (Wylie : poplas;. THL : lé;)
тайский กรรม. (RTGS : гам)
Глоссарий буддизма

Карма (санскрит, также карман, пали: камма) - это санскритский термин, буквально означающий «действие» или «действие». В буддийской традиции карма относится к действию, движимому намерением (cetanā ), которое приводит к будущим последствиям. Эти намерения считаются определяющим фактором в виде перерождения в сансаре, цикле перерождений.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Буддийское понимание кармы
    • 2.1 Возрождение
    • 2.2 Карма
    • 2.3 Кармафала
    • 2.4 Сложный процесс
    • 2.5 Освобождение от сансары
  • 3 Внутри Палийские сутты
  • 4 В буддийских традициях
    • 4.1 Ранний индийский буддизм
      • 4.1.1 Истоки
      • 4.1.2 Досектантский буддизм
      • 4.1.3 Традиция вайбханика-сарвастивадина
      • 4.1.4 Даршантика-Саутрантика
    • 4.2 Традиция Тхеравадина
      • 4.2.1 Канонические тексты
      • 4.2.2 Передача заслуг
    • 4.3 Традиция Махаяны
      • 4.3.1 Индийская традиция Йогачара
      • 4.3.2 Философия Мадхьямаки
      • 4.3.3 Тибетский буддизм
      • 4.3.4 Восточноазиатские традиции
        • 4.3.4.1 Дзен
        • 4.3.4.2 Тендай
        • 4.3.4.3 Буддизм Ничирэн
  • 5 Современные интерпретации и противоречия
    • 5.1 Социальная обусловленность
    • 5.2 Теория кармы и социальная справедливость
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Цитаты
  • 9 Ссылки
  • 10 Источники
    • 10.1 Печатные источники
      • 10.1.1 Сутта Питака
      • 10.1.2 Буддийские учителя
      • 10.1.3 Научные источники
    • 10.2 Интернет-источники
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки

Этимология

Карма (санскрит, также карман, пали: камма, тиб. las) - санскритский термин, буквально означающий «действие» или «действие». Слово карма происходит от глагольного корня kṛ, что означает «делай, твори, выполняй, выполняй».

Кармафала (тиб. Rgyu 'bras) - «плод», «эффект "или" результат "кармы. Сходный термин - кармавипака, «созревание» или «приготовление» кармы:

Отдаленные эффекты кармического выбора называются «созреванием» (випака) или «плодом» (пхала). кармического акта ".

Эта метафора заимствована из сельского хозяйства:

Человек сеет семя, есть временная задержка, во время которой происходит какой-то таинственный невидимый процесс, а затем растение выскакивает, и его можно собирать.

Буддийское понимание кармы

Тибетская бхавачакра или «Колесо жизни» в Сера, Лхаса.

Карма и кармафала являются фундаментальными концепциями в буддизме. Понятия карма и кармафала объясняют, как наши намеренные действия удерживают нас привязанными к перерождению в сансаре, тогда как буддийский путь, проиллюстрированный в Благородный восьмеричный путь, показывает нам выход из сансары.

Возрождение

Возрождение - распространенное убеждение во всех буддийских традициях. Оно гласит, что рождение и смерть в шести сферах происходят в последовательных циклах, движимых невежеством (жадно йа ), желание (тршна ) и ненависть (двеша ). Цикл перерождений называется самсара. Это безначальный и непрерывный процесс. Освобождения от сансары можно достичь, следуя буддийскому пути. Этот путь ведет к видье и успокоению тршны и двеши. Тем самым прекращается продолжающийся процесс перерождения.

Карма

Цикл перерождения определяется кармой, буквально «действием». В буддийской традиции карма относится к действиям, движимым намерением (cetanā ), поступку, сознательно совершаемому телом, речью или умом, что приводит к будущим последствиям. Ниббедхика Сутта, Ангуттара Никая 6.63:

Намерение (четана ) Я говорю вам, это камма. С намерением человек совершает камму посредством тела, речи и интеллекта.

Согласно Питеру Харви,

Это психологический импульс, стоящий за действием, который является «кармой», который запускает цепь причин, завершающуюся в кармический плод. Следовательно, действия должны быть преднамеренными, если они должны приносить кармические плоды.

И, согласно Гомбриху,

Будда определил карму как намерение; независимо от того, проявлялось ли намерение в физической, голосовой или ментальной форме, только намерение имело моральный характер: хороший, плохой или нейтральный [...] Фокус интереса сместился с физического действия, вовлекая людей и предметы в реальное мир, психологический процесс.

Согласно Гомбриху, это было великое нововведение, которое опровергает брахманскую, кастовую этику. Это отказ от кастовых различий, дающий одинаковую возможность достичь освобождения всем людям, не только брахманинам:

Брахман или отверженный не по рождению, а по делам (камма).

Как этот акцент на намерении, который нужно было интерпретировать, стал предметом дискуссий в различных буддийских школах и между ними.

Кармафала

Карма ведет к будущим последствиям, карма-пхала, «плод действия». Любое данное действие может привести к разного рода результатам, но кармические результаты - это только те результаты, которые являются следствием как морального качества действия, так и намерения, стоящего за действием. Согласно Райхенбаху,

[Эти] последствия, предусмотренные законом кармы, охватывают больше (а также меньше), чем наблюдаемые естественные или физические результаты, которые следуют за выполнением действия.

«Закон кармы» "применяется

... конкретно к моральной сфере [.] [Это] касается не общего отношения между действиями и их последствиями, а скорее морального качества действий и их последствий, таких как боль и удовольствие и хорошие или плохие переживания для того, кто совершает поступок.

Хорошие моральные поступки приводят к здоровым перерождениям, а плохие моральные действия ведут к нездоровым перерождениям. Главный фактор - это то, как они способствуют благополучию других в положительном или отрицательном смысле. В частности, дана, отдаваемая буддийскому порядку, становилась все более важным источником положительной кармы.

Как эти намеренные действия приводят к перерождению и как идея перерождения должна согласовываться с доктринами непостоянства и не-я - это вопрос философского исследования буддийских традиций, для которого было предложено несколько решений. В раннем буддизме не разрабатывается явная теория перерождения и кармы, и «доктрина кармы могла быть случайной частью ранней буддийской сотериологии ». В раннем буддизме возрождение приписывается жажде или невежеству.

В позднем буддизме основная идея состоит в том, что намеренные действия, движимые клешами («беспокоящими эмоциями»), четаной. («воля») или татха («жажда», «страстное желание») создают впечатления, склонности или «семена» в уме. Эти впечатления или «семена» созреют в будущий результат или плод. Если мы сможем преодолеть наши клеши, то мы разорвем цепь причинных эффектов, которая ведет к перерождению в шести сферах. двенадцать звеньев зависимого происхождения обеспечивают теоретическую основу, объясняющую, как беспокоящие эмоции приводят к перерождению в сансаре.

Сложный процесс

Учение Будды Кармы не является строго детерминированной, но включает в себя косвенные факторы, в отличие от джайнов. Это не жесткий и механический процесс, а гибкий, текучий и динамичный, и не все нынешние состояния можно отнести к карме. Не существует установленной линейной зависимости между конкретным действием и его результатами. Кармический эффект поступка определяется не только самим поступком, но и природой человека, который его совершает, и обстоятельствами его совершения.

Карма тоже не одно и то же. как «судьба» или «предопределение». Кармические результаты - это не «приговор», наложенный Богом или другим всемогущим существом, а скорее результаты естественного процесса. Определенный жизненный опыт является результатом предыдущих действий, но наши реакции на этот опыт не предопределены, хотя они приносят свои плоды в будущем. Несправедливое поведение может привести к неблагоприятным обстоятельствам, которые облегчают совершение более несправедливого поведения, но, тем не менее, свобода не совершать несправедливого поведения остается.

Освобождение от сансары

Настоящая важность доктрины карма и ее плоды заключаются в осознании безотлагательности прекращения всего процесса. Ачинтита сутта предупреждает, что «результаты каммы» - это один из четырех непонятных предметов, предметов, которые находятся за пределами всякой концептуализации и не могут быть поняты с помощью логического мышления или разума.

Согласно Гомбриху. эта сутра могла быть предупреждением против тенденции, «вероятно, со времен Будды до наших дней», понимать доктрину кармы «задом наперед», объяснять неблагоприятные условия в этой жизни, когда нет других объяснений. Лучшее перерождение могло быть и остается главной целью многих людей. Принятие мирянами буддийских верований и практик рассматривается как хорошее дело, которое приносит заслуги и хорошее возрождение, но не приводит к нирване и освобождению от сансары, т.е. конечная цель Будды.

В палийских суттах

Согласно буддийской традиции, Будда получил полное и окончательное понимание работы кармы во время своего просветления. Согласно Бронкхорсту, эти знания являются более поздними дополнениями к рассказу, как и само понятие «освобождающее прозрение».

В AN 5.292 Будда утверждал, что невозможно избежать переживания результатов кармического воздействия. поступок после его совершения.

В Ангуттара-никае говорится, что кармические результаты переживаются либо в этой жизни (П. дишадхаммика), либо в будущих жизнях (П. сампарайика). Первое может включать легко наблюдаемую связь между действием и кармическими последствиями, например, когда вор схвачен и подвергнут пыткам властями, но эта связь не обязательно должна быть такой очевидной и на самом деле обычно не наблюдается.

Саммьютта-никая проводит основное различие между прошлой кармой (П. пуранакамма), которая уже была понесена, и кармой, созданной в настоящем (П. навакамма). Следовательно, в настоящем человек одновременно создает новую карму (П. навакамма) и сталкивается с результатами прошлой кармы (П. каммавипака). Карма в раннем каноне также тройственна: умственное действие (S. manaḥkarman), физическое действие (S. kāyakarman) и голосовое действие (S. vākkarman).

В буддийских традициях

Различные буддийские философские школы развивались в буддизме, давая различные интерпретации относительно более тонких точек кармы. Основная проблема - это связь между доктриной «не-я» и «хранением» следов своих поступков, для которой были предложены различные решения.

Ранний индийский буддизм

Истоки

Концепция кармы возникла в ведической религии, где она была связана с выполнением ритуалов или вложением в добрых делах, чтобы обеспечить вход на небеса после смерти, в то время как другие люди уходят в подземный мир.

Досектантский буддизм

В раннем буддизме концепция кармы могла иметь второстепенное значение. Шмитхаузен поставил под сомнение то, что карма уже играла роль в теории возрождения раннего буддизма, отметив, что «доктрина кармы, возможно, была присуща ранней буддийской сотериологии». Лангер отмечает, что изначально карма могла быть лишь одним из нескольких понятий, связанных с перерождением. Тиллман Веттер отмечает, что в раннем буддизме возрождение приписывалось жажде или невежеству. Басуэлл также отмечает, что «ранний буддизм не считал физическое и умственное движение, а желание (или жажду, тришну) причиной кармических последствий». Мэтьюз отмечает, что «не существует единого систематического изложения» по теме кармы и «необходимо составить отчет из десятков мест, где карма упоминается в текстах», что может означать, что доктрина была второстепенной для основная перспектива ранней буддийской сотериологии.

Согласно Веттеру, «Будда вначале искал и осознал « бессмертное » (амата / амрита), имеющее отношение к здесь и сейчас. Только после этого осознания он познакомился с доктриной перерождения ». Бронкхорст не согласен и заключает, что Будда «ввел понятие кармы, которое значительно отличалось от общепринятых взглядов его времени». Согласно Бронкхорсту, не физические и умственные действия как таковые считались ответственными за перерождение, а намерения и желания.

Доктрина кармы, возможно, была особенно важна для простых людей, для которых было важнее справляться с трудностями. с непосредственными требованиями жизни, такими как проблемы боли, несправедливости и смерти. Доктрина кармы отвечала этим требованиям и со временем стала важной сотериологической целью сама по себе.

Традиция вайбхашика-сарвастивада

Вайбхашика-сарвастивада имела широкое влияние в Индии и за ее пределами. Их понимание кармы в Сарвастиваде стало нормативным для буддизма в Индии и других странах. Согласно Деннису Хироте,

Сарвастивадинс утверждал, что существует дхарма «одержимости» (прапти), которая действует со всеми кармическими действиями, так что каждое действие или мысль, хотя и немедленно исчезают, создает «одержимость» этим действием. в континууме мгновений, которые мы переживаем как личность. Само это владение является мгновенным, но оно постоянно воспроизводит аналогичное владение в последующий момент, даже если первоначальный акт находится в прошлом. Благодаря такому непрерывному возрождению действие «овладевает» до актуализации результата.

Абхидхармахридайа Дхармашри была первым систематическим изложением доктрины Вайбхашика-Сарвастивада, а третья глава, Карма-варга, посвящена этой концепции о карме систематически.

Другое важное толкование, Махавибхана, дает три определения кармы:

  1. действие; карма здесь заменена в тексте синонимами крийя или каритра, оба из которых означают «деятельность»;
  2. формальное поведение винаи;
  3. человеческое действие как средство различных эффектов; карма как то, что связывает определенные действия с определенными следствиями, является основной задачей этого описания.

Философ 4-го века Васубандху составил Абхидхарма-коша, обширный сборник, в котором подробно описан позиции школы Вайбханика - Сарвастивадин по широкому кругу вопросов, поднятых в ранних сутрах. Четвертая глава Коши посвящена изучению кармы, а вторая и пятая главы содержат формулировки механизма достижения плода и возмездия. Это стало основным источником понимания перспективы раннего буддизма для более поздних философов Махаяны.

Даршантика-Саутрантика

Школа Даршантика- Саутрантика был пионером идеи кармических семян (S. Bīja ) и «особой модификации психофизических рядов» (S. saṃtatipaāmaviśea) для объяснения работы кармы. Согласно Деннису Хироте,

[T] он Саутрантикас [...] настаивал на том, что каждое действие существует только в настоящий момент и немедленно исчезает. Чтобы объяснить причинно-следственную связь, они учили, что с каждым кармическим актом происходит «благоухание», которое, хотя и не является самим дхармой или существующим фактором, оставляет остаточное впечатление в последующих сериях ментальных мгновений, заставляя его претерпевать процесс тонкой эволюции, в конечном итоге ведущий к результат действия. Таким образом, считается, что совершенные добрые и плохие дела оставляют «семена» или следы предрасположенности, которые будут реализованы.

Традиция Тхеравадина

Канонические тексты

В Тхераваде Абхидхамме и комментаторских традиций, карма рассматривается подробно. Абхидхамма Сангаха из Ануруддхачарьи предлагает трактовку этой темы с исчерпывающим описанием в пятой книге (5.3.7).

Катхаваттху, в котором обсуждается ряд спорных моментов, связанных либо напрямую. или косвенно к понятию каммы ». Это включало дебаты со школой Pudgalavādin, которая постулировала временное существование человека (S. pudgala, P. puggala) для объяснения созревания кармических эффектов с течением времени В «Катхаваттху» также записаны дебаты теравадинов с андхаками (которые, возможно, были махасангхиками ) относительно того, являются ли старость и смерть результатом (випака) кармы. Тхеравада утверждал, что это не так: не потому, что между ними нет причинно-следственной связи, а потому, что они хотели зарезервировать термин випака строго для умственных результатов - «субъективных феноменов, возникающих в результате воздействия каммы».

С канонической точки зрения тхеравады каммы, "вера в совершенные поступки или идеи, захваченные в момент смерти, особенно важны ».

Передача заслуг

Milindapañha, параканонический текст Тхеравады, предлагает некоторые интерпретации теории кармы расходятся с ортодоксальной позицией. В частности, Нагасена допускает возможность передачи заслуг людям и одному из четырех классов пет, возможно, из уважения к народным верованиям. Нагасена ясно дает понять, что недостаток нельзя передать другому. Один ученый утверждает, что разделение заслуг «может быть связано с ведической шраддхой, поскольку буддийская практика заключалась в том, чтобы не нарушать существующие традиции, когда устоявшиеся обычаи не противоречили буддийскому учению».

Петаваттху, который является полностью каноническим, еще более одобряет передачу заслуг, включая возможность делиться заслугами со всеми петами.

Традиция Махаяны

Индийская традиция Йогачара

В философской традиции Йогачары, одной из двух основных школ Махаяны, принцип кармы был значительно расширен. В формулировке Йогачары говорится, что все переживания без исключения являются результатом созревания кармы. Считается, что кармические семена (S. bija) хранятся в «хранилище сознания» (S. ālayavijñāna ) до тех пор, пока они не созреют в опыте. Термин васана («ароматизирующий») также используется, и йогачарины спорили о том, были ли васана и биджа по существу одним и тем же, семена были эффектом аромата или аромат просто воздействовал на семена. Кажущийся внешний мир - всего лишь «побочный продукт» (адхипати-пхала) кармы. Обусловленность ума, проистекающая из кармы, называется санскара.

«Трактат о действии» (Karmasiddhiprakaraṇa), также написанный Васубандху, подробно рассматривает тему кармы с точки зрения йогачары. По словам ученого Дэна Луштхауса,

Вишатика (Двадцать стихов) Васубандху неоднократно подчеркивает различными способами, что карма интерсубъективна и что течение каждого потока сознания (виджняна-сантана, т. Е. Изменяющаяся личность) глубоко под влиянием его отношений с другими потоками сознания.

Согласно Бронкхорсту, в то время как в более ранних системах было «неясно, как серия полностью мысленных событий (поступок и его следы) может вызвать нементальные, материальные эффекты, «с (предполагаемым) идеализмом системы Йогачара это не проблема.

В традициях Махаяны карма не является единственной основой перерождения. перерождения бодхисаттв после седьмой стадии (С. бхуми ), как говорят, сознательно направляются на благо других, все еще находящихся в ловушке самсары. Таким образом, их перерождения не являются неконтролируемыми.

Философия мадхьямаки

Нагарджуна сформулировал трудности в формировании теории кармы в своей самой известной работе, Муламадхьямакакарика (Основные стихи о Срединный путь):

Если бы (действие) длилось до времени созревания, (действие) было бы вечным. Если (действие) было прекращено, как прекратившееся могло принести плод?

Муламадхьямакавритти-Акутобхайя, также обычно приписываемый Нагарджуне, заключает, что невозможно ни для того, чтобы действие каким-либо образом продолжалось, но и чтобы оно немедленно исчезло и сохранило свою силу в более позднее время.

Тибетский буддизм

В тибетском буддизме учения о карме относятся к предварительным учениям, которые обращают ум к буддийской дхарме.

В традиции Ваджраяны негативная прошлая карма может быть «очищена» с помощью таких практики как медитация на Ваджрасаттве, потому что они оба являются психологическим феноменом ума. Исполнитель действия, очистив карму, не испытывает негативных результатов, которые он или она имели бы в противном случае. Совершение десяти негативных действий из-за эгоизма и заблуждений вредит всем участникам. Иначе, любя других, получает любовь; в то время как; люди с закрытыми сердцами могут быть лишены счастья. Карма хороша тем, что ее можно очистить исповеданием, если мысли станут позитивными. В практике Гуру-йоги семи ветвей подношения признание является противоядием от отвращения.

Восточноазиатские традиции

Дзэн

Догэн Киген в своем Shobogenzo утверждал, что кармические латентные периоды категорически не пусты, вплоть до утверждения, что в пустоте кармы должен быть охарактеризован как «небуддийский», хотя он также утверждает, что «закон кармана не имеет конкретного существования».

Самый известный коан дзэн о карме - это называется Дикий Лис Байчжана (百丈 野狐). История коана повествует о древнем учителе дзэн, ответ которого на вопрос представляет неправильное представление о карме, говоря, что человек, имеющий основу для совершенствования великой практики, «не впадает в причинно-следственную связь». Из-за своего неумелого ответа учитель пожинает результат, прожив 500 жизней дикой лисы. Затем он может появиться как человек и задать тот же вопрос учителю дзэн Байчжану, который отвечает: «Он не в неведении относительно причин и следствий». Услышав этот ответ, старый учитель освобождается от жизни дикой лисы. Перспектива Дзэн избегает двойственности утверждения, что просветленный человек либо подчиняется закону кармы, либо свободен от него, и что ключ не в незнании кармы.

Тэндай

Японский Тэндай / Чистая Земля учитель Геншин обучил умирающему человеку серии из десяти размышлений, которые подчеркнуто размышления о Будде Амида как о средстве очищения огромного количества кармы.

Буддизм Нитирэн

Буддизм Нитирэн учит, что преобразование и изменение через веру и практику изменяют неблагоприятную карму - прошлые негативные причины, которые приводят к негативным результатам в настоящем и будущем, - позитивные причины для получения выгод в будущем.

Современные интерпретации и противоречия

Социальная обусловленность

Буддийские модернисты часто предпочитают отождествлять карму с социальной обусловленностью, в отличие от, как выразился один ученый, «ранних текстов, [которые] не дают нам оснований интерпретировать« обусловленность »как проникновение в психику внешних социальных норм или пробуждение как простое преодоление всех психологических условий и социальных ролей. Кармическое обусловливание дрейфует семантике только в сторону «культурной обусловленности» под влиянием западных дискурсов, которые возвышают личность над социальным, культурным и институциональным. Однако традиционный смысл процесса кармической обусловливания в первую очередь этический и сотериологический - действия обуславливают обстоятельства в этой и будущих жизнях ".

По сути, это понимание ограничивает рамки традиционного понимания кармических эффектов, так что оно охватывает только санскары - привычки, предрасположенности и склонности, но не внешние эффекты, и в то же время расширяет сферу охвата за счет включения социальной обусловленности, которая не предполагает особо волевых действий.

Теория кармы и социальная справедливость

Некоторые западные комментаторы и буддисты высказали возражения против аспектов теории кармы и предложили различные виды пересмотров. Эти предложения подпадают под рубрику буддийского модернизма.

«Первичная критика» буддийской доктрины кармы. заключается в том, что некоторые считают, что "карма может быть социально и политически лишающей силы в своем культурном воздействии, что без намерения сделать это карма может фактически поддерживать социальную пассивность или уступчивость". перед лицом угнетения различного рода ». Дейл С. Райт, ученый, специализирующийся на дзен-буддизме, предложил переформулировать доктрину для современных людей,« отделив ее от элементов сверхъестественного мышления », так чтобы карма утверждалась как обусловливающая только личные качества и предрасположенности, а не перерождение и внешние явления.

Лой утверждает, что идея слишком быстрого накопления заслуг превращается в «духовный материализм», точку зрения, разделяемую другими буддийскими модернистами, и, кроме того, что карма использовалась для рационализировать расизм, касту, экономическое угнетение, рождаемость и все остальное.

Лой продолжает утверждать, что мнение о том, что страдания, подобные страданиям жертв Холокоста, можно частично отнести на счет кармическое созревание этих жертв - это «фундаментализм, который обвиняет жертв и рационализирует их ужасную судьбу», и что это «то, что больше нельзя терпеть спокойно. Современным буддистам и современному буддизму пора перерасти его, «пересмотрев или отвергнув учения о карме.

Другие ученые, однако, утверждали, что учения о карме не поощряют осуждения и обвинения, учитывая, что жертвами были не те люди, которые совершили эти действия, а скорее были частью того же потока разума -континуума с прошлыми действующими лицами, и что учения о карме вместо этого предоставляют «полностью удовлетворительное объяснение страданий и потерь. ", в котором верующие находят утешение.

См. также

Буддизм
Индийские религии
Другое

Примечания

Цитаты

Примечания

Ссылка es

Источники

Печатные источники

Веб-источники

Дополнительная литература

Научные источники
  • Neufeldt, Ronald W., ed. (1986), Карма и возрождение: постклассические разработки, SUNY
  • Гананат Обейесекере (2002). Воображая карму: этические преобразования в возрождении индейцев, буддистов и греков. Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-23243-3.
  • Гетин, Руперт (1998). Основы буддизма. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-289223-1.
Журнал
Первоисточники
  • Далай-лама (1992). Смысл жизни, переведенный и отредактированный Джеффри Хопкинсом. Мудрость.
  • Геше Сонам ​​Ринчен (2006). Как работает карма: двенадцать звеньев взаимозависимого возникновения. Снежный Лев
  • Кхандро Ринпоче (2003). Эта драгоценная жизнь. Шамбала
  • Рингу Тулку (2005). Смелые шаги к бесстрашию: три средства передвижения тибетского буддизма. Снежный Лев.

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Кармой
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Карме в буддизме
Общие
Сарвастивада
Тхеравада
Йогачара
Ньингма
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:49:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте