Переводы. карма | |
---|---|
Английский | карма |
санскрит | कर्मन्. (IAST : karman) |
бенгальский | কর্ম. (kôrmô) |
бирманский | ကံ. (IPA: ) |
китайский | 業 или 业. (пиньинь : yè) |
японский | 業 или ご う. (rōmaji : gou) |
кхмерский | កម្ម. (UNGEGN : Kam) |
корейский | 업 или 業. (RR : uhb) |
сингальский | කර්ම. (карма) |
тибетский | ལས །. (Wylie : poplas;. THL : lé;) |
тайский | กรรม. (RTGS : гам) |
Глоссарий буддизма |
Карма (санскрит, также карман, пали: камма) - это санскритский термин, буквально означающий «действие» или «действие». В буддийской традиции карма относится к действию, движимому намерением (cetanā ), которое приводит к будущим последствиям. Эти намерения считаются определяющим фактором в виде перерождения в сансаре, цикле перерождений.
Карма (санскрит, также карман, пали: камма, тиб. las) - санскритский термин, буквально означающий «действие» или «действие». Слово карма происходит от глагольного корня kṛ, что означает «делай, твори, выполняй, выполняй».
Кармафала (тиб. Rgyu 'bras) - «плод», «эффект "или" результат "кармы. Сходный термин - кармавипака, «созревание» или «приготовление» кармы:
Отдаленные эффекты кармического выбора называются «созреванием» (випака) или «плодом» (пхала). кармического акта ".
Эта метафора заимствована из сельского хозяйства:
Человек сеет семя, есть временная задержка, во время которой происходит какой-то таинственный невидимый процесс, а затем растение выскакивает, и его можно собирать.
Карма и кармафала являются фундаментальными концепциями в буддизме. Понятия карма и кармафала объясняют, как наши намеренные действия удерживают нас привязанными к перерождению в сансаре, тогда как буддийский путь, проиллюстрированный в Благородный восьмеричный путь, показывает нам выход из сансары.
Возрождение - распространенное убеждение во всех буддийских традициях. Оно гласит, что рождение и смерть в шести сферах происходят в последовательных циклах, движимых невежеством (жадно йа ), желание (тршна ) и ненависть (двеша ). Цикл перерождений называется самсара. Это безначальный и непрерывный процесс. Освобождения от сансары можно достичь, следуя буддийскому пути. Этот путь ведет к видье и успокоению тршны и двеши. Тем самым прекращается продолжающийся процесс перерождения.
Цикл перерождения определяется кармой, буквально «действием». В буддийской традиции карма относится к действиям, движимым намерением (cetanā ), поступку, сознательно совершаемому телом, речью или умом, что приводит к будущим последствиям. Ниббедхика Сутта, Ангуттара Никая 6.63:
Намерение (четана ) Я говорю вам, это камма. С намерением человек совершает камму посредством тела, речи и интеллекта.
Согласно Питеру Харви,
Это психологический импульс, стоящий за действием, который является «кармой», который запускает цепь причин, завершающуюся в кармический плод. Следовательно, действия должны быть преднамеренными, если они должны приносить кармические плоды.
И, согласно Гомбриху,
Будда определил карму как намерение; независимо от того, проявлялось ли намерение в физической, голосовой или ментальной форме, только намерение имело моральный характер: хороший, плохой или нейтральный [...] Фокус интереса сместился с физического действия, вовлекая людей и предметы в реальное мир, психологический процесс.
Согласно Гомбриху, это было великое нововведение, которое опровергает брахманскую, кастовую этику. Это отказ от кастовых различий, дающий одинаковую возможность достичь освобождения всем людям, не только брахманинам:
Брахман или отверженный не по рождению, а по делам (камма).
Как этот акцент на намерении, который нужно было интерпретировать, стал предметом дискуссий в различных буддийских школах и между ними.
Карма ведет к будущим последствиям, карма-пхала, «плод действия». Любое данное действие может привести к разного рода результатам, но кармические результаты - это только те результаты, которые являются следствием как морального качества действия, так и намерения, стоящего за действием. Согласно Райхенбаху,
[Эти] последствия, предусмотренные законом кармы, охватывают больше (а также меньше), чем наблюдаемые естественные или физические результаты, которые следуют за выполнением действия.
«Закон кармы» "применяется
... конкретно к моральной сфере [.] [Это] касается не общего отношения между действиями и их последствиями, а скорее морального качества действий и их последствий, таких как боль и удовольствие и хорошие или плохие переживания для того, кто совершает поступок.
Хорошие моральные поступки приводят к здоровым перерождениям, а плохие моральные действия ведут к нездоровым перерождениям. Главный фактор - это то, как они способствуют благополучию других в положительном или отрицательном смысле. В частности, дана, отдаваемая буддийскому порядку, становилась все более важным источником положительной кармы.
Как эти намеренные действия приводят к перерождению и как идея перерождения должна согласовываться с доктринами непостоянства и не-я - это вопрос философского исследования буддийских традиций, для которого было предложено несколько решений. В раннем буддизме не разрабатывается явная теория перерождения и кармы, и «доктрина кармы могла быть случайной частью ранней буддийской сотериологии ». В раннем буддизме возрождение приписывается жажде или невежеству.
В позднем буддизме основная идея состоит в том, что намеренные действия, движимые клешами («беспокоящими эмоциями»), четаной. («воля») или татха («жажда», «страстное желание») создают впечатления, склонности или «семена» в уме. Эти впечатления или «семена» созреют в будущий результат или плод. Если мы сможем преодолеть наши клеши, то мы разорвем цепь причинных эффектов, которая ведет к перерождению в шести сферах. двенадцать звеньев зависимого происхождения обеспечивают теоретическую основу, объясняющую, как беспокоящие эмоции приводят к перерождению в сансаре.
Учение Будды Кармы не является строго детерминированной, но включает в себя косвенные факторы, в отличие от джайнов. Это не жесткий и механический процесс, а гибкий, текучий и динамичный, и не все нынешние состояния можно отнести к карме. Не существует установленной линейной зависимости между конкретным действием и его результатами. Кармический эффект поступка определяется не только самим поступком, но и природой человека, который его совершает, и обстоятельствами его совершения.
Карма тоже не одно и то же. как «судьба» или «предопределение». Кармические результаты - это не «приговор», наложенный Богом или другим всемогущим существом, а скорее результаты естественного процесса. Определенный жизненный опыт является результатом предыдущих действий, но наши реакции на этот опыт не предопределены, хотя они приносят свои плоды в будущем. Несправедливое поведение может привести к неблагоприятным обстоятельствам, которые облегчают совершение более несправедливого поведения, но, тем не менее, свобода не совершать несправедливого поведения остается.
Настоящая важность доктрины карма и ее плоды заключаются в осознании безотлагательности прекращения всего процесса. Ачинтита сутта предупреждает, что «результаты каммы» - это один из четырех непонятных предметов, предметов, которые находятся за пределами всякой концептуализации и не могут быть поняты с помощью логического мышления или разума.
Согласно Гомбриху. эта сутра могла быть предупреждением против тенденции, «вероятно, со времен Будды до наших дней», понимать доктрину кармы «задом наперед», объяснять неблагоприятные условия в этой жизни, когда нет других объяснений. Лучшее перерождение могло быть и остается главной целью многих людей. Принятие мирянами буддийских верований и практик рассматривается как хорошее дело, которое приносит заслуги и хорошее возрождение, но не приводит к нирване и освобождению от сансары, т.е. конечная цель Будды.
Согласно буддийской традиции, Будда получил полное и окончательное понимание работы кармы во время своего просветления. Согласно Бронкхорсту, эти знания являются более поздними дополнениями к рассказу, как и само понятие «освобождающее прозрение».
В AN 5.292 Будда утверждал, что невозможно избежать переживания результатов кармического воздействия. поступок после его совершения.
В Ангуттара-никае говорится, что кармические результаты переживаются либо в этой жизни (П. дишадхаммика), либо в будущих жизнях (П. сампарайика). Первое может включать легко наблюдаемую связь между действием и кармическими последствиями, например, когда вор схвачен и подвергнут пыткам властями, но эта связь не обязательно должна быть такой очевидной и на самом деле обычно не наблюдается.
Саммьютта-никая проводит основное различие между прошлой кармой (П. пуранакамма), которая уже была понесена, и кармой, созданной в настоящем (П. навакамма). Следовательно, в настоящем человек одновременно создает новую карму (П. навакамма) и сталкивается с результатами прошлой кармы (П. каммавипака). Карма в раннем каноне также тройственна: умственное действие (S. manaḥkarman), физическое действие (S. kāyakarman) и голосовое действие (S. vākkarman).
Различные буддийские философские школы развивались в буддизме, давая различные интерпретации относительно более тонких точек кармы. Основная проблема - это связь между доктриной «не-я» и «хранением» следов своих поступков, для которой были предложены различные решения.
Концепция кармы возникла в ведической религии, где она была связана с выполнением ритуалов или вложением в добрых делах, чтобы обеспечить вход на небеса после смерти, в то время как другие люди уходят в подземный мир.
В раннем буддизме концепция кармы могла иметь второстепенное значение. Шмитхаузен поставил под сомнение то, что карма уже играла роль в теории возрождения раннего буддизма, отметив, что «доктрина кармы, возможно, была присуща ранней буддийской сотериологии». Лангер отмечает, что изначально карма могла быть лишь одним из нескольких понятий, связанных с перерождением. Тиллман Веттер отмечает, что в раннем буддизме возрождение приписывалось жажде или невежеству. Басуэлл также отмечает, что «ранний буддизм не считал физическое и умственное движение, а желание (или жажду, тришну) причиной кармических последствий». Мэтьюз отмечает, что «не существует единого систематического изложения» по теме кармы и «необходимо составить отчет из десятков мест, где карма упоминается в текстах», что может означать, что доктрина была второстепенной для основная перспектива ранней буддийской сотериологии.
Согласно Веттеру, «Будда вначале искал и осознал « бессмертное » (амата / амрита), имеющее отношение к здесь и сейчас. Только после этого осознания он познакомился с доктриной перерождения ». Бронкхорст не согласен и заключает, что Будда «ввел понятие кармы, которое значительно отличалось от общепринятых взглядов его времени». Согласно Бронкхорсту, не физические и умственные действия как таковые считались ответственными за перерождение, а намерения и желания.
Доктрина кармы, возможно, была особенно важна для простых людей, для которых было важнее справляться с трудностями. с непосредственными требованиями жизни, такими как проблемы боли, несправедливости и смерти. Доктрина кармы отвечала этим требованиям и со временем стала важной сотериологической целью сама по себе.
Вайбхашика-сарвастивада имела широкое влияние в Индии и за ее пределами. Их понимание кармы в Сарвастиваде стало нормативным для буддизма в Индии и других странах. Согласно Деннису Хироте,
Сарвастивадинс утверждал, что существует дхарма «одержимости» (прапти), которая действует со всеми кармическими действиями, так что каждое действие или мысль, хотя и немедленно исчезают, создает «одержимость» этим действием. в континууме мгновений, которые мы переживаем как личность. Само это владение является мгновенным, но оно постоянно воспроизводит аналогичное владение в последующий момент, даже если первоначальный акт находится в прошлом. Благодаря такому непрерывному возрождению действие «овладевает» до актуализации результата.
Абхидхармахридайа Дхармашри была первым систематическим изложением доктрины Вайбхашика-Сарвастивада, а третья глава, Карма-варга, посвящена этой концепции о карме систематически.
Другое важное толкование, Махавибхана, дает три определения кармы:
Философ 4-го века Васубандху составил Абхидхарма-коша, обширный сборник, в котором подробно описан позиции школы Вайбханика - Сарвастивадин по широкому кругу вопросов, поднятых в ранних сутрах. Четвертая глава Коши посвящена изучению кармы, а вторая и пятая главы содержат формулировки механизма достижения плода и возмездия. Это стало основным источником понимания перспективы раннего буддизма для более поздних философов Махаяны.
Школа Даршантика- Саутрантика был пионером идеи кармических семян (S. Bīja ) и «особой модификации психофизических рядов» (S. saṃtatipaāmaviśea) для объяснения работы кармы. Согласно Деннису Хироте,
[T] он Саутрантикас [...] настаивал на том, что каждое действие существует только в настоящий момент и немедленно исчезает. Чтобы объяснить причинно-следственную связь, они учили, что с каждым кармическим актом происходит «благоухание», которое, хотя и не является самим дхармой или существующим фактором, оставляет остаточное впечатление в последующих сериях ментальных мгновений, заставляя его претерпевать процесс тонкой эволюции, в конечном итоге ведущий к результат действия. Таким образом, считается, что совершенные добрые и плохие дела оставляют «семена» или следы предрасположенности, которые будут реализованы.
В Тхераваде Абхидхамме и комментаторских традиций, карма рассматривается подробно. Абхидхамма Сангаха из Ануруддхачарьи предлагает трактовку этой темы с исчерпывающим описанием в пятой книге (5.3.7).
Катхаваттху, в котором обсуждается ряд спорных моментов, связанных либо напрямую. или косвенно к понятию каммы ». Это включало дебаты со школой Pudgalavādin, которая постулировала временное существование человека (S. pudgala, P. puggala) для объяснения созревания кармических эффектов с течением времени В «Катхаваттху» также записаны дебаты теравадинов с андхаками (которые, возможно, были махасангхиками ) относительно того, являются ли старость и смерть результатом (випака) кармы. Тхеравада утверждал, что это не так: не потому, что между ними нет причинно-следственной связи, а потому, что они хотели зарезервировать термин випака строго для умственных результатов - «субъективных феноменов, возникающих в результате воздействия каммы».
С канонической точки зрения тхеравады каммы, "вера в совершенные поступки или идеи, захваченные в момент смерти, особенно важны ».
Milindapañha, параканонический текст Тхеравады, предлагает некоторые интерпретации теории кармы расходятся с ортодоксальной позицией. В частности, Нагасена допускает возможность передачи заслуг людям и одному из четырех классов пет, возможно, из уважения к народным верованиям. Нагасена ясно дает понять, что недостаток нельзя передать другому. Один ученый утверждает, что разделение заслуг «может быть связано с ведической шраддхой, поскольку буддийская практика заключалась в том, чтобы не нарушать существующие традиции, когда устоявшиеся обычаи не противоречили буддийскому учению».
Петаваттху, который является полностью каноническим, еще более одобряет передачу заслуг, включая возможность делиться заслугами со всеми петами.
В философской традиции Йогачары, одной из двух основных школ Махаяны, принцип кармы был значительно расширен. В формулировке Йогачары говорится, что все переживания без исключения являются результатом созревания кармы. Считается, что кармические семена (S. bija) хранятся в «хранилище сознания» (S. ālayavijñāna ) до тех пор, пока они не созреют в опыте. Термин васана («ароматизирующий») также используется, и йогачарины спорили о том, были ли васана и биджа по существу одним и тем же, семена были эффектом аромата или аромат просто воздействовал на семена. Кажущийся внешний мир - всего лишь «побочный продукт» (адхипати-пхала) кармы. Обусловленность ума, проистекающая из кармы, называется санскара.
«Трактат о действии» (Karmasiddhiprakaraṇa), также написанный Васубандху, подробно рассматривает тему кармы с точки зрения йогачары. По словам ученого Дэна Луштхауса,
Вишатика (Двадцать стихов) Васубандху неоднократно подчеркивает различными способами, что карма интерсубъективна и что течение каждого потока сознания (виджняна-сантана, т. Е. Изменяющаяся личность) глубоко под влиянием его отношений с другими потоками сознания.
Согласно Бронкхорсту, в то время как в более ранних системах было «неясно, как серия полностью мысленных событий (поступок и его следы) может вызвать нементальные, материальные эффекты, «с (предполагаемым) идеализмом системы Йогачара это не проблема.
В традициях Махаяны карма не является единственной основой перерождения. перерождения бодхисаттв после седьмой стадии (С. бхуми ), как говорят, сознательно направляются на благо других, все еще находящихся в ловушке самсары. Таким образом, их перерождения не являются неконтролируемыми.
Нагарджуна сформулировал трудности в формировании теории кармы в своей самой известной работе, Муламадхьямакакарика (Основные стихи о Срединный путь):
Если бы (действие) длилось до времени созревания, (действие) было бы вечным. Если (действие) было прекращено, как прекратившееся могло принести плод?
Муламадхьямакавритти-Акутобхайя, также обычно приписываемый Нагарджуне, заключает, что невозможно ни для того, чтобы действие каким-либо образом продолжалось, но и чтобы оно немедленно исчезло и сохранило свою силу в более позднее время.
В тибетском буддизме учения о карме относятся к предварительным учениям, которые обращают ум к буддийской дхарме.
В традиции Ваджраяны негативная прошлая карма может быть «очищена» с помощью таких практики как медитация на Ваджрасаттве, потому что они оба являются психологическим феноменом ума. Исполнитель действия, очистив карму, не испытывает негативных результатов, которые он или она имели бы в противном случае. Совершение десяти негативных действий из-за эгоизма и заблуждений вредит всем участникам. Иначе, любя других, получает любовь; в то время как; люди с закрытыми сердцами могут быть лишены счастья. Карма хороша тем, что ее можно очистить исповеданием, если мысли станут позитивными. В практике Гуру-йоги семи ветвей подношения признание является противоядием от отвращения.
Догэн Киген в своем Shobogenzo утверждал, что кармические латентные периоды категорически не пусты, вплоть до утверждения, что в пустоте кармы должен быть охарактеризован как «небуддийский», хотя он также утверждает, что «закон кармана не имеет конкретного существования».
Самый известный коан дзэн о карме - это называется Дикий Лис Байчжана (百丈 野狐). История коана повествует о древнем учителе дзэн, ответ которого на вопрос представляет неправильное представление о карме, говоря, что человек, имеющий основу для совершенствования великой практики, «не впадает в причинно-следственную связь». Из-за своего неумелого ответа учитель пожинает результат, прожив 500 жизней дикой лисы. Затем он может появиться как человек и задать тот же вопрос учителю дзэн Байчжану, который отвечает: «Он не в неведении относительно причин и следствий». Услышав этот ответ, старый учитель освобождается от жизни дикой лисы. Перспектива Дзэн избегает двойственности утверждения, что просветленный человек либо подчиняется закону кармы, либо свободен от него, и что ключ не в незнании кармы.
Японский Тэндай / Чистая Земля учитель Геншин обучил умирающему человеку серии из десяти размышлений, которые подчеркнуто размышления о Будде Амида как о средстве очищения огромного количества кармы.
Буддизм Нитирэн учит, что преобразование и изменение через веру и практику изменяют неблагоприятную карму - прошлые негативные причины, которые приводят к негативным результатам в настоящем и будущем, - позитивные причины для получения выгод в будущем.
Буддийские модернисты часто предпочитают отождествлять карму с социальной обусловленностью, в отличие от, как выразился один ученый, «ранних текстов, [которые] не дают нам оснований интерпретировать« обусловленность »как проникновение в психику внешних социальных норм или пробуждение как простое преодоление всех психологических условий и социальных ролей. Кармическое обусловливание дрейфует семантике только в сторону «культурной обусловленности» под влиянием западных дискурсов, которые возвышают личность над социальным, культурным и институциональным. Однако традиционный смысл процесса кармической обусловливания в первую очередь этический и сотериологический - действия обуславливают обстоятельства в этой и будущих жизнях ".
По сути, это понимание ограничивает рамки традиционного понимания кармических эффектов, так что оно охватывает только санскары - привычки, предрасположенности и склонности, но не внешние эффекты, и в то же время расширяет сферу охвата за счет включения социальной обусловленности, которая не предполагает особо волевых действий.
Некоторые западные комментаторы и буддисты высказали возражения против аспектов теории кармы и предложили различные виды пересмотров. Эти предложения подпадают под рубрику буддийского модернизма.
«Первичная критика» буддийской доктрины кармы. заключается в том, что некоторые считают, что "карма может быть социально и политически лишающей силы в своем культурном воздействии, что без намерения сделать это карма может фактически поддерживать социальную пассивность или уступчивость". перед лицом угнетения различного рода ». Дейл С. Райт, ученый, специализирующийся на дзен-буддизме, предложил переформулировать доктрину для современных людей,« отделив ее от элементов сверхъестественного мышления », так чтобы карма утверждалась как обусловливающая только личные качества и предрасположенности, а не перерождение и внешние явления.
Лой утверждает, что идея слишком быстрого накопления заслуг превращается в «духовный материализм», точку зрения, разделяемую другими буддийскими модернистами, и, кроме того, что карма использовалась для рационализировать расизм, касту, экономическое угнетение, рождаемость и все остальное.
Лой продолжает утверждать, что мнение о том, что страдания, подобные страданиям жертв Холокоста, можно частично отнести на счет кармическое созревание этих жертв - это «фундаментализм, который обвиняет жертв и рационализирует их ужасную судьбу», и что это «то, что больше нельзя терпеть спокойно. Современным буддистам и современному буддизму пора перерасти его, «пересмотрев или отвергнув учения о карме.
Другие ученые, однако, утверждали, что учения о карме не поощряют осуждения и обвинения, учитывая, что жертвами были не те люди, которые совершили эти действия, а скорее были частью того же потока разума -континуума с прошлыми действующими лицами, и что учения о карме вместо этого предоставляют «полностью удовлетворительное объяснение страданий и потерь. ", в котором верующие находят утешение.
Примечания
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Кармой |
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Карме в буддизме |