Параматман (санскрит: परमात्मन्, IAST : Параматман) или Параматма - это Абсолютный Атман или высшее Я в различных философиях, таких какшколы веданты и йоги в индуистском богословии, а также в других индийских религиях, таких как сикхизм. Параматман - это «Изначальное Я» или «Запредельное Я», которое духовно тождественно абсолютной и окончательной реальности. Бескорыстие - это атрибут Параматмана, в котором исчезает вся личность / индивидуальность.
Основа слова параматман (परमात्मन्, произносится [pɐɽɐmaːtmɐn], его именительный падеж единственного числа будет paramātmā - परमात्मा, произносится [pɐɽɐmatmaː] ) образовано из двух слов: парама, что означает «высший» или «высший», и атма, что означает индивидуальное «я».
Слово Атман обычно обозначает Индивидуальное Я, но словом Параматман, которое также выражает Безграничную Жизнь, Безграничное Сознание, Безграничную Субстанцию в Безграничном Пространстве, подразумевается Атман всех атманов, Высшее Я или Универсальное Я. Слово Атман, которое буквально означает отсутствие тьмы или света, - это Брахман, тончайшее неразрушимое Божественное существование. Слово Параматман относится к Создателю всего.
В джайнизме каждый атман или индивидуальное «я» является потенциальным Параматманом или Богом, по сути, оба они одинаковы. Он остается атманом только из-за своих связывающих кармических ограничений до тех пор, пока эти ограничения не будут сняты. Как Параматман, атман представляет собой высшую точку духовной эволюции.
Хотя джайнский мистицизм сосредоточен вокруг Атмана и Параматмана, потому что он верит в существование души, в джайнизме, который не принимает ни авторитета Вед, ни монизма, все просветленные души упоминаются как Параматман и считаются богами. Джайнизм почитает душу каждого человека как своего вечно отличного спасителя. Поскольку Параматман джайнизма не может создавать мир и управлять им, нет места Богу как создателю и дарителю удачи.
Согласно Будде, параматман относится только к самому Брахману (Вселенной).
Индусы представляют Парабрахман по-разному. В традиции Адвайта Веданты Ниргуна Брахман (Брахман без атрибутов) - это Парабрахман. В традициях Двайты и Вишиштадвайта веданты Сагуна Брахман (Брахман с качествами) есть Парабрахман. В вайшнавизме, шиваизме и шактизме Вишну, Шива и Шакти соответственно являются Парабрахманом. Секта Ганапатья считает Махаганапати Парабрахманом.
Мудрец из Брихадараньяка Упанишады IV.4.2, хотя и не использует слово Параматман, объясняет, что во время высвобождения часть (аспект) Параматмана и часть (аспект) Дживы, управляющей правым глазом, объединяются с Параматман и Джива правят в сердце, тогда Джива не видит, нюхает, пробует на вкус, говорит, слышит, ощущает, прикасается и знает; когда Параматман уходит, за ним выходит главная прана, а за ним - низшая прана. Параматман уезжает верхом на Дживе, следуя сознанию и работе, знанию прошлой жизни или природным способностям. В Прашна Упанишаде IV.11 слово Атман не может относиться к Дживе, потому что Джива не может по собственной воле сбросить свое тело или понять авидью, поэтому оно относится к Параматману. Джива достигает мокши, когда он на самом деле знает, что Параматман, Асарира Праджнатман - тысячеголовый, властитель всех и превосходящий всех. Таким образом, Параматман является одним из многих аспектов Брахмана и обладает всеми атрибутами Брахмана. Атман (Дух) и Параматман (Бог) суть одно, некоторые говорят, что они разные, равно как и одно, они едины по отношению к Шакти, но разные по отношению к этой силе.
Слово Параматман не встречается в Ригведе, но через намек на Параматмана как Иша. Это различие сделано потому, что все его мантры в форме молитв обращены к богам. В его великом гимне-загадке (Сукта I.164) есть знаменитая мантра - RVI164.20, которая была ниспослана Риши Диргатамаах Аучатйах и заимствована Мундака Упанишад III.1.1-3, принадлежащей Атхарва Веде, для создания притчи о Боге. Две птицы: -Две птицы.
Две красивые крылатые птицы, близкие товарищи, цепляются за одно общее дерево: из двух одна ест сладкие плоды того дерева; другой не ест, но наблюдает за своим спутником. «Я» - это птица, сидящая на общем дереве; но поскольку он не господин, он сбит с толку и печалится. Но когда он видит того другого, кто есть Господь и возлюбленный, он знает, что все в Его величии и его горе уходит от него. Когда, провидец, он видит Золотого оттенка, Создателя, Господа, Духа, который является источником Брахмана, тогда он становится знающим и стряхивает со своих крыльев грех и добродетель; очищенный от всех пятен, он достигает высшей идентичности.
- Перевод стихов 1-3 Третьей Мундака Упанишад Шри Ауробиндо.Ауробиндо делает Дух или Пурушу Источником всего, включая Брахмана. Он делает Пурушу более фундаментальным. Таким образом, ему не нужно говорить, что Брахман является источником низшего Брахмана, и он также отвергает чувство Реальности, проявляющееся в воображении и эмоциональном нарастании.
Дуалистическая школа философии, инициированная Анандатиртхой, опирается на вышеупомянутый отрывок, а также на отрывок из Катха-Упанишад I.3.1 более ранней Упанишады, в котором говорится о двух душах, которые вкушают плоды действия, причем обе в глубине человеческого сердца и которые отличаются друг от друга светом и тенью, несущими изъян - как можно считать Вселенскую душу наслаждающейся плодами действия? Последователи Мадхавы черпают свою поддержку в Бхагавад-гите XV.16, в которой говорится о двух людях в этом мире, Изменчивом и Неизменяемом; Изменчивый - это все эти вещи, в то время как Неизменяемый - это тот, кто существует на вершине их, один - Дживатман, а другой - Параматман. Дживатман - это чит, разумный, а Параматман - это Ишвара, оба имеют одинаковые атрибуты; они неразрывно присутствуют вместе на дереве, которое является ахит, неодушевленным или грубым компонентом авидьи бытия. Дживатман и Параматман оба пребывают в сердце, первый управляется тремя гунами природы и действиями, последний просто наблюдает, как бы одобряя действия первого. Отношения между Параматмой, Вселенским Я, и Атмой, Индивидуальным Я, уподобляются пребывающему в его сердце Богу и душе. Параматман - один из многих аспектов Брахмана. Параматман находится в центре каждой индивидуальной дживы в макрокосме. В упанишадах же сравнить Атман и Параматман двух птиц сидят как друзья на ветке дерева (тела), где Атман ест плоды ( кармы ), и Параматман только наблюдает Атман в качестве свидетеля (Саксин) действий своего друга.
В философии Адвайты индивидуальные души называются Дживатманом, а Высший Брахман - Параматманом. Дживатман и Параматман, как известно, один и тот же, когда Дживатман достигает истинного знания Брахмана (санскрит Брахмаджняне). В контексте Адвайты слово Параматман неизменно используется для обозначения Ниргуна Брахмана, а термины Ишвара и Бхагаван используются для обозначения Брахмана с качествами или Сагуна Брахмана.
Брахман и Ишвара не являются синонимами, очевидное сходство происходит из-за схожих атрибутов внешнего вида, воображаемых в отношении впечатлений, вызываемых этими двумя словами. Согласно Адвайте, Ишвара - это Брахман, связанный с майей в ее превосходном аспекте, как эмпирическая реальность - это определенный Брахман; Ишвара не имеет реальности отдельно от Брахмана. Шветашватар Упанишад разработал концепцию личного Бога. Катх Упанишад утверждает, что никогда не любой человек был в состоянии визуализировать Параматман с помощью зрения, сердца, воображения и ума. Анандамая-коша - это Ишвара Упанишад. Гаудапада называл двойственность майей, а недвойственность - единственной реальностью. Майя - это космическое незнание, в котором заключена множественность субъекта и объекта, и поэтому Ишвара органически связан с миром. За пределами Праны или Ишвары находится состояние Бесконечного безграничного Брахмана, поэтому в Бхагавад-гите VII.24 Кришна говорит Арджуне: «Не зная Моей непревзойденной и неизменной верховной природы, невежественные люди верят, что Я принял конечную форму через рождение. "
Что касается причины сансары, ее местонахождения и способов ее устранения, Ади Шанкара в своем « Вивекачудамани». 49. учит, что индивидуальное я является Параматманом в действительности, ассоциация индивидуального я с аджняной, то есть с авидьей, которую он называет анатмабандхах, рабством анатмана или неатмана, заставляет его отождествлять себя с грубыми, тонкими и причинными телами и из этого возникает самсара, которая представляет собой форму наложения качеств сукха, духа и т. д. на самого себя, атмана.
Параматман находится за пределами знания и невежества, лишен всех материальных атрибутов ( упадхи ). В главе 13 Бхагавадгиты, Параматман описывается как Кришна пребывающая в сердцах всех существ и в каждом атоме материи. Он контролирует и разрешает их действия. Параматман отличается от пяти элементов ( панча махабхут): чувств, ума, прадханы и дживы.
Секты вайшнавов утверждают, что обретение знания о Брахмане и отождествление атмана с Брахманом является промежуточной стадией самореализации, и только Бхакти-йога может привести к следующему этапу осознания Параматмана как пребывающего Бога, что в конечном итоге приведет к освобождению ( мукти ) посредством Осознание Бога.
Вишу, или божество качества благости в материальном мире, - это пуруша-аватара, известная как Кширодакашайи Вишу или Параматма. [1]
В Бенгалии вайшнава Кришну считают человеком, наделенным своей сущностной сварупа-шакти ; он - Бхагават в полном проявлении, наделенный Дживасакти и Майясакти, он - Параматман и Брахман. Брахман, Параматман и Бхагаван - три градации высшей реальности.
Время описано в Ведах:
Мой Господь, я считаю Твою светлость вечным временем, верховным правителем, без начала и конца, всепроникающим.... Вечное время является свидетелем всех наших действий, хороших и плохих, и поэтому Он предопределил результирующие реакции. Бесполезно говорить, что мы не знаем, почему и за что страдаем. Мы можем забыть проступок, из-за которого мы можем пострадать в настоящий момент, но мы должны помнить, что Параматма - наш постоянный спутник, и поэтому Он знает все, прошлое, настоящее и будущее. А поскольку параматма, присущая Господу Кришне, определяет все действия и реакции, Он также является верховным повелителем. Без Его разрешения ни одна травинка не двинется с места. [2]