Джайнская космология - это описание формы и функционирования Вселенной (лока) и ее составляющие (такие как живые существа, материя, пространство, время и т. д.) согласно джайнизму. Джайнская космология рассматривает вселенную как несотворенное существо, существующее с бесконечности, без начала и конца. В джайнских текстах описывается форма вселенной, похожая на человека, стоящего, расставив ноги, и опираясь рукой на талию. Эта Вселенная, согласно джайнизму, широкая вверху, узкая в середине и снова становится широкой внизу.
Согласно джайнам, Вселенная состоит из из шести простых и вечных субстанций, называемых дравья, которые в широком смысле классифицируются как джива (живые вещества) и аджива (неживые вещества) следующим образом:
джива (живые вещества)
аджива (неживые вещества)
Условное время (вьявахара кала) воспринимается чувствами через преобразования и модификации субстанций. Однако реальное время (niścaya kāla) является причиной незаметных, мельчайших изменений (называемых вартана), которые непрерывно происходят во всех субстанциях.
— Дравьясанграха (21)Доктрина джайнов постулирует вечный и вечно существующий мир, который работает по универсальным законам природы. Доктрина джайнов категорически против существования божества-творца. Махапурана, джайнский текст, автором которого является Ачарья Джинасена, известен этой цитатой:
Некоторые глупцы заявляют, что создатель создал мир. Доктрина о том, что мир был создан, является опрометчивой и должна быть отвергнута. Если Бог создал мир, то где он был до создания? Если вы говорите, что тогда он был трансцендентным и не нуждался в поддержке, где он сейчас? Как мог Бог создать этот мир без какого-либо сырья? Если вы скажете, что сначала он создал это, а затем мир, вы столкнетесь с бесконечным регрессом.
Согласно джайнам, вселенная имеет твердую и неизменную форму, которая измеряется в джайнских текстах с помощью подразделение под названием Райлок, которое должно быть очень большим. Дигамбара секта джайнизма постулирует, что вселенная имеет высоту четырнадцати Раджлоков и простирается на семь Раджлоков с севера на юг. Его ширина составляет семь райлоков в нижней части и постепенно уменьшается к середине, где он составляет один райлок в длину. Затем ширина постепенно увеличивается, пока не станет длиной в пять райлок, и снова уменьшается, пока не станет длиной в один райлок. Вершина вселенной - один Райлок в длину, один Райлок в ширину и восемь Райлок в высоту. Таким образом, общее пространство мира составляет 343 кубических раджлока. Взгляд Шветамбары немного отличается и постулирует, что есть постоянное увеличение и уменьшение ширины, а пространство составляет 239 кубических единиц Райлока. Помимо вершины, которая является обителью освобожденных существ, вселенная делится на три части. Мир окружен тремя атмосферами: плотной водой, плотным ветром и слабым ветром. Затем он окружен бесконечно большим не-миром, который полностью пуст.
Считается, что весь мир наполнен живыми существами. Во всех трех частях существуют очень маленькие живые существа, называемые нигодами. Нигода бывает двух типов: нитья-нигода и Итара-нигода. Нитья-нигода - это те, которые будут перевоплощаться в нигоды на протяжении вечности, а Итара-нигода будут перерождаться в других существах. Подвижная область вселенной (Траснади) имеет ширину в один Райлок, в ширину один Райлок и в высоту четырнадцать Райлок. В этом регионе повсюду встречаются животные и растения, тогда как люди ограничены двумя континентами среднего мира. Существа, населяющие нижний мир, называются нараками (адскими существами). Дэвы (примерно полубоги) живут во всем верхнем и среднем мирах и в трех верхних сферах нижнего мира. Живые существа делятся на четырнадцать классов (Дживастхана): тонкие существа с одним чувством, грубые существа с одним чувством, существа с двумя чувствами, существа с тремя чувствами, существа с четырьмя чувствами, существа с пятью чувствами и без разума и существа с пятью чувствами. чувства и разум. Они могут быть недостаточно развиты или развиты, всего или 14. Человеческие существа могут получить любую форму существования, и они единственные, кто может достичь спасения.
Ранние джайны размышляли о природе земли и вселенной. Они разработали подробную гипотезу по различным аспектам астрономии и космологии. Согласно джайнским текстам, вселенная делится на 3 части:
Следующие агамы Упанга очень подробно описывают джайнскую космологию и географию:
Кроме того, следующие тексты подробно описывают джайнскую космологию и связанные с ней темы:
Верхний мир (Удхарва лока) разделен на различные обители и области небесных существ (полубогов), которые являются неосвобожденными душами.
Верхний мир разделен на шестнадцать девалок, девять грейвейаков, девять анудиш и пять обителей ануттар. Шестнадцать обителей Девалоки - это Саудхарма, Айшана, Санаткумара, Махендра, Брахма, Брахмоттара, Лантава, Капишта, Шукра, Махашукра, Шатара, Сахасрара, Аната, Праната, Арана и Ачьюта. Девятью обителью Грайвеяк являются Сударшан, Амог, Супрабуддха, Яшодхар, Субхадра, Сувишал, Суманас, Сауманас и Притикар. Девять анудиш - это Адитья, Арчи, Архималини, Ваир, Вайрочан, Саум, Саумруп, Арк и Сфатик. Пять ануттар - это Виджая, Вайджаянта, Джаянта, Апараджита и Сарвартхасиддхи.
Шестнадцать небес в Девалоке также называются кальпами, а остальные называются калпатами. Живущих в Калпатите называют Ахаминдрой, и они равны по величию. У Небесных существ, обитающих в высших обителях, увеличивается продолжительность жизни, влияние силы, счастья, сияния тела, чистоты окраски мыслей, способности чувств и диапазона ясновидения. Но наблюдается уменьшение движения, роста, привязанности и гордости. Высшие группы, проживающие в 9 Гревяк и 5 Анутар Виман. Они независимы и живут в собственных автомобилях. Души ануттара достигают освобождения в течение одной или двух жизней. Низшие группы, организованные как земные царства - правители (Индра), советники, стража, королевы, последователи, армии и т. Д.
Выше анутарских виманов, на вершине вселенной, находится царство освобожденных душ, совершенные всеведущие и блаженные существа, почитаемые джайнами.
Мадхья Лока состоит из 900 йоджанов наверху и 900 йоджанов внизу поверхность земли. Здесь обитают:
Мадхьялока состоит из множества островов-континентов, окруженных океанами, первые восемь из которых называются:
Континент / Остров | Океан |
Джамбудвипа | Лаванода (Соль - океан) |
Гатки Кханд | Калода (Черное море) |
Пускарвардвипа | Пускарода (Океан лотоса) |
Варунвардвипа | Варунода (Океан Варун) |
Кширвардвипа | Кширода (Океан молока) |
Грутвардвипа | Грутода (Океан масла с молоком) |
Икшувардвипа 176> | Иксуварода (Сахарный океан) |
Нандишвардвипа | Нандишварода |
Гора Меру (также Сумеру) находится в центре мира, окруженная Джамбудвипой, в форме круга диаметром 100 000 йоджан. Вокруг горы Меру вращаются два набора солнца, луны и звезд; в то время как один набор работает, другой находится за горой Меру.
Произведение искусства, показывающее карты и диаграммы в соответствии с джайнской космографией 17-го века н.э. Рукопись джайнского текста 12-го века Санкхитта СангеянДжамбудвипа континент насчитывает 6 могучие горы, разделяющие материк на 7 зон (Кшетра). Названия этих зон:
Три зоны, т.е. Бхарат Кшетра, Махавидех Кшетра и Айрават Кшетра, также известны как Карма бхуми, потому что практика аскез и освобождения возможна, а тиртханкары проповедовать доктрину джайнов. Остальные четыре зоны, Рамьяк, Хайранват Кшетра, Хаймава Кшетра и Хари Кшетра, известны как акармабхуми или бхогбхуми, поскольку люди живут безгрешной жизнью удовольствий, и никакая религия или освобождение невозможны.
Нандишвара Двапа - это не край космоса, но он недоступен для людей. Люди могут проживать только на Джамбудвипе, Дхататикханда Двипе и внутренней половине Пушкара Двипы.
Нижний мир состоит из семи адов, которые населены полубогами Бхаванпати и адскими существами. Адские существа обитают в следующих адах:
Согласно для джайнизма время безначально и вечно. Калачакра, космическое колесо времени, непрерывно вращается. Колесо времени разделено на два полуоборота, Utsarpiī или восходящий временной цикл и Avasarpiī, нисходящий временной цикл, повторяющиеся непрерывно друг за другом. Утсарпини - это период прогрессирующего процветания и счастья, когда промежутки времени и возрасты увеличиваются, в то время как Авсарпини - это период растущей скорби и безнравственности с уменьшением временных промежутков эпох. Каждый из этого половинного временного цикла, состоящего из бесчисленных периодов времени (измеряемых в годах сагаропамы и палёпамы), далее подразделяется на шесть ар или эпох неравных периодов. В настоящее время временной цикл находится в авасарпини, или нисходящей фазе со следующими эпохами.
Имя Ара | Степень счастья | Продолжительность Ара | Максимальная высота люди | Максимальная продолжительность жизни людей |
---|---|---|---|---|
Судама-судама | Абсолютное счастье и отсутствие печали | 400 триллионов сагаропам | Шесть миль ростом | Три палопамских года |
Сухама | Умеренное счастье и отсутствие печали | 300 триллионов сагаропам | Четыре мили в высоту | Два палопамских года |
Сунама-духама | Счастье с очень маленькой печалью | 200 триллионов сагаропам | Ростом в две мили | Один год палёпама |
Дунама-судама | Счастье с маленькой печалью | 100 триллионов сагаропам | 1500 метров | 84 лакх Пурва |
Духама | Скорбь с очень маленькой радостью | 21000 лет | 7 хатха | 120 лет |
Дунама-дуама | Сильная печаль и страдания | 21000 лет | 1 хатха | 20 лет |
В утсарпини порядок эр обратный. Начиная с духама-духамы, он заканчивается сушама-сушамой, и, таким образом, этот бесконечный цикл продолжается. Каждая из этих арас плавно переходит в следующую фазу без каких-либо апокалиптических последствий. Увеличение или уменьшение счастья, продолжительности жизни и продолжительности жизни людей, а также общего нравственного поведения общества со временем меняется поэтапно и поэтапно. Никакие божественные или сверхъестественные существа не приписываются и не ответственны за эти спонтанные временные изменения, будь то творческая или контролирующая роль, скорее люди и существа рождаются под влиянием своих собственных карм.
Согласно джайнским текстам, шестьдесят три прославленных существа, называемые шалакапурушами, рождаются на этой земле в каждой Дукхама-сукхама-аре. Универсальная история джайнов - это компиляция деяний этих выдающихся людей. В их состав входят двадцать четыре тиртханкары, двенадцать чакравартинов, девять балабхадра, девять нараяна и девять пратинараяна.
Чакраварти - император мира и владыка всего мира. материальное царство. Хотя он обладает мирской властью, он часто обнаруживает, что его амбиции затмеваются необъятностью космоса. Джайнские пураны дают список из двенадцати чакравартинов (универсальных монархов). У них золотой цвет лица. Один из чакравартинов, упомянутых в священных писаниях джайнов, - это Бхарата Чакравартин. Джайнские тексты, такие как Харивамса Пурана и индуистские тексты, такие как Вишну Пурана, утверждают, что в его памяти Индийский субконтинент стал известен как Бхарата варша.
Существует девять наборов балабхадры, нараяны и пратинараяны. Балабхадра и Нараяна - братья. Балабхадра - ненасильственные герои, нараяна - жестокие герои, а пратинараяна - злодеи. Согласно легендам, нараяна в конечном итоге убивает пратинараяну. Из девяти балабхадр восемь достигают освобождения, а последний попадает в рай. После смерти нараяна попадают в ад из-за своих жестоких подвигов, даже если они были предназначены для защиты праведности.
Джайнская космология делит мирский цикл времени на две части (авасарпини и утсарпини). Согласно джайнскому верованию, за каждый полупериод времени в человеческом царстве рождаются двадцать четыре тиртханкары, которые открывают и преподают джайнское учение, подходящее для той эпохи. Слово тиртханкара означает основателя тиртхи, что означает переход через море вброд. Тиртханкары указывают «бродный путь» через море бесконечных рождений и смертей. Ришабханатха считается первым тиртханкарой нынешнего полупериода (авасарпини). Махавира (6 век до н.э.) почитается как двадцать четвертый тиртханкара авасарпини. В джайнских текстах говорится, что джайнизм существовал и будет существовать всегда.
Во время каждого движения полупериода колеса времени регулярно появляются 63 Чалакапуруна или 63 выдающихся человека, включая 24 тиртханкар и их современников.. Универсальная или легендарная история джайнов - это в основном компиляция деяний этих выдающихся людей. Они делятся на следующие категории:
Балабхадра и Нараяна - сводные братья, которые совместно правят тремя континентами.
Помимо этого, известны несколько других важных классов из 106 человек: -
Без авторских прав
Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном достоянии.