Агафокл «Праведный» (Δίκαιος) | |
---|---|
Портрет Агафокла | |
Индо- Греческий царь | |
Правление | 190–180 до н.э. |
Предшественник | Панталеон |
Преемник | Аполлодот I или Антимах I |
Династия | Евтидемид |
Отец | Деметрий I |
Агафокл Дикай (греч. : Ἀγαθοκλῆς ὁ Δίκαιος; , означающий эпитет Just ») был греко-бактрийским / индо-греческим царем, правившим примерно между 190 и 180 годами до нашей эры. Он мог быть сыном Деметрия и одного из его подчиненных, отвечавших за Паропамисад между Бактрией и равнинами Индо-Ганга. В этом случае он был внуком Евтидема, которого он квалифицировал на своих монетах как Βασιλεὺς Θεός, Basileus Theos (греч. «Бог-Царь»).
Агафокл был современником или преемником царя Панталеона. Похоже, он был атакован и убит узурпатором Евкратидом, который взял под контроль греко-бактрийскую территорию. О нем мало что известно, кроме его обширной чеканки.
Агафокл выпущен серия «родословных» династических монет, вероятно, с намерением рекламировать его происхождение и узаконить его правление, связывая его с Александром Великим, царем по имени Антиох Никатор (греч : "Νικάτωρ" "Победоносец", вероятно, предназначался для Антиоха III ), основателя греко-бактрийского царства Диодота и его сына Диодота. II, Евтидем, Деметрий и Панталеон. На этих монетах Агафокл называет себя ΔΙΚΑΙΟΥ, «Праведный».
Памятная монета Агафокла для Александра Македонского. С греческими легендами ΒΑΣΙΛΕΥΟΝΤΟΣ ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΥΣ ΔΙΚΑΙΟΥ «О царствовании Агафокла Праведного» и ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΤΟΥ ΦΙΛΙΠΠΟΥ «Александр, сын Филиппа».
Памятная монета Агафокла для Диодота I на имя Антиоха II.
Памятная монета Агафокла для Евтидема I. С греческими легендами ΒΑΣΙΛΕΥΟΝΤΟΣ ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΥΣ ΔΙΚΑΙΟΥ «О царствовании Агафокла Праведного» и ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ ΘΕΟΥ «Бог Евтидем».
Памятная монета Агафокла для Деметрия. С греческими легендами ΒΑΣΙΛΕΥΟΝΤΟΣ ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΥΣ ΔΙΚΑΙΟΥ «Правление Агафокла Праведного» и ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ ΑΝΙΚΗΤΟΥ «Деметрий Непобедимый».
Памятная монета Агафокла для Панталеона.
Родословная чеканка была рассматривается как признак его происхождения, но можно рассмотреть критический взгляд. Все ассоциации создают противоречивый образ. Цари Евтидемидов (Деметрий и Евтидем), как известно, не связаны с Диодотом - фактически, Евтидем I сверг Диодота II. Селевкиды также были врагами Евтидемидов - царь Антиох III осаждал Бактру почти три года, прежде чем одержать победу над Евтидемом I. Однако Антиох III не захватил территорию и после Евтидема I послал своего сына Деметрия будучи посланником к нему, он признал их законными королями Бактрии. Известно, что Антиох III использовал эпитет «Никатор» («Νικάτωρ» греч. для «Победоносный»).
Наконец, ассоциация с Александром была стандартным ходом для узурпаторов в эллинистической эпохе. мира, таких как псевдоселевкиды Александр Балас и сирийский полководец Диодот Трифон.
В целом, монеты вполне могут поддерживать точку зрения узурпатора или, что более вероятно, члена второстепенная ветвь династии, стремящаяся заручиться поддержкой со всех сторон своими различными памятными монетами. Однако сходство между его монетами и монетами Панталеона делает вероятным, что Агафокл действительно был родственником последнего, который в этом случае также мог быть узурпатором.
Аверс - Греческая надпись гласит: ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΤΟΥ ΦΙΛΙΠΠΟΥ т.е. «Александра, сына Филиппа».. Реверс - Греческая надпись гласит: ΒΑΣΙΛΕΥΟΝΤΟΣ ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΥΣ ΔΙΚΑΙΟΥ т.е. «царствования Агафокла Праведного».
Аверс - Греческая надпись гласит: ΔΙΟΔΟΤΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ т.е. «Спасителя Диодота».. Реверс - Греческая надпись гласит: ΒΑΣΙΛΕΥΟΝΤΟΣ ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΥΣ ΔΙΚΑΙΟΥ т.е. «царствования Агафокла Праведного».
Также, Агафокл и Панталеон вместе с их современниками Евтидем II, уникальны в древнем мире в том смысле, что они первыми в мире выпустили медно-никелевые монеты (соотношение 75/25), технология сплава, известная в то время только китайцам (некоторые оружие периода Воюющих царств было из медно-никелевого сплава). Эти монеты свидетельствуют о существовании торговых связей с Китаем примерно в то время (см. Греко-Бактрийское царство ). Медно-никелевый сплав больше не использовался в чеканке до 19 века в Соединенных Штатах.
. Эти монеты использовали символику Диониса с тирсом на его левом плече. и его пантера, которые были его типом для более мелких монет.
В то же время Агафокл выпустил интригующий диапазон двуязычных монет, отображающих то, что кажется буддийской, а также индуистской символикой. Монеты, изготовленные в соответствии с индийскими стандартами, с использованием символов брахми, греков или харошти (первый в греческом мире), а также с символами различных вероисповедания в Индии, как правило, указывают на значительную готовность приспосабливаться к местным языкам и верованиям, в такой степени, которую не видели последующие индо-греческие цари. Они могут свидетельствовать о значительных усилиях первых индо-греческих царей, направленных на то, чтобы заручиться поддержкой индийского населения и избежать того, чтобы их считали захватчиками, усилия, которые, возможно, прекратились, когда индо-греческие царства укрепились.
Буддийская чеканка Агафокла соответствует индийскому стандарту (квадратные или круглые медные монеты) и изображает буддийские символы, такие как ступа (или символ арочного холма ), «дерево в перилах» (другой буддийский символ) или лев. Эти монеты иногда используют Брахми, а иногда Харошти, тогда как более поздние индо-греческие цари использовали только Харошти. Лакшми появляется на некоторых из этих монет, богиня изобилия и богатства для индуистов и ранних буддистов.
Буддийская монета Агафокла со ступой, увенчанной звездой, и растительным символом.
A символ шестиарочного холма, увенчанный звездой. Харошти легенда Акатукреяса "Агафокл". Дерево в перилах, легенда Харошти, Хираньясаме.
Монета Агафокла Раджай Агафуклея (письмо брахми ).
Индийская чеканка Агафокла.. Аверс Лев с греческой легендой: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΥΣ.. Rev Лакшми, с Брахми легенда Раджана Агафуклеяса «Царь Агафокл».
Индуистские монеты Агафокла немногочисленны, но впечатляют. Шесть серебряных драхм индийского стандарта были обнаружены в Ай-Ханум в 1970 году, на которых изображены индуистские божества. Эти монеты, обнаруженные 3 октября 1970 г. в сосуде паломника с водой в помещении административного квартала греко-бактрийского города Ай-Ханум, являются ключом к пониманию эволюции Вайшнавы образы в Индии.
Раннее изображение Баларамы в правом нижнем углу империи Маурьев монеты с штамповкой, держащей булава и раковина; 3-й год до нашей эры, Британский музей.Кажется, это первые известные изображения ведических божеств на монетах, и на них изображены ранние аватары Вишну : Баларама - Санкаршана с атрибутами, состоящими из Гада булавы и плуга, и Васудева - Кришна с Вишну атрибутами Шанкха (грушевидный футляр или раковина) и Сударшана Чакра колесо. Согласно Бопеараччи, головной убор на самом деле представляет собой искаженное изображение древка с зонтиком в виде полумесяца наверху (чаттра ), как это видно на более поздних статуях бодхисаттв в Матхуре. Поэтому считается, что скульптуры или изображения, предшествовавшие монетам, но теперь утраченные, служили моделями граверам.
Фронтальная поза этих божеств совершенно нехарактерна для общего изображения богов на греческих монетах, которые являются обычно показан в трех четвертных позах. Боковое расположение ступней также характерно для ранних индийских скульптур, как это видно на ступах из Bharhut или Sanci. Это заставляет специалистов думать, что эти изображения - работа индийских граверов, которые были знакомы со стилем и условностями архаического индийского искусства.
Танцующие девушки на некоторых монетах Агафокла и Панталеона также иногда рассматриваются как изображения Лакшми, супруги Вишну, но также богини изобилия и богатства для буддистов, или Субхадры, сестры Кришны и Баларама. Ее также можно увидеть на постмаурьяновской чеканке Гандхары, на монете Таксилан, которую, как полагают, отчекан Деметриус I после его вторжения. 173>
Эти монеты из Ай-Ханума являются ценным свидетельством форм, принятых культом Бхагаваты и вайшнавизмом в ранней Индии, и показывают, что этот культ уже был популярен в область Гандхара около 2 века до н.э. Первая известная надпись, связанная с культом Бхагаваты, была также сделана индо-греком, послом царя Антиалкида, который написал посвящение на колонне Беснагара во II веке нашей эры.
Эта популярность резко упала, когда кушанский император Вима Кадфис провозгласил на своих монетах в I веке нашей эры свое поклонение Шиве.
С 1834 года были предприняты некоторые попытки расшифровать сценарий брахми, основной шрифт, использовавшийся в древнеиндийских надписях, таких как Указы Ашоки, который вымер с V века. CE. Преподобным Дж. Стивенсоном были предприняты некоторые попытки идентифицировать персонажей из пещер Карла (около I века н.э.) на основании их сходства с письмом Гупта из Самудрагупта надпись на столбе Аллахабада (4 век н.э.), которая была только что расшифрована, но это привело к смешению хороших (около 1/3) и плохих предположений, что не позволило правильно расшифровать Брахми.
Первые успешные попытки расшифровать древнюю письменность брахми III-II веков до н.э. были предприняты в 1836 г. норвежским ученым Кристианом Лассеном, который использовал двуязычные греко-брахманские монеты индо-греческие цари Агафокл и Панталеон, чтобы правильно и надежно идентифицировать несколько букв брахми. Затем задание было выполнено Джеймсом Принсепом, археологом, филологом и сотрудником Ост-Индской компании, который смог идентифицировать остальных персонажей брахми с помощью Майор Каннингем. В серии результатов, опубликованных им в марте 1838 года, Принсеп смог перевести надписи на большом количестве каменных указов, найденных по всей Индии, и предоставить, согласно Ричарду Саломону, «практически идеальное» изображение полный алфавит брахми.
На Викискладе есть материалы, связанные с Агафоклом Бактрийским. |
, предшествовавший. Деметрию I | греко-бактрийскому королю. (в Паропамизаде ). 190-180 гг. До н.э. | 133>Аполлодот I |