Дурваса

редактировать
Мудрец в индуистских писаниях

Дурваса
Дурваса Проклятия Дурвасы Шакунтала
Личная информация
РодителиАнасуя (мать). Атри (отец)
Братья и сестрыДаттатрея (брат). Чандра (брат)
СупругКандали

В Инду Пураны, Дурваса (Санскрит : दुर्वासा), также известный как Дурвас (Санскрит : दुर्वासस्), был древним Риши, сыном Анасуи и Атри. Он великий преданный Господа Шивы и богини Парвати. Он известен своим вспыльчивым характером. Следовательно, куда бы он ни пошел, его встречали с большим почтением люди и дэвы себе подобные.

Согласно местной традиции в современном Азамгархе, Ашраме Дурвасы или обители, где многие ученики ходили учиться у него, находился в этом районе, у слияния реки Тонс и рек Маджхуи, в 6 км к северу от Пхулпур Техсил штаб-квартира.

Его единственный известный храм под названием Храм Риши Дурвасы расположен в деревне Аали Брахман, Техсил-Хатхин, округ Палвал, Харьяна.

Содержание
  • 1 Проклятия
  • 2 Рождение
  • 3 Роль в взбалтывании Млечного океана
  • 4 В Рамаяне
  • 5 В Махабхарате
  • 6 В индуизме Сваминараян
  • 7 В популярная культура
  • 8 Ссылки
Проклятия

Проклятия Риши Дурвасы были очень опасными. Было известно, что он проклял дэвов, а также некоторых известных людей того времени. Вот некоторые из них:

1.Индра (Индра был проклят потерять все свои силы)

2.Шукрачарья (забыть мантру сандживини)

3. Господь Шива (Господь Шива не будет

4. Богиня Сарасвати (вдали от брахмалоки)

5. Господь Вишну (аватар Кришны) [«Твоя смерть в твоей ноге». когда Кришна отдыхал в лесу, он был убит из-за попадания стрелы в его ноги. Кришна внезапно вспомнил проклятие Дурвасы.]

6. Богиня Лакшми (аватар Рукмини) разлучилась с любимым мужем.

7.Шакунтала (Шакунтала избегала Дурваса, находясь в ашраме (обители) мудреца Канвы, это привело его в ярость, и он проклял ее, что ее возлюбленный забудет ее, о которой она думала, то есть о Душьянте.)

>8.Кандали (проклят до смерти)

Рождение

Согласно главе 44 Брахманда-пураны, Брахма и Шива однажды попал в горячую ссору. Гнев Шивы в результате этой ссоры был настолько жесток, что дэвы в страхе убежали от него. Его супруга Парвати жаловалась, что теперь с Шивой невозможно жить. Осознав дисгармонию, вызванную его гневом, он решил вложить этот гнев в Анасую, жену мудреца Атри. Из этой части Шивы, помещенной в Анасуйю, родился ребенок, которого назвали «Дурваса» (буквально «тот, с кем трудно жить»). Поскольку он родился из-за гнева Шивы, он обладал вспыльчивым характером.

Роль в взбалтывании Млечного океана

В Вишну Пуране, Вайю Пуране и Падма Пурана, проклятие, которое Дурваса наложил на Индру, описывается как косвенная причина знаменитого взбалтывания океана. Шримад Бхагавата и Агни Пурана также упоминают участие Дурвасы в этом эпизоде, не вдаваясь в подробности. Другие источники этой истории, такие как Рамаяна, Махабхарата, Харивамса и Матсья Пурана, вообще не упоминают причастность Дурвасы и приписывают инцидент с другими причинами, такими как стремление дэвов и асуров к бессмертию.

История в Вишну-пуране гласит, что Дурваса, блуждающий по земле в состоянии экстаза из-за в соответствии с обетом, который он соблюдал, подошла Видьядхари (нимфа воздуха) и потребовала от нее небесного венка из цветов, который она носила. Нимфа почтительно передала гирлянду мудрецу, после чего он надел ее на лоб. Возобновив свои странствия, мудрец встретил Индру верхом на слоне Айравате в сопровождении богов. Дурваса, все еще находясь в состоянии безумия, бросил гирлянду в Индру, который поймал ее и возложил на голову Айраваты. Слона раздражал аромат нектара в цветах, поэтому он швырнул гирлянду хоботом на землю.

Дурваса пришел в ярость, увидев, что с его даром обращаются так жестоко, и проклял Индру, что он будет низвергнут со своего господства над тремя мирами, как и гирлянда. Индра немедленно попросил у Дурвасы прощения, но мудрец отказался снять или даже смягчить свое проклятие и продолжил свой путь. Из-за проклятия Индра и дэвы потеряли силу и лишились своего блеска. Воспользовавшись этой возможностью, асуры во главе с Бали вели войну против богов.

Боги были разбиты и обратились за помощью к Брахме. Брахма направил их искать прибежища у Вишну. Вишну, в свою очередь, посоветовал им заключить перемирие с асурами и работать вместе с ними, чтобы взбить океан молока и получить Амриту (нектар бессмертия) под предлогом делиться им с ними. Вишну пообещал, что он позаботится о том, чтобы только дэвы выпили нектар и восстановили свою былую силу, чтобы они могли снова победить асуров. Дэвы последовали совету Вишну и заключили перемирие с асурами, и таким образом боги и демоны начали планировать свое великое предприятие.

В Рамаяне

В Уттара Канда из Вальмики в Рамаяне Дурваса появляется в Раме и увидев, что Лакшмана охраняет дверь, требует аудиенции у Рамы. В то время Рама беседовал наедине с Ямой (богом смерти), замаскированным под аскета. Перед началом разговора Яма дал Раме строгие инструкции, что их диалог должен оставаться конфиденциальным, и любой, кто войдет в комнату и увидит или услышит их, должен быть казнен. Рама согласился и поручил Лакшману охранять его дверь и выполнять свое обещание, данное Яме.

Таким образом, когда Дурваса потребовал, Лакшман вежливо попросил мудреца подождать, пока Рама закончит свою встречу. Мудрец рассердился и пригрозил проклясть Айодхью, если Лакшман немедленно не сообщит Раме о своем прибытии. Лакшман, столкнувшись с дилеммой, решил, что будет лучше, чтобы он один умер, чтобы спасти всю Айодхью от проклятия Дурвасы, и поэтому прервал встречу Рамы, чтобы сообщить ему о прибытии мудреца. Рама быстро завершил свою встречу с Ямой и принял мудреца с должной вежливостью. Дурваса сказал Раме о своем желании быть накормленным, и Рама выполнил просьбу гостя, после чего довольный мудрец продолжил свой путь.

Рама был полон печали, потому что он не хотел убивать своего любимого брата, Лакшмана. Тем не менее, он дал слово Яме и не мог отступить от него. Он призвал своих советников помочь ему разрешить это затруднительное положение. По совету Васиштхи он приказал Лакшману оставить его навсегда, поскольку для благочестивых такое оставление было равносильно смерти. Затем Лакшман отправился на берег Сараю, решив отказаться от мира, утонув в реке Сараю.

В Махабхарате

В Махабхарате Дурваса известен тем, что даровал дары тем, кто ему нравился, особенно когда его хорошо обслужили в качестве почетного гостя. Примером такого поведения является эпизод между ним и Кунти, будущей женой Панду и матерью Пандавов. Когда Кунти была молодой девушкой, она жила в доме своего приемного отца, Кунтибходжи. Однажды Дурваса посетил Кунтибходжу и попросил его гостеприимства. Король доверил мудреца заботе своей дочери и поручил Кунти развлечь мудреца и удовлетворить все его потребности во время его пребывания с ними. Кунти терпеливо мирилась с вспыльчивым характером Дурвасы и его необоснованными просьбами (такими как требование еды в неурочные часы ночи) и служила мудрецу с великой преданностью. В конце концов, мудрец был удовлетворен. Перед отъездом он вознаградил Кунти, обучив ее Атхарваведа мантрам, которые позволяют женщине призывать любого бога по своему выбору, чтобы зачать от них детей. С любопытством и скептицизмом Кунти решила проверить эту мантру.

После вызова Сурьи, бога солнца, она родила своего первого сына, Карну. Опасаясь участи незамужней матери, она положила новорожденного в корзину и спустила его на плаву по реке. Младенца Карна позже нашел и вырастил Адхиратха, возничий монарха Хастинапура, и его жена Радха. Вскоре после этого случая Кунти вышла замуж за Панду, царя Хастинапура, и, применив те же мантры, которым научил ее Дурваса, родила трех старших из пяти сыновей Панду. Карна стал опытным воином и грозным противником Пандавов. Эта вражда в конечном итоге вылилась в его смерть на поле битвы Курукшетра от рук Арджуны, его младшего сводного брата, который не знал об их братских узах. Помимо вызывающего волну гнева, Дурваса также известен своими необыкновенными дарами. Согласно Шива Пуране, однажды во время купания в реке одежду Дурвасы унесло течением реки. Увидев это, Драупади, находившаяся поблизости, отдала мудрецу свою одежду. Дурваса благословил ее, сказав, что у нее не будет недостатка в одежде во время требования, и именно благодаря его благословению Кауравы не могли снимать с нее одежду в игровом зале, тем самым защищая ее скромность.

Еще одним примером доброжелательности Дурвасы является случай, когда он даровал Дурьодхане дар. Во время изгнания Пандавов Дурваса и несколько учеников прибыли в Хастинапур. Дурьодхана со своим дядей по материнской линии Шакуни сумели доставить удовольствие мудрецу. Дурваса был достаточно доволен, чтобы одарить его благом. Дурьодхана, тайно желая, чтобы Дурваса в гневе проклял Пандавов, попросил мудреца навестить своих кузенов в лесу после того, как Драупади съела свою трапезу, зная, что Пандавам тогда будет нечем его кормить.

Итак, Дурваса и его ученики посетили Пандавов в их лесном убежище по просьбе Дурьодханы. В течение этого периода изгнания Пандавы получали пищу с помощью Акшая Патра, которая истощалась каждый день, когда Драупади заканчивала свою трапезу. Поскольку к тому времени, когда Дурваса прибыл в тот день, Драупади уже поела, еды для него не оставалось, и Пандавы очень беспокоились о своей судьбе, если им не удастся накормить такого почтенного мудреца. Пока Дурваса и его ученики купались в реке, Драупади молилась Кришне о помощи.

Кришна немедленно появился перед Драупади, сказав, что он очень голоден, и попросил у нее еды. Драупади пришла в ярость и сказала, что молилась Кришне именно потому, что у нее не осталось еды. Затем Кришна сказал ей принести ему Акшая Патру. Когда она это сделала, он съел одинокое рисовое зернышко и кусок овощей, которые он обнаружил прилипшими к сосуду, и объявил, что доволен «едой».

Это утолило голод Дурвасы и его учеников, поскольку удовлетворение Кришны (Всевышнего Существа, пронизывающего всю вселенную) означало утоление голода всех живых существ. Затем мудрец Дурваса и его ученики тихо ушли после омовения, не вернувшись в обитель Пандавов, так как они боялись столкнуться с гневной реакцией Пандавов на их невежливое поведение и отказ от еды.

В индуизме Сваминараян
Дурваса проклинает Нараяну

Согласно последователям индуизма Сваминараян, Нараяна родился как святой Сваминараян из-за проклятия Дурвасы. История гласит, что вскоре после кончины Кришны, Уддхава отправился в Бадринатх, обитель Нара-Нараяны. Он присоединился к множеству божественных мудрецов и святых, которые слушали речи Нара-Нараяны. Пока Нара говорил, Дурваса прибыл на собрание с горы Кайлас, но никто не заметил его, потому что все они были так поглощены беседой.

Он ждал одного гхади (около получаса), чтобы кто-то приветствовал его с уважением, на которое, как он чувствовал, он имел право, но все равно никто не осознавал, что он был там. Видя, что никто не встает, чтобы принять его, он воспринял это как оскорбление и проклял все собрание, сказав, что все они родятся людьми и будут страдать от оскорблений и агонии от нечестивых. Родители Нара-Нараяны, бог Дхарма и богиня Бхакти, умиротворили Дурвасу, который затем смягчил свое проклятие, сказав, что сам Нараяна (снова представленный здесь как Высшее Существо) родится как сын Дхармы и Бхакти, и Его рождение избавит их всех от когтей зла. Сказав это, Дурваса вернулся на Кайлас.

Дхарма и Бхакти в конечном итоге родились как Харипрасад Панде (он же Дхармадев) и Премвати Панде (он же Бхактидеви). Нараяна родился как их сын по имени Ганшьям, который теперь известен как Сваминараян. История ограничена индуизмом Сваминараян, и никакие другие индуистские писания не подтверждают эту историю.

В популярной культуре

В Азамгархе место паломничества называется Дурваса, где находится храм Дурвасы. По словам священника храма, Дурваса принял самадхи в этом месте в шивалинге.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:48:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте