Хаягрива | |
---|---|
Бог знания и мудрости | |
Санскрит транслитерация | Хаягрива |
Принадлежность | Аватар из Вишну |
Консорт | Лакшми |
Хаягрива, также пишется Хаягрива (IAST : hayagrīva, буквально «Конская шея»), это конская голова аватар Господа Вишну в индуизме.
В Индуизм, Господь Хаягрива - аватар Господа Вишну. Ему поклоняются как богу знания и мудрости, с человеческим телом и головой лошади, блестящей белого цвета, в белых одеждах и сидящим на белый лотос. Символически эта история представляет собой торжество чистого знания, ведомого рукой Бога, над демоническими силами страсти и тьмы.
Истоки поклонения Хаягриве были исследованы, некоторые из ранних свидетельств датируются 2000 годом до нашей эры, когда люди поклонялись лошади за ее скорость, силу и интеллект. Хаягрива - одно из выдающихся божеств в традициях вайкханасов, шри-вайшнавизма и брахманов Мадхвы. Его благословения ищут, когда начинают изучать как священные, так и светские предметы. Особое поклонение совершается в день полнолуния в августе (Шравана-Пауршами) (его аватара-дина) и в Маханавами, девятый день Наваратри фестиваля. Его также называют «Хаясирса». Хаяширша означает хая = Лошадь, Ширша = Голова.
В IAST. гйананандамайам девам нирмаласпханикакритих. адхарам сарвавидйанах хайагривам упасмахе. В Деванагари. ज्ञानानन्दमयं देवं. ज्ञानानन्दमयं обычно префикс Хаягрива Стотрам поэта-философа 13 века Веданта Десика. Он очень популярен среди приверженцев Хаягривы.
Дхьяна-шлока Веданты Десики на Хаягриве типично изображает это божество в индуистской иконографии:
У него четыре руки, одна в гуне дарования знания; другой держит книги мудрости, а два других держат раковину и диск. Его красота, как свежее ограненный кристалл, - это благоприятный блеск, который никогда не гаснет. Пусть этот Владыка речи, изливающий на меня охлаждающие лучи благодати, навсегда проявится в моем сердце!
В Махавайрочана-сутре [Сутре Великого Солнца], переведенной и скопированной в 1796 году И-синем, говорится:
«Под буддами находится Хаягрива. Его тело цвета солнца на рассвете. Он носит пылающее сияние и черепа как гирлянду. Его ногти длинные и острые; его лицо показывает пару голых тигровых клыков. Его волосы напоминают горящую львиную гриву, он невероятно силен и свиреп! Это свирепый Видьяраджа из раздела Лотос. Он подобен коню-драгоценности Чакравартина, который скитается по четырем континентам, нигде и никогда не отдыхает, обладая всей великой и ужасной силой всех будд. Такова его природа, и поэтому он обладает этим страшным и всемогущим светом. Среди величайших препятствий смерти и зла он совершенно не заботится о собственном благополучии, его явная и необычная храбрость, бесстрашие и гнев легендарны среди богов, и поэтому он легко и быстро побеждает всех, кто противостоит ему! Многие другие подчиняются ему с первого взгляда! Это потому, что хотя он жесток и ужасен; его сердце полно сострадания (беспристрастного, бесстрастного понимания) ».
- Хаягрива Стотрам, т.32
Позднее Хаягрива упоминается как «Согнутая на коне», Защитник веры »,« Грозный палач »,« Превосходный конь »и «Воздушный конь».
Сказано, что Лошадь, Аватар Господа Вишну, каждый день тянет солнце к небу, неся свет во тьму. Супруга Хаягривы - Маричи, богиня восходящего солнца, точнее, солнечный свет, который является жизненной силой всех вещей и который рассматривается как женский аспект Хаягривы. Маричи представляет собой сущность силы творения космоса. В то время как Хаягрива представляет другой мужской аспект.
В нескольких других источниках он - белая лошадь, которая каждое утро тянет солнце к небу. В других случаях, таких как великая эпическая битва Тарака, где боги нападают и атакованы [демонами] Данавы, Вишну появляется как великий свирепый воин по имени Хаягрива, когда приходит им на помощь. Он говорит;
«Хаягрива появляется в своей колеснице, запряженной 1000 могучих коней, сокрушая врагов богов под собой!»
Шримад Андаван и Шри Паракала Джияр перед Шри Лакшми Хаягривой из Паракала МуттаВ Махабхарате есть много других ссылок на Хаягриву. Говорят, что Вишну приходит из битвы как победитель в великолепной мистической форме великого и ужасного Хаягривы;
«Великий Хаягрива, восхваляемый таким образом различными святыми и аскетами, принимает голову большого белого коня. [Мантры] верды составили его форму, его тело было построено из всех великих богов; в середине его головы был Шива, в его сердце был Брахма [бог неба]; лучи солнца (Маричи ) были его гривой, солнце и луна - его глазами; Васу и садхьи были его ногами, во всех его костях были боги. Агни [Ка-тен; бог огня] был его языком, богиня Сатья - его речью, а его колени были образованы Марутами и Варуной. Приняв эту форму, страшное чудо для богов, он победил асуров и низверг их с глазами, красными от гнева ».
Хаягрива неизменно изображается сидящим, чаще всего с правой рукой, благословляющей молящегося, или в позе учения вьякхья мудра. В правой руке также обычно находится акша-мала (четки), что указывает на его отождествление с медитативным знанием. Слева он держит книгу, что указывает на его роль учителя. Его лицо всегда безмятежно и умиротворенно, если не улыбаться. В отличие от своего буддийского аналога, в индуистском описании этого божества нет намека на устрашающую сторону. В самом деле, эти два божества кажутся совершенно не связанными друг с другом.
Хаягриве иногда поклоняются в уединенной позе медитации, как в храме в Тирувантипураме. Эта форма известна как Йога-Хаягрива. Однако чаще всего ему поклоняются вместе со своей супругой Лакшми, и он известен как Лакшми-Хаягрива. Хаягрива в этой форме является верховным божеством Майсура Паракала Мутт, значительного монашеского учреждения Шри-Вайшнавизма.
Легенда гласит, что во время творения демоны Мадху-Кайтабха украли Веды от Брахмы, а затем Вишну принял форму Хаягривы, чтобы восстановить их. Два тела Мадху и Кайтабхи распались на двенадцать частей (две головы, две, четыре руки и четыре ноги). Еще одна легенда гласит, что во время творения Вишну составил Веды в форме Хаягривы.
Некоторые считают Хаягриву одним из Дашаватар Верховной Личности Бога. Он вместе со Шри Кришной, Шри Рамой и Шри Нарасимхой считается важным аватаром Верховной Личности Бога.
Господь Хаягрива также входит в число божеств, присутствующих в храме Ранганатхасвами, Шрирангам. Хаягреева в Шрирангаме очень известна своим образованием детей. Sanctum Sanctorum внутреннего храма. очень красиво, и все ритуалы очень строго выполняются в соответствии с ведическими принципами.
Махабхарата, книга 12, глава 348, говорит следующее: Преодолев разрушение двух асуров и вернув Веды Брахме, Верховное Существо развеяло горе Брахмы. Затем с помощью Хари и Вед Брахма создал все миры с их подвижными и неподвижными существами. После этого Хари, наделив Предка разумом первостепенной важности, касающейся Творения, тут же исчез, отправившись в то место, откуда он пришел. Таким образом, Нараяна, приняв облик с конской головой, убил двух данавов Мадху и Кайтабху (и исчез из поля зрения Брахмы).
Великий преданный по имени Шри Вадираджатиртха из Удупи Шри Кришна Мутт предлагал приготовленный конский грамм ( Коллу) Господу Хаягрееву. Он читал Хаягрива шлоку и держал подношения на голове. Господь Хаягрива приходил в виде красивой белой лошади и ел грамм лошади. Как очень стойкий преданный, Вадираджатиртха читал следующую шлоку -
На Хаягриватх Парам Астхи Манга-лам
На Хайагриватх Парам Астхи Пааванам
На Хайагриватх Парам Астхи Дхаиватхам
На Хайагривам Пхаранипатья! Нет ничего более благоприятного, чем Хаягриван. Нет ничего более священного, чем Шри Хаягриван, чтобы разрушить наши накопленные грехи. Нет другого бога выше Хаягривана. Никто не скорбит после исполнения araṇagati у священных стоп Хаягривана.
Хаягрива указан как одно из десяти воплощений Вишну в Канто 10 (скандх 10), главе 40 в Шримадбхагаватам и Акруре в молитве содержится имя Хаягривы, когда он видел видение во время купания в Ямуне.
. Есть история, что более 500 лет назад Преданный из общины Дайваджня брахманов отливал идола Господа Ганапати, когда он сформировал себя в образе Господа Хаягривы. Сарвабхаума Шри Вадираджа Гуру Свамиджи видел сон об этой легенде, который вдохновил его подойти к этому преданному и взять у него идол в почтении. Затем он установил его в Шри Соде Вадираджа Матт. С тех пор ему поклоняются как первородному Богу сообщества браминов дайваджня.
Члены общины, которые изначально были Смартхами браминами, получили наставления по философии Двайты и были приняты в группу как Мукхья Шишья уважаемым Шри Вадираджей Тиртхой. По сей день брамины Дайваджня продолжают делать подношения Матту и Господу Хаягриве.
В большинстве крупных храмов Вишну в Тамил Наду есть отдельная святыня для Господа Хаягривы.
В серии документальных фильмов 2015 года Существа филиппинской мифологии Распространение индуизма и образов Хаягривы прослеживается через Юго-Восточную Азию. Предполагается, что Хаягрива повлиял на образ филиппинского народного духа с головой лошади, Тикбаланг.
. Вымерший род базальных неорнитисхийских динозавров, известный из Монголии, был назван Хайя грива. Это название относится к удлиненному коневидному черепу Хайи и появлению этого божества в буддийском искусстве Монголии.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Хаягривой. |