Бхишма

редактировать
Сын Шантану и Ганги, персонаж Махабхараты

Бхишма
Махабхарата персонаж
Бхишма на стрелках bed.jpg Бхишма на кровати стрел в окружении Шри Кришны, Пандавов, Кауравов и других.
Информация о вселенной
ПсевдонимыДеваврата, Бхишма, Гангапутра, Питаамаха
ОружиеЛук и стрелы, меч, булава
Семья
ДомХастинапур

В Махабхарате, Бхишма (Санскрит : भीष्‍म, IAST : Bhīṣma) также известный как Бхишма Питамаха и Гангапутра Бхишма был хорошо известен своим клятвой безбрачия. Первоначально названный «Деваврата», он был восьмым сыном Куру царя Шантану и богини реки Ганги. Бхишма был благословлен даром своего отца: он мог выбирать время своей смерти или оставаться бессмертным до тех пор, пока он не пожелает. Он был связан как с Пандавами, так и с Кауравами через своего сводного брата Вичитравирью (сына Сатьявати). Он был одним из величайших лучников и воинов своего времени, его обучал шестой аватар Вишнуша Паршурама. Он также передал Вишну Сахасранаму Юдхиштире, когда тот лежал на ложе из стрел после битвы на Курукшетре.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Рождение и ранние годы жизни
  • 3 Клятва Бхишмы
  • 4 Ненависть Амбы
    • 4.1 Похищение принцесс Каши
    • 4.2 Битва с Парашурамом
  • 5 Роль в событиях Хастинапура
    • 5.1 Рождение Вичитравирьи дети
    • 5.2 Брак Дхритраштры и Гандхари
    • 5.3 Обучение принцев Куру
  • 6 В войне на Курукшетре
  • 7 Смерть
  • 8 В массовой культуре
    • 8.1 Кино и телевидение
    • 8.2 Современное ссылки
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Библиография
  • 11 Внешние ссылки

Этимология

В санскрите слово Бхишма (भीष्म) означает ' тот, кто дает свирепый обет (Бхишма пратигья) и выполняет его ».

Его другие имена следующие:

  • Деваврата (देवव्रत) - тот, кто предан Богам. Это также было оригинальное имя Бхишмы.
  • Гангапутра (गंगापुत्र) - сын Ганги
  • Гангадатта (गंगादत्त) - данный / дарованный Гангой.
  • Шантанава (शान्तनव) - потомок (сын) Шантану. Только у него есть имя, потому что он дал клятву безбрачия ради своего отца.
  • Гауранга (गौरांग) - тот, у кого прекрасное тело
  • Шветавира (श्वेतवीर) - белый воин или тот, кто героически белый и имеет все оружие белого цвета
  • Ашта Васу (अष्ट वसु) - боги стихий (в предыдущей жизни)
  • Бхаратаванши (भरतवंशी) - потомок Бхараты
  • Питамаха (पितामह) - Дедушка (также известный как Бхишма Питамаха; его называли Пандавы и Кауравы)

Рождение и ранняя жизнь

Царь Шантану увидел красивую женщину на берегу реки Ганг (Ганга)) и попросил ее выйти за него замуж. Она согласилась, но с одним условием: что Шантану не будет сомневаться в ее действиях. Шантану принял ее состояние и поклялся никогда не спрашивать ее о причинах ее действий. Они поженились, и позже она родила сына, но вскоре после его рождения утопила ребенка. Шантану не мог спросить ее причину, потому что обещал, что она его бросит. Один за другим у них родились семь сыновей, и все они были утоплены Гангой.

Когда Ганга собирался утопить восьмого сына, Шантану, опустошенный, не мог сдержать себя и противостоял ей. В конце концов, Ганга объяснил королю Шантану о проклятии Брахмы, наложенном на Махабхишу и ее. Затем она сказала ему, что их восемь детей - это Восемь Васу, которые были прокляты известным мудрецом Васиштхой и родились на земле смертными людьми, однако, когда они умиротворили его, он ограничил свое проклятие и сказал им, что они будут освобождены от этого проклятия внутри год их рождения как людей. Итак, она освободила семерых из них из этой жизни, утопив их всех. Однако восьмому ребенку Бхишмы, амше Прабхасы, суждено было прожить долгую жизнь и никогда не иметь жены и детей. Однако мудрец также даровал ему дар, что он будет добродетельным, сведущим во всех священных писаниях и будет послушным сыном своему отцу.

Ганга сказала Шантану, что она возьмет его на небеса, чтобы должным образом подготовить его к трону короля и статусу после его рождения. С этими словами она исчезла вместе с ребенком, в то время как Шантану был охвачен горем, думая о том, чтобы провести остаток своей жизни без нее.

Шантану не дает Ганге утопить их восьмого ребенка, который позже стал известен как Бхишма.

легенда о рождении Бхишмы такова - однажды восемь Васу («Аштавасус») посетили ашрам Вашишта в сопровождении своих жен. Одна из жен приглянулась Камадхену, корове, исполняющей желания Вашишты, и попросила своего мужа Прабхаса украсть ее у Вашиштхи. Затем Прабхаса украл корову с помощью других, которые впоследствии были прокляты Вашиштой на воплощение в мире людей. После того, как Васу обратились к милости Вашишты, проклятие семи Васу, которые помогали украсть Камадхену, было смягчено, так что их аватары освободятся от своего человеческого рождения, как только они родятся; однако Прабхаса, будучи главным действующим лицом воровства, был проклят, чтобы прожить более долгую жизнь на земле. Проклятие, однако, смягчается до такой степени, что его аватар мог стать одним из самых выдающихся людей своего времени. Это был Прабхаса, которого также звали Васу Дьяус, аватаром которого был Бхишма.

После рождения Деваврата его мать Ганга забрала его в разные миры, где он был воспитан и обучен многими выдающимися мудрецами (Махабхарата Шанти Парва, раздел 38).

Картина, изображающая представление Гангой своего сына Деваврата (будущего Бхишмы) своему отцу, Шантану

После обучения у различных учителей, Деваврата стал способным правителем. Ганга передала своего сына Шантану в соответствии с ее обещанием, и молодой Деваврата был известен как Гангадатта, поскольку он был передан Гангой.

Клятва Бхишмы

Первоначально его звали Деваврата, после чего он стал известен как Бхишма. он дал бхишамна пратигью («жестокую клятву») - обет пожизненного Брахмачарьи (безбрачия ) и служения тому, кто восседал на троне его отца.

Деварата дает клятву

Имея присоединившись к суду своего отца, Бхишма был легко утвержден как наследник. Пройдя успешную военную кампанию и будучи сыном богини, он был любим всеми в городе. Шантану гордился своим сыном и был уверен, что будущее в безопасности.

Однако король постепенно влюблялся в рыбачку, Сатьявати, которая управляла лодками, пересекающими Ямуна, одну из рек Хастинапура. Когда Шантану подошел за ее руку в браке, отец Сатьявати, Дашрадж, отказался протянуть руку своей дочери Шантану, если только Шантану не объявит детей, рожденных от нее, своими наследниками. Однако это противоречило бы основанным на заслугах наследственным правилам Бхарата, а Шантану уже пообещал трон Бхишме. Итак, Шантану с сожалением пришлось отклонить предложение. Это привело Шантану в уныние, и, обнаружив причину уныния своего отца, Деваврата разыскал отца девушки и уступил свои права на трон. На это отец Сатьявати возразил, что даже если Деваврата откажется от своих прав на трон, дети Девавраты все равно будут претендовать на трон. Затем Деваврата дал обет пожизненного целомудрия, таким образом пожертвовав титулом «наследного принца» и отказавшись от удовольствий супружеской любви.

Его отец даровал ему дар Ичча Мритью (контроль над собственной смертью - он мог выбрать время своей смерти, сделав его бессмертным до выбранного им времени смерти). Критика короля Шантану со стороны его подданных по поводу того, почему он удалил Бхишму из титула наследного принца, поскольку он был настолько способным, была многочисленна. Было беспокойство о благородстве нерожденных детей Шантану, теперь обещанного престола. Услышав это, Бхишма сказал, что это его решение и что его отца нельзя винить, поскольку Шантану никогда ничего не обещал отцу Сатьявати. Затем премьер-министр спросил, кто будет нести ответственность, если будущий наследный принц окажется недостаточно способным. Затем Бхишма дал еще один обет, что он всегда будет видеть образ своего отца в том, кто восседает на троне короля, и, таким образом, будет верно и правдиво служить царю.

Ненависть Амбы

Похищение принцесс Каши

Бхишма похищает принцесс Амбу, Амбику и Амбалику из собрания женихов в их сваямваре.

Годы спустя, в процессе поиска невесты для своего сводного брата, молодого царя Вичитравирья, Бхишма похитил принцесс Амба, Амбику и Амбалику из Каши из группы женихов на их сваймваре. Салва, правитель Саубалы, и Амба (старшая принцесса) были влюблены друг в друга; Салва попытался остановить похищение, но был жестоко избит. Достигнув Хастинапура, Амба призналась Бхишме, что хочет выйти замуж за Салву. Затем Бхишма отправил ее обратно к Салве, который, огорченный своим унизительным поражением от рук Бхишмы, отказал ей. Затем она удалилась в Бхишму для Вичитравирьи, который отказался согласиться со ссылкой на правила, согласно которым то, что однажды было дано, не может быть возвращено. Затем Амба с сожалением отправляется в приют для аскетов за городом. Затем она все им объясняет. Они заставили ее встретиться с Парашурамой. Услышав слова принцессы, Парашурама спросил ее мотив. По словам аскетов, она попросила его убить этого Бхишму великих обетов, который является корнем ее бедствия.

Сражение с Парашурамом

Амба искал убежища у Парашурамы, который приказал Бхишме жениться на Амбе, сказав Бхишме, что это его долг. Бхишма вежливо отказался, сказав, что он готов отдать свою жизнь по приказу своего учителя, но не по обещанию, которое он дал. Оба издеваются друг над другом, и после отказа Парашурама вызвал его на бой на Курукшетре. На поле битвы, пока Бхишма был на колеснице, Парашурама шел пешком. Бхишма попросил Парашураму также взять колесницу и доспехи, чтобы у Бхишмы не было несправедливого преимущества. Парашурама благословил Бхишму силой божественного видения и попросил его взглянуть еще раз. Когда Бхишма смотрел на своего гуру божественным зрением, он видел Землю как колесницу Парашурамы, четыре Веды как лошадей, Упанишады как поводья, Ваю (ветер) как Возничий и ведические богини Гаятри, Савитри и Сарасвати в качестве его доспехов. Бхишма слез с колесницы и попросил благословения Парашурамы защитить свою дхарму, а также разрешения сразиться со своим учителем. Довольный, Парашурама благословил его и посоветовал защитить свой обет, поскольку сам Парашурама должен был бороться, чтобы сдержать свое слово, данное Амбе. Они сражались 23 дня, каждый нокаутировал друг друга, использовали даже небесное оружие, но каждый был слишком силен, чтобы победить другого. Их бой длился 23 дня. Но 22-й ночью он попросил богов показать ему способ победить Парашураму ночью. Во сне его предки пришли и предоставили ему знания об оружии Прасвапа, неизвестном никому на земле.

На 23-й день битвы, когда битва не завершилась, Бхишма попытался использовать Прашвапастру против Парашурама. Это оружие не было известно Парашураме и усыпляло страдающих на поле битвы. Однако, прежде чем Бхишма смог выпустить его, голос с неба предупредил его, что «если он воспользуется этим оружием, это будет большим оскорблением для его Гуру». Питри затем появились и заблокировали колесницу Парашурамы, запретив ему больше сражаться. По велению божественного мудреца Нарады и богов Парашурама прекратил конфликт, и битва была объявлена ​​несвежим товарищем (влияние любой астры на Парашураму неясно, поскольку он является аватарой Господа Вишну и Чирандживи).

По другой версии, Парашурама сам остановил бой через двадцать три дня, опасаясь, что дальнейшее использование мощного оружия может привести к разрушению мира.

Парашурама рассказал о событиях Амбе и сказал ей искать защиты Бхишмы. Однако Амба отказалась прислушаться к совету Парашурамы и в гневе ушла, заявив, что достигнет своей цели с помощью аскетизма. Ее положение не изменилось, она совершила суровые аскезы, чтобы доставить удовольствие Шиве. Она была проклята Гангой во время аскезы, когда она не слушала ее слов. Господь Шива заверил ее, что она родится мужчиной по имени (Шиканди ) в следующем рождении (и все же она будет вспоминать свое прошлое) и может сыграть важную роль в смерти Бхишмы, тем самым удовлетворив ее обет. Затем она устроила погребальный костер из дров на берегу Ямуны, подожгла его, сама вошла в этот пылающий огонь с гневом, произнеся: «Я делаю это для разрушения Бхишмы!»

Роль в событиях Хастинапура

Рождение детей Вичитравирьи

После того, как Вичитравирья был коронован как король Хастинапура, он умер из-за проблемы со здоровьем. Не имея наследника престола, Сатьявати попросил Бхишму жениться на вдовах Вичитравирьи (следуя практике нийоги в более узком смысле, левиратного брака ) и править как король. Но Бхишма отказался от предложения и напомнил о своей клятве мачехе. Он предлагает нанять брамина, чтобы отцом детей от вдов, сохранив таким образом династию. Сатьявати раскрыла свое тайное прошлое и призвала своего первенца, Вьясу, чтобы зачать дочь в законах. После рождения Дхритараштры и Панду Бхишма обучил их стать могущественными воинами.

Брак Дхритраштры и Гандхари

Когда Дхритраштра был готов жениться, Бхишма и Сатьявати начали искать подходящую невесту. Затем Бхишма услышал о Гандхари, принцессе Гандхары. Он прибыл в Гандхару и попросил Субала о своей дочери, которая была благословлена ​​сотней сыновей. Брат Гандхари Шакуни возражал против брака своей сестры со слепым, но у него не было выбора. Гандхари, чтобы почувствовать ту же боль, что и ее муж, завязала себе глаза. Махабхарата описывает, что этот инцидент развил ненависть Шакуни к Бхишме и Хастинапуру.

Обучение принцев Куру

После смерти Панду Кунти вернулась в Хастинапур со своими пятью сыновьями, Пандавами - Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева. Сыновья Дхритраштры (Кауравы ) были недовольны прибытием своих кузенов. Однажды князья играли с мячом, но он упал в колодец. Они не смогли вырвать его, пока воин-брамин, Дрона, не помог им, применив свои впечатляющие навыки. Бхишма был впечатлен способностями брамина и нанял его в качестве учителя князей.

В войне на Курукшетре

Пандавы встречаются с Питамахой Бхишмой перед войной, чтобы получить его благословение. Дурьодхана обвиняет Бхишму в том, что он показал себя пристрастие к Пандавам.

В великой битве на Курукшетре Бхишма был верховным главнокомандующим силами Кауравов в течение десяти дней. Он неохотно сражался на стороне Кауравов. Бхишма был одним из самых могущественных воинов своего времени и в истории. Он приобрел свою доблесть и непобедимость, будучи сыном священного Ганги и учеником Господа Парашурамы. Несмотря на то, что ему было около пяти поколений, Бхишма был слишком могущественным, чтобы его мог победить любой воин, живший в то время. Каждый день он убивал не менее 10 000 солдат и около 1 000 крыс. В начале войны Бхишма поклялся не убивать никого из Пандавов, так как он любил их, будучи их дедушкой. Дурьодхана часто сталкивался с Бхишмой, утверждая, что он на самом деле не сражался за лагерь Кауравов, поскольку он не стал бы убивать никого из Пандавов. Он также не позволил никому из Кауравов быть убитым на войне, так как он любил всех своих внучатых племянников и хотел мирных переговоров.

Арджуна сражается с Бхишмой

Дурьодхана однажды ночью подошел к Бхишме и обвинил его в том, что он не сражается в полную силу из-за своей привязанности к Пандавам. На следующий день между Бхишмой и Арджуной произошла ожесточенная битва. Хотя Арджуна был очень могущественным, он не сражался всерьез, поскольку его сердце было не в том, чтобы причинить боль своему любимому деду Бхишме. Бхишма выпустил стрелы, так что Арджуна и Кришна были ранены. Этот разозлил Кришну, который дал обет не поднимать оружие на войне, поднял колесо колесницы и угрожал Бхишме. Арджуна остановил Господа Кришну. Арджуна убедил Кришну вернуться к колеснице и положить колесо, пообещав бороться изо всех сил и остановить Бхишму. Таким образом, Бхишма исполнил свой обет, а затем Арджуна применил более сильное оружие, заставив Бхишму немного ранить. Боги восхваляли поединок Бхишмы и Арджуны, и они обычно наблюдали за ним по небу.

Разгневанный Кришна нападает на Бхишму, в то время как Арджуна пытается его успокоить.

Таким образом, война зашла в тупик. Пока Пандавы обдумывали эту ситуацию, Кришна посоветовал им самому посетить Бхишму и попросить его предложить выход из этого тупика. Бхишма любил Пандавов и знал, что он стоял как препятствие на их пути к победе, и поэтому, когда они посетили Бхишму, он дал им намек относительно того, как они могут победить его. Он сказал им, что, если столкнется с кем-то, кто когда-то был противоположным полом, он сложит оружие и больше не будет драться.

Позже Кришна сказал Арджуне, как он мог победить Бхишму с помощью Шикханди. Пандавы не были согласны на такую ​​уловку, поскольку, используя такую ​​тактику, они не пошли бы по пути Дхармы, но Кришна предложил разумную альтернативу. Итак, на следующий день, десятый день битвы, Шикханди сопровождал Арджуну на колеснице последнего, и они столкнулись с Бхишмой, который не стрелял в Шиканди. Затем он был повержен в битве Арджуной, пронзенный бесчисленными стрелами. С Шикханди впереди, Бхишма даже не смотрел в том направлении, Арджуна выстрелил в Бхишму стрелами, пронзив все его тело. Таким образом, как было предопределено (дар Махадевы Амбе, что она станет причиной падения Бхишмы), Шиканди, то есть реинкарнация Амбы, была причиной падения Бхишмы. Когда Бхишма упал, все его тело удерживалось над землей древками стрел Арджуны, которые торчали из его спины и проходили сквозь его руки и ноги. Вид Бхишмы, лежащего на таком ложе из стрел, смирил даже богов, наблюдающих с небес с почтением. Они молча благословили могучего воина. Когда молодые князья обеих армий собрались вокруг него, чтобы спросить, могут ли они что-нибудь сделать, он сказал им, что, пока его тело лежало на ложе из стрел над землей, его голова висела без поддержки. Услышав это, многие князья, Каурава и Пандав, принесли ему подушки из шелка и бархата, но он отказался от них. Он попросил Арджуну дать ему подушку, подходящую для воина. Затем Арджуна вынул три стрелы из своего колчана и поместил их под голову Бхишмы острыми стрелами вверх. Чтобы утолить жажду ветерана войны, Арджуна пустил стрелу в землю, и струя воды поднялась и попала в рот Бхишме. Говорят, что сама Ганга встала, чтобы утолить жажду своего сына.

Смерть

Бхишма на ложе из стрел

После войны, находясь на смертном одре (ложе из стрел), он глубоко и многозначительно дал инструкции для Юдхиштхиры о государственной мудрости и обязанностях царя. Бхишма всегда отдавал приоритет Дхарме. Он всегда шел по пути Дхармы, несмотря на его состояние из-за обета, он должен был неукоснительно следовать приказам своего царя Дхритараштры, которые в основном были адхармой, он был полностью расстроен. Он был уверен, что должен позволить победить дхарме и победить Пандавов, но то, как он вел войну и хранил молчание, было его грехом, потому что, кроме Пандавов, даже Кауравы были его внучатыми племянниками, и он отдавал приоритет только Пандавам (хотя Пандавы были праведник), и он заплатил за это ложе стрел. Наконец, Бхишма отказался от борьбы, сосредоточив свою жизненную силу и дыхание, заделав раны и дождавшись благоприятного момента, чтобы оставить свое тело на ложе для стрел. Он действительно ждал около 58 ночей до окончания зимнего солнцестояния и начала первого дня Уттараяны, чтобы бросить свое тело на ложе для стрел. Махабхарата заявляет, что он достиг спасения после своей смерти. Ему был дарован Маатру Лок (который считается даже выше Сварги, небес). Магха (месяц) Шукла Аштами отмечает годовщину смерти Бхишма Питамы (отца), день, известный как Бхишма Аштами. Индусы соблюдают Экодишту Шраддху для него в этот день на протяжении многих поколений, и могут выполняться только теми, чьи отцы еще не живы. Бхишма панчака врата (пост) соблюдается во всех храмах Вишну, начиная с Бхишма Аштами, в течение пяти дней до Бхишма Двадаши. Люди верят, что они будут благословлены сыном, обладающим стойкими качествами Бхишмы, если они будут соблюдать эти священные ритуалы на берегу реки.

Бхишма не только великий воин, но он также обладает глубоким пониманием и знание индуистского календаря или панчанга, и он не просил чьей-либо помощи во время своего смертного одра, чтобы узнать, когда наступит благоприятный момент, чтобы оставить свое тело. Он все это знал сам. Бхишма был таким знающим. Бхишму на смертном одре посетил Риши Маричи, отец мудреца Кашьяпа (прародитель жизни) и многие другие риши, такие как Нарада.

Бхишма на ложе из стрел, изображенных в Ангкор Ват Юдхиштхира с Бхишмой, из Разм-намах, Фатту, 1598

В популярной культуре

Фильмы и телевидение

Его жизнь была воплощена во многих фильмах в разных Индийские языки. Первый немой фильм был снят в 1922 году. В период разговорного кино был снят первый фильм на хинди (1937). За ним последовал фильм «193» на бенгальском языке «218», снятый в 1942 году Джотишем Баннерджи. Джахар Гангули сыграл главную роль.

Современные отсылки

Танк T-90 Main Battle Танк, один из самых современных ОБТ в мире, приобретенный у России для индийской армии, назван в честь Бхишмы.

См. Также

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Бхишма
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Бхишмой.
Последняя правка сделана 2021-05-12 03:21:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте