Даттатрея | |
---|---|
Даттатрея, Раджа Рави Варма живопись | |
Принадлежность | Аватар из Тримурти |
Обитель | Зависит от интерпретации |
Символы | Шанкха, чакра, Лотос, Тришула, Камандалу, Дамару |
Личная информация | |
Родители | |
Братья и сестры | Чандра и Дурваса |
Консорт | Анага / целомудрие |
Даттатрея (IAST : Даттатрея, санскрит : दत्तात्रेय), Датта или Даттагуру, является парадигматическим санньяси (монахом) и одним из повелителей йоги, почитается как индуистский бог. В городах Махараштра, Андхра-Прадеш, Гоа, Телангана, Карнатака и Гуджарат, он является синкретическим божеством, которое считается аватаром трех индуистских богов Брахмы, Вишну и Шивой, вместе известных как Тримурти. В других регионах и некоторых версиях текстов, таких как Гаруда Пурана, Брахма Пурана и Саттвата Самхита, он является аватаром Вишну.
Его иконография варьируется в зависимости от региона. В западной Махараштре и Андхра-Прадеше, например, он обычно изображается с тремя головами и шестью руками, по одной голове для Брахмы, Вишну и Шивы, и одной парой рук, держащей символические предметы, связанные с каждым из эти боги: четки и сосуд с водой Брахмы, раковина и диск Вишну, трезубец и барабан Шивы. Обычно он одет как простой монах, расположенный в лесу или в пустыне, что свидетельствует о его отказе от мирских благ и стремлении к медитативному образу жизни йогина. На картинах и некоторых крупных резных фигурках он окружен четырьмя собаками и коровой, что является символом четырех Вед и матери-земли, питающей все живые существа. В храмах южной Махараштры, Варанаси и в Гималаях его иконография изображает его с одной головой и двумя руками с четырьмя собаками и коровой.
Согласно Ригопулосу, в традиции натхов шиваизма, Даттатрея почитается как Ади-Гуру (Первый учитель) Адинатх Сампрадаи натхов, первый «Владыка Йоги» с мастерством Тантры (техники), хотя большинство традиций и ученых считают Ади Натх эпитетом Шивы. Его стремление к простой жизни, доброта ко всем, обмен своими знаниями и смыслом жизни во время его путешествий почтительно упоминается в стихах Тукарам, святого-поэта движения бхакти. Со временем Даттатрея вдохновил множество монашеских движений в шиваизме, вайшнавизме и шактизме, особенно в регионе Декан в Индии, на юге Индии, в Гуджарате, Раджастане и в регионах Гималаев, где были сильны традиции Шивы. Согласно Мэллинсону, Даттатрея не является традиционным гуру натх-сампрадаи, он был принят традицией натхов примерно в 18 веке как гуру, как часть синкретизма Вишну-Шивы. Об этом свидетельствует текст маратхи Наванатхабхактисара, утверждает Мэллинсон, в котором существует синкретическое слияние Натх Сампрадаи с сектой Маханубхава путем отождествления девяти Натхов с девятью Нараянами.
Несколько Упанишад посвящены его, как и тексты традиции Веданты - Йоги в индуизме. Один из важнейших текстов индуизма, а именно Авадхута Гита (буквально «песнь свободных») приписывается Даттатрейе. Ежегодный праздник в индуистском календарном месяце Маргаширша (ноябрь / декабрь) посвящен Даттатрейе и называется Датта Джаянти.
В Пуранах он родился в индийском отшельничестве в семье Анусуйи и ее мужа, ведического мудреца Атри, которому традиционно приписывают наибольший вклад в Ригведу.. Говорят, что они жили в Махуре, округ Нандед, Махараштра. Другой утверждает, что его отец жил в западном районе Декана. Третий утверждает, что он родился в джунглях Кашмира недалеко от священного храма Амарнатха. Четвертая легенда гласит, что он родился вместе со своими братьями Дурвасой и Чандрой от незамужней матери по имени Анусуя, после того, как мудрец Атри увидел ее купание, фантазировал о ней, что привело к ее беременности. В пятом мифе мудрец Атри был очень стар, когда молодой Анусуя женился на нем, и они обратились за помощью к богам тримурти, чтобы получить ребенка. Поскольку троица была довольна ими за то, что они принесли в мир свет и знания, мгновенно даровала дар, в результате которого Даттатрея родился с характеристиками всех трех.
Хотя его происхождение неясно, истории о его жизни понятнее. Он описан в Махабхарате как исключительный Риши (мудрец) с необычайной проницательностью и знанием, которого обожают и возводят в Гуру и Аватар Вишну в Пуранах. В этих текстах говорится, что Даттатрея отрекся от мира и покинул свой дом в раннем возрасте, чтобы вести монашескую жизнь. Один миф утверждает, что он медитировал, погрузившись в воду в течение длительного времени, другой - он странствовал с детства, а следы юного Даттатрейи сохранились на одинокой вершине в Гирнаре (Джунагадх, Гуджарат). и Даттатрай производят там тапа в течение 12000 лет. Трипура-рахасья относится к ученику Парашурама, находящему Даттатрею медитирующим на Гандхамадане гору.
Даттатрея, как говорят, каждый день обедает, собирая милостыню в святом месте Питхапурам, Андхра-Прадеш, где он родился как Шрипада Шри Валлабха (его первый аватар).
Молодой Даттатрея известен в индуистских текстах как тот, кто начал с нуля и без учителей, но достиг самосознания, наблюдая за природой во время его блуждания санньяси и отношение к этим естественным наблюдениям как к своим двадцати четырем учителям. Эта легенда была символической в индуистской вере, особенно среди художников и йогов, что идеи, учения и практики приходят из всех источников, что собственные усилия являются средством обучения. 24 учителя Даттатрейи:
Серийный номер | Гуру | Наблюдение | Обучение Даттатреи |
1. | Земля | Непоколебимо продуктивна, выполняет свою дхарму, подвергается жестокому обращению, исцеляет и неуклонно дает пищу. | терпение, оставайтесь невозмутимыми, даже если вас угнетают, продолжайте исцелять, даже если другие причиняют вам вред |
2. | Ветер | Проходит через все и каждого, неизменный, непривязанный, как Истина; иногда становится штормом, тревожит и изменяет мир, как Истина. | будь свободным, как ветер, но непоколебимым и верным своим силам |
3. | Небо | наивысшее не имеет границ, без ограничений, не подвержено влиянию, даже если облака и грозы приходят и уходят | высшее внутри себя, Атман (я, душа) не имеет границ, это недифференцированный, недвойственный, несмотря ни на что, позвольте облакам материальности пройти, будьте единым со своей душой и Вселенским Я |
4. | Вода | служит всем без гордости и дискриминации; прозрачен для всех; очищает и дает жизнь каждому, кого касается | святой никого не дискриминирует и никогда не бывает высокомерным, позволяет другим давать ему нечистоту, но всегда остается чистым и очищает |
5. | Огонь | очищает и преобразует все, с чем соприкасается, его энергия формирует вещи | тепло знания преобразует все, с чем соприкасается, чтобы сформировать себя, нужна энергия обучения |
6. | Луна | прибывает и убывает, но ее единство не меняет | рождение, смерть, возрождение и цикл существования не меняют единства души, как луна, это непрерывная вечная реальность |
7. | Солнце | источник света и дает свой дар всем существам в качестве чувства долга; в лужах дождя он отражается и кажется отличным от каждой лужи, но это одно и то же Солнце | душа может казаться по-разному в разных телах, но все связаны между собой, и душа во всех одинакова; как и Сун, человек должен делиться своими дарами из чувства долга |
8. | Голуби | несут потери в руках жестоких охотников, предостерегают от навязчивой привязанности к кому-либо или к материальным вещам в этом мире | не быть навязчивыми, не сосредотачиваться на преходящих вещах, таких как повреждение или личная потеря, человеческая жизнь - это редкая привилегия познать, открыть свою душу и достичь мокши |
9. | Python | ест все, что попадает на его пути, извлекает максимум из того, что потребляет | довольствуется тем, что у вас есть, извлекает максимум из даров жизни |
10. | Шмель | активен, усердно работает, чтобы построить и создать свой заповедник, непосредственно посещая цветы, но избирательно и осторожно, гармонично сочетается с цветами и никогда не убивает и не потребляет слишком много | быть активным, идти прямо к источникам знаний, ищите мудрость из всех источников, но выбирайте нектар, будьте нежны, живите в гармонии и оставьте в покое другие или другие идеологии, когда вы должны |
11. | Пчеловод | прибыль от пчел | не жаждет материальных удовольствий или накопления сокровищ, ни тело, ни материальное богатство никогда не длится долго |
12. | Ястреб | подбирает большой кусок еды, но другие птицы изводят его, когда он роняет пищу, другие птицы оставляют его в покое | берите то, что вам нужно, не больше |
13. | Океан | прозрачный на поверхности, но глубокий и ненарушенный внутри; получает множество рек, но остается прежним | пусть реки сенсорной информации не беспокоят вас глубоко внутри, познайте свои глубины, ищите самопознание, будьте невозмутимыми в жизни, уравновешивайте |
14. | Мотылек | обманут своими чувствами, он бежит к огню в непонимании, которое убивает его | подвергать сомнению свои чувства, подвергать сомнению то, что вам говорят другие, подвергать сомнению то, что вы видите, знать, что чувства могут обмануть, искать причину |
15. | Слон | , обманутый своей похотью, бежит за запахом возможного спутника жизни и падает в яму, сделанную погонщиками, которые затем сковали и использовали | не вожделейте что-то или кого-то, не надо не попадаться в ловушки других или чувственного удовлетворения |
16. | Олень | обманут своим страхом, охотниками, которые бьют в барабаны и пугают его в сеть ожидания | не бойтесь шума и не поддавайтесь давлению других дизайн для вас |
17. | Рыба | обманывается наживкой и так заманивается до самой смерти | жадность, а не крошки, которые кто-то кладет перед вами, повсюду есть много возможностей для здоровья |
18. | Куртизанка | обменивается временным удовольствием с телом, но чувствует себя удрученной бессмысленной жизнью, в конце концов, | многие проститутки занимаются своим временем, самоуважением и принципами по разным причинам, но чувствуют себя удрученными своей карьерой и обстоятельствами, ищите смысл и духовность в жизни, переходите к занятиям, которые вам нравятся |
19. | Ребенок | живет жизнью невинного блаженства | быть ребенком, любопытным, невинным, блаженным |
20. | Дева | она бедна, но изо всех сил старается накормить свою семью и гостей, поскольку она готовит, она избегает привлечения внимания к своей кухне и бедности, ломая все свои браслеты, кроме одного на каждом запястье | не ищите внимания, йог достигает большего и делится им через одиночество |
21. | Змея | живет в любой дыре, которая встречается на его пути, охотно оставляет плохую кожу и линяет | йог может жить в любом месте, должен быть готов лить старые идеи и тело для возрождения своего духа |
22. | Эроусмит | лучший из них был настолько потерян в своей работе, что не заметил проходившей по его пути королевской процессии | сконцентрироваться на том, что вы любите делать, интенсивная концентрация - это путь к само- реализация |
23. | Паук | строит красивую паутину, разрушает и покидает паутину, а затем снова перезагружается | не запутывайтесь в собственной паутине, будьте готовы отказаться от нее, иди со своим Атманом |
24. | Гусеница | начинается закрытым в крошечном гнезде, но в конечном итоге становится бабочкой | долгие путешествия начинаются с малого, ученик начинается как незначительный, но в конечном итоге становится духовным учителем |
Внешний вид Шри Даттатрейи на изображениях варьируется в зависимости от традиционных верований. Типичный значок Даттатрейи, особенно популярный среди говорящих на маратхи в Индии, имеет три головы, соответствующие Брахма-Вишну-Шиве, и шесть рук; две нижние руки несут четки (мала) и горшок с водой (камандалу), средняя пара рук держит минибарабан с песочными часами (дамару) и трезубец (тришул), а две верхние руки имеют раковину (шанкх) и вращающееся колесо (чакра).
Во многих древних средневековых храмах Даттатрейи он изображен только с одной головой, например, в Махуре, один в Нараянпуре на Пуна-Сатара-роуд, недалеко от Пуны, а другой в Пандхарпуре, оба на юге Махараштры. Такие тексты, как Агни Пурана, описывают архитектурные особенности строительства мурти, а для Даттатрейи он рекомендует одну голову и две руки. В Варанаси, Непале, предгорных штатах северных Гималаев Индии, натхские храмы 15-го века в Даттатрейе показывают его только с одним лицом. В западных частях Махараштры более распространена синкретическая шестирукая и трехликая иконография.
Он является мотивом Йогина «медоносной пчелы», который осознал знание адвайты. Даттатрея как архетипическая модель синкретизма :
Более того, развертывание значка Даттатрейи иллюстрирует развитие йоги как синтетической и всеобъемлющей совокупности идеологий и практик. Хотя по сути своей является гьяна-мурти, Даттатрея - йогин «медоносная пчела»: тот, чей характер и учения развиваются, собирая различные цветы Йоги. Для всех религиозных групп, склонных к включению идей, практик и учений из океана традиций, Даттатрейя поистине является парадигмой.
— Антонио Ригопулос, Даттатрея: бессмертный гуру, йогин и аватараЕще одним отличительным аспектом иконографии Даттатреи является то, что она включает четырех собак и корову. Четыре собаки олицетворяют Веды как надежных друзей, компанию и хранителей в любую погоду, а корова - это метафора матери-земли, которая молча и всегда дает пищу.
Скульптуры Даттатрейи с Альтернативная иконография была обнаружена в пещерных храмах 1-го тысячелетия нашей эры и археологических памятниках, связанных с индуизмом. Например, в храме Бадами (Карнатака) Даттатрея изображен с одной головой и четырьмя руками, как Вишну, но сидящим в безмятежной позе йоги (падмасана). На нем вырезаны эмблемы (ланчана) Тримурти, а именно лебедь Брахмы, Гаруда Вишну и Нанди Шивы. Украшения правой мочки уха и украшения для волос на этом произведении искусства Даттатрейи принадлежат Шиве, а детали слева от него - Вишну. Ригопулос датирует эту скульптуру Бадами X – XII веками.
Скульптура, похожая на Бадами, но с некоторыми отличиями, была обнаружена в Аджмере (Раджастхан). Произведение искусства Аджмера представляет собой свободную статую, на которой стоит Даттатрея с одной головой и четырьмя руками. В разных руках он держит Тришулу Шивы, Чакру Вишну, Камандалу Брахмы и общий для всех троих розарий. Как и в рельефной работе Бадами, в аджмерской иконографии Даттатрейи изображены лебедь Брахмы, Гаруда Вишну и Нанди Шивы, вырезанные на пьедестале вместе с ним.
Некоторые ученые, такие как Джеймс Харл и Т.А. Гопинатха Рао, считают иконография, которая представляет Брахма-Вишну-Шиву вместе как Хари Хара Питамаха, что является синонимом или эквивалентом Даттатреи. Антонио Ригопулос ставит под сомнение эту идентификацию и предполагает, что иконография Харихара Питамаха могла быть прелюдией к иконографии Даттатрейи и превратилась в нее.
- Даттатрея, Бхагавата Пурана XI.7.19. Перевод Клауса Клостермайера
Историческая индийская литература интерпретировала изображение Даттатрейи символически. Его три головы являются символами гун (качеств санкхья индуизма). Три гуны - это саттва, раджас и тамас. Шесть рук имеют этический символизм, а именно: Ямас, Нияма, Сама, Дама, Дая и Шанти (аксиология в Йоге и школе Веданты. в индуизме).
Корова Камадхену - это символические Панчабутас, четыре собаки - внутренние силы человека: Ичча, Васана, Аша и Тришна. В этих интерпретациях Даттатрея - это тот йог Гуру (учитель), который усовершенствовал все это, управляет ими, а не управляется ими, и, таким образом, Гуру Даттатрея находится за их пределами.
Даттатрея Упанишада (сфокусированный на тантре), Даршана Упанишад (сфокусированный на йоге) и особенно Авадхута Упанишада (сфокусированный на адвайте) представить философию традиции Даттатрейи. Даттатрея также упоминается в классическом тексте Йога, Шандилья Упанишад.
Другие Упанишады, где имя Даттатреи фигурирует в списках древних индуистских монахов, почитаемых за их понимание отречения это Джабала Упанишад, Нарадапаривраджака Упанишад, Бхикшука Упанишад и Яджнавалкья Упанишад. Из них его упоминание в Джабала-упанишаде имеет хронологическое значение, поскольку этот древний текст датируется периодом между III веком до нашей эры и III веком нашей эры.
Даттатрея упоминается в Махабхарате и Рамаяна.
Даттатрея упоминается в древней 9-й главе Саттвата-самхиты и в 5-й главе Ахирбудхья-самхиты, которые относятся к старейшим слоям текстов в Вайшнавская Агама традиция (Панчаратра). Шредер утверждает, что эти тексты и хронология Даттатреи старше Махабхараты, но Ригопулос не согласен с ним по хронологии.
В индуистской традиции Даттатрея является автором Авадхута-гиты или «Песня о вольном». Поэзия текста основана на принципах Адвайта Веданты, одной из подшкол индуистской философии.
. Существующие рукописи датируются примерно 9 или 10 веком, но, возможно, существовали. ранее как часть устной традиции. Он состоит из 289 шлок (отмеренных стихов), разделенных на восемь глав.
Несколько индуистских монашеских традиций и йоги связаны с Даттатрейей:
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Даттатреей. |