Яджнавалкья Упанишад | |
---|---|
В тексте обсуждается жизнь странствующих отреченных | |
Деванагари | याज्ञवल्क्य |
IAST | Яджнавалкья |
Название означает | Имя ведического мудреца |
Дата | 14 или 15 век |
Тип | Санньяса |
Связанный Веда | Шукла Яджурведа |
Главы | 4 |
Яджнавалкья Упанишад (санскрит : याज्ञवल्क्य उपनिषत्, IAST : Яджнавалкья Упанишад) относится к позднему средневековью. эры санскритского текста и второстепенного упанишад индуизма. Текст прилагается к Шукла Яджурведе и является одной из 20 Санньяса (отречение) Упанишад.
Дата составления или автор Яджнавалкья Упанишад неизвестны, но глава 4 текста, вероятно, относится к позднему средневековью, поскольку в ней упоминаются тексты, которые были составлен в 1-м тысячелетии н. э. и в начале 2-го тысячелетия. Оливель и Спрокхофф предполагают, что это текст XIV или XV веков.
Этот текст в некоторых рукописях иногда упоминается как Яджнавалкйопанишад. В телугу антологии 108 Упанишад Муктика канона, переданной Рамой Хануманом, это указан под номером 97.
Яджнавалкья-упанишада описывает состояние и ожидаемое поведение санньяси, когда он ведет монашескую жизнь после отказа от всех материальных и социальных связей. Это короткий текст, примечательный тем, что в первых трех частях он идентичен более древнему тексту Санньясы и влиятельному Джабала Упанишад. Более поздние дополнения к тексту также примечательны ссылками и обширным цитированием текста из начала 2-го тысячелетия н. Э. Йога Васиштха, а также некоторыми цитатами из Сута Самхиты Сканда Пураны и Панчадасы XIV века Видьяранья.
Ссорливый СадхуМожно даже увидеть беспечных отшельников, чьи умы сосредоточены на внешних вещах, злословящих и сварливых людей, чьи замыслы осуждаются Веда.
- Яджнавалкья Упанишада, Глава 4
Первые три из четырех глав текста идентичны главам 4, 5 и 6 из Джабала Упанишад. Последняя глава текста заявляет, что следующие стихи взяты из других текстов. Собранные стихи описывают наблюдаемое разнообразие поведения тех, кто отрекся. Отреченные, говорится в тексте, включают тех, кто отрекся только на словах, сварлив и все еще привязан к мирским вещам, в отличие от тех, кто живет в своем внутреннем мире, обладает самопознанием и добр.
Четвертая глава примечательна социокультурными темами с точки зрения отреченного. Успешный санньяси, например, утверждает Упанишады, - это тот, кто видит «часть Благословенного Господа как душу в каждом живом существе», таком как собака, осел, корова и изгнанник.
Вы - сознание, я - сознание., и эти миры есть сознание.
— Яджнавалкья Упанишад цитирует Йога Васиштху 5.26.11, Перевод Патрик ОливельОднако он также включает разделы для аскетического монаха, дающие ему основания никогда не желать женщин или детей. В тексте говорится, что женщины подобны «сияющему блеску жемчужного ожерелья», но являются источником греха, милого и жестокого, они вовлекают мужчин в ловушку дурных наклонностей, и они стареют, умирают, а их тела становятся пищей для других существ.. В тексте утверждается, что женщины - это цепи страданий и хранят драгоценные камни грехов. Эта характеристика в этом тексте, утверждает Оливель, является попыткой вызвать отвращение к женскому телу в уме аскета, поклявшегося вести целомудренный образ жизни, и аналогичная характеристика также встречается в буддизме и Тексты джайнизма.
Яджнавалкья-упанишад также называет желание сына напрасным. Он причиняет боль своим родителям выкидышем, родами, а затем и болезнями. В тексте показано, как мальчики склонны впадать в шалость, переходить в Гурукул, но не могут учиться, совершать прелюбодеяние и другие грехи в юности, становятся без гроша в кармане, стареют в печали и страдают от превратностей жизни. Это мнение, как утверждает Патрик Оливель, похоже на те, которые встречаются в раннем буддийском тексте Суттанипата, в разговоре между богом смерти и зла по имени Мара и Будда, в котором последний утверждает, что отец скорбит из-за своих сыновей.
Отрекшийся, утверждает Яджнавалкья Упанишад, не желает ни сыновей, ни семейной жизни, и преодолевает все эти превратности. Он отстранен. Поведение нищего может восприниматься как безумие теми, кого захлестнула тяга к материальному миру, но это не так. Он видит собственное тело как источник внутренней печали, точно так же, как он видит тюрьму или врага как источник внешних пыток.
В заключительных стихах Упанишады подчеркивается, что санньяси должен стремиться к совершенствованию своей внутренней природы, например, к отказу от гнева. Оливель переводит текст вопроса: «Если ты гневаешься на обидчика, почему ты не гневаешься на сам гнев?» Нужно отказаться от всякого гнева, потому что он против Дхармы, Артха, Камы и Мокши. Каждый раз, когда кто-то гневается, он должен интроспективно отдавать ему дань уважения, поскольку это раскрывает его внутренние недостатки, утверждает Яджнавалкья Упанишад.