Амбика | |
---|---|
Изображение Амбики в пещере 34 в пещерах Эллора | |
Личная информация | |
Супруг | Сарванха (Dig.). Gomedha (Śvēt.) |
В джайнизме, Ambika (санскрит : अम्बिका, Одиа : ଅମ୍ବିକା Амбика «Мать») или Амбика Деви (अम्बिका देवी Амбика Деви «Богиня-Мать») - Якши «посвященное сопутствующее божество» или Шасана Деви, «богиня-защитница» 22-го Тиртханкары, Неминатха. Она также известна как Амбаи, Амба, Кушмандини и Амра Кушмандини. Ее часто показывают с одним или несколькими детьми и часто под деревом. Ее часто представляют в виде пары (Якша Сарванубхути справа и Кушмандини слева) с маленьким изображением тиртханкара наверху. Имя амбика буквально означает мать, следовательно, она Богиня-Мать. Это имя также является общим эпитетом для индуистской богини Парвати.
Согласно джайнскому тексту, Говорят, что Амбика была обычной женщиной по имени Агнила, которая стала Богиней. Она жила со своим мужем Сомасарманом и двумя детьми Шубханакаром и Прабханкарой в Гиринагаре. Однажды Сомасарман пригласил брахманов совершить Шраддху (похоронную церемонию) и оставил Агнилу дома. Варадатта, главный ученик Неминатхи, проходил мимо и попросил еды у Агнилы, чтобы закончить его месячный пост. Сомасарман и брамины были в ярости на нее, поскольку теперь они считали пищу нечистой. Сомасарман выгнал ее из дома вместе с детьми; она поднялась на холм. Она была благословлена силой за ее добродетели, дерево, под которым она села, стало Калпаврикша, деревом исполнения желаний, а резервуар для сухой воды переполнился водой. Боги были разгневаны обращением с Ангилой и решили утопить в ее деревне все, кроме дома. Увидев этого Сомасармана, и брамины почувствовали, что это из-за святости, и пошли просить у нее прощения. Глядя на своего мужа, боясь наказания, Ангила покончила жизнь самоубийством, спрыгнув со скалы, но мгновенно переродилась в богиню Амбику. Ее муж переродился львом, подошел к ней, лизнул ей ноги и стал ее средством передвижения. Неминатха инициировала двух своих сыновей, и Амбика стала якши Неминатха.
Амбика - якши Неминатхи с Сарванхой (согласно Дигамбара традиция) или Гомедха (согласно Шветамбара традиции) как якша.
Поклонение Амбике очень древний, в Индии найдено множество изображений и храмов амбики. Богиня Амбика вместе с Падмавати, Чакрешвари считаются почитаемыми божествами и им поклоняются в джайнах вместе с тиртханкарами. Амбика и Падмавати связаны с тантрическими ритуалами. Эти тантрические обряды включают янтра-видхи, питха-стхапану и мантра-пуджу. Амбику также называют Калпалатой, а камана деви - богиней исполнения. В Вимал Васаи Амбика - это вырезанная калпалата, лиана, исполняющая желания. Амбика также ассоциируется с родами и благополучием. Амбика и Сарвахана - самая любимая пара якша-якши в западных частях Индии. Амбике также поклоняются как Куладеви или готра-деви. Амбика - кула-деви Порвад (Прагват) Джайнская община. Хотя ей поклоняются все джайны-муртипуджаки, она особенно почитается Порвадами.
Согласно легенде, после завершения строительства статуи Гомматешвары, Чавундарая организовал махамастакабхишека с пятью жидкостями, молоком, нежным кокосом, сахаром, нектаром и водой, собранными в сотнях горшков, но жидкость не могла течь ниже пупка статуи. Кушмандини выглядел замаскированным под бедную старуху, держащую молоко в скорлупе белого плода Гулликайи, и абхишека была сделана с головы до пят. Чавундарая осознал свою ошибку и совершил абхишеку без гордости и высокомерия, и на этот раз абхишека была сделана с головы до пят. Поклонение Кушмандини деви или Амбике является неотъемлемой частью джайнских ритуалов в Шраванабелаголе.
Согласно традиции, ее цвет - золотой, а ее средство передвижения - лев. У нее четыре руки. В двух руках она держит манго, а в другой - ветку мангового дерева. В одной левой руке она держит повод, а в другой - двух сыновей, Приянкара и Шубханкара. В Южной Индии у Амбики темно-синий цвет лица. Амбика также изображается как шашандеви для других тиртханкаров. Амбика часто изображается с Бахубали. Парные скульптуры Якша-Якши - Амбика и Сарваханабхути - одни из самых популярных наряду с Гомукха - Чакрешвари и Дхаранендра - Падмавати.
Амбика имеет было популярным независимое божество. Предполагается, что происхождение Амбики связано с элементами трех разных божеств: во-первых, богиня верхом на льве из Дурга ; Во-вторых, какая-то богиня связана с манго и манговыми деревьями; В-третьих, Кушманда.
Скульптура Амбики была обнаружена в селе Караджаги в Хавери талук. Скульптура имеет двухстрочную санскритскую надпись письмом Нагари о дате ее установки - «Амбикадеви, Шака 1173, Виродхикрит. Самватсара, Вайшаха Шуддха 5, Гурувара». Это соответствует четвергу, 27 апреля 1251 года нашей эры.
Скульптура Амбики из Кушанской империи
Амбика с Сарваной, ЛАКМА, 6 век
Изображение, изображающее богиню Амбику в ЛАКМА, VI-VII века
Резьба по Амбикадеви Калугумалайские джайнские постели, 8 век
Изображение, изображающее богиню Амбику из Карнатаки, Индия, ок. 900 г. н.э., Музей Нортона Саймона
Скульптура богини Амбики, 1034 г., Британский музей
Богиня Амбика в Музее Ритберга, 11 век
Скульптура Гомеда и Амбики в Музей Махараджи Чхатрасала, 11 век
Сарванубхути и Кушмандини с Джинами, 11 век, Художественная галерея Нового Южного Уэльса
идол богини Амбики, Музей Виктории и Альберта, 1150-1200 гг.
Богиня Амбика - Средневековый период (Государственный музей, Матхура )
Современная иконография, Шри Мунисуврата-Неми-Паршва Джиналайя
Основные храмы Шри Амбики Деви включают:
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Амбика (джайнизм). |