Пещеры Эллора

редактировать
Древние пещерные храмы индуизма, буддизма и джайнизма в Махараштре, Индия

Пещеры Эллора
Храм Кайлаша в Эллоре.JPG Пещеры 16 храма Кайласанатха, с вершины скалы
ТипМонолитные пещеры
МестоположениеРайон Аурангабад, Махараштра, Индия
Координаты20 ° 01'36 "N 75 ° 10'38 "E / 20,0268 ° N 75,1771 ° E / 20,0268; 75,1771 Координаты : 20 ° 01'36 ″ N 75 ° 10'38 ″ E / 20,0268 ° N 75,1771 ° E / 20,0268; 75.1771
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
ТипКультурный
Критерииi, iii, vi
Назначен(7-я сессия )
Номер ссылки243
Регион ЮНЕСКО Азиатско-Тихоокеанский регион
Пещеры Эллора расположены в Махараштре Пещеры Эллора Расположение пещер Эллора в Махараштре Показать карту Махараштры Пещеры Эллора находятся в Индии Пещеры Эллора Пещеры Эллора (Индия) Показать карту Индии

Эллора (\ e-ˈlȯr-ə \, IAST : Vērūḷ) (वेरूळ на маратхи) Предмет Всемирного наследия, расположенным в районе Аурангабад. из Махараштра, Индия. Это один из крупнейших в мире монастырско-храмовых пещерных комплексов, высеченных в скале, с изображениями индуистов, Буддийские и джайнские памятники и искусства искусства, датируемые периодом 600–1000 гг. Н. Э. В пещере 16, в частности, находятся эти монолитные раскопки в мире, храм Кайлаша, памятник в колесницы, посвященный Господу Шиве. пках храма Кайлаша также есть скульптуры, изображающие богов, богинь и мифологов. они найдены в вайшнавизме, шактизме, а также рельефные панели, обобщающие два основных индуистских эпоса.

. На этом месте более 100 пещер, все раскопаны с базальтовые скалы на холмах Чаранандри, 34 из которых открыты для посещения. Они состоят из 12 буддийских (пещеры 1–12), 17 индуистских (пещеры 13–29) и 5 ​​джайнских (пещеры 30–34) пещер, каждая группа представляет божеств и мифологий, распространенных в 1-м тысячелетии нашей эры, а также монастыри каждой из них. соответствующая религия. Они были близко друг к другу и продемонстрировали религиозную гармонию, существовавшую в древней Индии. Все памятники Эллора были построены во время династии Раштракута, которая построила часть индуистских и буддийских пещер, и династии Ядавы, построившей ряд джайнских пещер. Финансирование строительства памятников было предоставлено королевской семьей, торговцами и богатыми людьми региона.

Хотя пещеры служили монастырями, храмами и местом отдыха для паломников, это место находилось на древней южноазиатской торговой площадке. Маршрут также сделал его важным торговым центром в регионе Декан. Он находится в 29 км (18 миль) к северо-западу от Аурангабада и примерно в 300 км (190 миль) к востоку-северо-востоку от Мумбаи. Сегодня пещеры Эллора вместе с близлежащими пещерами Аджанты главной туристической достопримечательностью Маратвада региона Махараштра и охраняемым памятником под Археологические исследования Индии.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Местоположение
  • 3 Хронология
  • 4 Буддийские памятники: пещеры 1–12
  • 5 Пещера Вишвакарма
  • 6 Индуистские памятники: Пещеры 13–29
    • 6.1 Ранние индуистские храмы: Дхумар Лена, Пещера 29
    • 6.2 Храм Рамешвар, Пещера 21
    • 6.3 Храм Кайлаши: Пещера 16
    • 6.4 Дашаватара: Пещера 15
    • 6.5 Другие индуистские пещеры
  • 7 Джайнские памятники: пещеры 30–34
    • 7.1 Чотта Кайлаша: пещера 30
    • 7.2 Пещера 31
    • 7.3 Индра Сабха: пещера 32
    • 7.4 Джаганнатха Сабха: пещера 33
    • 7.5 Пещера 34
    • 7.6 Наскальное изображение лорда Паршваната
  • 8 Посетители, осквернение и повреждение
  • 9 Надписи Эллоры
  • 10 Раскрашенные резные фигурки и картины
  • 11 В массовой культуре
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
    • 13.1 Библиография
  • 14 Внешняя ссылка s

Этимология

Эллора, также называемая Верул или Элура, является краткой формой древнего имени Элапура . Более старая форма имени была найдена в древних упоминаниях, таких как надпись Барода 812 г. н.э., упоминается «величие этого здания» и что «это великое здание было построено на холме Кришнараджей в Элапуре, здание в надписи являясь храмом Кайласа (пещера 16)». В индийской традиции каждая пещера названа и имеет суффикс Гуха (санскрит), Лена или Лени (маратхи), что означает пещера.

Местоположение

Пещеры Эллора, общая карта (скала обозначена темно-зеленым цветом)

Пещеры Эллора безопасны в безопасности Махараштра примерно в 29 км (18 миль) к северо-западу от города Аурангабад, в 300 км (190 миль) к востоку - к северо-востоку от Мумбаи, 235 км (146 миль) от Пуне и примерно в 100 км (62 миль) к западу от пещер Аджанта, 2,3 км (1,42 мили)) из храма Гришнешвара (Индия).

Эллора занимает относительно плоскую скалистую область Западных Гатов, где древние вулканические активности Тай создал многослойные базальтовые образования, известные как Деканские ловушки. Вулканическая активность, которая сформирована обращенный на запад утес, в котором находятся пещеры Эллора, произошла в меловой период. Получившаяся в результате вертикальная грань облегчила доступ многим слоям скальных образований, что позволяет архитекторам выбирать базальт с более мелкими зернами для более детального моделирования.

Хронология

Строительство в Эллоре изучается со времен британской колониальной эпохи. правило. Однако совпадение индуистских, индуистских и джайнских пещер обеспечивает достижение согласия хронологии их строительства. Споры обычно касаются: во-первых, были высечены первыми пещеры: буддийские или индуистские, и, во-вторых, относительная датировка пещер в некоторых традициях. Широкий консенсус, который возник, основан на сравнении стилей в Эллоре с датированными другими пещерными храмами в регионе Декан, текстовых данных различных династий и эпиграфических свидетельств, найденных в различных археологических памятниках недалеко от Эллоры и в других местах Махараштры, Мадхья. Прадеш и Карнатака. Джери Хокфилд Маландра и другие ученые заявили, что пещеры Эллора имели три важных периода строительства: ранний индуистский период (~ 550-600 г. н.э.), буддийский период (~ 600-730 гг. Н.э.) и более поздний периодизма инду и джайнизма (~ 730 г. до 950 г. н.э.).

Самые ранние пещеры, возможно, были построены во время династий Трайкутакас и Вакатака, последняя известна тем, что спонсировала пещеры Аджанты. Однако буддийские пещеры были построены Шивой вдохновением династией Калачури, буддийские пещеры были построены династия Чалукья <336, тем вероятным, что некоторые из самых ранних пещер.>. Более поздние индуистские пещеры и ранние джайнские пещеры были построены династией Раштракут, последние джайнские пещеры были построены династией Ядава, а также спонсировала другие пещерные храмы джайнов.

Буддийские памятники: Пещеры 1–12

Пещеры 11 (вверху) и 12 - это трехэтажные монастыри, высеченные в скале, с иконографией Ваджраяны внутри.

Эти пещеры размещены на южной стороне и построены между 630–700 годами нашей эры или 600–730 годами нашей эры. Первоначально считалось, что буддийские пещеры были самыми ранними сооружениями, которые были созданы между пятым и восьмым веками, с пещерами 1–5 на первом этапе (400–600) и 6–12 на более позднем этапе (650–750), но современная наука считает, что индуистские пещеры строили раньше, чем буддийские пещеры. Самая ранняя буддийская пещера - Пещера 6, затем пещера 5, 2, 3, 5 (правое крыло), 4, 7, 8, 10 и 9, с пещерами 11 и 12, также известными как До Тал и Тин Тал соответственно, которые являются последними..

План пещеры № 5 (пещера Махавара)

Одиннадцать из двенадцати буддийских пещер состоят из вихаров, или монастырей с молитвенными залами: больших многоэтажных зданий, высеченных в горе. лицевая, в том числе жилые, спальные, кухни и другие помещения. В монастырских пещерах есть святилища, в том числе резные изображения Гаутамы Будды, бодхисаттв и святых. В некоторых из этих пещер скульпторы постарались придать камню вид дерева.

Пещеры 5, 10, 11 и 12 - важные буддийские пещеры с архитектурной точки зрения. Пещера 5 уникальна среди пещер Эллора, поскольку она была спроектирована как зал с парой параллельных трапезных скамей в центре и статуей Будды в задней части. Эта пещера и пещера 11 Пещеры Канхери - единственные две буддийские пещеры в Индии, устроенные таким образом. Пещеры с 1 по 9 - все монастыри, а пещера 10, пещера Вишвакарма, - главный буддийский молитвенный зал.

В пещере 12 вырезаны многочисленные тантрические буддийские богини.

Пещеры 11 и 12 трехэтажные Махаяна. монастырские пещеры с идолами, мандалами, вырезанными в стенах, и многочисленными богинями, а также иконография, связанная с бодхисаттвами, принадлежащая буддизму Ваджраяны. Это убедительные доказательства того, что ваджраяна и тантра идеи буддизма были прочно закреплены в Южной Азии к 8-му веку нашей эры.

Пещера Вишвакарма

Известная среди Буддийских пещеры - это пещера 10, чай зал поклонения, называемый «пещерой Вишвакарма», построенный около 650 г. н.э. Он также известен как «Пещера плотника», потому что скале была придана отделка, напоминающая деревянные балки. За его многоэтажным входом находится подобный собору зал ступы, также известный как чайтья-гриха (молитвенный дом). В центре этой пещеры находится 15-футовая статуя Будды, сидящего в позе проповедника.

Часть пещеры Плотника (Буддийская пещера 10)

Пещера 10 сочетает в себе вихару с молельным залом, в котором есть восемь дополнительных келий, четыре в задней стене и справа, а также портик спереди. Это единственная посвященная чайтья-гриха среди буддийских пещер, построенная по аналогии с пещерами 19 и 26 из Аджанты. В пещере 10 также есть гавакша, или чандрашала, арочное окно и боковое соединение с пещерой 9 Эллоры.

Главный зал пещеры Вишвакарма апсид в план и разделен на центральный неф и боковые проходы 28 восьмиугольными колоннами с плоскими капителями кронштейнов. В апсидальном конце зала чаитя находится ступа, на которой действует колоссальный сидящий Будда в вьякьяна мудре (позе учения). На его спине вырезано большое дерево бодхи. Зал имеет сводчатую крышу, в которой высечены ребра (известные как трифорий) , имитирующие деревянные. На фризах над колоннами изображены королевы нагов, а также на обширных рельефных рисунках представлены такие персонажи, как артисты, танцоры и музыканты.

Фасад молитвенного зала представляет собой высеченный в скале двор, на который ведет лестница. Вход в пещеру имеет резной фасад, украшенный многочисленными индийскими мотивами, в том числе апсарами и медитирующими монахами. По обеим сторонам этажа расположены портики с колоннами, в задних стенах размещены небольшие помещения. На веранде с колоннами с обеих сторон есть небольшая святыня, а в дальнем конце задней стены - единственная камера. Колонны коридора имеют массивные квадратные шахты и капители гхата-паллавы (вазы и листва). На различных уровнях Пещеры 10 также есть идолы мужских и женских божеств, таких как Майтрейя, Тара, Авалокитешвара (Ваджрадхамма), Манджушри, Бхрикути и Махамаюри, вырезанные в стиле династии Пала, найденные в восточных регионах Индии. Некоторые южно-индийские влияния также можно найти в различных работах в этой пещере.

Индуистские памятники: Пещеры 13–29

Парвати и Танцующий Шива (справа) в пещере Эллора

Индуистские пещеры были построены в период Калачури, с середины VI до конца VIII века в два этапа. В начале VI века были раскопаны девять пещерных храмов, а затем еще четыре пещеры (пещеры 17–29). Сначала по порядку работы начались в пещерах 28, 27 и 19, затем в пещерах 29 и 21, которые были раскопаны одновременно с пещерами 20 и 26. Пещеры 17 и 28 были последними, которые начали.

пещеры 14, 15 и 16 были построены в период Раштракуты, некоторые из них датируются VIII-X вв. Сначала работы начались в пещерах 14 и 15, при этом пещере 16, последняя в мире монолит, была последняя из трех построенных. Эти пещеры были завершены в 8 веке при поддержке царя Кришны I.

Ранние индуистские храмы: Дхумар Лена, пещера 29

Вид из пещеры 29 Каменный Столп - Храм Кайлашанатха Каменный столб в храме Кайлашанатха (пещера # 16)

Строительство ранних индуистских пещер началось еще до буддийских или джайнских пещер. Эти ранние пещеры обычно были посвящены индуистскому богу Шиве, хотя иконография предполагает, что ремесленники относились к другим богам и богиням индуизма с таким же уважением и почтением. Общей чертой этих пещерных храмов был вырезан в скале линга-йони внутри святыни, каждый из которых был окружен пространством для обхода (парикрама).

Пещера 29, также называемая Дхумар Лена, - одна из самых ранних раскопок в Эллоре и одна из лучших. Здание раннего индуистского храма в пещере было сосредоточено вокруг «Вале Ганга», природного водопада, интегрированного в памятник. Водопад виден с балкона, высеченного в скале на юге, и был описан как «водопад, падающий на чело великого Шивы», особенно в сезон дождей. Резные фигурки в этой пещере больше, чем в натуральную, но, по словам автора Дхаваликара, они «тучные, коренастые с пропорциональными конечными значениями» по сравнению с изображениями, найденными в других пещерах Эллора.

Храм Рамешвар, Пещера 21

Богиня Ганга у входа в Пещеру 21

Пещера 21, также называемая Рамешвар Лена, является еще одним ранним раскопом, строительство которого приписывают династии Калачури. Пещера была завершена до вознесения династии Раштракута, которая продолжила расширение пещер в Эллоре

Хотя в пещере есть такие же работы, как и в других пещерах Эллора, в ней также есть ряд уникальных частей, таких как те, которые изображают историю погони богини Парвати за Шивой. Резные фигурки, изображающие Парвати и Шиву на досуге, свадьбу Парвати с Шивой, танец Шивы и Картикею (Сканда) были найдены в других пещерах. В пещере также находится большое изображение Сапта Матрика, семи богинь-матерей индуистской традиции Шакти, окруженных с обеих сторон Ганешей и Шивой. Внутри храма находятся другие богини, важные для традиции Шакти, например, Дурга. Вход в пещеру 21 окружен большими скульптурами богинь Ганги и Ямуны, представляющие две главные Гималаев и их значение для индийской культуры.

Пещера выполняет симметрично в соответствии с принципом квадрата мандапа и имеет встроенные геометрические узоры повторяются по всей пещере. Шива-линга в святилище храма находится на одинаковом расстоянии от главных статуй богинь Ганги и Ямуны, причем все три находятся в равностороннем треугольнике. Согласно Кармел Берксон, эта схема, вероятно, символизирует отношения Брахмана - Пракрити, взаимозависимость мужской и женской энергии, которая является центральной в индуистской теологии.

Храм Кайлаши: Пещера 16

вид сверху Картина Фергюссона Храм Кайласа в Эллоре. Справа: рисунок храма Джеймса Фергюссона 19 века

Пещера 16, известная как храм Кайласа, особенно примечательным пещерным храмом в Индии из-за своего размера, архитектуры и того, что он полностью вырезан. из единого камня.

Храм Кайлаша, вдохновленный горой Кайлаша, посвящен Шиве. Он смоделирован по аналогии с другими индуистскими храмами с воротами, залом для собрания, многоэтажным храмом, окруженными многочисленными святынями, расположенными по квадратному принципу, интегрированным пространством для обхода, гарбхой. -грихья (святилище), где обитает линга-йони и шпиль в форме горы Кайлас - все они вырезаны из одной скалы. Другие святилища, вырезанные в той же скале, посвящены Ганге, Ямуне, Сарасвати, десяти аватарам из Вишну <336.>, Ведические боги и богини, включая Индру, Агни, Ваю, Сурью и Ушу, а также неведические божества, такие как Ганеша, Ардханаришвара (наполовину Шива, наполовину Парвати), Харихара ( наполовину Шива, наполовину Вишну), Аннапурна, Дурга и другие. На цокольном уровне храма представлены многочисленные произведения Шайвы, Вайшнавов и Шакти; Примеченный набор резных фигурок включает двенадцать эпизодов из детства Кришны, важного элемента вайшнавизма.

Храм Кайласанатха, замечательно вырезанный из одного камня, был построен царем Раштракута Кришна I (годы правления 756–773 н.э.) Панель Рамаяна

Структура представляет собой отдельно стоящий многоуровневый храмовый комплекс, занимающий площадь, вдвое превышающую площадь Парфенон в Афинах. Подсчитано, художники удалили три миллиона кубических камней весом примерно 200 000 тонн.

Строительство храма было приписано королю Раштракута на I (годы правления 756–773 н. Э.), Но также были отмечены элементы архитектуры Паллавы. Размеры двора 82 метра на 46 метров у основания и 30 метров в высоту (280 × 160 × 106 футов). У входа - низкий гопурам. Центральная святыня, в которой находится лингам, представляет собой мандапу с плоской крышей, поддерживаемую 16 столбами, и дравидийскую шикхару. Изображение горы Шивы Нанди (священного быка) стоит на крыльце перед храмом. На двух стенах главного храма расположены ряды резных фигур, изображающих Махабхарату на северной стороне и Рамаяну на южной стороне.

Кайлаша Храм считается выдающимся примером храмового строительства в 1-м тысячелетии истории Индии и был назван Кармелом Берсоном «чудом света» среди высеченных в скале памятников.

Дашаватара: Пещера 15

Вишну в храме Дашаватара Эллора

Храм Дашаватара, или Пещера 15, - это еще одно важное место раскопок, которое было завершено где-то после Пещеры 14 (Раван ки Кхай, индус). В пещере 15 есть камеры и план расположения, которые аналогичны буддийским пещерам 11 и 12, что позволяет предположить, что эта пещера была задумана как буддийская пещера; однако присутствие небуддийских элементов, таких как Нритя Мандапа (павильон индийского классического танца ) у входа, указывает на иное. По словам Джеймса Харла, индуистские изображения были найдены в буддийской пещере 11, в то время как многие индуистские божества были включены в буддийские пещеры этого региона. Это совпадение в разрозненных конструкциях буддийских и индуистских пещер может быть связано с тем, что на этих объектах работали одни и те же архитекторы и рабочие, или, возможно, запланированная буддийская пещера была преобразована в индуистский памятник.

Согласно Гери Маландре, все буддийские пещеры в Эллоре были вторжением в место, которое уже было устоявшимся брахманским Тиртхой (индуистское место паломничества), а не наоборот. Кроме того, учитывая, что как индуистские, так и буддийские пещеры были преимущественно анонимными, и не было обнаружено никаких дарственных надписей для буддийских пещер Эллора, кроме тех, которые принадлежали индуистским династиям, которые их построили, первоначальное намерение и природа этих пещерных храмов являются спекулятивными.

Картина начала XIX века, изображающая Пещеру 15

Индуистский храм, расположенный в Пещере 15, имеет открытый двор с отдельно стоящей монолитной мандапой в середине и двухэтажным раскопанным храмом в задней части. Большие скульптурные панели между колоннами на верхнем этаже иллюстрируют широкий спектр тем, включая десять аватаров Вишну. Надпись Дантидурга, важная для определения возраста храма, находится на задней стене переднеймандапы. Согласно Кумарасвами, лучшим рельефом этой пещеры является тот, который изображает смерть Хираньякашипу, где Вишну в форме человека-льва (Нарасимха ) выходит из колонны и кладет смертельную руку на плечо. Другие рельефы в пещере 15 включают Гангадхара, брак Шивы и Парвати, Трипурантика традиции Шакти, Маркендейя, Гаруда, аспекты жизни, Нанди в мандапе, танцующий Шива, Андхакасура, Говардханадхари, Гаджендраварада и другие. Панели расположены в диадах, как утверждает Кармел Берксон, усиливают друг друга, демонстрируя «кооперативную, но также и антагонистическую энергию» с взаимной передачей власти.

Другие индуистские пещеры

Другие индуистские пещеры Раван ки Кхай (пещера 14) и Нилканта (пещера 22), в обеих из них находятся многочисленные скульптуры, в пещере 25, в частности, есть резьба с изображением Сурьи на потолке.

Джайнские памятники: Пещеры 30–34

Господьавира Господь Бахубали

В северной части Эллоры находятся пять джайнских пещер, принадлежащих секте дигамбара, которые были раскопаны в девятом и начала десятого веков. Эти пещеры меньше буддийских и индуистских пещер, но, тем не менее, имеют очень подробную резьбу. Они, как и индуистские пещеры более поздней эпохи, были построены в одно и то же время, и обе разделяют архитектурные и религиозные идеи, такие как веранда с колоннами, симметричная мандапа и пуджа (поклонение). Однако, в отличие от индуистских храмов, акцент делается на изображении двадцати четырех джинов (духовных завоевателей, получивших освобождение от бесконечного перерождений). В дополнение к этому джинам, работы в джайнских храмах включают резные изображения богов и богинь, якша (мужское божество природы), якши (женское божество природы) и человеческих преданных, распространенных в джайнской мифологии 1-го тысячелетия нашей эры.

Шикхар Индры Сабха

Согласно Хосе Перейре, пять пещер были фактически 23 отдельными раскопками в разные периоды. 13 из них находятся в Индра Сабхе, 6 - в Джаганнатха Сабхе и отдыхают в Чхота Кайласе. Парейра использует многочисленные механизмы, чтобы сделать вывод о том, что джайнские пещеры в Эллоре, вероятно, возникли в конце 8-го века, а строительные работы и раскопки продолжались после 10-го века и до 13-го века, прежде чем они остановились с вторжением в регион Дели султаната.. Об этом свидетельствуют вотивные надписи, датированные 1235 годом нашей эры, где даритель заявляет, что «превратился Чаранадри в святую тиртху» для джайнов, подарив раскопки великих джинов.

Особенно важными джайнскими святы являются Чхота-Кайлас (пещера 30, 4 раскопки), Индра Сабха (пещера 32, 13 раскопок) и Джаганнатха Сабха (пещера 33, 4 раскопки); пещера 31 - недостроенный четырехколонный зал и святыня. Пещера 34 - небольшая пещера, в которую можно попасть через отверстие в левой части пещеры 33.

Пещеры джайнов содержат некоторые из самых ранних изображений Самавасараны среди религиозных резных фигурок. Самавасарана имеет особое значение для джайнов, будучи залом, где тиртханкара проповедует после достижения кевала-джняны (освобождающего всеведения). Еще одна интересная особенность этих пещер - это сочетание священных фигур в джайнизме, в частности, Паршванатха и Бахубали, которые встречаются 19 раз. Среди других значимых произведений - изображения божеств Сарасвати, Шри, Саудхармендра, Сарванубхути, Гомукха, Амбика, Чакрешвари, Падмавати, Кшетрапала и Хануман.

Чотта Кайлаша: Пещера 30

Чотта Кайлаша

Чотта Кайлаша

Чотта Кайлаша, или маленькая Кайлаша, названа так из-за сходства резьбы с резкими фигурками в храме Кайлаши. Этот храм, вероятно, был построен в начале 9-го века, одновременно со строительством нижнего уровня Индра Сабха, через несколько десятилетий после завершения строительства храма Кайлаша. На нем изображены два рельефа танцующего Индры больше натурального размера, один с восемью руками и другой с двенадцатью, оба украшены орнаментами и короной; Руки Индры изображены в различных мудрах, напоминающих танцующие произведения Шивы, найденные в близлежащих индуистских пещерах. Однако в иконографии есть несколько отличий, которые указывают на то, что в этой пещере изображен танцующий Индра, а не танцующий Шива. На панелях Индры у входа также изображены другие божества, небожители, музыканты и танцоры.

Историк искусства Лиза Оуэн подняла вопрос о том, были ли музыка и танец частью джайнизма 9-го века, учитывая, что джайнская теология фокусируется на медитативном аскетизм. Раджан, например, предположил, что Пещера 30 мая изначально был индуистским памятником, который позже был преобразован в храм джайнов. Тем не менее, Оуэн предполагает, что наполненные праздником произведения искусства в этом храме лучше понимать как часть доктрины Самавасараны в джайнизме.

Перекрытие между джайнской и индуистской мифологией вызвало путаницу, учитывая, что книга 3 индуистской Махабхараты содержит Обитель Индры, наполненная множеством героев, куртизанок и ремесленников, в подобной раю обстановке. Эти образы повторяются в пещере 30, как и в индуистских пещерах, и задают контекст храма. Однако символика ближе к центру храма больше соответствует основной идеям джайнизма; большее распространение медитирующих образов и джинов - места, где джайнский преданный выполнял свою ритуальную абхишеку (поклонение).

Пещера 31

Махавира с якшей Матангой и якши Сиддхайки

Пещера 31, состоящая из четырех столбов, небольшая святыня с рядом резных фигурок, не была завершена. На левой и правой стенах зала были вырезаны Паршванатха, охраняемая ьякшей Дхаранендрой с его 7 капюшонами, и Гомматешвара. соответственно, в то время как внутри святыни обитает идол Вардхамана Махавира Свами. Идол сидит в позиции падмасана на львином троне, и на средней панели трона видна чакра. Фигура якши Матанга на слоне находится с левой стороны храма, один из якши Сиддхайки, сидящий в савья- лалитасане на льве с ребенком на ее коленях, справа.

Индра Сабха: Пещера 32

Живопись в пещере 32 Богиня Сидаика

Индра Сабха (Пещера 32), раскопанная в 9 веке, - двухэтажная пещера с монолитной святыней во дворе. Историки 19-го путали джайнских якшей с альтернативными изображениями Индры, которые были найдены в буддийских и индуистских произведениях искусства, что привело к тому, что храму дали неправильное название «Индра Сабха». Индра является важным аспектом во всех трех основных религиях, но имеет особое значение в джайнизме, поскольку он не только одним из 64 божеств, правящих на небесах, но и, в частности, царем первого джайнского неба, Саудхармакальпы, и главный архитектор зала небесных. согласно Адипуране, священному тексту джайнов.

Храм Индра Сабха Джайн имеет историческое значение, поскольку он содержит свидетельства в виде многослойных отложений и текстовых записей активного поклонения внутри сообщества джайнов. В частности, было известно, что ритуалы проводились на верхнем уровне, где произведения искусства могли играть центральную роль.

Как и во многих пещерах в Эллоре, храм украшают многочисленные резные фигурки, например, из лотос цветок на потолке. На уровне верхнего святилища, раскопанном в задней части двора, находится изображение Амбики, якшини из Неминатха, сидящей на льве под манговое дерево, наполненное плодами. Центр святыни представляет собой Сарватобхадру, где тиртханкары джайнизма - Ршибха (1-й), Неминатха (22-й), Паршванатха (23-й) и Махавира (24-й) выровнены по сторонам света, образуя место поклонения для преданных.

Джаганнатха Сабха: Пещера 33

Резные фигурки на столбах Джаганнатха Сабха

Джаганнатха Сабха (Пещера 33) - вторая по величине пещера джайнов в Эллоре, согласно надписям, она датируется 9 веком на столбах. Это двухэтажная пещера с двенадцатью массивными колоннами и головами слонов, выступающими к крыльцу, вырезанными из единой скалы. Зал имеет две массивные квадратные колонны спереди, четыре в средней части и внутренний квадратный главный зал с колоннами с рифлеными валами, все замысловато вырезано с капителями, выступами и скобами. Внутри главных идолов находятся Паршванатха и Махавира, последние два тиртханкары в джайнизме.

Пещера 34

Богиня Амбика, сидящая на лев, Пещера 34

Некоторые надписи в Пещере 34 или J26 согласно историку Хосе Перейре, еще не расшифрованы, но, вероятно, были казнены между 800 и 850 гг. Считается, что другие надписи, например, Шри Нагавармы, относится к IX или X веку.

В этой пещере есть большой сидящий Паршванатха Джина с четырьмя служителями камара, кажется, выходит из-за спины трона Джины. Как и во многих джайнских раскопках, большая пара якса -якси также найдена в этой пещере недалеко от Джины. В задней части пещеры стоит бородатая фигура с чашей, форма которых напоминает пинда (рисовые шарики) или ладдус (сладкое). Это предполагает, что сцена может быть связана с джайнским религиозным поклонением, возможно, с церемонией шраддхи. Паршванатха в пещере сочетается с стоящей Гомматешварой и сопровождается другими резными фигурками, изображающими музыкантов, играющими на различных инструментах, такими как рожки, барабаны, раковины, трубы и тарелки. Особенно примечательной особенностью пещеры является гигантский открытый лотос, вырезанный на потолке и крыше, который можно найти только в одном другом раскопках джайнов и в одной индуистской пещере 25 Эллоре. Расположение лотоса в пещере, не скульптура, символизирует то, что храм является божественным местом.

Резное изображение Господа Паршванатха

На холме к северо-востоку от главного комплекса Пещеры - это джайнский храм, созданное 16-футовое (4,9 м) вырезанное в скале изображение Господа Паршванатха из периода Раштракута с надписью, датированная 1234 г. н.э. Хорошо сохранившееся изображение окружено Дхараендрой и Падмавати. В надписи это место упоминается как холм Чарана, священное место. Он все еще находится в активном поклонении и поэтому не защищен ASI. Чтобы добраться до нее, нужно преодолеть шестьсот ступенек. Им управляет джайн-гурукул в деревне.

Посетители, осквернение и нанесение ущерба

За столетием их после завершения написано несколько записей, указывающих на то, что эти пещеры посещались регулярно, особенно когда это было в пределах видимости торгового пути; например, было известно, что Эллору часто посещали буддийские монахи в IX и X веках. Багдадский житель 10 века аль-Масуди ошибочно называет его «Аладрой», местом большого храма, местом индийского паломничества и местом с тысячами келий, где живут преданные; в 1352 г. в записях Ала-уд-Дина Бахман Шаха упоминается, что он разбил лагерь на этом месте. Другие записи были написаны Фириштой, Тевено (1633–67), Никколо Мануччи (1653–1708), Чарльзом Варре Малетом (1794) и Сили (1824). Некоторые источники признают важность Эллоры, но делают неточные заявления относительно ее конструкции; например, описание пещер венецианским путешественником Никколоо Мануччи, чья история Великих Моголов была хорошо принята во Франции, писал, что пещеры Эллоры «... были выполнены древними китайцами» на основе его оценки мастерства и того, что у него было было сказано. Эллора была хорошо известным местом во времена Великих Моголов : император Аурангзеб обычно устраивал пикники со своей семьей, как и другие могольские аристократы. Мустаид Хан, придворный Аурангзеба, заявил, что люди посещали этот район в любое время года, но особенно во время сезона дождей. Он также говорил о «множестве видов изображений с реалистичными формами», вырезанных на всех потолках и стенах, но отметил, что сами памятники находятся в состоянии «запустения, несмотря на их прочный фундамент».

Типичные повреждения центров идолов. вокруг лица, носа, груди и конечностей. Оскверненные статуи в индуистской пещере (слева) и буддийской пещере.

Лалитакаритра, текст на маратхи, датируемый концом 13 века н.э., является первым докладом, в котором говорится, что активное использование эллоры прекратилось в 13 веке. Протоколы исламского суда указывают на то, что Деогири, столица династии Ядавов, находящаяся примерно в 10 километрах от Эллоры, в этот период подверглась постоянным атакам и впоследствии попала в состав Делийского султаната в 1294 году нашей эры. По словам Хосе Парейры, есть свидетельства того, что работа в джайнских пещерах в Эллоре процветала при Сингхане, правившем династией Ядавов между ~ 1200 и 1247 годами нашей эры, и эти пещеры использовались джайнскими посетителями и прихожанами до 13 века. Однако религиозная деятельность джайнов прекратилась после того, как в конце 13 века этот регион перешел под власть ислама.

Памятники буддизма, индуизма и джайнизма в Эллоре имеют значительные повреждения, особенно идолам, тогда как замысловатые резные фигурки на колоннах, и природных объектов на стенах, остаются нетронутыми. Осквернение идолов и изображений восходит к 15-17 векам, когда этот регион полуострова Декан подвергся иконоборчеству со стороны мусульманских армий. По словам Джери Маландры, такое опустошение со стороны мусульман произошло из-за предполагаемого нарушения, вызванного «графическими антропоморфными изображениями индуистских и буддийских святынь». Мусульманские историки периода исламского султаната упоминают Эллору в своих описаниях широко распространенного ущерба и фанатичного уничтожения идолов и произведений искусства в этом регионе, при этом известно, что некоторые мусульмане той эпохи выражали озабоченность по поводу бессмысленного ущерба и "сожалели об этом как о нарушении. красоты », согласно Карлу Эрнсту.

Надписи Эллоры

Несколько надписей в Эллоре датируются VI веком и позже, самая известная из которых - надпись Раштракуты Дантидурга (ок. 753–757 н. Э.) На задней стене передней мандапы пещеры 15, где говорится, что он вознес молитвы в этом храме. Джаганнатха Сабха, джайнская пещера 33, имеет 3 надписи с именами монахов и жертвователей, а в храме Паршванатха на холме есть надпись 1247 г. н.э., которая дает имя дарителя из Вардханапура.

Великий Кайласа храм (Пещера 16) приписывается Кришне I (ок. 757–783 н. э.), преемнику и дяде Дантидурги. Надпись на медной пластине, найденная в Бароде, Гуджарат, гласит, что большое здание было построено Кришнараджей на холме в Элапуре (Эллоре):

... было приказано построить на холме в Элапуре храм чудесной структуры, увидев, что лучшие из бессмертных, передвигающихся на небесных машинах, поразили с удивлением: «Этот храм Шивы самосущен; в произведении искусства такой красоты не видно (...). Архитектор строитель дер, из которого (...) сам был внезапно поражен изумлением, говоря: "О, как это я построил это!"

— Медная надпись Каркараджа II, 812 г. н.э.

Роспись и живопись

Брахма в храме Кайлаша в Эллоре, расписные украшениями Пещера 16 (6), сохранившаяся штукатурка и расписные произведения искусства Живопись Джайн Эллора Пещеры Пещера 32

Резные фигурки в Эллоре одно время были обильно расписаны. Местами сохранилась штукатурка и краска.

В популярной культуре

Известный бенгальский кинорежиссер (и автор) Сатьяджит Рэй написал криминальный триллер Кайлашей Келенкари в 1974 году с участием вымышленного детектива Фелуда. В романе Фелуда отправляется в пещеры Эллора, чтобы раскрыть рэкет контрабанды, связанный с незаконной торговлей историческими артефактами из индийских храмов, включая самую большую пещеру в Эллоре, Храм Кайласа. Сын Сатьяджита Сандип Рэй адаптировал роман в одноименный фильм в 2007 году.

См. Также

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

В Wikivoyage есть путеводитель по Эллоре.
На Викискладе есть материалы, связанные с Пещеры Эллора.
Викиисточник содержит текст Британская энциклопедия 1911 г. г. a Статья Эллора.
Последняя правка сделана 2021-05-19 07:42:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте