Аниконизм - это отсутствие материальных представлений как естественного, так и сверхъестественные миры в различных культурах, особенно в монотеистических авраамических религиях. Этот запрет на материальные представления может распространяться только от Бога и божеств до святых персонажей, всех живых существ и всего, что существует. Это явление, как правило, систематизировано религиозными традициями и как таковое становится табу. При принудительном физическом разрушении образов аниконизм становится иконоборчеством. Само слово происходит от греческого εικων «образ» с отрицательным префиксом an- (греч. привативная альфа ) и суффиксом -ism (греч. -Ισμος).
Монотеистические религии - Аниконизм сформировался в монотеистических религиях на основе теологических соображений и исторических контекстов. Это возникло как следствие видения положения Бога как высшего держателя власти и необходимости защищать этот уникальный статус от конкурирующих внешних и внутренних сил, таких как языческие идолы и критически настроенные люди. Идолопоклонство рассматривалось как угроза уникальности, и один из способов, который пророки и миссионеры выбрали для борьбы с ним, заключался в запрещении физических представлений. Такое же решение работало против притязаний людей на то, что они обладают такой же силой творения, что и Бог (отсюда их изгнание с Небес, разрушение Вавилона и Вторая заповедь в библейских текстах).
Аниконизм как конструкция - Некоторые современные ученые, работающие с различными культурами, собрали материал, показывающий, что идея аниконизма во многих случаях является интеллектуальной конструкцией, соответствующей конкретным намерениям и историческим контекстам, а не фактом осязаемая реальность (Хантингтон для буддизма, Clément для ислама и Bland для иудаизма - см. ниже в примечаниях и ссылках).
В раннем буддийском искусстве Будда был представлен только через его символы (пустой трон, дерево Бодхи, следы Будды, молитвенное колесо ). Хотя до сих пор ведутся споры, первые антропоморфные изображения самого Будды часто считаются результатом греко-буддийского взаимодействия в первом веке до нашей эры.
В конце 20-го века теория аниконизма в буддийском искусстве подверглась критике со стороны искусствоведов, и этот вопрос был предметом непрекращающихся споров.
Хотя аниконизм более известен в связи с авраамическими религиями, основные модели характерны для различных религиозных верований, включая индуизм, который также имеет аниконистические убеждения. Например, хотя индуизм обычно представлен такими антропоморфными религиозными мурти, аниконизм в равной степени представлен такими абстрактными символами Бога, как Shiva linga и шалиграма. Более того, индуистам легче сосредоточиться на антропоморфных иконах, потому что бог Кришна сказал в Бхагавад Гите, глава 12, стих 5, что гораздо труднее сосредоточиться на Боге.
Было два периода иконоборчества, или разрушение икон, в Византийской империи, в середине восьмого и начале девятого веков. Политические аспекты конфликтов сложны и касаются отношений между византийскими императорами, соборами католической церкви и православной церкви и папой. Теологически спор, как и большинство православных теологов того времени, вращался вокруг двух сущностей Иисуса. Иконоборцы считали, что иконы не могут представлять одновременно божественную и человеческую природу Мессии, а по отдельности. Потому что икона, изображающая Иисуса как чисто физическую, была бы несторианством, а икона, которая показывала бы Его как человека и божественность, не могла бы сделать это, не смешивая две природы в одну смешанную природу, что было Монофизитство, при этом все иконы были еретическими. Упоминалось также о запрете поклонения истуканам в Законе Моисея.
Аниконизм также был распространен во время Протестантской Реформации, когда некоторые Протестанты начали проповедовать отказ от того, что они воспринимали как идолопоклоннические католические обычаи, которые наполняли церкви изображениями, статуями или мощами святых. Реформатские (кальвинистские) церкви и некоторые секты (в первую очередь пуритане и некоторые баптистские церкви) начали запрещать отображение религиозных изображений. Знаменитый пример этого - Оливер Кромвель, который изгнал короля Карла I и однажды уничтожил золотую реликвию, помещенную в его церкви.
В Церкви Востока, также известной как несторианская церковь, оппозиция религиозным изображениям в конечном итоге стала нормой из-за подъема ислама в регионе, где запрещено любое изображение святых и библейских пророков. Таким образом, Церковь была вынуждена избавиться от своих икон. Эта традиция все еще существует сегодня, во многих ассирийских церквях отсутствуют художественные изображения библейских фигур, в том числе Иисуса и Марии.
Амиши по-прежнему избегают фотографий или любые изображения людей; куклы их детей обычно имеют пустые лица.
Среди Свидетелей Иеговы последователям запрещено носить украшения на религиозную тематику с изображением таких икон, как крест, поскольку поклонение идолам запрещено. Наличие изображений или скульптур Иисуса, Иеговы (Бога) и ангелов также считается табу в соответствии с их толкованием Исхода 20: 4,5 и 1 Коринфянам 10:14. Последователям также рекомендуется избегать любых предметов, изображающих сверхъестественное.
Коран, священный ислам книга, прямо не запрещает изображение человеческих фигур; он просто осуждает идолопоклонство (например: 5:92, 21:52 ). Запреты на образное изображение присутствуют в хадисах, среди дюжины хадисов, записанных во второй половине периода, когда они записывались. Поскольку эти хадисы связаны с конкретными событиями из жизни Пророка Мухаммеда, их необходимо интерпретировать, чтобы применять в любом общем виде. Сунниты экзегеты, начиная с IX века, все чаще видели в них категорический запрет на создание и использование любых изображений живых существ. Существуют различия между религиозными школами и заметные различия между различными ветвями ислама. Аниконизм распространен среди фундаменталистских суннитских сект, таких как салафиты и ваххабиты (которые также часто иконоборцы ), и менее распространены среди либеральные движения в исламе. Шииты и мистические ордена также имеют менее строгие взгляды на аниконизм. На индивидуальном уровне, верят ли конкретные мусульмане в аниконизм или нет, может зависеть от того, насколько доверяют хадису (например, Отправители не верят ни в один хадис), и насколько они либеральны или строги в личной практике..
Аниконизм в исламе имеет дело не только с материальным образом, но и с ментальными представлениями. Ранние богословы обсуждали этот сложный вопрос о том, как описывать Бога, Мухаммеда и других пророков, и, действительно, допустимо ли это вообще. Бог обычно представлен нематериальными атрибутами, такими как «святой» или «милосердный», широко известные из Его «Девяносто девять прекрасных имен ». Однако внешность Мухаммеда подробно описана, особенно в традициях его жизни и деяний. Не меньший интерес представляет достоверность наблюдений за святыми персонажами во сне.
Религиозное ядро - На практике ядро нормативной религии в исламе неизменно является аниконическим. Его воплощением являются такие пространства, как мечеть, и такие объекты, как Коран или белые одежды паломников, входящих в Мекку, лишенные образных образов. Другие области религии - расколы, мистицизм, народное благочестие, частный уровень - демонстрируют в этом отношении значительные различия. Нечестивый аниконизм еще более изменчив. Вообще говоря, аниконсим в исламских обществах ограничен в наше время конкретными религиозными контекстами, тогда как его распространенность в прошлом не применялась во многих областях и в течение длительных периодов времени.
Настоящее - В зависимости от того, к какому сегменту исламских обществ относятся, применение аниконизма характеризуется заметными различиями. Факторами являются рассматриваемая эпоха, страна, религиозная ориентация, политические намерения, популярные убеждения, личная выгода или дихотомия между реальностью и дискурсом. Сегодня концепция антиконического ислама сосуществует с повседневной жизнью мусульман, наполненной образами. Телеканалы и газеты (которые представляют неподвижные и движущиеся изображения живых существ) оказывают исключительное влияние на общественное мнение, иногда, как в случае Аль-Джазира, с глобальным охватом, помимо арабоязычных. и мусульманская аудитория. Портреты светских и религиозных лидеров вездесущи на банкнотах и монетах, на улицах и в офисах (например, такие президенты, как Насер и Мубарак, Арафат, Ал -Асад или Хезболла Насралла и аятолла Хомейни ). Антропоморфные статуи в общественных местах можно найти в большинстве мусульманских стран (Саддама Хусейна печально известны), а также в школах искусств, готовящих скульпторов и художников. В египетской деревне модно праздновать и рекламировать возвращение паломников из Мекки на стенах их домов. Иногда исповедующие аниконизм практикуют образное изображение (ср. Портреты талибов из фотостудий Кандагара во время наложенного запрета на фотографирование). Для шиитских сообществ портреты главных фигур шиитской истории являются важными элементами религиозной преданности. Портреты 'Али - как с закрытым, так и с открытым лицом - можно купить в Иране возле святынь и на улицах, чтобы повесить их дома или носить с собой, в то время как в Пакистан, Индия и Бангладеш печально известно, что они украшают грузовики, автобусы и рикши. Вопреки суннитской традиции, на шиитских гробницах может быть размещено фотографическое изображение умершего. Любопытным в Иране является ориенталистская фотография, на которой пророк Мухаммед изображен в детстве. Великий аятолла Систани из Наджафа в Ираке издал фетву, объявляющую изображение Мухаммада, пророков и других святых персонажей допустимым. если это сделано с величайшим уважением.
Прошлое - Изображение живых существ в исламских странах также не является современным явлением или связано с современными технологиями, вестернизацией или культом личности. Статуи людей и животных украшали дворцы в эпоху Умейад, а фрески были обычным явлением при Умаядах, а позже во многих странах Дар аль-Ислам, особенно при Сефевидах. и различные среднеазиатские династии. Фигурные миниатюры из средневековых арабских стран, Индии, Персии и Турции являются одними из вершин исламского искусства и составляют большую часть его привлекательности. Могущественные правители, такие как Шах Тахмасп в Персии и Акбар в Индии, покровители некоторых из самых красивых фигурных миниатюр в искусстве исламских стран, мигрировали в течение своей жизни между экстравагантным «образным» и экстремистским «аниконическим» периодом. В течение 15 и 17 веков изображения Мухаммеда (завуалировано, открыто) и других пророков или библейских персонажей, таких как Адам, Авраам или Иисус; а также Соломон и Александр Македонский, стали обычным явлением в расписных рукописях из Персии, Индии и Турции. Чрезвычайной редкостью являются иллюстрированный Коран с изображением Мухаммеда и в испано-мусульманской рукописи, датируемой 16 веком, пять халифов Умейядов и Аббасидов. Иблис тоже присутствует в различных иллюстрированных рукописях. Однако известных образных изображений Бога нет.
Методы обхода - Средневековые мусульманские художники находили различные способы не нарушать запрет на изображение, при этом сохраняя изображение живых существ. Можно утверждать, что, поскольку Бог абсолютен, акт изображения является его собственным, а не человеческим; а миниатюры, очевидно, являются очень грубыми представлениями о реальности, так что нельзя ошибиться. На материальном уровне пророки в рукописях могут закрывать лицо покрывалом, или у всех людей на шее наносится штрих, символический разрез, защищающий их от жизни. Каллиграфия, наиболее исламское искусство в мусульманском мире, имеет также свою фигуральную сторону благодаря антропо- и зооморфным каллиграмм.
Ряд стихов в Еврейской Библии (Танах ) относятся к запретам на создание различных форм изображений, неизменно связанных непосредственно с идолопоклонством. Самый сильный всеобъемлющий источник основан на том, что иудаизм считается вторым из Десяти заповедей :
Этот запрет широко распространен. Например, Левит 26: 1 читаем:
Подобные предписания появляются в Числах 33:52, Второзаконие 4:16 и 27:15; во всех случаях создание образа связано с идолопоклонством, и действительно, слова, обычно переводимые как «образ» или некоторые его варианты (פסל pesel, שקוץ shikuts), обычно используются взаимозаменяемо со словами, обычно переводимыми как «идол» (например,, אליל elil). (Важным исключением является צלםцелем, употребляемый в таких стихах, как Бытие 1:26: «сотворим человека по образу нашему». Это слово не ассоциировалось с идолами.)
На основании этих запретов иврит Пророки, такие как Исайя, Иеремия, Амос и другие, очень сильно проповедовали против идолопоклонства. Во многих своих проповедях, записанных в библейских книгах, носящих их имена, пророки рассматривали использование религиозных образов как отрицательный знак ассимиляции в окружающие языческие культуры того времени.
Несмотря на семантическую ассоциацию с идолами, Галаха («еврейский закон»), как учил Шулхан Арух («Кодекс Еврейский закон "), который до сих пор практикуется и применяется ортодоксальным иудаизмом, истолковывает эти стихи как запрещающие создание определенных типов изображений людей, ангелов или астрономических тел, независимо от того, используются ли они на самом деле в качестве идолы. В «Шулхан Арух» говорится: «Запрещается делать сплошные или выпуклые изображения людей или ангелов, или любые изображения небесных тел, кроме как для целей изучения». («Небесные тела» включены сюда, потому что некоторые религии поклонялись звездам и планетам в человеческих формах. Астрономические модели для научных целей разрешены в категории «изучение».)
Иллюстрация из Агады Птичьей Головы, c. 1300 г., иллюстрация к Книге Исход. Бегущие евреи изображены с птичьими головами, в то время как фараон и большинство преследующих египтян имеют пустые круги с глазами или без глаз в качестве голов; у двух из них, однако, есть птичьи головы. Юденхут головные уборы типичны для Германии 14 века.Хотя запрет распространяется в основном на скульптуру, некоторые органы власти запрещают двумерные изображения анфас.. Некоторые основывают это на своем понимании Талмуда, а другие - на Каббале. Следует отметить портрет раввина Цви Ашкенази (известного как «Хахам Цви»), который находится в Еврейском музее в Лондоне. Основываясь на его интерпретации этого запрета, Хахам Цви отказался сесть за его портрет. Тем не менее, лондонская еврейская община хотела получить портрет, поэтому они заказали портрет без ведома Хахама Цви. Сын Хахама Цви, раввин Иаков Эмден, говорит, что это полное сходство.
Кроме того, существует один тип изображения, а именно, барельеф или рельефное изображение на плоской поверхности, что является особенно проблематичным. Раввин Якоб Эмден обсуждает медаль, отчеканенную в честь раввина с портретом Горовица. Эмден постановил, что это нарушает запрет на изображения. Более того, многие считают, что такие изображения в синагоге либо нарушают этот запрет, либо не разрешены, поскольку создают видимость нарушения этого постановления. В частности, раввин Давид ибн Зимра и рабби Джозеф Каро считают, что изображения львов (например, Иудейского льва ) неуместны в синагогах.
Переход через Красное море из синагоги Дура Европос с двумя Руками Бога, 3 векС другой стороны, некоторые авторитеты считают, что иудаизм не возражает против фотографии или другие формы двумерного искусства, а также изображения людей можно увидеть в религиозных книгах, таких как Пассаж Хаггада, а также в детских книгах о библейских и исторических персонажах. Хотя большинство хасидов евреев возражают против наличия телевизоров в своих домах, это связано не с запретами на идолопоклонство, а, скорее, с содержанием сетевых и кабельных программ. Хасиды всех групп регулярно выставляют портреты своих Ребе, а в некоторых общинах дети торгуют «раввинскими карточками», похожими на бейсбольные карточки. Как в хасидском, так и в ортодоксальном иудаизме, фотографирование и видеосъемка запрещены в субботу и еврейские святые дни, но в этом запрете нет ничего делать с идолопоклонством. Скорее, это связано с запретом работать или создавать в эти дни.
Хотя в библейские времена евреи были активными иконоборцами, физически срывая и уничтожая идолов других религий, находящихся в пределах их политической юрисдикции, сегодня существует большая терпимость к другим культурам. В государстве Израиль все религиозные объекты, как еврейские, так и нееврейские, охраняются законом. Несмотря на то, что еврейский закон учит, что идолопоклонство запрещено всему человечеству как один из семи законов Ноя, евреи сегодня борются с ним посредством дискуссий, дебатов и просвещения, а не физического разрушения статуй и святынь. Однако многие традиционные евреи по-прежнему соблюдают запреты на посещение мест идолопоклонства и не будут посещать мероприятия, проводимые в зданиях, где есть религиозные статуи.
Опровергая веру в антиконический иудаизм и, в более общем плане, недооценивая еврейское изобразительное искусство, историк идей Калман Бланд недавно предположил, что это явление является современной конструкцией и что «еврейский аниконизм кристаллизовался. одновременно с конструированием современной еврейской идентичности ».
Для последователей Веры Бахаи, фотографии и изображения Баба и Бахаулла, которые считаются Явителями Бога, считаются очень драгоценными. К ним относятся и обращаются с почтением и уважением, и само их существование не считается оскорбительным. Однако Шоги Эффенди, Хранитель Веры Бахаи, заявил, что верующие должны смотреть на изображения только тогда, когда к ним можно относиться с величайшим уважением, и не позволять их выставлять на всеобщее обозрение или показывать в частном порядке. Homes:
Шоги Эффенди также написал в Директивах Хранителя относительно портрета Баба :
Два изображения Бахауллы и портрет Баба выставлены в Мировом Центре Бахаи в здании Международного архива, где бахаи считают его частью организованного паломничества бахаи.
В Африке аниконизм варьируется от культура в культуру, от замысловатых масок и статуй людей и животных до их полного отсутствия. Однако общей чертой на всем континенте является то, что «Высший Бог» не имеет материальной формы.
О германских племенах римский историк Тацит пишет следующее: «Они не считают достаточно могущественным для Небес изображать богов на стенах или покажи их в какой-то человеческой форме ". Его наблюдение не было общим для всех германских народов (или, подобно грекам, оно развилось после его времени), как показывают документальные свидетельства (см. камни с изображениями Ардре ).
В древности Этрусская религия, dii invuti или «завуалированные боги», группа богов, которые были выше обычного пантеона и регулировали причинение бедствий, никогда не назывались и не изображались. Изображения богов больше обычно были нечастыми в этрусской цивилизации вплоть до принятия греческих влияний в период «ориентализации» 7-6 веков до н.э., и иногда вызывали негативные ассоциации, в частности их лица. Этрусский календарь гаданий описывает, что они «посещали видения мира». лица богов »как негативное событие.
В культуре австралийских аборигенов существует запрет, а также племенные предания и обычаи, противоречащие изображению недавно или недавно умерших, включая фотографии, потому что это Считается, что изображая их будет препятствовать их переходу к Великому Сновидению Предков. Это побудило некоторые австралийские газеты опубликовать извинения вместе с некрологами.