Группа памятников Кхаджурахо

редактировать

Группа памятников Кхаджурахо
Объект всемирного наследия ЮНЕСКО
Группа памятников Кхаджурахо 4.jpg
Местоположение Чхатарпур, Мадхья-Прадеш, Индия
Критерии Культурные: i, iii
Ссылка240
Надпись1986 (10-я сессия )
Координаты 24 ° 51′16 ″ N 79 ° 55′17 ″ E / 24,854422 ° N 79,921427 ° E / 24,854422; 79,921427 Координаты : 24 ° 51 ′16 ″ N 79 ° 55′17 ″ E / 24,854422 ° N 79,921427 ° E / 24,854422; 79,921427
Группа Кхаджурахо Памятники находятся в Индии Группа памятников Кхаджурахо Местоположение в штате Мадхья-Прадеш в Индии Показать карту Индии Группа памятников Кхаджурахо находится в Мадхья-Прадеше Группа памятников Кхаджурахо Группа Кхаджурахо памятников (Мадхья-Прадеш) Показать карту Мадхья-Прадеша

Группа памятников Кхаджурахо представляет собой группу индуистских храмов и джайнских храмов в Район Чхатарпур, Мадхья-Прадеш, Индия, примерно 175 к юго-востоку от Джханси. Они принадлежат ЮНЕСКО объект всемирного наследия. Храмы известны своим нагара архитектором. экстрактный символизм и их эротические скульптуры.

Большинство храмов Кхаджурахо были построены между 950 г. и 1050 г. н.э. династией Чандела. Исторические записи отмечают, что на территории храма Кхаджурахо к 12 веку было 85 храмов, площадь которых составляла более 20 квадратных километров. Из них сохранилось только около 25 храмов, занимающих площадь более шести квадратных километров. Из сохранившихся храмов Храм Кандария Махадева украшен множеством скульптур с замысловатыми деталями, символизмом и выразительностью древнеиндийского искусства.

Группа храмов Кхаджурахо была построена вместе, но была посвящен двум религиям, индуизму и джайнизму, что предполагает традицию принятия и уважения различных религиозных взглядов среди индуистов и джайнов в регионе.

Содержание

  • 1 Местоположение
  • 2 История
  • 3 Описание
    • 3.1 Архитектура храмов
  • 4 Строительство
  • 5 Хронология
  • 6 Искусство и скульптура
  • 7 Туризм и культурные мероприятия
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Местоположение

Памятники Кхаджурахо расположены в индийском штате в Мадхья-Прадеш, в районе Чатарпур, примерно в 620 километрах (385 миль) к юго-востоку от Нью-Дели. Храмы расположены недалеко от небольшого городка, также известного как Кхаджурахо, с населением около 24 481 человек (перепись 2011 г.).

Кхаджурахо обслуживается Гражданским аэродромом Кхаджурахо (код IATA: HJR), обслуживает Дели, Агра, Варанаси и Мумбаи. С сайтом также связана служба Indian Railways, железнодорожная станция которой расположена примерно в шести километрах от входа в памятники.

Памятники находятся примерно в десяти километрах от восточно-западного национального шоссе 75 и примерно в 50 километрах от города Чхатарпур, который соединен со столицей штата. Бхопал на юго-востоке и северо-востоке, проходящем по национальной автомагистрали 86.

Храм Бханд Дева 10 века в Раджастане был построен в стиле Памятники Кхаджурахо и часто упоминаются как «Маленький Кхаджурахо».

История

Группа памятников Кхаджурахо была построена во время правления династии Чандела. Строительная деятельность началась почти сразу после подъема их власти по всему королевству, которое позже будет известно как Бунделькханд. Большинство храмов было построено во времена правления индуистских царей Яшовармана и Дханги. Наследие Яшовармана лучше всего демонстрирует Храм Лакшмана. храм Вишванатхи лучше всего освещает правление царя Дханги. Самый большой и самый известный сохранившийся храм - Кандария Махадева, построенный во время правления царя Видьядхара. Храмовые надписи предполагают, что многие из сохранившихся в настоящее время храмов были построены между 970 и 1030 годами нашей эры, а другие храмы были построены в течение следующих десятилетий.

Храмы Кхаджурахо были построены примерно в 35 милях от средневекового города Махоба, столицы. из династии Чандела, в регионе Калинджар. В древней и средневековой литературе их царство упоминалось как Джиджхоти, Джеджахоти, Чи-чи-то и Джеджакабхукти.

Первое документальное упоминание Кхаджурахо было сделано в 641 году Сюаньцзаном, китайский паломник, описавший встречу с несколькими десятками бездействующих буддийских монастырей и дюжиной индуистских храмов с тысячей поклоняющихся браминов. В 1022 году н. Э. Кхаджурахо был упомянут Абу Рихан-аль-Бируни, персидским историком, который сопровождал Махмуда Газни в его набеге на Калинджар; он упоминает Каджурахо как столицу Джаджахути. Рейд не увенчался успехом, и было достигнуто мирное соглашение, когда индуистский король согласился заплатить выкуп Махмуду из Газни, чтобы он прекратил нападение и ушел.

Храмы Кхаджурахо активно использовались до конца XII века.. Это изменилось в 13 веке; после того, как армия Делийского султаната под командованием мусульманского султана Кутб-уд-дина Айбака напала на королевство Чандела и захватила его. Примерно столетие спустя Ибн Баттута, марокканский путешественник в своих воспоминаниях о своем пребывании в Индии с 1335 по 1342 год нашей эры, упомянул посещение храмов Каджурахо, назвав их «Каджарра» следующим образом:

До 12-го века. века, Кхаджурахо находился под властью индуистских царей и имел 85 храмов. Центральная Индия была захвачена Делийским султанатом в 13 веке. При мусульманском правлении многие храмы были разрушены, а остальные заброшены. Развалины некоторых старых храмов (храм Гхантаи выше) все еще видны.

... рядом с храмами (Кхаджурахо), в которых есть идолы, изуродованные мусульманами, живут несколько йогов, чьи спутанные замки выросли так же долго, как и их тела. И из-за крайнего аскетизма все они желтого цвета. Многие мусульмане посещают этих людей, чтобы брать у них уроки (йоги).

Ибн Баттута, около 1335 г., Риеллат ибн Багутах, Перевод Артура Коттерелла

Центральная часть Индии, где находятся храмы Кхаджурахо, была находился под контролем различных мусульманских династий с 13 по 18 век. В этот период были осквернены некоторые храмы, после чего в течение длительного периода времени они оставались в запустении. Например, в 1495 году нашей эры кампания Сикандара Лоди по разрушению храма включала Кхаджурахо. Удаленность и изоляция Кхаджурахо защищали индуистские и джайнские храмы от продолжающегося разрушения мусульманами. На протяжении столетий храмы заросли растительностью и лесами.

В 1830-х годах местные индусы руководили британским геодезистом Т.С. Берта, к храмам, и они были заново открыты мировой аудиторией. Александр Каннингем позже сообщил, через несколько лет после повторного открытия, что храмы тайно использовались йогами, и тысячи индусов прибудут для паломничества во время Шиваратри отмечается ежегодно в феврале или марте по лунному календарю. В 1852 году F.C. Маисей подготовил самые ранние рисунки храмов Кхаджурахо.

Номенклатура

Название Кхаджурахо, или Харджуравахака, происходит от древнего санскрита (харджура, खर्जूर означает финиковая пальма, и вахака, वाहक означает «тот, кто носит» или несущий). В местных легендах говорится, что у храмов были две золотые финиковые пальмы в качестве ворот (пропавших без вести, когда они были заново открыты). Десаи утверждает, что Харджуравахака также означает носитель скорпионов, что является еще одним символическим именем божества Шивы (который носит змей и гирлянды из скорпионов в своей свирепой форме).

Номенклатура и систематическая документация Каннингема в 1850-х и 1860-х годах получили широкое распространение. и продолжать использоваться. Он сгруппировал храмы в западную группу вокруг Лакшмана, восточную группу вокруг Джавери и южную группу вокруг Дуладевы.

Описание

Части и ориентация храмов Кхаджурахо.

Храм находится в пределах Горный хребет Виндхья в центральной Индии. Древняя местная легенда гласила, что индуистское божество Шива и другие боги с удовольствием посещали впечатляющие холмы в районе Калинджара. Центр этого региона - Кхаджурахо, расположенный среди местных холмов и рек. Храмовый комплекс отражает древнюю индуистскую традицию строительства храмов, в которых боги любят молиться.

Храмы сгруппированы у воды, что является еще одной характерной чертой индуистских храмов. В настоящее время водные объекты включают Сиб Сагар, Хаджур Сагар (также называемый Нинора Тал) и Худар Нади (река). В местных легендах говорится, что в храмовом комплексе было 64 водоема, 56 из которых физически идентифицированы археологами.

Все храмы, кроме одного (Чатурбхуджа), обращены к восходу солнца - еще одна символическая особенность, преобладающая в индуистских храмах.. Относительная планировка храмов объединяет мужское и женское божества, а символы подчеркивают взаимозависимость. Работа символически подчеркивает четыре жизненные цели, которые в индуизме считаются необходимыми и правильными: дхарма, кама, артха и мокша.

выживших Шесть храмов посвящены Шиве, восемь - Вишну и его привязанностям, один - Ганеше, один - богу Солнца, три - джайну тиртханкарам. Для некоторых руин недостаточно доказательств, чтобы с уверенностью приписывать храм конкретным божествам.

Общий осмотр места предполагает, что индуистский символический принцип дизайна мандалы, состоящий из квадрата и кругов, присутствует в каждом плане и дизайне храма. Далее территория разбивается на три треугольника, которые сходятся в форме пятиугольника. Ученые предполагают, что это отражает индуистский символизм трех миров, или трилокинатхи, и пяти космических субстанций, или панчбхутешвары. Храм освещает Шиву, того, кто разрушает и перерабатывает жизнь, тем самым контролируя космический танец времени, эволюции и растворения.

В храмах есть богатая экспозиция замысловато вырезанных статуй. Хотя они известны своей эротической скульптурой, сексуальные темы покрывают менее 10% храмовой скульптуры. Кроме того, большинство панелей эротических сцен не выделяются и не выделяются за счет остальных, скорее, они находятся в пропорциональном балансе с несексуальными изображениями. Зритель должен внимательно присмотреться, чтобы найти их, или получить указание от гида. Искусство охватывает множество аспектов человеческой жизни и ценностей, которые считаются важными в индуистском пантеоне. Кроме того, изображения расположены в конфигурации, чтобы выразить основные идеи индуизма. Все три идеи из Агамы широко выражены в храмах Каджурахо - Авьякта, Вьяктавьякта и Вьякта.

Храм Беджамандал находится в стадии раскопок. Он был отождествлен с храмом Вайдьянатх, упомянутым в надписи Грахпати Кокалла.

Из всех храмов храм Матангешвара остается активным местом поклонения. Это еще один храм с квадратной решеткой, с большим лингамом высотой 2,5 метра (8,2 фута) и диаметром 1,1 метра (3,6 фута), помещенным на платформу диаметром 7,6 метра (25 футов).

Самый посещаемый храм, Кандария Махадев имеет площадь около 6500 квадратных футов и шикхару (шпиль), которая возвышается на 116 футов.

Джайнские храмы

Джайнские храмы расположены в восточно-юго-восточном регионе памятников Каджурахо. В храме Чаусат йогини есть 64 йогини, а в храме Гхантаи есть колокола, высеченные на его колоннах.

Архитектура храмов

План расположения храма Кандария Махадева. Он использует сетку 64 пада. Меньшие храмы Кхаджурахо используют план мандалы сетки 9, 16, 36 или 49.

Храмы Каджурахо, почти все конструкции индуистских храмов, следуют геометрической схеме сетки, называемой васту-пуруша-мандала. Этот план проекта состоит из трех важных компонентов: Мандала означает круг, Пуруша - это универсальная сущность, лежащая в основе индуистской традиции, а Васту означает жилую структуру.

Дизайн представляет собой индуистский храм в виде симметричных, концентрических слоев, Самовоспроизводящаяся структура вокруг ядра храма, называемая гарбхагрия, где обитает абстрактный принцип Пуруша и главное божество храма. Шикхара, или шпиль храма, возвышается над гарбхагрией. Эта симметрия и структура в дизайне проистекают из основных убеждений, мифов, мощности и математических принципов.

Круг мандалы ограничивает квадрат. Квадрат считается божественным из-за его совершенства и как символический продукт знаний и человеческой мысли, в то время как круг считается земным, человеческим и наблюдается в повседневной жизни (луна, солнце, горизонт, капля воды, радуга). Один поддерживает другого. Квадрат разделен на идеальные 64 подквадрата, называемых падами.

Большинство храмов Кхаджурахо используют сетку пада 8x8 (64) Мандука Ваступурушамандала, с питха-мандалой квадратной сеткой, включенной в дизайн шпилей. Первичное божество или лингамы расположены в Брахма падах решетки.

Храмы Кхаджурахо используют план компоновки сетки 8x8 (64) Ваступурусамандала Мандука (слева), найденный в индуистских храмах. Над брахма-падами храма находится шикхара (вимана или шпиль), которая симметрично возвышается над центральным ядром, обычно в виде концентрических наслоений кругов и вращающихся квадратов (справа), которые перетекают от одного к другому, поднимаясь к небу.

Архитектура является символической и отражает центральные индуистские верования своей формой, структурой и расположением ее частей. Мандапы, как и искусства, расположены в храмах Кхаджурахо в симметричных повторяющихся узорах, хотя каждое изображение или скульптура по-своему уникальны. Относительное расположение изображений не является случайным, но вместе они выражают идеи, точно так же, как связанные слова образуют предложения и абзацы, составляющие идеи. Это фрактальный узор, распространенный в индуистских храмах. На различных статуях и панно есть надписи. Многие надписи на стенах храма представляют собой стихи с двойным смыслом, что позволяет сложная структура санскрита создавать творческие композиции.

Все храмы Кхаджурахо, кроме одного, обращены лицом к восходу солнца, и вход для преданного - это Восточная сторона.

Иллюстрация шпилей храма Кхаджурахо (Шикхара, Вимана), построенных по принципу концентрического круга и вращающихся квадратов. Четыре шпиля (слева) показаны выше, а вид изнутри одного из потолков Шикары (справа) показывает симметричную планировку.

Над васту-пуруша-мандалой каждого храма находится надстройка с куполом, называемая Шикхара (или Вимана, Шпиль). Изменения в конструкции шпиля происходят из-за разницы в углах поворота квадратов. Храм Шихара в некоторой литературе связан с горой Кайлас или Меру, мифической обителью богов.

В каждом храме центральное пространство обычно окружено амбулаторией, по которой паломник может ходить и совершать ритуалы. обойти Пурушу и главное божество. Столбы, стены и потолки вокруг помещения, а также снаружи украшены резными орнаментами или изображениями четырех справедливых и необходимых жизненных целей - камы, артхи, дхармы и мокши. Это движение по часовой стрелке называется прадакшина.

В более крупных храмах Кхаджурахо также есть залы с колоннами, называемые мандапа. Один у входа, на восточной стороне, служит залом ожидания для паломников и преданных. Мандапы также организованы по принципам симметрии, сеток и математической точности. Это использование одного и того же основного архитектурного принципа распространено в индуистских храмах по всей Индии. Каждый храм Кхаджурахо отчетливо вырезан, но также повторяет основные общие принципы почти всех индуистских храмов, один из которых Сьюзан Левандовски называет «организмом повторяющихся клеток».

Строительство

Храмы являются сгруппированы в три географических подразделения: западный, восточный и южный.

Храмы Кхаджурахо построены из песчаника с гранитным фундаментом, который почти скрыт от глаз. Строители не использовали раствор: камни складывались с помощью швов и шипа и удерживались на месте под действием силы тяжести. Такая конструкция требует очень точных стыков. Колонны и архитравы были построены из мегалитов весом до 20 тонн. Некоторые ремонтные работы в XIX веке проводились с использованием кирпича и раствора; однако они стареют быстрее, чем исходные материалы, и со временем темнеют, поэтому кажутся неуместными.

Регион Кхаджурахо и Калинджар является домом для высочайшего качества песчаника, который можно точно вырезать. Сохранившаяся скульптура отражает мелкие детали, такие как пряди волос, ухоженные ногти и замысловатые украшения.

Во время записи телешоу Затерянные миры (History Channel) в Кхаджурахо, Алекс Эванс воссоздал каменную скульптуру под четырьмя футами, на вырезание которой потребовалось около 60 дней, в попытке разработать приблизительную идею. о том, сколько работы должно было быть выполнено. Роджер Хопкинс и Марк Ленер также провели эксперименты по добыче известняка, в ходе которых 12 работникам карьеров потребовалось 22 дня, чтобы добыть около 400 тонн камня. Они пришли к выводу, что для создания этих храмов потребовались бы сотни высококвалифицированных скульпторов.

Западная сторона.

Хронология

Группа храмов Кхаджурахо принадлежит школе индуизма вайшнавизма, школе индуизма шиваизма и школе джайнизма 67>- почти треть каждый. Археологические исследования показывают, что все три типа храмов строились примерно в одно и то же время в конце 10 века и использовались одновременно. Уилл Дюрант утверждает, что этот аспект храмов Каджурахо иллюстрирует терпимость и уважение к различным религиозным точкам зрения в индуистской и джайнской традициях. В каждой группе храмов Кхаджурахо были крупные храмы, окруженные храмами меньшего размера - стиль сетки, который в разной степени наблюдается в индуистских храмах в Ангкор-Вате, Парамбаране и Южной Индии.

Самый большой сохранившийся храм Шивы - Кхандарья Махадева, а самая большая сохранившаяся группа вайшнавов включает Чатурбхуджу и Рамачандру.

План храма Кандария Махадева составляет 109 футов в длину на 60 футов и возвышается на 116 футов над землей и на 88 футов над уровнем пола. Центральные пады окружены тремя рядами скульптурных фигур с более чем 870 статуями, большинство из которых имеют половинный размер (от 2,5 до 3 футов). Шпиль - это самовоспроизводящаяся фрактальная структура.

Храмы, религиозная принадлежность и годы посвящения
ПоследовательностьСовременное название храмаРелигияБожествоЗавершено. (CE)Изображение
1Чаусат Йогини ИндуизмДеви, 64 Йогини 885Кхаджурахо, Чаусат-Йогини-Tempel2.jpg
2Лалгун Махадев ИндуизмШива 900Храм Лалгуана Махадева Кхаджурахо.jpg
3Храм Брахмы ИндуизмВишну 925Западная группа храмов khajuraho 22.jpg
4Лакшмана ИндуизмВайкунтха Вишну 939Индия-5679 - Flickr - archer10 (Dennis).jpg
5Вараха ИндуизмВишну950Индия-5595 - Flickr - archer10 (Dennis).jpg
6Паршванатха ДжайнизмПаршванатха 954Храм де Паршванатх (Кхаджурахо) (8638423582).jpg
7Гхантаи ДжайнизмАдинатха 960Руины, столбы в Кхаджурахо, Индия.jpg
8МахишасурамардиниИндуизмМахишасурамардини 995
9Вишванатха ИндуизмШива999Индия-5749 - Храм Вишванатхи - Flickr - archer10 (Dennis).jpg
10Матангешвар ИндуизмШива1000Индия-5772 - Flickr - archer10 (Dennis).jpg
11Вишну-ГарудаИндуизмВишну1000
12Руины храма БиджамандалИндуизмШива1000
13ГанешаИндуизмШив a1000
14Джагадамби ИндуизмДеви Джагадамби1023Храм Кхаджурахо Деви Джагадамби 2010.jpg
15Читрагупта ИндуизмСан, Читрагупта 1023India-5707 - Flickr - archer10 (Dennis).jpg
16Храм Адинатх ДжайнизмАдинатха 1027Храм Краджурахо Адинатх 2010.JPG
17Храм Шантинатха ДжайнизмШантинатха 1027Кхаджурахо 60 2015in03kjrh 115 (39831278274).jpg
18Кандария Махадева (самый большой храм)ИндуизмШива1029Храм в Кхаджурахо, Мадхья-Прадеш, India.jpg
19Вамана ИндуизмВамана 1062Храм Кхаджурахо Ваман 2010.jpg
20Джавери ИндуизмВишну1090Храм Кхаджурахо Джевери 2010.jpg
21Чатурбхуджа ИндуизмВишну1110Храм Кхаджурахо Чатурбхуджа.jpg
22Дуладео (Дуладева)ИндуизмШива1125Кхаджурахо Дулхадео 2010.jpg

Искусство и скульптура

Храмы Кхаджурахо славятся своим эротическим искусством. Они составляют около 10% от общего числа произведений искусства, выставленных на памятниках. Эротические скульптуры

Храмы Кхаджурахо представляют собой различные произведения искусства, из которых 10% - сексуальное или эротическое искусство снаружи и внутри храмов. Некоторые из храмов с двухслойными стенами имеют небольшую эротическую резьбу на внешней стороне внутренней стены. Некоторые ученые предполагают, что это тантрические сексуальные практики. Другие ученые утверждают, что эротическое искусство является частью индуистской традиции обращения с камой как с неотъемлемой и надлежащей частью человеческой жизни, и ее символическое или явное проявление распространено в индуистских храмах. Джеймс МакКоннаки в своей истории Камасутры описывает скульптуры Каджурахо на сексуальную тематику как «апогей эротического искусства»:

«Извилистые нимфы с широкими бедрами и высокой грудью демонстрируют свои щедро очерченные и украшенные драгоценностями тела на изысканно обработанном экстерьере. Настенные панно. Эти мясистые апсары буйно бегают по поверхности камня, накрашиваясь, моют волосы, играют в игры, танцуют и бесконечно завязывают и развязывают свои пояса... Рядом с небесными нимфами сплоченные ряды грифонов., божества-хранители и, что наиболее известно, экстравагантно переплетенные майтхуны, или любовные пары ».

Более 90% произведений искусства в храме посвящены повседневной жизни и символическим ценностям древней индийской культуры.

В храмах есть несколько тысяч статуй. и произведения искусства, в том числе храм Кандарьи Махадева, украшенный более чем 870 предметами. Около 10% этих иконографических резных фигур содержат сексуальные темы и различные сексуальные позы. Распространенное заблуждение состоит в том, что, поскольку старые сооружения с резьбой в Кхаджурахо являются храмами, они изображают секс между божествами; однако искусства кама представляют собой разнообразные сексуальные выражения разных людей. Подавляющее большинство искусств изображают различные аспекты повседневной жизни, мифические истории, а также символическое отображение различных светских и духовных ценностей, важных в индуистской традиции. Например, изображения показывают, как женщины наносят макияж, музыканты, занимающиеся музыкой, гончары, фермеры и другие люди в повседневной жизни средневековья. Эти сцены находятся на внешних падах, как это типично для индуистских храмов.

. В искусствах, представленных в храмах Кхаджурахо, встроена иконографическая символика. Основные индуистские ценности выражаются множеством способов. Даже камские сцены, если рассматривать их в сочетании предшествующих и последующих скульптур, изображают духовные темы, такие как мокша. Говоря словами Стеллы Крамриш,

, это состояние, которое «подобно мужчине и женщине в близких объятиях» является символом мокши, окончательного высвобождения или воссоединения двух принципов, сущности (Пуруша ) и природа (Пракрити ).

— Стелла Крамриш, 1976

Храмы Кхаджурахо представляют собой одно из проявлений многих форм искусства, которые процветали в королевствах Раджпутов Индии с 8 по 10 века нашей эры. Например, современники Кхаджурахо были публикации стихов и драматических произведений, таких как Прабодхачандродая, Карпураманджари, Виддхасалабханджика и Кавьямиманса. Некоторые из тем, выраженных в этих литературных произведениях, вырезаны в виде скульптур в храмах Кхаджурахо. Некоторые скульптуры на памятниках Кхаджурахо, посвященных Вишну, включают Вьялы, которые являются гибридными воображаемыми животных с телами львов и встречаются в других индийских храмах. Некоторые из этих гибридных мифических произведений искусства включают Врик Вяла (гибрид волка и льва) и Гаджа Вьяла (гибрид слона и льва). Эти вьялы могут представлять син кретическое, творческое сочетание сил, присущих этим двум.

.

Туризм и культурные мероприятия

Схема расположения храмов - Группа памятников Кхаджурахо.

Храмы в Кхаджурахо в целом разделены на три части: Восточная группа, Южная Группа и западная группа храмов, из которых только западная группа имеет возможность организовать аудиогид, во время которого туристы проходят через семь-восемь храмов. Существует также аудиогид, разработанный Археологической службой Индии, который включает повествование об истории и архитектуре храма.

Фестиваль танца Кхаджурахо проводится каждый год в феврале. Здесь представлены различные классические индийские танцы на фоне храмов Читрагупта или Вишванат.

. Храмовый комплекс Кхаджурахо предлагает каждый вечер son et lumière (звуковое и световое) шоу. Первое шоу на английском языке, а второе - на хинди. Он проводится на открытых лужайках храмового комплекса и получил неоднозначные отзывы.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • MR Ананд и Стелла Крамриш, Посвящение Кхаджурахо, OCLC 562891704
  • Ален Даниэлу, Индуистский храм: обожествление эротизма, ISBN 978-0892818549
  • Прасенджит Дасгупта, Кхаджурахо, Патралекха, Калькутта, 2014
  • Девангана Десаи, Религиозные образы Кхаджурахо, Franco-Indian Research P. Ltd. (1996) ISBN 81-900184-1-8
  • Девангана Десаи (2005). Кхаджурахо (Издание шестого впечатления). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-565391-5. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Фани Кант Мишра, Кхаджурахо: с последними открытиями, Сандип Пракашан (2001) ISBN 81-7574-101-5
  • Л.А. Нараин, Кхаджурахо: Храмы экстаза. Нью-Дели: Lustre Press (1986)

Внешние ссылки

Викискладе есть средства массовой информации, связанные с группой памятников Кхаджурахо.

Кхаджурахо путеводитель из Wikivoyage

Последняя правка сделана 2021-05-25 05:15:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте