Харихара (санскрит : हरिहर) является объединенным представлением Вишну (Хари) и Шива (Хара) из индуистской традиции. Также известен как Шанкаранараяна («Шанкара» - это Шива, а «Нараяна» - это Вишну), например, Брахманараяна (половина представляет Брахму, а половина представляет Вишну ), Харихара, таким образом, почитается как вайшнавами, так и шиваитами как форма Верховного Бога.
Харихара также иногда используется как философский термин для обозначения единство Вишну и Шивы как разных аспектов одной и той же Высшей Реальности, называемой Брахманом. Эта концепция эквивалентности различных богов как одного принципа и «единства всего сущего» обсуждается как Харихара в текстах Адвайта Веданты школы индуистской философии.
Некоторые из самых ранних скульптур Харихары, где одна половина изображения изображает Вишну, а другая половина - Шиву, находятся в сохранившихся пещерных храмах Индии, таких как пещера 1 и пещера 3 VI века пещерные храмы Бадами.
Разнообразие в индуизме способствует широкому разнообразию верований и традиций, из которых две важные и обширные традиции связаны с Вишну и Шивой. Некоторые школы фокусируются на Вишну (включая связанных с ним аватаров, таких как Рама и Кришна) как Верховного Бога, а другие - на Шиве (включая его различные аватары, такие как Махадева и Пашупата). Пураны и различные индуистские традиции рассматривают и Шиву, и Вишну как разные аспекты одного Брахмана. Харихара является символическим представлением этой идеи. Похожая идея, называемая Ардханаришвара или Наранари, объединяет мужское и женское божества как одно и эквивалентное представление в индуизме.
В зависимости от того, какие священные писания (и переводы) цитируются, имеются доказательства, подтверждающие каждый из разных аргументов. В большинстве случаев, даже если одна личность считается превосходящей другую, поклонники друг друга по-прежнему оказывают большое уважение и Вишну, и Шиве (т.е. Шива по-прежнему считается выше уровня обычной дживы и «величайший из вайшнавов» от вайшнавов, поклоняющихся только Вишну).
Свами Шивананда махарадж утверждает: «Шива и Вишну суть одна и та же сущность. По сути, это одно и то же. Это имена, данные различным аспектам всепроникающего Всевышнего Парабрахмана, Высшего Существа или Абсолюта ». Шивасйа хридайам вишнур-вишношча хридайам шивах - Вишну - это сердце Шивы, а также Шива - сердце Вишну ».
Сваминараян считает, что Вишну и Шива - разные аспекты одного и того же Бога. Примечательно, что точка зрения Сваминараяна является точкой зрения меньшинства среди вайшнавов, но доминирующей точкой зрения в современном индуизме, которая следует за точкой зрения Смарта в целом.
Харихара изображается в искусстве разделенным посередине, одна половина представляет Шиву, другая половина представляет Вишну. Половина Шивы будет иметь спутанные локоны мастера йоги, уложенные высоко на голове, и иногда будет носить шкуру тигра, предназначенную для наиболее почитаемых аскетов. Бледная кожа Шивы может быть прочитана как покрытая пеплом в его роли аскета. Половина Вишну будет носить высокую корону и другие украшения, представляющие его ответственность за поддержание мирового порядка. Черная кожа Вишну олицетворяет святость. В широком смысле эти различия служат для обозначения двойственности скромного религиозного влияния в аскетической и авторитетной светской власти в лице царя или домовладельца. Однако в других аспектах Шива также занимает авторитетную позицию домохозяина, положение, которое прямо противоречит аскетической позиции, изображенной в его проявлении Харихара.
Харихара была частью храмовой иконографии по всей Южной и Юго-Восточной Азии, некоторые иллюстрации перечислены в следующей таблице. В некоторых штатах понятие Харихара проявляется через альтернативные названия и его потомство; например, храмы с участием божеств Айяппан и Шаста в Керале иллюстрируют эту индуистскую традицию, по крайней мере, с VII века.
Название храма | Местоположение | Харихара мурти дата | Ссылка |
---|---|---|---|
пещерные храмы Бадами | Карнатака | VI век | |
Дхармараджа Ратха | Тамил Наду | VII век | |
Храм Бирасини | Мадхья-Прадеш | ||
Храм Харихарешвара | Карнатака | XIII век | |
Оссиан храмы | Раджастхан | два из 8-го века,. один из 9-го века | |
храм Деопани | Ассам | два из 9-го, 10-го веков | |
Храм Муктешвара | Одиша | 9-й -10 век н.э. | |
храм Саугал-тол | Непал | статуя: 6 век. храм: 12-16 века | |
храм Пуранди | Непал | 11 век | |
Прасат Андет | Камбоджа | конец 7 - начало. 8 век | |
Канди Симпинг | Индонезия | 13 или 14 век | |
Храм Байджнатх | Химачал-Прадеш | 13 век | |
Храм Харихарнатх | Бихар | Точные даты неизвестны. | Сонпур, Бихар |
Господь Мутаппан, которому поклоняются в Керале, считается олицетворением Вишну (называемого Тирувапана или Валия Муттапан) и Шивы (называемого Веллатом или Черия Муттапан). Мутхапский храм в Парассиникадаву, Каннур - один из главных храмов, посвященных ему.
В Гаудия Вайшнавизме, Шри Адвайта Ачарья одна из Панча Таттва рассматривается как объединенное воплощение или экспансия Шри Маха Вишну и Шри Садашива (Господь Шива на Голоке ).
Wikimedia У Commons есть средства массовой информации, связанные с Харихара. |