Индийский классический танец или «Шастрия Девеш» - это общий термин для различных исполнительских искусств, восходящих к религиозным индуистским стилям музыкального театра, теория и практика которых восходят к санскритскому тексту Натья Шастра.
Число признанных классических танцев колеблется от восьми до более, в зависимости от источника и ученого. Академия Сангит Натак признает восемь - Бхаратанатьям, Катхак, Кучипуди, Одисси, Катхакали, Саттрия, Манипури и Мохинияттам. Такие ученые, как Дрид Уильямс, добавляют к списку Чхау, Якшагана и Бхагавата Мела. Кроме того, Министерство культуры Индии включает Чхау в свой классический список. Эти танцы традиционно носят региональный характер, все они включают музыку и декламацию на местном языке или санскрите, и они представляют собой единство основных идей в разнообразии стилей, костюмов и выражений.
Натья Шастра - это основополагающий трактат классических танцев Индии, и этот текст приписывают древнему ученому Бхарате Муни. Его первая полная компиляция датируется периодом между 200 г. до н.э. и 200 г. до н.э., но оценки варьируются от 500 г. до н.э. и 500 г. до н.э. Наиболее изученная версия текста Натья Шастры состоит из около 6000 стихов, разбитых на 36 глав. В тексте, как утверждает Наталья Лидова, описывается теория танца танава (Шива ), теория расы, бхавы, выражения, жесты, актерские техники, основные шаги, стоячие позы - все это часть Индийские классические танцы. Танец и исполнительское искусство, говорится в этом древнем тексте, являются формой выражения духовных идей, добродетелей и сущности священных писаний.
Исполнительское искусство и культураПусть Nātya (драма и танец) будет пятым ведическим Священное Писание.. В сочетании с эпической историей,. направленной на добродетель, богатство, радость и духовную свободу,. оно должно содержать значение каждого Священного Писания,. и развивать каждое искусство.
- Nātyaśāstra 1.14–15
Хотя Натья Шастра является почитаемым древним текстом в индуистской традиции, существует множество других древних и средневековых текстов, связанных с санскритскими танцевальными драмами, которые дополнительно обсуждают и расширяют классический репертуар исполнительских искусств., такие как Абхиная Дарпана, Абхинава Бхарати, Натья Дарпана, Бхава Пракаша и многие другие. Термин «классический» (санскрит : «Шастрия») обозначает древнеиндийское исполнительское искусство, основанное на шастрах.
Текст Натья Шастра описывает религиозные искусства как форму марги, или «духовного традиционного пути», который освобождает душу, в то время как народное развлечение называется дези или «популярным в регионе. практика ».
Индийские классические танцы традиционно исполняются как выразительная драма-танцевальная форма религиозного перформанса, относящаяся к вайшнавизму, шиваизму, шактизму, пан-индуистские эпосы и ведическая литература, или народное развлечение, включающее рассказывание историй на санскрите или пьесах на региональных языках. Как религиозное искусство, они выполняются либо внутри святилища индуистского храма, либо рядом с ним. Народные развлечения могут также проводиться на территории храма или на любой ярмарке, обычно в сельской местности путешествующими труппами художников; альтернативно, они исполнялись в залах королевских дворов или на площадях во время фестивалей.
Натья Шастра упоминает четыре Правритти (традиции, жанры) древней модной танцевальной драмы. когда он был составлен - Аванти (Удджайн, центральный), Дакшинатья (юг), Панчали (север, запад) и Одра-Магадхи (восток).
Источники различаются по списку индийских формы классического танца. Британская энциклопедия упоминает шесть танцев. Sangeet Natak Akademi признал девять индийских танцев. Министерство культуры правительства Индии включает одиннадцать танцевальных форм. Такие ученые, как Дрид Уильямс и другие, включают Чхау, Яксагана и Бхагавата Мела в восемь классических индийских танцев в списке Сангит Натак Академи.
Классические формы танца, признанные Академией Сангит Натак и Министерством культуры:
Все основные формы классического индийского танца включают в репертуар три категории исполнения в Натья Шастре. Это Нритта, Нритья и Натья:
Во всех классических танцах Индии использовалась схожая символика и правила жестов в абхинае (игре). Корни абхинаи находятся в тексте Натьяшастры, в котором драма в стихе 6.10 определяется как то, что эстетически вызывает радость у зрителя посредством актерского искусства общения, что помогает соединить и перенести человека в сверхчувственное внутреннее состояние бытия.. Перформанс, утверждает Натьяшастра, соединяет артистов и публику через абхинаю (буквально «несение к зрителям»), то есть применение тела-речи-ума и сцены, в которой актеры общаются с аудиторией посредством песни и музыки. Драма в этом древнем санскритском тексте, это искусство задействовать все аспекты жизни, прославлять и дарить состояние радостного сознания.
Общение с помощью символов осуществляется в форме выразительных жестов (мудр или хаст) и пантомима на музыку. Жесты и мимика передают рас (настроение, эмоциональный вкус) и бхава (настроение) основной истории. В индуистских классических танцах артист успешно выражает духовные идеи, обращая внимание на четыре аспекта выступления: