|
Парамита ( санскрит, пали ) или парами (пали) - буддийский термин, часто переводимый как «совершенство». В буддийских комментариях он описывается как благородные качества характера, обычно связанные с просветленными существами. Парами и парамита - это термины на пали, но в палийской литературе больше упоминается парами, а втекстах Махаяны обычно используется санскритская парамита.
Дональд С. Лопес-младший описывает этимологию термина:
Термин парамита, обычно переводимый как «совершенство», имеет две этимологии. Первое происходит от слова парама, означающего «высший», «самый дальний» и, следовательно, «главный», «первичный», «самый превосходный». Следовательно, существенное можно перевести как «совершенство» или «совершенство». Это чтение подтверждается Мадхьантавибхагой (V.4), где двенадцать совершенств ( парама) связаны с десятью совершенствами ( парамита). Более творческая, но широко известная этимология делит парамиту на pāra и mita, где pāra означает «за пределами», «дальнейший берег, берег или граница» и mita, что означает «то, что пришло», или ita, означающее «то, что уходит». " Тогда парамита означает «то, что вышло за пределы», «то, что выходит за пределы» или «трансцендентное». Это прочтение отражено в тибетском переводе pha rol tu phyin pa («ушел на ту сторону»).
Бодхисаттвы извлечение преимуществ живых существ. Рукопись на пальмовом листе. Наланда, Бихар, ИндияУчения Тхеравады о парами можно найти в поздних канонических книгах и постканонических комментариях. Комментатор Тхеравады Дхаммапала описывает их как благородные качества, обычно связанные с бодхисаттвами. Американский ученый-монах Thanissaro Bhikkhu описывает их как совершенств (paramī) характера, необходимых для достижения просветления в качестве одного из трех просветленных существ, в Samma Самбудде в pacceka-будды или араханта.
В Pāli Canon, то Буддхавамс из Кхуддака Никая перечисляет десять совершенств ( дас pāramiyo), как:
Две из вышеперечисленных добродетелей, метта и упекха, также являются брахмавихарами.
Учения Тхеравады о парами можно найти в канонических книгах ( рассказы Джатаки, Ападана, Буддхавамса, Чарияпинака ) и постканонических комментариях, написанных для дополнения Палийского канона в более позднее время, и поэтому они могут не быть оригинальной частью учений Тхеравады.. В самых старых частях Сутта-пинаки (например, Маджхима-никая, Дигха-никая, Саньютта-никайя и Ангуттара-никайя ) не упоминаются парами как категория (хотя все они упоминаются по отдельности).
Некоторые ученые даже называют учение парами полу-махаянским учением, добавленным к священным писаниям в более позднее время, чтобы обратиться к интересам и потребностям мирской общины и популяризировать их религию. Однако эти взгляды основаны на раннем научном предположении о том, что Махаяна происходит от религиозной преданности и обращается к мирянам. Совсем недавно ученые начали открывать раннюю литературу Махаяны, которая очень аскетична и излагает идеал жизни монаха в лесу. Следовательно, практика парамитов в буддизме Махаяны, возможно, была близка к идеалам аскетической традиции шрамана.
Bhikkhu Бодхи утверждают, что в ранних буддийских текстах (которые он определяет как первый четыре nikāyas ), тех, кто ищет угасание страдания ( ниббан) преследовали благородный восьмеричный путь. Время шло, предыстория была предоставлена для многой жизни развития Будды ; в результате десять совершенств были определены как часть пути бодхисаттвы (пали: бодхисатта). В последующие столетия парами считались важными для стремящихся как к состоянию будды, так и к араханству. Бхиккху Бодхи резюмирует:
В устоявшейся традиции тхеравады парами не рассматриваются как дисциплина, присущая только кандидатам на состояние будды, но как практики, которые должны выполняться всеми стремящимися к просветлению и освобождению, будь то будды, пакчекабудды или ученики. Что отличает верховного бодхисаттвы от искателей двух других колесниц, так это степень, в которой следует развивать парами, и продолжительность их достижения. Но сами качества являются универсальными необходимыми условиями для освобождения, которые все должны выполнять, по крайней мере, в минимальной степени, чтобы заслужить плоды освобождающего пути.
Ученый-религиовед Дейл С. Райт утверждает, что в текстах Махаяны парамиты упоминаются как «основы тренировки» для тех, кто хочет достичь просветления. Райт описывает буддийские парамиты как набор идеалов характера, которые направляют самосовершенствование и обеспечивают конкретный образ буддийского идеала.
Праджняпарамите сутры (प्रज्ञापारमिता सूत्र), а также большое количество других текстов Махаяны список шесть совершенств:
Этот список также упоминается комментатором Тхеравады Дхаммапала, который описывает его как категоризацию тех же десяти совершенств буддизма Тхеравады. Согласно Дхаммапале, Сачча классифицируется как Шила и Праджня, Метта и Упекха классифицируются как Дхьяна, а Адхитхана подпадает под все шесть. Бхиккху Бодхи утверждает, что корреляция между двумя наборами показывает, что до разделения школ Тхеравады и Махаяны существовало общее ядро.
В Сутре Десяти Ступеней перечислены еще четыре парамита:
Mahāratnakūṭa Сутра ( महारत्नकूट सूत्र, Сутра кучи драгоценностей) также включает в себя следующие дополнительные четыре Парамит с номером 8 и 9 коммутацией каналов.
Согласно точке зрения тибетского буддизма, у практикующих Махаяну есть выбор из двух путей практики: путь совершенства (санскрит: парамитаяна) или путь тантры (санскрит: тантраяна), который является ваджраяной.
Тралег Кьябгон Ринпоче переводит «парамита» на английский язык как «трансцендентное действие», а затем формулирует и определяет его:
Когда мы говорим, что парамита означает «трансцендентное действие», мы имеем в виду это в том смысле, что действия или установки выполняются неэгоцентрическим образом. «Трансцендентальный» относится не к какой-то внешней реальности, а скорее к тому, как мы ведем свою жизнь и воспринимаем мир - либо эгоцентрическим, либо неэгоцентрическим образом. Шесть парамит связаны с попыткой выйти из эгоцентрического менталитета.
Чистое иллюзорное тело, как говорят, наделено шести совершенств (санскритские: ṣatpāramitā).
Первые четыре совершенства - это умелая практика, а два последних - практика мудрости. Они содержат все методы и навыки, необходимые для устранения заблуждений и удовлетворения потребностей других. Кроме того, ведет от счастливого состояния к более счастливому.