Обет Бодхисаттвы - это обет, данный буддистами Махаяны с целью освободить всех живых существ. Тот, кто дал обет, номинально известен как Бодхисаттва. Это можно сделать, почитая всех Будд и развивая высшее нравственное и духовное совершенство, чтобы быть поставленными на службу другим. В частности, бодхисаттвы обещают практиковать шесть совершенств отдачи, нравственной дисциплины, терпения, усилий, сосредоточения и мудрости, чтобы выполнить свою бодхичитту цель достижения просветление ради всех существ. В то время как пратимокша прекращается со смертью, клятва Бодхисаттвы распространяется на будущие жизни.
Клятва Бодхисаттвы находится в конце Аватамсака Сутры, в которой Самантабхадра дает десять обетов, чтобы стать Бодхисаттвой. В Бодхисаттвачарйаватара, Шантидева объясняет, что клятва Бодхисаттвы дается со следующими известными двумя стихами из этой сутры:
Как и все предыдущие Сугаты, Будды. Созданы разум просветления. И завершил все стадии. обучения бодхисаттвы,. Я тоже ради всех существ,. зарожу разум просветления. И достигну всего стадии. обучения бодхисаттвы.
Следующая таблица четырехчастного обета соответствует традициям махаяны Китая, Японии, Вьетнама и Кореи.
китайский (ханзи) | китайский (пиньинь) | китайско-японский | хангыль | корейский | вьетнамский | английский |
---|---|---|---|---|---|---|
四弘誓願 | Sì hóng shì yuàn | Shi gu sei gan | 사홍 서원 | sa hong seo won | Tứ hoằng thệ nguyện | Четыре всеобъемлющие обета |
眾生 無邊 誓願 度 | Чжон шэн wúbiān shì yuàn dù | Shū j mu hen sei gan do | 중생 무변 서원 도 | Jung saeng му бён со вон до | Чунг сан во биен тхонгуён độ | Множество [из] существ без границ,. [я / мы] клянутся спасти [их всех]. |
煩惱 無盡 誓願 斷 | Fánnǎo wújìn shì yuàn duàn | Bon nō mu jin sei gan dan | 번뇌 무진 서 원단 | Beon noe mu Джин Со выиграл дан | Phiền não vô tận thệ nguyện đoạn | Беспокойство [и] ненависть, [иллюзорные желания] неиссякаемые,. [Я / мы] клянутся нарушить [их всех] ]. |
法門 無量 誓願 學 | Fǎ mén wúliàng shì yuàn xué | Hō mon mu ryō sei gan gaku | 법문 무량 서원 학 | Beob mun Му чжин со вон хаг | Пхап мон во лонг тхонгуён хок | Врата Дхармы сверх меры. [Я / мы] клянутся выучить [их всех]. |
佛道 無上 誓願 成 | Fó dào wúshàng shì yuàn chéng | Butsu dō mu jō sei gan jō | 불도 무상 서원 성 | Bul do mu sang seo won seong | Phật đạo vô thượng thệ nguyện thành | Путь Будды, непревзойденный,. [я / мы] клянутся осуществить [это] |
В тибетском буддизме есть две линии передачи обета бодхисаттвы. Первый связан с движением Читтаматра индийского буддизма, и считается, что он произошел от бодхисаттвы Майтрейи и был распространен Асангой. Второй связан с движением Мадхьямака, и считается, что он произошел от бодхисаттвы Манджушри и был распространен Нагарджуной, а затем Шантидева. Основное различие между этими двумя линиями передачи обета бодхисаттвы состоит в том, что в линии передачи Читтаматра обет не может быть принят тем, кто ранее не принимал пратимокша обет
<8.>Согласно Александру Берзину, обеты бодхисаттвы, переданные индийским мастером 10-го века Атишей «происходят из Сутры Акашагарбхи (Нам-mkha'i snying-po mdo, санскр. Акашагарбхасутра), как цитируется в Сборник тренировок (bSlabs-btus, санскр. Shikshasamuccaya), составленный в Индии Шантидевой в 8 веке, «включает 18 основных и 48 вторичных падений.18 основных коренных падений Клятвами бодхисаттвы являются: