|
Кшанти (санскрит kṣānti) или khanti (пали ) - это терпение, терпение и прощение. Это одна из парамит в Тхераваде и буддизме Махаяны.
Примеры в палийском каноне идентифицировать использование терпения в ответ на гнев других людей, измену, пытки и даже нападения со смертельным исходом.
Кханти - это первое слово Овада-Патимоккха Гатха (пали для «Патимоккха Стих увещевания»), также найденное в Дхаммападе, стих 184:
Терпение:.
Развязка:.
Тот, кто ранит другого.
Тот, кто плохо обращается с другим,.
| Ханти.
Ниббанаṃ.
На хи паббаджито.
самано хоти.
|
В другом месте Дхаммапада кханти встречается в стихе 399:
Он терпит - не подвергаясь опасности -. оскорбления, нападение и заключение.. Его армия - сила;. его сила, терпение:. он, кого я называю. брахманом.
В Самьютта Никая, Будда рассказывает о древней битве между дэвами и асурами, во время которой дэвы одержали победу, а царь асуров Вепачитти был захвачен и заключен в тюрьму. Когда владыка дэва Сакка посетил Вепачитти в тюрьме, Вепачитти «оскорбил и оскорбил его грубыми, резкими словами», на что Сакка не ответил тем же. После этого возничий Сакки спросил Сакку об этом, выразив обеспокоенность тем, что некоторые сочтут ответ Сакки признаком страха или слабости. Сакка ответил:
Я терпелив с Вепацитти не из-за страха или слабости... Как может такой мудрый человек, как я. вступить в бой с дураком?.... цели, которые приводят к собственному благу. Нет ничего лучше терпения..... Тот, кто платит сердитому человеку гневом. Тем самым делает себе хуже.. Не расплачиваться сердитым человеком с помощью гнев,. Один побеждает в битве, которую трудно выиграть.. Он практикует на благо обоих,. Своего собственного и другого,. Когда, зная, что его противник гнев,. Он внимательно поддерживает его покой.. Когда он достигает исцеления от обоих -. Своего и другого -. Люди, считающие его глупцом. Неопытны в Дхамме.
Будда затем похвалил своих последователей похвалу Сакки за «терпение и мягкость» (khantisoraccassa).
В сказке Джатака, «Изложение истории рождения терпения» (Кханти) -vaana-jātaka: J 225) Будда рассказывает о прежней жизни д., когда он был Брахмадаттой, царем Бенареса. В то время придворный царь «попал в интригу в царском гареме». Тот же самый придворный, которого так же предал один из своих слуг, пожаловался королю на этого слугу. В ответ король сообщил, что ему известно о предательстве придворного, и заявил:
Хорошие люди, полагаю, встречаются достаточно редко: мое спасение - терпение.
Стыдно за то, что король осознает свои дела, придворный и его отныне слуги прекратили свои предательства.
Маджхима Никайя имеет классическую притчу буддийского терпения, Будду «Подобие пилы»:
Монахи, даже если бандиты зверски изрубят вас, по кусочкам, с помощью двуручной пилы, тот из вас, кто позволил своему сердцу разгневаться даже на это, не выполнил бы моего приказа. Даже тогда вы должны тренировать себя: «Наш разум не будет затронут, и мы не будем говорить злых слов. Мы останемся сочувствующими, с разумом доброй воли и без внутренней ненависти. Мы будем продолжать проникать в этих людей с осознанием, пропитанным добрая воля, и, начиная с них, мы будем продолжать проникать во всеохватывающий мир сознанием, наполненным доброй волей - богатым, обширным, неизмеримым, свободным от враждебности, свободным от злой воли ». Вот как вы должны тренировать себя.
Точно так же в «Джатакской сказке, истории о рождении учителя терпения» (Khantivādī Jātaka: J 313) ревнивый царь неоднократно спрашивал аскета, чему учил аскет, на что аскет ответил: «Терпение», которое аскет далее определил как «не гневаться, когда его обижают, критикуют или удаляют». Чтобы испытать терпение подвижника, царь две тысячи раз ударил подвижника терновым кнутом, отрубил подвижнику руки и ноги, отрезал подвижнику нос и уши, а затем ударил подвижника в сердце. После ухода царя подвижник пожелал царю долгих лет жизни и сказал: «Такие, как я, не испытывают гнева». Позже в тот же день подвижник умер.