См. Также:
Обзор религии § Темы буддизма и
Указатель статей, связанных с буддизмом. Дхармачакра, символ Дхармы, учение Будды о пути к просветлению
Буддизм ( пали / санскрит : बौद्ध धर्म Buddha Dharma) - это религия и философия, охватывающая множество традиций, верований и практик, в значительной степени основанных на учениях, приписываемых Сиддхартхе Гаутаме, широко известному как Будда, «пробужденный».
Следующий план представляет собой обзор и актуальное руководство по буддизму.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Будда
- 2 ветви буддизма
- 2.1 Школы буддизма
- 2.1.1 Тхеравада
- 2.1.2 Махаяна
- 2.1.3 Ваджраяна
- 2.1.4 Ранние буддийские школы
- 2.1.5 буддийский модернизм
- 2.2 Буддизм во всем мире
- 3 буддийских писания и тексты
- 3.1 Тексты Тхеравады
- 3.2 Тексты Махаяны
- 3.3 Тексты Ваджраяны
- 4 История буддизма
- 5 доктрин буддизма
- 5.1 Три драгоценности ( Тиратана • Триратна)
- 5.2 Четыре благородные истины ( Cattāri ariyasaccāni • Catvāri āryasatyāni)
- 5.2.1 1. Благородная истина о страдании ( Дуккха ария сачча)
- 5.2.2 2. Благородная истина о происхождении страдания ( Дуккха самудая ария сачча)
- 5.2.3 3. Благородная истина о прекращении страдания ( Дуккха ниродха ария сачча)
- 5.2.4 4. Благородная истина пути практики, ведущей к прекращению страдания ( Дуккха ниродха гамини панипада ария сачча)
- 5.3 Три характеристики существования ( Тилаккхана • Трилакшана)
- 5.4 Пять совокупностей ( панча кхандха • панча-скандха)
- 5.5 Взаимозависимое происхождение ( Paticcasamuppāda • Pratītyasamutpāda)
- 5.5.1 Это / то Обусловленность ( Идаппаччаята)
- 5.5.2 Двенадцать звеньев ( нидана)
- 5.5.3 Трансцендентальное взаимозависимое происхождение
- 5.6 Карма (Камма)
- 5.7 Перерождение ( Пунаббхава • Пунарбхава)
- 5.7.1 Буддийская космология
- 5.8 Чувственные основы ( Шьятана)
- 5.9 Шесть Великих Элементов ( Дхату)
- 5.10 Факультеты ( Индрия)
- 5.11 Формации ( Санкхара • Санскара)
- 5.12 Психические факторы ( Четасика • Чайтасика)
- 5.12.1 Тхеравада абхидхамма
- 5.12.2 Махаяна абхидхарма
- 5.13 Разум и сознание
- 5.14 Препятствия на пути к просветлению
- 5.15 Два вида счастья ( сукха)
- 5.16 Два вида бхавы
- 5.17 Два Стража Мира ( Сукка локапала)
- 5.18 Три самомнения
- 5.19 Три точки зрения
- 5.20 Три основные цели
- 5.21 Три раздела Дхармы
- 5.22 Четыре вида питательных веществ
- 5.23 Четыре вида приобретений ( упадхи)
- 5.24 Восемь мирских состояний
- 5.25 Истина ( Сакка • Сатья)
- 5.26 Высшее знание ( Abhiññā • Abhijñā)
- 5.27 Великие плоды созерцательной жизни ( Маха-пхала)
- 5.28 Концепции, уникальные для Махаяны и Ваджраяны
- 5.29 Другие концепции
- 6 буддийских практик
- 6.1 Буддийская преданность
- 6.2 Моральная дисциплина и заповеди ( Sīla • īla)
- 6.3 Три разрешения
- 6.4 Три столпа Дхармы
- 6.5 Тройственное обучение ( сиккха)
- 6.6 Пять качеств
- 6.7 Пять полномочий обучаемого
- 6.8 Пять вещей, ведущих к просветлению
- 6.9 Пять предметов для размышления
- 6.10 Постепенное обучение ( Анупуббикатха)
- 6.11 Семь хороших качеств ( Сатта саддхамма)
- 6.12 Десять заслуг ( Даша Пуннакирия ваттху)
- 6.13 Совершенства ( Парами • Парамита)
- 6.13.1 Десять тхеравада парами ( даша парамиё)
- 6.13.2 Шесть махаянских парамит
- 6.14 Состояния, относящиеся к просветлению ( Bodhipakkhiyādhammā • Bodhipakṣa dharma)
- 6.14.1 Четыре основы внимательности ( Cattāro satipaṭṭhānā • Smṛtyupasthāna)
- 6.14.2 Четыре правильных усилия ( Cattārimāni sammappadhānāni • Samyak-pradhāna)
- 6.14.3 Четыре пути к умственной силе ( Iddhipāda • ddhipāda)
- 6.14.4 Пять духовных способностей ( Панча индрия)
- 6.14.5 Пять Сил ( Pañca bala)
- 6.14.6 Семь факторов просветления ( Satta sambojjhagā • Sapta bodhyanga)
- 6.14.6.1 Нейтраль
- 6.14.6.2 Пробуждение
- 6.14.6.3 Успокаивающий
- 6.14.7 Благородный Восьмеричный Путь ( Ariya aṭṭhaṅgika magga • rya 'āṅga mārgaḥ)
- 6.14.7.1 Мудрость ( Панняккхандха)
- 6.14.7.2 Моральная дисциплина ( Силаккханда)
- 6.14.7.3 Концентрация ( Самадхиккхандха)
- 6.14.7.4 Приобретенные факторы
- 6.15 Буддийская медитация
- 6.15.1 Медитативные практики тхеравады
- 6.15.1.1 Спокойствие / Serenity / Calm ( Samatha • Шаматха)
- 6.15.1.2 Концентрация ( самадхи)
- 6.15.1.3 Медитация прозрения ( Випассана • Випашьяна)
- 6.15.2 Практики медитации дзэн
- 6.15.3 Практики медитации ваджраяны
- 6.16 Другая практика
- 7 Достижение Просветления
- 7.1 Общие
- 7.2 Тхеравада
- 7.3 Махаяна
- 7.4 Дзен
- 8 буддийское монашество и миряне
- 9 основных фигур буддизма
- 9.1 Основатель
- 9.2 Ученики Будды и ранние буддисты
- 9.2.1 Главные ученики
- 9.2.2 Великие ученики
- 9.2.2.1 Монахи
- 9.2.2.2 Монахини
- 9.2.3 Миряне
- 9.2.4 Мирянки
- 9.2.5 Первые пять учеников Будды
- 9.2.6 Два семилетних архата
- 9.2.7 Другие ученики
- 9.3 Поздние индийские буддисты (после Готамы Будды)
- 9.4 Индо-греческие буддисты
- 9.5 Китайские буддисты
- 9.6 Тибетские буддисты
- 9.7 Японские буддисты
- 9.8 Вьетнамские буддисты
- 9.9 Бирманские буддисты
- 9.10 Тайские буддисты
- 9.11 Шри-ланкийские буддисты
- 9.12 Американские буддисты
- 9.13 Бразильские буддисты
- 9.14 Британские буддисты
- 9.15 Немецкие буддисты
- 9.16 Ирландские буддисты
- 9.17 индийские буддисты
- 10 буддийская философия
- 11 буддийская культура
- 12 буддийское паломничество
- 13 Сравнительный буддизм
- 14 Другие темы, связанные с буддизмом
- 15 Списки
- 16 См. Также
- 17 диаграмм
- 18 заметок
- 19 Ссылки
- 20 Внешние ссылки
Будда
Гаутама Будда
Гаутама Будда
- Татхагата - означающее «Так пришел один» и «так ушел» одновременно, эпитет, который Будда использует чаще всего для обозначения самого себя; иногда он используется как общее обозначение человека, достигшего высших достижений.
- День Рождения Будды
- Четыре видения - наблюдения, которые глубоко повлияли на принца Сиддхартху, заставили его осознать страдания всех существ и вынудили его начать свое духовное путешествие.
- Качества Будды
- Отказ от всех омрачений ( килеса - в основном жадность, ненависть и заблуждение) вместе с их остаточными впечатлениями ( васана)
- Все омрачения были полностью оставлены - все омрачения были уничтожены, и ни одного не осталось.
- Все омрачения были полностью оставлены - каждое омрачение было уничтожено в корне, без остатка.
- В конце концов, все омрачения были оставлены - никакие омрачения больше не могут возникнуть в будущем.
- Приобретение всех добродетелей
- Великая мудрость ( Махапання)
- Обширность диапазона - понимание совокупности существующих явлений
- Глубина взгляда - понимание точного способа существования каждого явления
- Великое Сострадание ( Маха-каруна)
- Физические характеристики Будды
- След будды
- Статуя Будды ( Буддарупа)
- Иконография Гаутамы Будды в Лаосе и Таиланде
- Изображения Гаутамы Будды в кино
- Чудеса Гаутамы Будды
- Список мест, где останавливался Гаутама Будда
- Цвета ауры Будды ( прабашвара)
- Семья Гаутамы Будды
- Учителя Бодхисатты Готамы
- Шара Калама - учил Гаутаму джханской стадии небытия.
- Уддака Рамапутта - учил Гаутаму джханской стадии ни восприятия, ни невосприятия.
- Гаутама Будда в мировых религиях
Ветви буддизма
Школы буддизма
Школы буддизма
Тхеравада
Тхеравада - буквально «Учение старейшин» или «Древнее учение», это самая старая из сохранившихся буддийских школ. Он был основан в Индии. Она относительно консервативна и в целом ближе к раннему буддизму, и на протяжении многих веков была преобладающей религией Шри-Ланки (сейчас около 70% населения) и большей части континентальной Юго-Восточной Азии.
Махаяна
Махаяна - буквально «Великая колесница», это крупнейшая школа буддизма, зародившаяся в Индии. Этот термин также используется для классификации буддийских философий и практик. Согласно учениям традиций Махаяны, «Махаяна» также относится к пути поиска полного просветления на благо всех живых существ, также называемому «Бодхисаттваяна» или « Колесница Бодхисаттвы ».
Ваджраяна
Ваджраяна
Ваджра, особый символ Ваджраяне
Ранние буддийские школы
Ранние буддийские школы
Буддийский модернизм
Буддийский модернизм
Буддизм во всем мире
Буддизм по странам
Доля формальных / практикующих буддистов по количеству зарегистрированных приверженцев (по наименьшим оценкам).
Процент культурных / номинальных приверженцев комбинированного буддизма и родственных ему религий (по самым высоким оценкам).
Буддийские писания и тексты
Буддийские тексты
Тексты Тхеравады
Палийская литература
Собрание палийского канона.
Тексты махаяны
Трипитака Кореана на хранении в Хэинса.
Тексты ваджраяны
История буддизма
История буддизма
Доктрины буддизма
Основные буддийские концепции и их отношения
Взаимосвязь между основными концепциями буддизма Основные статьи:
Дхарма (буддизм) и
глоссарий буддизма Три драгоценности ( Тиратана • Триратна)
Триратна, символ Трех Драгоценностей
Три драгоценности
- Будда - Гаутама Будда, Благословенный, Пробужденный, Учитель
- Совершенный ( арахах • архат)
- Полностью просветленный ( самма-самбуддхо • самьяк-самбуддха)
- Совершенный в истинном знании и поведении ( виджья-чарана сампанно • видйа-чарана-сампанна)
- Sublime ( sugato • сугата)
- Знающий миры ( lokavidū • loka-vid)
- Несравненный лидер людей, которых нужно приручить ( ануттаро пуриша-дамма-саратхи • пуруша-дамйа-саратхи)
- Учитель дэвов и людей ( саттха дева-манусанах • шаста дева-манушйанах)
- Просветленный ( буддхо)
- Благословенный ( bhagavā • бхагават-)
- Дхамма (Дхарма) - космический принцип истины, законности и добродетели, открытый, осознанный и преподаваемый Буддой; учение Будды как выражение этого принципа; учение, ведущее к просветлению и освобождению
- Хорошо изложено Благословенным ( svākkhāto bhagavatā dhammo • svākhyāta)
- Прямо видимый ( sandiṭṭhiko • sāṃdṛṣṭika)
- Немедленное ( akāliko • akālika)
- Приглашение прийти и посмотреть ( ehi-passiko • ehipaśyika)
- Достойны применения ( opanayiko • avapraṇayika)
- Чтобы получить личный опыт мудрого ( пакчаттах ведитаббо виншухи • пратьятман ведитавйо виджняих)
- Сангха (Сангха) - духовное сообщество, состоящее из двух частей: 1) монашеская Сангха, чин монахов и монахинь; и (2) благородная Сангха, духовное сообщество благородных учеников, достигших стадий трансцендентного осознания. супатипанно бхагавато савака-сангхо)
- Практика прямого пути ( уджупатипанно бхагавато савака-сангхо)
- Практика истинного пути ( ньяпанипанно бхагавато савака-сангхо)
- Правильная практика ( самичипатипанно бхагавато савака-сангхо)
- Достойны подарков ( āhuṇeyyo)
- Достойно гостеприимства ( пахунейё)
- Достойный подношения ( dakkhiṇeyyo)
- Достойны почтительного приветствия ( анджаликаранийо)
- Непревзойденное поле заслуг для мира ( ануттарам пуннаккхеттах локасса)
Четыре благородные истины ( Cattāri ariyasaccāni • Catvāri āryasatyāni)
Четыре благородные истины
1. Благородная истина о страдании ( Дуккха ария сачча)
- Страдание ( дуккха • духкха) - чтобы полностью понять ( париньнеййа)
- Дуккха как внутреннее страдание, как телесная или душевная боль ( дуккха-дуккха)
- Дуккха из-за изменения ( випаринама-дуккха)
- Ассоциация с неприятным ( аппиехи сампайого)
- Отделение от приятного ( пиехи виппайого)
- Не получить то, что хочет ( ямпиччхам на лабхати тампи)
- Дуккха обусловленных образований ( санкхара-дуккха)
2. Благородная истина о происхождении страдания ( Дуккха самудая ария сачча)
3. Благородная истина о прекращении страдания ( Дуккха ниродха ария сачча)
- Nirvana ( Ниббана • Nirvana) ( ниродха ) - реализоваться ( sacchikātabba)
- Элемент ниббаны с оставшимся остатком ( са-упадишеша ниббанадхату • сопадхишена-нирвана)
- Элемент ниббаны без остатка ( анупадишеша ниббанадхату • нир-упадхишена-нирвана) - паринирвана ( париниббана • паринирвана)
4. Благородная истина пути практики, ведущей к прекращению страдания ( Дуккха ниродха гамини панипада ария сачча)
- Благородный Восьмеричный Путь ( Ariyo aṭṭhaṅgiko maggo • rya 'āṅga mārgaḥ) - необходимо развивать ( bhāvetabba)
- Правый вид
- Правильное намерение
- Правильная речь
- Правильное действие
- Правильный образ жизни
- Правильное усилие
- Правильная внимательность
- Правильная концентрация
Три характеристики существования ( Тилаккхана • Трилакшана)
Три признака существования
Пять совокупностей ( панча кхандха • панча-скандха)
Скандха
Взаимозависимое происхождение ( Paticcasamuppāda • Pratītyasamutpāda)
Основная статья:
Пратисамутпада Это / это Обусловленность ( Идаппаччаята)
Основная статья:
Идаппаччаята Когда это, то есть. Из возникновения этого происходит возникновение того. Когда это не так, это не так. С прекращением этого происходит прекращение этого. | Имасмих сати, идам хоти. Имас 'уппада, идам уппаджати. Имасми асати, идам на хоти. Имасса ниродха, идхам нируджджхати. |
Двенадцать звеньев ( нидана)
Основная статья:
Двенадцать нидан Описывает, как возникают страдания.
- Невежество ( авиджа • авидья)
- Волевые образования ( saṅkhāra • saṃskāra)
- Телесное образование
- Вербальное образование
- Психическое формирование
- Сознание ( viññāṇa • vijñāna)
- Сознание глаза
- Сознание уха
- Сознание носа
- Сознание языка
- Тело-сознание
- Сознание-сознание
- Ум и тело ( намарупа)
- Ум ( нама)
- Тело / материальность / форма ( rūpa)
- Шесть основ чувств ( saḷāyatana • aāyatana)
- Основание для глаз
- Основание уха
- Основание носа
- Основание языка
- Тело-основание
- Основа разума
- Контакт ( пхасса • спарша)
- Зрительный контакт
- Ушной контакт
- Контакт носа
- Прикосновение к языку
- Контакт с телом
- Ум-контакт
- Чувство ( ведана)
- Чувство зрительного контакта
- Чувство рождения от контакта с ухом
- Чувство рождения от контакта с носом
- Чувство рождения от контакта с языком
- Чувство рождения телесного контакта
- Чувство рождения умственного контакта
- Жажда ( taṇhā • tā)
- Тяга к формам
- Тяга к звукам
- Тяга к запахам
- Тяга к ароматам
- Тяга к материальным благам
- Тяга к объектам разума
- Цепляние ( упадана)
- Бытие ( бхава)
- Смысловая сфера бытия
- Тонкоматериальное существо
- Нематериальное существо
- Рождение ( джати)
- Старость и смерть ( джарамарана)
Трансцендентальное взаимозависимое происхождение
Описывает путь выхода из страдания.
Карма (Камма)
Карма в буддизме
- Определение - волевое действие, рассматриваемое, в частности, как моральная сила, способная производить для агента результаты, соответствующие этическому качеству действия; таким образом, хорошая карма приносит счастье, а плохая карма приносит страдания.
- Результат кармы ( випака)
- Намерение ( четана)
- Доброе намерение ( кусала)
- Неблагоприятное намерение ( акусала)
- Три двери действия ( каммадвара)
- Тело - Телесные действия
- Речь - словесные действия
- Разум - Психические действия
- Корни ( мула)
- Нездоровый
- Полезный
- Негрид ( алобха) - отречение, непривязанность, щедрость
- Ненависть ( адоса) - любящая доброта, сочувствие, мягкость.
- Без иллюзий ( амоха) - мудрость
- Курсы действий ( каммапатха)
- Нездоровый
- Телесно
- Разрушая жизнь
- Принимая то, что не дано
- Неправильное поведение в отношении чувственных удовольствий
- Словесный
- Ложная речь
- Клеветническая речь
- Резкая речь
- Болтовня
- Ментальный
- Жадность
- Я буду
- Неправильный взгляд
- Полезный
- Телесно
- Воздержание от разрушения жизни
- Воздержание от приема того, что не дано
- Воздержание от неправильного поведения в отношении чувственных удовольствий
- Словесный
- Воздержание от ложной речи
- Воздержание от клеветнических высказываний
- Воздерживаться от резких высказываний
- Воздержание от пустой болтовни
- Ментальный
- Быть свободным от алчности
- Быть свободным от недоброжелательности
- Держа правый взгляд
- Функция
- Репродуктивная камма ( джанака камма) - то, что производит мысленные агрегаты и материальные агрегаты в момент зачатия.
- Поддерживающая камма ( упаттхамбхака камма) - то, что приближается к репродуктивной камме и поддерживает ее.
- Обструктивная камма ( upapiaka kamma) - то, что имеет тенденцию ослаблять, прерывать и замедлять осуществление репродуктивной каммы.
- Разрушительная камма ( упагхатака камма) - то, что не только препятствует, но и разрушает всю силу репродуктивной каммы.
- Приказ вступить в силу
- Весомая камма ( гарука камма) - то, что дает свои результаты в этой жизни или в следующей наверняка.
- Пять ужасных преступлений, вызывающих перерождение в аду сразу после смерти ( анантарика-камма )
- Ближайшая камма ( асанна камма) - то, что человек делает или помнит непосредственно перед моментом смерти.
- Привычная камма ( āciṇṇa kamma) - то, что человек обычно выполняет и вспоминает и к которому испытывает большую симпатию.
- Резервная камма ( kaṭattā kamma) - относится ко всем действиям, которые совершаются однажды и вскоре забываются.
- Время вступления в силу
- Немедленно эффективная камма ( дитхадхаммаведания камма)
- Впоследствии эффективная камма ( упападжджаведания камма)
- Неограниченно эффективная камма ( анарапарийаведания камма)
- Несуществующая камма ( ахоси камма)
- Место вступления в силу
- Аморальная ( акушала) камма, относящаяся к сфере чувств ( камавачара)
- Моральная ( кусала) камма, относящаяся к сфере чувств ( камавачара)
- Моральная камма, относящаяся к сфере форм ( рупавачара)
- Моральная камма, относящаяся к бесформенной сфере ( арупавачара)
- Нияма Дхаммы
- Уту Нияма - Физический неорганический порядок (сезонные изменения и климат), естественный закон, относящийся к физическим объектам и изменениям в природной среде, например, погоде; как цветы распускаются днем и складываются ночью; как почва, вода и питательные вещества помогают дереву расти; и то, как вещи распадаются и разлагаются. Эта перспектива подчеркивает изменения, вызванные жарой или температурой.
- Биджа Нияма - Физический Органический Порядок (законы наследственности), естественный закон, относящийся к наследственности, который лучше всего описывается в пословице: «как семя, так и плод».
- Читта Нияма - Порядок разума и психический закон (воля разума), естественный закон, относящийся к работе разума, процессу познания объектов чувств и ментальным реакциям на них.
- Камма Нияма - Порядок действий и результатов (последствия действий), естественный закон, относящийся к человеческому поведению, процессу возникновения действия и его результатам. По сути, это можно выразить словами: «хорошие дела приносят хорошие результаты, плохие дела приносят плохие».
- Дхамма Нияма - Порядок Нормы (склонность природы создавать совершенный тип), естественный закон, регулирующий отношения и взаимозависимость всех вещей: как все вещи возникают, существуют и затем исчезают. Все условия могут быть изменены, находятся в состоянии недомогания и не являются самостоятельными: это Норма.
Возрождение ( Пунаббхава • Пунарбхава)
Основная статья:
Возрождение (буддизм) Буддийская космология
Буддийская космология
Бхавачакра, символическое изображение из шести сфер.
Чувственные основы ( Шятана)
Аятана
Шесть великих элементов ( Дхату)
Факультеты ( Индрия)
Индрия
- Шесть сенсорных способностей
- Факультет зрения / зрения ( чакх-ундрия)
- Ухо / слуховой аппарат ( сот-индрия)
- Способность к обонянию и носу ( гхан-индрия)
- Способность к языку и вкусу ( дживх-индрия)
- Способность тела / чувствительности ( kāy-indriya)
- Способность разума ( ман-индрия)
- Три физических способности
- Пять способностей к чувствованию
- Пять духовных способностей
- Три факультета окончательной подготовки
- Думая: «Я познаю неизведанное» ( ананната-нассамит-индрийа)
- Гнозис ( анн-индрия)
- Тот, кто знает ( анната-виндрийа)
Образования ( Санкхара • Санскара)
Основная статья:
Санкхара Психические факторы ( Cetasika • Caitasika)
Основная статья:
Психические факторы (буддизм) Тхеравада абхидхамма
- Семь универсальных психических факторов, общих для всех; этически изменчивые психические факторы, общие для всех сознаний ( sabbacittasādhāraṇa cetasikas)
- Шесть случайных или особых умственных факторов; этически изменчивые психические факторы, обнаруживаемые только в определенных сознаниях ( pakiṇṇaka cetasikas)
- Четырнадцать нездоровых умственных факторов ( акусала четасики)
- Четыре универсальных неблагих умственных фактора ( акушаласадхарана):
- Три ментальных фактора группы жадности ( лобха):
- Четыре ментальных фактора группы ненависти ( доша)
- Другие вредные психические факторы
- Двадцать пять прекрасных умственных факторов ( собхана четасики)
- Девятнадцать универсальных прекрасных умственных факторов ( собханасадхарана):
- Вера ( саддха)
- Внимательность ( сати)
- Стыд за зло ( хири)
- С уважением к последствиям ( ottappa)
- Отсутствие жадности ( алобха)
- Отсутствие ненависти ( адоса)
- Равновесие, нейтральность ума ( татрамаджджхаттата)
- Спокойствие ментального тела ( каяпассаддхи)
- Спокойствие сознания ( читтапассаддхи)
- Легкость ментального тела ( каялахута)
- Легкость сознания ( читталахута)
- Мягкость / податливость ментального тела ( каямудута)
- Мягкость / податливость сознания ( читтамудута)
- Готовность / владение ментальным телом ( kāyakammaññatā)
- Готовность / владение сознанием ( читтакамманнйата)
- Мастерство ментального тела ( каяпагунната)
- Мастерство сознания ( cittapāguññatā)
- Прямолинейность / правильность ментального тела ( каюдзюката)
- Прямолинейность / правильность сознания ( читтуджуката)
- Три воздержания ( вирати):
- Два безграничных ( appamañña):
- Единая способность мудрости ( паншиндрия):
Махаяна абхидхарма
- Пять универсальных умственных факторов ( сарватрага), общих для всех:
- Спарша - контакт, контактное осознавание, чувственное впечатление, прикосновение
- Ведана - чувство, ощущение
- Санджна - восприятие
- Четана - воля
- Манасикара - внимание
- Пять определяющих умственных факторов ( вишаянията):
- Чанда - желание (действовать), намерение, интерес
- Адхимокша - решение, интерес, твердое убеждение
- Смрити - внимательность
- Праджня - мудрость
- Самадхи - сосредоточение
- Одиннадцать добродетельных ( кушала) умственных факторов
- Шраддха - вера
- Хри - самоуважение, сознательность, чувство стыда
- Апатрапья - приличие, забота о последствиях
- Алобха - непривязанность
- Адвена - ненападение, невозмутимость, отсутствие ненависти
- Амоха - отсутствие недоумения
- Вирья - трудолюбие, усилие
- Прашрабдхи - податливость
- Апрамада - сознательность
- Упекша - невозмутимость
- Ахимса - безвредность
- Шесть коренных омрачений ума ( мулаклеша):
- Рага - привязанность
- Пратига - гнев
- Авидья - невежество
- Мана - гордость, тщеславие
- Vicikitsa - сомнение
- Днини - неправильный взгляд
- Двадцать вторичных омрачений ( упаклеша):
- Кродха - ярость, ярость
- Упанаха - обида
- Мракша - сокрытие, лукавство - сокрытие
- Прадаша - злоба
- Иршья - зависть, ревность
- Матсарья - скупость, скупость, скупость
- Майа - притворство, обман
- Śāhya - лицемерие, нечестность
- Мада - увлечение, душевное раздувание, самоудовлетворение
- Вихимса - злоба, враждебность, жестокость, намерение причинить вред
- Āhrīkya - отсутствие стыда, бессознательность, бесстыдство
- Анапатрапья - отсутствие приличия, пренебрежение, бесстыдство
- Стйана - вялость, мрачность
- Ауддхатья - возбуждение, неистовство
- Ишраддхйа - недостаток веры, недостаток доверия
- Каусидья - лень, праздность
- Прамада - невнимательность, беспечность, безразличие
- Мунитасмритита - забвение
- Асаṃпраджанйа - невнимательность, невнимательность
- Викшепа - отвлечение, уныние
- Четыре изменчивых психических фактора ( анията):
- Kaukṛitya - сожаление, беспокойство,
- Миддха - сон, сонливость
- Витарка - зачатие, отбор, обследование
- Vicāra - проницательность, рассудительность, анализ
Разум и сознание
- Читта - Ум, образ мышления или состояние ума
- Cetasika - Психические факторы
- Манас - Разум, способность к общему мышлению
- Сознание ( винняна )
- Поток ума ( читта-самтана) - непрерывность сознания от момента к моменту
- Бхаванга - самый фундаментальный аспект ума в Тхераваде.
- Светлый ум ( пабхасара читта)
- Только сознание ( vijñapti-mātratā)
- Восемь сознаний ( анавиджняна)
- Сознание глаза - зрение, воспринимаемое органами зрения.
- Сознание уха - слух, воспринимаемый органами слухового восприятия
- Сознание носа - обоняние воспринимается органами обоняния
- Сознание языка - ощущение вкуса через органы вкуса
- Сознание-идея - аспект ума, известный на санскрите как « обезьяна разума »; сознание идеи
- Сознание тела - тактильные ощущения, возникающие при контакте с кожей, прикосновении
- Сознание манаса - сознание омрачения - сознание, которое посредством постижения собирает препятствия, яды, кармические образования.
- Сознание хранилища (
ālāyavijñāna) - сознание семени, сознание, которое является основой остальных семи
Умственное распространение ( papañca • prapañca) - ошибочная концептуализация мира посредством использования постоянно расширяющихся языков и концепций. Обезьяний ум - беспокойный, беспокойный ум Препятствия на пути к просветлению
- Портит ( асава)
- Омрачение ( kilesa • клеш)
- Четыре извращения взглядов, мыслей и восприятий ( випалласа)
- Принятие непостоянного ( аничча • анитья) за постоянное ( никча • нитья)
- Принятие страдания ( дуккха • духкха) за счастье ( сукха)
- Принятие того, что не есть я ( анатта • анатман), за себя ( атта • атман)
- Принятие того, что не является прекрасным ( асубха), быть прекрасным ( субха)
- Пять препятствий ( панча ниварана) - основные внутренние препятствия на пути развития концентрации и понимания
- Скрытые тенденции ( анусая)
- Десять оков ( санйоджана)
- Представление о личности ( sakkāyadiṭṭhi) - представление о действительно существующем я, идентичном пяти совокупностям или существующему в некотором отношении к ним.
- Сомнение ( vicikicchā) - сомнение в Будде, Дхамме, Сангхе или обучении.
- Неправильное понимание правил и обрядов ( sīlabbata-parāmāsa) - вера в то, что простые внешние обряды, особенно религиозные ритуалы и аскетические практики, могут привести к освобождению.
- Чувственная похоть ( камаччандо)
- Злая воля ( вьяпадо)
- Желание существования в сфере форм ( рупараго)
- Желание существования в бесформенном царстве ( арупараго)
- Conceit ( Mana)
- Беспокойство ( уддхачча)
- Невежество ( авиджа • авидья)
Два вида счастья ( сукха)
- Телесное удовольствие ( каясукха)
- Душевное счастье ( читтасуха)
Два вида бхавы
- Камма Бхава - каммы, вызванные четырьмя Упаданами
- Упапатти-бхава - бхава перерождения
Два Стража Мира ( Сукка локапала)
Три тщеславия
- "Я - лучше"
- "Я равный"
- "Я хуже"
Три точки зрения
- Удовлетворение ( ассада)
- Опасность ( адинава)
- Побег ( ниссарана)
Три основные цели
- Благополучие и счастье, непосредственно видимые в этой настоящей жизни, достигаются выполнением своих моральных обязательств и социальных обязательств ( диṭṭха-дхамма-хитасукха)
- Благополучие и счастье в следующей жизни, достигаемые совершением достойных дел ( сампарайика-хитасукха)
- Высшее благо или высшая цель, ниббана, окончательное освобождение от цикла перерождений, достигаемое путем развития Благородного Восьмеричного Пути ( параматтха).
Три раздела Дхармы
- Учеба ( париятти)
- Практика ( paipatti)
- Реализация ( pativedha)
Четыре вида питательных веществ
Четыре вида приобретений ( упадхи)
Восемь мирских состояний
- «Восемь мирских ветров» упоминаются в обсуждениях невозмутимости ( upekkhā, upekṣhā)
Истина ( Сакка • Сатья)
Основные статьи:
Сакка и
Сатья Высшее знание ( Abhiññā • Abhijñā)
Абхиджня
- Шесть типов высших знаний ( chalabhiñña)
- Сверхъестественные способности ( идди)
- Умножение тела на множество и снова в одно
- Появляется и исчезает по желанию
- Проходя сквозь твердые предметы, как будто в космосе
- Способность подниматься и опускаться в землю, как в воде
- Хожу по воде, как по земле
- Полет по небу
- Касаться чего-либо на любом расстоянии (даже луны или солнца )
- Путешествие в другие миры (например, в мир Брахмы ) с телом или без него
- Божественное ухо ( дибба-сота), то есть яснослышание
- Проницательное знание ( ceto-pariya-ñā ṇ a), то есть телепатия
- Вспоминая свои прежние жилища ( pubbe-nivāsanussati), то есть вспоминая свои прошлые жизни
- Божественное око ( дибба-чаккху), то есть знание кармических предназначений других
- Исчезновение психических одурманивающих ( āsavakkhaya), на котором архатству вытекает
- Три знания ( тевиджа)
- Вспоминая свои прежние жилища ( pubbe-nivāsanussati)
- Божественное око ( дибба-чакху)
- Исчезновение психических интоксикантов ( асавакхая)
Великие плоды созерцательной жизни ( Маха-пхала)
Пхала
- Беспристрастие ( upekkhā, upekhā)
- Бесстрашие ( ниббхайя)
- Свобода от несчастья и страдания ( асухачаадуккха)
- Медитативное поглощение ( самадхи)
- Вне тела ( маномайя)
- Яснослышание ( Dibba-сот)
- Интуиция и ментальная телепатия ( чето-пария-нана)
- Воспоминание о прошлых жизнях ( патисанди)
- Ясновидение ( дибба-чакху)
- Конец умственного брожения ( саматха)
Концепции, уникальные для Махаяны и Ваджраяны
Белый А - Символ Дзогчен
Другие концепции
Буддийские практики
Буддийская преданность
Буддисты делают подношения в
Ват Пхратхат Дой Сутхеп Буддийская преданность
Моральная дисциплина и заповеди ( Sīla • īla)
Основная статья:
Шила - Пять заповедей ( панча-шилани • панча-шилани)
- Восемь заповедей ( анхасила)
- Десять заповедей ( дасасила)
- Воздержание от убийства живых существ
- Воздержание от воровства
- Воздержание от не целомудрия (чувственность, сексуальность, похоть)
- Воздерживаться от лжи
- Воздержание от приема интоксикантов.
- Воздержание от приема пищи в неподходящее время (после полудня)
- Воздержание от пения, танцев, музицирования или посещения развлекательных программ (представлений)
- Воздержание от парфюмерии, косметики и гирлянд (декоративных аксессуаров).
- Воздерживаться от сидения на высоких стульях и сна на роскошных мягких кроватях.
- Воздержание от приема денег
- Шестнадцать заповедей
- Три сокровища
- Принятие прибежища в Будде
- Принятие прибежища в Дхарме
- Принятие прибежища в Сангхе
- Три чистых заповеди
- Не творить зло
- Практиковать добро
- Актуализация блага для других
- Десять серьезных заповедей
- Утверждаю жизнь; Не убивай
- Давать; Не укради
- Почитай тело; Не злоупотребляйте сексуальностью
- Явная правда; Не ври
- Действуйте четко; Не затуманивайте разум
- Увидеть совершенство; Не говори о чужих ошибках и недоработках
- Осознайте себя и других как одно; Не возвышайте себя и не обвиняйте других
- Раздайте щедро; Не сдерживайте
- Актуализировать гармонию; Не злись
- Испытайте интимность вещей; Не оскверняйте Три сокровища
- Виная
- Патимокха ( Пратимокша ) - свод монашеских правил, обязательных для членов буддийского монашеского ордена.
- Параджика (поражения) - четыре правила, влекущих за собой изгнание из сангхи на всю жизнь
- Половой акт, то есть любое добровольное сексуальное взаимодействие между монахом и живым существом, за исключением полового акта рот в рот, который подпадает под сангхадишеша.
- Кража, то есть грабеж, что стоит больше, чем 1/24 тройской унции из золота (как определено местным законодательством).
- Умышленное причинение смерти человека, даже если это все еще эмбрион, - будь то убийство человека, организация убийства убийцей, подстрекательство человека к смерти или описание преимуществ смерти.
- Преднамеренная ложь другому человеку о том, что он достиг высшего человеческого состояния, например, заявление о том, что он арахант, когда он знает, что это не так, или утверждение, что он достиг одной из джхан, когда один знает, что он еще не
- Сангхадишеша - тринадцать правил, требующих начального и последующего собрания сангхи (общих собраний)
- Анията - два неопределенных правила, где монах обвиняется в совершении преступления с женщиной в закрытом (закрытом) или уединенном месте мирянином.
- Ниссаггия паситтия - тридцать правил, влекущих за собой «признание с конфискацией»
- Паситтия - девяносто два правила, влекущих за собой признание
- Патидесания - четыре нарушения, которые необходимо устно констатировать.
- Сехияватта - семьдесят пять правил обучения, которые в основном касаются манер монаха.
- Шаранпа - правильное поведение
- Бходжанапатисамьютта - еда
- Дхаммадешанапатисамьютта - обучение дхамме
- Пакиннака - разное
- Адхикарана-саматха - семь правил урегулирования судебных процессов, касающихся только монахов
- Клятвы бодхисаттвы
- Самая - набор обетов или предписаний, данных посвященным эзотерического буддийского ордена Ваджраяны.
- Аскетические практики ( дхутанга) - группа из тринадцати аскетических практик, или аскетических практик, которые чаще всего соблюдаются лесными монахами буддийской традиции Тхеравады.
Три Резолюции
- Воздерживаться от всего зла ( sabbapāpassa akaraṇaṃ)
- Для того, чтобы культивировать благо ( kusalassa Upasampada)
- Чтобы очистить свой ум ( сачиттапарийодапанаṃ)
Три столпа Дхармы
Тройственное обучение ( сиккха)
Тройное обучение
- Обучение высшей нравственной дисциплине ( адхисила-шиккха) - нравственности ( шила • шила)
- Тренировка высшего ума ( адхичитта-шиккха) - сосредоточение ( самадхи)
- Обучение высшей мудрости ( адхипання-шиккха) - мудрости ( пання • праджня)
Пять качеств
Пять полномочий обучаемого
- Вера ( саддха • шраддха)
- Совесть ( хири) - врожденное чувство стыда за моральный проступок.
- Боязнь проступка ( оттаппа) - моральный страх, боязнь результатов проступка.
- Энергия ( viriya • vīrya)
- Мудрость ( пання • праджня)
Пять вещей, ведущих к просветлению
Пять предметов для размышления
Упаджхаттхана сутта
- Я подвержен старению, я не свободен от старения
- Я подвержен болезни, я не свободен от болезни
- Я подвержен смерти, я не освобожден от смерти
- Произойдут изменения и разлука со всем, что мне дорого и близко
- Я являюсь владельцем своих действий, наследником своих действий, я рожден своими действиями, я связан с моими действиями, и я имею свои действия как убежище; что бы я ни делал, добро или зло, я буду наследником
Постепенное обучение ( Анупуббикатха)
Основные статьи:
Постепенное обучение и
анупуббикатха Семь хороших качеств ( Сатта саддхамма)
- Щедрость ( дана)
- Нравственность ( шила • шила)
- Медитация ( бхавана)
- Выражение должного уважения к тем, кто достоин этого ( апачаяна)
- Помогать другим совершать добрые дела ( вейявачча)
- Разделение заслуг после совершения доброго дела ( анумодана)
- Радость заслугам других ( паттанумодана)
- Обучение Дхамме ( Дхаммадесана)
- Слушание Дхаммы ( дхаммассавана)
- Исправление собственных взглядов
Совершенства ( Парами • Парамита)
Основная статья:
Парамита Десять Тхеравада Парами ( Даша парамиё)
Шесть махаянских парамит
Состояния, относящиеся к просветлению ( Bodhipakkhiyādhammā • Bodhipakṣa dharma)
Основная статья:
Бодхипаккхиядхамма Четыре основы внимательности ( Cattāro satipaṭṭhānā • Smṛtyupasthāna)
Сатипаттхана
- Внимательность к телу ( каягатасати • каясмрити)
- Внимательность к дыханию ( анапанасати • анапанасмрити)
- Внимательность к телу ( каянупассана) - первая тетрада
- Дышать долгим дыханием
- Короткое дыхание
- Ощущение всего (дыхательного) тела (осознание начала, середины и конца дыхания)
- Успокоение телесных образований
- Внимательность к чувствам ( vedanānupassana) - вторая тетрада
- Испытывая восторг
- Испытывать блаженство
- Испытывая ментальную формацию
- Успокоение умственного образования
- Осознанность ума ( читтанупассана) - третья тетрада
- Опыт ума
- Радовать ум
- Сосредоточение ума
- Освобождение ума
- Внимательность к Дхаммам ( dhammānupassana) - четвертая тетрада
- Созерцание непостоянства ( аниччанупасси)
- Созерцание угасания ( virāgānupassī)
- Созерцание прекращения ( ниродханупасси)
- Созерцание отказа ( paṭinissaggānupassī)
- Позы
- Ясное понимание ( сампаджання • сампраджана)
- Четкое понимание цели своего действия ( саттхака)
- Ясное понимание пригодности своих средств для достижения своей цели ( саппая)
- Четкое понимание области, то есть не отказываться от предмета медитации в повседневной жизни ( гочара)
- Ясное понимание реальности, осознание того, что за своими действиями нет постоянного «я» ( асаммоха)
- Размышления об отталкивании тела, медитация на тридцать две части тела ( патикуламанасикара)
- Размышления о материальных элементах ( махабхута)
- Созерцания кладбища ( асубха)
- Опухший или раздутый труп
- Труп коричневато-черный или пурпурно-синий с гнилью
- Гноящийся или нагноившийся труп
- Труп забрызгал наполовину или потрескался от разложения
- Труп, обглоданный такими животными, как дикие собаки и лисы
- Труп разбросан по частям, руки, ноги, голова и тело разбросаны
- Труп разрезан и выброшен по частям после убийства
- Труп с
кровотечением, то есть с сочащейся красной кровью. - Труп заражен и съеден червями
- Остатки трупа в куче костей, то есть скелета.
Внимательность к чувствам ( веданасати • веданасмрити) - Приятное чувство
- Мирское приятное чувство
- Духовное приятное чувство
- Болезненное чувство
- Мирское болезненное чувство
- Духовное болезненное чувство
- Ни-приятное-ни-болезненное (нейтральное) чувство
- Мирское нейтральное чувство
- Духовно нейтральное чувство
Внимательность к уму ( читтасати • читтасмрити) - С похотью ( сарага ṃ) или без похоти ( витарага ṃ)
- С ненавистью ( sadosa ṃ) или без ненависти ( vītadosa ṃ)
- С заблуждением ( самоха ṃ) или без заблуждения ( витамоха ṃ)
- Контракт ( са ṅ кхитта ṃ) или разбросанный ( виккхитта ṃ)
- Высокий ( махаггата ṃ) или невысокий ( амахаггата ṃ)
- Непревзойденный ( са-уттара ṃ) или непревзойденный ( ануттара ṃ)
- Успокоенный ( самахита ṃ) или не успокоенный ( асамахита ṃ)
- Выпущено ( vimutta ṃ) или не выпущено ( avimutta ṃ)
Внимательность к ментальным явлениям ( дхаммасати • дхармасмрити) Четыре правильных усилия ( Cattārimāni sammappadhānāni • Samyak-pradhāna)
Четыре правильных упражнения
- Усилия по предотвращению возникновения не возникших неблагих состояний ума ( ануппадайа)
- Усилие избавиться от возникших нездоровых состояний ума ( паханая)
- Усилие вызвать невозникшие здоровые состояния ума ( уппадайа)
- Усилия по поддержанию и совершенствованию возникших здоровых состояний ума ( Тхития)
Четыре пути к умственной силе ( Iddhipāda • ddhipāda)
Иддхипада
- Концентрация из-за желания ( чанда)
- Концентрация за счет энергии ( viriya • vīrya)
- Концентрация, обусловленная умом ( читта)
- Концентрация благодаря исследованию ( vīmasā)
Пять духовных способностей ( панча индрия)
Индрия
Пять сил ( Pañca bala)
Пять сильных сторон
- Вера ( саддха • шраддха) - контролирует сомнения
- Энергия ( viriya • vīrya) - контролирует лень.
- Внимательность ( сати • смрити) - контролирует беспечность.
- Концентрация ( самадхи) - контролирует отвлечение
- Мудрость ( пання • праджня) - контролирует невежество.
Семь факторов просветления ( Satta sambojjhagā • Sapta bodhyanga)
Семь факторов просветления
Нейтральный
Возбуждающий
Успокаивающий
Благородный Восьмеричный Путь ( Ariya aṭṭhaṅgika magga • rya 'āṅga mārgaḥ)
Благородный Восьмеричный Путь
Мудрость ( Панняккхандха)
Дхармачакра, символ Благородного Восьмеричного Пути, учение Будды о пути к просветлению.
- Вид справа ( sammā-diṭṭhi • samyag-di)
- Обыденный правый взгляд
- Надземный правый взгляд
- Правильный взгляд, соответствующий Четырем благородным истинам ( саккануломика самма-дитхи)
- Правильный взгляд, пронизывающий Четыре благородные истины ( saccapativedha sammā-diṭṭhi)
- Правильное намерение ( самма-санкаппа • самьяк-санкалпа)
Моральная дисциплина ( Силаккханда)
Концентрация ( Самадхиккхандха)
- Правильное усилие ( самма-вайама • самйаг-вйайама)
- Усилия по предотвращению возникновения не возникших нездоровых состояний ума ( самвараппадхана)
- Мудрое внимание ( йонисо манасикара)
- Ограничение способностей чувств ( индрия-самвара)
- Усилие избавиться от нездоровых состояний ума, которые уже возникли ( паханаппадхана)
- Усилия по созданию здоровых состояний ума, которые еще не возникли ( бхаванападхана)
- Усилия по поддержанию и совершенствованию здоровых состояний ума уже возникли ( ануракханаппадхана)
- Правильная внимательность ( Samma-сати • самйак-смрити)
- Правильное сосредоточение ( самма-самадхи • самьяк-самадхи)
- Четыре джханы
- Первая джхана ( патхамаджжана)
- Вторая джхана ( дутийаджжана)
- Третья джхана ( татияджджана)
- Четвертая джхана ( чатуттхаджхана)
Приобретенные факторы
Буддийская медитация
Основные статьи:
буддийская медитация и
бхавана Медитационные практики тхеравады
Спокойствие / Serenity / Calm ( Samatha • Шаматха)
Самата
Буддийский монах медитирует
- Место работы ( kammahāna)
- Ten Kasinas
- Земля касина ( патавикашинам)
- Вода касина ( апокашинам)
- Огненная касина ( теджокашинам)
- Ветер касина ( вайокашинам)
- Коричневатая или темно-пурпурно-синяя касина ( нилакашинам)
- Желтая касина ( питакашинам)
- Красная касина ( лохитакашинам)
- Белая касина ( одатакашинам)
- Светлая касина ( алокакашинам)
- Открытое пространство, небо касина ( акасакасинам)
- Десять размышлений об отталкивании ( асуба)
- Опухший или раздутый труп ( уддхуматакам)
- Труп коричневато-черного или пурпурно-синего цвета с гнилью ( винилакам).
- Гноящийся или нагноившийся труп ( випуббакам)
- Труп забрызгал наполовину или потрескался от разложения ( виччиддакам)
- Труп, обглоданный такими животными, как дикие собаки и лисы (викхайиттакам)
- Труп рассыпается по частям, руки, ноги, голова и тело рассыпаются ( викхитакам)
- Труп, разрезанный и выброшенный по частям после убийства ( хатавикхиттакам)
- Труп с кровотечением, то есть с сочащейся красной кровью ( лохитакам)
- Труп, зараженный и съеденный червями ( пулувакам)
- Остатки трупа в куче костей, т.е. скелет ( аттикам)
- Десять воспоминаний ( анусати • анусмрити)
- Буддханусати ( Буддханусмрити) - Воспоминание о Будде - сосредоточение ума с вниманием и многократное размышление о славных добродетелях и качествах Будды
- Дхаммануссати ( Дхарманусмрити) - Воспоминание о Дхамме - неоднократное серьезное размышление о достоинствах и качествах учений Будды и его доктрины
- Сангханусати ( Сангханусмрити) - Воспоминание о Сангхе - сильное и неоднократное сосредоточение ума на редких атрибутах и святости Сангхи.
- Sīlānussati - Воспоминание о добродетели - серьезное и неоднократное размышление об очищении собственной морали или шилы.
- Cāgānussati - Воспоминание о щедрости - многократное размышление о чистоте ума в благородном акте собственной даны, благотворительности и щедрости.
- Деватанусати - Воспоминание о божествах - размышление с серьезным и постоянным вниманием о собственном полном владении качествами абсолютной веры (саддха), морали (шила), обучения (сута), щедрости (чага) и мудрости (пання), как и дэвы. иметь, чтобы дать возможность переродиться в мире дэвов
- Maraṇānussati - Осознанность смерти - неоднократные размышления о неизбежности смерти
- Каягатасати - внимательность к телу - серьезно и постоянно размышляя о нечистоте тела, которое состоит из 32 отвратительных составляющих, таких как волосы, волосы на теле, ногти, зубы, кожа и т. Д.
- Анапанасати - внимательность к дыханию - повторяющееся размышление о вдыхаемом и выдыхаемом дыхании.
- Упасаманусати - Воспоминание о мире - многократное размышление с серьезным вниманием о высшем духовном блаженном состоянии Нирваны.
- Четыре Божественных Пребывания ( брахмавихара)
- Четыре бесформенных джханы ( арупаджхана)
- Основа бесконечности пространства ( ākāsānañcāyatana)
- Основа бесконечности сознания ( viññāṇañcāyatana)
- Основа небытия ( ākiñcaññāyatana)
- Основа ни-восприятия-ни-невосприятия ( nevasaññānāsaññāyatana)
- Восприятие отвращения к еде ( ахарепатикуласанна)
- Четыре великих элемента ( махабхута)
Концентрация ( Самадхи)
Основная статья:
Самадхи (буддизм) - Знак ( нимитта)
- Знак обучения ( уггаханимитта)
- Двойной знак ( paṭibhāganimitta)
- Мгновенное сосредоточение ( кханикасамадхи)
- Предварительное сосредоточение ( парикаммасамадхи)
- Сосредоточение на соседстве ( упачарасамадхи)
- Девять достижений ( самапатти)
- Сосредоточение достижения ( аппанасамадхи)
- Джхана ( Дхьяна) - состояния глубокой медитативной концентрации, отмеченные однонаправленной фиксацией ума на его объекте.
- Четыре формы джханы ( рупаджхана)
- Первая джхана ( патхамаджжана)
- Вторая джхана ( дутийаджжана)
- Третья джхана ( татияджджана)
- Четвертая джхана ( чатуттхаджхана)
- Четыре бесформенных джханы ( арупаджхана)
- Основа бесконечности пространства ( ākāsānañcāyatana)
- Основа бесконечности сознания ( viññāṇañcāyatana)
- Основа небытия ( ākiñcaññāyatana)
- Основа ни-восприятия-ни-невосприятия ( nevasaññānāsaññāyatana)
- Прекращение восприятия и чувства ( ниродха-самапатти)
Медитация прозрения ( Випассана • Випашьяна)
Основная статья:
Випассана - Проницательное знание ( випассана-нана)
- Випассана-джханы
- Восемнадцать видов проницательности
- Созерцание непостоянства ( аниччанупассана) преодолевает неправильное представление о постоянстве.
- Созерцание неудовлетворенности ( духкханупассана) преодолевает неправильное представление о настоящем счастье.
- Созерцание не-я ( анаттанупассана) преодолевает неправильное представление о себе.
- Созерцание разочарования (отвращения) ( ниббиданупассана) преодолевает привязанность
- Созерцание бесстрастия (угасание) ( вираганупассана) преодолевает жадность
- Созерцание прекращения ( ниродханупассана) преодолевает возникновение
- Созерцание отказа ( патиниссагганупассана) преодолевает привязанность
- Созерцание растворения ( хаянупассана) преодолевает неправильное представление о чем-то компактном.
- Созерцание исчезновения ( ваянупассана) преодолевает камма-накопление
- Созерцание изменчивости ( випаринаманупассана) преодолевает неправильное представление о чем-то неизменном.
- Созерцание беззнакового ( анимиттанупассана) преодолевает условия перерождения.
- Созерцание отсутствия желаний ( аппанихитанупассана) преодолевает тоску.
- Созерцание пустоты ( suññatanupassana) преодолевает привязанность
- Высшая мудрость и проницательность ( адхипаншадхамма випассана) преодолевают неправильное представление о чем-то существенном.
- Истинный око знания ( йатхабхута нанадассана) преодолевает привязанность к заблуждениям
- Созерцание страдания ( адинаванупассана) преодолевает цепляние за желание
- Отражение созерцания ( патисанкханупассана) преодолевает бездумность.
- Созерцание неподвижности существования ( виваттанупассана) преодолевает путы оков
- Шестнадцать ступеней знания Випассаны
- Знание, позволяющее различать психическое и физическое состояния ( намарупа париччеда нана)
- Знание причинно-следственной связи между психическим и физическим состояниями ( пакчая париггаха ньяна)
- Знание психических и физических процессов как непостоянных, неудовлетворительных и несамостоятельных ( саммасана нана)
- Знание возникновения и исчезновения ( удайаббая ньяна)
- Знание о растворении образований ( бханга ньяна)
- Знание пугающей природы умственных и физических состояний ( бхайа ньяна)
- Знание психических и физических состояний как неудовлетворительных ( адинава ньяна)
- Знание разочарования ( ниббида ньяна)
- Знание о желании оставить мирское состояние ( мунчитукамаята нана)
- Знание, которое исследует путь к освобождению и прививает решение продолжать практиковать ( патисанкха ньяна)
- Знание, которое беспристрастно относится к умственным и физическим состояниям ( санкхарупекха ньяна)
- Знание, соответствующее Четырем благородным истинам ( анулома ньяна)
- Знание об избавлении от мирских условий ( gotrabhu ñāṇa)
- Знание, благодаря которому загрязнения отбрасываются и преодолеваются разрушением ( magga ñāṇa)
- Знание, которое реализует плод пути и имеет ниббану в качестве объекта ( пхала ньяна)
- Знание, которое рассматривает загрязнения, которые все еще остаются ( пакчавекхана ньяна)
Практики дзен-медитации
- Дзадзэн
- Концентрация
- Коан - рассказ, диалог, вопрос или утверждение в дзэн, содержащие аспекты, которые недоступны для рационального понимания, но могут быть доступны интуиции.
- Шикантаза - просто сижу
Практики медитации ваджраяны
Другие практики
Достижение Просветления
Просвещение в буддизме
Общий
- Nirvana ( Ниббана • нирвана) - конечная цель учения Будды; безусловное состояние за пределами круга перерождений, которое должно быть достигнуто разрушением омрачений; Полное Просветление или Пробуждение, прекращение страдания ; саупадишеша-ниббана-дхату - Ниббана с оставшимся остатком
- Паринирван ( Parinibbāna • Паринирвана) - окончательная кончина просветленного человека, окончательный ниббана, ниббано при смерти; анупадишеша-ниббана-дхату - Ниббана без остатка
- Бодхи - пробуждение, достигнутое Буддой и его опытными учениками, относящееся к пониманию Четырех Благородных Истин и Благородного Восьмеричного Пути.
- Типы Будды
- Саммасамбуддха ( Samyak -saṃbuddha) - тот, кто своими собственными усилиями достигает Нирваны, заново открыв Благородный Восьмеричный Путь после того, как он был потерян для человечества, и делает этот Путь известным другим.
- Paccekabuddha ( пратьекабудд) - «одинокий Будда», самостоятельно пробудился Будда, но тоткто не имеет возможности распространять Дхарму другим
- Савакабуддха ( Śrāvakabuddha) - просветленный «ученик Будды». Обычно зовут Архат
Тхеравада
- Четыре стадии просветления ( см. Также: Ария-пуггала - Благородные )
- Сотапанна - входящий в поток (первая стадия просветления) - тот, кто «открыл глаза Дхаммы», и ему гарантировано просветление после не более чем семи последовательных перерождений, устраняющих первые три оковы.
- Четыре фактора, ведущих к вхождению в поток
- Связь с вышестоящими лицами
- Услышав истинную Дхамму
- Пристальное внимание
- Практика в соответствии с Дхаммой
- Четыре фактора вступающего в поток
- Подтвержденное доверие к Будде
- Подтвержденная уверенность в Дхамме
- Подтвержденное доверие к Сангхе
- Обладая моральными добродетелями, дорогими благородным
- Сакадагами - однажды вернувшийся (вторая стадия просветления) - снова переродится в человеческом мире, прежде чем достигнет просветления, искоренив первые три путы и ослабив жадность, ненависть и заблуждения.
- Анагами - Невозвращающийся (третья стадия просветления) - не возвращается в человеческое существование или в какой-либо нижний мир после смерти, но перерождается в «Чистых Обителях», где он достигнет Нирваны, уничтожив первые пять оков.
- Арахант - «Достойный» ( см. Также: Архат ), полностью просветленное человеческое существо, котороесбросиловсе десять оков и которое после смерти (Париниббана) не переродится ни в каком мире, полностью оставив сансару.
Махаяна
- Бодхисаттва - тот, кто породил бодхичитту, спонтанное желание достичь состояния будды.
Дзен
- Сатори - японский буддийский термин, обозначающий «просветление», что переводится как вспышка внезапного осознания или индивидуального просветления.
- Кеншо - «Видеть свою природу»
Буддийское монашество и миряне
Буддийские монахи на ежедневном розыгрыше милостыни.
Буддийское монашество
- Ученик 声闻 弟子 ШенгВэньДиЦзы ( sāvaka • śrāvaka)
- Последователь-мирянин (忧 婆 塞 YouPoSai) ( упасака) и последователь-мирянин (忧 婆 夷 YouPoYi) ( упасика)
- Домохозяин 在家 弟子 ZaiJiaDiZi
- Дхаммачари - преданные-миряне, серьезно посвятившие себя буддийской практике в течение нескольких лет.
- Анагарика - мирянин монаха
- 近侍 Джиша (Япония), Джинши (китайский) - личный помощник настоятеля монастыря или учителя чань / дзен-буддизма
- Нгагпа - мужчины, не являющиеся монахами, практикующие такие дисциплины, как Ваджраяна, шаманизм, тибетская медицина, тантра и дзогчен.
- Тилашин - бирманская буддийская женщина- мирянка
- Мае Джи - буддийские мирянки в Таиланде, занимающие положение где-то между обычным мирским последователем и рукоположенным монахом.
- Низшее посвящение ( паббаджжа • правраджья)
- Высшее посвящение ( упасампада)
- Монах ( бхикку • бхикшу)
- Нун ( бхикшунь • bhikṣuṇī)
- Титулы для буддийских учителей
- Общий
- в Тхераваде
- в Юго-Восточной Азии
- Айя - обычно используется как почитание в обращении или обращении к посвященной в монахини буддийской монахини.
- в Тайланде
- Аджан - тайский термин, который переводится как учитель.
- Луанг По - означает «почтенный отец» и используется как титул для уважаемых старших буддийских монахов.
- в Бирме
- Саядо - бирманский старший монах монастыря
- в Китае
- 和尚 , Хешан - высокопоставленный или весьма добродетельный буддийский монах; уважительное обозначение буддийских монахов в целом
- 僧侣 , SengLv - Монах
- 住持 , ZhuChi - настоятель
- 禅师 , ЧанШи - Мастер Чан / Дзен
- 法师 , ФаШи - Мастер Дхармы
- 律师 , LvShi - Мастер Виная, учитель, который сосредотачивается на дисциплине и заповедях
- 开山祖师 , KaiShanZuShi - основатель школы буддизма или настоятель дзенского монастыря.
- 比丘 , BiQiu - транслитерация слова Bhikkhu
- 比丘尼 , BiQiuNi - транслитерация слова Bhikkhuni
- 沙弥 , ShaMi - транслитерация слова Samanera
- 沙弥 尼 , ShaMiNi - транслитерация слова Samaneri
- 尼姑 , NiGu - Монахиня
- 论 师 , Лунши - Мастер Абхидхармы, тот, кто хорошо разбирается в психологии, тезисах и высших учениях буддизма
- 师兄 , ShiXiong - братья по дхарме, используемые мирянами для обращения друг к другу, обратите внимание, что все мирские ученики мужского и женского пола называются «братьями по Дхарме».
- в Японии
- Аджари - японский термин, который используется в различных школах буддизма в Японии, в частности, в Тэндай и Сингон, по отношению к «старшему монаху, который учит студентов.
- 和尚 Ошо - высокопоставленный или весьма добродетельный буддийский монах; уважительное обозначение буддийских монахов в целом
- в дзен
- в Японии
- 开山 Кайсан - основатель школы буддизма или настоятель дзенского монастыря.
- 老师 Роши - японский почтительный титул, используемый в дзен-буддизме, что буквально означает «старый учитель» или «старший учитель» и обычно обозначает человека, который дает духовное руководство дзен-сангхе.
- 先生 Сэнсэй - рукоположенный учитель ниже ранга роси
- Мастер дзен - человек, который преподает дзен-буддизм другим.
- в Корее
- Суним - корейский титул буддийского монаха или буддийской монахини.
- в тибетском буддизме
- Геше - ученая степень тибетского буддизма для монахов
- Гуру
- Кхенпо - ученая степень, аналогичная степени доктора или геше. Кхенпо часто делают настоятелями центров и монастырей.
- Хенчен - ученая степень схожа по глубине с постдокторской работой. Большинство старших ученых часто руководят многими кхенпо.
- Лама - тибетский учитель Дхармы
- Ринпоче - почетное слово, что буквально означает «драгоценный».
- Тулку - просветленный тибетский буддийский лама, который через пхова и сиддхи сознательно решил принять рождение, часто много раз, чтобы продолжить свой обет Бодхисаттвы.
Основные деятели буддизма
Список буддистов
Основатель
- Гаутама Будда - Будда, Сиддхатта Готама ( Пали ), Сиддхартха Гаутама ( санскрит ), Шакьямуни (Мудрец из клана Сакья), Пробужденный, Просветленный, Благословенный, Татхагата (Так пришел, так ушел)
Ученики Будды и ранние буддисты
Главные ученики
Великие ученики
Монахи
Монахини
Миряне
Мирянки
Первые пять учеников Будды
- Кондання - первый архат
- Ассаджи - обращенные Сарипутта и Махамоггаллана
- Бхаддия
- Ваппа
- Маханама
Два семилетних архата
- Саманера Сумана
- Саманера Пандита
Другие ученики
Поздние индийские буддисты (после Готамы Будды)
Индо-греческие буддисты
Китайские буддисты
Тибетские буддисты
Четырнадцатый Далай - лама Тензин Гьяцо, известный тибетский
лама.
Японские буддисты
Вьетнамские буддисты
Бирманские буддисты
Тайские буддисты
Шри-ланкийские буддисты
Американские буддисты
Бразильские буддисты
- Аджан Мудито
- Моня Коэн
- Лама Мишель Ринпоче
Британские буддисты
Немецкие буддисты
Ирландские буддисты
Индийские буддисты
Буддийская философия
Буддийская философия
Золотая статуя
Нагарджуны в монастыре Самье Линг.
Буддийская культура
Основные статьи:
буддийская культура и искусство и
Культурные элементы буддизма Праздник Весак в Сингапуре.
Имитация валюты сожжена для предков во время
фестиваля призраков Мала, буддийские четки.
- Милостыня
- Анго - трехмесячный период интенсивного обучения для изучающих дзен- буддизм
- Буддийская архитектура
- Буддийское искусство
- Буддийский календарь
- Буддийская одежда
- Буддийская кухня
- Дхарани
- Друбчен - традиционная форма медитационного ретрита в тибетском буддизме.
- Похороны (буддизм)
- Буддийские праздники
- Весак - рождение, просветление (нирвана) и уход (паринирвана) Гаутамы Будды
- Асальха Пуджа
- Магха Пуджа
- Упосатха - буддийские дни соблюдения, приходящиеся на дни полнолуния и новолуния, когда монахи собираются, чтобы читать Патимоккху, а миряне часто посещают монастыри и храмы, чтобы выполнить восемь обетов.
- Катина - праздник, который наступает в конце Вассы.
- Кайчо
- Кила - трехсторонний колышек, кол, нож или гвоздь, похожий на ритуальный инструмент, традиционно связанный с индо-тибетским буддизмом.
- Мандала - концентрическая диаграмма, имеющая духовное и ритуальное значение.
- Буддийские четки - Мала
- Мантра
- Буддийский взгляд на брак
- Мудра - символический или ритуальный жест
- Буддийская музыка
- Молитвенное колесо
- Сарира - буддийские реликвии
- Сесшин - период интенсивной медитации ( дзадзэн ) в монастыре дзэн
- Буддийская символика
- Ваджра - короткое металлическое оружие, имеющее символическую природу алмаза.
- Васса - отступление дождей
Буддийское паломничество
Буддийское паломничество
Храм Махабодхи в Индии, обычное место паломничества.
- Четыре основных сайта
- Четыре дополнительных сайта
- Другие сайты
- Более поздние сайты
Сравнительный буддизм
Из греческой рукописи XII века: Святой Иосафат проповедует Евангелие.
Другие темы, связанные с буддизмом
Основная статья:
Указатель статей, связанных с буддизмом - Доступ к Insight - Чтения на веб-сайте буддизма Тхеравады
- Анурадхапура
- Аскетизм
- Ашока Великий
- Основные моменты, объединяющие Тхераваду и Махаяну
- Бодхиманда ( Бодхимандала )
- Бодхисатта - будущий Будда, которому суждено достичь непревзойденного совершенного просветления; в частности, это термин, который Будда использует для обозначения самого себя в период, предшествующий его просветлению, как в прошлых жизнях, так и в его последней жизни перед достижением просветления.
- Бодхисаттва
- Боробудур - буддийский памятник махаяны девятого века в Магеланге, Индонезия
- Брахма - согласно брахманам, верховное личное божество, но, согласно учению Будды, могущественное божество, которое управляет высоким божественным состоянием существования, называемым миром брахмы; в более общем смысле это слово обозначает класс высших дэвов, населяющих царство форм.
- Брахмачарья - святая жизнь
- Будай или Хотей - тучный Смеющийся Будда, которого обычно можно увидеть в Китае.
- Будды
- Будды Бамиана
- Буддхавачана - Слово Будды
- Буддийский календарь
- Буддийский ритуал инициации - публичная церемония посвящения, во время которой мирянин, изучающий дзен- буддизм, получает определенные буддийские предписания, «ритуал, в котором они публично заявляют о своей верности« Трем прибежищам »буддийской практики: Будде, Дхарме и Сангхе.
- Буддийское издательское общество - благотворительная организация, цель которой - объяснение и распространение учения Будды.
- Буддийские исследования
- Кембриджская буддийская ассоциация
- Чакравартин - Монарх, вращающий колесо
- Критический буддизм
- Далит-буддийское движение
- Дева - божество или бог; существа, населяющие небесные миры, обычно в сфере чувственной сферы, но в более широком смысле во всех трех сферах
- Дхаммакая
- Имя Дхармы
- Разговор о Дхарме
- Передача Дхармы
- Буддизм Алмазного Пути
- Дипавамша
- Восемь мыслей о великом человеке
- Эта Дхамма предназначена для тех, кто мало чего хочет, а не для тех, кто хочет многого.
- Эта Дхамма предназначена для довольных, а не для недовольных.
- Эта Дхамма предназначена для замкнутых людей, а не для тех, кто любит общество.
- Эта Дхамма предназначена для энергичных, а не для ленивых.
- Эта Дхамма предназначена для внимательных, а не для невнимательных.
- Эта Дхамма предназначена для собранных, а не для несоставленных.
- Эта Дхамма предназначена для мудрых, а не для неразумных.
- Эта Дхамма предназначена для того, кто свободен от препятствий, а не для того, кто наслаждается препятствиями.
- Расширение прав и возможностей
- Европейский буддийский союз
- Пять Дхиани Будд
- Пять чистых огней
- Фонд сохранения традиции махаяны
- Друзья западного буддийского ордена
- Гандхабба
- Гандхаранские буддийские тексты
- Словарь японского буддизма
- Хинаяна - «низшая колесница», часто интерпретируемая как уничижительный термин, используемый в доктрине Махаяны для обозначения ранних буддийских школ.
- Иччантика
- Инка
- Международный буддийский колледж
- Джамбудвипа - букв., «Остров розовых яблок», Индийский субконтинент.
- Джетавана
- Калачакра
- Кальпа (эон) - эон или космический цикл, период времени, который требуется мировой системе для возникновения, развития, растворения и сохранения в состоянии распада до начала нового цикла.
- Кантхака - любимый белый конь принца Сиддхартхи.
- Кегон
- Царь Аджатасатту
- Король Бимбисара
- Король Милинда
- Король Пасенади
- Косала
- Школа дзэн Кван Ум
- Смеющийся Будда
- Освобождение жизни - Практика спасения жизней существ, предназначенных для убоя.
- Происхождение
- Литургические языки
- Луангпхабанг
- Медитация Махасати
- Махавамса
- Мара - «Лукавый» или «Искуситель»; злобное божество, которое пытается помешать людям практиковать Дхамму и тем самым избежать цикла перерождений
- Клеша-мара, или Мара как воплощение всех неумелых эмоций
- Mrtyu-māra, или Māra как смерть, в смысле непрекращающегося круговорота рождений и смертей.
- Скандха-мара, или Мара как метафора всего обусловленного существования
- Девапутра-мара, или Мара, сын дэвы (бога), то есть Мара как объективно существующее существо, а не как метафора
- Будда Медицины
- Монастыри
- Нага - Царь Змей
- Nikāya
- Никая буддизм
- Благородная тишина
- Палийское текстовое общество
- Школа Совершенства Мудрости
- Преследование буддистов
- Пхра Патом Чеди
- Проповедь
- Чистота в буддизме
- Пирронизм
- Разветвления концепции Будды
- Саддхамма - Истинная Дхамма
- Сакка - царь богов
- Самана
- Самапатти - правильное обретение Истины
- Сасана - Диспенсация
- Шакья - древнее царство железного века Индии, клан Сиддхартхи Гаутамы
- Буддизм Шамбалы
- Южный, Восточный и Северный буддизм
- Сумеру - центральная мировая гора в буддийской космологии.
- Сутра
- Рождение Будды (Лалитавистара)
- Путь к нирване
- Три возраста буддизма
- Три поворота колеса Дхармы
- Буддийская община Триратна
- Школа Истинного Будды
- Два выдающихся учителя (два человека, которым нельзя полностью вернуть долг-благодарность)
- Движение випассаны
- Женщины в буддизме
- Всемирный буддийский совет Сангхи
- Всемирное братство буддистов
- Якха - широкий класс духов природы, обычно доброжелательных, которые хранят сокровища природы, скрытые в земле и корнях деревьев.
- Яма - король смерти
- Яна - Автомобиль
- Ассоциация молодых буддистов
- Буддийская ассоциация молодых мужчин
- Забутон - прямоугольная подушка для медитации
- Zafu - круглая подушка для медитации
Списки
Смотрите также
Диаграммы
Примечания
использованная литература
внешние ссылки