Часть серии по |
Буддизм Ваджраяны |
---|
Традиции Исторические традиции:
Новые ветки: |
История |
Преследование |
Практики Четырехкратное деление: Двойное деление: Мысленные формы и визуализация: Йога : |
Фестивали |
Тантрические тексты |
Символы и инструменты |
Посвящение и передача |
|
Ануттарайога-тантра (санскрит, тибетский: bla na med pa'i rgyud), часто переводимая как непревзойденная йога-тантра или высшая йога-тантра, - это термин, используемый в тибетском буддизме при классификации эзотерических тантрических индийских буддийских текстов, составляющих часть Кангьюра, или «переведенные слова Будды» в тибетском буддийском каноне.
В Новых школах тибетского буддизма Ануттарайога-тантра является высшим из четырех классов и связана с путем Махамудры к просветлению. Согласно традиции Кагью, в Высшей Йога-тантре Будда дал самые глубокие наставления для преобразования чувственного удовольствия в быстрый путь к просветлению, который, в свою очередь, зависит от способности собирать и растворять внутренние ветры (санскрит: прана ) в центральный канал через силу медитации.
В классификации системы Дзогчен, используемой ньингмой, она считается эквивалентом тантр Махайоги. Далай - лама X гласит: «старый перевод Дзогчена и новый перевод ануттарайог тантра предлагают эквивалентные пути, которые могут привести практикующие к тому же результирующему состоянию Буддовости ».
Практика ануттарайога-тантры в традиции буддизма Ваджраяны характеризуется требованием посвящения от квалифицированного гуру, обычно ламы, использованием ритуальных техник и практикой различных медитативных йог и йог тонкого тела для осуществления личной трансформации и достижения просветление через реализацию потока ума как Медитационного Божества или Йидама. По словам Миранды Шоу, тексты ануттарайога-тантры «оставались на переднем крае созерцания, ритуалов и интерпретаций во всей сфере гималайского буддизма».
Ануттарайога-тантра буквально означает «Непревзойденная непрерывность союза». Хотя в английских писаниях этот термин часто переводится как «высшая йога-тантра», это не совсем верно. Тибетский термин бла мед (обратно переведенный на санскрит как ануттара) - это отрицание сравнительного - нет или нет ( мед / ан -) высшего ( бла / уттара) - а не превосходной степени. Если бы авторы этого термина намеревались указать прямо «высшая», превосходная степень была бы легко доступна: например, mchog («высший» или санскритский uttama, «высший»). Скорее, они предпочитали последовательно использовать сравнительную, а не превосходную степень. Точно так же в санскрите используются сравнительные термины: йоготтара («выше йоги») и нируттара (также отрицание сравнительного). При использовании английского языка и европейцев в целом этот нюанс в значительной степени упускается из виду. Дословный перевод санскритского термина «Ануттарайога» на английском языке будет «Непревзойденный союз».
Как объясняет ученый Изабель Онианс: «Йогинитантры во вторичной литературе часто называют ануттарайогой. Но это основано на ошибочном обратном переводе тибетского перевода ( rnal byor bla med kyi rgyud) того, что встречается в санскритских текстах только как Yogānuttara или Yoganiruttara ( см. SANDERSON 1994: 97-98, fn.1) ".
Согласно Пабонгкапе Дечен Ньингпо, этот термин входит в «Пять групп Дхармы». В их состав входят:
В Новых школах тибетского буддизма четыре категории тантр - это крийя-тантра, чарья-тантра, йога-тантра и ануттарайога-тантра. Среди тантр Ануттарайога иногда делаются дополнительные подклассы на тантры «Отца», «Матери» и «Недвойственные», хотя последняя категория является предметом некоторых споров.
В школе тибетского буддизма ньингма ануттарайога-тантра иногда используется как синоним махайога-тантры их формулировки девяти ян, в которой шесть уровней сформулированы в двух триадах: «Внешняя» и «Внутренняя» тантры. В Внешние тантры являются крийа, Carya и йога тантры. В Внутренние Тантры являются махайоги, ануйоги и атийога.
Первоначально в Тибете стали известны пять сборников ануттарайога-тантр:
На сегодняшний день термин «ануттарайога-тантра» не был обнаружен в индийских источниках, где используются категории « Махайога», « Йоготтара», « Йоганируттара» или « Йогини-тантры» для того, что тибетцы считают «отцом» ( пхоргьюд) и «матерью» тантрами. ( маджуд).
В махайоги-тантры из Пала Индии стали известны в Тибете как «отец Тантр» ( PHA rgyud). Согласно воззрениям гелуг, следуя рассуждениям Цонкапы, Отцовские тантры подчеркивают создание формы будды посредством культивирования иллюзорного тела на основе практик с энергетической системой тонкого тела. Ранее мастера Сакья и ученые Кагью рассматривали Отцовские Тантры как упор на практике блаженного осознавания. Отцовские тантры также рассматривались как подчеркивающие использование гнева ( пратигха) как путь практики, фокусируясь на аспекте пустоты в природе будды. Ученый Сакья после Цонкапы Тагцанг Лоцава определил Отцовские Тантры как те, которые подчеркивают секретное, или скрытое, посвящение четырех посвящений Ануттарайога-тантры. Тайное посвящение сажает семена для обретения иллюзорного тела. Среди отцовских тантр - Гухьясамаджа и Ямантака.
В йогини-тантры, которые стали известны в Тибете как «Матери Тантр» ( ма rgyud) сделан упор на развитие просветленного сознания (в «разум» иллюзорного тела), через культивирование фундаментального чистого разума всех существ, известных как «блеск '( прабхасвара ) (часто переводится после тибетского как « ясный свет »). Они сосредоточены на преданности как на основе тантрической практики. Также считается, что они подчеркивают использование желания ( tā) в качестве пути практики, сосредотачиваясь на блестящем ( прабхасваре) аспекте природы Будды. Среди Материнских Тантр наиболее выдающейся является Чакрашанвара. Практика Ваджрайогини произошла от Чакрашанвары и теперь де-факто сама по себе является практикой. Другие материнские тантры - это Хеваджра-тантра и Чанамахарошана.
Недвойственные тантры используют гнев и желание как противоядие от заблуждения (авидья), сосредотачиваясь как на физических, так и на ментальных, пустотных и блестящих аспектах просветленного ума. Типичным примером для этой категории является Калачакра-тантра. Традиция Сакья также считает Хеваджру недвойственной тантрой, но другие традиции классифицируют ее как йогини-тантру.
В практиках Божественной йоги ануттарайога-тантры практикуются две стадии: стадия зарождения и стадия завершения. В некоторых тантрах обе стадии можно практиковать одновременно, в других «стадия зарождения» должна быть доведена до совершенства перед тем, как приступить к практике «стадии завершения».
Шеффер считает, что « Глубокое внутреннее значение» ( тибетский : ཟབ་ མོ་ ནང་ དོན, Wylie : zab mo nang don) Забмо Нангдон - это основная работа « Рангджунг Дордже » ( тибетский : རང་ འབྱུང་ རྡོ་ རྗེ, Wylie : rang 'byung rdo rje) (1284–1339), третий Кармапа, рожденный в семье Ньингма, он получил полную передачу традиции Ньингма в дополнение к Карма Кагью. Этот текст представляет собой учебник и готовый справочник для сопровождения садханы посвященных в Ануттарайогатантры.