Visuddhimagga | |
---|---|
Тип | Комментарий |
Комментарий к | Дигха Никае, Самьютта Никая, Маджхима Никая, Ангуттара Никая |
Состав | 5 век н.э. |
Атрибуция | Буддхагхоша |
Комментарий | Висуддхимаггамахатика |
ПИН Аббревиатура | Визм |
Палийская литература |
Висуддхимагга (пали ; английский: Путь очищения ), это «великий трактат» по буддийской практике и Тхераваде Абхидхамме написано Буддхагхосой примерно в V веке в Шри-Ланке. Это руководство, обобщающее и систематизирующее понимание и интерпретацию буддийского пути 5-го века в том виде, как его придерживались старейшины монастыря Махавихара в Анурадхапуре, Шри-Ланка.
Он считается наиболее важным текстом Тхеравады за пределами канона священных писаний Типитака и описывается как «центр полного и последовательного метода толкования Типитаки», но он также подвергался критике за его неканонические отклонения и интерпретацию дхьяны как медитации концентрации.
Структура Висуддхимагги основана на Ратха-винита Сутте («Беседа о релейных колесницах», MN 24), в которой описывается прогресс от чистоты дисциплины к конечной цели ниббана в семь шагов. Материал Висуддхимагги также сильно напоминает материал, найденный в более раннем трактате под названием Вимуттимагга (ок. 1 или 2 века).
Доктрина Висуддхимагги отражает Тхеравада Абхидхамма схоластика, которая включает несколько нововведений и интерпретаций, не найденных в самых ранних дискурсах (суттах) Будды. Висуддхимагга Буддхагхоши включает неканонические инструкции по Тхераваде, такие как «способы защиты ментального образа (нимитта)», которые указывают на более поздние разработки в медитации Тхеравады.
Висуддхимагга сосредоточено вокруг касины -медитации, формы сосредоточенной медитации, в которой ум сосредоточен на (ментальном) объекте. Согласно Таниссаро Бхиккху, «[этот] текст затем пытается приспособить все другие методы медитации к форме практики касины, так что они тоже вызывают контрацептивы, но даже по собственному признанию, медитация дыхания плохо вписывается в форму ". В своем акценте на касина-медитации Висуддхимагга отходит от палийского канона, в котором дхьяна является центральной медитативной практикой, указывая на то, что то, что означает "джхана" в комментариях, сильно отличается от того, что она означает в Канон. "
Калупахана отмечает, что Висуддхимагга содержит" некоторые метафизические предположения, такие как предположения Сарвастивадинов, Саутрантиков и даже Йогачаринов ". Комментарий Калупахана:
Буддхагхоша был осторожен, вводя любые новые идеи в традицию Махавихара слишком очевидным образом. Кажется, нет сомнений в том, что Висуддхимагга и комментарии являются свидетельством способностей великого гармонизатора, который смешивал старые и новые идеи, не вызывая подозрений в умах тех, кто внимательно изучал его работу.
Висуддхимагга состоит из трех разделов, в которых обсуждаются: 1) Сила (этика или дисциплина); 2) Самадхи (медитативное сосредоточение); 3) пання (понимание или мудрость).
Это сравнение между практикой и «семью релейными колесницами» указывает на цель. Каждая чистота необходима для достижения следующей. Их часто называют «Семью ступенями очищения» (сатта-вишуддхи):
«Очищение посредством знания и видения» является кульминацией практики, в четырех стадии, ведущие к освобождению и нирване. Акцент в этой системе делается на понимании трех признаков существования: дуккха, анатта, аничча. Этот акцент узнаваем в том значении, которое придается випассане над саматхой в современном движении випассаны.
По мнению ученых, Висуддхимагга - один из чрезвычайно редких текстов в огромной литературе, посвященной различным формам джайнизма, буддизма и индуизма, в котором подробно рассказывается о том, как считалось, что духовные учителя на самом деле проявляют сверхъестественные способности. Такие способности, как полет по воздуху, прохождение через твердые препятствия, ныряние в землю, ходьба по воде и т. Д., Выполняются путем изменения одного элемента , например земли, на другой элемент, например воздух. Прежде чем это станет возможным, человек должен овладеть медитацией касина. Дипа Ма, который тренировался с помощью Висуддхимагги, как говорят, продемонстрировал эти способности.
Висуддхимагга считается самым важным текстом Тхеравады за пределами канона священных писаний Типитака. Согласно Бхиккху Нанамоли, это «центр полного и последовательного метода толкования Типитаки с использованием так называемого« метода Абхидхаммы ». И в нем подробно излагается практические инструкции для развития очищения ума ».
Висуддхимагга - один из основных текстов, на которых основан современный метод випассаны, вместе с Сатипаттхана Суттой. Тем не менее, его акцент на медитации касина и его заявление о возможности «сухого постижения» также критиковалось и отвергалось некоторыми современными учеными Тхеравады и учителями випассаны.
Согласно Таниссаро Бхиккху, «Висуддхимагга использует совершенно иную парадигму для концентрации, чем та, которую вы найдете в Каноне». Бханте Хенепола Гунаратана также отмечает это то, что » сутты говорят, что это не то же самое, что и Висуддхимагга, [...] на самом деле они разные, «что ведет к расхождению между [традиционным] научным пониманием и практическим пониманием, основанным на медитативном опыте. Гунаратана далее отмечает, что Буддхагхоша изобрел несколько ключевых терминов медитации, которых нет в суттах, таких как «парикамма самадхи (подготовительное сосредоточение), упачара самадхи (сосредоточение доступа), аппанасамадхи (сосредоточение погружения)». Гунаратана также отмечает, что акцент Буддхагхосы на касина-медитации нельзя найти в суттах, где дхьяна всегда сочетается с внимательностью.
Бхиккху Суджато утверждал, что определенные взгляды, изложенные в Висуддхимагге, являются «искажением. сутт », поскольку он отрицает необходимость джханы. Австралийский монах Шравасти Дхаммика также критикует современную практику, основанную на этой работе. Он заключает, что Буддхагхоша не верил, что следование практике, изложенной в Висуддхимагге, действительно приведет его к Нирване, основываясь на постскриптуме к Висуддхимагге:
Даже Буддхагхоса на самом деле не верил, что практика Тхеравады может привести к Нирване. Его Висуддхимагга должен быть подробным пошаговым руководством к просветлению. И все же в постскриптуме [...] он говорит, что надеется, что заслуга, которую он заработал, написав Вишуддхимаггу, позволит ему переродиться на небесах, пребывать там, пока не появится Меттейя (Майтрейя ), услышать его учить, а затем достичь просветления.