Буддийский атомизм

редактировать

Буддийский атомизм - это школа атомистической буддийской философии, которая процветала на Индийский субконтинент в течение двух основных периодов. На первом этапе, который начал развиваться до VI века н. Э., Буддийский атомизм имел очень качественную, аристотелевскую стилистику атомистическую теорию. Эта форма атомизма определяет четыре вида атомов, соответствующих стандартным элементам. Каждый из этих элементов имеет определенное свойство, такое как твердость или движение, и выполняет определенную функцию в смеси, например, обеспечивает поддержку или вызывает рост. Подобно индуистам и джайнам, буддисты смогли объединить теорию атомизма со своими логическими предпосылками.

Согласно Ноа Ронкин, этот вид атомизма был разработан в школах сарвастивада и саутрантика, для которых материальная реальность может быть:

сведена к дискретным мгновенным атомам, а именно четыре основных элемента. Эти мгновенные атомы благодаря своему пространственному расположению и сцеплению с предшествующими и последующими атомами того же типа создают иллюзию постоянных вещей, как они появляются в нашем повседневном опыте. Таким образом, атомарная реальность понимается в первую очередь как изменение, хотя и не в смысле превращения вещи x в y. То есть изменение само по себе является самой природой атомарной реальности, а не ее созданием из устойчивых субстанций, качества которых претерпевают изменения. Атомы, которые кажутся устойчивыми, на самом деле представляют собой серию мгновенных событий, которые восходят и падают в быстрой последовательности и в соответствии с причинными отношениями. В отличие от атомов вайфешики, атомы сарвастивада-вайбхасики и саутрантики не являются постоянными: они возникают и прекращают свое существование от одного момента к другому, проходя процесс рождения, продолжения, распада и разрушения. И все же материальные соединения, которые состоят из этих атомов, реальны, хотя бы в минимальном, феноменологическом смысле.

Вторая фаза буддийского атомизма, процветавшая в 7 веке нашей эры, сильно отличалась от первой. Индийские буддийские философы, в том числе Дхармакирти и Дигнага, считали, что атомы имеют размер точки, не имеют продолжительности и состоят из энергии. Обсуждая буддийский атомизм, Щербацкий пишет:

... Буддисты вообще отрицали существование субстанциальной материи. Движение состоит для них из моментов, это отрывистое движение, мгновенные вспышки потока энергии... «Все мимолетно», - говорит буддист, потому что нет материала... Обе системы [Санкхья и более поздний индийский буддизм] разделяют общую тенденцию подталкивать анализ Существования до мельчайших, последних элементов, которые воображаются как абсолютные качества или вещи, обладающие только одним уникальным качеством. Они называются «качествами» (гуна-дхарма) в обеих системах в смысле абсолютных качеств, своего рода атомарных или внутриатомных энергий, из которых состоят эмпирические объекты. Обе системы, таким образом, соглашаются в отрицании объективной реальности категорий субстанции и качества... и объединяющего их отношения вывода. В философии санкхьи нет отдельного существования качеств. То, что мы называем качеством, - не более чем конкретное проявление тонкой сущности. Каждой новой единице качества соответствует тонкий квант материи, который называется «качество» гуны, но представляет собой тонкую субстанциальную сущность. То же самое относится к раннему буддизму, где все качества субстанциональны... или, точнее, динамические сущности, хотя их также называют дхармами («качествами»).

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Щербатский, Ф.Т. 1962 (1930). Буддийская логика. Том 1. Нью-Йорк: Довер.
  • Дрейфус, Джордж (1997). Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации. Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-3098-7.
  • Карунадаса Ю. (1967). Буддийский анализ материи, Коломбо: Департамент культуры
  • Маджумдар, Прадип Кр (2002). Атомизм Баудды, 佛學 與 科學 (= буддизм и наука), 3 (2), 65-67
  • Гангопадхьяя, Мриналканти (1980). Индийский атомизм: история и источники, Калькутта: К.П. Багчи
Последняя правка сделана 2021-05-13 03:59:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте