Сатипаттхана

редактировать
37. DHAMMĀ из. ПРОСВЕЩЕНИЕ 4. Усилия 4. Базы
5. Способности 5. Силы
7. Факторы
8. Факторы пути
Buddha.jpg
  • взгляд
  • разговор
Переводы. сатипатхана
санскрит स्मृत्युपस्थान (смритюпастхана)
пали сатипатхана
китайский 念處
японский 念 処 (nenjo)
кхмерский សតិបដ្ឋាន. (Satepadthan)
Глоссарий буддизма

Satipahāna (пали ; санскр. 114>: смритюпастхана) - это установление или пробуждение внимательности как часть буддийских практик, ведущих к непривязанности и освобождению.

Традиционно считается, что внимательность применяется к четырем областям: «постоянное наблюдение за сенсорным опытом, чтобы предотвратить возникновение страстных желаний, которые приведут будущий опыт к перерождению», а именно внимательность к телу, чувствам / ощущениям, ум / сознание и дхаммы.

Современный Теравадан буддизм и Випассана или Движение медитации прозрения продвигают сатипаттхану как ключевые техники для достижения внимательности, пропагандирующие «внимательность» как означающую пристальное внимание вместо воспоминаний о дхамме.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Четыре области или аспекта
    • 2.1 Осознание дхамм
  • 3 В буддийских учениях
  • 4 Современная экзегеза
  • 5 В индо-тибетском буддизме
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Источники
    • 9.1 Печатные источники
    • 9.2 Интернет-источники
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Этимология

Сатипатхана - это сложный термин, который разбирается (и таким образом переводится) двумя способами, а именно: сати-патхана и сати-упатхана. Отдельные термины можно перевести следующим образом:

  • Сати - пали; Санскрит смрити. Изначально смрити означало «помнить», «вспоминать», «помнить», как в ведической традиции запоминания священных текстов. Термин сати также означает «помнить». В «Сатипатхана-сутте» термин «сати» означает вспоминание благотворных дхамм, посредством которых можно увидеть истинную природу явлений, таких как пять способностей, пять сил, семь факторов пробуждения, Благородный Восьмеричный Путь и обретение прозрения.
  • Упатхана (санскрит: упастхана) - «присутствие, ожидание, уход, обслуживание, забота., служение "
  • Патхана -" выдвигая, выдвигая "; в более поздней буддийской литературе также «происхождение», «исходная точка», «причина».

Сложные термины были переведены следующим образом:

  • Сати-упатхана - «присутствие внимательности» или «установление внимательности» или « пробуждение внимательности, «подчеркивание умственных качеств, сосуществующих с внимательностью или предшествующих ей.
  • Сати-патхана -« основа внимательности », подчеркивающая объект, используемый для достижения внимательности.

В то время как последний анализирует и перевод является более традиционным, первый получил этимологический и контекстуальный авторитет современные буддийские ученые, такие как Бхиккху Аналайо и Бхиккху Бодхи.

Аналайо утверждает с этимологической точки зрения, что, в то время как «фундамент [патхана ] осознанности "подтверждается палийским комментарием, термин патхана (основа) в других отношениях не использовался в пали никайас и впервые используется только в Абхидхамме. Напротив, термин упатхана (присутствие или установление) на самом деле можно найти во всех никаях и легко увидеть в санскритских эквивалентах сложного палийского выражения satipahāna (санскр., Смритюпастхана или смрити-упастхана). Таким образом, Аналайо утверждает, что «присутствие внимательности» (в отличие от «основы внимательности») более вероятно будет этимологически правильным.

Подобно Аналайо, Бодхи считает, что «установление [упатхана] внимательности» является предпочтительным перевод. Однако анализ Бодхи более контекстуален, чем анализ Аналайо. По словам Бодхи, хотя «установление внимательности» обычно поддерживается текстовым контекстом, есть исключения из этого правила, например, в SN 47.42, где лучше всего поддерживается перевод «основание внимательности». Сома использует как «основы внимательности», так и «пробуждение внимательности».

Четыре области или аспекта

Традиционно считается, что внимательность применяется к четырем областям: «постоянное наблюдение за сенсорным опытом по порядку. чтобы предотвратить возникновение страстных желаний, которые приведут к перерождению в будущем ». Эти четыре области:

  • внимательность к телу (кайя);
  • внимательность к чувствам или ощущениям (ведана );
  • внимательность к разуму или сознанию (читта ); и
  • памятование дхамм.

Осознанность дхамм

«Дхамма» часто переводится как «ментальные объекты». Согласно Аналайо, перевод дхаммы как «ментальный объект» проблематичен для по множеству причин. Три предшествующих сатипаттханы (тело, ощущения, ум) могут сами по себе стать ментальными объектами, и эти объекты, такие как препятствия, агрегаты и основы чувств, идентифицированные под термином дхамма, далеко не исчерпывающий список всех возможных ментальных объектов. Объекты. Аналайо переводит дхамму как «умственные факторы и категории», «классификационные схемы» и «рамки или точки отсчета, которые следует применять во время созерцания». Аналайо цитирует Гьори, утверждающего, что созерцание этих дхамм «специально предназначено для наделения ума с сотериологической ориентацией ». Далее он цитирует Гомбрика Он пишет, что созерцание этой дхаммы учит «видеть мир сквозь буддийские очки».

В буддийских учениях

В Сатипаттхана сутте термин сати означает помнить дхармы, посредством которых можно увидеть истинную природу явлений. По словам Пола Уильямса, ссылаясь на Эриха Фрауваллнера, внимательность обеспечила путь к освобождению, «постоянное наблюдение за чувственными переживаниями, чтобы предотвратить возникновение страстных желаний, которые приведут будущий опыт к перерождению». Согласно Веттеру, дхьяна могла быть изначальной основной практикой Будды, которая способствовала поддержанию внимательности.

Четыре основы внимательности являются одним из семи наборов «состояния, способствующие просветлению "(Пали бодхипаккхиядхамма ), которые во многих школах буддизма определены как средство продвижения к бодхи (пробуждение ). В Благородном Восьмеричном Пути они включены в самма-сати и, менее прямо, в самма-самадхи. Сати рекомендуется как «односторонний путь» для очищения от вредных факторов и реализации Ниббаны.

В Палийском каноне эта структура для систематического развития внимательного осознания может быть найдено в Махасатипаттхана сутте («Великая беседа об основании внимательности», DN 22); Сатипатхана-сутта («Беседа об основах внимательности», MN 10) и во всей «Сатипатхана-самъютте» (SN, глава 47). Сама «Сатипатхана-самьютта» содержит 104 беседы Будды о сатипатханах, в том числе два популярных выступления, обращенных к горожанам: «Акробат» и «Королева красоты».

Сутта-питака содержит тексты, в которых>Считается, что Будда относится к четырехчастному установлению внимательности как «прямой» или «односторонний путь» для очищения и реализации нирваны.

Китайская Трипитака также содержит две параллели с Сатипаттхана суттой; Мадхьяма Агама № 26 и Экоттара Агама 12.1.

Четыре основы внимательности также рассматриваются в схоластических трудах и Абхидхарме. В традиции Тхеравады они встречаются в Висуддхимагга, Абхидхамматтха-сангаха и в трудах Махаси Саядо.

В буддийских текстах используются В буддийской традиции Махаяны также содержатся учения о четырех смритюпастханани. К ним относятся Йогачарабхуми, Абхидхармакоша, длинная Праджняпарамита сутра и Бодхисаттвачарьяватара.

Современное толкование

Четыре установления осознанности считаются основополагающими в современном теравадане буддизме и випассане или движении медитации прозрения. В этом подходе упор делается на самой внимательности как на чистом внимании, а не на объектах, состояниях ума, которые необходимо охранять, и учениях, которые следует помнить. Четыре практики медитации (Сатипатхана) постепенно развивают умственные факторы: саматха («спокойствие») и випассана («прозрение»). Таниссаро Бхиккху отмечает, что «практика сатипаттханы часто считается отдельной от практики джханы», но утверждает, что внимательность также помогает в развитии концентрации.

Согласно Буддхадаса, цель внимательности - остановить возникновение беспокоящих мыслей и эмоций, возникающих в результате чувственного контакта. По словам Гжегожа Полака, четыре упассаны были неправильно истолкованы развивающейся буддийской традицией, включая Тхераваду, как относящиеся к четырем различным основам. Согласно Полаку, четыре упассаны не относятся к четырем различным основам, о которых следует знать, но представляют собой альтернативное описание джхан, описывающих, как самсхары успокаиваются:

. В индо-тибетском буддизме

Четыре установления внимательности, также известные как «четыре близких положения внимательности» (dran-pa nyer-bzhag), также преподаются в индо-тибетском буддизме, поскольку они являются частью 37 факторов, ведущих к очищенному состоянию (byang-chub yan-lag so-bdun). Они обсуждаются в тибетских комментариях к Бодхичарьяватаре Шантидевы, таких как комментарий Паво Цугла Тренгва Ринпоче 16-го века и комментарий Кунзанга Пельдена (1862-1943) «Нектар речи Манджушри».

также Тибетский канон. содержит Сутру о применении осознанности в истинной Дхарме (Каталог Тохоку № 287, dam chos dran pa nyer bzhag, saddharmasmtyupasthānasutra). Эта сутра цитируется различными тибетскими буддийскими деятелями, такими как Атиша (в его Открытой корзине драгоценностей) и Третий Дзогчен Ринпоче (1759–1792). Она также цитируется как сутра первого обращения Кхедруп Дже (1385–1438 гг. Н. Э.).

Эта сутра представляет собой большой текст, датируемый вторым и четвертым веками нашей эры и сохранившийся до наших дней. в тибетских, китайских и санскритских рукописях. Это сложный и разнородный текст Mulasarvastivada с различными темами, такими как длинные описания различных сфер буддийской космологии, обсуждения теории кармы, медитации и этики. Самый ранний слой текста, который можно найти во второй главе, содержит основные учения о медитации текста, которые включают обширное изложение шести элементов (дхату) медитация, медитации на чувствах (vedana ), медитации на скандхи и аятаны, медитация на ум и непостоянство и другие темы медитации, организованные в структуру из десяти уровней (бхуми).

Согласно Сокровищнице драгоценных качеств Джигме Лингпы (1730–1798), четыре приложения внимательности подчеркиваются на пути накопления, а в Махаяне практикуются с акцентом на пустоте. :

«Если человек практикует в соответствии с хинаяной, он медитирует на нечистоте тела, на чувствах страданий, на непостоянстве сознания и на том факте, что ментальные объекты« бесхозны »(нет« я », для которого они принадлежат).Если человек практикует в соответствии с Махаяной, во время сеанса медитации он медитирует на n то же самое, что и пространственноподобное, за пределами всех концептуальных построений. В период после медитации человек считает их иллюзорными и похожими на сновидения ".

Четыре применения внимательности также обсуждаются учеными Ньингма, такими как Ронг-зом-па (одиннадцатый века), Лонгченпа (1308–1364) и Джу Мипхам (1846–1912).Эти авторы конкретно описывают Ваджраяну гун четырех смритюпастхан, которые имеют были адаптированы к философии Ваджраяны. Эти четыре «мантрических» смритюпастханы, описанные Мипхамом, кратко изложены Доржи Вангчуком следующим образом:

(1) Созерцание (blo bzhag pa) физических тел себя и других как характеризуются изначальной или внутренней чистотой (dag pa), с одной стороны, и пустотой (stong pa nyid), свободой от многообразия (spros bral), большой однородностью (mnyam pa chen po) и целостностью (zung du 'jug pa), с другой стороны, называется kāyasmtyupasthāna.

(2) Преобразование «концептуальных построений, появление которых человек ощущает / ощущает (или осознает)» (byung tshor gyi rtog pa) в гнозис, характеризующийся великим блаженством (bde ba chen po’i ye shes), называется веданасмритюпастхана.

(3) Направление или сдерживание / ограничение (sdom pa) всех видов многообразия, связанного с умом и ментальными факторами, в / в / в врожденную сферу светящейся природы ума называется читтасмритюпастхана.

(4) Ведение себя таким образом (или с отношением), что все сансарические и нирванические, универсальные и частные явления являются чистыми и равными и, следовательно, неподвластными принятию или отвержению, является дхармасматйупастхана.

Примеры современных деятелей индо-тибетского буддизма, которые учили этой практике, включают Чогьям Трунгпа, который часто преподавал эти практики в США и Дзогчен Понлоп Ринпоче, современный тибетский лама. Их также обучал 14-й Далай-лама и его ученики Александр Берзин и Тубтен Чодрон. Общее представление этой практики в индо-тибетской буддийской традиции сосредоточено на сначала культивировании шаматхи, а затем на практике випашьяны.

См. Также
Примечания
Примечания
Ссылки
Источники

Печатные источники

Интернет-источники

Дополнительная литература
Тхеравада
Scholarly
  • Polak, Grzegorz (2011), Reexamining Jhana: Towards a Critical Reconstruction of Early Buddhist Soteriology, UMCS
Внешние ссылки
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Сатипаттхана
Последняя правка сделана 2021-06-07 03:28:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте