Анапанасати

редактировать
статуя Будды делает анапанасати Статуя Будды делает анапанасати

Анапанасати (Пали ; Санскрит анапанасмрити), что означает «осознанность дыхания » («сати» означает внимательность; «анапана» относится к вдоху и выдоху ), является форма, которой изначально учил Гаутама Будда в нескольких суттах, включая Анапанасати сутту. (MN 118)

Анапанасати теперь является общим для тибетского, дзен, тянтай и тхеравады буддизма, а также Западные программы внимательности. Проще говоря, Анапанасати - это ощущать ощущения, вызываемые движениями дыхания в теле, как это практикуется в контексте медитации осознанности.

Содержание

  • 1 Истоки в буддизме
  • 2 Практика
    • 2.1 Традиционные источники
    • 2.2 Анапанасати сутта
    • 2.3 Современные источники
    • 2.4 Активное дыхание, пассивное дыхание
    • 2.5 Доказано с научной точки зрения преимущества
  • 3 стадии
  • 4 В традиции Тхеравады
  • 5 В китайской традиции
  • 6 В индо-тибетской традиции
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Библиография
    • 8.2 Первичные источники
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Истоки буддизма

Анапанасати - это основная медитативная практика в традициях буддизма Тхеравада, Тяньтай и Чань, а также часть многих внимательность программы. И в древние, и в наши дни анапанасати, вероятно, является наиболее широко используемым буддийским методом для созерцания телесных явлений.

анапанасати сутта особенно касается осознанности вдоха и выдоха как части уделяя внимание своему телу в спокойствии, и рекомендует практику медитации анапанасати как средство развития семи факторов просветления : сати (внимательность), дхамма вичая (анализ), вирия (настойчивость), что приводит к пити (восторгу), затем к пассаддхи (безмятежность), что, в свою очередь, приводит к самадхи ( концентрация), а затем до упекха (невозмутимость). Наконец, Будда учил, что с развитием этих факторов в этой прогрессии, практика анапанасати приведет к освобождению (пали: вимутти; санскрит мокша) от дуккха (страдания), в котором человек осознает ниббана.

Практика

Традиционные источники

Традиционный метод, данный Буддой в Анапанасати Сутте, заключается в том, чтобы пойти в лес и сесть под деревом, а затем просто наблюдать за дыханием, если дыхание длинное, чтобы заметить, что дыхание длинное, если дыхание короткое, чтобы заметить, что дыхание короткое.

На вдохе и выдохе медитирующий практикует:

  • тренировка ума, чтобы быть чувствительной к одному или нескольким из: всему телу, восторгу, удовольствию, самому разуму и ментальным процессам
  • тренировка ума, чтобы быть сосредоточенным на одном или нескольких из: непостоянства, бесстрастия, прекращение и отказ
  • успокаивает, удовлетворяет или освобождает разум.

Популярный неканонический метод, используемый сегодня, в значительной степени основанный на Комментарий Буддхагхоша к Висуддхимагга состоит из четырех этапов:

  1. многократный подсчет выдохов в циклах по 10
  2. повторный подсчет вдохов в циклах по 10
  3. фокусировок на дыхании без счета
  4. , сосредотачиваясь только на той точке, где дыхание входит и выходит из ноздрей (то есть в области ноздрей и верхней губы).

Васубандху Абхидхармакошакарика также учит считать количество дыханий до 10, как и сутры дхьяны, переведенные на китайский язык Ань Шигао. Это организовано в учение, называемое «шесть аспектов» или «шесть средств», которое, согласно Флорину Делеану:

Практика начинается с «счета» (ганана ), который состоит в подсчете дыхания от от одного до десяти. Когда это выполняется без каких-либо сбоев в счете (доша ), практикующий переходит ко второму этапу, то есть «преследованию» (анугама), что означает пристальное наблюдение за вдохом, когда он входит в тело и движется оттуда. горло, через сердце, пупок, почки, бедра до пальцев ног, а затем обратное движение выдоха, пока он не покинет тело. Затем следует «концентрация» (стхапана), которая означает сосредоточение внимания на какой-либо части тела от кончика носа до большого пальца ноги. На четвертом этапе, называемом «наблюдение» (упалакшана), практикующий определяет, что вдыхаемый и выдыхаемый воздух, а также форма (рупа), ум (читта) и умственные функции (чаитта) в конечном итоге состоят из четырех великих элементов. Таким образом, он анализирует все пять агрегатов. Затем следует «отворачивание» (виварта), которое состоит в изменении объекта наблюдения с вдыхаемого и выдыхаемого воздуха на «полезные корни» чистоты (кусаламула) и, в конечном итоге, на «высшую мирскую дхарму». Последний шаг называется «очищением» (парисуддхи), и он отмечает начало стадии «реализации Пути», что в литературе Абхидхармы обозначает стадию «входа в поток» (Сотапанна ), которая неизбежно приведет к привести адепта к Нирване не более чем за семь жизней.

Анапанасати сутта

Анапанасати подробно описан в Анапанасати сутте:

Дышая долго, он различает » Я долго вдыхаю »; или долгий выдох, он распознает: «Я долго выдыхаю». Или коротко дыша, он распознает: «Я дышу коротко»; или короткий выдох, он распознает: «Я коротко выдыхаю». Он тренирует себя: «Я буду дышать чувствительно всем телом». Он тренирует себя: «Я буду выдыхать, чувствительно ко всему телу». Он тренирует себя: «Я буду дышать успокаивающим телесным созданием». Он тренирует себя: «Я буду выдыхать успокаивающее телесное воображение».

Говорят, что если это будет продолжаться и хорошо развито, то это принесет большую пользу: «Вот как осознанность вдыхания и выдоха развивается и осуществляется таким образом. как быть большим плодом, приносящим большую пользу ». Что касается обучения, сутта Анапанасати гласит:

В любом случае монах остается сосредоточенным на теле в себе самом - пылким, бдительным и внимательным - отбрасывая жадность и страдания по отношению к миру, в этом случае его внимательность устойчива и безупречна. Когда его внимательность устойчива и непрерывна, тогда внимательность как фактор пробуждения пробуждается. Он развивает ее, и для него она идет к кульминации своего развития.

Современные источники

Во-первых, для того, чтобы практика была успешной, нужно посвятить ее практике и установить цель медитации. сеанс. Можно решить практиковать анапанасати стоя, лежа или ходьбой, или чередовать медитацию сидя, стоя, лежа и ходьбу. Затем можно сконцентрироваться на дыхании, идущем через нос: давлении в ноздрях при каждом вдохе и ощущении, как дыхание движется вдоль верхней губы при каждом выдохе. В других случаях практикующим рекомендуется уделять внимание дыханию в tanden, точке немного ниже пупка и ниже поверхности тела. Практикующие могут выбрать считать каждый вдох, «1, 2, 3,...» и так далее, до 10, а затем снова начать с 1. В качестве альтернативы люди иногда считают выдох «1, 2, 3,...» как на вдохе, так и на выдохе. Если счет потерян, нужно начать заново с начала.

Тип практики, рекомендуемый в Трех столпах дзэн, заключается в том, чтобы человек какое-то время считал «1, 2, 3,...» на вдохе, а затем, в конце концов, переключился рассчитывать на выдохе, а затем, в конце концов, когда вы добьетесь более стабильного успеха в отслеживании счета, начать обращать внимание на дыхание, не считая. Есть практикующие, которые считают дыхание всю свою жизнь. Начинающим студентам часто рекомендуется выполнять краткую ежедневную практику продолжительностью около 10-15 минут в день. Кроме того, в буддийской практике часто считается необходимым учитель или наставник, равно как и сангха, или сообщество буддистов, для поддержки.

Когда кто-то отвлекается от дыхания, что случается как с начинающими практикующими, так и с адептами, либо мыслью, либо чем-то еще, тогда он просто возвращает свое внимание обратно к дыханию. Филипп Голдин сказал, что важное «обучение» происходит в тот момент, когда практикующие возвращают свое внимание к объекту сосредоточения, дыханию.

Активное дыхание, пассивное дыхание

Чаще всего практикуют анапанасати. сосредоточив внимание на дыхании, без каких-либо усилий изменить дыхание.

В горловом пении, распространенном среди буддийских монахов Тибета и Монголии, долгий и медленный выдох во время пения это ядро ​​практики. Звук пения также служит для сосредоточения ума в однонаправленной концентрации самадхи, в то время как ощущение себя растворяется, когда осознание поглощается царством чистого звука.

В некоторых японских медитациях дзен акцент делается на поддержании «силы в области живота» (даньтян или «танден») и медленном глубоком дыхании в течение длительного времени. выдох, опять же, чтобы помочь достижению умственного состояния однонаправленной концентрации. Существует также «бамбуковый метод», когда человек вдыхает и выдыхает пунктирными частями, как если бы водит рукой по стеблю бамбукового дерева.

Алан Уоттс заметил кое-что еще в наблюдении за дыханием в отношении дыхания. в дзен-буддизм. Активное или произвольное дыхание («Я вдохну» и т. Д.) Явно является чем-то, что делает человек. Пассивное дыхание (непроизвольное ежедневное дыхание) - это то, что мы воображаем, но не нами, это просто происходит. В медитации с наблюдением за дыханием мы можем испытать оба типа. Но внезапно до нас может дошло, что мы делаем и то, и другое: непроизвольное дыхание также кажется чем-то, что мы делаем, потому что мы переживаем «быть всем» - мы делаем все. И это может измениться - и то, и другое просто происходит: произвольное дыхание также кажется чем-то, что происходит просто так, опять же, потому что мы «являемся всем» - но сейчас все просто происходит. Таким образом, мы можем видеть сами наши решения делать что-то просто происходящим, спонтанно возникающим - он спрашивает: «Вы решаете принять решение?». Будьте осторожны, заметьте, что Алан Уоттс указывает на то, что верны обе вещи: мы решаем (и имеем свободную волю), и (мы не делаем) решения просто происходят. Это точка зрения дзен, в которой мы принимаем этот парадокс. Мы могли бы сказать, что этот (или любой другой) парадокс существует только как человеческая мысль, и в этом случае мы не можем понять (подумать), как эти противоположности могут существовать вместе; но на самом деле это не отягощено мыслью, это наш опыт. Таким образом, наблюдение за дыханием - это один из способов испытать эти вещи.

Пранаяма, или йогическое управление дыханием, очень популярно в традиционных и современных формах йоги.

Научно доказанные преимущества

Практика концентрации внимания изменяет мозг так, чтобы со временем эта способность улучшалась; мозг растет в ответ на медитацию. Медитацию можно рассматривать как умственную тренировку, похожую на обучение катанию на велосипеде или игре на пианино.

Медитирующие, имеющие опыт медитации с фокусированным вниманием (анапанасати - это тип медитации с фокусированным вниманием), показали снижение привычной реакции с помощью 20-минутного теста Струпа, что, как было предложено Ричардом Дэвидсоном и его коллегами, может иллюстрировать уменьшение эмоционально реактивного и автоматического ответного поведения. Научно продемонстрировано, что анапанасати усиливает связь в мозге.

Этапы

Формально существует шестнадцать стадий - или созерцаний - анапанасати. Они разделены на четыре тетрады (т. Е. Наборы или группы по четыре). Первые четыре шага включают сосредоточение ума на дыхании, которое является «кондиционером тела» (пали : кая-санкхара). Вторая тетрада включает сосредоточение на чувствах (ведана), которые являются «обусловливающими ум» (пали : читта-санкхара). Третья тетрада включает сосредоточение на самом уме (пали : citta), а четвертая - на «качествах ума» (пали : дхамма ). (Сравните правильное осознание и сатипаттхана.)

Любая сессия медитации анапанасати должна проходить стадии по порядку, начиная с первого, независимо от того, выполнил ли практик все стадии на предыдущем сеансе или нет.

СатипатханаАнапанасатиТетрады
1. Созерцание тела1. Долгое дыхание (Знание дыхания)Первая тетрада
2. Короткое дыхание (Зная дыхание)
3. Ощущение всего тела
4. Успокаивает телесную деятельность
2. Созерцание чувств5. Испытывать восторгВторая тетрада
6. Испытывать блаженство
7. Опыт умственной деятельности
8. Успокаивающая умственная деятельность
3. Созерцание разума9. Ощущение разумаТретья Тетрада
10. Удовлетворение ума
11. Сосредоточение ума в самадхи
12. Освобождение ума
4. Созерцание Дхамм13. Созерцание непостоянстваЧетвертая тетрада
14. Созерцание угасания похоти
15. Намерение бросить курить
16. Созерцание отказа

В традиции Тхеравады

Согласно нескольким учителям буддизма Тхеравады, одна только анапанасати приведет к устранению всех омрачений (килеса ) и, в конечном итоге, к просветлению. По словам Роджера Бишофа, дост. Вебу Саядо сказал об анапанасати: «Это кратчайший путь к Ниббане, любой может использовать его. Он выдерживает исследования и соответствует учениям Будды, сохраненным в священные писания. Это прямой путь к Ниббане ".

Анапанасати также можно практиковать с другими традиционными предметами медитации, включая четыре системы отсчета и метта-бхавана, как это делается в современном тхераваданском буддизме.

В китайской традиции

Буддхасинга, монах, который приехал в Китай и широко распространял методы анапанасмрити.

Во втором веке буддийский монах Ань Шигао пришел из Северо-Западной Индии в Китай и стал одним из первых переводчиков буддийских писаний на китайский язык. Он перевел версию Анапанасмрити-сутры между 148 и 170 годами нашей эры. Эта версия является значительно более длинным текстом, чем текст в Экоттара Агама, и озаглавлена ​​«Великая анапанасмрити-сутра» (гл. 大安 般 守 意 經) (Тайшу Трипинака 602).

Позднее Буддхасинга, более известный как Фотуденг (佛 圖 澄) (231–349 гг. Н. Э.), Пришел из Средней Азии в Китай в 310 г. и широко распространил буддизм. Говорят, что он продемонстрировал много духовных сил и смог обратить полководцев в этом регионе Китая в буддизм. Он хорошо известен своими методами медитации, особенно анапанасмрити. Фотуденг широко учил анапанасмрити с помощью методов подсчета вдохов, чтобы смягчить дыхание, одновременно фокусируя ум в состоянии мирного медитативного сосредоточения. Обучая методам медитации и доктринам, Фотуденг быстро популяризировал буддизм. Согласно Нан Хуайцзинь, «Помимо всех своих теоретических представлений о пустоте и существовании, буддизм также предлагал методы для подлинной реализации духовных сил и медитативного сосредоточения, на которые можно было положиться. Это причина того, что буддизм начал развиваться. так энергично в Китае с Фотуденг. "

По мере того, как все больше монахов, таких как Кумараджива, Дхармананди, Гаутама Сангхадева и Буддхабхадра, приходили на Восток, переводы текстов медитации стали а также, который часто учил различным методам анапанасмрити, которые использовались в Индии. Они стали частью различных буддийских традиций, а также небуддийских традиций, таких как даосизм.

. В шестом веке была сформирована школа Тяньтай, обучавшая Единой колеснице (санскр. Экаяана ), средство достижения состояния будды, как главный принцип, и три формы шаматха - випашьяна коррелируют с медитативными перспективами пустота, временное существование и середина как метод взращивания реализации. Школа Тяньтай делает упор на анапанасмрити в соответствии с принципами шаматхи и випашьяны. В Китае понимание медитации Тяньтай имеет репутацию самого систематического и всеобъемлющего из всех. Основатель школы Тяньтай Чжии написал множество комментариев и трактатов по медитации. Из этих текстов, Краткое Шаматха-випашьяна Чжийи (小 止 観 Xiǎo Zhǐguān), его Махашаматха Випашьяна (摩訶 止 観 Móhē Zhǐguān) и его Шесть Тонких Врат Дхармы (Mio) являются наиболее значительными. широко читается в Китае. Чжии подразделяет дыхание на четыре основные категории: одышка (喘 «чуǎн»), неторопливое дыхание (風 «фэн»), глубокое и спокойное дыхание (氣 «ци») и неподвижность или покой (息 «си»). Чжии считает, что первые три вида дыхания неправильны, а четвертый правильный, и что дыхание должно достигать неподвижности и покоя. Достопочтенный Сюань Хуа, учивший Чань и Буддизм Чистой Земли, также учил, что внешнее дыхание достигает состояния покоя при правильной медитации:

Практикующий при достаточной сноровке внешне не дышит. Это внешнее дыхание остановилось, но внутреннее дыхание функционирует. При внутреннем дыхании нет выдоха через нос или рот, но дышат все поры тела. Человек, который дышит внутренне, кажется мертвым, но на самом деле он не умер. Он не дышит внешне, но внутреннее дыхание ожило.

В индо-тибетской традиции

В традиции тибетского буддизма анапанасмрити выполняется, чтобы успокоить ум и подготовить один к другому. практики.

Два самых важных философа-махаяна, Асанга и Васубандху, в главе Шравакабхуми Йогачарабхуми-шастры и Абхидхарма-коша, соответственно, разъясняют это что они считают анапанасмрити глубокой практикой, ведущей к випашьяне (в соответствии с учением Будды в Сутра-питике). Однако, как продемонстрировала ученая Лия Захлер, «традиции практики, связанные с представлениями Васубандху или Асанги о медитации дыхания, вероятно, не были переданы в Тибет». Асанга соотносит шестнадцать стадий анапанасмрити с четырьмя смритюпастханами точно так же, как это делает анапанасмрити-сутра, но поскольку он не делает этого явным, более поздние тибетские комментаторы упускают этот момент.

Тибетская линия передачи, гелуг, пришла к мнению, что анапанасмрити - это просто подготовительная практика, полезная для успокоения ума, но не более того. Захлер пишет:

Практическая традиция, предложенная самим Казначейством, а также Основой слушателей Асанги, - это традиция, в которой внимательность к дыханию становится основой для индуктивного рассуждения по таким темам, как пять совокупностей; в результате такого индуктивного рассуждения медитирующий продвигается по пути Слушателя: подготовки, видения и медитации. По крайней мере кажется возможным, что и Васубандху, и Асанга представили свои соответствующие версии такого метода, аналогичного, но отличного от современной медитации прозрения Тхеравады, и что ученые гелукпа не смогли реконструировать его в отсутствие практики практики из-за большой разницы. между этим типом индуктивного медитативного рассуждения, основанного на наблюдении, и типами медитативного рассуждения с использованием последствий (тхал 'гюр, прасанга) или силлогизмов (сбйор ба, прайога), с которыми были знакомы гелукпы. Таким образом, хотя ученые-гелукпа дают подробные интерпретации систем медитации на дыхании, изложенные в текстах Васубанду и Асанги, они не могут полностью объяснить более высокие стадии медитации на дыхании, изложенные в этих текстах... похоже, что ни авторы учебников Гелукпа, ни современные ученые, такие как Лати Ринпоче и Гендун Лодро, не были в состоянии сделать вывод, что первый момент пятой стадии системы медитации на дыхании Васубандху совпадает с достижением особого постижения и что, следовательно, первые четыре стадии должны быть методом развития особой проницательности.

продолжает Захлер,

[I] t появляется..что медитативная традиция, состоящая из анализа, основанного на наблюдении, - индуктивного рассуждения в рамках медитации - не была передана в Тибет; то, что авторы гелукпа называют аналитической медитацией, является силлогистическим рассуждением в медитации. Таким образом, Джамьянг Шайпа не признает возможность «аналитической медитации», основанной на наблюдении, даже когда он цитирует отрывки о медитации дыхания из Сокровищницы явленных знаний Васубандху и, особенно, Основания слушателей Асанги, которые, кажется, описывают это.

Стивен Батчелор, который в течение многих лет был монахом линии Гелукпа, испытал это на собственном опыте. Он пишет: «Такая систематическая практика внимательности не сохранилась в тибетских традициях. Ламы Гелугпа знают о таких методах и могут указать на длинные описания внимательности в своих трудах по Абхидхарме, но живое применение практики в значительной степени утрачено ( Только в дзог-чен с идеей «осознанности» [rig pa] мы находим нечто подобное.) Для многих тибетцев сам термин «внимательность» (sati на пали, переводится на тибетский как dran pa) стал понятен. почти исключительно как «память» или «воспоминание».

Однако, как заметил Бэтчелор, в других традициях, особенно в Кагью и Ньингма, внимательность, основанная на анапанасмрити практика считается довольно глубоким средством успокоения ума, чтобы подготовить его к высшим практикам Дзогчен и Махамудры. Для Кагьюпы в контексте махамудры анапанасмрити считается идеальным способом для медитирующего перейти к принятию самого ума как объекта медитации и порождению на этой основе випашьяны. Выдающийся современный мастер Кагью / Ньингма Чогьям Трунгпа, повторяя воззрение Кагью Махамудры, писал: «Ваше дыхание - это самое близкое, что вы можете придти к изображению вашего ума. В некотором смысле это портрет вашего ума.... Традиционная рекомендация в линии передачи медитирующих, которая развивалась в традиции Кагью-Ньингма, основана на идее смешивания ума и дыхания ». Гелукпа допускает, что можно принять сам ум как объект медитации, однако, как сообщает Захлер, Гелукпа препятствует этому, «что кажется тонко замаскированной сектантской полемикой против Великой Завершенности Ньингма [Дзогчен] и Великой Печати Кагью [ махамудра] медитации ».

В тантрической традиции Панчакрамы, приписываемой (Ваджраяне) Нагарджуне, считается, что анапанасмрити, считая дыхания, достаточно, чтобы вызвать переживание випашьяны (хотя это происходит в контекст «формальной тантрической практики стадии завершения в высшей йогатантре»).

См. также

Ссылки

Библиография

Первичные источники

Дополнительная литература

  • Внимательность с «Дыханием» Буддхадаса Бхиккху. Публикации мудрости, Бостон, 1996. ISBN 0-86171-111-4.
  • Дыхание за дыханием Ларри Розенберга. Shambhala Classics, Boston, 1998. ISBN 1-59030-136-6.
  • Спокойствие и прозрение Амадео Соле-Лерис. Shambhala, 1986. ISBN 0-87773-385-6.
  • «Анапанасати-сутта / Практическое руководство по осознанности дыхания и медитации безмятежной мудрости» Бханте Вималарамси. Фонд Инь Шунь, январь 1999 г.; Первое издание (1999 г.). ASIN: B00183T9XW

Внешние ссылки

Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Экоттара Агама 17.1: Анапанасмрити Сутра
Последняя правка сделана 2021-06-10 22:18:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте